Ряд принципиальных вопросов был рассмотрен на заседании Совета представительных органов местного самоуправления области 18 декабря. Среди них – финансовая обеспеченность районов, работа контрольно-счетных органов на местах, формирование молодежных представительных органов.
Предваряя вопросы повестки дня, председатель Законодательного Собрания области Георгий Шевцов напомнил главам районов, представителям поселений, слова о местном самоуправлении, которые были озвучены главой государства в ежегодном Послании к Федеральному Собранию.
«Хочу процитировать слова Президента, потому что лучше не скажешь, - сказал Георгий Шевцов. – Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность участия в управлении своим поселком или городом в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем – объем ресурсов и ответственности муниципалитетов не сбалансирован, отсюда неразбериха с полномочиями… местная власть должна быть устроена так, а это самая близкая власть к людям, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой…Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, финансово состоятельной власти на местах».
Первым вопросом участники Совета обсудили основополагающую тему для районов - финансовую обеспеченность. Напомним, что на сессии 27 ноября депутаты областного парламента приняли ряд законов, согласно которым муниципальные районы области наделяются полномочиями по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, и изменяется механизм расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В частности, уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) теперь будет определяться с использованием коэффициентов, учитывающих различия в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг.
Отмечая, что в целом законы направлены на повышение самостоятельности местных бюджетов, депутаты, вместе с тем, высказывали опасение, что в вопросе распределения средств, - с районного на уровень поселений, не исключен и субъективный подход. Обсуждение, которое состоялось на заседании Совета, стало продолжением дискуссии на эту тему. Было подчеркнуто, что начиная с 2014 года, бюджетам муниципальных районов будет направляться финансовая помощь на решение вопросов местного значения, предусмотренная консолидированному бюджету района (муниципальному району и поселениям, входящим в состав муниципального района) в виде дотаций. В свою очередь в расходной части районного бюджета должен быть сформирован районный фонд финансовой поддержки поселений. Также могут предусматриваться иные межбюджетные трансферты на решение вопросов местного значения поселений (в частности, в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов). Кроме того, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления должны быть утверждены методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Обменявшись мнениями, участники Совета предложили Правительству области проводить ежеквартальный мониторинг исполнения местных бюджетов, с последующим представлением его в Законодательное Собрание области.
Участники Совета предложили органам местного самоуправления до конца текущего года принять нормативные акты, регулирующие межбюджетные отношения с поселениями муниципальных районов.
Другой немаловажной темой на заседании Совета стала работа контрольно-счетных органов на местах. Заместитель председателя КСП области Илья Булавин акцентировал внимание глав на ряде препятствий, с которыми приходится сталкиваться контрольно-счетным органам, по сути, органам парламентского контроля. Это и попытки перевести таких работников в разряд обслуживающего персонала и трудности с размещением и неоправданное ограничение объемов проверок. В целом проблема состоит в статусе контрольных органов. Только 11 из них в нашей области имеют статус юридического лица.
«Этот статус позволяет в полной мере реализовать принципы деятельности внешних ревизоров, а они определены федеральным законом – это законность, объективность, независимость и гласность работы ревизоров» - напомнил Илья Булавин.
Участники Совета рекомендовали органам местного самоуправления привести Положения о контрольно-счетных органах муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о придании статуса юридического лица контрольно-счетному органу муниципального образования, довести минимальную численность контрольно-счетного органа муниципального района до 3-5 человек, городских округов – до 15-16 человек.
Председатель Молодежного парламента области Евгения Смирнова рассказала главам районов об идее создания вертикали взаимодействия Молодежного парламента с молодежными органами на местах.
«В настоящее время молодежная политика становится одним из важнейших государственных приоритетов, – подчеркнула Евгения Смирнова. - Молодежный парламентаризм становится важнейшим институтом представительства интересов молодежи в структурах органов государственной власти, местного самоуправления, серьезной кадровой школой и важным элементом участия молодежи в делах нашего региона. Областной молодежный парламент II созыва строит свою деятельность по трем основным направлениям: первое – законотворческая деятельность, второе – проектная, третье – организационно-контрольная работа. Важным в работе молодежного парламента стало решение таких проблем, как укрепление взаимоотношений молодежных парламентов и органов власти в городах и районах, взаимодействие молодежных парламентов городских, районных, областного, выстраивание системы работы с местными и областными СМИ в целях информирования населения, в первую очередь молодежи, о деятельности парламентов».
Что касается молодежных представительных органов на местах, то, как было отмечено на заседании Совета, здесь пока единства нет. В ряде районов созданы Молодежные парламенты, а в ряде работают только Молодежные Советы. Председатель Законодательного Собрания Георгий Шевцов предложил главам районов акцентировать внимание именно на создании Молодежных парламентов. По мнению Георгия Шевцова, это позволит выстроить единую областную вертикаль молодежных органов.
В рамках Совета состоялось награждение победителей областного конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Вологодской области в 2013 году.
По итогам областного конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Вологодской области в 2013 году было принято решение присудить призовые места следующим представительным органам муниципальных образований:
1) в группе муниципальных образований области «городские округа» победителями конкурса являются:
Вологодская городская Дума и Череповецкая городская Дума
2) в группе муниципальных образований области «муниципальные районы» победителями конкурса являются:
Представительное Собрание Кирилловского муниципального района (первое место), муниципальное Собрание Тотемского муниципального района (второе место), Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района (второе место)
За активное участие в конкурсе поощрены: Совет муниципального образования «город Тотьма» Тотемского муниципального района, представительное Собрание Чагодощенского муниципального района, представительное Собрание Тарногского муниципального района.
Подводя итог работе Совета, председатель Законодательного Собрания области Георгий Шевцов обратил внимание на вопросы, которые будут актуальны в следующем году. По мнению Георгия Шевцова, особое внимание нужно будет уделить вопросу капитальных ремонтов многоквартирных домов. Георгий Шевцов напомнил, что этой теме будет посвящен круглый стол, который состоится в ЗСО 19 декабря.
18.12.2013 года