Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2020 году осуществлялась в соответствии с Планом законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2020 год.
За прошедший период (январь – декабрь 2020 г.) подготовлено и проведено 23 заседания постоянного комитета, на которых рассмотрено 686 вопросов, в том числе:
1) по проектам законов области – 82, в том числе внесенных:
- Губернатором области - 42;
- депутатами Законодательного Собрания области – 30;
- органами местного самоуправления – 1;
- прокурором области – 9;
2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области нормативного правового характера – 14;
3) по проектам федеральных законов – 208, в том числе:
- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 14;
- поступивших из ГД ФС РФ – 194;
4) обращений – 260, в том числе:
– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 10;
– государственных органов, органов местного самоуправления области – 78;
– юридических лиц – 57;
– граждан – 115;
5) других вопросов – 127.
Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в 2020 году не менялся и включает:
председателя постоянного комитета – Кожевину Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
заместителя председателя постоянного комитета - Заварина Р.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
члена постоянного комитета – Голик А.Ю. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ").
Организационно деятельность комитета обеспечивали специалисты отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.
В 2020 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).
К основным вопросам ведения комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:
1) порядка внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, рассмотрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, принятия Устава области, внесения изменений и (или) дополнений в него;
2) описания и порядка официального использования государственных символов Российской Федерации, официальных государственных символов Вологодской области (флага, герба);
3) административно-территориального устройства;
4) гражданства;
5) миграции, за исключением трудовой миграции;
6) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, за исключением прав детей;
7) персональных данных;
8) референдумов, выборов, избирательной системы, отзыва Губернатора области;
9) установления общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) судебной власти, судоустройства, судебной системы, судопроизводства;
11) статуса лиц, замещающих государственные должности Вологодской области;
12) государственной службы;
13) административного законодательства;
14) порядка формирования административных комиссий;
15) обеспечения безопасности государства, общества и личности;
16) участия граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности;
17) уголовного законодательства;
18) уголовно-исполнительного законодательства;
19) прокуратуры, органов внутренних дел (полиции), органов юстиции, адвокатуры, нотариата;
20) обеспечения прав коренных малочисленных народов на территории Вологодской области;
21) информации, информационной безопасности, защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов;
22) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечения пожарной безопасности;
23) установления организационно-правовых основ создания и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, противопожарной службы;
24) определения основ деятельности органов государственной власти области в сфере противодействия коррупции;
25) порядка осуществления контрольных полномочий Законодательного Собрания;
26) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения постоянного комитета;
27) определения порядка организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области;
28) исполнительного производства;
29) памятных дат;
30) государственных программ по вопросам ведения постоянного комитета.
Комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.
I. Правотворческая деятельность
Постоянным комитетом в отчетном периоде заявлено на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области 21 законопроект и 4 проекта постановления Законодательного Собрания области, внесенные в порядке законодательной инициативы, депутатами Законодательного Собрания области:
1. "О внесении изменений в статью 1.7 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
2. "О внесении изменений в отдельные законы области в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде";
3. "О внесении изменения в статью 56 Устава Вологодской области";
4. "О внесении изменений в закон области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области";
5. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
6. "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";
7. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
8. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
9. "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";
10. "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области";
11. "О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области";
12. "О внесении изменений в закон области "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области";
13. "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области";
14. "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";
15. "О внесении изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
16. "О признании утратившими силу законов области "О порядке согласования представления о назначении на должность прокурора Вологодской области" и "О внесении изменений в закон области "О порядке согласования кандидатуры на должность прокурора Вологодской области";
17. "О внесении изменений в отдельные законы области по вопросам контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
18. "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
19. "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
20. "О внесении изменений в статью 2 закона области "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Вологодской области" и статью 7 закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
21. "О внесении изменений в отдельные законы области";
22. "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания области "Об удостоверении уполномоченного по правам человека в Вологодской области";
23. "О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области "Об утверждении Положения об общественном совете при Законодательном Собрании Вологодской области";
24. "О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области "О Положении о независимой антикоррупционной экспертизе законов области и постановлений Законодательного Собрания области, а также проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания области, внесенных в Законодательное Собрание области";
25. "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания области "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".
Государственное строительство, система органов
государственной власти
1. Законом области от 12.05.2020 № 4702-ОЗ "О внесении изменения в статью 56 Устава Вологодской области" установлено, что сессия Законодательного Собрания области правомочна, если на ее заседании присутствует более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (в ранее действующей редакции – не менее двух третей). Исключение составляет принятие Устава и поправок к нему, который принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, а также если региональный закон отклонен Губернатором области, указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Принятие закона области позволит Законодательному Собранию оперативно принимать решения по жизненно важным вопросам, требующим срочных мер реагирования, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Законом области от 17.12.2020 № 4824-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области" внесены изменения в пять законов области ("О противодействии коррупции в Вологодской области", "О выборах Губернатора Вологодской области", "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области", "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов" и "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области") в связи с принятыми поправками в Конституцию Российской Федерации в части переименования членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сенаторы Российской Федерации.
3. Законом области от 11.12.2020 № 4821-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 закона области "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Вологодской области" и статью 7 закона области "Об Общественной палате Вологодской области" приведены в соответствие с федеральным законодательством (изменения от 15.10.2020 № 333-ФЗ в Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации") базовые законы области от 17.12.2015 № 3806-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Вологодской области" и от 23.01.2017 № 4097-ОЗ "Об Общественной палате Вологодской области".
В закон области "Об Общественной палате Вологодской области" внесены изменения, которыми уточняется, что членами Общественной палаты области не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (в ранее действующей редакции действовало такое ограничение только в отношении депутатов, замещающих государственную должность субъекта РФ).
Также слова "члены Совета Федерации" заменены словом "сенаторы".
В законе области "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Вологодской области" изменены реквизиты (даты и номера) закона области "Об Общественной палате Вологодской области", на который имеется отсылка.
4. Закон области от 10.04.2020 № 4692-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" разработан в связи с принятием Федерального закона № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде", которым регламентирован порядок формирования с 1 января 2020 года сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Внесены изменения в пять законов области:
1) "Об Избирательной комиссии Вологодской области";
2) "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда";
3) "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области";
4) "О представителях от Законодательного Собрания Вологодской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Вологодской области";
5) "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области".
Изменениями уточнены нормы указанных законов области, связанные с предоставлением гражданами трудовой книжки либо ее копии в составе пакета документов. Предусмотрена возможность наравне с трудовой книжкой предоставлять также и (или) сведения о трудовой деятельности, сформированные в электронном виде - "электронные трудовые книжки".
5. Закон области от 08.06.2020 № 4717-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области" приведен в соответствие с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Уточнены полномочия областной и муниципальной комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также порядок проведения их заседаний.
В частности к полномочиям комиссий отнесены:
- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- анализ выявленных причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер к их устранению;
- организация обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики на территории Вологодской области.
Также уточнено, кто входит в состав комиссии, и кто является членами комиссии, а также требование к члену комиссии по возрасту:
председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.
Членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.
Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
6. Закон области от 27.03.2020 № 4677-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" разработан в связи с принятием закона области от 30 июня 2020 года № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области".
Внесены изменения в закон области от 1 июля 2004 года № 1034-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" уточняющего характера:
- предусмотрено, что порядок сообщения уполномоченным по правам человека в Вологодской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определяется законом области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" (в ранее действующей редакции: порядок утверждался постановлением Губернатора области);
- перечень нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения для уполномоченного по правам человека в Вологодской области, дополнен Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации";
- изменены реквизиты закона области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области".
7. Закон области от 19.11.2020 № 4805-ОЗ "О признании утратившими силу законов области "О порядке согласования представления о назначении на должность прокурора Вологодской области" и "О внесении изменений в закон области "О порядке согласования кандидатуры на должность прокурора Вологодской области" разработан в связи с вступлением в силу с 04.07.2020 поправок в Конституцию Российской Федерации, которыми изменен порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации. До принятия поправок прокуроры субъектов назначались на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ.
В связи с изменениями в Конституцию РФ прокуроры субъектов РФ назначаются Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом исключено положение о согласовании с субъектами РФ представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокуроров субъектов РФ.
Законом области признан утратившим силу закон области от 30.03.2006 № 1425-ОЗ "О порядке согласования представления о назначении на должность прокурора Вологодской области", а также закон области, которым были внесены изменения в основной закон области.
8. Законом области от 09.11.2020 № 4790-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области по вопросам контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" приведен в соответствие с федеральным законодательством 4 закона области: "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области"; "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области"; "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" и "О регулировании некоторых вопросов осуществления контроля за расходами лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных образований области, а также расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей".
Для лиц, замещающих государственные должности области, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих закреплена обязанность ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенной в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма сделок превышает общий доход за три последних года.
Соблюдение, реализация прав и свобод человека и гражданина;
регулирование общественного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
1. Закон области от 30.06.2020 № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" разработан в связи с принятием Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
Учитывая большой объем изменений, подлежащий внесению в действующий закон области, принята новая редакция закона области (с таким же наименованием).
В новой редакции закона области неизменным остались:
1) общие положения, касающиеся статуса уполномоченного. В частности то, что должность уполномоченного является государственной должностью области;
2) правовая основа деятельности уполномоченного и принципы его деятельности;
3) требования, предъявляемые к кандидату на должность уполномоченного (достигший 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и т.д.) и к замещению данной должности;
4) порядок назначения на должность уполномоченного и освобождения от должности (назначается Законодательным Собранием области на 5 лет, предложения о кандидатуре могут вносить Губернатор области, не менее 1/3 депутатов Законодательного Собрания области, фракция и органы местного самоуправления. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу, после чего председатель Законодательного Собрания области вручает ему удостоверение);
5) требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности уполномоченного (не вправе: иметь иностранное гражданство, заниматься предпринимательской деятельностью, быть членом политической партии и все другие ограничения и обязанности, установленные ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами и законами области).
Изменениями предусмотрено:
1) порядок сообщения уполномоченным председателю ЗСО о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (оформляется такое сообщение в виде уведомления по форме согласно приложению к закону, которое направляется председателем Законодательного Собрания области Губернатору области для рассмотрения в порядке, установленном Губернатором области. Информация о результатах рассмотрения направляется председателю Законодательного Собрания области и уполномоченному.
2) порядок рассмотрения уполномоченным жалоб и иных обращений и перечень прав уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы: в частности, уполномоченный вправе:
- обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе;
- обратиться в государственные и муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства или о рассмотрении вопроса об уголовном преследовании, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении;
- обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда для того, чтобы прокурор вышел в суд с представлением о пересмотре приговора суда;
3) закреплены гарантии деятельности уполномоченного, в том числе:
- право безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных и муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания;
- установлен 15-дневный срок (если в самом запросе не установлен иной срок) предоставления государственными и муниципальными органами, организациями и другими по запросу уполномоченного сведений, документов, материалов и иной информации, необходимой для осуществления его полномочий;
4) не позднее трех месяцев после окончания календарного года (не позднее 1 апреля) уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности не только в Законодательное Собрание области и Губернатору области, но и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю областного суда и прокурору области. Ежегодный доклад уполномоченного представляется на заседании Законодательного Собрания области.
Законодательство о выборах и референдумах в Вологодской области
Развитие федерального законодательства о выборах и референдумах в 2020 году потребовало вновь неоднократного изменения регионального законодательства.
1. Закон области от 30.06.2020 № 4742-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".
2. Закон области от 30.06.2020 № 4743-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области".
3. Закон области от 30.06.2020 № 4744-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства".
4. Закон области от 30.06.2020 № 4753-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
5. Закон области от 30.06.2020 № 4754-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области"
6. Закон области от 30.06.2020 № 4755-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области".
7. Закон области от 30.06.2020 № 4745-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области".
8. Закон области от 30.06.2020 № 4738-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области".
Восемь законов области приведены в соответствие с изменениями (№ 98-ФЗ, № 153-ФЗ, № 154-ФЗ) в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
1) учтены нормы об отложении голосования на выборах при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, решение будет приниматься соответствующей избирательной комиссией);
2) введена возможность дистанционного электронного голосования в случаях и порядке, которые устанавливаются ЦИК России;
3) расширен перечень случаев для голосования вне избирательного участка: дополняется "в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иные уважительные причины" (в ранее действующей редакции - по состоянию здоровья и инвалидности);
4) закреплена возможность голосования вне избирательного участка, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для его проведения (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) в порядке и сроки, установленные ЦИК России;
5) дополнен перечень исключений из принципа всеобщности пассивного избирательного права: предусматривается, что не имеют права быть избранными граждане, осужденные к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести;
6) введена обязанность избирательной комиссии, организующей выборы, утвердить образец заполнения подписного листа (в части указания наименования должностей выборного должностного лица, наименования законодательного органа, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта РФ, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа);
7) снижен порог с 10% до 5% недействительных подписей и подписей, собранных в запрещенных местах (на рабочих местах, в местах выдачи зарплаты, пенсий, пособий, стипендий и т.д.), выявление которых является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, кроме закона о выборах Губернатора;
8) дополнен случай для досрочного голосования: в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, создания максимального удобства для реализации избирательного права досрочное голосование может проводиться в порядке и сроки, установленные ЦИК России;
9) введена возможность изменения схемы избирательных округов в случае, если будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей (если отклонение от средней нормы представительства избирателей в округе будет превышать 20% (законом допускается не более 10%), а в труднодоступных местностях 40% (допускается не более 30% в одномандатном округе и не более 15% в многомандатном округе), то представительный орган (ЗСО, МО) вносит изменения в схему избирательных округов);
10) предусмотрено, что списки избирателей на вокзалах и в аэропортах составляются не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании заявлений избирателей, поданных в порядке, установленном ЦИК России.
Региональное административное законодательство
Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета в 2020 году продолжает оставаться совершенствование областного законодательства об административных правонарушениях.
Региональный закон об административных правонарушениях является одним из наиболее динамично изменяющихся законов области.
За отчетный период в закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" были внесены следующие изменения:
1) Законом области от 13.03.2020 № 4669-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" терминология статьи 1.7 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" приведена в соответствие с терминологией Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": животные без владельцев. Постоянным комитетом учтено предложение прокуратуры области о приведении в соответствие с федеральным законодательством статьи 1.4 закона области об административной ответственности за нарушение правил содержания собак и кошек (требования к содержанию домашних животных установлены статьей 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Статья 1.4 признана утратившей силу, а также откорректированы процессуальные нормы в части составления протоколов и рассмотрения дел по данной статье.
2) Законом области от 19.10.2020 № 4771-ОЗ "О внесении изменения в статью 6.8. закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", в связи с принятием закона "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" в новой редакции, изменены его реквизиты в статье 6.8, устанавливающие административную ответственность за неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных законом области от 30 июня 2020 года № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области".
3) Законом области от 09.11.2020 № 4791-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" признаны утратившими силу статья 1.19, устанавливающая административную ответственность за нарушение установленных законом области ограничений в сфере розничной продажи электронных систем доставки никотина, жидкостей для таких систем, бестабачной никотиносодержащей продукции, а также использования электронных систем доставки никотина, и процессуальные статьи 8.1 и 8.3 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Изменения подготовлены в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 года № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции", которым внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях в РФ, в части установления мер административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления никотинсодержащей продукции и продажу несовершеннолетнему такой продукции.
4) Закон области от 09.11.2020 № 4793-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" принят в пакете с законом области "Об установлении ограничения розничной продажи товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, для личных и бытовых нужд граждан на территории Вологодской области" и устанавливает административную ответственность за розничную продажу товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, для личных и бытовых нужд граждан несовершеннолетним. Административная ответственность предусмотрена в виде административного штрафа: в отношении граждан от 3000 до 5000 руб., должностных лиц от 10000 до 20000 руб. и юридических лиц от 30000 до 50000 руб. и установлена с 1 января 2021 года.
Правом составления протоколов об административных правонарушениях наделены должностные лица органов местного самоуправления, включенные в соответствующий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об административных правонарушениях возложенных на мировых судей.
Общественная безопасность, охрана правопорядка
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.
Отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2019 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2019 году заслушан депутатами Законодательного Собрания области в марте 2020 года на 45 сессии Законодательного Собрания области.
В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет также осуществил подготовку проектов постановлений Законодательного Собрания области:
1) "О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области "Об утверждении Положения об общественном совете при Законодательном Собрании Вологодской области", которым уточняется положение, связанное с предоставлением копии трудовой книжки в пакете документов для рассмотрения кандидатур в состав общественного совета при Законодательном Собрании области. Предусматривается возможность наравне с копией трудовой книжки предоставлять также и (или) сведения о трудовой деятельности, сформированные в электронном виде в соответствии со статьей 661 ТК РФ.
2) "Об утверждении Порядка получения государственными гражданскими служащими Законодательного Собрания области разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями". Порядок устанавливает процедуру получения гражданским служащим Законодательного Собрания области разрешения председателя Законодательного Собрания области на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости).
Заявление подается через кадровую службу и направляется на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Комиссия рассматривает данное заявление, принимает рекомендации и направляет для окончательного решения председателю Законодательного Собрания области. Председатель в свою очередь принимает решение о даче разрешения либо об отказе, которое оформляется распоряжением. Копия распоряжения выдается гражданскому служащему.
3) "О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области "О Положении о независимой антикоррупционной экспертизе законов области и постановлений Законодательного Собрания области, а также проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания области, внесенных в Законодательное Собрание области". Изменения внесены в связи с принятыми поправками в Конституцию Российской Федерации, по тексту постановления члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации переименовываются в сенаторы Российской Федерации.
4) "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания области "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области". В соответствие со статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, с соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом. Схема избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти Российской Федерации. Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 17.02.2016 № 74.
В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и законом области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов Законодательного Собрания области будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, Законодательное Собрание области по представлению Избирательной комиссии области вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования.
Избирательной комиссией области, что было учтено в постановлении Законодательного Собрания области, предлагаются следующие изменения:
- территория Великоустюгского одномандатного округа (№ 9) дополняется отдельными населенными пунктами, входящими в состав территории сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого района, соответственно данные населенные пункты исключаются из Никольского избирательного округа (№ 15), в состав которого входит Кичменгско-Городецкий район;
- территория Харовского одномандатного округа (№ 16) дополняется отдельными населенными пунктами, входящими в состав территории сельского поселения Ногинское Сямженского района, соответственно данные населенные пункты исключаются из Сокольского одномандатного округа (№ 10), в состав которого входит Сямженский муниципальный район.
Законодательная деятельность постоянного комитета не ограничивается разработкой проектов вышеперечисленных актов. Постоянный комитет активно принимает участие в обсуждении и доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.
Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:
По проекту, внесенному прокурором области:
"О внесении изменений в закон области "О регулировании отдельных вопросов в сфере профилактики правонарушений в Вологодской области".
По проектам, внесенным Губернатором области, в том числе:
1) "О внесении изменения в статью 5 закона области "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области";
2) "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";
3) "О внесении изменений в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области";
4) "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года";
5) "О внесении изменения в закон области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области";
6) "О внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области";
7) "О внесении изменений в статью 6 закона области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
8) "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг";
9) "О внесении изменений в отдельные законы области";
10) "О внесении изменения в статью 4 закона области "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области";
11) "О внесении изменений в отдельные законы области";
12) "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";
13) "О внесении изменений в закон области "О порядке предоставления гарантий по обеспечению возмещения вреда лицам, замещающим государственные должности Вологодской области, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Вологодской области";
14) "О признании утратившими силу отдельных законов области";
15) "О внесении изменений в закон области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области";
16) "О внесении изменений в закон области "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области";
17) "О внесении изменения в статью 4 закона области "О противодействии коррупции в Вологодской области";
18) "О внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области";
19) "О внесении изменений в статью 4 закона области "О мировых судьях в Вологодской области";
20) "О внесении изменения в закон области "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области";
21) "О внесении изменений в отдельные законы области";
22) "О внесении изменений в закон области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области";
23) "О внесении изменений в закон области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области";
24) "О признании утратившей силу статьи 2.2 закона области "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области";
25) "О внесении изменений в Устав Вологодской области";
26) "О внесении изменений в закон области "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области";
27) "О внесении изменения в статью 1.11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и прокурора области);
28) "О внесении изменений в закон области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и прокурора области).
Мировая юстиция, адвокатура и нотариат:
Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.
Кандидаты, в отношении которых решается вопрос о назначении на должность мирового судьи, приглашаются на заседания постоянного комитета. С ними проводятся индивидуальные собеседования в форме оценки их личных качеств, трудовой деятельности и других имеющих значение обстоятельств.
В отчетном году на заседаниях комитета рассмотрено 20 кандидатур для назначения на должности мировых судей по судебным участкам: №№ 2, 8, 9, 11, 68 (в городе Вологде), №№ 17, 22, 23, 25 (в городе Череповце), № 31 (Вытегорский район), №№ 35, 36 (Сокольский район), № 41 (Шекснинский район), № 42 (Бабаевский район), № 45 (Вашкинский район), № 50 (Кичменгско-Городецкий район), № 51 (Междуреченский район), № 52 (Никольский район), № 56 (Тотемский район), № 58 (Усть-Кубинский район).
По результатам рассмотрения представленных материалов, собеседования с кандидатами на указанные должности, все кандидаты по своей профессиональной подготовке и личным качествам соответствовали требованиям, предъявляемым законодательством к кандидатам на должности судей. Также были рассмотрены представления председателя Вологодского областного суда о привлечении судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области по судебным участкам: № 36 (Сокольский район), № 3, № 61 и № 63 (в городе Вологде).
Во взаимосвязи с вопросами ведения постоянного комитета можно отметить следующие основные формы участия комитета в законотворческой деятельности как основной формы деятельности.
II. Формы работы постоянного комитета
Основной формой работы комитета в течение 2020 года являлось заседание постоянного комитета. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессию, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.
С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция постоянного комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.
В отчетном периоде постоянным комитетом организовано проведение Рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений. За 2020 год проведено 2 заседания рабочей группы. По итогам заседания рабочих групп в настоящее время осуществляется подготовка:
- проекта закона области "О внесении изменений в статью 33 закона области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", предусматривающие расширение перечня объектов, в том числе на объектах железнодорожного транспорта, на которых не допускается нахождение детей в возрасте до восемнадцати лет;
- проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные федеральные законы, а также изданные в целях их выполнения нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в части информирования населения о возникающих угрозах в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 194 проекта федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.
Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других. На заседания сессии Законодательного Собрания области было вынесено 13 отзывов на проекты федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.
В Законодательное Собрание области в соответствие с действующим законодательством был направлен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Постоянным комитетом был подготовлен проект постановления Законодательного Собрания области "Об одобрении Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". 12 марта 2020 года состоялась внеочередная сессия Законодательного Собрания области, на которой рассматривался данный вопрос.
III. Участие депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в заседаниях заседание комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам
Председатель постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Л.Ю. Кожевина в 2020 году приняла участие:
- в работе 58-й Конференции ПАСЗР в режиме видеоконференцсвязи;
- в двух заседаниях постоянного комитета по правовым вопросам: в Собрании депутатов Ненецкого автономного округа (в заочной форме) и в Законодательном Собрании Вологодской области.
Разработаны и внесены на рассмотрение ПАСЗР и поддержаны парламентариями Ассоциации постоянного комитета по правовым вопросам и Конференцией ПАСЗР:
1) проект Обращения Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) (в части уточнения порядка расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у потребителя (гражданина), в собственности более одного жилого помещения). По результатам обсуждения проект Обращения был поддержан и направлен на рассмотрение Конференции ПАСЗР, которая также его поддержала и направила его в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина.
2) проект федерального закона № 974499-7 "О внесении изменения в статью 3914 Земельного кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации совместно Законодательным Собранием Вологодской области и Самарской Губернской Думой. Указанный законопроект направлен на формирование единообразной правоприменительной практики при предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование в части необходимости соблюдения требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка. Проект был поддержан как постоянным комитетом по правовым вопросам, так и Конференцией ПАСЗР.
3) Также постоянным комитетом по правовым вопросам и Конференцией ПАСЗР был обсужден и поддержан проект федерального закона № 974393-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на снятие запрета на оборот земельных участков, в границах населенных пунктов, расположенных в зонах хозяйственного назначения национальных парков, и возможность их передачи в собственность регионов или муниципалитетов для дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам. Также предусматривается возможность изменения границ национальных парков.
IV. Информирование населения о деятельности постоянного комитета
Информирование населения о деятельности постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.
Председатель постоянного комитета Л.Ю. Кожевина