Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2018 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2018 год.
За прошедший период (январь – декабрь 2018 г.) подготовлено и проведено 28 заседаний постоянного комитета, в том числе 1 выездное заседание, на которых рассмотрено 856 вопросов, в том числе:
1) по проектам законов области – 118, в том числе внесенных:
- Губернатором области - 58;
- депутатами Законодательного Собрания области – 48;
- органами местного самоуправления – 6;
- прокурором области – 12;
2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 7;
3) по проектам федеральных законов – 372, в том числе:
- внесенных, в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе Губернатора области – 9;
- внесенных, в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе депутатов ЗСО – 6;
- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 33;
- поступивших из ГД ФС РФ – 324;
4) обращений – 188, в том числе:
– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 14;
– государственных органов, органов местного самоуправления области – 65;
– юридических лиц – 30;
– граждан – 79;
5) других вопросов – 168.
Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в 2018 году не менялся и включает:
председателя постоянного комитета – Кожевину Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
заместителя председателя постоянного комитета - Заварина Р.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
члена постоянного комитета – Голик А.Ю. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ").
Организационно деятельность комитета обеспечивали специалисты отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.
В 2018 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).
К основным вопросам ведения комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:
1) порядка внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, рассмотрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, принятия Устава области, внесения изменений и (или) дополнений в него;
2) описания и порядка официального использования государственных символов Российской Федерации, официальных государственных символов Вологодской области (флага, герба);
3) административно-территориального устройства;
4) гражданства;
5) миграции, за исключением трудовой миграции;
6) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, за исключением прав детей;
7) персональных данных;
8) референдумов, выборов, избирательной системы, отзыва Губернатора области;
9) установления общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) судебной власти, судоустройства, судебной системы, судопроизводства;
11) статуса лиц, замещающих государственные должности Вологодской области;
12) государственной службы;
13) административного законодательства;
14) порядка формирования административных комиссий;
15) обеспечения безопасности государства, общества и личности;
16) участия граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности;
17) уголовного законодательства;
18) уголовно-исполнительного законодательства;
19) прокуратуры, органов внутренних дел (полиции), органов юстиции, адвокатуры, нотариата;
20) обеспечения прав коренных малочисленных народов на территории Вологодской области;
21) информации, информационной безопасности, защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов;
22) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечения пожарной безопасности;
23) установления организационно-правовых основ создания и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, противопожарной службы;
24) определения основ деятельности органов государственной власти области в сфере противодействия коррупции;
25) порядка осуществления контрольных полномочий Законодательного Собрания;
26) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения постоянного комитета;
27) определения порядка организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области;
28) исполнительного производства;
29) памятных дат;
30) государственных программ по вопросам ведения постоянного комитета.
Комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.
I. Правотворческая деятельность
Постоянным комитетом в отчетном периоде заявлено на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области 27 законопроектов, внесенных в порядке законодательной инициативы депутатами Законодательного Собрания области:
1. "О внесении изменений в Устав Вологодской области";
2. "О внесении изменений в отдельные законы области";
3. "О внесении изменений в закон области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области";
4. "О внесении изменений в статьи 9.1 и 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
5. "О внесении изменений в статью 6 закона области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области";
6. "О внесении изменения в статью 34 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
7. "О внесении изменения в статью 32 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
8. "О внесении изменения в статью 35 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
9. "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
10. "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
11. "О внесении изменения в статью 9 закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
12. "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
13. "О внесении изменений в статью 6 закона области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области";
14. "О внесении изменения в закон области "О мировых судьях в Вологодской области";
15. "О внесении изменения в статью 2 закона области "О мерах государственной поддержки и (или) содействия в восстановлении нарушенных прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области";
16. "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области";
17. "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
18. "О внесении изменения в статью 9 закона области "Об Общественной палате Вологодской области";
19. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
20. "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";
21. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
22. "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";
23. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
24. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
25. "О внесении изменения в статью 38 Устава Вологодской области";
26. "О внесении изменения в статью 6.2 закона области "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области";
27. "О внесении изменений в статью 6 закона области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Государственное строительство, система органов
государственной власти
1. Законом области от 31.01.2018 № 4298-ОЗ "О внесении изменений в Устав Вологодской области" статьи 38, 44 и 63 Устава области приведены в соответствие с Федеральным законом от 30.10.2017 № 229-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению документов стратегического планирования.
В законе области изменены полномочия Губернатора области, Законодательного Собрания области и Правительства области:
1) у Губернатора области:
исключены полномочия по представлению в Законодательное Собрание области проектов программ социально-экономического развития области и отчетов об их выполнении;
дополнено полномочие по представлению в Законодательное Собрание области сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, а также ежегодных отчетов о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области;
2) у Законодательного Собрания области:
исключено полномочие по утверждению программ социально-экономического развития области и по осуществлению контроля за их выполнением;
дополнено полномочие по утверждению порядка осуществления стратегического планирования в Вологодской области (законом области);
3) у Правительства области:
исключено полномочие по разработке проектов программ социально-экономического развития области;
дополнено полномочиями:
1) по определению порядка разработки, корректировки документов стратегического планирования и утверждению (одобрению) таких документов;
2) по подготовке сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодных отчетов о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области.
2. Законом области от 08.11.2018 № 4428-ОЗ "О внесении изменения в статью 38 Устава Вологодской области" в Уставе области закрепляется полномочие Губернатора области по представлению в Законодательное Собрание области публичного отчета о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Вологодской области и учредителем которых является Вологодская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.
Необходимость внесения предлагаемого изменения обусловлена принятием Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
3. Законом области от 31.01.2018 № 4299-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области" приведены отдельные законы области в соответствие с принятыми изменениями федерального законодательства:
- из закона области от 6 мая 1996 года № 77-ОЗ "О статусе административного центра Вологодской области" исключено из перечня полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда", полномочие по участию в разработке и осуществлении программ социально-экономического развития области в части развития города Вологды как административного центра Вологодской области;
- в законе области от 29 ноября 2005 года № 1376-ОЗ "О государственной молодежной политике на территории Вологодской области" уточнено положение, в котором предусмотрено, что государственная молодежная политика осуществляется путем реализации ее основных направлений в форме мероприятий, содержащихся в документах стратегического планирования области (до соответствующих изменений – в форме областных и межмуниципальных программ, мероприятий, в том числе мероприятий программ социально-экономического развития области);
- в законе области от 11 апреля 2016 года № 3932-ОЗ "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области" из перечня контрольных полномочий Законодательного Собрания области исключено полномочие по контролю за выполнением программ социально-экономического развития области.
4. Законом области от 03.04.2018 № 4322-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области" к формам контроля, осуществляемым Законодательным Собранием области, отнесено рассмотрение ежегодного обязательного публичного отчета Губернатора области о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Вологодской области и учредителем которых является Вологодская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.
Порядок рассмотрения отчета закреплен в Регламенте Законодательного Собрания области.
Указанные изменения внесены в связи с принятием Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ, которым на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возложена обязанность ежегодно представлять в законодательный орган субъекта Российской Федерации вышеуказанный отчет.
5. Закон области от 12.07.2018 № 4367-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области". Законами области от 08.05.2018 № 4344-ОЗ "О внесении изменений в Устав Вологодской области" и от 08.05.2018 № 4343-ОЗ "О порядке осуществления стратегического планирования в Вологодской области" изменено наименование ежегодного отчета о результатах деятельности Губернатора области, Правительства области, а также предусмотрено представление Губернатором области в Законодательное Собрание области сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области.
Принятым законом области рассмотрение вышеуказанных документов отнесено к формам контроля, осуществляемым Законодательным Собранием области. Порядок рассмотрения сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области предлагается закрепить в Регламенте Законодательного Собрания области.
6. Закон от 08.11.2018 № 4440-ОЗ "О внесении изменения в статью 6.2 закона области "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области" разработан по итогам мониторинга правоприменения закона области от 30 июня 2002 года № 804-ОЗ "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области".
Законом области исключено основание досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и члена административной комиссии в случае выражения недоверия указанным лицам представительным органом муниципального образования вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, поскольку такое основание предусмотрено, в том числе в отношении муниципальных служащих. Теперь часть 2 статьи 6.2 закона области изложена в новой редакции, согласно которой полномочия заместителя председателя, ответственного секретаря административной комиссии прекращаются досрочно также в случае прекращения с ними трудового договора (контракта).
7. Закон области от 05.12.2018 № 4452-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 320-ФЗ (вступает в силу с 04.08.2019), которым внесены изменения в:
- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Принятыми изменениями установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программу организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Законом области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" разграничены полномочия в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти Вологодской области.
Принятыми изменениями полномочия Правительства области дополняются правом разрабатывать, утверждать и реализовывать программу организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Вологодской области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с федеральным законодательством.
Судебная система
1. Закон области от 05.03.2018 № 4312-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области" разработан в целях совершенствования правового регулирования порядка назначения Законодательным Собранием области представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области.
Изменениями:
- исключены требования к представителям общественности, не предусмотренные федеральным законодательством;
- уточнен перечень организаций, которые вправе выдвигать кандидатов в представители общественности. Теперь это "организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности" (в ранее действующей редакции закона области "организации, общественные объединения, профессиональные союзы (ассоциации) или структурные подразделения указанных организаций, объединений, союзов (ассоциаций);
- объявление о выдвижении кандидатов в представители общественности будет размещаться на официальном сайте Законодательного Собрания области в сети "Интернет";
- исключены основания досрочного прекращения полномочий представителя общественности, предусмотрев отсылочную норму на соответствующую норму Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";
- установлено, что при дополнительном выдвижении кандидатов в представители общественности не участвуют организации, по предложениям которых уже назначены представители общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области.
2. Закон области от 12.07.2018 № 4366-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О мировых судьях в Вологодской области" принят в целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Федеральным законом от 18.04.2018 № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей" внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Принятыми изменениями введено понятие "организационное обеспечение деятельности мировых судей", под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Законом области внесены соответствующие изменения в статью 4 закона области от 27.10.1999 № 420-ОЗ "О мировых судьях в Вологодской области" в части регулирования порядка осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей области, изложив его в соответствии с вводимой структурой (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера).
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
регулирование общественного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
1. Закон области от 07.06.2018 № 4360-ОЗ "О внесении изменения в статью 9 закона области "Об Общественной палате Вологодской области".
2. Закон области от 07.06.2018 № 4359-ОЗ "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об Общественной палате Вологодской области".
Оба закона области дополнены положением о наделении Общественной палаты области полномочием по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания. Необходимость внесения данного изменения обусловлена принятием Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Закон области "О внесении изменения в статью 9 закона области "Об Общественной палате Вологодской области" вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Закон области "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об Общественной палате Вологодской области" вступает в силу с 1 января 2019.
3. Закон области от 04.10.2018 № 4392-ОЗ "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об Общественной палате Вологодской области" В связи с изменениями в федеральном законодательстве (Федеральным законом от 19.07.2018 № 203-ФЗ "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" внесены изменения в порядок формирования общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятыми изменениями общественная палата субъекта Российской Федерации направляет в совет Общественной палаты Российской Федерации рекомендации по формированию состава общественной наблюдательной комиссии, образуемой в субъекте Российской Федерации) полномочия Общественной палаты области дополняются полномочием по направлению в совет Общественной палаты РФ рекомендаций по формированию состава общественной наблюдательной комиссии Вологодской области.
4. Закон области от 04.10.2018 № 4403-ОЗ "О внесении изменения в статью 9 закона области "Об Общественной палате Вологодской области". В связи с изменениями в федеральном законодательстве полномочия Общественной палаты области дополняются полномочием по направлению в совет Общественной палаты РФ рекомендаций по формированию состава общественной наблюдательной комиссии Вологодской области. Изменения внесены в закон области, действующий до 31.12.2018 включительно.
5. Закон области от 19.07.2018 № 4381-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О мерах государственной поддержки и (или) содействия в восстановлении нарушенных прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области" подготовлен на основании предложений, озвученных на заседании рабочей группы по разработке плана мероприятий, направленного на защиту прав участников долевого строительства 20.06.2018 г., предложений, поступивших от прокурора области А.Е.Гринева, Правительства области, а также в связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации. Принятыми изменениями дополняется перечень мер государственной поддержки и (или) содействия в восстановлении нарушенных прав пострадавших участников строительства, следующими мерами:
1) предоставление субсидий местным бюджетам для благоустройства прилегающей территории проблемного объекта;
2) предоставление субсидий местным бюджетам для технологического подключения (присоединения) к системам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства юридического лица (инвестора). При этом права пострадавших участников строительства будут обеспечены следующими способами (способом):
1) обеспечение завершения строительства проблемного объекта;
2) предоставление жилых помещений в другом многоквартирном доме, в том числе по договору участия в долевом строительстве;
3) выплата юридическим лицом (инвестором) денежной компенсации пострадавшим участникам строительства.
Субсидия для технологического подключения (присоединения) к системам коммунальной инфраструктуры будет предоставлена инвестору после того, как инвестор исполнит свои обязательства перед пострадавшими участниками строительства одним из вышеперечисленных способов. Указанная субсидия предоставляется инвестору принявшему на себя обязательства по обеспечению прав пострадавших участников долевого строительства в проблемном объекте, степень строительной готовности которого не превышает двадцати пяти процентов.
Кроме того инвестору, обеспечивающему права пострадавших участников строительства на жилые помещения, в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта, будет предоставлена возможность получить несколько земельных участков в аренду без проведения торгов.
Поскольку закон области от 04.10.2017 № 4198-ОЗ "О мерах государственной поддержки и (или) содействия в восстановлении нарушенных прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области" допускает предоставление как отдельных мер государственной поддержки и (или) содействия, так и их совокупности, то в целях обеспечения принципа соразмерности вводится норма, содержащая перечень условий, с учетом которых определяется совокупность мер государственной поддержки и (или) содействия и их объем:
степень строительной готовности проблемного объекта;
стоимость завершения строительства проблемного объекта;
размер исполненных обязательств пострадавших участников строительства;
наличие в этом объекте жилых помещений, в отношении которых отсутствуют договоры участия в долевом строительстве проблемного объект.
Федеральным законом от 1 июля 2018 года № 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 396 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена нормой, позволяющей заключить договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с юридическим лицом, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед пострадавшими участниками строительства.
Законом области предлагаются меры государственной поддержки и (или) содействия, предусмотренные законом области от 04.10.2017 № 4198-ОЗ, распространить на юридических лиц, которые будут завершать строительство проблемных объектов в соответствии с новой нормой Земельного кодекса Российской Федерации.
Статус лиц, замещающих государственные должности
1. Закон области от 09.10.2018 № 4418-ОЗ "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области".
Федеральным законом от 19.07.2018 № 203-ФЗ "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" внесены изменения в порядок формирования общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с принятыми изменениями общественная палата субъекта Российской Федерации и уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации направляют в совет Общественной палаты Российской Федерации рекомендации по формированию состава общественной наблюдательной комиссии, образуемой в субъекте Российской Федерации.
В связи с изменениями федерального законодательства законом области "О внесении изменения в статью 11 закона области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" полномочия уполномоченного по правам человека дополняются полномочием по направлению в совет Общественной палаты РФ рекомендаций по формированию состава общественной наблюдательной комиссии Вологодской области.
Законодательство о выборах и референдумах в Вологодской области
Развитие федерального законодательства о выборах и референдумах в 2018 году потребовало вновь неоднократного изменения регионального законодательства. В 2018 году в постоянном комитете были рассмотрены 9 законопроектов, подготовленных депутатами Законодательного Собрания области Р.Ю. Завариным, Л.Ю. Кожевиной.
3 закона области:
- от 03.04.2018 № 4326-ОЗ "О внесении изменения в статью 34 закона области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
- от 03.04.2018 № 4320-ОЗ "О внесении изменения в статью 32 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
- от 03.04.2018 № 4319-ОЗ "О внесении изменения в статью 35 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" приведены в соответствие с Федеральным законом от 05.02.2018 № 1-ФЗ, которым внесены изменения в два Федеральных закона: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Принятыми изменениями уточнены основания для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Предусмотрено, что выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число замещаемых в нем депутатских мандатов, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Законами области внесены соответствующие уточнения в базовые законы области:
- "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
- "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства", которыми предусмотрено, что выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения избирательной комиссией муниципального образования всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения;
- "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области". Изменениями предусмотрено, что выдвижение избирательным объединением более одного кандидата по одному одномандатному избирательному округу является основанием для исключения Избирательной комиссией области всех кандидатов, выдвинутых в данном одномандатном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения.
Приняты 2 закона области:
- закон области от 04.10.2018 № 4404-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
- закон области от 09.10.2018 № 4410-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области", которыми базовые законы приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Федеральным законом от 03.07.2018 № 184-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля – Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.
Изменениями в областные законы предусматривается возможность назначения Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Вологодской области, как субъектами общественного контроля, в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Внесены изменения в 4 закона области:
- закон области от 04.10.2018 № 4396-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
- закон области от 09.10.2018 № 4417-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";
- закон области от 04.10.2018 № 4407-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
- закон области от 09.10.2018 № 4416-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе".
Законы области приведены в соответствие с Федеральным законом от 03.07.2018 № 184-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому исключено применение открепительного удостоверения при совмещении дня голосования при проведении выборов в федеральные органы власти и органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления соответственно.
В связи с принятыми изменениями признаны утратившими силу нормы, предусматривающие при проведении на региональном и местном уровнях выборов голосование по открепительным удостоверениям при совмещении дней голосования с выборами депутатов Государственной Думы. После принятия данных изменений: на региональном уровне выборов будут применяться действующие положения законов, согласно которым избиратели будут голосовать по месту регистрации и по месту нахождения на основании специального заявления, поданного в избирательную комиссию либо МФЦ; на местном уровне выборов - избиратели будут голосовать по месту регистрации, а также смогут проголосовать досрочно.
Общественная безопасность, охрана правопорядка
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.
Отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2018 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2018 году заслушан депутатами Законодательного Собрания области в феврале 2019 года на 31 сессии Законодательного Собрания области.
Региональное административное законодательство
Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета в 2018 году продолжает оставаться совершенствование областного законодательства об административных правонарушениях.
Региональный закон об административных правонарушениях является одним из наиболее динамично изменяющихся законов области.
За отчетный период в закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" были внесены следующие изменения:
1) законом области от 05.03.2018 № 4311-ОЗ "О внесении изменений в статьи 9.1 и 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" признается утратившими силу пункт 5 части 2 и часть 5 статьи 9.1 закона "Об административных правонарушениях в Вологодской области", в соответствии с которыми не определенный в настоящее время орган исполнительной власти области, уполномоченный на осуществление государственного контроля в сфере профилактики и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, его структурные подразделения и учреждения, наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 1.11 (нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах) и определению перечня должностных лиц, уполномоченных на составление этих протоколов.
Одновременно приводится в соответствие с частью 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень статей КоАП РФ, по которым в соответствии с частью 7 статьи 9.2 закона области № 2429-ОЗ должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля.
2) закон области от 08.05.2018 № 4342-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" принят в связи с разработкой и принятием закона области "О внесении изменений в закон области "Об установлении на территории Вологодской области ограничений продажи электронных систем доставки никотина несовершеннолетним", устанавливающим запрет на использование электронных систем доставки никотина:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам);
4) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
5) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами.
Законом области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" статья 1.19 изложена в новой редакции. За нарушение установленного запрета введена административная ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
Полномочия по составлению соответствующих протоколов об административных правонарушениях возложены на должностных лиц органов местного самоуправления, включенных в соответствующий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции административных комиссий.
3) законом области от 03.05.2018 № 4334-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" статья 1.15., предусматривающая административную ответственность за нарушение установленных законом области ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков изложена в новой редакции, при этом размеры штрафов остались без изменений. Поправки носили юридико-технический характер.
В 2018 году проведено 4 заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений, по результатам которых составлены протоколы.
По итогам заседаний рабочей группы разработаны: 2 законодательные инициативы по внесению изменений в закон области об административных правонарушениях и 3 проекта федеральных законов по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
1) "О внесении изменений в статьи 9.1 и 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Признается утратившими силу пункт 5 части 2 и часть 5 статьи 9.1 закона "Об административных правонарушениях в Вологодской области", в соответствии с которым неопределенный в настоящее время орган исполнительной власти области, уполномоченный на осуществление государственного контроля в сфере профилактики и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, его структурные подразделения и учреждения, наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 1.11 (нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах) и определению перечня должностных лиц, уполномоченных на составление этих протоколов.
2) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области". Законом области статья 1.15., предусматривающая административную ответственность за нарушение установленных законом области ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков изложена в новой редакции, при этом размеры штрафов остались без изменений. Поправки носили юридико-технический характер.
1) проект федерального закона № 565542-7 «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части устранения противоречий между содержанием части 7 статьи 28.3 КоАП РФ и части 3 статьи 1.31 КоАП РФ).
Предлагаемые изменения необходимы для того, чтобы органы местного самоуправления получили возможность осуществлять муниципальный контроль в полном объеме – от выявления нарушений законодательства в рамках своих полномочий до привлечения нарушителей к административной ответственности без лишней волокиты;
2) проект федерального закона № 565535-7 «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части продления срока проведения административного расследования по делам о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав и по делам о незаконном использовании средств индивидуализации товаров (работ, услуг) до 6 месяцев).
Давность привлечения к административной ответственности по делам данной категории составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен на один месяц. Основным вопросом, который разрешают по делам данной категории, является доказывание контрафактности товара. Однако практика расследования по административным делам указанной категории показывает, что в большинстве случаев сроки проведения расследования превышают установленные, что связано со спецификой этих дел. Проблема для должностных лиц органов внутренних дел (полиции) заключается в поиске и установлении правообладателей. Кроме того, одним из непростых вопросов, возникающих по делам данной категории, в целях установления виновности необходимо проведение экспертиз на предмет контрафактности представленных товаров;
3) проект федерального закона № 353760-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности). В настоящее время установлена административная ответственность только в отношении объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.
В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет также осуществил подготовку следующих вопросов:
1) "О внесении изменения в пункт 1 постановления Законодательного Собрания области "Об утверждении персонального состава общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области";
2) "О назначении на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области";
3) "О Плане мероприятий Законодательного Собрания Вологодской области по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы" (в связи с утверждением нового Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы. В соответствии с данным нормативным правовым актом подготовлен План мероприятий Законодательного Собрания Вологодской области по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы. В План включено, в том числе приведение в соответствие нормативных правовых актов области с федеральным законодательством, проведение антикоррупционной экспертизы, общественное обсуждение проектов нормативных актов, размещение на сайте и др.).
Законодательная деятельность постоянного комитета не ограничивается разработкой проектов вышеперечисленных актов. Постоянный комитет активно принимает участие в доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.
Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:
По проектам, внесенным прокурором области:
1) "О внесении изменений в закон области "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области";
2) "О внесении изменения в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области";
3) "О регулировании отдельных вопросов в сфере профилактики правонарушений в Вологодской области";
4) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области"
По проектам, внесенным Губернатором области, в том числе:
1) "О внесении изменений в статью 2 закона области "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
2) "О внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области";
3) "О внесении изменения в закон области "О мировых судьях в Вологодской области";
4) "О внесении изменений в статью 5 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области";
5) "О внесении изменения в закон области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области";
6) "О внесении изменений в закон области "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области";
7) "О внесении изменения в статью 4 закона области "О противодействии коррупции в Вологодской области";
8) "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области";
9) "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области";
10) "О внесении изменений в статью 7 закона области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области";
11) "О внесении изменения в статью 9.2 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
12) "О внесении изменений в закон области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области".
Мировая юстиция, адвокатура и нотариат:
Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.
Кандидаты, в отношении которых решается вопрос о назначении на должность мирового судьи, приглашаются на заседания постоянного комитета. С ними проводятся индивидуальные собеседования в форме оценки их личных качеств, трудовой деятельности и других имеющих значение обстоятельств.
В отчетном году на заседаниях комитета рассмотрено 11 кандидатур для назначения на должности мировых судей по судебным участкам: № 4 (в городе Вологде), № 19 (в городе Череповце), № 20 (в городе Череповце), № 24 (в городе Череповце), № 30 (Вологодский район), № 34 (Грязовецкий район), № 36 (Сокольский район), № 48 (Кадуйский район), № 54 (Сямженский район), № 55 (Тарногский район), № 57 (Устюженский район).
По результатам рассмотрения представленных материалов, собеседования с кандидатами на указанные должности, а также выездов в судебные районы, все кандидаты по своей профессиональной подготовке и личным качествам соответствовали требованиям, предъявляемым законодательством к кандидатам на должности судей. Также были рассмотрены представления председателя Вологодского областного суда о привлечении судьей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области по судебным участкам: № 30 (Вологодский район), № 33 (Грязовецкий район), № 62 (в городе Вологде).
В связи с тем, что судебная власть должна опираться на эффективно функционирующую систему, постоянный комитет уделяет большое внимание материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.
В соответствии с законом области от 11 апреля 2016 года № 3932-ОЗ "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области" начатая депутатами - членами постоянного комитета еще в 2012 году работа по изучению материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Вологодской области и реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", закона области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области" была продолжена в 2018 году. В отчетном периоде были посещены судебные участки мировых судей области в городе Череповце и Череповецком районе (№№ 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 38, 64, 65, 66). Выезд на данные участки был связан с переездом судебных участков в другое здание, а также с обеспечением деятельности мировых судей по судебным участкам города Череповца, Череповецкого района и организации их работы.
При рассмотрении вопроса повестки дня депутаты – члены постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека провели рабочую встречу с мировыми судьями, специалистами их аппарата, а также осуществили осмотр помещений, в которых размещены судебные участки. По результатам выездного заседания депутатами – членами постоянного комитета в качестве проблем, требующих решения, отмечены:
1) высокая нагрузка на мировых судей и аппарат;
2) нехватка стеллажей как для хранения дел, находящихся в производстве суда, так и архивных дел (на отдельных судебных участках дела в коробках на полу);
3) места для ожидания граждан необходимо дополнительно оборудовать скамейками (стульями);
4) коммутационные ящики с сетевым оборудованием, расположенные на стенах в коридорах здания, не закрыты;
5) информационные стенды размещены выше уровня зрительного восприятия граждан.
Во взаимосвязи с вопросами ведения постоянного комитета можно отметить следующие основные формы участия комитета в законотворческой деятельности как основной формы деятельности.
II. Формы работы постоянного комитета
Основной формой работы комитета в течение 2018 года являлось заседание постоянного комитета перед проведением сессии Законодательного Собрания. На заседаниях рассматривались важнейшие вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессии, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.
С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.
В соответствии с Планами мероприятий Законодательного Собрания области на первое и второе полугодие 2018 года постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности законности и правам человека осуществлен мониторинг правоприменения закона области от 30 июня 2002 года № 804-ОЗ "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области".
По результатам проведенного мониторинга подготовить проект закона области о внесении изменений в статью 6.2 закона области в части исключения досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, члена административной комиссии в случае выражения недоверия.
Постоянным комитетом организовано проведение:
совещания "О вопросах, связанных с заключением Соглашения между МВД России и Правительством Вологодской области о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законом Вологодской области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
совещания по вопросам, возникающим у депутатов Законодательного Собрания области при представлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по итогам которого направлен запрос заместителю Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.А. Черкасову;
совместного заседания постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека и постоянного комитета по социальной политике на тему: "О документах, предоставляемых в Управление Росреестра по Вологодской области для регистрации прав на земельный участок, полученный инвалидами и семьями, имеющими в своем составе инвалидов".
По итогам совместного заседания рекомендовано:
1) правовому управлению Законодательного Собрания области доработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с учетом поступивших в ходе заседания предложений и замечаний;
2) постоянному комитету по социальной политике направить доработанный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Вологодский областной суд для замечаний и предложений;
3) постоянному комитету по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека подготовить в адрес Департамента имущественных отношений области информационное письмо о применении норм федерального законодательства при предоставлении инвалидам или семьям, имеющим в составе инвалидов, земельных участков.
В отчетном периоде постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в декабре 2018 года было организовано проведение конференции по теме "Актуальные проблемы законотворческой деятельности на территории Вологодской области", которая проходила в рамках Регионального юридического форума "Правовые основы деятельности органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления", организованным Правительством области.
В конференции приняли участие депутаты Законодательного Собрания области, представители органов государственной исполнительной власти области, Общественной палаты Вологодской области, студенты Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Вологодского государственного университета.
Постоянным комитетом также осуществлена подготовка материалов к совещанию по рассмотрению проблемных вопросов в сфере социального обеспечения сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов и предложений по итогам проведенного органами исполнительной государственной власти области в 2017 году мониторинга правоприменительной практики нормативных правовых актов.
III. Участие в осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
В 2018 году постоянным комитетом разработаны 3 проекта федеральных законов для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
1) доработана редакция проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которой предлагается:
- дополнить КоАП РФ новой статьей 30.20, устанавливающей процедуру отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением камер видеофиксации;
- закрепить, что критерии нарушения правил установки и (или) эксплуатации работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
- решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении (безопасность дорожного движения) принимается уполномоченным должностным лицом государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В настоящее время законопроект находится на заключении в Правительстве Российской Федерации.
2) подготовлен проект федерального закона "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предлагающий установить в КоАП РФ возможность продлевать до 6 месяцев сроки проведения административного расследования по делам о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, и по делам о незаконном использовании средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
3) подготовлен проект федерального закона "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым уточняется формулировка части 7 статьи 28.3 в целях устранения ее несоответствия части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ в части возможности наделения законами субъектов РФ должностных лиц органов местного самоуправления правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
4) проект федерального закона "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы Губернатором области, направлен на ужесточение мер ответственности лиц, осуществляющих незаконную деятельность в сфере транспорта по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и на обеспечение безопасности перевозки пассажиров.
Законодательная инициатива доработана постоянным комитетом с учетом замечаний, высказанных в ходе обсуждения указанного проекта федерального закона на рабочей группе по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений, в части дополнения пояснительной записки статистическими данными, свидетельствующими о недостаточности установленных мер правового регулирования, и изменения размера административных штрафов за осуществление предпринимательской деятельности без:
- государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица – в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (в действующей редакции – от пятисот до двух тысяч рублей);
- специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна): для граждан – в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (в действующей редакции – от двух тысяч до двух тысяч пятисот).
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
5) законодательная инициатива Губернатора области "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", направленная на увеличение с 1 января 2019 года числа мировых судей и соответствующего ему количества судебных участков в Вологодской области с 68 до 69 (предлагается дополнительно ввести один судебный участок в Вологодском муниципальном районе), рассмотрена в постоянном комитете и внесена на рассмотрением сессии Законодательного Собрания области.
(Статьей 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что судебные участи создаются из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 23 тыс. человек.
Согласно пояснительной записке к законопроекту в Вологодском муниципальном районе функционируют 2 судебных участка. На 1 января 2017 года численность населения в указанном районе области составляет 52 539 человек, что превышает максимально допустимый предел численности населения на одного мирового судью в 23 тыс. человек. Кроме того, показатель нагрузки по рассмотрению дел на мировых судей по судебным участкам Вологодского муниципального района значительно выше среднего областного показателя нагрузки в 2016 году (402 дела) и составил 506 дел.
В настоящее время законопроект находится на заключении в Правительстве Российской Федерации и в Верховном Суде Российской Федерации.
В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 324 проекта федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.
Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других.
Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.
IV. Участие депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в заседаниях заседание комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам
Председатель постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Л.Ю. Кожевина в 2018 году приняла участие в работе 54-й и 55-й Конференции ПАСЗР и в заседаниях постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам.
Разработаны, внесены на рассмотрение ПАСЗР и поддержаны парламентариям Ассоциации следующие законодательные инициативы:
- проект федерального закона «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части устранения противоречий между содержанием части 7 статьи 28.3 КоАП РФ и части 3 статьи 1.31 КоАП Р);
- проект федерального закона «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части продления срока проведения административного расследования по делам о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав и по делам о незаконном использовании средств индивидуализации товаров (работ, услуг);
- проект федерального закона № 353760-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, и использования указанных объектов);
- проект федерального закона № 513278-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части установления обязанности арендатора земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения обеспечить подготовку проекта мелиорации).
V. Информирование населения о деятельности постоянного комитета
Информирование населения о деятельности постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.
Председатель
постоянного комитета Л.Ю. Кожевина