За 4-й квартал 2013 года в Законодательное Собрание области и депутатам ЗСО по разным каналам связи поступило 1145 обращений граждан, в том числе 164 - коллективных писем, 981 – индивидуальное. 64 обращения поступили повторно. Из поступивших обращений 119 зарегистрировано специалистом общего отдела по работе с обращениями граждан ЗСО. Кроме того, в ходе консультирования граждан по вопросам законодательства оказана правовая помощь 27 обратившимся в ЗСО гражданам.
В 2012 году за аналогичный период было получено 1203 обращения, т.е. произошло некоторое снижение активности граждан.
По кварталам 2013 года обращения граждан в Законодательное Собрание области и депутатам ЗСО распределились следующим образом:
Электронные каналы связи являются дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в органы государственной власти области.
50 человек обратились в ЗСО через интернет-приемную официального WEB-сайта Законодательного Собрания области, 7 - на официальный электронный адрес ЗСО.
На 5 % возросло количество обращений граждан, поступивших через интернет-приемную WEB-сайта Законодательного Собрания области, по сравнению с 2012 годом (в 2012 году - 268 обращений, 2013 год - 282).
Наибольшее количество обращений граждан в ЗСО поступило из городов Вологды и Череповца (37 и 25 соответственно). По сопоставлению абсолютных величин количества обращений среди районов лидируют Сокольский (4), Нюксенский (3), Кичм.-Городецкий (3), Тотемский(3) муниципальные районы.
Вместе с тем, следует отметить, что картина социальной активности граждан каждой территории меняется при расчете обращений, приходящихся на 10 тыс. человек. В этом случае первые строчки рейтинга занимают Нюксенский, Белозерский и Верховажский муниципальные районы.
Муниципальное образование |
Кол-во обращений,
|
Бабаевский район |
0,9 |
Бабушкинский район |
0,8 |
Белозерский район |
1,8 |
Вашкинский район |
1,3 |
Великоустюгский район |
0,3 |
Верховажский район |
1,5 |
Вожегодский район |
0,6 |
Вологодский район |
0,2 |
Вытегорский район |
0 |
Грязовецкий район |
0,3 |
Кадуйский район |
0,6 |
Кирилловский район |
1,3 |
Кичм.-Городецкий район |
1,7 |
Междуреченский район |
0 |
Никольский район |
0 |
Нюксенский район |
3,2 |
Сокольский район |
0,9 |
Сямженский район |
1,2 |
Тарногский район |
1,3 |
Тотемский район |
1,3 |
Усть-Кубинский район |
1,2 |
Устюженский район |
0 |
Харовский район |
0 |
Чагодощенский район |
0 |
Череповецкий район |
0,2 |
Шекснинский район |
0,6 |
г.Вологда |
0,1 |
В течение отчетного периода поступали обращения и из других регионов страны - Краснодарского и Хабаровского краев, Белгородской, Кировской, Орловской областей.
Обращения граждан в зависимости от содержащихся в них вопросов направлены в соответствии с резолюцией руководства Законодательного Собрания области депутатам, в постоянные комитеты и структурные подразделения аппарата ЗСО для рассмотрения и подготовки ответов:
по социальной политике – 7,
по государственно-правовой деятельности, законности
и правам человека – 10,
по образованию, культуре и здравоохранению – 8,
по бюджету и налогам – 6,
по экономической политике и собственности – 18,
по экологии и природопользованию – 3,
по аграрному комплексу и продовольствию – 1,
в правовое управление – 3,
организационное управление – 1,
депутатам Законодательного Собрания – 20.
Анализ содержания обращений граждан по тематике показывает, что для жителей области по-прежнему наиболее актуальными являются вопросы качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, содержания и капитального ремонта жилья ( 305 обращений), законности и правопорядка, эффективности работы правоохранительных органов (213 обращений).
Острыми остаются вопросы экономической политики и хозяйственной деятельности области, в том числе строительства, транспорта, дорожного хозяйства, земельных отношений.
Тема социальной сферы и трудовых отношений отражена в обращениях по вопросам социального обеспечения, льгот, пенсионного обслуживания, выплат пособий и компенсаций, зарплаты.
Вопросы социально-экономического развития населенных пунктов и их обеспечения касаются ремонта и содержания дорог Вологда-Архангельск (Вожега-Ерцево), Кичменгский Городок-Семенцев Дор, Н-Печеньга-Михайлово Тотемского муниципального района, д. Некрасово Воскресенского сельского совета Череповецкого муниципального района, Ирдоматка-Романда-Дубрава вдоль железнодорожного пути № 2 маршрута Череповец-Вологда, строительства пешеходного моста через реку Чермжа в д. Б. Новишки Белозерского муниципального района, а также вопросов транспорта: организации пригородных железнодорожных пассажирских перевозок сообщением "Буй - Вологда - Буй", фактической отмены движения фирменного поезда "Вологодские зори", изменения расписания поезда Череповец-Москва, перспектив беспересадочного железнодорожного сообщения Череповец - Иваново (93 обращения).
Наиболее проблемные социальные вопросы граждане ставят по поводу невыплаты заработной платы (ЗАО "Шекснинский комбинат хлебопродуктов"), повышения заработной платы работникам культуры, педагогическим работникам учреждений дополнительного образования в 2014 году, в том числе музыкальных школ. Большой резонанс вызвала ситуация, сложившаяся в г. Вологде с продажей льготных проездных билетов на ноябрь по карте "Забота" ( 55 обращений).
Обращения, в которых высказаны предложения по совершенствованию законодательства поступили от жителей Верховажского, Вожегодского, Вологодского, Кирилловского, Череповецкого муниципальных районов.
С предложениями по внесению изменений в действующее законодательство в 4-м квартале 2013 года обратились члены некоммерческого партнерства "Родная Земля" г. Череповца к председателю Законодательного Собрания области о поддержке народного названия законопроекта "О родовых поместьях". Разъяснено, что проект федерального закона № 269542-6 "О Родовых Поместьях", поступивший 29 мая в Законодательное Собрание области, был рассмотрен на заседании постоянного комитета Законодательного Собрания области по экономической политике и собственности 11 июня 2013 года. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ.
Жительница г. Вологды К. направила обращение всем депутатам ЗСО о нарушении законодательства об исполнительном производстве, в частности, о взыскании с ООО суммы задолженности. Заявительнице подготовлен консолидированный ответ, содержащий согласованную позицию депутатов и специалистов правового управления Законодательного Собрания области, в котором сказано, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательства в целях обеспечения безусловного исполнения судебных решений, однако принятие соответствующих законов является исключительной компетенцией федерального законодателя. Разработка таких актов требует проведения предварительной комплексной аналитической работы с привлечением представителей судебной системы, органов прокуратуры, научных учреждений.
Коллективы работников сельскохозяйственной артели "Северный" Кирилловского района и предприниматели Вожегодского муниципального района, занимающихся заготовкой и переработкой леса, предложили внести изменения в Лесной кодекс, направленные на поддержку малого бизнеса в части заготовки древесины для предпринимательских целей.
Актуальность данного вопроса не вызывает сомнений. Правительством РФ в рамках поручений Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. подготовлен проект федерального закона по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации. 3аконопроект направлен на обеспечение потребностей индивидуальных предпринимателей, а также субъектов малого и среднего бизнеса в древесине. В этой связи предлагается дополнить статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации положениями, допускающими заготовку древесины индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесного участка.
Пока законопроект не внесен в Государственную Думу. Учитывая предложения представителей малого и среднего предпринимательства по обеспечению древесиной, депутатами постоянного комитета по экономической политике и собственности при обсуждении 18 ноября 2013 года государственной программы "Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014-2020 годы" было рекомендовано Правительству области в 2014 году рассмотреть возможность включения в подпрограмму "Развитие лесопромышленного сектора экономики" государственной программы положений об обеспечении малого и среднего предпринимательства сырьем путем резервирования для данной цели 10-20% от общего объема свободной расчетной лесосеки. На территории области уже активно реализуются приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Такой опыт есть у предпринимателей Тарногского, Бабушкинского, Сямженского, Никольского, Харовского, Бабаевского районов области. Ими созданы на основе имеющихся производственных мощностей лесопромышленные ассоциации и объединения, дающие возможность заниматься заготовкой древесины.
Предприниматели Вожегодского муниципального района также обратились в ЗСО с вопросом по обеспечению их лесными насаждениями через муниципальный заказ. Эта проблема неоднократно обсуждалась депутатами постоянного комитета по экономической политике и собственности. Закон области от 4 мая 2009 года № 2013-ОЗ "Об установлении исключительных случаев осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области" был признан утратившим силу по протесту прокурора области, как противоречащий федеральному законодательству. Для подготовки нового законопроекта была создана рабочая группа из депутатов-членов постоянного комитета Законодательного Собрания области по экономической политике и собственности, представителей Правительства области, прокуратуры области. На заседаниях рабочей группы рассматривались возможные варианты исключительных случаев в рамках действующего законодательства. Депутатами Законодательного Собрания области принят новый закон с таким же названием, который устанавливает новый перечень исключительных случаев заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Заготовка древесины в рамках муниципального заказа может осуществляться в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 1 закона области от 10 октября 2013 года № 3168-ОЗ "Об установлении исключительных случаев осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области" (в редакции закона области от 11 ноября 2013 года № 3189-ОЗ). Департаментом лесного комплекса области подготовлены Методические рекомендации по реализации вышеназванного закона, которые должны быть доведены до сведения глав муниципальных районов области.
Обращение по вопросу разъяснения законодательства области в части возможности предоставления собственникам сгоревших квартир древесины на строительство нового жилья по поручению председателя Законодательного Собрания области рассмотрено на заседании постоянного комитета Законодательного Собрания области по экономической политике и собственности. По решению депутатов постоянного комитета Правительству области предложено рассмотреть возможность внести изменения в Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области в части уточнения перечня документов для заключения договора купли-продажи в случае утраты или повреждения жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности от пожара или иного стихийного бедствия. Соответствующее письмо было направлено на имя Губернатора области. В результате, в постановление Правительства области от 19 марта 2007 года № 363 "Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области" внесены изменения, отменяющие требование предоставления гражданами разрешения на строительство жилого дома в случае его утраты или повреждения от пожара или иного стихийного бедствия. Постановление Правительства области от 2 декабря 2013 года
№ 1223, в соответствии с которым внесены указанные изменения, вступило в силу 17 декабря 2013 года.
Таким образом, поступившие обращения граждан в адрес Законодательного Собрания области являются своеобразным регулятором деятельности органов власти, основой для разработки законодательных инициатив.
В 4-м квартале поставлены на контроль 104 документа.
В соответствии с действующим законодательством РФ запросы по данным обращениям направлялись для предоставления необходимых документов и материалов в Правительство Вологодской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, территориальные органы федеральных органов государственной власти Российской Федерации
и т.д. (65 запросов).
Всего за 4-й квартал 2013 года в ЗСО зарегистрировано 207 исходящих документа по обращениям граждан (запросы в различные инстанции, уведомления о ходе рассмотрения обращений и ответы заявителям) и 67 входящих документов (ответы на запросы по обращениям, уведомления о принятии запроса по обращению к рассмотрению). Из органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокуратуры области и других органов, куда были направлены запросы, получено 62 письменных ответа.
За отчетный период исполнено 98 документов, зарегистрированных в приемной по обращению граждан. Срок не истек у 22 обращений.
В результате работы в 83 % случаях вопросы, содержащиеся в обращениях, были разрешены по существу: удовлетворена просьба, разъяснено, восстановлено право, оказана помощь либо приняты необходимые меры.
В целях повышения эффективности работы с обращениями граждан на сайте Законодательного Собрания области в разделе "Правовая консультация" размещаются ответы на часто задаваемые (типичные) в обращениях вопросы по проблемам, которые находятся в ведении областного законодательства.
Рассмотрению обращений граждан в Законодательном Собрании области уделяется исключительно важное значение. А анализ поступивших обращений служит показателем гражданской активности, динамики социально-экономических процессов, происходящих в регионе.