Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2019 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2019 год.
За прошедший период (январь – декабрь 2019 г.) подготовлено и проведено 25 заседаний постоянного комитета, на которых рассмотрено 915 вопросов, в том числе:
1) по проектам законов области – 84, в том числе внесенных:
- Губернатором области - 36;
- депутатами Законодательного Собрания области – 38;
- прокурором области – 10;
2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 14;
3) по проектам федеральных законов – 352, в том числе:
- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе Губернатора области – 2;
- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе депутатов ЗСО – 6;
- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 29;
- поступивших из ГД ФС РФ – 315;
4) обращений – 315, в том числе:
– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 15;
– государственных органов, органов местного самоуправления области – 88;
– юридических лиц – 67;
– граждан – 145;
5) других вопросов – 145.
Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в 2019 году не менялся и включает:
председателя постоянного комитета – Кожевину Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
заместителя председателя постоянного комитета - Заварина Р.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
члена постоянного комитета – Голик А.Ю. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ").
Организационно деятельность комитета обеспечивали специалисты отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.
В 2019 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).
К основным вопросам ведения комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:
1) порядка внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, рассмотрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, принятия Устава области, внесения изменений и (или) дополнений в него;
2) описания и порядка официального использования государственных символов Российской Федерации, официальных государственных символов Вологодской области (флага, герба);
3) административно-территориального устройства;
4) гражданства;
5) миграции, за исключением трудовой миграции;
6) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, за исключением прав детей;
7) персональных данных;
8) референдумов, выборов, избирательной системы, отзыва Губернатора области;
9) установления общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) судебной власти, судоустройства, судебной системы, судопроизводства;
11) статуса лиц, замещающих государственные должности Вологодской области;
12) государственной службы;
13) административного законодательства;
14) порядка формирования административных комиссий;
15) обеспечения безопасности государства, общества и личности;
16) участия граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности;
17) уголовного законодательства;
18) уголовно-исполнительного законодательства;
19) прокуратуры, органов внутренних дел (полиции), органов юстиции, адвокатуры, нотариата;
20) обеспечения прав коренных малочисленных народов на территории Вологодской области;
21) информации, информационной безопасности, защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов;
22) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечения пожарной безопасности;
23) установления организационно-правовых основ создания и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, противопожарной службы;
24) определения основ деятельности органов государственной власти области в сфере противодействия коррупции;
25) порядка осуществления контрольных полномочий Законодательного Собрания;
26) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения постоянного комитета;
27) определения порядка организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области;
28) исполнительного производства;
29) памятных дат;
30) государственных программ по вопросам ведения постоянного комитета.
Комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.
I. Правотворческая деятельность
Постоянным комитетом в отчетном периоде заявлено на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области 24 законопроекта, внесенных в порядке законодательной инициативы, депутатами Законодательного Собрания области:
1. "О внесении изменения в статью 14 закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
2. "О признании утратившими силу отдельных законов области в связи с принятием закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
3. "О внесении изменения в статью 52 закона области "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области";
4. "О внесении изменения в статью 55 закона области "О местном референдуме в Вологодской области";
5. "О внесении изменения в статью 57 закона области "О референдуме Вологодской области";
6. "О внесении изменения в статью 67 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
7. "О внесении изменения в статью 65 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
8. "О внесении изменения в статью 64 закона области "О выборах главы поселения в Вологодской области";
9. "О внесении изменения в статью 70 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
10. "О внесении изменения в статью 58 закона области "О выборах Губернатора Вологодской области";
11. "О внесении изменения в статью 63 Устава Вологодской области";
12. "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
13. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
14. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
15. "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
16. "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области";
17. "О внесении изменения в закон области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области";
18. "О внесении изменений в отдельные законы области";
19. "О внесении изменения в статью 7 закона области "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области";
20. "О внесении изменений в закон области "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области";
21. "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";
22. "О внесении изменения в статью 2.2 закона области "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области";
23. "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (совместная законодательная инициатива депутатов Законодательного Собрания области, Губернатора области и прокурора области);
24. "О внесении изменений в отдельные законы области".
Государственное строительство, система органов
государственной власти
1. Законом области от 08.04.2019 № 4522-ОЗ "О внесении изменения в статью 63 Устава Вологодской области" статья 63 Устава области приведена в соответствие с изменениями федерального законодательства. Федеральным законом от 06.02.2019 № 3-ФЗ внесены изменения в статьи 21 и 263 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми уточнены обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по защите прав национальных меньшинств, к которым относятся коренные малочисленные народы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом а1 части 2 статьи 63 Устава области Правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по защите прав национальных меньшинств.
Изменениями предусмотрено, что Правительство области будет также осуществлять в пределах своих полномочий меры по защите прав коренных малочисленных народов.
2. Закон области от 01.11.2019 № 4592-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области" разработан по результатам мониторинга правоприменения данного областного закона. Внесен ряд изменений:
1) Уточнены требования, предъявляемые к представителям:
- такие лица должны иметь не просто высшее юридическое образование, а полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;
- вводится новое требование – наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет.
2) Уточнено с учетом норм ГК РФ, что выдвигать кандидатов в представители имеют право зарегистрированные на территории области организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3) Из перечня документов, представляемых в Законодательное Собрание области для рассмотрения кандидатур в представители, исключена справка из психоневрологического и наркологического диспансеров, а также справка об отсутствии у кандидата судимости. Данные сведения, также как и другие, необходимые для объективной оценки кандидата необходимо отображать в анкете кандидата (по аналогии как это предусмотрено при формировании Общественной палаты области, общественного совета при Законодательном Собрании области и при назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей).
4) Предусмотрено, что объявление о выдвижении кандидатов в представители будет размещаться на официальном сайте Законодательного Собрания области, а не в областной газете "Красный Север" как было предусмотрено ранее действующей редакцией, не позднее пяти календарных дней со дня его принятия.
5) Уточнены основания для досрочного прекращения полномочий: вместо "совершение поступка, порочащего честь и достоинство" устанавливается выявление недостоверных сведений, представленных во время выдвижения и, вместо "систематического неисполнение обязанностей" вводится пропуск более двух заседаний подряд без уважительной причины.
3. Закон области от 01.11.2019 № 4593-ОЗ "О внесении изменения в статью 7 закона области "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области" был разработан на основании обращений органов местного самоуправления и предусматривает изменение кворума для признания заседания административных комиссий правомочным.
До изменений редакции закона области заседание административной комиссии считалось правомочным, если в нем принимало участие не менее двух третей установленного ее состава. В связи с тем, что персональный состав административной комиссии и изменения в него утверждаются представительным органом муниципального образования, т.е. на заседаниях сессии, процедура утверждения состава административной комиссии имела длительный характер. На практике часто возникали трудности в обеспечении кворума заседаний комиссии в случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, либо отсутствия членов комиссии по причине болезни, отпуска или служебной необходимости.
В целях соблюдения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях и непрерывного функционирования административных комиссий изменениями в закон области установлена правомочность комиссий, если в заседании участвует не менее половины ее членов.
Гражданская служба
Законом области от 08.07.2019 № 4554-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области" закон области от 6 июня 2005 года № 1295-ОЗ "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области" приведен в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Изменениями предусмотрено, что классные чины гражданской службы Вологодской области присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
Также законом области устанавливается соотношение классных чинов должностям государственной гражданской службы, которые предусмотрены Реестром должностей государственной гражданской службы.
Соблюдение, реализация прав и свобод человека и гражданина;
регулирование общественного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
1. В два закона области от 06.02.2019 № 4485-ОЗ "О внесении изменения в статью 14 закона области "Об Общественной палате Вологодской области" и закон области от 06.02.2019 № 4486-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов области в связи с принятием закона области "Об Общественной палате Вологодской области" внесены изменения юридико-технического характера.
Изменения в закон области "О внесении изменения в статью 14 закона области "Об Общественной палате Вологодской области" подготовлены в связи с изменениями в Регламент Законодательного Собрания Вологодской области, согласно которым предусмотрено, что Примерная программа законопроектной работы Законодательного Собрания Вологодской области на очередной год заменена на План законопроектной работы Законодательного Собрания области.
Вторым законом области признается утратившим силу два закона области, принятые в октябре 2018 года о внесении изменения в статью 9 ранее действовавшего закона области "Об Общественной палате Вологодской области", поскольку с 1 января 2019 года вступил в силу новый закон области от 2017 года "Об Общественной палате Вологодской области".
2. Законом области от 08.07.2019 № 4562-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области" уточнен порядок утверждения нового члена Общественной палаты области взамен досрочно прекратившего полномочия члена Общественной палаты области. В частности предусматривается, что Губернатор области, Законодательное Собрание области, Общественная палата области (в зависимости от того кем был утвержден член Общественной палаты области, досрочно прекративший полномочия) в течение 60 календарных дней должны утвердить нового члена палаты. Для этого они размещают в сети "Интернет" информацию о начале процедуры замещения вакантного места члена Общественной палаты области (Законодательное Собрание и Общественная палата размещают свою информацию на своих сайтах, а Губернатор – на сайте Правительства области). Срок для приема заявлений о выдвижении представителей в состав Общественной палаты – пятнадцать дней со дня размещения указанной информации в сети "Интернет". Выдвижение представителей в состав Общественной палаты области и утверждение нового члена Общественной палаты области будет производиться с соблюдением требований, предъявляемых для формирования Общественной палаты области.
3. Законом области от 13.01.2020 № 4644-ОЗ "О внесении изменения в статью 2.2 закона области "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области" внесены изменения в закон области "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области" в связи с принятием Конституционным Судом РФ № 33-П решения, согласно которому установление региональным законодателем общего запрета проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, находящихся в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными учреждениями выходит за рамки компетенции региона.
Областным законом определены места, в которых запрещается проведение митингов, шествий, демонстраций. Данный запрет установлен в отношении территории:
- прилегающей ближе чем на 40 метров к зданиям (помещениям), строениям, сооружениям органов законодательной (представительной) власти и исполнительной государственной власти области;
- прилегающей ближе чем на 15 метров к зданиям (помещениям), строениям, сооружениям органов местного самоуправления городских округов и административных центров муниципальных районов области.
Внесенными изменениями признаны утратившими силу данные положения.
4. Законом области от 04.12.2019 № 4600-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
В данный перечень включены отцы, усыновители, опекуны, воспитывающие детей в возрасте до трех лет без матери. Данная категория граждан будет иметь право на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Такая помощь будет оказываться адвокатами, в виде правового консультирования, составления заявлений, жалоб, представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Финансирование оказания бесплатной юридической помощи будет осуществляться в пределах выделенных ассигнований на оплату труда адвокатов за оказание бесплатной юридической помощи.
Законодательство о выборах и референдумах в Вологодской области
Развитие федерального законодательства о выборах и референдумах в 2019 году потребовало вновь неоднократного изменения регионального законодательства.
1. Пять законов области приведены в соответствие с Федеральным законом № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым предоставлена возможность голосовать гражданам, находящимся под домашним арестом. До внесения соответствующих изменений такая возможность была только у лиц, находящихся под стражей:
- 27.02.2019 № 4503-ОЗ "О внесении изменения в статью 70 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
- от 27.02.2019 № 4506-ОЗ "О внесении изменения в статью 67 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
- от 27.02.2019 № 4508-ОЗ "О внесении изменения в статью 57 закона области "О референдуме Вологодской области";
- от 27.02.2019 № 4507-ОЗ "О внесении изменения в статью 55 закона области "О местном референдуме в Вологодской области";
- от 27.02.2019 № 4509-ОЗ "О внесении изменения в статью 52 закона области "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области".
2. Два закона области приведены в соответствие с Федеральным законом № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым предоставлена возможность голосовать гражданам, находящимся под домашним арестом:
- от 27.02.2019 № 4505-ОЗ "О внесении изменения в статью 65 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
- от 27.02.2019 № 4504-ОЗ "О внесении изменения в статью 64 закона области "О выборах главы поселения в Вологодской области".
Кроме того, в оба закона области внесены изменения в части увеличения с 5000 до 15000 рублей максимальной суммы расходов на финансирование избирательной кампании кандидата на выборах сельских поселений, при которой специальный избирательный счет может не открываться.
3. Законом области от 27.02.2019 № 4501-ОЗ "О внесении изменений закон области "О выборах Губернатора Вологодской области" закон области от 13 июля 2012 года № 2835-ОЗ "О выборах Губернатора Вологодской области" приведен в соответствие с Федеральным законом № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым предоставлена возможность голосовать гражданам, находящимся под домашним арестом. Кроме того в него внесены изменения с учетом замечаний и предложений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и правового управления Центральной избирательной комиссии по закону области "О выборах Губернатора Вологодской области":
- устанавливаются конкретные сроки для опубликования нормативных правовых актов и решений областной избирательной комиссией по вопросам подготовки и проведения выборов Губернатора области. Они подлежит опубликованию в течение пяти дней после дня принятия такого решения на сайте избирательной комиссии;
- во избежание двойного учета избирателей (и по месту постоянной и по месту временной регистрации) исключена норма, в соответствии с которой руководители образовательных организаций направляли информацию в ТИК о студентах, зарегистрированных по месту пребывания в общежитии, для включения их в список избирателей. Теперь такие студенты будут включаться в список избирателей по месту постоянной регистрации. При этом они в общем порядке смогут подать заявление о голосовании по месту нахождения. Сделать это можно и по месту временного пребывания и по месту постоянного жительства, подав заявление либо в ТИК или УИК либо через МФЦ или портал Госуслуг;
- введена норма о проведении контрольного (ручного) подсчета голосов на избирательных участках, где использовались технические средства подсчета голосов избирателей. Такой подсчет будет проводиться не на всех таких участках, а на избирательных участках, определенных жеребьевкой (ИОВО), но не менее чем в 5% (но не менее 3-х участков) в каждой территориальной комиссии;
- скорректированы нормы статьи 38 закона области об агитационных материалах. Учитывая, что политическая партия, выдвинувшая кандидата, не имеет права создавать избирательные фонды, то она не может самостоятельно выпускать агитационные материалы и вести агитацию, требующие финансовых затрат. Выпускать агитационные материалы можно только с согласия кандидата и за счет средств избирательного фонда кандидата. В связи с этим исключены нормы о том, что партия не обязана представлять согласие на использование высказываний кандидата, поскольку все агитационные материалы и так будут изготавливаться с согласия и по заказу самого кандидата;
- учитывая, что вся агитация может быть оплачена только из фонда кандидата, уточнено понятие агитационного периода – т.е. он может начаться только со дня представления в избирательную комиссию области согласия кандидата баллотироваться;
- увеличен фонд кандидата с 20 млн. до 50 млн. рублей.
4. Закон области от 08.05.2019 № 4527-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" подготовлен и принят в целях установления дополнительных гарантий реализации избирательных прав граждан на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания области созыва 2016-2021 годов.
Предусмотрена возможность для избирателей, которые в день голосования на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания области созыва 2016-2021 годов не смогут прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они будут включены в список избирателей, проголосовать по открепительным удостоверениям.
Также предусмотрено право наблюдателей знакомиться с реестром выдачи открепительных удостоверений и находящимися в комиссии открепительными удостоверениями.
5. В связи с замечаниями и предложениями ЦИК России законом области от 30.05.2019 № 4536-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" на выборах депутатов представительного органа муниципального образования:
1) установлен пятидневный срок опубликования решений избирательных комиссий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования (в ранее действующей редакции закона области срок был не установлен);
2) предусмотрена возможность назначения Общественной палатой РФ и Общественной палатой области наблюдателей в избирательные комиссии (в ранее действующей редакции такое право было у Общественной палаты на выборах Губернатора области и депутатов Законодательного Собрания области);
3) исключена норма, связанная с представлением в избирательную комиссию эмблемы избирательного объединения (такая норма не требуется, т.к. нет выдвижения кандидатов в составе списка кандидатов).
Остальные изменения носят технический характер:
- исключено упоминание о регистрации списка кандидатов (поскольку выдвижение списка кандидатов законом не предусмотрено);
- исключено положение о назначении наблюдателей доверенным лицом зарегистрированного кандидата (такая возможность может быть предусмотрена только федеральным законом на федеральных выборах);
- норма, закрепляющая принцип равенства кандидатов, излагается в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ;
- норма об информации, подлежащей размещению участковой комиссией обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень, излагается с учетом формулировки Федерального закона № 67-ФЗ: слова "информация о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений" заменяются словами "информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений";
- уточнена норма о предоставлении зарегистрированным кандидатом, избранным депутатом, копии документов, удостоверяющих, что им в пятидневный (до данных изменений – трехдневный) срок подано заявление об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата.
6. Законом области от 02.10.2019 № 4572-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области" внесены изменения в десять законов области: семь законов области о выборах и референдумах, а также в три областных закона: об Избирательной комиссии области, о территориальной избирательной комиссии и по отзыву Губернатора области.
Все десять законов приводятся в соответствие с последними изменениями, внесенными 29 мая 2019 года в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми:
в трех законах о региональных выборах и референдуме (о выборах Губернатора, депутатов ЗСО и референдуме области):
- закреплено право голосовать гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства на территории РФ и зарегистрированным по месту пребывания не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи заявления о включении в список избирателей, участников референдума (заявление будет подаваться в соответствии с нормами о "мобильном избирателе");
- уточнена норма о размещении наименований политических партий в избирательном бюллетене (сейчас – размещаются краткие наименования, предлагается размещать наименования, требования к которым установлены в законе);
- закон области "Об Избирательной комиссии Вологодской области" дополнен положением о проведении Управлением внутренних дел по Вологодской области по запросу Законодательного Собрания области и Губернатора области (органы, которые формируют Избирательную комиссию области) проверки в отношении лиц, назначаемых членами Избирательной комиссии области, и предоставлении по ним сведений о судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
7. Законом области от 13.01.2020 № 4648-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области" внесены изменения в шесть законов области.
В законе области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области":
1) увеличен размер избирательного фонда кандидата с 1,5 млн. рублей до 3 млн. рублей;
2) увеличен размер избирательного фонда избирательного объединения с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей.
3) изменен порядок формирования избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений:
- предусмотрена возможность избирательному объединению вносить денежные средства в фонды выдвинутых им кандидатов и в собственный избирательный фонд, которые в совокупности не могут превышать 100 процентов от установленной предельной суммы всех расходов из средств соответствующего избирательного фонда (в ранее действующей редакции закона области эта сумма и в фонде кандидата, и в фонде избирательного объединения не могла превышать 50 процентов);
- увеличен размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения с 1 до 5 процентов у граждан и с 25 до 50 процентов у юридических лиц.
4) уточнено положение об опубликовании решений избирательных комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания области (такие решения будут размещаться в течение пяти дней со дня принятия на сайте Избирательной комиссии области в сети "Интернет", в том числе в "Вестнике Избирательной комиссии Вологодской области");
5) увеличено до 5-ти количество кандидатов в общеобластной части областного списка кандидатов.
Законом области "О внесении изменений в отдельные законы области" также вносятся изменения еще в пять законов области:
- "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" и "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" в части исключения положений, связанных с участием уполномоченных представителей избирательных объединений на выборах, и требованием о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (поскольку нет окружных комиссий);
- "О выборах главы поселения в Вологодской области" также в части исключения положений, связанных с участием уполномоченных представителей избирательных объединений;
- "О выборах Губернатора Вологодской области" уточнены положения об опубликовании решений избирательных комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов (единообразно с выборами депутатов Законодательного Собрания области), а также по предложению Избирательной комиссии Вологодской области внесена правка уточняющего характера (по сроку передачи первого экземпляра списка избирателей от территориальной избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию).
В законе области "О референдуме Вологодской области" исключены дублирующие положения.
Общественная безопасность, охрана правопорядка
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.
Отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2018 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2018 году заслушан депутатами Законодательного Собрания области в феврале 2019 года на 31 сессии Законодательного Собрания области.
Региональное административное законодательство
Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета в 2019 году продолжает оставаться совершенствование областного законодательства об административных правонарушениях.
Продолжает свою деятельность рабочая группа по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений, созданная по решению постоянного комитета в октябре 2013 года (после выборов в Законодательное Собрание области в 2016 году – решением постоянного комитета). В состав указанной рабочей группы включены депутаты - члены постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека. На ее заседания всегда приглашаются представители Управления внутренних дел по Вологодской области, прокуратуры области, Правительства области.
В 2019 году проведены 4 заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений, по результатам которых составлены протоколы. В рамках заседаний обсуждались, в том числе вопросы:
- о предложении Управления МВД России по Вологодской области о подготовке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации о наделении комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочием направлять несовершеннолетних лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, на диагностику, лечение и реабилитацию;
- о предложении Управления Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области по внесению изменений в КоАП Российской Федерации в части привлечения к административной ответственности физических лиц, осуществляющих сбыт кодеинсодержащих лекарственных препаратов;
- о предложении Управления МВД России по Вологодской области о расширении категорий подростков, помещаемых в центры временного содержания;
- о предложении УМВД России по Вологодской области о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с примирением сторон;
- об обращении Администрации Шекснинского муниципального района по вопросу подготовки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законодательной инициативы о внесении изменений в Кодекс РФ "Об административных правонарушениях" в части ужесточения наказания физических лиц за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
- о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности водителей нелегальных такси);
- о возможности сокращения сроков выдачи специальных разрешений (упрощения процедуры выдачи специальных разрешений) на движение автокранов и других транспортных средств общей массой 50 и более тонн (по обращению гр. Зубарева Н.Д.);
- об установлении административной ответственности за сбор милостыни (подаяния) на проезжей части дорог (по обращению гр. Кузьминой А.Б.);
- о проекте закона области об изменениях в закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области".
За отчетный период в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" были внесены следующие изменения:
1) законом области от 08.04.2019 № 4521-ОЗ "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" базовый закон области приведен в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором перечень составов административных правонарушений, протоколы по которым вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, был дополнен новым составом "Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ст. 7.326 КоАП РФ).
С учетом изменений статья 9.2 закона области предусматривает право должностных лиц органов местного самоуправления при осуществлении муниципального финансового контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) закон области от 08.07.2019 № 4557-ОЗ "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" направлен на приведение в соответствие с изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым в связи с разграничением составов по нарушению правил ведения бухгалтерского учета за должностными лицами органов местного самоуправления остаются полномочия по составлению протоколов только за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
Соответствующие изменения внесены и в закон области.
Теперь рассматривать дела и составлять протоколы за нарушения требований к бухгалтерскому учету по статье 15.11 КоАП РФ будут налоговые органы, а по статье 15.15.6 КоАП РФ (нарушение бюджетного бухгалтерского учета) – должностные лица органов местного самоуправления.
В связи с разграничением составов о нарушении требований к ведению бухгалтерского учета, из полномочий должностных лиц органов местного самоуправления исключены полномочия по составлению протоколов за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.11 КоАП РФ (Грубое нарушение ведения бухгалтерской отчетности).
При осуществлении муниципального финансового контроля в отношении бюджетных учреждений должностные лица органов местного самоуправления, как и прежде, будут составлять протоколы по статье 15.15.6 КоАП РФ (Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности), которая с 9 июня 2019 года действует в новой расширенной редакции.
3) закон области от 13.01.2020 № 4649-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (совместная законодательная инициатива депутатов Законодательного Собрания области, Губернатора области и прокурора области). Изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" подготовлены по результатам рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений с участием депутатов Законодательного Собрания области, представителей Правительства области, прокуратуры области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, Управления МВД России по Вологодской области, Управления Роспотребнадзора по Вологодской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Вологодской области", а также представителей Мэрии г. Череповца и Администрации г. Вологды.
Конкретизированы административные составы в сфере благоустройства территории муниципальных образований. Предусмотрена административную ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов:
- к содержанию территорий муниципальных образований;
- к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций;
- к содержанию и восстановлению элементов благоустройства;
- к организации освещения территории муниципального образования;
- к организации озеленения территории муниципального образования;
- к размещению информации на территории муниципального образования;
- к размещению и содержанию детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм и прочих объектов общественного благоустройства;
- к уборке территории муниципального образования;
- к организации стоков ливневых вод;
- к порядку проведения земляных работ;
- к участию собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
- запрета на размещение транспортного средства на газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями, детских и спортивных площадках.
Протоколы по данным административным составам будут составлять должностные лица органов местного самоуправления.
Дела будут рассматривать административные комиссии.
В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет также осуществил подготовку следующих вопросов:
1) О назначении выборов Губернатора Вологодской области;
2) "Об объявлении о выдвижении кандидатов в представители от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области";
3) Об избрании представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области;
4) Об утверждении персонального состава общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области;
5) Об утверждении членов Общественной палаты Вологодской области;
6) Об утверждении Антиповой Натальи Леонидовны членом Общественной палаты Вологодской области;
7) О досрочном прекращении полномочий члена общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области;
8) О внесении изменения в пункт 1 постановления Законодательного Собрания области "Об утверждении персонального состава общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области".
Законодательная деятельность постоянного комитета не ограничивается разработкой проектов вышеперечисленных актов. Постоянный комитет активно принимает участие в доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.
Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:
По проектам, внесенным прокурором области:
1) от 08.07.2019 № 4558-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
2) от 13.01.2020 № 4650-ОЗ "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, в государственные и муниципальные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам";
3) от 13.01.2020 № 4646-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области".
По проектам, внесенным Губернатором области, в том числе:
1) от 06.02.2019 № 4495-ОЗ "О внесении изменения в статью 41 закона области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области";
2) от 08.05.2019 № 4529-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) от 08.05.2019 № 4528-ОЗ "О внесении изменения в приложение 3 к закону области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области";
4) от 08.05.2019 № 4530-ОЗ "О внесении изменения в статью 5 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области";
5) от 08.07.2019 № 4554-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области";
6) от 02.10.2019 № 4579-ОЗ "О внесении изменений в статью 7 закона области "О мировых судьях в Вологодской области";
7) от 02.10.2019 № 4580-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти области в области гражданской обороны";
8) от 02.10.2019 № 4578-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области";
9) от 20.09.2019 № 4563-ОЗ "О внесении изменений в Устав Вологодской области";
10) от 20.09.2019 № 4565-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области";
11) от 20.09.2019 № 4567-ОЗ "О внесении изменений в статью 9.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
12) от 06.12.2019 № 4619-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений";
13) от 04.12.2019 № 4604-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 закона области "О социальной поддержке работников противопожарной службы Вологодской области и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вологодской области";
14) от 04.12.2019 № 4601-ОЗ "О внесении изменения в статью 5 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области";
15) от 13.01.2020 № 4636-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";
16) от 13.01.2020 № 4637-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области";
17) от 13.01.2020 № 4638-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области";
18) от 13.01.2020 № 4641-ОЗ "О внесении изменения в приложение 1 к закону области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области".
Мировая юстиция, адвокатура и нотариат:
Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.
Кандидаты, в отношении которых решается вопрос о назначении на должность мирового судьи, приглашаются на заседания постоянного комитета. С ними проводятся индивидуальные собеседования в форме оценки их личных качеств, трудовой деятельности и других имеющих значение обстоятельств.
В отчетном году на заседаниях комитета рассмотрено 11 кандидатур для назначения на должности мировых судей по судебным участкам: № 12, № 62, № 63, № 67 (в городе Вологде), № 21, № 66 (в городе Череповце), № 29 (Вологодский район), № 43 (Бабушкинский район), № 46 (Верховажский район), № 37 (Сокольский район), № 40 (Шекснинский район).
По результатам рассмотрения представленных материалов, собеседования с кандидатами на указанные должности, все кандидаты по своей профессиональной подготовке и личным качествам соответствовали требованиям, предъявляемым законодательством к кандидатам на должности судей. Также были рассмотрены представления председателя Вологодского областного суда о привлечении судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области по судебным участкам: № 11, № 61 и № 67 (в городе Вологде).
Во взаимосвязи с вопросами ведения постоянного комитета можно отметить следующие основные формы участия комитета в законотворческой деятельности как основной формы деятельности.
II. Формы работы постоянного комитета
Основной формой работы комитета в течение 2019 года являлось заседание постоянного комитета перед проведением сессии Законодательного Собрания. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессию, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.
С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция постоянного комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.
В соответствии с Планами мероприятий Законодательного Собрания области на первое и второе полугодие 2019 года постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности законности и правам человека осуществлен мониторинг правоприменения закона области от 13 ноября 2014 года № 3484-ОЗ "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области".
По результатам проведенного мониторинга был подготовлен проект закона области "О внесении изменений в закон области "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области". Данный законопроект был внесен на рассмотрение 38 сессии Законодательного Собрания области.
В отчетном периоде постоянным комитетом организовано проведение рабочих совещаний:
- по вопросу взаимодействия между миграционными подразделениями УМВД России по Вологодской области и администрациями сельских поселений в части передачи сведений о выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, сведений о регистрации по месту жительства, месту пребывания, снятии с регистрационного учета граждан;
- о ситуации, связанной с исполнительными производствами в отношении граждан - должников, которые обязаны снести самовольно возведенные строения в пользу ООО "Газпром Трансгаз Ухта";
- по вопросу установления запрета продажи несовершеннолетним газовых баллончиков на региональном уровне;
- по вопросу реализации закона области от 12.05.2015 № 3661-ОЗ "Об установлении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности";
- о возможности изменения п/п "з" пункта 19 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка, утвержденного постановлением Правительства области от 07.12.2012 № 1452, согласно которому выплата ежемесячной денежной выплаты прекращается в случае снятия получателя данной выплаты с регистрации по месту жительства на территории Вологодской области;
- о реализации закона области от 05.12.2012 № 2907-ОЗ "О ветеранах труда Вологодской области" в части исчисления страхового стажа заявителя как одного из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда";
- по вопросу возобновления работы "социального такси";
- по подготовке законопроекта в сфере выборного законодательства;
- по проекту закона области "О внесении изменений в закон области "О регулировании отдельных вопросов в сфере профилактики правонарушений в Вологодской области";
- по подготовке изменений в закон области от 29.04.2011 № 2499-ОЗ "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области";
- по обсуждению вопроса о запрете продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции и установлении административной ответственности за его нарушение.
В отчетном периоде постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в декабре 2019 года было организовано проведение конференции по теме "Актуальные проблемы подготовки проектов федеральных законов для направления в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации".
В конференции приняли участие депутаты Законодательного Собрания области, представители органов государственной исполнительной власти области, Общественной палаты Вологодской области, студенты Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Вологодского государственного университета.
III. Участие в осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
В 2019 году постоянным комитетом разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 6.162 "Нарушение установленных правил продажи лекарственных препаратов с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых ограничен".
Предполагается, что по вводимой статье будут привлекаться к ответственности физические лица, не являющиеся специальными субъектами (фармацевтами, работниками аптек) к штрафам, размер которых соразмерен с их предполагаемыми доходами от незаконной деятельности.
Составлять протоколы по указанному составу будут должностные лица органов внутренних дел и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в пределах своей компетенции, а рассматривать дела – судьи.
В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 315 проектов федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.
Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других. На заседания сессии Законодательного Собрания области было вынесено 30 отзывов на проекты федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.
IV. Участие депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в заседаниях заседание комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам
Председатель постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Л.Ю. Кожевина в 2019 году приняла участие:
1) в работе 56 Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в г. Петрозаводске, в рамках которой были обсуждены и поддержаны:
- проект федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации";
- о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
2) в очередном заседании постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам в г. Калининграде, на котором обсуждался проект федерального закона № 746597-7 "О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
V. Информирование населения о деятельности постоянного комитета
Информирование населения о деятельности постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.
Председатель постоянного комитета Л.Ю. Кожевина