Предлагается установить новый механизм расчета дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных
образований. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов) будет опреде-
ляться с использованием коэффициентов, учитывающих
различия в структуре населения, социально-экономических
факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления
муниципальных услуг.
Кроме того, в целях повышения самостоятельности
местных бюджетов, консолидации усилий по наращиванию
налогового потенциала муниципальных районов и городских
округов полномочия по расчету и предоставлению дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет
средств областного бюджета передаются с регионального на
районный уровень.
Существующий механизм межбюджетных отношений,
зафиксированный в законе о нормативах потребностей,
слишком сложен: в нем очень много индикаторов, показателей,
коэффициентов. В итоге с точки зрения управления система
неработоспособна.
«Представьте, что в автомобиле появилось бы порядка 400
различных показателей, и от каждого из них зависело бы то, как
он двигается. Это было бы очень неудобно», – пояснил председа-
тель комитета по бюджету и налогам
Алексей Канаев
.
а к т у а л ь н о
В следующем году
в Вологодской области
существенно изменятся
межбюджетные отношения
Потребность в изменении сложившегося механизма возникла по нескольким причинам.
В последнее время неоднократно, в том числе в ЗСО, говорилось о несовершенстве закона
о нормативах расходных потребностей, который применяется в течение десяти лет.
Еще одна важнейшая причина новаций – изменение
федерального законодательства, согласно которому полномочия
по финансированию дошкольного образования переданы с
муниципального на региональный уровень. По предварительным
подсчетам, на 2014 год на эти цели потребуется 3,6 миллиарда
рублей. Для обеспечения этих расходов Бюджетным кодексом
увеличен норматив зачисления доходов от НДФЛ, поступающих
в областной бюджет. Кроме того, принято решение зачислять
налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной системы
налогообложения (УСН), а также налог на имущество организа-
ций в областной бюджет. Ранее часть этих налогов оставалась на
местах.
«Вслед за расходными полномочиями в региональный
бюджет переходят и дополнительные источники его форми-
рования с местного на региональный уровень. При этом, когда
рассматривался данный вопрос, детально анализировалось
каждое муниципальное образование: как меняется объем
доходов, который уходит с муниципального уровня, и какой
объем субвенций придет в муниципальные образования», –
подчеркнул Алексей Канаев.
В итоге, если сложить доходы, закрепленные и переда-
ваемые дотации, субвенции на образовательный процесс, то по
всем местным бюджетам доходная база составит в 2014 году
15,1 миллиарда рублей. В 2013 году эта цифра составляла 14,7
миллиарда, то есть доходы местных бюджетов в следующем
году будут выше, чем в текущем, на 2,7%.
Вместе с тем, по словам депутата, местные органы
власти получат дополнительные источники доходов, кото-
рые будут стимулировать их работу: «Мы предлагаем весь
транспортный налог с физических лиц зачислять в местные
дорожные фонды, которые создаются в 2014 году. С тем,
чтобы была прямая зависимость – как налог собрали, так и
ремонтируются дороги в городах, районах. Я думаю, что эти
решения будут приняты в ходе обсуждения межбюджетных
отношений».
Тем не менее, по словам Алексея Канаева, при улучшении
экономической ситуации необходимо вновь вернуться к этому
вопросу. Это нужно для того, чтобы сохранить заинтересован-
ность местных органов власти в развитии малого и среднего
бизнеса для расширения налогового потенциала.
При этом для того, чтобы переход на новые «рельсы»
произошел наиболее безболезненно, до 2017 года будут парал-
лельно действовать обе системы. ●
Парламентский диалог
16