Информация об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2023 год
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    Информация об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2023 год

Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2023 году осуществлялась в соответствии с Планом законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2023 год.

За прошедший период (январь – декабрь 2023 г.) подготовлено и проведено 30 заседаний постоянного комитета, на которых рассмотрено 777 вопросов, в том числе:

1) по проектам законов области – 97, в том числе внесенных:

- Губернатором области - 42;

- депутатами Законодательного Собрания области – 49;

- прокурором области – 5;

- совместная – 1;

2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области – 11;

3) по проектам федеральных законов – 294, в том числе:

- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 27;

- поступивших из ГД ФС РФ – 267;

4) обращений – 49, в том числе:

– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 10;

– государственных органов, органов местного самоуправления области – 32;

– юридических лиц – 7;

5) других вопросов – 240.

В отчетном периоде рассмотрено 86 обращения граждан.

Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в отчетном периоде изменился в связи с переходом заместителя председателя постоянного комитета – Маслова А.С. в постоянный комитет Законодательного Собрания области по бюджету и налогам. В состав постоянного комитета вошел Борисов В.А.

С апреля 2022 года в состав постоянного комитета входят:

председатель постоянного комитета – Кожевина Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

заместитель председателя постоянного комитета – Борисов В.А. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ");

член постоянного комитета – Царева Л.В. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

Организационно деятельность комитета обеспечивали специалисты отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.

В 2022 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).

Постоянный комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.

I. Правотворческая деятельность

Постоянным комитетом в отчетном периоде рассмотрено 97 законопроекта, в том числе 49 проектов законов области, разработанных депутатами Законодательного Собрания области, 42 Губернатором области и 1 совместная инициатива депутатов Законодательного Собрания области с прокурором области.

В постоянном комитете по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека разработаны 42 законопроекта и 1 постановление Законодательного Собрания области:

1) "О внесении изменений в статью 3.1.6 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

2) "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";

3) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

4) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

5) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

6) "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

7) "О внесении изменений в статьи 3 и 48 закона области "О референдуме Вологодской области";

8) "О внесении изменений в статьи 3 и 47 закона области "О местном референдуме в Вологодской области";

9) "О внесении изменения в статью 9.1 закона области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

10) "О внесении изменений в статью 8 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";

11) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

12) "О внесении изменения в статью 50 Устава Вологодской области";

13) "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";

14) "О признании утратившими силу статьи 4 и пункта 19 приложения 1 закона области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области";

15) "О внесении изменения в статью 24 закона области "О выборах Губернатора Вологодской области";

16) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

17) "О внесении изменений в статьи 28 и 29 закона области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

18) "О внесении изменения в статью 30 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

19) "О внесении изменения в статью 31 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

20) "О внесении изменения в статью 6 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области";

21) "О внесении изменений в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";

22) "О внесении изменений в статью 1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

23) "О внесении изменения в статью 2.1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

24) "О внесении изменений в статьи 4.1 и 8.3 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

25) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

26) "О внесении изменений в Устав Вологодской области";

27) "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" и закон области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области";

28) "О внесении изменения в статью 3 закона области "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области";

29) "О внесении изменения в статью 4 закона области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области";

30) "О внесении изменения в статью 11 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";

31) "Об административных комиссиях в Вологодской области";

32) "О внесении изменений в закон области "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области";

33) "О внесении изменения в закон области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области";

34) "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений";

35) "О внесении изменений в статьи 8 и 27 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

36) "О внесении изменения в статью 17 закона области "О выборах Губернатора Вологодской области";

37) "О внесении изменения в статью 22 закона области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

38) "О внесении изменений в статьи 9 и 24 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

39) "О внесении изменений в статьи 9 и 25 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

40) "О внесении изменений в закон области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

41) "О внесении изменений в статьи 11 и 19 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";

42) "О внесении изменений в статью 2 закона области "О формировании участковых избирательных комиссий в Вологодской области".

1) "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания области "О перечне размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Законодательного Собрания области".

Государственное строительство, система органов
государственной власти

1. "О внесении изменения в статью 50 Устава Вологодской области": Устав области приводится в соответствие с Федеральным законом № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 1 марта 2023 года). В часть 2 статьи 50 Устава области, которой определен перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутатов Законодательного Собрания области, внесены изменения, предусматривающие новое основание для досрочного прекращения депутатских полномочий – отсутствие депутата без уважительных причин на всех заседаниях законодательного органа в течение шести месяцев подряд.

2. "О внесении изменений в Устав Вологодской области": теперь структура Правительства области включает председателя Правительства области, первых заместителей Губернатора области, иных членов Правительства области, назначаемых Губернатором области из числа заместителей Губернатора области и руководителей органов исполнительной власти области. Устав области также дополнен положением, согласно которому, в случае отсутствия председателя Правительства области его полномочия осуществляет Губернатор области или лицо, уполномоченное Губернатором области. Внесены соответствующие изменения в статьи 35, 38, 62, 68 Устава Вологодской области.

3. "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" и закон области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" был разработан в пакете с проектом закона области "О внесении изменений в Устав Вологодской области", которым предусматривалось учреждение должности председателя Правительства области.

Внесены изменения:

- в закон области от 1 июля 2004 года № 1034-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" в части включения в перечень лиц, замещающих государственные должности области, должности председателя Правительства области, а также дополнения данного закона области положениями, определяющими статус председателя Правительства области;

- в закон области от 16 июля 2005 года № 1320-ОЗ "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" в части определения денежного содержания председателя Правительства области.

4. "О внесении изменения в статью 11 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" и

5. "О внесении изменения в статью 4 закона области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области": оба закона приведены в соответствие с федеральным законодательством. Уточняется наименование Федерального закона (Федеральным законом от 10.07.2023 № 287-ФЗ переименован Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", который стал называться Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Внесены соответствующее изменение в законы области, содержащие отсылочную норму к указанному Федеральному закону.

6. "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области": закон области приведен в соответствие с двумя Федеральными законами № 591-ФЗ и № 12-ФЗ, которыми внесены изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Внесенными изменениями:

- установлена для лиц, замещающих государственную должность области, обязанность уведомлять органы прокуратуры и другие компетентные органы обо всех фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения (все лица, кроме депутатов Законодательного Собрания области, уведомляют прокуратуру области и исполнительный орган области, являющийся органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Управление по профилактике коррупционных правонарушений Правительства области), депутаты Законодательного Собрания области – в прокуратуру области и комиссию Законодательного Собрания области по контролю за достоверностью сведений о доходах…). Порядок организации приема уведомления для всех, кроме депутатов, утверждается Губернатором области (для депутатов Законодательного Собрания области порядок определен в законе области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области");

- предусмотрена форма такого уведомления для всех лиц, замещающих государственную должность области, за исключением депутатов Законодательного Собрания области (форма уведомления для депутатов ЗСО уже установлена в законе области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области");

- уточнена информация, подлежащая размещению на сайте ЗСО, связанную с предоставлением депутатами ЗСО на постоянной основе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (вместо самих сведений о доходах, расходах… на сайте ЗСО будет размещаться обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах… (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу). Порядок размещения такой информации определен в законе области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области".

Постоянным комитетом подготовлена доработанная редакция с новым наименованием "О внесении изменений в отдельные законы области", которой также вносятся изменения в закон области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области".

7. "Об административных комиссиях в Вологодской области": был разработан в целях унификации норм закона области № 804-ОЗ "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области" с законами области, регулирующими осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере административных отношений, а также приведения закона области в соответствие с Федеральным законом № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Поскольку требовалось внести многочисленные поправки технического характера, была подготовлена новая редакция текста закона области "Об административных комиссиях в Вологодской области".

8. "О внесении изменений в закон области "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области": закон области от 06.07.2011 № 2560-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области" приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Термин "органы исполнительной государственной власти области" заменен на "исполнительные органы области" согласно Федеральному закону № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Кроме того, одно из полномочий исполнительных органов приведено в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 № 445-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране", который вступает в силу с 1 февраля 2024 года: (исполнительные органы области определяют случаи и порядок оказания поддержки работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, а также порядок оказания поддержки общественным объединениям пожарной охраны, членам семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных).

9. "О внесении изменения в закон области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области": был разработан с целью унификации областного законодательства. Порядок создания КДН в муниципальных образованиях области теперь установлен в законе области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области" и исключен из закона области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений".

10. "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений": также разработан с целью унификации областного законодательства и исключения порядка создания административной комиссии и КДН. (Данный порядок теперь закреплен в законах "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области" и "Об административных комиссиях в Вологодской области").

11. "О внесении изменения в статью 6 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" подготовлен в соответствии с Планом законопроектной работы Законодательного Собрания области на 2023 год и направлен на приведение областного закона в соответствие с федеральным законодательством.

Ранее действующей редакцией статьи 6 закона области от 02.05.2011 № 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" были установлены сроки вступления в силу Устава области, законов области и иных нормативных правовых актов области с учетом формулировки, ранее используемой в Федеральном законе № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (утратил силу с 1 января 2023 года).

Изменениями уточнены положения указанной статьи областного закона с учетом формулировки, используемой в Федеральном законе № 414-ФЗ, согласно которой конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации не установлен другой порядок вступления их в силу.

Государственная служба

12. "О признании утратившими силу статьи 4 и пункта 19 приложения 1 закона области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области". Закон области от 06.06.2005 № 1295-ОЗ "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области" приведен в соответствие с Федеральным законом № 645-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Из закона области исключены нормы, предусматривающие проведение квалификационного экзамена.

Срок вступления в силу закона области обусловлен вступлением в силу Федерального закона с 29 апреля 2023 года.

13. "О внесении изменения в статью 3 закона области "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области": подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 года № 611 "Об обеспечении социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации".

Принятым законом области предусмотрено отнесение к иным периодам трудовой деятельности, учитываемым при исчислении стажа замещения государственных должностей области, стажа государственной гражданской и муниципальной службы, периоды работы (службы) на отдельных должностях, замещавшихся в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, нормативными правовыми актами Запорожской и Херсонской областей или законодательством Украины.

Кроме того, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 15 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации" в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы включены периоды работы на отдельных должностях, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя.

Законодательство о выборах и референдумах

Федеральным законом от 05.12.2022 № 498-ФЗ внесены изменения в 40 федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые направлены на реализацию положений Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Областное законодательство, регулирующее выборы и референдумы, приведено в соответствие с федеральным законодательством. Внесены изменения, которые касаются понятийного аппарата, в 9 законов области:

14. "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";

15. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

16. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

17. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

18. "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

19. "О внесении изменений в статьи 3 и 48 закона области "О референдуме Вологодской области";

20. "О внесении изменений в статьи 3 и 47 закона области "О местном референдуме в Вологодской области";

21. "О внесении изменения в статью 9.1 закона области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

22. "О внесении изменений в статью 8 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области":

слова "кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" заменяются на "кандидат, являющийся иностранным агентом";

слова "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом" заменяются на "кандидат, аффилированный с иностранным агентом".

Такая замена производится в положениях законов области об обязательности указания сведений о кандидате, являющемся иностранным агентом или аффилированным с иностранным агентом:

ü в заявлении о согласии баллотироваться,

ü в подписном листе,

ü в агитационном материале кандидата,

ü при участии в совместных агитационных мероприятиях,

ü на информационном стенде в помещении для голосования,

ü в избирательном бюллетене.

Уточняются положения в части доведения сведений о кандидате, являющемся иностранным агентом или аффилированным с иностранным агентом, до избирателей избирательными комиссиями, организациями, осуществляющими выпуск СМИ и редакциями сетевых изданий;

- Также исключается возможность иностранным агентам вносить пожертвования в избирательные фонды.

В законах об областном и местном референдуме уточняются принципы проведения референдумов в части запрета иностранным агентам в каких либо формах участвовать в кампаниях референдума, а также исключается возможность иностранным агентам вносить пожертвования в фонды референдума.

В законах об Избирательной комиссии области и о территориальных комиссиях уточняется, что председателями Избирательной комиссии области и территориальной избирательной комиссии, заместителем председателя Избирательной комиссии области, секретарем Избирательной комиссии области и членом Избирательной комиссии области на постоянной основе не могут быть лица, включенные в реестр иностранных агентов.

Пять законов области о выборах:

23) "О внесении изменения в статью 24 закона области "О выборах Губернатора Вологодской области";

24) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

25) "О внесении изменений в статьи 28 и 29 закона области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

26) "О внесении изменения в статью 30 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

27) "О внесении изменения в статью 31 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" приведены в соответствие с Федеральным законом от 28.04.2023 № 153-ФЗ, которым терминология Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приведена в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Термин "стационарное лечебно-профилактическое учреждение" заменен термином "медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях".

Такая замена производится в положениях областных законов, касающихся удостоверения администрацией медицинской организации подлинности подписи кандидата, находящегося на лечении в этой организации, на заявлении о представлении в избирательную комиссию другим лицом документов о выдвижении кандидата на выборах.

Восемь законов области о выборах и избирательных комиссиях:

28) "О внесении изменений в статьи 8 и 27 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

29) "О внесении изменения в статью 17 закона области "О выборах Губернатора Вологодской области";

30) "О внесении изменения в статью 22 закона области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

31) "О внесении изменений в статьи 9 и 24 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

32) "О внесении изменений в статьи 9 и 25 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

33) "О внесении изменений в закон области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

34) "О внесении изменений в статьи 11 и 19 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";

35) "О внесении изменений в статью 2 закона области "О формировании участковых избирательных комиссий в Вологодской области" приведены в соответствие с Федеральным законом от 14.11.2023 № 531-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", касающиеся порядка проведения выборов при введении военного положения.

В пяти выборных законах (о выборах депутатов Законодательного Собрания области, Губернатора области, главы поселения, депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе и депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе) введена норма о том, что фото- и видеосъемка в помещениях для голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными представителями СМИ и по согласованию с командиром воинской части;

Дополнительно в трех выборных законах (о выборах депутатов Законодательного Собрания области, представительных органов муниципальных образований, избираемых по мажоритарной и смешанной системе) уточнен срок назначения дополнительных выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

В законах области "Об Избирательной комиссии Вологодской области" и "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области":

- предусмотрена возможность дополнительной оплаты труда члену избирательной комиссии с правом решающего голоса за работу в избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов за счет средств областного бюджета на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в размере и порядке, которые будут устанавливаться ИКО;

- полномочия Избирательной комиссии области и территориальных избирательных комиссий дополнены новым полномочием: о распределении денежных средств областного бюджета на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

В закон "О формировании участковых избирательных комиссий в Вологодской области" внесены два изменения: в части формирования участковой комиссии на территории воинской части, расположенной в удаленной местности (формирование территориальной избирательной комиссии из числа военнослужащих, членов их семей и других, проживающих в пределах расположения воинской части); и в части продления срока полномочий участковой комиссии, срок полномочий которой истекает в сроки, установленные для назначения ближайших выборов, в период избирательной кампании, до окончания этой избирательной кампании.

Региональное административное законодательство

36) "О внесении изменений в статью 3.1.6 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" был разработан по итогам заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных и иных публичных правоотношений по предложению мэрии г. Череповца.

Для городских округов Вологодской области, в особенности г. Череповца, является актуальной проблема размещения гражданами рекламных объявлений вне специально установленных мест.

Статьей 3.16 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" за нарушение требований муниципальных правовых актов к размещению информации, для граждан установлен штраф в сумме от одной тысячи до полутора тысяч рублей.

По информации органов МСУ городских округов области такие противоправные действия совершаются на регулярной основе самозанятыми гражданами, для которых указанный размер штрафа не является существенным.

Изменениями введен квалифицированный состав административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов к размещению информации повторно либо неоднократно. В части 2 статьи 3.16 увеличен верхний предел размера административного штрафа для должностных лиц и юридических лиц по сравнению с верхним пределом административного штрафа для должностных лиц и юридических лиц, совершивших правонарушение впервые.

Теперь предусмотрен за данное нарушение административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

37) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" был подготовлен по предложениям органов местного самоуправления городских округов Вологодской области.

В законе области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" состав административного правонарушения "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Вологодской области" перенесен в отдельную главу "Правонарушения в сфере охраны окружающей среды" из главы, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в сфере благоустройства.

Также ранее используемый в главе 3 закона области термин "объекты общественного благоустройства" приведен в соответствие с федеральным градостроительным законодательством - "объекты благоустройства".

38) "О внесении изменений в статью 1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" внесены изменения в статью 1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части введения квалифицированного состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за несоблюдение требований об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время повторно в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

39) "О внесении изменения в статью 2.1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области".

Статья об ответственности за причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам, занесенным в Красную книгу Вологодской области, изложена в новой редакции. На территории Вологодской области зарегистрировано 54 вида животных, 12 видов цветковых растений и, в общем количестве - 12 видов лишайников, высших споровых, водорослей и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Теперь статья 2.11 закона области изложена таким образом, чтобы неправомерные действия в отношении объектов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, не являлись предметом регулирования закона области, так как за них ответственность установлена статьей 8.35 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Кроме того, редакция статьи приведена в соответствие с Федеральным законом от 14.04.2023 № 112-ФЗ, который предусмотрел, что административная ответственность устанавливается за причинение вреда, не только в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу, но и в отношении других организмов, занесенных в Красную книгу, вступивший в силу с 12 октября 2023 года.

40) "О внесении изменений в статьи 4.1 и 8.3 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" был подготовлен по предложениям органов местного самоуправления городских округов Вологодской области. Изменениями введен квалифицированный состав административного правонарушения в виде повторного в течение года безбилетного проезда в автомобильном, городском наземном электрическом транспорте общего пользования по маршрутам в городском (поселковом) или пригородном сообщении в границах муниципального образования, статья 4.1 закона области № 2429-ОЗ дополнена новой частью 21 и установлено административное наказание за данное правонарушение в виде административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.

41) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Изменениями установлена административная ответственность за:

- выгул на территории населенного пункта собак без сопровождения владельцев либо уполномоченных ими лиц - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до полутора тысяч рублей, а также

- крупных собак (высотой в холке от 60 см) без намордника - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей, и

- выгул детьми младше 14 лет в отсутствие законного представителя крупных собак и потенциально опасных собак, включенных в специальный перечень, - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей.

За повторный выгул собак без сопровождения проект предлагает установить повышенный размер штрафа на граждан в размере от полутора до трех тысяч рублей.

Предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела по статье 1.71 будут должностные лица органа исполнительной власти области, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными.

Оказание бесплатной юридической помощи

42) "О внесении изменений в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" (совместная инициатива с прокурором области). Принятыми изменениями предоставлено право на получение всех видов бесплатной юридической помощи родителям участников специальной военной операции, а также расширена сфера оказания бесплатной юридической помощи, которой предусмотрена возможность получения участниками СВО, их родителями и членами семей такой помощи в виде представления адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, их интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Постановление Законодательного Собрания области "О перечне размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приведено в соответствие с федеральным законодательством. Предусмотрено, что на сайте Законодательного Собрания области должна размещаться информация:

- об официальных страницах Законодательного Собрания области с указателями данных страниц в сети "Интернет";

- о проводимых Законодательным Собранием области опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан, материалы по вопросам, которые выносятся Законодательным Собранием на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты публичных слушаний или общественных обсуждений, а также информация о способах направления гражданами своих предложений в электронной форме.

Также предусмотрено размещение видеозаписей официальных выступлений и заявлений председателя и заместителей председателя Законодательного Собрания области ("тексты и (или) видеозаписи официальных выступлений и заявлений").

Кроме того, в постановлении уточнены отдельные формулировки информации, размещаемой на официальном сайте Законодательного Собрания, в соответствии с формулировками Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека также осуществил подготовку проектов постановлений Законодательного Собрания области:

- "Об избрании представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области";

- "О назначении на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области".

Постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека активно принимает участие в обсуждении и доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.

Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:

1) внесенных прокурором области:

- "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области", которым, в связи с изменением федерального законодательства (Федеральный закон от 13.06.2023 № 225-ФЗ), предлагалось включить в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, проживающих на территории Вологодской области вдов (вдовцов), родителей, детей, пасынков (падчериц) участников специальной военной операции, выполнявших возложенные на них задачи, погибших (умерших) в ходе участия в специальной военной операции либо умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного ими в ходе специальной военной операции;

- "О внесении изменения в статью 5 закона области "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, в государственные организации области и муниципальные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам", которым расширен перечень лиц, имеющих право на личный прием в первоочередном порядке в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в иных организациях, осуществляющих публично значимые функции, включив в данный перечень:

- военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников федеральных органов исполнительной государственной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области и Украины, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполняющих (выполнявших) возложенные на них задачи на указанных территориях в период проведения специальной военной операции, лиц, направленных (командированных) для выполнения задач на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области и Украины, а также членов семей указанных лиц (супругу (супруга), родителя (усыновителя), детей, лиц, находящихся на их иждивении, полнородных и неполнородных братьев и сестер);

2) внесенных Губернатором области:

- "О внесении изменения в статью 12 закона области "О международных и внешнеэкономических связях Вологодской области", которым уточнен порядок вступления в силу соглашений Вологодской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Предусмотрено, что международные соглашения вступают в силу в установленные ими сроки, но не ранее даты государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ (в ранее действующей редакции вступали в силу со дня их государственной регистрации).

- "О внесении изменений в статью 2 закона области "О разграничении полномочий органов государственной власти области в области гражданской обороны" приведен в соответствие с Федеральным законом от 04.11.2022 № 417-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон "О гражданской обороне". Изменениями введены понятия:

- оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- системы оповещения населения - совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

- "О внесении изменений в закон области "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области":

- уточнены способы направления в Законодательное Собрание области предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или об их переименовании - по почте, путем личного обращения, на электронную официальную почту;

- уточнен перечень документов, который должен быть представлен в Законодательное Собрание области вместе с проектом постановления, который вносит Губернатор области для рассмотрения предложений о присвоении наименований вновь образованным административно-территориальным единицам или об их переименовании;

- установлена возможность принятия решений представительным органом муниципального округа по вопросам административно-территориального устройства в связи с образованием с 1 июня 2022 года муниципальных округов (при принятии решений по образованию, упразднению, преобразованию районов, городов, населенных пунктов, сельсоветов, поссоветов, также установлению, изменению их границ).

- "О внесении изменения в статью 6 закона области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закон области приведен в соответствие с Федеральным законом от 04.11.2022 № 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Правительство области наделяется правом по принятию решения об осуществлении единовременных денежных выплат иностранным гражданам, а также лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В ранее действующей редакции такое решение можно было принять только в отношении граждан Российской Федерации.

- "О внесении изменений в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области", который был подготовлен в связи с принятием Федерального закона № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В законе области "О противодействии коррупции в Вологодской области" уточнены нормы, касающиеся обязанности ежегодного представления депутатами представительных органов муниципальных образований области сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

В связи с изменениями такая обязанность будет только у депутатов представительных органов муниципальных образований области, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Депутаты представительных органов муниципальных образований области, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, предоставляют сведения о доходах:

а) в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата;

б) в случае совершения в течение отчетного года сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В случае отсутствия таких сделок указанные лица будут информировать об этом Губернатора области не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, путем направления в орган исполнительной государственной власти области, являющийся органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений, соответствующего уведомления.

Также статья 21 закона области "О противодействии коррупции в Вологодской области" дополнена частью 13, определяющей порядок размещения обобщенной информации об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами представительного органа муниципального образования области обязанности представить сведения о доходах на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Кроме того, с учетом сроков вступления в силу (по истечении десяти дней после дня официального опубликования закона области, и распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 года) предусмотрено установление срока для представления депутатами представительных органов муниципальных образований области, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, соответствующих уведомлений в 2023 году не позднее 1 мая 2023 года.

Исключение составляют депутаты представительных органов сельских поселений, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, поскольку порядок представления сведений о доходах (уведомлений) для указанных лиц не изменился.

- "О внесении изменения в статью 7 закона области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области".

В связи с изменениями федерального законодательства (Федеральный закон от 21.11.2022 № 445-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") уточнены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления (муниципальные комиссии на подведомственной территории) в части:

- согласования административных исковых заявлений (заключений) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:

- продления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

- прекращения пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

- перевода несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

- восстановления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

- "О внесении изменения в статью 5 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области". В целях обеспечения терминологического единообразия установлено, что при обнародовании (официальном опубликовании) нормативного правового акта области, вместе с иными реквизитами, указываются:

номер государственной регистрации акта – в отношении нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти области (которые подлежат процедуре государственной регистрации),

регистрационный номер акта – в отношении иных нормативных правовых актов области (которые подлежат процедуре регистрации).

- "О внесении изменений в закон области "О мировых судьях в Вологодской области". Необходимость разработки и принятия внесенных изменений была обусловлена положениями федерального и областного законодательства. Закон области дополнен положением, согласно которому финансовое обеспечение возмещения командировочных расходов мировым судьям области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области.

Также термин "орган исполнительной государственной власти области" заменен на термин "исполнительный орган области".

- "О внесении изменений в закон области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области" разработан в связи с преобразованием с 1 июня 2023 года Никольского, Вашкинского, Кирилловского муниципальных районов в муниципальные округа. Изменены наименования территориальных избирательных комиссий указанных муниципальных образований. Вступление в силу закона области предусмотрено с 1 января 2024 года.

- "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере административных отношений". Внесены изменения в Методику в связи с образованием с 1 июня 2023 года 3-х муниципальных округов: Вашкинского, Кирилловского и Никольского. Слова "район" изменены на "округ".

- "О внесении изменений в отдельные законы области" Внесены изменения в 11 законов области о выборах и референдумах с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 29.05.2023 № 184-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ и от 31.07.2023 № 407-ФЗ в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

ü в семи законах о выборах и референдумах:

- предусмотрена возможность создания электронной копии списка избирателей, а также вводится положение о том, что реестр, в котором участковая комиссия регистрирует поданные избирателями заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, может быть составлен в электронном виде в порядке, установленном ЦИК России;

- введена обязанность зарегистрированного кандидата в случае появления у него судимости, не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем появления судимости, представить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме;

- устанавлен запрет на проведение предвыборной агитации через информационные ресурсы, в т.ч. сайты в Интернете, доступ к которым ограничен Роскомнадзором;

- введена норма о том, что по решению ЦИК России голосование избирателей, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего избирательного округа, осуществляется в установленном ЦИК России порядке;

- установлено, что фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться наблюдателями и аккредитованными представителями СМИ, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах;

- в помещении для голосования должны быть определены места для наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ;

- исключено право журналистов, работающих в СМИ на основании гражданско-правового договора, присутствовать на выборах (в помещении для голосования, при подсчете голосов, при составлении протокола об итогах голосования, при погашении бюллетеней, знакомиться со списком избирателей и т.д.);

- предусмотрено, что полномочия доверенных лиц прекращаются одновременно с прекращением агитационного периода;

ü в законах об избирательных комиссиях введено положение о том, что члены, работающие на постоянной основе (председатель, заместитель председателя, секретарь) освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральным законом в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов признается следствием не зависящих от него обстоятельств.

В трех законах (Об Избирательной комиссии области, О статусе лиц, замещающих государственные должности и о гарантиях лицам, переехавшим из другой местности) внесены изменения, в связи с введением с 1 января 2024 года государственной должности области - второго члена Избирательной комиссии области на постоянной основе.

- "Об обязательных требованиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Вологодской области". Изменениями в закон области "Об обязательных требованиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Вологодской области":

- формулировки "орган исполнительной государственной власти области" заменены на "исполнительный орган области";

- в целях комплексного отображения положений Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", применимых к обязательным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами области, статья 2 закона области дополняется:

- соблюдением условия о сроке вступления в силу положений нормативных правовых актов области, устанавливающих обязательные требования (часть 1, часть 2 или часть 2.1 статьи 3 Закона № 247-ФЗ);

- соблюдением положений, предусмотренных частями 10-12 статьи 2, частями 7-8 статьи 3 Закона № 247-ФЗ.

- внесены изменения в статью 3 закона, регламентирующую порядок оценки применения обязательных требований, с учетом методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 № 733).

- "О внесении изменений в статью 2 закона области "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области" и статью 4.1 закона области "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области"

- "О внесении изменения в статью 4 закона области "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" приведены в соответствие с федеральным законодательством, в которых, заменены слова "Единая государственная информационная система социального обеспечения" на слова "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (Федеральным законом от 10.07.2023 № 293-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2024) с 1 января 2024 года предусмотрено создание на базе, действующей в настоящее время, в социальной сфере информационной системы Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере (федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о получателях мер социальной защиты (поддержки), в том числе социальных услуг, иных социальных гарантий, выплат и пенсионного обеспечения, а также сведения о мероприятиях по реабилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С помощью данной цифровой платформы будет обеспечиваться автоматизация процедур предоставления указанных мер).

- "О внесении изменений в закон области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области". Расширен перечень субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории области, определив участниками государственной системы бесплатной юридической помощи государственное юридическое бюро и нотариусов (в ранее действующей редакции участниками являлись исполнительные органы области, подведомственные им учреждения, и адвокаты).

Теперь предусмотрено:

- государственное юридическое бюро:

- оказывает бесплатную юридическую помощь с соблюдением условий, установленных ФЗ № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", в соответствии с видами данной помощи, перечнем категорий граждан и в случаях, установленных указанным ФЗ и законом области № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";

- вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

- оказывает бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и в экстренных случаях.

Юридическим бюро будет оказываться бесплатная юридическая помощь при предоставлении гражданами документов, перечень которых будет установлен Правительством области (перечень документов для оказания помощи адвокатами и исполнительными органами установлен в законе области);

- нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.07.2023, вступает в силу с 01.01.2024), согласно которому нотариусы удостоверяют доверенности на представление государственными юридическими бюро и адвокатами интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях. Для этого граждане представляют нотариусам соглашения, заключенные с адвокатами либо с государственными юридическими бюро.

Нотариусам за счет средств областного бюджета компенсируется оплата указанного нотариального действия в размере, который включает в себя сумму федерального и регионального тарифов. Также нотариусами бесплатная юридическая помощь предоставляется гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий.

Вступление в силу закона области предусмотрено с 1 января 2024 года.

- "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области". Изменениями закон области приведен в соответствие с федеральным законодательством (Федеральный закон от 05.12.2022 № 497-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания") предусмотрено, что Общественная палата Вологодской области возмещает расходы, связанные с осуществлением полномочий членов общественной наблюдательной комиссии, образуемой в Вологодской области, а также оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении ее деятельности (ранее такие расходы возмещались общественным объединением, выдвинувшим кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии). Возмещению подлежат расходы по проезду члена общественной наблюдательной комиссии к месту проверки, мероприятия и обратно, по найму жилого помещения, по содержанию помещения ОНК (оплата аренды, коммунальных платежей и др.), по приобретению и техническому содержанию компьютерной и иной оргтехники, почтовые и иные расходы, связанные с осуществлением деятельности общественной наблюдательной комиссии.

Также предусмотрено возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий членов ОНК на территории Вологодской области.

- "О развитии российского казачества на территории Вологодской области". Законом области урегулированы отдельные вопросы деятельности российского казачества на территории области, определены полномочия органов государственной власти области и основные направления государственной поддержки в данной сфере. Основными направлениями государственной поддержки определены: содействие в создании казачьих обществ и организации их деятельности; содействие возрождению традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества; развитие казачьего кадетского движения в форме казачьих кадетских классов.

Также предусмотрено, что для оказания содействия исполнительным органам области и органам местного самоуправления члены казачьих обществ могут привлекаться в таких сферах деятельности как:

организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовка к военной службе;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;

охрана лесов, объектов животного мира, объектов обеспечения жизнедеятельности населения и других.

Финансирование расходов, связанных с реализацией исполнительными органами области полномочий, установленных предлагаемым законопроектом, будет осуществляться за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию государственных программ области.

Действие закона области распространяется на казачьи общества, созданные (действующие) на территории области и внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

- "О международных и внешнеэкономических связях Вологодской области и органов местного самоуправления". Изменениями закон области приведен в соответствие с Федеральным законом от 04.08. 2023 № 420-ФЗ, который дополнил Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новой главой 9.1, регулирующей международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления. Закон области дополнен главой "Порядок осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей", где урегулированы порядки согласования таких связей, информирования и оказания правовой, организационной и методической поддержки при их осуществлении и регистрации и вступления в силу международных муниципальных соглашений.

- "О внесении изменения в статью 1.71 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Статья 1.71 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" дополнена новым составом административного правонарушения - выгул собак на территории населенного пункта без поводка, за исключением выгула в пределах огороженной территории, принадлежащей на законном праве владельцу домашнего животного либо иному лицу, осуществляющему выгул домашнего животного с согласия его владельца, или на площадке для выгула животных, если это действие (бездействие) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, а именно - выгул собаки на территории населенного пункта без сопровождения. Предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до полутора тысяч рублей.

Постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека по итогам обсуждения законопроекта на заседании постоянного комитета подготовлена протокольная запись, в которой Правительству области рекомендовано:

1. В целях обеспечения гуманного отношения к животным без владельцев, минимизации нанесения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан разработать и внедрить механизм содержания данных животных без возврата на прежние места обитания.

2. Предусмотреть меры, направленные на содействие органам местного самоуправления области в организации и обеспечении содержания площадок для выгула животных.

Рассмотрение кандидатур на должности мировых судей в Вологодской области; представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области, кандидатур на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области

1. Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.

В отчетном году на заседаниях постоянного комитета рассмотрено 16 кандидатур для назначения на должности мировых судей по судебным участкам: №№ 2, 6, 11, 61, 67 (в городе Вологде), №№ 16, 23 (в городе Череповце), № 26 (Великоустюгский район), №№ 31, 32 (Вытегорский район), № 51 (Междуреченский район), № 36 (Сокольский район), № 58 (Усть-Кубинский район), № 57 (Усюженский район), №№ 40, 41(Шекснинский район).

Также были рассмотрены представления председателя Вологодского областного суда о привлечении судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области по судебным участкам: № 46 (Верховажский район), №№ 20, 23, 65 (в городе Череповце), № 61 (в городе Вологде), № 57 (Устюженский район).

2. Для принятия Законодательным Собранием области решения по избранию представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области в установленный срок в Законодательное Собрание поступили документы о выдвижении двух кандидатов в представители от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области. Постоянным комитетом была проведена проверка представленных документов на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и законом области "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области", по результатам которой постоянным комитетом подготовлено заключение. После рассмотрения вопроса на заседании комиссии по рассмотрению кандидатур в представители от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области постоянный комитет подготовил проект постановления Законодательного Собрания области "Об избрании представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области".

3. В сентябре 2023 года истек пятилетний срок полномочий уполномоченного по правам человека в Вологодской области. Губернатором области вновь предложена кандидатура Димони О.А. Постоянным комитетом была проведена проверка предложенной кандидатуры на соответствие требованиям, предъявляемым действующим законодательством (Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" и закон области от 30.06.2020 № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области"), по результатам которой ограничений для назначения Димони О.А. на должность уполномоченного не выявлено. В соответствии с установленной процедурой, Комиссия по рассмотрению предложений о кандидатурах на должность уполномоченного рассмотрела предложенную кандидатуру и поддержала. В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области постоянный комитет внес на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области соответствующий проект постановления.

Заслушивание отчетов о деятельности лиц, замещающих государственные должности

1. В соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации" и законом области от 30.06.2020 № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" уполномоченный по правам человека направляет в Законодательное Собрания области не позднее трех месяцев после окончания календарного года ежегодный доклад о своей деятельности. После поступления доклада уполномоченного по правам человека в Вологодской области в Законодательное Собрание области, в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области он был направлен во все постоянные комитеты. Постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека подготовил и внес на 20 сессию Законодательного Собрания области проект постановления "О докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области в 2022 году".

2. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.

Отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2022 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2022 году заслушан депутатами Законодательного Собрания области в марте 2023 года на 19 сессии Законодательного Собрания области.

II. Формы работы постоянного комитета

Основной формой работы комитета в течение 2023 года являлось заседание постоянного комитета. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессию, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.

С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году постоянным комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция постоянного комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.

В отчетном периоде постоянным комитетом организовано проведение пяти заседаний рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных и иных публичных правоотношений.

На заседаниях рабочей группы были рассмотрены вопросы:

1) об установлении административной ответственности за нарушение тишины и покоя в дневное время;

2) об установлении в законе области от 8 декабря № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" административной ответственности за нарушение дополнительных требований к содержанию домашних животных, установленных постановлением Правительства области от 28.11.2022 № 1382;

3) о повторном рассмотрении предложения мэрии г. Череповца в части об установлении административной ответственности за несоблюдение требований к обнесению территорий заброшенных, сгоревших, недостроенных зданий, строений, сооружений, земельных участков ограждением с целью исключения доступа на них посторонних";

4) о проекте закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части установления ответственности за нарушение порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Вологодской области;

5) о проекте закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части установления ответственности владельцев животных, допускающих нарушение дополнительных требований к их содержанию (выгулу);

6) о целесообразности внесения изменения в статью 11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части введения квалифицированного состава административного правонарушения в виде несоблюдения повторно требований об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время;

7) о проекте закона области "О внесении изменения в статью 2.11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

8) о предложении мэрии г Череповца о внесении изменений в статью 1.14 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", предусматривающую административную ответственность за размещение и (или) эксплуатацию нестационарных торговых объектов с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов;

9) о предложении администрации Великоустюгского муниципального округа о внесении изменений в статью 1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

10) о предложении администрации Великоустюгского муниципального округа о внесении изменения в статью 1.18 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

11) о предложении администрации Череповецкого муниципального района о внесении изменения в статью 1.10 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

12) о проблемах реализации законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение требований к содержанию домашних животных, и предложениях по их урегулированию;

13) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";

14) о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанном Правительством Вологодской области.

Все вопросы, заявленные в повестку заседания рабочей группы, рассматривались с участием депутатов Законодательного Собрания области, представителей профильных департаментов Правительства области, органов местного самоуправления, прокуратуры области, Череповецкой природоохранной прокуратуры, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, Управления юстиции Российской Федерации по Вологодской области и других заинтересованных лиц.

По результатам деятельности рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных и иных публичных правоотношений подготовлены законопроекты:

1) "О внесения изменения в статьи 4.1. и 8.3 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", направленный на введение квалифицированного состава административного правонарушения "безбилетный проезда в автомобильном, городском наземном электрическом транспорте общего пользования по маршрутам в городском (поселковом) или пригородном сообщении в границах муниципального образования" - совершение данного правонарушения повторно в течение года. Административный штраф по вводимому составу - на граждан в размере одной тысячи рублей (первичный штраф установлен в размере пятисот рублей);

2) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", направленный на введение административной ответственности за нарушение дополнительных требований к содержанию (выгулу) домашних животных, установленных Постановлением Правительства Вологодской области от 28 ноября 2022 года № 1382 в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

3) "О внесении изменений в статью 11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", направленный на установление квалифицированного состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за несоблюдение требований об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время повторно в течение года в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В связи с тем, что нижний предел предлагаемого штрафа для граждан ниже, чем верхний предел по общей норме части 1, изменен ранее действующий максимальный штраф для граждан, совершивших правонарушение впервые, уменьшив его с двух тысяч до одной тысячи рублей;

4) "О внесении изменения в статью 2.11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", направленный на исключение возможности применения данного закона в отношении случаев причинения вреда объектам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, но обнаруженным на территории Вологодской области (административная ответственность за причинения им вреда установлена статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, редакция статьи 2.11 приводится в соответствие с Федеральным законом от 14.04. 2023 № 112-ФЗ "О внесении изменения в статью 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который предусмотрел, что административная ответственность устанавливается за причинение вреда, не только в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу, но и в отношении других организмов, занесенных в Красную книгу.

Также осуществляется подготовка проекта закона области закона области "О внесения изменения в статью 1.14 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области".

Кроме того, по результатам деятельности рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов:

- о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроектом предлагается внести изменения в часть 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), предоставив право должностным лицам органов местного самоуправления, наделенных отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3, а также частями 24, 24.1 статьи 19.5 КоАП. Проект федерального закона находится на рассмотрении в Государственной Думе.

- о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений

в статьи 8.52 и 23.96 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предлагается дополнить статью 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 4, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований к содержанию домашних животных в виде предупреждения или административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Редакция данного законопроекта дорабатывается.

В отчетном периоде постоянным комитетом также организовано проведение совещаний:

- по обсуждению проекта закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части установления ответственности владельцев животных, допускающих нарушение дополнительных требований к их содержанию (выгулу) с приглашением депутатов Законодательного Собрания области, представителей органов исполнительной государственной власти области, прокуратуры Вологодской области и Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры;

- по вопросу оказания гражданам бесплатной юридической помощи;

- по проблемам, связанным с организацией приюта недобросовестным владельцем домашних животных.

В отчетном периоде на совместном заседании постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека и постоянного комитета по бюджету и налогам обсуждался проект Государственной программы "Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области в 2021 – 2025 годах". Совместным решением постоянных комитетов было рекомендовано Правительству Вологодской области в проекте закона области "Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2024 и 2025 годов" учесть предложения Управления Министерства внутренних дел России по Вологодской области о финансировании приобретения приборов слежения за беспилотными летательными аппаратами в размере 15 млн.руб. и приобретения 12 автомобилей для использования сотрудниками полиции, в том числе, патрульно-постовой службой полиции.

В ноябре постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека было подготовлено и проведено тематическое заседание на тему: "Профилактика и предупреждение дистанционных преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий", в рамках проведения которого, были поддержаны предложения Управления УМВД России по Вологодской области, увеличить финансирование государственной программы" в 2024 году и выделить 14 628, 8 тыс. руб. на реализацию мероприятий по предупреждению дистанционной преступности:

1) изготовление и размещение информационных билбордов, размером 6 на 3, на территории наиболее крупных муниципальных образований Вологодской области стоимостью 223,5 тыс. рублей;

2) изготовление ростовых фигур "Полицейский" для размещения в местах с массовым скоплением граждан стоимостью 16,0 тыс. рублей за штуку в количестве 60 фигур на общую сумму 960,0 тыс. рублей;

3) изготовление и трансляция аудиоролика социальной рекламы, направленного на профилактику преступлений дистанционного характера в отношении жителей Вологодской области на радио "Россия" на общую сумму 1 357,1 тыс. рублей;

4) изготовление и распространение полиграфической продукции по профилактике дистанционных хищений (памятки и плакаты) на общую сумму 500,0 тыс. рублей;

5) поощрение волонтеров и наиболее активных граждан, участвующих в профилактике дистанционных хищений на общую сумму 1 000,0 тыс. рублей;

6) изготовление и трансляция видеоролика социальной рекламы, направленного на профилактику преступлений дистанционного характера в отношении жителей Вологодской области на радио "Русский Север" на общую сумму 3 877,7 тыс. рублей;

7) изготовление и трансляция видеоролика социальной рекламы, направленного на предотвращение участия жителей Вологодской области в случаях дистанционного мошенничества на телеканале "Россия 1" на общую сумму 4 699,0 тыс. рублей.

Постоянным комитетом также были поддержаны предложения прокуратуры области о включении в Паспорт Подпрограммы мероприятия "Проведение мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений, совершаемым с использованием информационных технологий", в рамках реализации которого предусмотреть информирование по вопросам обеспечения информационной безопасности для граждан всех возрастных категорий, в том числе освещение в средствах массовой информации ситуации по вопросам кибербезопасности, размещение информации о видах интернет- и телефонного мошенничеств, создание стендов информационной безопасности с советами по безопасной работе в общедоступных сетях Wi-fi, особенно в целях защиты персональных данных в социальных сетях, проведение круглых столов и лекций в целях создания моделей поведения при возникновении угрозы мошенничества в сети "Интернет".

В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 267 проектов федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.

Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других. На заседания сессии Законодательного Собрания области было вынесено 12 отзывов на проекты федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

Председатель постоянного комитета Л.Ю. Кожевина


Возврат к списку

Рекомендовать материал