ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2012 год
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    ИНФОРМАЦИЯ об основных итогах работы постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2012 год

ИНФОРМАЦИЯ
об основных итогах работы постоянного комитета по государственно-правовой деятельности,
законности и правам человека за 2012 год

Работа постоянного комитета в 2012 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2012 год.

За прошедший период (январь - декабрь) подготовлено и проведено 27 заседаний постоянного комитета (в 2011 году - 20 заседаний), на которых рассмотрено 747 вопроса (в 2011 году - 602 вопроса), в том числе:

1) проектов законов области – 126 (в 2011 году – 77)

в том числе:

- внесенных Губернатором области – 52 (в 2011 году – 50);

- депутатами Законодательного Собрания области – 72 (в 2011 году – 26);

- прокурором области – 1 (в 2011 году -1);

2) проектов постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 15 (в 2011 году – 26);

3) проектов федеральных законов – 350 (в 2011 году – 255)

в том числе:

- внесенных, в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе Губернатора области – 2 (в 2011 году – 1);

- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе депутатов Законодательного Собрания области – 8 (в 2011 году – 8);

- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 43 (в 2011 году – 44);

- поступивших из ГД ФС РФ – 297 (в 2011 году – 202);

4) обращений – 98

в том числе:

– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 12 (в 2011 году – 9);

– государственных органов, органов местного самоуправления области – 23 (в 2011 году – 23);

– юридических лиц – 58 (в 2011 году – 52);

– граждан – 12 (в 2011 году – 13);

5) других вопросов – 145 (в 2011 году – 146).

В связи с состоявшимися в декабре 2011 года выборами депутатов Законодательного Собрания Вологодской области персональный и количественный состав постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – комитет) претерпел изменения. В настоящее время комитет работает в следующем составе:

председатель – Буланов В.В. (фракция «Единая Россия»);

заместитель председателя – Заварин Р.Ю. (фракция «Единая Россия»);

член комитета – Башкирцев Д.С. (фракция «ЛДПР»).

Организационно деятельность комитета обеспечивают работники сектора по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов аппарата Законодательного Собрания области.

В 2012 году деятельность комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 30.06.2010 № 502).

К основным вопросам ведения комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:

1) порядка внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, рассмотрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, принятия Устава области, внесения изменений и (или) дополнений в него;

2) описания и порядка официального использования государственных символов Российской Федерации, официальных государственных символов Вологодской области (флага, герба);

3) административно-территориального деления;

4) гражданства;

5) миграции;

6) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

7) референдумов, выборов, избирательной системы;

8) установления общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

9) судебной власти, судоустройства, судебной системы, судопроизводства;

10) статуса лиц, замещающих государственные должности Вологодской области;

11) государственной службы;

12) административного законодательства;

13) порядка формирования административных комиссий;

14) обеспечения безопасности государства, общества и личности;

15) участия граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности;

16) уголовного законодательства;

17) уголовно-исполнительного законодательства;

18) прокуратуры, органов внутренних дел (полиции), органов юстиции, адвокатуры, нотариата;

19) обеспечения прав коренных малочисленных народов на территории Вологодской области;

20) информации и информатизации; информационной безопасности, защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации;

21) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечения пожарной безопасности;

22) установления организационно-правовых основ создания и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, противопожарной службы;

23) определения основ деятельности органов государственной власти области в сфере противодействия коррупции;

24) порядка осуществления контрольных полномочий Законодательного Собрания области;

25) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

а) в сфере административных отношений;

б) по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения.

Комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, Общественной палатой области.

I. Правотворческая деятельность

В течение 2012 года комитетом подготовлено 38 проектов законов области:

"О внесении изменения в статью 3 закона области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области";

"О внесении изменений в статью 5 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" и закон области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области";

"О внесении изменений в отдельные законы области";

"О внесении изменений в статью 53 Устава Вологодской области";

"О нормативных правовых актах Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области ";

"О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

"О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, поселения, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

"О внесении изменений в закон области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области";

"О внесении изменений в закон области "О внесении изменений в отдельные законы области";

"О внесении изменений в статью 84 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" и изменений в статью 77 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, поселения, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

"О внесении изменений в статьи 22 и 35 закона области "О бюджетном процессе в Вологодской области";

"О внесении изменения в закон области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области";

"О внесении изменения в статью 3 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности в Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

"О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального района, поселения, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

"О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области";

"О внесении изменений в статьи 7 и 23 закона области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

"О внесении изменения в статью 7 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";

"О формировании участковых избирательных комиссий в Вологодской области";

"О внесении изменения в статью 20 Устава Вологодской области";

"Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов области";

"О внесении изменения в статью 1 закона области "О мировых судьях в Вологодской области";

"О внесении изменений в статью 1 закона области "О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом, лицам, замещающим государственную должность области, должность государственной гражданской службы области, и членам их семей в другую местность при переводе в другой государственный орган области" и закон области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения";

"О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области";

"О внесении изменений в закон области "О референдуме в Вологодской области";

"Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области";

"О внесении изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

"О внесении изменения в статью 9.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

«О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области»;

«О представителях от Законодательного Собрания области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Вологодской области».

За отчётный период комитетом разработаны (впоследствии приняты на сессиях Законодательного Собрания области) следующие нормативные и ненормативные акты в форме постановлений (18), имеющие самостоятельное практическое применение (без учёта постановлений о принятии законов области, о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, об отзывах на проекты федеральных законов, о поправках к проектам федеральных законов, о назначении на должности мировых судей):

О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области от 26.05.2010 № 369 "О плане мероприятий Законодательного Собрания Вологодской области по противодействию коррупции";

О внесении изменений в постановления Законодательного Собрания области от 10 июля 2002 года № 411 и от 16 ноября 2004 года № 765;

Об утверждении перечня должностных лиц Законодательного Собрания области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1 - 6.4 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

О досрочном прекращении полномочий представителя общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области и об объявлении о дополнительном выдвижении кандидатур представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области;

Об отчете начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о деятельности полиции (подчиненных органов внутренних дел) за 2011;

О внесении изменений в Положение об официальном Web-сайте Законодательного Собрания Вологодской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет";

О внесении изменений в постановления Законодательного Собрания области от 10 июля 2002 года № 411 и от 16 ноября 2004 года № 765;

О назначении представителя общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области;

О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области "О назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области";

О внесении изменений в отдельные постановления Законодательного Собрания области;

О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области по противодействию коррупции;

Об отчете начальника Управления Министерства внутренних дел России по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области;

Об изменении состава комиссии Законодательного Собрания Вологодской области по противодействию коррупции и внесении изменения в постановление Законодательного Собрания области "О комиссии Законодательного Собрания Вологодской области по противодействию коррупции";

Об объявлении о выдвижении кандидатур представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области;

Об объявлении о выдвижении кандидатур представителей от Законодательного Собрания области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Вологодской области;

О внесении изменения в пункт 2 Положения о нормах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета;

О внесении изменения в пункт 2 постановления Законодательного Собрания области от 20 февраля 2002 года № 86;

О протесте прокурора области на п. 1 ст. 1 закона Вологодской области от 27.10.1999 № 420-03 "О мировых судьях в Вологодской области".

Однако участие комитета в законодательной деятельности Законодательного Собрания области не ограничивается разработкой проектов перечисленных актов.

Так, комитетом активно принимается участие в доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы – Губернатором области, прокурором области, путем подготовки таблицы поправок либо текста проекта правового акта в редакции комитета.

Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении комитетом проектов законов области и постановлений Законодательного Собрания области: всего 30 нормативных правовых актов (из них – 28 в форме законов и 2 в форме постановлений Законодательного Собрания области)[1]:

закон области "О внесении изменений в Устав Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в отдельные законы Вологодской области" (Губернатор области);

постановление Законодательного Собрания области «О внесении изменений в Положение о возмещении расходов в краткосрочных служебных заграничных командировках лиц, замещающих государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, и лиц, замещающих должности, не отнесенные к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы в государственных органах области» (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации оказания бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в приложение 1 к закону области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (Губернатор области);

постановление Законодательного Собрания области «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Губернатор области);

закон области "О внесении изменения в Устав Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменения в статью 5 закона области "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в отдельные законы области" (Губернатор области);

закон области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в статью 4 закона области "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области " (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в Устав Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О выборах Губернатора Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменения в статью 11 закона области "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменения в закон области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в закон области "О статусе административного центра Вологодской области" (Губернатор области);

закон области "О внесении изменений в Устав Вологодской области" (Губернатор области);

проект закона области "Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов области" (прокурор области);

проект закона области «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области» (Губернатор области);

проект закона области «О внесении изменений в закон области «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области» (Губернатор области);

проект закона области «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда в государственных органах Вологодской области» (Губернатор области).

Во взаимосвязи с вопросами ведения комитета можно отметить следующие основные формы участия комитета в законотворческой деятельности как основной формы деятельности.

Государственное строительство, система органов государственной власти:

1) в январе 2012 года внесены изменения в Устав Вологодской области, направленные на оптимизацию существующей структуры Правительства области.

Внесенными изменениями исключены должности первого вице-губернатора области, вице-губернатора области, установлено, что Губернатор области имеет одного первого заместителя. Таким образом, определено, что структура Правительства области включает Губернатора области - руководителя Правительства области, первого заместителя Губернатора области, а также членов Правительства области, назначаемых Губернатором области из числа заместителей Губернатора области и руководителей органов исполнительной власти области. Соответствующие изменения внесены в положения Устава, определяющие перечни должностных лиц, которым Губернатор области может поручать выполнение отдельных функций и которые исполняют обязанности Губернатора области в случаях его временного отсутствия;

2) в марте 2012 года признана утратившей силу статья 72 Устава области, предусматривавшая ежемесячную выплату лицам, замещавшим государственные должности области, в размере денежного содержания в течение одного года со дня истечения срока полномочий; сложения полномочий; отставки по собственному желанию; истечения срока служебного контракта; сокращение численности или штата работников;

3) в апреле 2012 года внесены изменения в статью 53 Устава области, регламентирующую участие Губернатора области в законодательном процессе, направленные на приведение статьи 53 Устава области в соответствие с федеральным законодательством;

4) в июне 2012 года внесены изменения в Устав области, направленные на приведение статей 36, 37, 39, 41 и 44 Устава области в соответствие с Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающим выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

5) в ноябре 2012 года внесены изменения, дополняющие Устав области нормами, связанными с учреждением в Вологодской области государственной должности - Уполномоченного по правам человека в Вологодской области. Создание института Уполномоченного по правам человека в Вологодской области направлено на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдение их органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области и должностными лицами;

6) в связи с учреждением в Вологодской области института уполномоченного по правам человека в целях создания эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Вологодской области, на рассмотрение комитетом был рассмотрен проект закона области «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области», внесенный в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы Губернатором области. Данный законопроект был тщательно проанализирован комитетом, в результате чего внесены многочисленные замечания. После всестороннего обсуждения и достигнутых договоренностей с представителями Губернатора области, правового управления и управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания области, комитетом подготовлена новая редакция законопроекта «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области», которая и была принята на сессии Законодательного Собрания области. Кроме того, в связи с учреждением должности уполномоченного по правам человека в Вологодской области, постоянным комитетом рассмотрены проект закона области «О внесении изменений в закон области «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области» и проект закона области «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда в государственных органах Вологодской области», внесенные в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы Губернатором области. По указанным законопроектам комитетом также были выработаны замечания и подготовлены новые редакции указанных проектов законов области;

7) в декабре 2012 года принят в первом чтении проект закона области «О внесении изменения в статью 20 Устава Вологодской области», предусматривающий, что проекты законов области, проекты нормативных правовых актов Губернатора области и Правительства области, затрагивающие основные направления государственной политики области в сфере социально-экономического развития области, права и свободы человека и гражданина, выносятся на общественное обсуждение в порядке, установленном законом области. Законопроект подготовлен в связи с необходимостью внесения изменений в Устав области, корреспондирующих с законодательной инициативой прокурора области «Об Общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов области» принятой в декабре 2012 года к рассмотрению (указанные законодательные инициативы планируются к совместному принятию).

8) Депутатами комитета был подготовлен проект закона области «О нормативных правовых актах Вологодской области», так как многие положения закона области от 17 января 2001 года № 647-ОЗ «Об областных нормативных правовых актах» устарели и не соответствовали федеральному законодательству и законодательству области.

В целях выработки согласованной редакции проекта закона области, с учетом поступивших предложений и замечаний, была создана рабочая группа в составе представителей постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, правового управления Законодательного Собрания области, прокуратуры области, Правительства области, по результатам деятельности которой был подготовлен доработанный законопроект.

В результате проведенной работы в июне 2012 года проект закона области «О нормативных правовых актах Вологодской области» был принят во втором чтении с учетом согласованной таблицы поправок (всего 30 поправок), представленных Губернатором области, постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, Следственным управлением Следственного комитета России по Вологодской области, постоянной комиссией Законодательного Собрания области по регламенту и депутатской деятельности, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, постоянным комитетом Законодательного Собрания области по образованию культуре и здравоохранению, прокуратурой Вологодской области, постоянным комитетом Законодательного Собрания области по социальной политике, Избирательной комиссией Вологодской области, постоянным комитетом Законодательного Собрания области по вопросам местного самоуправления;

9) проектом закона области «О нормативных правовых актах Вологодской области» было предусмотрено право Контрольно-счетной палаты области принимать нормативные правовые акты в форме решения коллегии. В связи с этим депутатами-членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека был подготовлен проект закона области «О внесении изменений в закон области «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области», направленный на определение порядка обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов Контрольно-счетной палаты Вологодской области. Данный проект закона области также был принят в июне 2012 года, на 8-ой сессии ЗСО.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина; регулирование общественного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

Проект закона области «О внесении изменений в закон области «О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области» разработан в целях приведения закона области «О проведении публичного мероприятия на территории Вологодской области» в соответствие с Федеральным законом от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Комитетом проделана большая работа над указанным законопроектом: неоднократно проводились рабочие встречи с участием представителей фракций Законодательного Собрания области, правового управления Законодательного Собрания области, Губернатора области и прокуратуры области. В результате многократных обсуждений и достигнутых договоренностей постоянным комитетом подготовлен проект закона области с учетом поступивших замечаний и предложений, согласованных с правовым управлением Законодательного Собрания области и Губернатором области.

Мировая юстиция, адвокатура и нотариат:

Одним из приоритетных направлений деятельности комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.

Комитет несет свою долю ответственности за формирование профессионального судейского корпуса, поскольку является последней инстанцией в отборе претендентов. В связи с этим, кандидаты, в отношении которых решается вопрос о назначении на должность мирового судьи, приглашаются на заседания комитета. С ними проводятся индивидуальные собеседования в форме изучения оценки их знаний, личных качеств, трудовой деятельности и других имеющих значение обстоятельств.

На заседаниях комитета рассмотрено 14 кандидатур для назначения на должности мировых судей. Все назначенные кандидаты по своей профессиональной подготовке и личным качествам соответствовали требованиям, предъявляемым законодательством к кандидатам на должности судей.

Следует отметить, что депутаты-члены постоянного комитета уделяют большое внимание материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.

С целью изучения материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Вологодской области и реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», закона области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ «О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области» депутаты постоянного комитета посетили 54 судебных участка мировых судей Вологодской области: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 61, 62, 63, 67, 68 города Вологды, № 29 и № 30 Вологодского муниципального района, №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 64, 65, 66 г. Череповца, № 38 и № 39 Череповецкого муниципального района, № 47 (Вожегодский муниципальный район), № 59 (Харовский муниципальный район), № 58 (Усть-Кубинский муниципальный район), №№ 35, 36, 37 (г. Сокол, Сокольский муниципальный район), № 40, № 41 (п. Шексна, Шекснинский муниципальный район), № 44 (г. Белозерск, Белозерский муниципальный район), № 33, № 34 (г. Грязовец, Грязовецкий муниципальный район), № 51 (с. Шуйское, Междуреченский муниципальный район), № 49 (г. Кириллов, Кирилловский муниципальный район), № 45 (с. Липин Бор, Вашкинский муниципальный район), № 48 (п. Кадуй, Кадуйский муниципальный район), № 57 (г. Устюжна, Устюженский муниципальный район), № 60 (п. Чагода, Чагодощенский муниципальный район).

По результатам выездных заседаний на судебные участки оформлены протоколы и подготовлены соответствующие информации.

В 2012 году на заседаниях постоянного комитета неоднократно рассматривался вопрос о многолетнем недофинансировании материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Решение комитета от 26 марта 2012 года (протокол № 6) было направлено Губернатору области и начальнику Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области. При рассмотрении проекта закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (протокол от 11.12.2012 № 26) депутатами-членами постоянного комитета вновь отмечено недофинансирование материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Решение комитета направлено в постоянный комитет по бюджету и налогам.

Кроме того, комитетом направлено обращение Губернатору области о выделении денежных средств на освещение деятельности судебных участков мировых судей Вологодской области в средствах массовой информации, с просьбой предусмотреть необходимый объем средств на указанные цели в областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Еще одним из полномочий комитета является разработка и рассмотрение проектов законов области по вопросам судебной власти, судоустройства, судебной системы, судопроизводства.

Так, в связи с протестом прокурора области комитетом подготовлен проект закона области «О внесении изменения в статью 1 закона области «О мировых судьях в Вологодской области» (принят 12.12.2012 на 13-й сессии Законодательного Собрания области).

В соответствии с Примерной программой законопроектной работы Законодательного Собрания области на 2012 год, утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 22.02.2012 № 114 комитетом разработаны проект закона области «О представителях от Законодательного Собрания области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Вологодской области» и проект закона области «О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области» (приняты 12.12.2012 на 13-й сессии Законодательного Собрания области к рассмотрению).

Законодательство о выборах и референдумах в Вологодской области:

В июне 2012 года принят закон области "О выборах Губернатора Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатором области). Проект закона был подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающего выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При доработке проекта закона области «О выборах Губернатора Вологодской области» создана рабочая группа, в которую вошли: председатель Законодательного Собрания области, председатель постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека; руководители фракций в Законодательном Собрании области: «Либерально-демократической партии России», Коммунистической партии Российской Федерации, СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ; представители Правительства области: заместители Губернатора области, начальник Государственно-правового департамента, начальник отдела по взаимодействию с общественными объединениями; председатель Избирательной комиссии Вологодской области.

В результате неоднократных обсуждений и достигнутых договоренностей представленный на заседание 8-ой сессии Законодательного Собрания области проект закона области «О выборах Губернатора Вологодской области» был принят в редакции постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, согласованной с Губернатором области.

В целях приведения законов области от 5 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» и от 1 июля 2004 года № 1034-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области» в соответствие с Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающим выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатами-членами постоянного комитета были подготовлены соответствующие законопроекты, принятые в сентябре 2012 года на сессии Законодательного Собрания области.

В целях приведения областного законодательства области в соответствие с Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутатами-членами постоянного комитета подготовлены проекты законов области:

«О внесении изменений в закон области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области»;

«О внесении изменений в закон области «Об Избирательной комиссии Вологодской области»;

«О внесении изменений в закон области «О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области»;

«О внесении изменений в закон области «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области»;

«О внесении изменений в закон области «О выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе»;

«О внесении изменений в закон области «О выборах депутатов представительного органа муниципального района, поселения, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства»;

«О внесении изменений в закон области «О местном референдуме в Вологодской области»;

«О внесении изменений в закон области «Об областном референдуме Вологодской области».

В декабре 2012 года указанные законопроекты приняты к рассмотрению Законодательным Собранием области.

Общественная безопасность, охрана правопорядка:

1) в июне 2012 года в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в закон области «О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части уточнения перечня полномочий Губернатора области и Правительства области в указанной сфере деятельности.

2) оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений является одной из главных задач органов государственной власти. В связи с этим серьёзную озабоченность у депутатов-членов постоянного комитета вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к числу которых можно отнести многочисленные нарушения спокойствия и тишины граждан, находящихся в жилых домах, общежитиях, гостиницах и др.

Депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека разработаны проекты законов области «Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области» и «О внесении изменения в закон области «Об административных правонарушениях в Вологодской области», предполагаемые к совместному принятию Законодательным Собранием области.

Проект закона области «Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области» разработан в целях совершенствования областного законодательства.

Законопроектом установлен конкретный перечень действий, нарушающих покой граждан и тишину в ночное время, совершение которых повлечет за собой привлечение к административной ответственности, а также предусмотрены объекты, на которых должны обеспечиваться тишина и покой граждан в ночное время. Также установлены исключения, при которых состав административного правонарушения будет отсутствовать.

В настоящее время в статье 1.1 закона области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» ночное время установлено с 23.00 часов до 06.00 часов (т.е. период продолжительностью 7 часов). С учетом практики правоприменения, законопроектом предлагается определить ночное время для целей законопроекта как период времени продолжительностью 8 часов, что соответствует санитарным нормам, вместе с тем конкретный временной интервал предполагается установить по результатам обсуждения, в том числе с учетом предложений граждан, направляемых через официальный Web-сайт Законодательного Собрания области в разделе «Обсуждаем законопроекты». Принятие законопроекта предполагается одновременно с проектом закона области «О внесении изменения в закон области «Об административных правонарушениях в Вологодской области», которым предлагается изложить диспозицию правонарушения в соответствии с проектом закона области «Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области».

Региональное административное законодательство:

В течение 2012 года были внесены изменения в закон области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области":

1) в январе 2012 г. законом области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатора области) исключены в статьях 3.5 и 3.6 закона области санкции в виде предупреждения и увеличены минимальные размеры штрафных санкций в отношении нарушителей в сфере обращения с отходами, правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц);

2) в мае 2012 года законом области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатора области) внесены изменения устанавливающие разграничение компетенции между административными комиссиями и органами исполнительной власти области по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1-4.3, 4.6 в зависимости от вида транспортного сообщения;

Статья 4.3 (Нарушение правил провоза домашних животных и птиц в транспорте общего пользования по маршрутам городского (поселкового) или пригородного сообщения) признана утратившей силу, в целях приведения в соответствие со статьей 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Предусмотрено признание утратившей силу статьи 6.7, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил пользования государственными областными, муниципальными библиотеками.

Ранее действовавшей редакцией пункта 2 части 2 статьи 9.1 закона области № 2429-ОЗ должностным лицам органов местного самоуправления, включенным в соответствующий перечень, в пределах полномочий было предоставлено право составления протоколов о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в областной, муниципальной собственности, и использования указанного объекта (статья 5.6 закона области № 2429-ОЗ).

Законом области предусмотрено исключение права таких должностных лиц органов местного самоуправления составлять протоколы о нарушении порядка распоряжения и использования объектом нежилого фонда, находящимся в областной собственности, поскольку действующее законодательство не предоставляет возможности осуществления органами местного самоуправления контроля за соблюдением порядка использования и распоряжения имущества области третьими лицами.

Законом области наименования контрольных и иных полномочий органов исполнительной власти области, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, приведены в соответствие с действующим законодательством и принятыми в соответствии с ним Положениями, устанавливающими правовой статус данных органов;

3) в сентябре 2012 г. законом области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатора области) Глава 3 дополнена статьей 3.10 Нарушение нормативных правовых актов области в сфере оборота древесины, в связи с принятием закона области от 03.10.2012 № 2859-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области".

Установлена административная ответственность за:

нарушение установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины требований к пунктам приема, хранения, переработки и отгрузки древесины и к учету на пунктах приема, хранения, переработки и отгрузки древесины;

несоблюдение установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины требований о составлении и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти области отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине или внесение в отчет о принятой, переработанной и отгруженной древесине недостоверных и (или) неполных сведений;

неисполнение перевозчиком древесины установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины обязанностей по обеспечению наличия документов в транспортном средстве, перевозящем древесину;

4) в ноябре 2012 г. законом области «О внесении изменения в статью 9.1 закона области «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (законодательная инициатива депутатов-членов постоянного комитета) внесено изменение в статью 9.1 закона области от 08.12.2010 г. № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», направленное на исключение прав должностных лиц органов внутренних дел (полиции) составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.3 закона области от 08.12.2010 г. № 2429-ОЗ.

Законопроект подготовлен по результатам рассмотрения обращения начальника УМВД России по Вологодской области от 10.08.2012 г. № 13/841 и экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 05.09.2012 г. № 02-4061 на закон Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» в целях приведения отдельных положений закона области от 08.12.2010 г. № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее - Закон области 2429-ОЗ) в соответствие с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

5) в целях реализации закона области от 8 декабря 2010 № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" депутатами-членами постоянного комитета был подготовлен проект постановления Законодательного Собрания области "Об утверждении перечня должностных лиц Законодательного Собрания области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1-6.4 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области", совершенных в Законодательном Собрании области и (или) в связи с осуществлением депутатской деятельности"

II. Формы работы постоянного комитета

Основной формой работы комитета в течение 2012 года являлось заседание комитета перед проведением сессии Законодательного Собрания. На заседаниях рассматривались важнейшие вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессии как самим комитетом, так и иными субъектами права законодательной инициативы.

С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в текущем году комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.

III. Участие в осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

По результатам рассмотрения обращений граждан, в целях установления административной ответственности за отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах путем расширения перечня противоправных действий, подпадающих под определение «мелкое хулиганство», депутатами-членами постоянного комитета разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Постановление Законодательного Собрания области от 24.10.2012 г. № 644 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По мнению депутатов, за время действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях практика показала, что данное правонарушение продолжает оставаться достаточно распространенным явлением. Своей дерзостью, цинизмом, моральным издевательством и демонстративным пренебрежением правами других граждан отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах сопоставимо с иными противоправными деяниями, подпадающими под признаки мелкого хулиганства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам исследования, проведенного «Национальной службой мониторинга», на основе анализа свыше 500 федеральных и 4 000 региональных изданий: ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ за период с 1 сентября по 30 ноября 2012 года инициатива Законодательного Собрания Вологодской области о введении наказания за «отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах» попала в десятку и находится на восьмом месте рейтинга.

Решением Совета Государственной Думы от 10 декабря 2012 г. № 64 указанный проект федерального закона включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2013 года (февраль).

Помимо подготовки законодательных инициатив по внесению изменений в федеральные законы в 2012 году комитет рассмотрел 297 проектов федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.

Законодательные инициативы, рассмотренные комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других.

Помимо работы с проектами федеральных законов комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

IV. Работа с обращениями граждан и юридических лиц.

В 2012 году рассмотрено 12 обращений граждан и 58 обращений юридических лиц, поступивших в письменной форме. Большая часть обращений касалась вопросов жилищного, гражданского уголовного и административного законодательства, а также законопроектной работы. По-прежнему часть обращений была связана с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов исполнительного производства. Комитет внимательно рассматривал, жалобы, направленные по компетенции, и давал на них мотивированные ответы. Жалобы, которые в соответствии с законом следовало направлять для рассмотрения по подведомственности в другие органы, также не оставались без внимания и контроля.

V. Информирование населения о деятельности постоянного комитета.

Информирование населения о деятельности комитета производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.

В целом, в 2012 году деятельность комитета строилась в соответствии с перечисленными выше вопросами ведения, ни один из которых не остался не отработанным как количественно, так и качественно.

Статистические показатели работы говорят о возросшей интенсивности труда, эффективном распределении обязанностей, в т.ч. между сотрудниками управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов аппарата Законодательного Собрания области.

Налаженное конструктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти различных уровней способствуют эффективному решению вопросов законотворческой деятельности, решению возникающих в процессе проблем.

Председатель
постоянного комитета                                                 В.В. Буланов



[1] В скобках указан субъект права законодательной инициативы.


Возврат к списку

Рекомендовать материал