АЛЕКСАНДРА
БАДАНИНА,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПОСТОЯННОГО
КОМИТЕТА ЗСО
ПО ОБРАЗОВА
НИЮ, КУЛЬТУРЕ И
ЗДРАВООХРАНЕ
НИЮ
:
– Сельским школам будет сложнее вы-
полнить высокие образовательные стан-
дарты и требования, которые предусмо-
трены новым законом. И здания старые,
и материальная база устаревшая, да и
педагоги не везде готовы к новым про-
граммам, методам обучения. Но это не
стоит воспринимать как трагедию. Выход
в том, чтобы постепенно модернизиро-
вать сельские школы и внедрять дис-
танционное обучение. Новый закон об
образовании дает такую перспективную
возможность. Это позволит сохранить
школы на селе, а в конечном итоге со-
хранить и саму деревню.
ТАТЬЯНА
НИКИТИНА,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПОСТОЯННОГО
КОМИТЕТА ЗСО
ПО ВОПРОСАМ
МЕСТНОГО СА
МОУПРАВЛЕНИЯ
:
– Новый закон регулирует правовые,
организационные, методологические,
финансовые и экономические основы
сферы образования на последующие
годы. Сохраняется право на бесплатное
образование на всех уровнях учеб-
ного процесса – от дошкольного до
вузовского. Гарантируется социальная
поддержка педагогических работников.
Федеральным законом внедряются
новые образовательные стандарты и
новые требования. Речь идет о несколь-
ких уровнях образования: базовый,
углубленный и индивидуальный.
В целом это очень прогрессивный
закон. Однако только при практическом
его применении можно будет увидеть
все положительные и отрицательные
стороны и вовремя внести коррективы.
АААА!
КРИЧАЛА
КОРОЛЕ
ВА. КРОВЬ ИЗ
ПАЛЬЦА! ХЛЕЩЕТ
КРОВЬ! АЛИСА ЗАЖА
ЛА УШИ РУКАМИ. ЧТО
СЛУЧИЛОСЬ? СПРО
СИЛА ОНА, КАК ТОЛЬКО
КОРОЛЕВА ЗАМОЛЧАЛА,
ЧТОБЫ НАБРАТЬ ВОЗДУХА
В ЛЕГКИЕ.
ВЫ УКОЛОЛИ ПАЛЕЦ?
ЕЩЕ НЕ УКОЛОЛА, СКА
ЗАЛА КОРОЛЕВА, НО
СЕЙЧАС УКОЛЮ! ААА!
Льюис Кэрролл
«Алиса в Зазеркалье»
НОВЫЙ ЗАКОН
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
Слово «стандарт» не совсем удачно
характеризует то, что будет внедряться
в школах. Ведь стандарт – это нечто
усредненное, одинаковое, а новая
школа подразумевает развитие ярких
личностей, талантливых индивидуаль-
ностей.
Итак, Закон подразумевает повсе-
местное, постепенное введение и новых
стандартов образования. Насколько
это хорошо, могут судить ученики трех
пятых классов двух пилотных школ
области, где новые стандарты – уже
реальность. Повезло гимназии №2 Во-
логды и школе №8 Череповца. В рамках
новых стандартов здесь внедряются
современные программы образования,
обновляются учебники и оборудова-
ние кабинетов. В 2013-2014 учебном
году предусмотрено введение ФГОС
основного общего образования во всех
пятых классах 10-ти пилотных школ об-
ласти. Переход на ФГОС начат в области
с 2009 года и осуществляется поэтапно
по ступеням общего образования. Так,
до 2014 года планируется внедрить
новые стандарты на уровне начального
образования, а в 2015-2018 годах будет
введен ФГОС основного общего образо-
вания. Наконец с 2019 года планируется
ввести ФГОС среднего (полного) общего
образования.
ИТОГИ НАКАНУНЕ
1 сентября первые звонки положат
начало не только реализации нового за-
кона, но, по сути, новой школе, в которой
будет сделана ставка на самореали-
зацию личности, на самостоятельную
исследовательскую работу. Изменения
не будут быстрыми, но будут заметными.
Родители смогут в этом убедиться, когда
ученик принесет и покажет дома новый
учебник и когда расскажет о работе
с электронным микроскопом, когда в
школе отремонтируют спортзал. Новый
закон и новые стандарты внушают
обоснованный оптимизм и веру в то, что
школьное образование даст ученику
полезную систему знаний на всю жизнь,
воспитает новое поколение образован-
ных, патриотичных граждан России.
Петр Солдатов
4.
Законом определено, что
дошкольное образование является
ступенью общего образования, а не
только системой, в которой организован
присмотр и уход за детьми. То есть, сюда
входит не только кормление, забота о
здоровье и т. д., но и образование как
таковое.
5.
В Законе предусматривается
обязательность дошкольного образова-
ния. Она вовсе не означает обязанность
родителей отдавать детей в садик. Здесь
имеется в виду обязанность государства
предоставлять им такую возможность.
Для семьи это не обязанность, а право.
6.
Закон закрепляет за семьями,
живущими рядом с той или иной шко-
лой, приоритетное право поступления в
это учебное заведение.
7.
Закон закрепляет вариативность
выбора образовательных программ
учебным заведением и введение
региональных особенностей в образо-
вательные программы. К примеру, для
Вологодской области это означает, что
в школах по-прежнему будет изучаться
такой предмет, как «Истоки».
Вместе с тем, специалистами от-
мечается и ряд недостатков принятого
Закона. Среди них большое количество
отсылочных норм и недостаток норм
прямого действия, рамочное описание
всего, что касается детей с разными,
в том числе с ограниченными, возмож-
ностями здоровья.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ДИАЛОГ
9