Большая часть законов в Законодательном собрании принимается из-за внесения изменений в федеральное законодательство
ЗСО в 2018 году почти догнало правительство области по числу разработанных законопроектов.
Чем больше принимают законов, тем меньше остаётся сфер в жизни, которых они не затрагивают. Поэтому общее число утверждённых законодательных инициатив неуклонно снижается. В том, как рождаются идеи для новых законов, разбирался «Премьер».
НОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В течение целого ряда предыдущих лет ЗСО принимало в год примерно по 300 законов, а сессии порой длились до вечера. В 2018 году всего законов было принято 196, из них половину инициировал губернатор, около 40% — Законодательное собрание. Но многие из них родились вследствие необходимости приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
«То, что правительство вносит большое количество законопроектов, это нормальная практика, — говорит один из председателей комитетов. — Правительство ведёт мониторинг правоприменительной практики по гораздо большему спектру действующего законодательства, нежели ЗСО. С другой стороны, ни один законопроект не принимают без обсуждения с депутатами. Даже если законопроект родился в стенах ЗСО, то он проходит согласования в правительстве области. Выходит, что работа ведётся совместно».
Пространство для манёвра, впрочем, у областных законодателей есть. В первую очередь это касается бюджета: его проект рассматривают наиболее вдумчиво, он проходит через все комитеты, а по его положениям неизменно разворачиваются дискуссии. «В последние два года бюджет стал, на мой взгляд, позитивный. В 2018 году мы четырежды распределяли дополнительные средства, в 2017 году мы это делали два раза», — говорил в конце минувшего декабря журналистам председатель ЗСО Андрей Луценко. Он отмечает закон о «земельном сертификате», который активно продвигал губернатор Олег Кувшинников, и это была сугубо региональная инициатива. Она позволяет, с одной стороны, сократить очереди за льготным предоставлением земельных участков, а с другой стороны, оказать поддержку нуждающимся. Кроме того, в минувшем году областные парламентарии поддержали законопроекты об увеличении ряда льгот, например, на приобретения дров и газа для отдельных категорий вологжан.
Намного сложнее судьба законопроектов, внесённых ЗСО в Государственную думу. «Процесс принятия региональных инициатив и внесения изменений в федеральные законы достаточно длительный, проходят определённые процедуры согласования, обсуждения, движение достаточно медленное, — констатировал Андрей Луценко. — Мы используем возможности Парламентской ассоциации Северо-Запада. Она большинство инициатив поддерживает, направляет в законодательные органы Северо-Запада, и уже коллективно мы выходим на федеральный уровень».
«НИКТО ШАШКОЙ МАХАТЬ НЕ СТАНЕТ»
Самое широкое поле для деятельности в ЗСО по воле судьбы оказалось у комитетов по бюджету, по экономической политике и по государственно-правовой деятельности. В ведении первого из них, к примеру, находятся налоговые льготы, в ведении второго — инвестиционное законодательство, в ведении третьего — разработка законопроектов в сфере государственного устройства, многие аспекты которого должны быть отрегулированы на региональном уровне.
«Мы первыми в России приняли закон о поддержке обманутых дольщиков, он признан одним из лучших в РФ, а другие субъекты стали его брать за основу. Принят закон о запрете продажи вейпов несовершеннолетним: сначала мы ограничили их продажу, а потом и перечень мест продажи. Всё инвестиционное законодательство пишется исключительно под регион. Мы анализируем опыт других субъектов, почему и куда идёт инвестор, смотрим, что можно применить на нашей территории», — объясняет председатель Комитета по экономической политике и собственности Денис Долженко.
Областными законами также регулируются вопросы капитальных ремонтов. Федеральное законодательство эту сферу регулирует в целом, а регионам на откуп отданы отдельные вопросы, которых возникает огромное количество. К примеру, речь может идти о перечне и видах работ, которые могут выполнять подрядчики. В Вологодской области остро встал вопрос о капремонтах домов из бывших «лесных» посёлков, оказавшихся в «белом пятне», которое законы вообще не регулировали.
«По сути, все необходимые законы уже приняты, и основная масса новых законов — это поправки, которые нужно вносить в связи с изменением федерального законодательства, — подчёркивает один из парламентариев. — Что-то радикально новое придумать очень сложно. Да, можно начать разрабатывать большое количество законопроектов о запрете всего на свете, но ведь депутаты — люди разумные, никто шашкой махать не станет».
ТРУДНАЯ РАБОТА
В свою очередь парламентская оппозиция жалуется на недостаточное внимание к своим предложениям. Сложнее всего работать в этом направлении депутатам от КПРФ. «Последний законопроект, который приняли от нашей партии, это был закон о Знамени Победы, потому что он не требовал никаких издержек, — сетует первый секретарь обкома партии Александр Морозов. — Мы разрабатывали законопроект о льготах по транспортному налогу для многодетных семей — не прошло. Мы вносили законопроект о публикации результатов поимённого голосования — не прошло».
Руководитель фракции ЛДПР Антон Гримов рассказывает историю о том, как его партия продвигала идею о льготе для жителей территорий, которые могут быть затоплены паводками: «Несколько лет назад депутаты Совета депутатов Великого Устюга от ЛДПР выдвинули инициативу по введению налоговой льготы на имущество для жителей зоны подтопления. Нас жёстко критиковали и коллеги-депутаты, и представители исполнительной власти, и не поддержали нашу инициативу. Но в итоге идея в несколько изменённом виде была реализована спустя время, когда она была внесена другим инициатором. Но мы не обижаемся, ведь дело удалось довести до логического финала».
Исключение здесь — «Справедливая Россия», которой, возможно, удаётся достичь большего, чем другим. Возможно, потому, что руководитель её фракции Виктор Леухин входит в Комитет по экономической политике: «К примеру, однажды правительство предложило нам обсудить способы сокращения очередей на выделение земли льготникам. Я предложил разработать дополнительные меры адресной поддержки. Представители правительства были на комитете, меня услышали, попросили подробнее изложить моё предложение — так родилась идея «земельного сертификата». Очень приятно, что её поддержал губернатор, и сегодня она реализована в виде закона».
№7 (1108) от 19 февраля 2019 г.
19.02.2019 года