В 2024 году постоянным комитетом Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию проведено 22 заседания, на которых рассмотрено 201 вопрос, их них:
20 – проектов законов области, в том числе внесенных в порядке законодательной инициативы: Губернатором области – 11, депутатами Законодательного Собрания области – 7; совместных законодательных инициатив - 2;
2 – проекта постановления Законодательного Собрания области;
53 – проекта федеральных законов;
7 – обращений субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ;
15 – отчетов и информаций Контрольно-счетной палаты области;
27 – обращений структурных подразделений Законодательного Собрания области, государственных органов, органов местного самоуправления области, юридических лиц м граждан;
77 – других вопросов (из них: 28 ходатайств о награждении, остальное - информация Правительства области, органов государственной власти и т.д.)
II. Законопроектная работа
В отчетном периоде на заседаниях постоянного комитета Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию были рассмотрены следующие проекты законов области:
1. "О внесении изменений в закон области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (инициатива Губернатора области, принят закон области в редакции постоянного комитета № 5562-ОЗ от 13.03.2024).
Законом области уточнено полномочие уполномоченного органа исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений в части осуществления от имени области права преимущественной покупки земельных участков.
Согласно федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Также законом области предлагается дополнить закон области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" новой статьей 21 "Преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения" и предусмотреть, что в случае отказа Вологодской области от покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения муниципальное образование, на территории которого расположен земельный участок, имеет преимущественное право покупки такого земельного участка.
Порядок взаимодействия по реализации преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Вологодской области, установлен Правительством Вологодской области.
2. "О внесении изменения в статью 2 закона области "О внесении изменений в статью 6 закона области "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области" (инициатива депутатов Законодательного Собрания области Р.Ю. Заварина, А.А. Клекова, М.В. Денисовой, В.В. Жильцова, принят закон области № 5597-ОЗ от 11.04.2024).
Законом области перенесен срок вступления в силу закона области от 12 октября 2022 года № 5205-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона области "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области", которой предусмотрено создание и функционирование информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса (с 1 января 2025 года на 1 марта 2026 года).
3. "О внесении изменения в закон области "Об определении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и об установлении перечня специальностей, работа по которым дает право гражданам получить такие земельные участки на территории Вологодской области" (инициатива депутатов Законодательного Собрания области Р.Ю. Заварина, А.А. Клекова, М.В. Денисовой, В.В. Жильцова, принят закон области № 5675-ОЗ от 12.07.2024).
Законом области расширен перечень специальностей, работа по которым в муниципальных образованиях области дает право на получение в безвозмездное пользование земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В частности, в Перечень включены такие специальности, как: экономика, экономика и бухгалтерский учет, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, электроэнергетика и электротехника.
4. "О внесении изменений в статьи 1 и 11 закона области "О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области" (инициатива депутатов Законодательного Собрания Вологодской области Р.Ю. Заварина, А.А. Клекова, М.В. Денисовой, В.В. Жильцова и временно исполняющего обязанности Губернатора Вологодской области Г.Ю. Филимонова, принят закон области № 5658-ОЗ от 10.07.2024).
Законом области:
1) установлены ежемесячная денежная выплата в размере 4000 рублей студентам, получающим среднее профессиональное образование по специальностям "ветеринария", "агрономия", "электрификация и автоматизация сельского хозяйства", "эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования", "электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)", "тракторист-машинист сельскохозяйственного производства", "мастер сельскохозяйственного производства", "мастер растениеводства", "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве", "мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельском хозяйстве", "мастер животноводства" по очной форме обучения, заключившим договоры о целевом обучении с сельскохозяйственными организациями области на любом этапе освоения ими образовательной программы в образовательной организации;
2) увеличена с 4000,0 рублей до 6000,0 рублей стипендия студентам, получающим высшее образование по специальностям "зоотехния", "ветеринария", "агроинженерия", "агрономия" по очной форме обучения, заключившим договоры о целевом обучении с уполномоченным органом исполнительной государственной власти области либо с сельскохозяйственными организациями области на любом этапе освоения ими образовательной программы в образовательной организации высшего образования;
3) установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 6 000 рублей студентам, получающим высшее образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям "ветеринария" по очной форме обучения, заключившим договоры о целевом обучении с уполномоченным органом исполнительной государственной власти области, в том числе на любом этапе освоения ими образовательной программы в образовательной организации высшего образования.
5. "О внесении изменений в статью 2 закона области "О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и депутатов Законодательного Собрания Вологодской области С.Г. Жестянникова, Р.Ю. Заварина, А.А. Клекова, М.В. Денисовой, В.В. Жильцова, принят закон области № 5712-ОЗ от 11.10.2024).
Законом области:
получатели мер социальной поддержки разделены на две категории (молодые специалисты в возрасте до 35 лет и специалисты в возрасте до 50 лет);
исключено для молодых специалистов в возрасте до 35 лет условие о том, что для получения единовременной выплаты они должны трудоустроиться на предприятия агропромышленного комплекса области впервые;
предусмотрена для молодых специалистов возможность трудоустройства на предприятия АПК на постоянную работу на последнем курсе обучения (до получения диплома об образовании), в целях их закрепления в хозяйствах с последующим предоставлением единовременной выплаты.
Для второй категории получателей единовременных выплат (специалисты в возрасте до 50 лет) требование о трудоустройстве впервые в организации агропромышленного комплекса сохраняется.
6. "О внесении изменения в статью 1 закона области "Об установлении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (инициатива Губернатора области, принят закон области № 5725-ОЗ от 14.10.2024).
Законом области предусмотрено, что действие закона области от 12 мая 2015 года № 3661-ОЗ "Об установлении перечня муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные и зарегистрированные гражданами, завершившими обучение в порядке, установленном постановлением Правительства Вологодской области от 6 июня 2024 года № 676 "Об организации обучения граждан ведению сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования в 2024 году".
Внесение предлагаемых изменений в региональное законодательство обусловлено необходимостью совершенствования порядка предоставления земельных участков в рамках реализации проекта "Вологодский гектар" и принятием нового закона области "Об особенностях предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области".
7. "Об особенностях предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (инициатива Губернатора области, принят закон области в редакции постоянного комитета № 5724-ОЗ от 14.10.2024).
Законом области предусматривается предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в безвозмездное пользование гражданам, создавшим крестьянские (фермерские) хозяйства на территории области, и прошедшим обучение по программам ведения сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования.
Перечень земельных участков утверждается правовым актом исполнительного органа области в сфере имущественно-земельных отношений с учетом предложений исполнительных органов области и органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Размер предоставляемых участков предлагается установить от 5 гектаров до 100 гектаров.
Предоставление участков предусматривается во всех муниципальных образованиях области (за исключением города Вологды и города Череповца).
8. "О внесении изменений в отдельные законы области в сфере аграрного комплекса и продовольствия" (инициатива депутатов Законодательного Собрания Вологодской области Р.Ю. Заварина, А.А. Клекова, М.В. Денисовой, В.В. Жильцова, принят закон области № 5756-ОЗ от 14.11.2024).
Законом области терминология, применяемая в законах области в сфере аграрного комплекса и продовольствия, приводится в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В связи с чем уточняется наименование органов государственной власти области. Термин "законодательный (представительный) орган государственной власти области" заменен на "законодательный орган области", термин "орган исполнительной государственной власти области" изменен на термин "исполнительный орган области".
9. "О внесении изменений в закон области "О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области" (инициатива Губернатора области, принят закон области в редакции постоянного комитета, № 5779-ОЗ от 12.12.2024).
Законом области специалистам государственных ветеринарных учреждений области в возрасте до 35 лет, имеющим высшее образование по специальности "ветеринария" и заключившим трудовой договор на неопределенный срок по основному месту работы с государственным ветеринарным учреждением области по должностям "главный ветеринарный врач", "ведущий ветеринарный врач" или "ветеринарный врач" предоставляется единовременная выплата в размере 1 500 000 рублей на строительство (приобретение) жилого помещения или жилого дома.
Данная мера поддержки установлена для указанных специалистов дополнительно к единовременной выплате в размере 500 тысяч рублей, определенной статьей 2 закона области от 7 декабря 2015 года № 3795-ОЗ "О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области".
Согласно информации Управления ветеринарии Вологодской области, по состоянию на 18 ноября 2024 года в бюджетных учреждениях ветеринарии области имеется 30 вакансий ветеринарных специалистов. С учетом предлагаемых мер поддержки заполнить имеющиеся вакансии возможно в течение 6 лет.
10. "О внесении изменений в закон области "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области" (инициатива депутатов Законодательного Собрания области Р.Ю. Заварина, А.А. Клекова, М.В. Денисовой, принят закон области № 5768-ОЗ от 05.12.2024).
Законом области расширен Перечень организаций, которые могут являться получателями мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а именно такой меры поддержки, как обеспечение доступности кредитных ресурсов.
В частности, государственную поддержку смогут получать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство лекарственных средств для ветеринарного применения, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов.
III. Межпарламентское взаимодействие
В 2024 году депутатами на заседаниях постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу рассмотрены и поддержаны Комитетом и на Конференциях Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, следующие обращения, подготовленные депутатами Законодательного Собрания Вологодской области:
1. Об Обращении Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. о возможности снижения стоимости электроэнергии для сельхозтоваропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Информация по вопросу:
Вопросы роста тарифов на электроэнергию и в целом их формирования для отдельных категорий потребителей часто становятся предметом обсуждения на различных совещаниях и площадках
Парламентская Ассоциация Северо-Запада России не исключение. Здесь поднимались вопросы о том, чтобы отнести субъектов малого и среднего предпринимательства к приравненной к населению категории потребителей электрической энергии.
В 2020 году уже обсуждался вопрос о необходимости снижения стоимости электроэнергии для предприятий малых форм хозяйствования. Однако, тогда решение по нему не было сформировано.
Поскольку данный вопрос не теряет своей актуальности и сегодня, решили к нему вернуться.
В настоящее время тарифы на электроэнергию для сельхозтовапроизводителей также остаются достаточно высокими и в разных субъектах Российской Федерации составляют от 7 до 12 рублей за киловатт – час. Соответственно, увеличивается и удельный вес данных затрат в себестоимости производимой продукции. Поэтому просим Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина рассмотреть возможность снижения стоимости электроэнергии для предприятий малых форм хозяйствования и сельхозтоваропроизводителей, в том числе путем частичной компенсации затрат указанных предприятий на оплату электроэнергии.
2. Об Обращении Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам Кашину В.И., Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. по вопросу изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых по целевому назначению или используемых с нарушением законодательства Российской Федерации
Информация по вопросу:
Актуальность данного обращения связана с необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего вопросы изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и дальнейшего их вовлечения в оборот.
Несмотря на изменения, внесенные в федеральное законодательство, процедура изъятия земельных участков по-прежнему остается длительным и довольно трудоемким процессом.
В среднем срок освоения земельного участка составляет два года и три года необходимо составлять акты о том, что участок не используется.
Таким образом, срок изъятия участка может составлять от пяти и более лет. За это время пригодные для ведения сельскохозяйственного производства земли зарастают и для возвращения их в оборот требуется проведение дорогостоящих культуртехнических мероприятий.
В целях совершенствования данной процедуры предлагается установить четкий срок начала исчисления периода неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (трехгодичного срока) по целевому назначению и установить его с момента приобретения прав на данный земельный участок.
Также просим рассмотреть возможность повышения требований к использованию особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
3. Об Обращении Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В., Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам Кашину В.И. по вопросам реализации Федерального закона от 14 июля 2022 года № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Информация по вопросу:
С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопрос о том, как реализуется данный федеральный закон актуален не только регионов Северо-Запада, но и других субъектов Российской Федерации. При подготовке данного обращения в адрес Законодательного Собрания Вологодской области поступили ответы от всех наших коллег по Парламентской Ассоциации.
По результатам обобщения и анализа полученной информации, было выделено несколько проблем, которые волнуют сельхозпроизводителей. Основные из них следующие:
Первая - это значительный размер затрат как для крупных сельхозпроизводителей, так и для предприятий малых форм хозяйствования по строительству и обустройству специализированных площадок для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства.
Имеющиеся объекты для хранения продуктов животноводства во многих хозяйствах требуют ремонта. Также для переработки побочных продуктов животноводства требуется дорогостоящее оборудование.
Существующие меры государственной поддержки, которые направлены на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей использовать при строительстве животноводческих комплексов и ферм современные технологии утилизации и переработки отходов животноводства могут быть не востребованы большинством сельхозпроизводителей, поскольку речь в данном случае идет не о строительстве ферм, а о строительстве или реконструкции только специально оборудованных сооружений, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства.
В связи с чем просим рассмотреть возможность введения отельной меры государственной поддержки по возмещению части затрат на строительство специализированных площадок для хранения и переработки побочных продуктов животноводства и рассмотреть возможность оказания государственной поддержки в приобретении оборудования для переработки побочных продуктов животноводства.
Вторая проблема - отсутствие дорог с непересекающимися путями транспортировки побочной продукции животноводства с путями перемещения животных, сельскохозяйственной продукции и кормов. На строительство таких дорог потребуются значительные капиталовложения.
В связи с чем просим рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства" в указанной части.
И третья, иногда единственными потенциальными потребителями побочных продуктов животноводства в сельской местности являются личные подсобные хозяйства населения (для внесения на огороды), однако требования к обращению данных продуктов не предусматривают возможность их передачи физическим лицам.
Просим рассмотреть возможность внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в части установления возможности продажи органических удобрений, произведенных на основе навоза и помета, всем категориям хозяйств в рамках Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а также физическим лицам для использования в личных целях.
4. Об обращении Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. "О внесении изменений в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Информация по вопросу:
Вопрос о возможности внесения изменений в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не новый.
В Вологодской области депутаты начали им заниматься с момента утверждения данного Списка в 2018 году.
В Законодательное Собрание Вологодской области сразу начало поступать много обращений от жителей о необходимости его расширения и дополнения новыми специальностями.
На заседания постоянного комитета по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу Парламентской Ассоциации Северо-Запада России и Законодательное Собрание Вологодской области и другие регионы вносили соответствующие Обращения.
Однако, ответ был таков, что законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списка, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. Концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, на фермах.
Вместе с тем, в результате многократных обращений в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, были внесены изменения. Он был дополнен такими должностями (профессиями), как: диспетчер, лаборант, индивидуальный предприниматель и другими.
Однако, административно-хозяйственные специальности в данный Перечень включены не были.
В то же время, в соответствии с пунктом 4 Списка в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности засчитывается работа в колхозах до 1 января 1992 года.
В результате граждане, которые фактически проработали всю свою жизнь на административно-хозяйственных должностях в сельском хозяйстве и имеют стаж 30 лет и более, и у которых отдельные периоды их трудовой деятельности приходятся на дату после 1 января 1992 года, не могут претендовать на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Учитывая многочисленные обращения граждан о возможности установления фиксированной доплаты к пенсии, считаем необходимым вернуться к данному вопросу и просим Правительство Российской Федерации о расширении Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, и включении в указанный список административно-хозяйственных должностей (профессий).
На заседаниях постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по экологии в 2024 году рассмотрена подготовленная депутатами Законодательного Собрания области информация по вопросу: "О мерах, принимаемых крупнейшими промышленными предприятиями по сохранению экологически чистой окружающей среды, и их участии в реализации национального проекта "Экология" (на примере АО "Апатит" Вологодской области) в части практики внедрения раздельного сбора твердых коммунальных отходов и их переработке в регионах Северо-Запада России".
IV. Тематические и выездные заседания постоянного комитета
В 2024 году постоянным комитетом по аграрному комплексу и продовольствию проведены тематические заседания по итогам рассмотрения государственных программ области:
- "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области" и "Комплексное развитие сельских территорий Вологодской области" (14 октября 2024 года совместно с постоянным комитетом по бюджету и налогам). По итогам заседания информация об основных целевых показателях и объемах финансирования указанных государственных программ в 2025 году и плановом периоде 2026 и 2027 годов принята к сведению.
Также на данном заседании рассмотрены предложения участников областных стратегических сессий в сфере развития агропромышленного комплекса области:
1) Об увеличении финансовой поддержки производителей овощей открытого и закрытого грунта и производителей мяса.
Согласно информации Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области, внесения изменений в нормативно - правовые акты не требуется.
Средства на данные цели предусмотрены в областном бюджете на 2025 год в полном объеме исходя из действующих ставок и плановых объемов производства, заявок сельхозпроизводителей.
Увеличение ставок в 2025 году предусмотрено по мясу КРС с 26,10 рублей за 1 кг ж.в. до 34 рублей за 1 кг ж.в. при реализации молодняка КРС весом 450 кг и выше.
2) О расширении мер поддержки предприятий переработки (субсидирование на величину произведенной продукции).
Субсидия из федерального бюджета предоставляется на условиях софинансирования в рамках поддержки приоритетных направлений. Распределение субсидии между субъектами Российской Федерации производит Минсельхоз России в соответствии с выделенным лимитом средств и долей субъекта по переработке молока. Данная субсидия была предоставлена в 2024 году впервые.
При необходимости выделения дополнительных средств, вопрос будет рассмотрен при внесении поправок в закон области "Об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов".
- "Развитие государственной ветеринарной службы Вологодской области" (29 октября 2024 года совместно с постоянным комитетом по бюджету и налогам и постоянным комитетом по экологии и природопользованию). По итогам заседания принято решение:
1. Поддержать принятие проекта постановления Правительства области "О государственной программе "Развитие государственной ветеринарной службы Вологодской области".
2. Направить настоящее решение в Правительство Вологодской области.
Кроме того, в ноябре 2024 года постоянным комитетом Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию проведено выездное заседание комитета в Тотемском муниципальном округе.
Решение о проведении выездного заседания постоянного комитета было принято в связи с необходимостью более детального изучения предложений муниципальных образований Вологодской области, озвученных на стратегических сессиях.
Так, на муниципальной стратегической сессии, состоявшейся в Тотемском округе, были озвучены предложения о необходимости принятия мер по привлечению кадров в сельскую местность, об использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и об упрощении порядков предоставления субсидий. Наибольший интерес, и бурное обсуждение вызвал у руководителей хозяйств вопрос по привлечению молодых специалистов на работу в отрасль.
По итогам заседания, руководители сельскохозяйственных предприятий предложили рассмотреть возможность:
введения системы распределения специалистов, получающих среднее профессиональное или высшее образование на бюджетной основе;
продления срока действия постановления Правительства Вологодской области от 07.08.2024 года № 991 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку привлечения кадров в части возмещения части фактически понесенных затрат по единовременным выплатам специалистам агропромышленного комплекса в 2024 году" на следующий год и внесения в него ряда изменений, касающихся предоставления единовременных выплат молодым специалистам за счет средств работодателя;
введения в школах образовательных программ, предусматривающих получение обучающимися рабочих специальностей.
Комитетом все предложения взяты в работу.
По результатам обсуждения предложений участников муниципальных стратегических сессий по использованию земельных участков, упрощению процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую и упрощению порядков предоставления субсидий малым предприятиям, вместе с коллегами пришли к единому мнению о том, что внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в настоящее время не требуется.
Возникающие у руководителей сельскохозяйственных предприятий округа вопросы, связанные с использованием земельных участков, решаются оперативно.
Также в 2024 году, депутаты постоянного комитета приняли участие в проведении "парламентских дней":
1) В Шекснинском муниципальном районе (11 ноября 2024 года).
Принятые решения:
1. Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области представить в Законодательное Собрание области информацию:
- об изменениях, вносимых в порядок предоставления субсидий на молоко, в том числе в части установлении требований по предоставлению документов на земельные участки для получения данных субсидий, и разъяснения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по данному вопросу;
- об эффективности (полученных результатах) предоставляемых мер поддержки фермерам (начинающим фермерам и семейным фермам) за 2023-2024 годы.
2.Постоянному комитету Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию рассмотреть возможность подготовки обращений в Правительство Российской Федерации по вопросам:
- о возможности внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части увеличения размера налогового имущественного вычета при приобретении жилья;
- упрощения процедуры оформления невостребованных паевых земель, в случае если владельцы паев не воспользовались этим правом до настоящего времени;
- внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в части увеличения срока строительства жилья в связи с возросшей стоимостью кредитов для строительства жилья (с двух лет до трех лет).
Обращения планируется внести на заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу.
2) В Тотемском муниципальном округе (20 декабря 2024 года – проведено заседание круглого стола на тему: "О развитии образовательно-производственного центра "Сельское хозяйство" (Агрокластера) в Вологодской области" совместно с постоянным комитетом Законодательного Собрания области по социальной политике).
Принятые решения:
1. Министерству образования Вологодской области:
1.1) разработать комплексную стратегическую программу развития агрокластера Вологодской области до 2030 года, учитывающую развитие агроклассов в общеобразовательных организациях на территории области и участие заинтересованных работодателей;
1.2) разработать "дорожную карту", содержащую помимо прочего механизм эффективного межведомственного взаимодействия общеобразовательных организаций, профессиональной образовательной организации, организаций высшего образования с организациями, входящими в агрокластер, в целях трудоустройства выпускников на сельскохозяйственные предприятия области по полученной специальности;
1.3) создать учебно-методический совет агроклассов, в состав которого включить представителей Министерства образования области, АОУ ДПО ВО "ВИРО", соответствующих исполнительных органов области, общеобразовательных организаций, представителей заинтересованных работодателей.
2. Управлению образования Администрации Тотемского муниципального округа:
2.1) сформировать перспективный план проведения профориентационной работы с обучающимися с целью отбора на обучение в агроклассах и определить показатели эффективности этой работы с учетом процента трудоустроенных на сельскохозяйственных предприятиях округа выпускников агроклассов;
2.2) уточнить образовательные программы агроклассов с учетом развития агрокластера;
2.3) использовать в учебном процессе материалы образовательной платформы "Агроклассы" https://agroclasses.svoevagro.ru/.
3. Постоянному комитету Законодательного Собрания Вологодской области по аграрному комплексу и продовольствию:
3.1) провести мониторинг потребности в кадрах для сельскохозяйственных предприятий Вологодской области на предстоящие 5 лет;
3.2) рекомендовать Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области рассмотреть возможность продления действия постановления Правительства Вологодской области от 7 августа 2024 года № 991 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку привлечения кадров в части возмещения части фактически понесенных затрат по единовременным выплатам специалистам агропромышленного комплекса в 2024 году" на 2025 год.
3.3) совместно с Правительством Вологодской области вернуться к обсуждению вопроса о возможности увеличения размера единовременной выплаты молодым специалистам за счет средств областного бюджета, предусмотренной законом области 7 декабря 2015 года № 3795-ОЗ "О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области".
Председатель постоянного комитета А.А. Клеков
05.02.2025 года