Информация об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2017 год
    Структура    Постоянные комитеты    Отчеты о работе    Информация об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2017 год

И Н Ф О Р М А Ц И Я
об основных итогах работы постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека за 2017 год

Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2017 году осуществлялась в соответствии с Примерной программой законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2017 год.

За прошедший период (январь – декабрь 2017 г.) подготовлено и проведено 33 заседания постоянного комитета, на которых рассмотрено 884 вопроса, в том числе:

1) по проектам законов области – 132, в том числе внесенных:

- Губернатором области - 66;

- депутатами Законодательного Собрания области – 52;

- органами местного самоуправления – 6;

- прокурором области – 8;

2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области нормативно-правового характера – 18;

3) по проектам федеральных законов – 358, в том числе:

- внесенных, в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ по инициативе Губернатора области – 5;

- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 33;

- поступивших из ГД ФС РФ – 317;

4) обращений – 211, в том числе:

– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 7;

– государственных органов, органов местного самоуправления области – 64;

– юридических лиц – 35;

– граждан – 105;

5) других вопросов – 161.

Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека:

председатель постоянного комитета – Кожевина Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

заместитель председателя постоянного комитета - Заварин Р.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");

член постоянного комитета – Голик А.Ю. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ").

Организационно деятельность комитета обеспечивали работники отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.

В 2017 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).

К основным вопросам ведения комитета отнесено рассмотрение документов и материалов по вопросам:

1) порядка внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, рассмотрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, принятия Устава области, внесения изменений и (или) дополнений в него;

2) описания и порядка официального использования государственных символов Российской Федерации, официальных государственных символов Вологодской области (флага, герба);

3) административно-территориального устройства;

4) гражданства;

5) миграции, за исключением трудовой миграции;

6) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, за исключением прав детей;

7) персональных данных;

8) референдумов, выборов, избирательной системы, отзыва Губернатора области;

9) установления общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

10) судебной власти, судоустройства, судебной системы, судопроизводства;

11) статуса лиц, замещающих государственные должности Вологодской области;

12) государственной службы;

13) административного законодательства;

14) порядка формирования административных комиссий;

15) обеспечения безопасности государства, общества и личности;

16) участия граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности;

17) уголовного законодательства;

18) уголовно-исполнительного законодательства;

19) прокуратуры, органов внутренних дел (полиции), органов юстиции, адвокатуры, нотариата;

20) обеспечения прав коренных малочисленных народов на территории Вологодской области;

21) информации, информационной безопасности, защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов;

22) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечения пожарной безопасности;

23) установления организационно-правовых основ создания и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, противопожарной службы;

24) определения основ деятельности органов государственной власти области в сфере противодействия коррупции;

25) порядка осуществления контрольных полномочий Законодательного Собрания;

26) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам ведения постоянного комитета;

27) определения порядка организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области;

28) исполнительного производства;

29) памятных дат;

30) государственных программ по вопросам ведения постоянного комитета.

Комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.

I. Правотворческая деятельность

Постоянным комитетом в отчетном периоде заявлено на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области и принято в окончательной редакции 19 законопроектов:

1. "О внесении изменений в статью 1.11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

2. "О внесении изменения в статью 2 закона области "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

3. "О внесении изменения в статью 321 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

4. "О внесении изменения в статью 32 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

5. "О внесении изменений в закон области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";

6. "О внесении изменений в закон области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";

7. "О внесении изменений в отдельные законы области об избирательных комиссиях в Вологодской области";

8. "О внесении изменений в закон области "О порядке отзыва Губернатора Вологодской области";

9. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

10. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

11. "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

12. "О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области";

13. "О внесении изменений в статьи 1 и 4 закона области "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области";

14. "О внесении изменений в закон области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области";

15. "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";

16. "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области";

17. "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";

18. "О внесении изменения в закон области "О внесении изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";

19. "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области".

Государственное строительство, система органов

государственной власти

1. Законом области от 06.03.2017 № 4106-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 закона области "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг" закон области от 3 ноября 2010 года № 2397-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг" приведен в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 471-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым с 1 января 2017 года универсальная электронная карта как обязательный инструмент предоставления государственных и муниципальных услуг отменена.

Признаны утратившими силу нормы, предусматривающие полномочия органов исполнительной государственной власти области, связанные с регулированием использования универсальных электронных карт и региональных электронных приложений.

2. Законом области от 10.10.2017 № 4213-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области" внесены изменения в закон области от 11.04.2016 № 3932-ОЗ "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области", закрепившие за Законодательным Собранием области две формы контроля:

1) направление представителей Законодательного Собрания области в организации, создаваемые Вологодской областью на основании нормативных правовых актов области, и их отзыв из данных организаций;

2) заслушивание на сессиях Законодательного Собрания области информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Вологодской области.

Порядок организации данных мероприятий предлагается установить Регламентом Законодательного Собрания области.

Необходимость внесения данных изменений обусловлена, в частности, принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 227-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьи 4 и 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статус лиц, замещающих государственные должности

1. Законом области от 10.10.2017 № 4206-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 4 закона области "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" внесены изменения в отдельные положения закона области от 15 июля 2003 года № 935-ОЗ "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области", касающиеся предоставления служебного жилого помещения или единовременной субсидии на приобретение жилого помещения лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области.

В частности, расширен перечень оснований досрочного прекращения полномочий, при которых лица, получившие единовременную субсидию на приобретение жилого помещения, обязаны полностью возместить расходы областного бюджета по ее предоставлению.

Законодательство о выборах и референдумах в Вологодской области

Развитие федерального законодательства о выборах и референдумах в 2017 году потребовало вновь неоднократного изменения регионального законодательства.

1. Закон области "О внесении изменения в статью 321 закона области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" разработан в связи с внесением изменения в закон области от 08.07.2011 № 2571-ОЗ "Об избирательных системах, применяемых при проведении муниципальных выборов на территории Вологодской области", которое предусматривает применение на выборах депутатов представительного органа городского поселения, сельского поселения мажоритарной избирательной системы относительного большинства с образованием только многомандатных избирательных округов.

В часть 5 статьи 321 закона области от 15.11.2011 № 2643-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства" внесены изменения, которыми исключается норма об образовании одномандатных избирательных округов на выборах депутатов представительного органа городского и сельского поселений.

2. Законом области "О внесении изменения в статью 32 закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" внесены изменения в статью 32 закона области от 09.06.2003 № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", предусматривающее введение отсылочной нормы к понятию "иностранные финансовые инструменты", определенному в Федеральном законе от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.

Необходимость внесения данного изменения обусловлена принятием Федерального закона от 28.12.2016 № 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты".

3. Законом области от 04.07.2017 № 4182-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об Избирательной комиссии Вологодской области" и законом области от 04.07.2017 № 4175-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области" внесены изменения в базовые законы области в части их приведения в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которыми предусмотрено, что член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающие в указанных комиссиях на постоянной (штатной) основе, обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральными законами "О противодействии коррупции", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены указанными Федеральными законами член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, освобождается от обязанностей члена комиссии.

В законы области от 17 апреля 2003 года № 889-ОЗ "Об Избирательной комиссии Вологодской области" и от 03.11.2006 № 1514-ОЗ "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области":

- введена отсылочная норма к статье 29 Федерального закона № 67-ФЗ в части установления оснований и порядка освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии;

- предусмотрено, что в случае несоблюдения председателем, заместителем председателя, секретарем Избирательной комиссии области, а также членом Избирательной комиссии области с правом решающего голоса, работающим на постоянной (штатной) основе, председателем территориальной избирательной комиссии ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены вышеназванными Федеральными законами, данные лица досрочно освобождаются от государственной должности области.

4. Изменениями в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенными Федеральным законом от 01.06.2017 № 104-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право оставить на региональном уровне выборов голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование либо вместо них установить новый порядок голосования избирателей, которые не находятся по месту своей регистрации и включаются в список для голосования на основании заявления по месту фактического нахождения.

Оба варианта были тщательнейшим образом проанализированы, учтены мнения Правительства области и Избирательной комиссии области, проведен анализ правоприменительной практики выборов 10 сентября 2017 года в органы государственной власти в 20 субъектах Российской Федерации, в которых предусмотрено голосование по новому порядку.

По результатам совместной работы было принято решение предоставить гражданам на региональном уровне выборов возможность голосовать вне места своей регистрации – на основании заявления по месту своего фактического нахождения. Установление нового механизма голосования должно обеспечить большую открытость и прозрачность избирательного процесса.

Для этого были внесены следующие изменения:

- от 10.10.2017 № 4211-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";

- от 10.10.2017 № 4205-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";

- от 10.10.2017 № 4204-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";

- от 10.10.2017 № 4203-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области";

- от 30.10.2017 № 4226-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";

- от 30.10.2017 № 4232-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области";

- от 30.10.2017 № 4233-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".

Кроме того, названными законами внесен ряд изменений:

1) учитывая, что теперь избирательные участки формируются бессрочно, а не на 5 лет, как было ранее, законом устанавливаются случаи, когда можно уточнить перечень и границы избирательных участков.

Учитывая, что Федеральным законом № 104-ФЗ пятилетний срок формирования избирательных участков отменен (с 1 октября 2017 года), законом области предусмотрено, что избирательные участки, сформированные на 5 лет, считаются действующими на постоянной основе. Данная норма вступает в силу с 1 октября 2017 года;

2) уточняется порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата (в частности, указывается, что адреса могут не содержать каких-либо реквизитов, если это не препятствует их однозначному восприятию с учетом фактических особенностей мест жительства этих граждан);

3) вводится норма о возможности ставить подпись за инвалида, который не может самостоятельно расписаться в подписном листе. (При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта должны быть указаны в графе, где проставляется подпись);

4) устанавливается, что доверенность на выдачу представителю избирателя открепительного удостоверения (при совмещенных выборах) может быть удостоверена руководителем органа социальной защиты населения, если избиратель является инвалидом.

5. Законом области от 10.10.2017 № 4210-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области об избирательных комиссиях в Вологодской области" внесены изменения в законы области: от 17.04.2003 № 889-ОЗ "Об Избирательной комиссии Вологодской области"; от 03.11.2006 № 1514-ОЗ "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области"; от 28.12.2012 № 2948-ОЗ "О формировании участковых избирательных комиссий в Вологодской области".

Федеральным законом от 01.06.2017 № 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которыми, в частности предусмотрено:

- если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, формирование нового состава такой избирательной комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования результатов выборов, референдума и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Сформированная в новом составе избирательная комиссия собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума;

- на избирательных участках, участках референдума, образованных в результате уточнения перечня избирательных участков, участков референдума в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 19 указанного Федерального закона, участковые комиссии вне периода избирательной кампании, кампании референдума формируются в течение 60 дней со дня принятия решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Срок приема предложений по их составу составляет 30 дней.

Соответствующие изменения внесены в областные законы.

8 декабря в Законодательное Собрание из Избирательной комиссии области поступили документы об инициативе Регионального Совета партии "ЯБЛОКО" вынести на референдум области вопрос: "Согласны ли вы с тем, что все главы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Вологодской области должны избираться на прямых выборах на основе всеобщего равного избирательного права и возглавлять соответствующую местную администрацию?".

В соответствии с выборным законодательством Законодательного Собрания области в течение 20 дней со дня поступления документов, обязано проверить соответствие данного вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и признать соответствует или не соответствует вопрос данным требованиям. Федеральным законом установлено несколько критериев, которым должен соответствовать вопрос референдума.

Постоянный комитет изучил законодательство по данному вопросу, судебную практику, в том числе, Верховного Суда, и пришел к выводу о несоответствии предложенного вопроса требованиям пунктов 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 5 закона области "О референдуме Вологодской области". Позиция постоянного комитета была поддержана на 17 сессии Законодательного Собрания области.

Общественная безопасность, охрана правопорядка

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.

Отчет временно исполняющего обязанности начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2016 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации временно исполняющего обязанности начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2016 году заслушан в феврале 2017 года на 7 сессии Законодательного Собрания области.

Региональное административное законодательство

Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета в 2017 году продолжает оставаться совершенствование областного законодательства об административных правонарушениях.

Региональный закон об административных правонарушениях является одним из наиболее динамично изменяющихся законов области.

За отчетный период в закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" были внесены следующие изменения:

1) законом области от 06.02.2017 № 4100-ОЗ "О внесении изменений в статью 1.11 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в целях снижения количества нарушений правил охраны жизни человека на воде установлена административная ответственность за купание на водных объектах в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с запрещающими надписями, в том числе за пределами ограничительных знаков, прыгание в воду с мостов, пристаней, набережных, гидротехнических и иных не приспособленных для этого сооружений, движущегося речного транспорта, приближение к движущимся судам, иным движущимся плавательным средствам, а равно купание в состоянии опьянения (часть 1) и выход на лед водных объектов в местах, где выставлены запрещающие знаки, а равно выход на лед в период действия запрета, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления, (часть 11) статьи 1.11 в виде штрафа на граждан – от одной тысячи до трех тысяч рублей (по ранее действующей норме – 500 рублей).

2) законом области от 25.10.2017 № 4219-ОЗ "О внесении изменения в закон области "О внесении изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" устанавливается срок вступления закона области от 3 мая 2017 года № 4141-ОЗ "О внесении изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области"
с 1 ноября 2018 года. Названный закон области принят в целях упорядочения вопроса о наделении Комитета гражданской защиты и социальной безопасности области полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.1, 1.16 и 1.17 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области", и вступил в силу с 1 ноября 2017 года.

Наделение органа исполнительной государственной власти области дополнительным полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях необходимо для дальнейшей передачи указанных полномочий Министерству внутренних дел Российской Федерации по соответствующему соглашению. До настоящего времени соглашение между Министерством внутренних дел России и Правительством Вологодской области о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законом области от 8 декабря 2010 года "Об административных правонарушениях в Вологодской области", передаваемых МВД России (далее – Соглашение), не заключено в связи с тем, что Министерством внутренних дел Российской Федерации не согласован расчет потребности в финансовых средствах на реализацию в 2017 году передаваемых МВД России полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, являющийся приложением к Соглашению.

В целях недопущения в регионе дестабилизации обстановки по выявлению и пресечению административных правонарушений, предусмотренных законом области № 2429-ОЗ, полномочия по составлению административных протоколов необходимо оставить закрепленными за должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области до заключения Соглашения.

3) закон области "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (внесен в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы депутатами Законодательного Собрания области Р.Ю. Завариным, Л.Ю. Кожевиной) приводится в соответствие с действующим законодательством базовый закон области.

Согласно части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях предусмотренных законами субъектов, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом или законами субъектов, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

В соответствии с частью 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 – 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.

Указанные положения Кодекса подтверждаются судебной практикой – в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2017 года № 307-АД16-13243 должностные лица органов местного самоуправления не вправе составлять протоколы по статье 7.22 КоАП (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Законом области "О внесении изменения в статью 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" признаются утратившими силу части 2 – 5 статьи 9.2 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области".

В отчетном периоде продолжила свою деятельность рабочая группа по рассмотрению вопросов в сфере административных правоотношений, созданная по решению постоянного комитета в октябре 2013 года. В состав указанной рабочей группы включены депутаты - члены постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека. На ее заседания всегда приглашаются представители Управления внутренних дел по Вологодской области, прокуратуры области, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В 2017 году проведено 5 заседаний рабочей группы, по результатам которых составлены протоколы.

Предметом обсуждения рабочей группы были составы административных правонарушений, наиболее приближенные к повседневной жизни и затрагивающие большое количество субъектов общественных правоотношений, в частности: посягающие на права граждан, общественный порядок, общественную безопасность; в сфере благоустройства городов и населенных пунктов, охраны окружающей среды; в сфере организации транспортного обслуживания населения. Кроме того, предметом обсуждения стали и обращения:

- Северной железной дороги и Октябрьской железной дороги - филиалов ОАО "РЖД" об инициировании обращения от имени Законодательного Собрания Вологодской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по проблемам дорожно-транспортных происшествий на переездах;

- УМВД России по Вологодской области с просьбой выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации с целью внесения дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части продления сроков проведения административного расследования в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Результатом проведенной работы стало принятие в отчетном году перечисленных выше законов области о внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", а также:

- подготовка проекта федерального закона, предусматривающего установление административной ответственности за нарушение правил пересечения железнодорожных переездов впервые – в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей или лишения водительских прав на срок от трех до шести месяцев, при повторном совершении указанного правонарушения – в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок один год. Работа над данным проектом будет продолжена в 2018 году;

- разработка проекта федерального закона, дополняющего часть 5 статьи 28.7 КоАП РФ положениями, позволяющими продлить срок проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.12 и 14.10 КоАП РФ.

Мировая юстиция, адвокатура и нотариат:

Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.

Постоянный комитет несет свою долю ответственности за формирование профессионального судейского корпуса, поскольку депутаты Законодательного Собрания области на заседании сессии Законодательного Собрания области принимают решение о назначении на должности мировых судей Вологодской области. В связи с этим, кандидаты, в отношении которых решается вопрос о назначении на должность мирового судьи, приглашаются на заседания постоянного комитета. С ними проводятся индивидуальные собеседования в форме оценки их личных качеств, трудовой деятельности и других имеющих значение обстоятельств.

В отчетном году на заседаниях комитета рассмотрено 20 кандидатур для назначения на должности мировых судей по судебным участкам № 56 (Тотемский район), № 55 (Тарногский район), №№ 14, 17, 21, 22, 23, 25 (город Череповец), №№ 38, 39 (Череповецкий район), № 30 (Вологодский район), № 50 (Кичменгско-Городецкий район), № 11, 68 (город Вологда), № 26 (Великоустюгский район), № 43 (Бабушкинский район), № 42 (Бабаевский район), № 27 (Великоустюгский район), № 58 (Усть-Кубинский район), № 59 (Харовский район). По результатам рассмотрения представленных материалов, собеседования с кандидатами на указанные должности, а также выездов в судебные районы, все кандидаты по своей профессиональной подготовке и личным качествам соответствовали требованиям, предъявляемым законодательством к кандидатам на должности судей. Также были рассмотрены представления председателя Вологодского областного суда о привлечении судьей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 65 (г. Череповец) и № 2 (г. Вологда).

В связи с тем, что судебная власть должна опираться на эффективно функционирующую систему, постоянный комитет уделяет большое внимание материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.

В соответствии с законом области от 11 апреля 2016 года № 3932-ОЗ "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Вологодской области" начатая депутатами - членами постоянного комитета еще в 2012 году работа по изучению материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Вологодской области и реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", закона области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области" была продолжена в 2013, 2014, 2015, 2016 и в 2017 годах. В 2017 году были посещены судебные участки мировых судей области в городе Вологде и Тотемском муниципальном районе. По результатам выезда депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правой деятельности, законности и правам человека на судебный участок № 56 (Тотемский муниципальный район) проведение работ по подключению к отоплению помещений судебного участка, в которые планируется переезд, было ускорено. В ноябре 2017 года помещения судебного участка № 56 подключены к газовому теплоснабжению. Теперь система отопления функционирует нормально, температура составляет около 200 С. В ходе посещения судебного участка депутатами было обращено внимание на проведение Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей области анализа нагрузки по судебным участкам Тотемского и Бабушкинского муниципальных районов, находящихся в пределах одного судебного района, за 2015, 2016, 2017 годы. По результатам анализа представляется возможным передать от мирового судьи по судебному участку № 56 мировому судье по судебному участку № 43 в целях перераспределения нагрузки, гражданские и административные дела о вынесении судебного приказа, поскольку в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, дела указанного категории рассматриваются без судебного разбирательства и вызова сторон.

В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет осуществил подготовку следующих вопросов:

1) о назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются семь представителей общественности в квалификационной коллегии судей субъекта. 26 ноября 2016 года Законодательным Собранием области было объявлено о начале приема заявлений о выдвижении представителей общественности в квалификационной коллегии судей. По результатам проверки, проведенной постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, представленные документы соответствовали требованиям, установленным Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и законом области от 13.11.2014 № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области".

В 2017 году были назначены 7 представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области (постановления от 25.01.2017 № 19, 29.03.2017 № 109).

2) в связи с досрочным прекращением полномочий некоторых членов общественного совета при Законодательном Собрании области, в соответствии с Положением об общественном совете, утвержденным постановлением ЗСО от 17.02.2016 № 94, постоянным комитетом проведены соответствующие мероприятия, в результате которых были подготовлены два постановления Законодательного Собрания области "О внесении изменения в пункт 1 постановления Законодательного Собрания области "Об утверждении персонального состава общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области".

За отчетный период постоянным комитетом также подготовлено в новой редакции Положение о независимой антикоррупционной экспертизе законов области и постановлений Законодательного Собрания области, а также проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания области, внесенных в Законодательное Собрание области.

С 1 октября 2017 года вступил в силу закон области от 27 июня 2017 года № 4166-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 закона области "О противодействии коррупции в Вологодской области, которым установлено, что для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов области государственные органы области - разработчики указанных проектов размещают их на едином региональном интернет-портале "Портал противодействия коррупции в Вологодской области", а также определяют сроки и порядок размещения данных проектов на Портале противодействия коррупции.

В целях реализации вышеназванных положений закона области № 4166-ОЗ постановлением Законодательного Собрания области Законодательного Собрания области от 20.09.2017 № 396 "О Положении о независимой антикоррупционной экспертизе законов области и постановлений Законодательного Собрания области, а также проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания области, внесенных в Законодательное Собрание области" предусмотрено:

- проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания области, внесённых всеми субъектами права законодательной инициативы, за исключением Губернатора области;

- сроки и порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

- порядок рассмотрения поступивших в Законодательное Собрание области заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Одновременно постановлением признается утратившим силу ранее действовавшее Положение о независимой антикоррупционной экспертизе законов области и постановлений Законодательного Собрания области, а также проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания области, внесенных в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы депутатами Законодательного Собрания области.

Законодательная деятельность постоянного комитета не ограничивается разработкой проектов вышеперечисленных актов. Постоянный комитет активно принимает участие в доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области иными субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.

Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:

1) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (законодательная инициатива депутатов Законодательного Собрания области Долженко Д.Е., Горчакова П.А.);

2) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатора области);

3) "О внесении изменений в закон области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатора области);

4) "О внесении изменений в статьи 4 и 5 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" (законодательная инициатива Губернатора области);

5) "О внесении изменения в статью 2 закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств" (законодательная инициатива Губернатора области);

6) "О внесении изменения в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области" (законодательная инициатива прокурора области);

7) "О внесении изменения в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" " (законодательная инициатива прокурора области);

8) "О внесении изменений в статьи 5 и 6 закона области "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области" " (законодательная инициатива прокурора области).

Во взаимосвязи с вопросами ведения постоянного комитета можно отметить следующие основные формы участия комитета в законотворческой деятельности как основной формы деятельности.

II. Формы работы постоянного комитета

Основной формой работы комитета в течение 2017 года являлось заседание постоянного комитета перед проведением сессии Законодательного Собрания. На заседаниях рассматривались важнейшие вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессии, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.

С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.

Так, более полугода потребовалось, чтобы поставить окончательную точку над редакцией законодательной инициативы Губернатора области "О внесении изменений в закон области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств".

Постоянным комитетом проведена большая работа по согласованию позиции между Правительством области, прокуратурой области и Управлением Федеральной антимонопольной службой по Вологодской области.

До принятия изменений в областной закон договор на такие услуги заключался в заявительном порядке между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области и предпринимателями – владельцами спецстоянок. Автовладельцы оплачивали услуги по единому тарифу, установленному приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области (тариф на перемещение в пределах населенного пункта стоит 2 036 рублей за одну машину транспортного средства, перемещение между муниципалитетами зависит от расстояния от места задержания до границ населенного пункта от 2294 до 6159 рублей.

1 час хранения транспортного средства на спецстоянке обойдется водителю:

- мотоцикла категорий "А" и "М" – 36,5 рублей;

- автомобиля категории "В" и "D" массой до 3,5 тонн – 73 рубля;

- автомобиля категории "D" массой свыше 3,5 тонн, – 146 рублей;

- негабаритного транспорта – 219 рублей).

Теперь тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств должны утверждаться по результатам аукционов. Порядок проведения таких аукционов и порядок заключения договоров по результатам аукционов будет установлен Правительством области.

Предполагается, что аукционы будут проведены по каждому муниципалитету. Стартовой ценой аукциона (торгов) является базовый уровень тарифа. Стоимость услуг, определенная в результате торгов, будет утверждена как тариф актом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области.

Базовый тариф будет применяться только в том случае, если торги не состоятся.

В настоящее время на территории области работает 20 специализированных стоянок.

В городах Вологде и Череповце и в 11 муниципальных районах стоянки функционируют, в 15 муниципальных районах – отсутствуют.

В торгах могут принимать участие все желающие предприниматели, чьи стоянки соответствуют требованиям к спецстоянкам.

Большое внимание постоянным комитетом было уделено решению вопроса о последствиях некорректной работы комплекса автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения в Шекснинском муниципальном районе, в результате которой более 10 тысяч граждан незаконно были привлечены к административной ответственности. За отменой постановлений обратилось только около 2 тыс. человек.

По инициативе заместителя председателя Законодательного Собрания области Р.Ю. Заварина, председателя постоянного комитета по ГПД Л.Ю. Кожевиной было предложено оперативно урегулировать данный вопрос, в том числе ГИБДД в одностороннем порядке отменить необоснованно вынесенные в данный период постановления о нарушении скоростного режима и возвратить гражданам уже уплаченные штрафы. Однако согласно действующему законодательству, в отношении административных правонарушений, зафиксированных специальными техническими средствами, в том числе камерами видеофиксации, предусмотрен упрощенный порядок производства: протокол не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия нарушителя. В результате автовладелец имеет возможность обжаловать его только после вынесения, что связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками. Кроме того, ситуация осложняется еще и тем, что уполномоченные должностные лица, зная о том, что камера работала с нарушениями, не имеют возможности самостоятельно отменить вынесенные постановления. (Аналогичные случаи происходили и в других регионах России: Москве, Татарстане, Волгоградской и Тюменской областях.)

В отчетном периоде было проведено рабочее совещание по вопросу отмены постановлений по делу об административном правонарушении, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи в случае выявления их некорректной работы. По итогам совещания и решения существующей проблемы постоянным комитетом подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предлагается установить новый порядок отмены постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи в случае выявления их некорректной работы.

Проект планируется рассмотреть на сессии Законодательного Собрания области в декабре т.г.

В связи с многочисленными обращениями граждан в Законодательное Собрание области по поводу отказа страховых компаний в заключение договоров ОСАГО, а также навязывания дополнительных услуг при заключении этих договоров по инициативе председателя постоянного комитета Л.Ю. Кожевиной был организован и проведен круглый стол на тему: "Проблемы заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Вологодской области".

Владельцы транспортных средств называют разные причины отказа:

небольшой водительский стаж страхователя, старый автомобиль, использование автомобиля в качестве такси, отсутствия бланков страховых полисов и другие.

Был проведен опрос в сети интернет по данной тематике, в котором приняло участие более 2 тысяч человек (2051). С проблемой отказа столкнулись 17,5 процентов, принявших участие в опросе (359 человек), навязывали дополнительное страхование 44,6 процентам (915 человек). Никогда не сталкивались с проблемами при страховании только 37,9 процентов людей, принявших участие в опросе (777 человек).

Такие обращения граждан свидетельствуют о признаках нарушения страховщиком законодательства Российской Федерации. Страховой полис ОСАГО является обязательным документом, без которого запрещена эксплуатация автомобиля, поэтому неправомерный отказ в его выдаче недопустим.

Возможно, это происходит из-за низкой финансовой привлекательности данного вида страхования, но эту причину нельзя рассматривать как объективную. С точки зрения законодательства уклонение страховых организаций от заключения договора страхования является необоснованным и неправомерным. Правила, которые установлены федеральными законами, должны выполняться всеми сторонами.

По итогам проведения данного мероприятия были подготовлены информационные письма в страховые компании и отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации о принятии мер для исключения причин и условий, не позволяющих гражданам исполнить свою обязанность по страхованию ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, была сформулирована памятка: порядок действий гражданина, если страховая компания отказала ему в заключение договора ОСАГО, которая была размещена в социальных сетях.

По предложению Уполномоченного по правам человека О.А. Димони постоянным комитетом было проведено тематическое заседание, на котором обсуждались вопросы социальной адаптации, реабилитации и трудоустройства женщин, освободившихся из мест лишения свободы.

В совещании приняли участие депутаты Законодательного Собрания области, Уполномоченный по правам человека в Вологодской области Олег Димони, представители правоохранительных органов, органов государственной исполнительной власти, Общественной палаты региона, государственных учреждений и общественности.

Проблемы социальной адаптации бывших осужденных являются предметом обсуждения на разных уровнях – государство заинтересовано в предотвращении рецидивов.

В некоторых субъектах страны приняты законы или реализуются программы, регулирующие вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.

По статистике Управления ФСИН, ежегодно места лишения свободы покидает в среднем порядка 1800 жителей области. Так в 2016 году свободу обрели 1987 человек, из них 238 - женщины.

Несмотря на то, что в области в апреле 2017 года заключено соглашение с УФСИН по вопросам социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, остается много нерешенных проблем, из которых особо можно выделить проблему трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы женщин.

По статистике, только 20% обратившихся в центр занятости, устраиваются на работу. Главная причина отказа работодателей – отсутствие необходимого образования, низкий уровень заработной платы, особенно в условиях сельской местности. Вместе с тем для женщин, которые отбыли срок и вернулись из мест лишения свободы, делается достаточно много: это и поиски работы, и социальное сопровождение. Ряд проектов реализуется в Череповце за счет частных инвесторов – например, «Дорога к дому», в рамках которого действует программа «Твой шанс», где оказывается и социальная и материальная поддержка женщинам».

По итогам совещания были выработаны рекомендации, направленные на сосредоточение всех вопросов, связанных с ресоциализцией освободившихся женщин, в поле зрения одного координирующего органа, а также на принятие на территории области нормативной правовой базы, позволяющей решать поставленные вопросы более эффективно.

В соответствии с Планами мероприятий Законодательного Собрания области на первое и второе полугодие 2017 года постоянным комитетом по государственно-правовой деятельности законности и правам человека осуществлены 2 мониторинга правоприменения законов области:

1) от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области» в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах".

Статьей 34 закона области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" установлены ограничения нахождения детей в ночное время в общественных местах.

Статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ, возложены на членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 1.17, отнесено к компетенции мировых судей, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 1.17, – к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области
№ 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, проанализировав информацию, поступившую из комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав муниципальных районов, учитывая, что соглашение с Министерством внутренних дел России о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законом области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", передаваемых МВД России, Вологодской областью пока не заключено, предлагает обратиться через Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу необходимости наделения должностных лиц полиции полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

2) от 13 ноября 2014 года № 3479-ОЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области".

По результатам проведения мониторинга постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека посчитал необходимым рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", предусматривающего устранение неоднозначного понимания исчисления срока полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей и внести в январе 2018 года 18-й на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области проект закона области "О внесении изменений в закон области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Вологодской области".

Участие депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в других мероприятиях:

1) председатель постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Л.Ю. Кожевина приняла участие:

- в заседании рабочей группы по реализации Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Вологодской области (январь 2017 года);

- в конференции судей Вологодской области (февраль 2017 года);

- в пленарных заседаниях Общественной палаты области (в течение года);

- в работе Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках Дней Вологодской области в июле 2017 года;

- в работе II-ой Всероссийской научно-практической конференции "Судебная защита в системе государственного обеспечения прав и свобод граждан" (19 октября 2017 года);

- в региональной научно-практической конференции "Роль реформ и революций в экономическом и социально-политическом развитии России", посвященной 100-летию революции 1917 года (24 ноября 2017);

- в итоговом областном Гражданском форуме "Общественные советы и НКО – основа развития гражданского общества" (14 декабря 2017).

2) заместитель председателя постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Р.Ю. Заварин принял участие:

- в конференции судей Вологодской области (февраль 2017 года);

- в заседании Совета судей Вологодской области (май 2017 года).

III. Участие в осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

В 2017 году постоянным комитетом внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 3 проекта федеральных законов:

1. "О внесении изменений в статью 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

Действующей редакцией части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривается перечень документов, помимо указанных в статье 126 КАС РФ, которые прилагаются к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Данный перечень соотносится с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, предусмотренным частью шестнадцатой статьи 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Вместе с тем, Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет из перечня документов, предусмотренного Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" исключено.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено требование о необходимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагать выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (вступил в силу с 1 января 2017 года).

В целях обеспечения единства требований законодательства к документам, представляемым при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, законопроектом предлагается уточнить наименование документа, содержащего сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости и исключить из перечня документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

2. "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".

Федеральным законом от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Вологодской области определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков - 68.

Законопроектом предлагается увеличить с 1 января 2018 года число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Вологодской области с 68 до 73.

Статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что судебные участки создаются из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 23 тысяч человек.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, на 1 января 2016 года численность населения Вологодской области составляет 1 187 685 человек. Таким образом, средняя численность населения на одном судебном участке составляет 17,5 тысячи человек.

В случае увеличения числа мировых судей до 73 на одном судебном участке средняя численность населения составит 16,3 тысячи человек, что будет соответствовать законодательно установленному критерию численности населения на одном судебном участке (от 15 до 23 тысяч человек).

В 2015 году мировыми судьями Вологодской области рассмотрено: 972 уголовных дела, 154 779 гражданских дел, 129 971 административное дело. Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в 2015 году составила 407 дел.

Последний раз на территории Вологодской области было создано 6 судебных участков в 2012 году, средняя месячная нагрузка по рассмотрению дел на мировых судей с этого времени выросла с 312 дел до 407 дел, количество дел, рассмотренных мировыми судьями, - с 223 тысяч до 291 тысячи дел, то есть на 30%.

В связи с ростом нагрузки крайне необходимо введение дополнительных судебных участков в следующих административно-территориальных образованиях:

- в г. Вологде, с численностью населения 320 605 человек, дополнительно к имеющимся 18 может быть создано в соответствии с законодательством еще 3 судебных участка, предлагается ввести 2 участка при средней месячной нагрузке на мировых судей по судебным участкам г. Вологды в 2015 году - 491 дело;

- в г. Череповце, с численностью населения 318 536 человек, дополнительно к имеющимся 15 может быть в соответствии с законодательством создано еще 6 судебных участков, предлагается ввести 3 участка при средней месячной нагрузке на мировых судей по судебным участкам г. Череповца в 2015 году - 527 дел.

Показатель средней месячной нагрузки по рассмотрению дел на мировых судей по судебным участкам в городах, где предлагается введение дополнительных судебных участков, значительно выше среднего областного показателя нагрузки в 2015 году - 407 дел.

При существующей нагрузке в пределах установленных трудовым законодательством нормативов продолжительности рабочего времени мировой судья физически не может выполнять такой объем работы.

Большое количество дел, приходящихся на одного мирового судью, создает условия для нарушения процессуальных сроков, сказывается на качестве рассмотрения дел, существенно ограничивает доступ граждан к правосудию.

Изменение границ судебных участков в пределах административно-территориальных образований для оптимизации численности населения на судебных участках и, соответственно, более равномерного распределения нагрузки на мировых судей в связи с недостаточным количеством мировых судей не дает положительного эффекта. На сегодняшний день внутренние ресурсы, позволяющие регулировать численность населения на судебных участках без увеличения количества судебных участков и должностей мировых судей, исчерпаны.

Без увеличения числа мировых судей и количества судебных участков качественно изменить ситуацию по снижению количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, невозможно.

Численность населения на одном судебном участке в среднем по г. Вологде и г. Череповцу составляет 19,4 тысячи человек, что является средним показателем для диапазона от 15 до 23 тысяч человек на один судебный участок.

В 2016 году Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области был проведен анализ нагрузки по рассмотрению дел на мировых судей в 54 субъектах Российской Федерации, информация о которых находилась в открытом доступе в сети Интернет. Анализ показал, что средняя месячная нагрузка по рассмотрению дел на мировых судей по исследованным регионам России составила 222 дела, что на 83% меньше средней месячной нагрузки по рассмотрению дел на мировых судей в Вологодской области - 407 дел.

Предлагаемое законопроектом увеличение количества должностей мировых судей и судебных участков на 5 участков позволит приблизить нагрузку по рассмотрению дел на мировых судей Вологодской области к среднему показателю нагрузки по рассмотрению дел мировыми судьями по России и снизить нагрузку по рассмотрению дел на мировых судей на судебных участках:

г. Вологды - на 10%;

г. Череповца - на 17%.

Введение дополнительных судебных участков будет способствовать стабилизации работы мировых судей, повышению качества разрешения судебных дел и создаст необходимые условия для того, чтобы каждое заинтересованное лицо использовало свое конституционное право на судебную защиту.

Принятие проекта федерального закона потребует в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" дополнительных расходов из средств федерального бюджета на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям в размере 8 615 362,85 рубля, из средств бюджета области на обеспечение деятельности мировых судей - 15 520 398,21 рубля.

3. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

В настоящее время требуется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, и использования указанных объектов.

Такие нарушения выявляются повсеместно в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 7.24) установлена ответственность только в отношении объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности.

В связи с этим субъекты Российской Федерации своими законами самостоятельно устанавливают административную ответственность за указанные нарушения. При этом учитываются полномочия, предоставленные Конституцией Российской Федерации по вопросам совместного ведения, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, предусмотренные в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В то же время в силу статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом данной нормы Верховный Суд Российской Федерации в определении от 9 июня 2010 года № 57-Г10-6 указал, что, поскольку использование гражданами и юридическими лицами объектов нежилого фонда, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется в соответствии и с требованиями, предъявляемыми федеральным законодательством, то административная ответственность за нарушения в данной сфере может быть установлена на федеральном уровне.

В целях совершенствования действующего административного законодательства законопроектом предлагается расширить перечень видов имущества, за нарушение порядка распоряжения которым предусмотрена административная ответственность. Внесение указанного изменения обусловлено необходимостью более эффективного пресечения противоправных действий при использовании имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и предупреждению административных правонарушений в дальнейшем.

В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 317 проектов федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.

Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других.

Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

IV. Участие депутатов – членов постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в заседаниях заседание комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам

По предложению председателя постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Л.Ю. Кожевиной в 2017 году на заседаниях постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам были рассмотрены следующие вопросы:

- о законодательной инициативе Законодательного Собрания Вологодской области "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за нецелевое использование застройщиком денежных средств, полученных от участников долевого строительства);

- о законодательном решении некоторых проблем составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, с учетом трудностей, возникающих при заключении Соглашений между субъектами Российской Федерации и МВД России о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов;

- об установлении административной ответственности владельцев транспортных средств за стоянку транспортных средств на газонах (участках с зелеными насаждениями);

- об установлении административной ответственности за нарушение порядка пользования муниципальным имуществом;

- об ужесточении административной ответственности лиц, осуществляющих незаконные перевозки легковым такси.

V. Информирование населения о деятельности постоянного комитета

Информирование населения о деятельности постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека производится в основном путем представления информации на официальный Web-сайт Законодательного Собрания области. Постоянный комитет активно использует эту форму информирования граждан о своей работе. На сайте регулярно представляются сведения о текущей деятельности и мероприятиях постоянного комитета, размещаются проекты законов, отчеты, информации, имеющие важное общественное и социальное значение.

Председатель постоянного комитета Л.Ю. Кожевина


Возврат к списку

Рекомендовать материал