ГЕОРГИЙ
ШЕВЦОВ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬ
НОГО СОБРАНИЯ
ОБЛАСТИ:
– Сегодня в комитетах Законодательного
Собрания области в ежедневном ре-
жиме ведется работа над областными
законопроектами, которые обеспечат
деятельность учебных заведений после
вступления в силу закона об образова-
нии в РФ. Мы должны четко представ-
лять и то, сколько этот переход будет
стоить областному бюджету.
НОВЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
–
МОЖНО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ВТОРЖЕНИЮ
АРМИЙ, НО НЕВОЗМОЖНО ОСТАНОВИТЬ ИДЕИ,
ВРЕМЯ КОТОРЫХ ПРИШЛО.
Виктор Гюго
Еще на стадии разработки в Законода-
тельном Собрании области депутаты уде-
лили законопроекту особое внимание.
По инициативе депутатов комитета по
образованию, культуре и здравоохране-
нию с привлечением самого широкого
круга специалистов, общественности
были проведены круглый стол, ряд
тематических совещаний. Состоялись
парламентские слушания. Был сделан
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
Подобно Белой Королеве многие
противники нового закона об образо-
вании громко высказали о нем свое
мнение еще до того, как в окончатель-
ном варианте после широкого обще-
ственного обсуждения в регионах были
оформлены его основные статьи.
В общих чертах критика сводилась
к тому, что образование в школах
теперь станет платным, учить детей
будут в основном физкультуре и «месте
России в мире», а программы учебных
учреждений по всей стране будут
сверстаны под один шаблон. Оконча-
тельная точка в этих домыслах была
поставлена с принятием Закона. Ни
один из пессимистических прогнозов
не оправдался. Вот только несколько из
принципиальных позиций.
1.
Законом гарантируется БЕСПЛАТ-
НОЕ образование в рамках государ-
ственного стандарта. Эти стандарты
не предполагают сокращение уже суще-
ствующих образовательных программ.
Платные услуги будут вводиться только
по желанию родителей сверх обязатель-
ного образовательного стандарта. Плат-
ные предметы ни в коем случае не будут
пересекаться с учебными программами.
2.
Закон предполагает постепенное
введение федеральных образова-
тельных стандартов и новой системы
образовательных программ, которые
делятся на основные и дополнительные.
По основным общеобразовательным
и профессиональным программам
также устанавливаются госстандарты.
Для выполнения стандартов школы
будут обеспечены новыми учебниками,
лабораторным оборудованием. Будут
ремонтироваться здания школ.
3.
Закон запрещает конкурсный от-
бор и какие-либо испытания (тестирова-
ния) при приеме в детсады и начальные
школы.
вывод: действующее законодательство,
регулирующее вопросы образования,
значительно устарело. Только с 2000
года в законы «Об образовании» и
«О высшем и послевузовском профес-
сиональном образовании» было внесено
около 200 поправок, принято более
40 федеральных законов, что свидетель-
ствует о том, что нормы и требования,
установленные законодательством,
перестали соответствовать реальным
потребностям общества.
На этом фоне новый Федеральный
закон «Об образовании в Российской
Федерации» способствует созданию
законодательных механизмов, обеспечи-
вающих динамичное развитие системы
образования, увеличению спектра
образовательных услуг, использованию
новых педагогических методик.
Но самое главное, по мнению депута-
тов, то, что Закон сохраняет все гарантии
предоставления бесплатного образова-
ния, которые существуют на сегодняшний
день. Более того, создаются реальные
механизмы, которые расширяют эти га-
рантии. В частности, Закон предоставляет
возможность бесплатного образования не
только в государственных учреждениях,
но и в негосударственном секторе.
Т Е М А Н О М Е Р А
С 1 СЕНТЯБРЯ ВСТУПАЕТ В СИЛУ НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОН ПРИХОДИТ
НА СМЕНУ ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ,
ПРИНЯТОМУ В 1992 ГОДУ, И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О ВЫСШЕМ
И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ,
ПРИНЯТОМУ В 1996 ГОДУ. В СВОЕЙ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАКОН
ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЧЕТКУЮ СИСТЕМУ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕГО ДО ПОСЛЕВУЗОВСКОГО. ПО ЗАМЫСЛУ
ЕГО СОЗДАТЕЛЕЙ, ЭТО ПОЗВОЛИТ РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ ПРИНЦИП
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПРАКТИКОЙ.
мифы и реальность
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ДИАЛОГ
8