В федеральное законодательство, регулирующее вопросы высшей школы, необходимо вносить изменения. К такому выводу пришли участники заседания экспертно-аналитического совета, созданного при постоянном комитете по образованию, науке и высшей школе Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Заседание состоялось в областном парламенте 23 мая.
В работе совета приняли участие руководители ведущих вузов Вологды и Череповца, председатель экспертно-аналитического совета при постоянном комитете ПАСЗР, профессор Ленинградского областного института развития образования Геннадий Нурышев, начальник департамента образования области Елена Рябова.
Призывая «учёных мужей» к открытому диалогу, председатель комитета по образованию, науке и высшей школе ПАСЗР, депутат Законодательного Собрания области Наталия Рябова, в частности, отметила:
«В последнее время, а особенно в прошлом 2007 году на федеральном уровне был принят ряд законов, регулирующих деятельность высшей школы . Наша сегодняшняя задача - обозначить наиболее острые проблемы, возникшие в ходе реализации этих законов и образовательной реформы в целом» .
Живое обсуждение участников совещания вызвал один из первых указов нового Президента России Дмитрия Медведева «О формировании федеральных университетов», по которому в России наряду с уже созданными Сибирским и Южным федеральными университетами продолжится укрупнение и слияние других региональных вузов. По мнению ректора Вологодского государственного педагогического университета Александра Лешукова, объединение разнопрофильных вузов, к примеру, гуманитарного и технического, может вызвать многочисленные противоречия между педколлетивами и в целом снизить эффективность образовательного процесса.
«При подготовке Правительством РФ соответствующего федерального законопроекта считаю важным учитывать мнение учёных советов вузов, которые подлежат реструктуризации», - заметил Александр Лешуков.
Участники совещания сошлись во мнении, что для успешного развития системы высшего профессионального образования в регионе необходимо развивать вертикальные объединения непрерывного образования, так называемые, отраслевые образовательные кластеры, включающие в себя также учреждения начального и среднего профобразования. Однако, создание таких систем требует законодательного закрепления и соответствующей финансовой поддержки со стороны государства.
Начальник департамента образования области Елена Рябова согласилась с представителями высшей школы и подтвердила, что в области уже есть примеры такого взаимодействия. Это – совместная деятельность Вологодского государственного технического университета и машиностроительного техникума, педагогического колледжа и Вологодского государственного педагогического университета.
«Подобные образовательные вертикали начинают появляться также и на периферии, - сообщила Елена Рябова. - Так в Великом Устюге идёт процесс объединения сельскохозяйственного техникума и начального ПТУ №44. В перспективе рассматривается их взаимодействие с Вологодской государственной молочно-хозяйственной академией им. Верещагина».
Елена Рябова также отметила, что важным условием эффективной деятельности таких кластеров является наличие чёткого социально-экономического заказа со стороны Правительства области на подготовку кадров необходимых экономике области специальностей. Нужна разработка концептуальной программы развития системы высшего профессионального образования в Вологодской области.
Такое взаимодействие властей региона и государственных вузов позволит решить ещё одну проблему – сократить число растущих негосударственных филиалов, дающих не самое качественное образование, но создающих конкуренцию для развития системы качественного высшего образования.
«Нам необходимо принятие нормативного акта, регулирующего деятельность негосударственных филиалов высшего образования на территории области» , - подчеркнула Елена Рябова.
Тему востребованности специалистов с высшим образованием продолжил директор Череповецкого филиала университета Российской академии образования Сергей Гаврилов, который выступил за внедрение в вузах систем качества образовательных учреждений. Это позволит, по его мнению, с одной стороны осуществлять адекватное наполнение регионального рынка труда квалифицированными специалистами, с другой – вузам выстраивать политику собственного развития, тесно увязанную с нуждами региона.
Касаясь перехода России на двухуровневую систему высшего образования, которая началась с 2008 года, ректоры единодушно отметили, что новая система будет более гибко отзываться на запросы экономики, станет более удобной как для работодателя, так и для выпускника. Поскольку в России сейчас 60-90% выпускников вузов работают не по специальности, двухуровневая система даст возможность студенту, с одной стороны, получить базовое четырёхлетнее образование – бакалавриат. А затем идти работать, или продолжить обучение в магистратуре, то есть заниматься исследованиями, работать над диссертацией. Причём бакалавру необязательно сразу же поступать в магистратуру. Получив образование, специалист может попробовать себя на рынке труда, а затем снова вернуться в учебную аудиторию.
Одна из проблем, по мнению участников дискуссии, состоит в слабой осведомлённости работодателей о новых подходах к высшему образованию. Есть вероятность, что бакалавр, будет воспринят как специалист с неоконченным высшим образованием. Однако, как показывает практика, выпускников вузов при приёме на работу всё равно приходится «доучивать». Поэтому лучше доучивать бакалавра, чем магистра.
Среди прочих проблем учебного процесса, директор Гуманитарного института Череповецкого государственного университета Александр Чернов обратил внимание своих коллег на необходимость выстраивания прозрачной, последовательной и внятной политики проведения государственных конкурсов на бюджетные места в вузах.
«Несмотря на многочисленные заявления первых лиц государства о перепроизводстве экономистов и юристов, в 2008 году максимальное сокращение бюджетных мест в региональных вузах почему-то произошло по гуманитарным специальностям: филологии, истории, психологии, - заметил Александр Чернов. - Между тем сокращение этих специальностей значительно уменьшает выпуск специалистов, способных работать в широком спектре учреждений, предприятий и организаций социальной сферы».
Коллегу поддержал ректор Вологодского государственного технического университета Леонид Соколов. Он затронул наболевшую проблему сокращения бюджетных мест в ВУЗах.
«Дело доходит до абсурда, - сказал Леонид Соколов, - с подачи министерства образования мы открываем новые специальности, и с их же подачи на эти специальности не предусматриваются бюджетные места. А кто аккредитует специальность, если в группах учатся одни «платники»?».
Среди других проблем высшей школы участники совета отметили сложность закрепления выпускников на селе, отсутствие законодательных рычагов обязывающих студентов-бюджетников «отрабатывать» затраченные на их обучение государственные средства. По словам директора филиала Северо-Западной академии государственной службы в г. Вологде Вячеслава Приятелева, такая проблема возникает даже в отношении муниципальных служащих области:
«Районные чиновники в нашей академии получают второе образование за бюджетные деньги, а потом уходят в коммерцию».
Подводя итог заседанию, Наталия Рябова отметила, что поднятые проблемы вместе с предложениями других субъектов Северо-запада обязательно будут отражены либо в законодательной инициативе, подготовленной депутатами комитета по образованию, науке и высшей школе ПАСЗР, либо в Обращении к Правительству РФ и Президенту России.
«Мы настроены на конкретный результат, - отметила Наталия Рябова. Собирая предложения по совершенствованию законодательства в отношении высшей школы, мы выражаем мнение всего депутатского корпуса Северо-Запада России. Считаю, что деятельность комитета – один из влиятельных рычагов для решения проблем, связанных с реформированием российской системы высшего образования в целом».
Пресс-служба Законодательного Собрания области
27.05.2008 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 3689 |