Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет, комитет) в 2024 году осуществлялась в соответствии с Планом законопроектной работы, планами мероприятий Законодательного Собрания области на 2024 год.
За прошедший период (январь – декабрь 2024 г.) подготовлено и проведено 31 заседание постоянного комитета, на которых рассмотрено 889 вопросов, в том числе:
1) по проектам законов области – 108, в том числе внесенных:
- Губернатором области - 52;
- депутатами Законодательного Собрания области – 52;
- прокурором области – 1;
- совместная – 3;
2) по проектам постановлений Законодательного Собрания области – 20;
3) по проектам федеральных законов – 266, в том числе:
- внесенных в порядке законодательной инициативы в ГД ФС РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ – 13;
- поступивших из ГД ФС РФ – 253;
4) обращений – 68, в том числе:
– субъектов РФ к Президенту РФ, в ГД ФС РФ, Правительство РФ – 11;
– государственных органов, органов местного самоуправления области – 42;
– юридических лиц – 15;
5) других вопросов – 282.
В отчетном периоде рассмотрено 145 обращения граждан.
Персональный и количественный состав постоянного комитета Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека в отчетном периоде изменился в связи с переходом заместителя председателя постоянного комитета – Маслова А.С. в постоянный комитет Законодательного Собрания области по бюджету и налогам. В состав постоянного комитета вошел Борисов В.А.
С апреля 2022 года в состав постоянного комитета входят:
председатель постоянного комитета – Кожевина Л.Ю. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ");
заместитель председателя постоянного комитета – Борисов В.А. (фракция политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ");
член постоянного комитета – Царева Л.В. (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ").
Организационно деятельность комитета обеспечивали специалисты отдела по вопросам государственно-правовой деятельности и местного самоуправления управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области.
В 2024 году деятельность постоянного комитета осуществлялась в соответствии с вопросами его ведения, определёнными Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области (постановление Законодательного Собрания области от 23.12.2015 г. № 972).
Постоянный комитет осуществлял свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, прокуратурой области, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека в Вологодской области, Вологодским областным судом, Контрольно-счетной палатой Вологодской области, Избирательной комиссией Вологодской области и Общественной палатой Вологодской области.
I. Правотворческая деятельность
Постоянным комитетом в отчетном периоде рассмотрено 108 законопроектов, в том числе 52 проекта законов области, разработанных депутатами Законодательного Собрания области, 52 - Губернатором области, 1 - прокурором области и 3 совместных законодательных инициативы.
В постоянном комитете по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека разработан 31 законопроект:
1) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
2) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе ";
3) "О внесении изменений в закон области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области";
4) "О внесении изменения в статью 2 закона области "О разграничении полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью между органами государственной власти области";
5) "О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона области "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области";
6) "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области";
7) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области";
8) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства";
9) "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе";
10) "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области";
11) "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области";
12) "О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области";
13) "О внесении изменений в статьи 7 и 9.1 закона области "Об Избирательной комиссии Вологодской области";
14) "О внесении изменений в статью 8 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области";
15) "О внесении изменений в статьи 39 и 50 Устава Вологодской области";
16) "О внесении изменений в статьи 4 и 7 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области";
17) "О внесении изменения в статью 7 закона области "О пожарной безопасности в Вологодской области";
18) "О внесении изменений в статью 6 закона области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
19) "О внесении изменений в статьи 9 и 11 закона области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области";
20) "О внесении изменения в статью 8 закона области "Об уполномоченном по правам ребенка в Вологодской области";
21) "О внесении изменения в статью 8 закона области "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Вологодской области";
22) "О внесении изменения в статью 7.1 закона области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области";
23) " О внесении изменения в статью 2 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и депутатов Законодательного Собрания области);
24) "О внесении изменений в отдельные законы области в сфере государственно-правовой деятельности";
25) "О внесении изменений в отдельные законы области в сфере избирательного законодательства";
26) "О внесении изменений в отдельные законы области, регулирующие правовое положение лиц, замещающих государственные должности области, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области";
27) "О внесении изменений в отдельные законы области, регулирующие вопросы разграничения полномочий органов государственной власти области";
28) "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
29) "О внесении изменений в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области";
30) "О внесении изменения в статью 1 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и депутатов Законодательного Собрания области);
31) "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области".
Государственное строительство, система органов
государственной власти
Законом области от 11 апреля 2024 года № 5592-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона области "О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области" закон области приведен в соответствие с нормами федерального законодательства.
Законом в стаж государственной гражданской службы засчитывается период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации.
Законом области от 13 июня 2024 года № 5641-ОЗ "О внесении изменений в статьи 39 и 50 Устава Вологодской области" предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий Губернатора области Вологодской области приобретение им статуса иностранного агента.
Законом области от 13 июня 2024 года № 5642-ОЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 7 закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий лицам, замещающим государственные должности области, председателю Правительства области, членам Правительства области приобретение ими статуса иностранного агента.
Законом области от 11 октября 2024 года № 5716-ОЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 11 закона области "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области":
1) предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в Вологодской области приобретение статуса иностранного агента;
2) в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2024 года № 232-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" и ряд других федеральных законов, заменены слова "законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации" словами "законодательный орган субъекта Российской Федерации".
Федеральным законом от 15.05.2024 № 99-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в части установления запрета замещать иностранными агентами должности в органах публичной власти (в том числе выборные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также быть членом избирательной комиссии). В связи с этим:
Законом области от 11 октября 2024 года № 5699-ОЗ "О внесении изменения в статью 8 закона области "Об уполномоченном по правам ребенка в Вологодской области" предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в Вологодской области приобретение статуса иностранного агента.
Законом области от 11 октября 2024 года № 5700-ОЗ "О внесении изменения в статью 8 закона области "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Вологодской области" предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области приобретение статуса иностранного агента.
Законом области от 11 октября 2024 года № 5701-ОЗ "О внесении изменения в статью 71 закона области "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" предусмотрено в качестве основания для досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты области приобретение статуса иностранного агента.
Законом области от 12 декабря 2024 года № 5786-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области в сфере государственно-правовой деятельности" были внесены изменения в 23 закона области ("О статусе административного центра Вологодской области", "О флаге Вологодской области", "О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области", "О государственных информационных ресурсах и системах Вологодской области", "О пожарной безопасности в Вологодской области", "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другие законы области) в части изменения терминологии:
термин "орган исполнительной государственной власти области" заменен термином "исполнительный орган области",
термин "законодательный (представительный) орган государственной власти области" заменен на "законодательный орган области".
Законом области от 12 декабря 2024 года № 5787-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области, регулирующие правовое положение лиц, замещающих государственные должности области, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области" уточнена терминология, используемая в 5 законах области ("О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области", "О классных чинах государственной гражданской службы Вологодской области", "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области", "О порядке предоставления гарантий по обеспечению возмещения вреда лицам, замещающим государственные должности Вологодской области, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Вологодской области", "О гарантиях лицам, переехавшим из другой местности и замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области", "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области").
В законе области "О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области" слова "Правительство области" заменены на слова "Администрация Губернатора области".
Законом области от 12 декабря 2024 года № 5784-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области, регулирующие вопросы разграничения полномочий органов государственной власти области" наименование органов государственной власти в 6 законах области ("О разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере связи", "О разграничении полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью между органами государственной власти области", "О разграничении полномочий органов государственной власти области в области гражданской обороны" и др.) приведено в соответствие с федеральным законодательством и заменен термин "орган исполнительной государственной власти области" на термин "исполнительный орган области".
В законе области исключен закон области от 30.10.2012 № 2894-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти Вологодской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области", в связи с тем, что он признан утратившим силу новым законом от 11.10.2024 № 5702-ОЗ "О Порядке взаимодействия органов государственной власти Вологодской области с ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области".
Законом области от 12 декабря 2024 года № 5782-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О противодействии коррупции в Вологодской области" наименования органов государственной власти приведено в соответствие с федеральным законодательством и заменил термин "орган исполнительной государственной власти области" на термин "исполнительный орган области".
Законом области от 12 декабря 2024 года № 5783-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" внесены изменения в части изменения терминологии:
термин "орган исполнительной государственной власти области" заменяется термином "исполнительный орган области".
Законом области от 9 января 2025 года № 5799-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области" наименования органов государственной власти приведены в соответствие с федеральным законодательством, слова "органы исполнительной государственной власти области" заменены словами "исполнительные органы области", слова "законодательные (представительные) органы государственной власти" – словами "законодательные органы".
Законом области от 11 ноября 2024 года № 5739-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и депутатов Законодательного Собрания области) к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также в целях сохранения исторического наследия и увековечения памяти о вологжанах - героях Великой Отечественной войны, деятельности тружеников тыла во время войны установлена новая памятная дата Вологодской области "2 марта – День Боевой и Трудовой славы вологжан в годы Великой Отечественной войны".
Законом области от 5 декабря 2024 года № 5769-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области" (совместная законодательная инициатива Губернатора области и депутатов Законодательного Собрания области) в Вологодской области установлен праздничный день - День многодетной семьи – третье воскресенье сентября. С таким предложением выступило Вологодское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России" (Вологодский областной совет женщин) в ходе проведения в августе 2024 года областного гражданского форума "Женщины Вологодчины за развитие и счастливую семью. В работе форума приняли участие несколько тысяч женщин.
По итогам форума была принята резолюция, содержащая среди других предложений, предложение по установлению в Вологодской области Дня многодетной семьи.
Законодательство о выборах и референдумах
Закон области от 8 февраля 2024 года № 5538-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства"
Закон области от 8 февраля 2024 года № 5537-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе" подготовлены в связи с замечаниями и предложениями Правового управления Аппарата ЦИК России.
Законами области:
1) уточнены положения, касающиеся реализации избирательных прав граждан на выборах депутатов представительного органа муниципального образования;
2) скорректированы основания включения в список избирателей военнослужащих и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, с нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
3) уточнены основания отказа в регистрации кандидата в соответствии с федеральным законодательством;
4) увеличен предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты с 750 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей.
Также законами области предусмотрено:
1) увеличение предельного размера избирательного фонда кандидата до 3 миллионов рублей;
2) изменение возможных максимальных пределов наполнения избирательного фонда кандидата.
Законами области от 30 мая 2024 года № 5623-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области", от 4 июня 2024 года № 5628-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", от 4 июня 2024 года № 5626-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по смешанной избирательной системе", от 4 июня 2024 года № 5627-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах депутатов представительного органа городского округа, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства", от 4 июня 2024 года № 5625-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О выборах главы поселения в Вологодской области" внесены следующие изменения:
1) введена норма, в соответствии с которой ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельного кандидата, не позволяющие достоверно определить гражданина, выдвинутого в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе, являются основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения;
2) установлено, что кандидат обязан к моменту представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, прекратить статус иностранного агента. Несоблюдение данного требования является основанием для отказа в регистрации кандидата;
3) предусмотрено, что лица, включенные в реестр иностранных агентов, а также лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть доверенными лицами, уполномоченными представителями кандидатов, избирательных объединений, а также не могут быть назначены наблюдателями;
4) уточнен срок подачи заявок для аккредитации представителей средств массовой информации;
5) установлено, что на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предельный размер расходования средств избирательных фондов, который может осуществляться до регистрации кандидата, списка кандидатов, составляет 30 % установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Законами области от 13 июня 2024 года № 5639-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О референдуме Вологодской области", от 4 июня 2024 года № 5629-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О местном референдуме в Вологодской области" уточнены:
1) порядок голосования участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего округа референдума;
2) срок запрета на опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми референдумами;
3) положения в части погашения испорченных и неиспользованных бюллетеней в день голосования.
Законами области от 4 июня 2024 года № 5624-ОЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 91 закона области "Об Избирательной комиссии Вологодской области", от 13 июня 2024 года № 5640-ОЗ "О внесении изменений в статью 8 закона области "О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области" введено новое основание для досрочного прекращения полномочий членов избирательных комиссий, замещающих государственные должности области, – приобретение статуса иностранного агента.
Законом области от 12 декабря 2024 года № 5785-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области в сфере избирательного законодательства" наименования органов государственной власти в 9 законах области приведено в соответствие с федеральным законодательством термин "орган исполнительной государственной власти области" заменен на термин "исполнительный орган области".
Региональное законодательство в сфере административных правоотношений, защиты от чрезвычайных ситуаций
и иных публичных правоотношений
Законом области от 11 октября 2024 года № 5698-ОЗ "О внесении изменения в статью 7 закона области "О пожарной безопасности в Вологодской области" закон области приведен в соответствие с Федеральным законом от 29 мая 2024 года № 125-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Законом области органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочием по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров). Данное полномочие закреплено за органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Законом области от 11 октября 2024 года № 5715-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона области "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закон области приведен в соответствие с Федеральным законом от 29 мая 2024 года № 125-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", которыми органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочием по проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях. Указанное полномочие закреплено за Правительством области.
Оказание бесплатной юридической помощи
Законом области от 13 марта 2024 года № 5572-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" закон области приведен в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Закон области:
1) включил уполномоченного по правам человека в Вологодской области в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи для содействия оказанию бесплатной юридической помощи в пределах своей компетенции;
2) уточнил положение в части привлечения государственным юридическим бюро к оказанию бесплатной юридической помощи иных участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
Законом области от 13 марта 2024 года № 5573-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 закона области "О разграничении полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью между органами государственной власти области" закон области приведен в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Законом к полномочиям Правительства области в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью отнесено определение порядка взаимодействия участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи на территории области (в том числе в части взаимодействия государственных юридических бюро с иными участниками этих систем бесплатной юридической помощи).
В рамках полномочий Законодательного Собрания области постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека также осуществил подготовку проектов постановлений Законодательного Собрания области:
- "О назначении выборов Губернатора Вологодской области";
- "Об утверждении члена Общественной палаты Вологодской области";
- "О внесении изменения в Положение об общественном совете при Законодательном Собрании Вологодской области";
- "О представителях от Законодательного Собрания области в составе Совета по вопросам государственной гражданской службы";
- "О досрочном прекращении полномочий членов общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области и начале формирования нового состава общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области";
- "Об утверждении персонального состава общественного совета при Законодательном Собрании Вологодской области";
- "О плане мероприятий Законодательного Собрания Вологодской области по противодействию коррупции на 2025 год".
Постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека активно принимает участие в обсуждении и доработке окончательных редакций текстов проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области, вносимых для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания области другими субъектами права законодательной инициативы - Губернатором области, прокурором области, в том числе подготавливает таблицы поправок либо текст проекта правового акта в редакции постоянного комитета.
Данная форма работы использовалась при предварительном рассмотрении постоянным комитетом проектов законов области:
1) внесенных прокурором области:
- "О внесении изменений в статью 6.10 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части ужесточения административной ответственности за неисполнение решения антитеррористической комиссии Вологодской области, а равно решения антитеррористической комиссии муниципального образования Вологодской области, принятых в пределах компетенции указанных органов, в том числе совершенное повторно.
2) внесенных Губернатором области:
- "О внесении изменений в статью 4 закона области "О противодействии коррупции в Вологодской области" в части уточнения, что проекты НПА области, разработанные Правительством области, при проведении антикоррупционной экспертизы также направляются в прокуратуру области и размещаются на едином региональном интернет-портале "Портал противодействия коррупции в Вологодской области"; также заменена формулировка "представительные органы муниципальных образований области" на "представительные органы местного самоуправления, действующие на территории области";
- "О внесении изменений в статью 3 закона области "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" в части установления, что нормативные правовые акты Правительства области обнародуются (официально опубликовываются) председателем Правительства области либо должностным лицом, исполняющим его обязанности;
- "О внесении изменения в статью 2 закона области "О праздничных днях и памятных датах Вологодской области" в части установления новой памятной даты в Вологодской области: 1 июля – День ветеранов боевых действий;
- "О внесении изменений в закон области "О выборах Губернатора Вологодской области" в части возможности выдвижения кандидатов на должность Губернатора области в порядке самовыдвижения (ранее действующая редакция закона области предусматривает выдвижение кандидатов только политическими партиями). Для этого кандидату необходимо собрать 1% подписей избирателей (из них не более половины подписей может быть собрано через Госуслуги) и 7% подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата.
Также предусмотрено увеличение предельного размера избирательного фонда кандидата с 50 млн. рублей до 100 млн. рублей, а также изменение процентов денежных средств по внесению в избирательный фонд кандидата (с 10 до 50% - собственные средства кандидата, с 50 до 100% - средства избирательного объединения, с 5 до 20% - добровольные пожертвования граждан и с 25 до 100% - добровольные пожертвования юридических лиц);
- "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части дополнения Главы 3 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" новой статьей 3.113, устанавливающей административную ответственность за нарушение установленного муниципальными правовыми актами запрета на складирование и хранение строительных и иных материалов, дров, угля, грунта, металлического лома на территориях общего пользования.
Нарушение положений данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Составление протоколов об административных правонарушениях, предусматриваемых вводимой статьей, предлагается отнести к полномочиям должностных лиц органов местного самоуправления, а рассмотрение соответствующих дел – к полномочиям административных комиссий;
- "О внесении изменения в статью 3.1.1 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части установления административной ответственности за непроведение мероприятий по удалению сорного растения борщевика Сосновского.
Предусматривается административный штраф:
на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Составлять протоколы будут уполномоченные должностные лица органов МСУ, рассмотрение дел возложено на административные комиссии.
Постоянным комитетом было рекомендовано доработать редакцию проекта с учетом положений закона области "О регулировании отдельных вопросов в сфере благоустройства Вологодской области";
- "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части установления квалифицированных составов по с установлением повышенных размеров административных штрафов за:
- нарушение требований муниципальных правовых актов к уборке территорий, выразившееся в непроведении мероприятий по очистке зданий, строений, сооружений и временных объектов от снега, наледи и сосулек (часть 1 статьи 3.18 Закона № 2429-ОЗ);
- в невыполнении мер по очистке территории муниципального образования от снега и льда, посыпке противогололедными материалами (часть 3 статьи 3.18 Закона № 2429-ОЗ);
- за нарушение иных требований к уборке территории муниципального образования (часть 6 статьи 3.18 Закона № 2429-ОЗ),
- за нарушение запрета на размещение транспортного средства на газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями, детских и спортивных площадках (статья 3.112 Закона № 2429-ОЗ). Кроме того, установлена ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов к порядку проведения земляных работ, выразившееся в невосстановлении элементов благоустройства после их проведения, а также за нарушение требований муниципальных правовых актов к внешнему виду фасадов, выразившееся в непринятии мер по размещению собственником объекта капитального строительства (за исключением многоквартирного дома) навесного декоративно-сетчатого ограждения (фальшфасада). Данные требования содержатся в правилах благоустройства территории 45 муниципальных образований области, еще в 6 муниципалитетах разработаны соответствующие проекты.
Составление протоколов об административных правонарушениях будет осуществляться должностными лицами органов местного самоуправления, а рассмотрение соответствующих дел – административными комиссиями;
- "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части дополнения главы 9 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области новой статьей 8.91, определяющей исполнительной орган области, в компетенцию которого входит рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства муниципальных образований. Исполнительный орган власти, который определит Правительство области с 1 января 2025 года будет осуществлять полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов по организации и осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (за исключением некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, гаражных кооперативов) правил благоустройства.
Указанный исполнительный орган области также будет рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства (статьи 3.11 – 3.113, 3.8 Закона № 2429-ОЗ) и составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства муниципальных образований, совершенных гражданами, по-прежнему будут рассматривать административные комиссии муниципальных образований;
- "О внесении изменений в закон области "Об Общественной палате Вологодской области" в части предоставления члену Общественной палаты области, являющемуся инвалидом и нуждающемуся в сопровождении, права на получение компенсации расходов по проезду и проживанию сопровождающего его лица, при осуществлении таким членом Общественной палаты области своих полномочий;
- "О внесении изменения в статью 4 закона области "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" в части расширения перечня категорий граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь. Это граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, по вопросам предоставления мер социальной поддержки;
- "О внесении изменений в статью 3.1 закона области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области" в части изменений ранее действующей системы формирования муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и установления, что персональный состав муниципальной комиссии утверждается правовым актом администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа (по аналогии с областной комиссией, чей состав утверждается Правительством области);
- "О внесении изменения в статью 4 закона области "О мировых судьях в Вологодской области" в части урегулирования процедуры возмещения из средств областного бюджета издержек (судебных расходов), связанных с рассмотрением дел мировыми судьями области, подлежащих оплате в соответствии с федеральным законодательством за счет средств бюджета субъекта РФ (в соответствии с ГПК РФ – это расходы по вызову свидетелей, назначению экспертов, привлечению специалистов и др. – в случае если они были вызваны, привлечены по инициативе мирового судьи, или в случае освобождения гражданина от уплаты судебных расходов с учетом его имущественного положения, КоАП РФ – издержки по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ). Принятым законом области предусмотрено, что возмещение таких издержек будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства области;
- "О внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области" в части перераспределения нагрузки на судебных участках мировых судей г. Череповца, Вологодского района, г. Великого Устюга, а также учтены изменения, внесенные в Реестр административно-территориальных единиц Вологодской области, утвержденный постановлением Правительства области от 1 марта 2010 года № 178 (в части уточнения адресов домов, введенных в эксплуатацию в 2023 - 2024 годах в г. Вологде, в отношении которых присвоены адреса, а также исключения ряда населенных пунктов, входящих в сельсоветы Бабаевского, Вашкинского, Великоустюгского, Вологодского, Грязовецкого, Сокольского, Тарногского, Тотемского, Чагодощенского, Шекснинского районов);
- "О внесении изменения в закон области "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области" в части дополнения статьей 43 предусматривающей, что:
- исполнительные органы области за счет средств областного бюджета могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников, размер и порядок предоставления которого устанавливаются постановлением Правительства области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований области за счет средств местных бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников на основании муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии со статьей 42 настоящего закона области.
На заседаниях постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека были также рассмотрены социальнозначимые законопроекты:
1) "О внесении изменений в статьи 1 и 5 закона области "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области", расширивший категорию военнослужащих, которым бесплатно предоставляются земельные участки на территории области. Категория получателей земельных участков дополнена военнослужащими, награжденными знаком отличия Святого Георгия – Георгиевским Крестом, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством", медалью "За отвагу", медалью "За храбрость", медалями Суворова, Ушакова, Жукова и Нестерова - за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, начиная с 24 февраля 2022 года и членами их семей (в случае гибели военнослужащего);
2) "О внесении изменений в статью 27 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (совместная законодательная инициатива: депутаты Законодательного Собрания области, Губернатор области, прокурор области), которым статья 27 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области":
1) дополнена положением о том, что лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенные в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное предоставление за счет средств областного бюджета выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2) установлено лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, принимавшим (принимающим) участие в специальной военной операции или имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей), которые не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением, при установлении обстоятельств, свидетельствующих об их удовлетворительной адаптации, права на однократное получение социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения, удостоверяемое соответствующим сертификатом;
3) "О внесении изменения в статью 3 закона области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования" (совместная законодательная инициатива: депутаты Законодательного Собрания области и Губернатор области) продлен срок переданных полномочий органов местного самоуправления по выплате компенсации родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, посещающих частные дошкольные образовательные организации, в рамках проекта "Сертификат дошкольника" до 31 декабря 2026 года, так как средства на указанный проект предусмотрены законом области "Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" (по 36363 тыс. рублей ежегодно). Ежемесячная компенсация предоставляется в размере фактических расходов родителя (законного представителя) на оплату услуг, связанных с пребыванием ребенка в частной дошкольной образовательной организации, но не более 4000 рублей (до указанных изменений срок указанного полномочия заканчивается 31 декабря 2025 года.);
4) "О внесении изменений в статью 1 закона области "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, которым меры социальной поддержки установлены федеральным законодательством, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, и не пользующимся мерами социальной поддержки по оплате отопления в форме ежемесячной денежной компенсации, в части обеспечения выплаты ежегодной денежной компенсации за используемое ими топливо в целях отопления жилого помещения, изменениями предусмотрено, что ежегодная компенсация будет предоставляться независимо от вида топлива;
5) "О внесении изменения в статью 5 закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование" установлены денежные выплаты обучающимся из многодетных семей, обучающихся в областных и муниципальных образовательных организациях:
ежемесячно на каждого ребенка на проезд (кроме такси) на городском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов (300 рублей);
один раз в два года на каждого ребенка на приобретение комплекта одежды для посещения школьных занятий, спортивной формы для занятий физической культурой (3000 рублей);
6) "О внесении изменений в закон области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования" - перечень отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, дополнен новым полномочием по предоставлению детям из многодетных семей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, расположенных на территориях Вологодской области, следующих мер социальной поддержки: ежемесячных выплат на проезд (кроме такси) на городском транспорте, на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов, а также выплат один раз в два года на каждого ребенка на приобретение комплекта одежды для посещения школьных занятий, спортивной формы для занятий физической культурой;
7) "О внесении изменения в статью 2 закона области "О транспортном налоге" - расширены меры социальной поддержки членов семей ветеранов и инвалидов боевых действий, погибших (умерших) в период участия в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции). С 1 января 2022 года освобождены от уплаты транспортного налога члены семей ветеранов боевых действий или инвалидов боевых действий, погибших (умерших) в период участия в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции):
- родители;
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
- лица, находившиеся на иждивении.
Налоговая льгота будет предоставляться в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика. Льгота полностью освобождает одно выбранное транспортное средство от уплаты налога.
Рассмотрение кандидатур на должности
мировых судей в Вологодской области
1. Одним из приоритетных направлений деятельности постоянного комитета является обеспечение функционирования на территории Вологодской области института мировых судей.
В 2024 году Законодательным Собранием области было назначено 16 мировых судей, из них: 8 мировых судей на трехлетний срок полномочий по судебным участкам №№ 4, 35, 65, 59, 49, 53, 12 и 18 (г. Вологда, г. Череповец, г. Сокол, Кирилловский, Нюксенский и Харовский районы), 8 мировых судей на продление их срока полномочий №№ 47, 19, 34, 14, 1(города Вологда и Череповец, Вожегодский, Вологодский, Череповецкий и Грязовецкий районы), 3 судьи, находящихся в отставке, были привлечены к исполнению обязанностей мирового судьи Вологодской области, сроком до одного года на судебные участеи №№ 53, 18,12 (в городах Вологде и Череповце и в Нюксенском районе).
Заслушивание отчетов о деятельности лиц, замещающих государственные должности
1. В соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации" и законом области от 30.06.2020 № 4740-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области" уполномоченный по правам человека направляет в Законодательное Собрание области не позднее трех месяцев после окончания календарного года ежегодный доклад о своей деятельности. После поступления доклада уполномоченного по правам человека в Вологодской области в Законодательное Собрание области, в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Вологодской области он был направлен во все постоянные комитеты. Постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека подготовил и внес на 32 сессию Законодательного Собрания области проект постановления "О докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области в 2023 году".
2. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 975, депутаты Законодательного Собрания области ежегодно заслушивают отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информацию начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании.
Отчет начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о состоянии правопорядка в Вологодской области в 2023 году и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России по Вологодской области и информации начальника Вологодского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о результатах деятельности по обеспечению правопорядка на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании, в 2023 году, заслушан депутатами Законодательного Собрания области в марте 2024 года на 31 сессии Законодательного Собрания области.
II. Формы работы постоянного комитета
Основной формой работы комитета в течение 2024 года являлось заседание постоянного комитета. На заседаниях рассматривались вопросы предстоящих сессий, подготовленные для внесения на сессию, как депутатами – членами постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, так и иными субъектами права законодательной инициативы, а также иные вопросы.
С целью проработки отдельных вопросов законотворческой деятельности и подготовки нормативных правовых актов в отчетном году постоянным комитетом проводились совещания, а также заседания рабочих групп, на которых вырабатывалась правовая позиция постоянного комитета, определялись пути разрешения тех или иных правовых вопросов регулирования отношений, относящихся к предмету ведения комитета.
В отчетном периоде постоянным комитетом организовано проведение четырех заседаний рабочей группы по рассмотрению вопросов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
На заседаниях рабочей группы были рассмотрено 16 вопросов. По результатам рабочей группы разработано: 3 проекта закона области, 2 проекта федеральных закона:
1. Проект закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части введения административной ответственности за нарушение установленного муниципальными правовыми актами запрета на складирование и хранение строительных и иных материалов, дров, угля, грунта, металлического лома на территориях общего пользования;
2. Проект закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части введения административной ответственности за непроведение мероприятий по удалению сорного растения борщевика Сосновского правообладателями земельных участков или иными лицами, несущими бремя содержания этих участков;
3. Проект закона области "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части совершенствования составов административных правонарушений в сфере благоустройства;
4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления административной ответственности за незаконное размещение надписей, изображений ("граффити") на зданиях населенных пунктов;
5. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.16 и 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в части ужесточения административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, установленных для стоянки грузовых транспортных средств.
В отчетном периоде постоянным комитетом также организовано проведение совещаний:
1) Частичная организация информационного вебинара для граждан на тему "Профилактика и предупреждение дистанционных преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий";
2) Совещание по проекту "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности в Вологодской области);
3) Совещание по проектам законов области, внесенных ВРИО Губернатора области;
4) Совещание на тему "Об организации парковочных мест для водителей-инвалидов на территории города Вологды";
5) Совещание по вопросу применения административной ответственности к водителям большегрузных транспортных средств за нарушение правил стоянки в жилых районах Вологодской области;
6) Совещание по вопросу проведения обследования врачами психиатром и психиатром-наркологом водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) на территории Нюксенского муниципального округа Вологодской области;
7) Участие в совещании по вопросу выгула домашних животных, в том числе в местах запрещенных для выгула;
8) Совещание с участием судейского сообщества, депутатов Законодательного Собрания области, представителей исполнительных органов власти, военкоматов:
- О вопросах, возникающих при рассмотрении обращений участников специальной военной операции и членов их семей;
- Об оплате труда работников аппарата мировых судей;
9) Выход на место и совещание по обращению гражданина (оформление земельного участка по гаражной амнистии);
10) Рабочего совещания по вопросу межведомственной координации деятельности органов власти по выдаче документа, подтверждающего факт участия гражданина в СВО;
11) Совещание по теме "О вопросах функционирования отделений почтовой связи АО "Почта России" на территории Вологодской области";
12) Совещание на тему "О правовом механизме регулирования деятельности ТСЖ";
13) Совещание по обращениям молодых учителей об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и взыскании с них уже произведенных выплат, предусмотренных решением Вологодской городской Думы от 26 апреля 2023 года № 898.
В отчетном периоде члены постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека приняли участие в региональных "Парламентских днях" в Шекснинском муниципальном районе и в Тотемском муниципальном округе.
В Шекснинском муниципальном районе состоялись встреча с мировыми судьями и специалистами двух судебных участков, а также рабочее совещание в Исправительной колонии № 17. В ходе совещания были подняты вопросы практики применения Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" в исправительных учреждениях и конкретно в Исправительной колонии № 17: о проводимой воспитательной, социальной и психологической работе с осужденными; о мероприятиях, проводимых в колонии для подготовки осужденных к освобождению; о трудоустройстве осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Участниками совещания были высказаны предложения о создании центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, о четкой регламентации ("дорожной карты") взаимодействия между субъектами пробации (УФСИН России по Вологодской области Департамент труда и занятости населения области); о целесообразности предоставления и установки в учреждениях области информационных терминалов позволяющих осужденным получить сведения о наличии вакантных рабочих и учебных мест.
В Тотемском муниципальном округе были обсуждены вопросы:
- Об организации в муниципальных образованиях области деятельности народных дружин: формы участия, лучшие практики, меры поддержки. Взаимодействие народных дружин с органами полиции в целях профилактики незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и алкогольной продукции;
- О предоставлении мер социальной поддержки участковым уполномоченным полиции, работающим более 10 лет в сельской местности. По итогам проведенного мероприятия.
По итогам обсуждения первого вопроса:
1) Министерству региональной безопасности области рекомендовано совместно с Департаментом внутренней политики Администрации Губернатора области:
- рассмотреть возможность создания Областного объединения (Ассоциации) народных дружин муниципальных образований области в целях взаимодействия, получения необходимой информации, обмена опытом по вопросам деятельности народных дружин, подготовки проектов для получения грантовой поддержки;
- предусмотреть в рамках государственной программы "Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Вологодской области в 2021 - 2025 годах" мероприятия по привлечению народных дружинников в качестве наставников для детей и подростков из неблагополучных семей, а также находящихся на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к асоциальному поведению;
- при разработке нормативного правового акта Правительства области, устанавливающего меры материального стимулирования народных дружин, рассмотреть возможность установления для народных дружинников компенсации расходов, связанных с данной деятельностью (расходы на ГСМ).
2) Департаменту спорта и молодежной политики области рекомендовано рассмотреть вопрос по введению в муниципалитетах области практики обеспечения детей из неблагополучных семей, детей и подростков, состоящих на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, бесплатными абонементами для занятия в спортивных секциях (кружках), в том числе с привлечением частных спортивных секций;
3) Законодательному Собранию области:
- в рамках рассмотрения вопроса по установлению единой наградной системы в Вологодской области проработать вопрос по утверждению на региональном уровне почетных званий "Почетный дружинник" и "Юный дружинник", также "Социальный предприниматель" (в целях поощрения предпринимателей, оказывающих на безвозмездной основе помощь народным дружинам);
- обратиться в Департамент здравоохранения области по вопросу необходимости поиска врача-нарколога в БУЗ ВО "Тотемская центральная районная больница" в целях оказания медицинской помощи пациентам, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, ведения учета и профилактики наркологический заболеваний на территории муниципального округа;
4) Органам местного самоуправления области:
- провести работу по переориентированию действующих народных дружин на проведение профилактических работ, содействие органам внутренних дел в выявлении и пресечении правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и алкогольной продукции;
- обеспечить участие народных дружин в проведение совместных с органами внутренних дел патрулирований (рейдов) на предмет выявления и пресечения незаконного оборота наркотических веществ и алкогольной продукции;
- проводить разъяснительную работу с населением о вреде наркомании и употребления алкоголя, в том числе с детьми и подростками в образовательных учреждениях, принимать меры по выявлению и ликвидации рекламы наркотических средств, в том числе размещенной в информационных ресурсах;
- рассмотреть возможность введения в муниципалитетах области практики обеспечения детей из неблагополучных семей, детей и подростков, состоящих на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, бесплатными абонементами для занятия в спортивных секциях (кружках), в том числе с привлечением частных спортивных секций.
По итогам обсуждения второго вопроса принято решение Законодательному Собранию области проработать вопрос о вариантах установления областным законодательством мер социальной поддержки участковым уполномоченным полиции, работающим в сельской местности: предоставление земельного участка в собственность бесплатно или предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами).
В отчетном году постоянный комитет рассмотрел 253 проекта федеральных законов, поступивших на согласование из Государственной Думы.
Законодательные инициативы, рассмотренные постоянным комитетом, касались в основном вопросов ответственности за административные правонарушения, вопросов избирательных прав граждан, деятельности органов государственной власти, разграничения полномочий, статуса депутата, вопросов государственной гражданской службы и других. Помимо работы с проектами федеральных законов постоянным комитетом проводилась работа с обращениями, поступившими от законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.
Председатель постоянного комитета Л.Ю. Кожевина
14.02.2025 года