газета «Красный Север» № 44(26576) от 15.03.2011
«Региональная и муниципальная власть – наиболее уязвимы для коррупции»
Заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьев в верхней палате Федерального Собрания курирует вопросы правового регулирования противодействия коррупции. Сегодня вологодский сенатор делится с читателями «КС» своими мыслями о том, что уже удалось и что еще предстоит сделать в борьбе с серьезным социальным злом.
- Юрий Леонидович, как сегодня обстоят дела с законодательным обеспечением противодействия коррупции у нас в стране?
Я уже неоднократно говорил, что борьба с коррупцией не простой процесс и займет не один год. Нам всем следует уяснить, что от решения этого вопроса во многом зависит судьба страны и ее дальнейшее развитие.
Основы борьбы с коррупцией были заложены еще в 2008 году в Федеральном законе "О противодействии коррупции".
В течение 2009-2010 годов эта работа продолжалась. В апреле 2010 года главой государства была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы.
Эти документы предъявляют новые требования к работе всех государственных органов, прокуратуры и правоохранительных служб. Их полноценная реализация повысит эффективность борьбы с этим явлением.
13 января 2011 года в Кремле состоялось очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На этом заседании Д.А. Медведев, в частности, потребовал расширить формат участия институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях; поручил руководителям регионов, после проведения созданных недавно координационных совещаний, информировать общественность о рассматриваемых вопросах. Безусловно, в деле противодействия коррупции важно учитывать и мнение наших граждан.
В общей сложности, вопрос о необходимости проведения эффективной борьбы с коррупцией на региональном и муниципальном уровне находится в центре нашего внимания и его решение является одним из приоритетных направлений деятельности Совета Федерации.
Но, прошу учесть, что на уровне субъектов Российской Федерации организация антикоррупционной работы имеет свои особенности.
Как показывает практика, самое уязвимое звено, где процветает коррупция - это как раз региональный и муниципальный уровни власти. Именно здесь наблюдается самое большое количество несоблюдения законов и злоупотреблений властью. На этом уровне необоснованно повышаются тарифы, не решаются, а иногда и создаются проблемы гражданам.
- Насколько эффективно, на Ваш взгляд, проводится эта работа в регионах, имеется уже какой-то опыт в Вологодской области?
В июле прошлого года в Кремле состоялось заседание Совета законодателей под председательством Президента Российской Федерации, посвященное опыту деятельности субъектов Российской Федерации в области противодействия коррупции. На этом заседании выступили представители ряда субъектов Российской Федерации, которые поделились опытом работы по борьбе с коррупцией. Это только первый этап большой и трудной работы, которая рассчитана на десятилетия и охватит не одно поколение россиян. В работе этого заседания активное участие принимал и Николай Васильевич Тихомиров, председатель Законодательного Собрания Вологодской области.
До этого в Вологодской области мы провели большое совещание, где рассмотрели состояние регионального законодательства по противодействию коррупции и практику применения федерального законодательства в этой сфере. Были изучены материалы по правовому обеспечению противодействия коррупции, провели анализ прокурорско-следственной практики о преступлениях коррупционной направленности, рассмотрели информацию о предстоящих мероприятиях по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений на территории области.
Все эти мероприятия позволили увидеть общую картину борьбы с коррупцией в субъекте Федерации. Изучение состояния дел показало, что в Вологодской области проводятся мероприятия по нормативно-правовому и организационному обеспечению противодействия коррупции. Реализуются положения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других антикоррупционных федеральных актов. Приняты законы и подзаконные акты области, регулирующие противодействие и профилактику коррупции. Приняты планы противодействия коррупции, созданы органы, координирующие деятельность по противодействию коррупции, реализуются другие целевые программы.
- Юрий Леонидович, располагаете ли Вы информацией о деятельности органов власти Вологодской области в такой важной сфере, как антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов?
В органах государственной власти Вологодской области проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов уделяется значительное внимание.
В настоящее время антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов области и их проектов проводится согласно закону от 9 июля 2009 года № 2054-ОЗ «О противодействии коррупции в Вологодской области», в соответствии с федеральным законодательством и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы определяется соответствующим органом государственной власти области.
Антикоррупционная экспертиза проведена в 2009 году по 459 нормативным правовым актам, а с 1 января по 30 сентября 2010 года – по 775 нормативным правовым актам Вологодской области. По результатам ее проведения коррупциогенные факторы выявлены в 27 муниципальных правовых актах.
Следует также отметить, что депутатский корпус Вологодской области в этом вопросе не стоит на месте. В феврале 2011 года Законодательным Собранием Вологодской области принято постановление, которым утверждено положение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы законов области и постановлений Законодательного Собрания, а также проектов нормативных актов.
В целях дальнейшего совершенствования этой работы во втором полугодии 2011 года в Вологодской области силами сотрудников Аппарата Совета Федерации будет проведен семинар-совещание для депутатов и сотрудников Аппарата Законодательного Собрания Вологодской области по вопросам обеспечения законодательного процесса, в том числе, правового, аналитического, организационного и кадрового обеспечения, проведения антикоррупционной экспертизы.
- Законодательным Собранием Вологодской области принята программа законопроектной работы на этот год, что можете сказать о ее антикоррупционной составляющей?
Программа законопроектной работы Законодательного Собрания Вологодской области на 2011 год в значительной степени направлена и на противодействие коррупции. Это не только законы области по бюджетной тематике, но и изменения, которые готовятся в закон Вологодской области "О контрольно-счетной палате области". Кроме того, депутаты - члены постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека работают над проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части представления лицами, замещающими государственные должности, должности государственной или муниципальной службы сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера близких родственников".
Разработка проекта закона области "О депутатском расследовании", запланированного Законодательным Собранием Вологодской области на 2011 год, на мой взгляд, станет одним из важнейших в этом году. Его принятие, уверен, усилит контроль за деятельностью чиновников, сотрудников правоохранительных органов, что снизит злоупотребления должностными полномочиями, вымогательство, взяточничество, нарушение прав и свобод граждан, встречающиеся еще в нашем регионе.
- Юрий Леонидович, а в чем заключается смысл этого контроля или расследования?
Согласно Федеральному закону "О противодействии коррупции" – это дополнительный механизм контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в органах исполнительной власти. Кстати, международный опыт показывает, что в странах, где действует эффективный механизм парламентского контроля и созданы соответствующие комиссии, уровень коррупции низкий.
- А в палатах Федерального Собрания, делается что-то в этом направлении?
В связи с этим скажу, что верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации в своей деятельности применяет определенные элементы парламентского контроля. В частности, при обсуждении важных вопросов государственной политики, есть практика парламентских и депутатских запросов, правительственных часов, на которых перед парламентариями выступают члены правительства и другие высшие должностные лица, проводятся публичные слушания.
Недавно этот вопрос обсуждался в Государственной Думе. Члены Совета Федерации в феврале 2011 года принимали участие в парламентских слушаниях, организованных Комиссией Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции и Комитетом Государственной Думы по безопасности на тему "Законодательное обеспечение и развитие института парламентского контроля в сфере противодействия коррупции. Российский и зарубежный опыт". Дискуссия оказалась очень серьезной, мы двигаемся в направлении расширить формат участия институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях.
- В завершение, расскажите о конкретных результатах по противодействию коррупции в Вологодской области.
В целом по стране, по данным МВД России, в прошлом году возбуждено около 8 тысяч уголовных дел, связанных с получением взятки. Что касается всех преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, то их выявлено свыше 37 тысяч. При этом количество выявленных фактов в крупном размере увеличилось более чем на 30 процентов. Во многом рост размера взятки связан с активизацией антикоррупционных мер и ориентированности правоохранительных органов на выявление более значимых преступлений. Мздоимство становится реально опасным занятием, и чиновники не хотят рисковать по мелочам.
Анализ статистических данных по области показывает, что в 2010 году на территории области выявлено и зарегистрировано 302 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Увеличилось количество выявленных так называемых коррупционных преступлений, например, за получение взятки - с 29 в 2009 году до 63 в 2010 году, за служебный и должностной подлог со 101 до 131 соответственно.
В ходе исполнения законодательства по противодействию коррупции прокуратурой Вологодской области выявлено 1087 нарушений закона, к ответственности привлечены более 200 должностных лиц, в суд направлено порядка 170 исковых заявлений. По результатам прокурорских надзорных проверок в рамках антикоррупционного законодательства возбуждено 27 уголовных дел.
Из уголовных дел коррупционной направленности, получивших повышенный общественный резонанс, отмечу уголовное дело в отношении Смирнова А.В., занимающего должность начальника отдела внутренних дел по г. Соколу и Сокольскому району УВД по Вологодской области, по факту принудительного использования им для личных нужд труда подчиненных сотрудников, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде ареста. Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Сокольский районный суд, в настоящее время пока еще не рассмотрено.
Уголовное дело в отношении бывшего руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области Коробицына В.Н. по фактам превышения своих должностных полномочий при заключении договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, с ООО «Фирма «Исток». В результате противоправной деятельности Коробицына В.Н. федеральному бюджету причинен ущерб в размере 7456548, 52 рублей в виде не поступивших арендных платежей. Уголовное дело находится в производстве следственного отдела по г. Вологде следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области.
Судами области в 2010 году с вынесением обвинительных приговоров рассмотрено 66 уголовных дел в отношении 70 лиц.
К сожалению, несмотря на ряд дополнительных мер, предпринятых в 2010 году для активизации борьбы с коррупцией, в этой сфере сделано ещё недостаточно, нам всем предстоит работать над тем, чтобы законы были лишены коррупционной составляющей, были однозначными, понятными и беспрекословно соблюдались, а правоохранительные органы добивались решительного преследования за их нарушения. Только тогда можно будет ощутить более весомые результаты в противодействии коррупции.
Важной и эффективной мерой является и принципиальная позиция граждан в борьбе с коррупцией. Современное законодательство позволяет каждому гражданину внести свой вклад в искоренение коррупции, очищении общества от этого пагубного для нас явления.
Беседовала Людмила Букша