Информация об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2021 год
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    Информация об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2021 год

Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2021 году осуществлялась в соответствии с Планом законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2021 год.

За прошедший период (январь – декабрь 2021 г.) подготовлено и проведено 30 заседаний постоянного комитета, на которых рассмотрено 719 вопросов, в том числе:

1) по проектам законов области – 54, в том числе внесенных:

- Губернатором области - 35;

- депутатами Законодательного Собрания области – 17;

- прокурором области – 2;

2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области нормативного правового характера – 13;

3) по проектам федеральных законов – 198, в том числе:

- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 19;

- поступивших из ГД ФС РФ – 179;

4) обращений – 121, в том числе:

– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 20;

– государственных органов, органов местного самоуправления области – 34;

– юридических лиц – 67;

5) других вопросов – 333.

В отчетном периоде рассмотрено 2294 обращений граждан.

Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в отчетном периоде изменился в связи с проведением 19 сентября 2021 года выборов в Законодательное Собрание Вологодской области.

До 27 сентября 2021 года в состав постоянного комитета входили:

председатель постоянного комитета – Кожевина Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

заместитель председателя постоянного комитета - Заварин Р.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

член постоянного комитета – Голик А.Ю. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ").

После выборов 2021 года в состав постоянного комитета входят:

председатель постоянного комитета – Кожевина Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

заместитель председателя постоянного комитета – Маслов А.С. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

член постоянного комитета – Царева Л.В. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ").

Организационно деятельность комитета обеспечивали специалисты отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.

В 2021 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).

Постоянный комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.

I. Правотворческая деятельность

Постоянным комитетом в отчетном периоде рассмотрено 54 законопроекта, в том числе депутатами Законодательного Собрания области (членами постоянного комитета) заявлено на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области 11 законопроектов, внесенные в порядке законодательной инициативы:

1. "О внесении изменения в статью 71 Устава Вологодской области";

2. "О внесении изменений в статьи 6 и 7 закона области "О пожарной безопасности в Вологодской области";

3. "Об учреждении Почетного знака Вологодской области "Почетный знак "За заслуги в воспитании детей";

4. "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";

5. "О внесении изменений в закон области "О мировых судьях в Вологодской области";

6. "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";

7. "О внесении изменений в статьи 4 и 7 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";

8. "О внесении изменений в закон области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области";

9. "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области";

10. "О внесении изменения в статью 9.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

11. "О внесении изменений в закон области "О мировых судьях в Вологодской области".

Государственное строительство, система органов

государственной власти

1. Законом области от 05.03.2021 № 4855-ОЗ "О внесении изменения в статью 71 Устава Вологодской области" внесены изменения в часть 2 статьи 71 Устава области и установлено, что должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты области отнесена к государственным должностям области.

2. Законом области от 25.06.2021 № 4931-ОЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 7 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" закон области от 1 июля 2004 года № 1034-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 116-ФЗ внесены изменения в отдельные федеральные законы (в т.ч. в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" № 184-ФЗ и Федеральный закон № 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ"), которыми уточнены ограничения для замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Законом области уточнены требования к лицам, замещающим государственные должности области, а также основания их досрочного прекращения полномочий.

3. Законом области от 25.06.2021 № 4927-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" закон области от 30 июня 2020 года № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" приведен в соответствие с федеральным законодательством. Законом области уточнены ограничения для замещения данной государственной должности Вологодской области в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

4. Законом области от 11 мая 2021 № 4885-ОЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 закона области "О пожарной безопасности в Вологодской области" закон области от 7 мая 2007 года № 1593-ОЗ "О пожарной безопасности в Вологодской области" приведен в соответствие с федеральным законодательством, которым уточнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности.

Правительство области наделены новым полномочием по утверждению перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. Орган исполнительной государственной власти области, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области) наделены новыми полномочиями:

- по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории области;

- по осуществлению тушения пожаров силами подразделений противопожарной службы области, содержащихся за счет средств областного бюджета.

5. Закон области от 11.05.2021 № 4877-ОЗ "Об учреждении государственной награды Вологодской области - "Почетного знака "За заслуги в воспитании детей" разработан в целях поощрения за заслуги в воспитании детей граждан, внесших значительный вклад в развитие и достойное воспитание детей. Порядок награждения Почетным знаком устанавливается Правительством области. Почетным знаком будут награждать имеющих место жительства на территории области опекунов (попечителей), приемных родителей, воспитывающих пять и более детей, в том числе родных, усыновленных, удочеренных, не менее пяти лет в отношении каждого ребенка, а также отцов, воспитавших и (или) воспитывающих пять и более детей (в том числе родных, усыновленных, удочеренных), при воспитании детей без матери не менее пяти лет в отношении каждого ребенка.

При награждении Почетным знаком указанных лиц установлено единовременное вознаграждение в размере 10 000 рублей (в случае награждения приемных родителей, опекунов, попечителей, являющихся супругами, выплата производится одному из них).

6. Закон области от 01.12.2021 № 4974-ОЗ "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области" разработан в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 04.10.2021 № 573 "О Дне отца" (будет отмечаться на всей территории РФ в третье воскресенье октября). Признана утратившим силу норма областного закона, которой установлен праздничный день Вологодской области – День отца (отмечался ежегодно во второе воскресенье декабря).

Мировая юстиция, адвокатура

7. Законом области от 25.06.2021 № 4929-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О мировых судьях в Вологодской области" закон области от 27 октября 1999 года № 420-ОЗ "О мировых судьях в Вологодской области" приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральным законом от 05.04.2021 № 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" в части уточнения срока полномочий мирового судьи" внесены изменения, которыми исключено регулирование субъектом Российской Федерации установления сроков полномочий, на которые назначаются мировые судьи на должность. Федеральным законом предусмотрено, что мировой судья в первый раз назначается на должность сроком на три года. При повторном назначении на должность – без ограничения срока полномочий.

Законом области признана утратившей силу статья 2 закона области "О мировых судьях в Вологодской области", ранее устанавливающая срок полномочий мирового судьи.

8. Закон области от 12.01.2022 № 5041-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О мировых судьях в Вологодской области" разработан в связи с принятием законов области от 08.12.2021 № 5021-ОЗ "Об упразднении и создании судебного участка и должности мирового судьи Вологодской области и о внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей Вологодской области". Законом области предусмотрено, что мировой судья упраздняемого судебного участка с его письменного согласия назначается в порядке перевода на вакантную должность мирового судьи другого судебного участка.

9. Законом области от 11.05.2021 № 4881-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, включены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), которые будут иметь право на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с предоставлением выплат, обусловленных работой в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Такая помощь будет оказываться адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

10. Законом области от 25.06.2021 № 4928-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" (совместная законодательная инициатива депутатов Законодательного Собрания области и прокурора области) предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи у адвокатов лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Предусматривается, что такие лица будут иметь право на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с реализацией их права на образование, гарантированного Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Региональное административное законодательство

11. Закон области от 16.12.2021 № 5030-ОЗ "О внесении изменения в статью 9.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" наделил с 1 января 2022 года должностных лиц Департамента цифрового развития области правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.12 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).

В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет также осуществил подготовку проектов постановлений Законодательного Собрания области:

1) "О предложении кандидатуры для назначения на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации";

2) "О назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области";

3) "Об избрании представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области";

4) "О досрочном прекращении полномочий члена Избирательной комиссии Вологодской области с правом решающего голоса";

5) "О назначении члена Избирательной комиссии Вологодской области с правом решающего голоса";

6) "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва";

7) "Об объявлении о формировании Избирательной комиссии Вологодской области нового состава";

8) "О досрочном прекращении полномочий члена Избирательной комиссии Вологодской области с правом решающего голоса";

9) "О назначении членов Избирательной комиссии Вологодской области с правом решающего голоса".

Постоянный комитет активно принимает участие в обсуждении и доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.

Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:

1) внесенному прокурором области "О внесении изменений в статью 2 закона области "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области", которым уточнены обязанности органов местного самоуправления по рассмотрению уведомлений о проведении публичных мероприятий:

- введено требование к содержанию обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, которое доводится до сведения организатора публичного мероприятия (такое предложение должно содержать: конкретное место и время, предлагаемые организатору; в случае если было заявлено мероприятие, сочетающее различные формы – то выбор одной из заявленных форм мероприятия);

- установлено, что в случае поступления информации об отсутствии у подавшего уведомление лица права быть организатором орган местного самоуправления отзывает согласование проведения публичного мероприятия или предложение об изменении места и времени мероприятия;

- предусмотрено, что при наличии реальной угрозы (ЧС, теракт) орган МСУ незамедлительно обязан предложить организатору мероприятия изменить место и время его проведения;

по проектам, внесенным Губернатором области:

2) "О внесении изменений в статью 54 Устава области";

3) "О внесении изменений в закон области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов Вологодской области". (Положения Устава области и закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов Вологодской области" приведены в соответствие с Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 № 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации").

4) "О внесении изменений в Устав Вологодской области" (законом области обеспечено единообразие правового регулирования вопросов, связанных с описанием границы Вологодской области в связи с принятием  закона области от 28 декабря 2020 года № 4838-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области". Исключена часть 3 статьи 9 Устава области, определяющая документы, устанавливающие границы области, так как данный вопрос урегулирован частью 2 статьи 4 закона области от 4 июня 1999 года № 371-ОЗ; откорректированы полномочия Законодательного Собрания области в соответствии с измененными нормами закона области "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области".

5)"О внесении изменения в статью 32 Устава Вологодской области" (статья 32 Устава области приводится в соответствие с принятыми поправками в Конституцию РФ в части организации охраны здоровья населения области. В частности, органы государственной власти области принимают меры по развитию системы здравоохранения, поощряют деятельность по сохранению общественного здоровья, создают условия для ведения здорового образа жизни и формированию ответственного отношения граждан к своему здоровью).

6) "О внесении изменений в Устав Вологодской области" (уточнены положения статей 36, 39, 40, 48, 49 50 Устава области, регламентирующие вопросы ограничений осуществления полномочий Губернатора области и депутатских полномочий, в части уточнения ограничения для замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации, связанных с наличием гражданства (подданства) иностранного государства).

7) "О внесении изменений в статьи 14 и 75 Устава Вологодской области" (статьи 14 и 75 Устава области приведены в соответствие с поправками в Конституцию Российской Федерации:

- в статье 14 (об органах государственной власти области и органы государственной власти Российской Федерации) часть 1 изложена в новой редакции: "Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти в рамках функционирования единой системы публичной власти в соответствии с принципами, установленными федеральным законодательством." (в ранее действующей редакции: Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и входящими в их систему органами, расположенными на территории области, на основе сотрудничества и координации действий в соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, самостоятельного осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий);

- в статье 75 Устава области, устанавливающей принципы деятельности органов государственной власти области в сфере местного самоуправления, часть 5 изложена в новой редакции: "5) взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках функционирования единой системы публичной власти в соответствии с принципами, установленными федеральным законодательством" (ранее действующая редакция: взаимодействия с органами местного самоуправления при осуществлении общих задач и функций).

8) "О внесении изменений в Устав Вологодской области" (законом области должность аудитора Контрольно-счетной палаты области отнесена к государственным должностям области, принципы деятельности Контрольно-счетной палаты области дополнен новым принципом - "открытости"; статья о законодательной инициативе, в которой перечислены субъекты права законодательной инициативы, дополнена новым положением, согласно которому реализация права законодательной инициативы осуществляется одним или совместно несколькими субъектами права законодательной инициативы).

9) "О внесении изменения в статью 11 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" (закон области приведен в соответствие с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

10) "О внесении изменения в статью 2 закона области "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (закон области "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг" приведен в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Уточнены полномочия органов исполнительной государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Услуги, включенные в перечень предоставляются не только организациями, но и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении услуг).

11) "О разграничении полномочий органов государственной власти области в области государственного контроля (надзора)" (закон области разработан в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Разграничены полномочия между Законодательным Собранием области и органами исполнительной власти области:

- к полномочиям Законодательного Собрания области отнесены принятие законов области, направленных на реализацию положений Федерального закона № 248-ФЗ, и контроль за их исполнением;

- к полномочиям органов исполнительной власти области отнесена реализация на территории области единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), в т.ч. в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении регионального государственного контроля (надзора); организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории области; иные полномочия в соответствии с федеральными законами).

12) "О внесении изменений в отдельные законы области" (выборные законы области приведены в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве. Внесены изменения в 10 законов области ("О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", "О выборах Губернатора Вологодской области", "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства", "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе", "О выборах главы поселения в Вологодской области", "О референдуме Вологодской области", "О местном референдуме в Вологодской области", "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области", "Об Избирательной комиссии Вологодской области", "О территориальных избирательных комиссиях Вологодской области"):

- в связи с введением в Федеральном законе № 67-ФЗ понятий "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом" и "кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" введены требования о необходимости указания сведений о таких кандидатах в заявлении о согласии баллотироваться, подписном листе, агитационном материале кандидата, на информационном стенде, в избирательном бюллетене. Также такие сведения доводятся до сведения избирателей избирательными комиссиями и организациями, осуществляющими выпуск СМИ, редакциями сетевых изданий;

- предусмотрено право избирательной комиссии, организующей выборы, по согласованию с ЦИК, на принятие решения о том, что в случае, если в бюллетень внесено свыше 10-ти зарегистрированных кандидатов, то отдельные сведения (принадлежность к партии и статус в этой партии) о зарегистрированных кандидатах в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде. Аналогичное право соответствующей комиссии предусмотрено в отношении фамилии, имени, отчества кандидатов в случае, если в бюллетень внесено свыше 10-ти зарегистрированных списков кандидатов;

- установлено, что в случае голосования в течение нескольких дней подряд агитационный период прекращается в ноль часов первого дня голосования ("дня тишины" не будет);

- предусмотрено, что добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится из его собственных средств. При внесении пожертвования гражданином, который включен в список физических лиц-иностранных агентов, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных СМИ-иностранных агентов, такой гражданин указывает в платежном документе сведения об этом;

- количество переносных ящиков вне помещения для голосования может быть увеличено (решением вышестоящей избирательной комиссии) не более чем на 2 переносных ящика (было не более чем на 1) при наличии условий, предусмотренных ФЗ № 67-ФЗ (совмещение дней голосования, на территории избирательного участка зарегистрировано более 50 избирателей старше 80 лет и (или) инвалидов и др.);

- в связи со вступлением в силу поправок к Конституции Российской Федерации уточнены отдельные положения выборных законов области в части запрета на замещение государственных должностей для граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства. В соответствии с Федеральным законом граждане РФ, получившие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, также не могут замещать указанные должности. Данные изменения вступили в силу с 1 июля 2021 года).

13) "О внесении изменений в отдельные законы области" (выборные законы области приведены в соответствие с Федеральным законом от 04.06.2021 № 157-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Внесены изменения в 5 выборных законов области:

"О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области",

"О выборах Губернатора Вологодской области",

"О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства",

"О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе",

"О выборах главы поселения в Вологодской области".

Изменениями:

- расширен перечень ограничений пассивного избирательного права на региональных и местных выборах. Предусмотрено, что не имеют права быть избранными лица (граждане РФ), причастные к деятельности экстремистской или террористической организации (общественной, религиозной или иной), в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или о запрете деятельности такой организации. Данное ограничение распространяется:

- на лиц, которые являлись учредителями, руководителями такой организации в срок, начинающийся за три года до вступления указанного решения суда в законную силу;

- на лиц, являвшихся участниками, работниками такой организации и иных причастных лиц в срок, начинающийся за один год до указанного решения суда;

- закреплено, что причастность лица должна быть установлена судом. Определены критерии такой причастности (непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в т.ч. отдельных мероприятий), в связи с которыми организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, в т.ч. в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической);

- установлены сроки действия указанного ограничения (не могут быть избраны до истечения установленного срока):

5 лет со дня вступления в силу решения суда – для категории учредителей и руководителей организации;

3 года – для участников, работников и иных причастных лиц).

14) "О внесении изменений в отдельные законы области" (8 законов области в сфере избирательного законодательства приведены в соответствие с федеральным законодательством в части проведения закупок товаров, работ или услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума).

15) "О внесении изменения в закон области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" (закон области приведен в соответствие с федеральным законодательством в сфере государственной гражданской службы и дополнен новой статьей по участию независимых экспертов в конкурсных и аттестационных комиссиях органов власти. В частности, определено, что функции по приглашению и отбору независимых экспертов осуществляются органом исполнительной власти (Департаментом государственной службы области), а порядок приглашения и отбора независимых экспертов утверждается Губернатором области по согласованию с Законодательным Собранием области, Контрольно-счетной палатой Вологодской области и Избирательной комиссией Вологодской области).

16) "О внесении изменения в приложение 8 к закону области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (увеличены оклады "водителю" с 17 % до 25%, "водителю – механику" с 18 % до 26 %; "начальнику службы" с 26% до 38%; "главному инженеру" с 19 % до 28% в представительствах, расположенных в г. Москве и г. Санкт-Петербурге).

17) "О внесении изменений в приложение 4 к закону области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (увеличены с 1 января 2022 года размеры должностных окладов по должностям государственной гражданской службы области: помощника мирового судьи с 16% до 21% к базовому должностному окладу и секретаря судебного заседания с 13% до 16% к базовому должностному окладу).

18) "О внесении изменений в закон области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" (увеличен минимальный размер пенсии за выслугу лет с 5317 рублей до 5850 рублей).

19) "О внесении изменения в статью 2 закона области "О социальной поддержке работников противопожарной службы Вологодской области и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вологодской области" (увеличена выплата путем её индексации на 4 %: с 5329,00 рублей до 5542,0 рублей).

20) "О внесении изменения в статью 3 закона области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим должности руководителей и специалистов Вологодского обкома КПСС, Вологодского дома политического просвещения и Вологодского университета марксизма-ленинизма" (увеличен минимальный размер доплаты к пенсии с 5317 рублей до 5850 рублей).

21) "Об установлении индекса повышения месячного денежного содержания в целях перерасчета размеров пенсии за выслугу лет" (с 1 января 2022 года установлен индекс повышения месячного денежного содержания, учитываемого при исчислении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области в размере 1,1 (ориентировочно соответствующему индексу инфляции за последние 3 года) с учетом последнего повышения месячного денежного содержания лиц, замещающих государственные должности области, должности государственной гражданской службы области. Закон области вступил в силу с 1 января 2022 года).

22) "Об обязательных требованиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Вологодской области" (определен порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области в сфере предпринимательской деятельности).

23) "О внесении изменений в закон области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (закон области приведен в соответствие с Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Уточнено:

- наименование комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства области;

- полномочие Правительства области в части регулирования регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

24) "О внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области" (в приложении 5 (с/у №№ 31 и 32 Вытегорского района) территория г. Вытегра разделена по главным транспортным магистралям города (по проспекту Ленина, от начала нумерации домов до пересечения с Архангельским трактом). Данное изменение направлено на выравнивание нагрузки по рассмотрению судебных дел; в приложении 6 (с/у № 34 Грязовецкого района) и приложении 7 (с/у № 36 Сокольского района) исключены отдельные населенные пункты в связи с их упразднением.

25) "Об упразднении и создании судебного участка и должности мирового судьи Вологодской области и внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей Вологодской области" (в связи с превышением максимальной численности населения на одном судебном участке Вологодского муниципального района, а также в целях выравнивания нагрузки на судебные участки города Вологды и Вологодского района по рассмотрению судебных дел создан один судебный участок в Вологодском районе, дополнительно к имеющимся двум участкам №№ 29, 30 и соответствующая должность мирового судьи Вологодской области № 62 в Вологодском районе. Одновременно упразднен судебный участок № 62 в городе Вологде и должность мирового судьи по судебному участку № 62 в городе Вологде с одновременной передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию мировых судей Вологодской области судебных участков № 2, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 63, 67 в городе Вологде. Также внесены изменения:

- в приложение 4 (Вологодский район), приложение 7 (Сокольский район), приложение 9 (Шекснинский район) на основании изменений, внесенных в Реестр административно-территориальных единиц Вологодской области, утвержденный постановлением Правительства области от 1 марта 2010 года № 178, в части упразднения ряда населенных пунктов вышеуказанных муниципальных районов области;

- в приложения 1 и 2 в целях уточнения адресов г. Вологды и г. Череповца на основании информации, предоставленной Департаментом градостроительства Администрации города Вологда, Управлением архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца. Закон области вступает в силу с 1 февраля 2022 года).

Постоянным комитетом рассмотрены и рекомендованы к принятию проекты постановлений Законодательного Собрания области, внесенных в Законодательное Собрание области по инициативе Губернатора области:

1) Об утверждении соглашения между Архангельской областью и Вологодской областью об описании местоположения границы между Архангельской областью и Вологодской областью;

2) Об утверждении соглашения об уточнении положения границы между субъектами Российской Федерации – Вологодской областью и Новгородской областью;

3) Об утверждении соглашения об уточнении положения границы между субъектами Российской Федерации – Вологодской областью и Ленинградской областью;

4) Об утверждении соглашения об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации Республикой Карелия и Вологодской областью.

Рассмотрение кандидатур на должности мировых судей в Вологодской области; представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области; представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области; кандидатуры для назначения на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидатур для назначения на должности членов Избирательной комиссии Вологодской области

1. Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.

В отчетном году на заседаниях постоянного комитета рассмотрено 14 кандидатур для назначения на должности мировых судей по судебным участкам: №№ 4, 10, 12 (в городе Вологде), №№ 14, 19, 24, 25, 64 (в городе Череповце), № 30 (Вологодский район), № 47 (Вожегодский район), № 34 (Грязовецкий район), № 54 (Сямженский район), № 57 (Устюженский район), № 59 (Харовский район).

Также были рассмотрены представления председателя Вологодского областного суда о привлечении судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области по судебным участкам: № 43 (Бабушкинский район), № 25 (в городе Череповце) и № 63 (в городе Вологде).

2. Для назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области в Законодательное Собрание области поступили документы о выдвижении семи кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области. Постоянным комитетом проведена проверка представленных документов на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и законом области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области", по результатам которой постоянным комитетом подготовлено соответствующее заключение. После рассмотрения вопроса на заседании комиссии по рассмотрению кандидатур в представители общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области постоянный комитет подготовил проект постановления Законодательного Собрания области "О назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области".

3. Для принятия Законодательным Собранием области решения по избранию представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области в установленный срок в Законодательное Собрание поступили документы о выдвижении двух кандидатов в представители от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области. Постоянным комитетом была проведена проверка представленных документов на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и законом области "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области", по результатам которой постоянным комитетом подготовлено заключение. После рассмотрения вопроса на заседании комиссии по рассмотрению кандидатур в представители от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области постоянный комитет подготовил проект постановления Законодательного Собрания области "Об избрании представителей от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Вологодской области".

4. По результатам рассмотрения обращения Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности о направлении в Совет Федерации Федерального Собрания решения законодательного органа по кандидатуре, предлагаемой для назначения на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, постоянным комитетом была поддержана кандидатура Эбзеева Бориса Сафаровича, для назначения членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от Вологодской области, предложенная Губернатором области. Постоянным комитетом был подготовлен проект постановления Законодательного Собрания области "О предложении кандидатуры для назначения на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

5. В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав" и законом области "Об Избирательной комиссии Вологодской области" постановлением Законодательного Собрания области от 6 октября 2021 года № 349 было объявлено о формировании Избирательной комиссии Вологодской области нового состава, текст соответствующего объявления опубликован в областной газете "Красный Север". В Законодательное Собрание области в установленный срок поступили документы о выдвижении пяти кандидатов в новый состав Избирательной комиссии Вологодской области. По результатам проверки постоянным комитетом подготовлено заключение, которое было рассмотрено в комиссии Законодательного Собрания области по рассмотрению кандидатур в состав Избирательной комиссии Вологодской области, и по результатам его рассмотрения поддержала представленные кандидатуры. Постоянным комитетом был подготовлен проект постановления Законодательного Собрания области "О назначении членов Избирательной комиссии Вологодской области с правом решающего голоса".

Заслушивание отчетов о деятельности лиц, замещающих государственные должности

1. В соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации" и законом области от 30.06.2020 № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" уполномоченный по правам человека направляет в Законодательное Собрания области не позднее трех месяцев после окончания календарного года ежегодный доклад о своей деятельности. После поступления доклада уполномоченного по правам человека в Вологодской области в Законодательное Собрание области, в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области он был направлен во все постоянные комитеты. Постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека подготовил и внес на 59 сессию Законодательного Собрания области проект постановления "О докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области в 2020 году".

2. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.

Отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2020 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2020 году заслушан депутатами Законодательного Собрания области в феврале 2021 года на 57 сессии Законодательного Собрания области.

II. Формы работы постоянного комитета

Основной формой работы комитета в течение 2021 года являлось заседание постоянного комитета. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессию, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.

С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году постоянным комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция постоянного комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.

В отчетном периоде постоянным комитетом организовано проведение двух заседаний рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных и иных публичных правоотношений.

На заседаниях рабочей группы были рассмотрены вопросы:

1) о внесении изменений в закон области от 08.12.2010
№ 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части ужесточения санкций за несоблюдение требований об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время и в закон области от 28.01.2013 № 2973-ОЗ "Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области" в части распространения действия закона не только на ночное время, но и на определенные часы за пределами ночного времени в будние, выходные, нерабочие праздничные дни;

2) о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих расширение полномочий сотрудников полиции в сфере административного законодательства на объектах железнодорожного транспорта (предложения Вологодского линейного отдела МВД России на транспорте);

3) о подготовке законодательной инициативы о внесении изменений в отдельные федеральные законы, а также изданные в целях их выполнения нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в части информирования населения о возникающих угрозах в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка (предложение УМВД России по Вологодской области);

4) об обращении мэрии города Череповца о внесении изменения в закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части увеличения размера штрафа за безбилетный проезд в автомобильном, городском наземном электрическом транспорте общего пользования по маршрутам в городском (поселковом) или пригородном сообщении в границах муниципального образования;

5) об обращении Вологодской городской Думы о внесении изменений в закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области", предусматривающих введение административной ответственности за нарушение порядка размещения нестационарных торговых объектов или объектов по оказанию услуг населению в отсутствие заключенного договора, предоставляющего право на размещение указанных объектов;

6) об обращении УМВД России по Вологодской области по вопросу внесения изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за организацию либо содержание "алкопритонов" и систематическое предоставление помещений для потребления спиртных напитков);

7) об обращении Представительного Собрания Верховажского муниципального района о направлении ходатайства в Государственную Думы Российской Федерации по вопросу внесения изменений в часть 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 39 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в части исключения обязанности составления органами местного самоуправления перечня организаций и предприятий на территории района, в которых могут исполняться решения суда в виде исправительных работ);

8) об обращении Администрации сельского поселения Пятовское Тотемского муниципального района с просьбой оказать содействие в решении вопроса о получении администрацией поселения необходимой информации от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;

9) об определении органа (лица), уполномоченного подтверждать сведения о проживании (отсутствии) гражданина в жилом помещении, расположенном в населенном пункте, в определенный временной период по заявленному требованию гражданина в целях предъявления данной информации региональному оператору для перерасчета платы за вывоз ТКО;

10) о проекте закона области "Об установлении дополнительных ограничений курения табака, потребления никотинсодержащей продукции и использования кальянов в отдельных общественных местах на территории Вологодской области" и о проекте закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

11) о проекте закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части конкретизации административных правонарушений за нарушение требований муниципальных правовых актов к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций, а также признания утратившей силу статьи 3.5. предусматривающей административную ответственность в сфере обращения с отходами.

Все вопросы, заявленные в повестку заседания рабочей группы, рассматривались с участием депутатов Законодательного Собрания области, представителей профильных департаментов Правительства области, органов местного самоуправления, прокуратуры области, Череповецкой природоохранной прокуратуры, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, Управления юстиции Российской Федерации по Вологодской области и других заинтересованных лиц.

В отчетном периоде постоянным комитетом также организовано проведение совещаний:

- по отдельным вопросам, возникающим в ходе реализации полномочий органами местного самоуправления (вопросы нотариата, записи актов гражданского состояния, вопросов миграции населения);

- по вопросу ответственности за нарушения при обращении с отходами производства и потребления, в том числе за нарушение требований в области охраны окружающей среды при их обезвреживании;

- по обращениям медицинских работников по вопросу выплат, предусмотренных действующим законодательством;

- по обращению граждан по вопросу запрета на использование громкой музыки в многоквартирных домах в дневное время;

- по обращению граждан по вопросу оказания содействия в проведении ремонта крыши объекта регионального культурного наследия, находящегося в г. Грязовце;

- о возможности установления административной ответственности за нарушение перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, расписания движения транспортного средства в законе области "Об административных правонарушениях в Вологодской области".

В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 179 проектов федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.

Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других. На заседания сессии Законодательного Собрания области было вынесено 11 отзывов на проекты федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

III. Участие депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в заседаниях комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам

В марте 2021 года в повестку заседания постоянного комитета по правовым вопросам в г. Нарьян-Маре председателем постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Л.Ю. Кожевиной было заявлено два вопроса, концепция которых была поддержана:

1) проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 66 Закона "О связи", дополнив его обязанностью операторов связи при проведении неотложных мероприятий по обеспечению правопорядка обеспечивать передачу пользователям услугами связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Данные изменения позволят МВД России использовать возможности операторов связи для информирования населения об угрозе совершения противоправных действий, посягающих на жизнь, здоровье и собственность, в том числе дистанционным способом, а также необходимости соблюдения правил поведения для обеспечения личной и имущественной безопасности;

2) проект федерального закона "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации". Законопроектом предлагается установить, что в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не взимается, если объем потребления электроэнергии в расчетном месяце в указанном помещении составляет 0 кВт и при условии предоставления платежного документа, подтверждающего оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту пребывания или по месту жительства.

IV. Информирование населения о деятельности постоянного комитета

Информирование населения о деятельности постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.

Председатель постоянного комитета Л.Ю. Кожевина


Возврат к списку

Рекомендовать материал