На 10 сессии Законодательного Собрания области по вопросу об отчете Губернатора области о результатах деятельности Губернатора области и Правительства области за 2016 год от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в парламенте Вологодской области выступил руководитель фракции Виктор Леухин:
-Уважаемый Олег Александрович! Уважаемые депутаты !
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ удовлетворительно оценивает деятельность Губернатора и Правительства области в прошедшем году. В то же время считаем, что в управлении регионом есть системные недостатки.
К таковым относится, на наш взгляд, структура формирования бюджета. Удивляет, что в промышленно развитом регионе, каким является наша Вологодская область, собственные доходы бюджета за последние пять лет снизились в сопоставимых ценах более, чем на 10%. По данным Института социально-экономического развития территорий РАН, поступление налога на прибыль от предприятий черной металлургии у нас уменьшилось в 12 раз! При этом производство продукции металлопроката не сократилось и даже растет. Остается открытым вопрос: почему Липецкая и Челябинская области, основу экономики которых также составляет черная металлургия, демонстрируют высокий реальный прирост собственных доходов бюджета - на 18%?
А у нас в результате потери от льгот, которые на федеральном уровне получают наши металлурги и химики, от преференций многочисленным "дочкам" госмонополий, создающим прибыль на территории области, составляют порядка 10 млрд. руб. ежегодно. И не удивительно, что бюджетная обеспеченность Вологодской области сократилась на 16%, и составляет всего 77% от среднероссийской. А ведь наряду с недополученными региональными налогами, наша область с этого года еще потеряет 1 % налога на прибыль и третью часть акцизов на нефтепродукты и алкоголь. За три года затягивания финансовой "удавки" регион не досчитается еще более 7 млрд. руб.! Сложите эти потери и получите половину областного бюджета.
Во - вторых, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не согласна, что Главный финансовый документ области ежегодно формируется с профицитом в несколько миллиардов рублей. В результате этого появилась устойчивая тенденция фронтального сокращения расходов. По данным того же Института РАН, Вологодская область стала "лидером" среди регионов-металлургов по темпам сокращения социальных обязательств. За последние пять лет, расходы на эти цели у нас сократились на четверть, тогда как в тех же Липецкой и Челябинской областях они выросли и приблизились к докризисному уровню. Учитывая сложную экономическую ситуацию в регионе, наша фракция в очередной раз предлагает Правительству области заморозить или рассрочить на ближайшие три года платежи по госдолгу. А средства направить на социально-экономическое развитие региона и урегулирование межбюджетных отношений.
В - третьих, фракция Справедливая Россия считает серьезным упущением власти отсутствие экономической стратегии развития муниципальных образований. Большинство из них являются дотационными. Собственные доходы, в лучшем случае, составляют третью часть муниципальных бюджетов. Сегодня сельские территории существуют за счет дотаций и субсидий. Трансферты, а не собственные доходы определяют финансовое благополучие районов. При этом региональная власть побуждает территории к участию в различных федеральных программах: по строительству школ, детских садов, учреждений спорта и культуры. Но не нужно забывать, что доля софинансирования в таких проектах для большинства муниципалитетов неподъемна. В итоге, они вынуждены отказываться от очень востребованных строек. Ухудшение экономической ситуации, отсутствие точек роста и инвестиций в местную экономику приводит к дефициту рабочих мест.
Нет работы, детский сад, школа и клуб оптимизированы, и поэтому далеко от дома - кому хочется жить в таких условиях? Понятно, что молодежь уезжает в города. Тревожная цифра - отток сельского населения приблизился к 20%. Считаем, что необходимо создавать в районах точки экономического роста, формировать реальные инвестиционные паспорта муниципалитетов, увеличивать налогооблагаемую базу. И это, на наш взгляд, должно стать якорной идеей "Стратегии 2030", о существовании которой похоже уже все забыли. Там не зря говориться о развитии части территорий.
Фракция Справедливая Россия считает, что нынешнее состояние региональной бюджетной системы не внушает оптимизма. По всем качественным характеристикам регион скатился на низкие позиции в рейтинге субъектов С.-Запада и отстает от среднего уровня по РФ.
В результате область перешла на фискальный бюджет, доходная часть которого формируется в основном за счет поборов с граждан: налога на имущество, транспортного налога, акцизов на нефтепродукты. Единственное, что еще удалось сохранить - это устойчивые объемы безвозмездной финансовой помощи из федерального центра.
А что, если и этот ручеек пересохнет?
Фракция СПРВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что руководству области нужно эффективнее работать по вопросу возвращения предприятиям металлургии и химии статуса бюджетообразующих, стимулировать их к наращиванию доли участия в формировании областной казны.
В заключение доклада хочу еще раз напомнить о нашей с вами миссии, уважаемые коллеги – забота о людях, отстаивание их интересов. Оттого, насколько мы будем работать сплоченно вне зависимости от политических предпочтений, определяется будущее нашего региона.
Благодарю за внимание.