2 апреля 2008 года впервые в практике Законодательного Собрания области было проведено совместное расширенное заседание сразу пяти постоянных комитетов областного парламента - по образованию, культуре и здравоохранению, по экономической политике и собст
    События    2 апреля 2008 года впервые в практике Законодательного Собрания области было проведено совместное расширенное заседание сразу пяти постоянных комитетов областного парламента - по образованию, культуре и здравоохранению, по экономической политике и собст

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/142/142fae294f4414eb0fb2d359d951e38d.jpg2 апреля 2008 года впервые в практике Законодательного Собрания области было проведено совместное расширенное заседание сразу пяти постоянных комитетов областного парламента -  по образованию, культуре и здравоохранению,  по экономической политике и собственности, по аграрному комплексу и продовольствию, по бюджету и налогам и комитета по вопросам местного самоуправления.

В этот день новое развитие получила тема качества профессионального образования и нехватки рабочих рук на предприятиях области. Открывая   совместное заседание, председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Людмила Ячеистова, в частности, отметила: 

 «Вопрос перед нами стоит принципиальный. Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций невозможно без  формирования комплексной системы http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/3af/3afe9c454abd144767ae95358197f5b3.jpgкадрового воспроизводства.  Одну из ведущих позиций в этой системе призваны занять учреждения начального и среднего профобразования. Профессиональный рынок труда и система профобразования не могут развиваться автономно от работодателей. Рабочая сила, её количество и качество являются решающим нематериальным фактором конкурентоспособности как промышленных предприятий, так и аграрного комплекса, всех сфер сектора экономики и, как следствие, общественного благополучия и стабильности в области.

Эксперты считают, что начинается широкомасштабный кадровый кризис или, как они называют, «кадровый дефолт», и к этому есть все основания. За прошедшие 15 лет произошёл системный сбой в образовании, перекос в структуре подготовки специалистов и конечно в общественном сознании, ориентированном на высшее образование и отрицающем какие-либо позитивные составляющие в труде рабочего. Молодёжь бросилась осваивать новые модные денежные профессии, подогреваемая всей системой информации, родителями и, к сожалению, не в малой степени  школой.

Сегодня мы стоим перед необходимостью  решительной, кардинальной  перестройки всей системы начального и среднего профессионального  образования с учётом потребностей экономики области  в квалифицированных кадрах».

Центральным  на заседании комитетов стал доклад  начальника департамента образования области Елены Рябовой, которая не только  обрисовала всю сложность ситуации, но и наметила первоочередные меры для  решения проблемы  нехватки специалистов рабочих профессий:

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/313/313af02323757ad290e437708e3a400e.jpg«Практически все проблемы системы профессионального образования требуют организации эффективного взаимодействия образовательных учреждений, государства и бизнес-сообщества на основе принципов  государственно-частного партнерства.   Данные отношения предполагают определение взаимообязанности и взаимовыгоды образовательных учреждений, государства и бизнес-сообщества по вопросам кадрового обеспечения. Необходимо продолжить работу по  формированию правовых и экономических условий развития профессионального образования и, в частности:

  - проработать вопрос создания единой базы данных о потребности в рабочих профессиях и специальностях по отраслям экономики области и отдельных организаций, разработать кратко- и среднесрочный прогнозы потребности организаций области в квалифицированных кадрах;

- сформировать эффективный механизм формирования и обеспечения социального заказа системе начального и среднего профессионального образования;

- продолжить структурно-содержательную оптимизацию сети учреждений НПО и СПО;

- сформировать единое пространство непрерывного профессионального образования (прежде всего, обеспечить воспроизводство инженерно-педагогических кадров через систему профессионального образования);

- отработать в рамках опытно-экспериментальной работы вопросы перехода учреждений НПО и СПО в новый тип учреждений –  автономные, вопросы создания моделей государственно-частного партнерства в профессиональном образовании;

  - разработать положения о «базовом предприятии» и   «производственной практике»;

- привлечь отраслевые ассоциации работодателей в качестве соисполнителей заказа на разработку государственных образовательных стандартов (в части профессиональных стандартов), квалификационных требований к подготавливаемым профессиям;

 - разработать комплекс мер, обеспечивающих интеграцию учреждений профессионального образования и предприятий, реализацию института соучредительства и софинансирования.

  Все это возможно реализовывать через межведомственную программу подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, предусматривающую проведение структурно-содержательной оптимизации сети, мобилизацию внутренних и внешних ресурсов.

Необходимо создать  координирующий орган на уровне исполнительной власти при вице-губернаторе и  отраслевые советы при заместителях Губернатора с участием ассоциаций работодателей, органов  по труду и занятости, учебных заведений, советы по содействию в подготовке квалифицированных кадров на уровне муниципальных образований».

Депутаты областного парламента были единодушны во мнении: основная задача – это выстраивание стратегии развития профессионального образования и переподготовки кадров на основе прогноза потребности  экономики. Необходимо модернизировать систему профессионального образования таким образом, чтобы она, с одной стороны, обеспечивала потребности не только сегодняшней, но и завтрашней экономики, а с другой стороны, – быстро и гибко реагировала на динамичные изменения актуальных потребностей производств в новых специальностях работников.

По мнению областных парламентариев, одной из составляющих этой стратегии должна стать информационная открытость на рынке труда. Депутат Сергей http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/274/27437b88b056997fd84e2c122c032566.jpgПотапов предложил создать для этого специальный информационный ресурс в сети Интернет.

Работа предстоит непростая – отметил председатель комитета по экономической политике и собственности Евгений Коротков. Речь должна идти об изменении  психологии, отношения к рабочим профессиям:

 http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/e61/e61574c98241cca94b81862a7beec504.jpg«Мы так и не поняли, что случилось. В 80-х годах в Вологодской области насчитывалось 5 тысяч студентов.  Остальные молодые люди получали профессиональное образование.  С приходом рыночной экономики  резко изменились условия. Очень быстро высшая школа  превратилась  в огромную коммерческую структуру, которая и сегодня активно наживает деньги на ожиданиях молодёжи и их родителей.  В результате этого у нас в области сегодня 53 тысячи студентов (то есть в 10 раз больше, чем было раньше!). Приведу пример -  у меня на предприятии 470 человек, из которых 150 рабочих с высшим образованием! То есть это те же самые  неустроенные юристы, экономисты и педагоги.

Сдвиг прошёл и в сознании.  Напрасно мы думаем, что принятие закона сразу всё изменит. Это не так-то просто. Ведь родители стараются как можно больше вкладывать в своих детей, стремятся дать им лучшее образование. Но сегодня сложилась такая ситуация, при которой я бы советовал родителям не платить 6 лет по 25 тысяч рублей за то, чтобы из сына или дочери сделали юриста. Лучше сэкономить эти деньги на ипотеку, чтоб в будущем у ребёнка была  квартира. Это более эффективное вложение в будущее! Поскольку,  даже получив высшее образование, выпускник вряд ли сможет найти себе работу по специальности. Ясно, что если престиж рабочих профессий будет низким,  нам не удастся переломить ситуацию. Профессиональное образование сегодня должно быть  добротным и престижным».

         О необходимости повышения престижа рабочих профессий говорили и другие участники заседания комитетов. По мнению депутатов, первоочередная роль в этом должна быть отведена средствам массовой информации.

         Подводя итог всестороннему обсуждению темы, депутаты констатировали, что несмотря на некоторые позитивные тенденции в развитии системы НПО и СПО области остаются существенные препятствия в развитии профессионального образования. За последние годы не произошло кардинального перелома в модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования. Износ основных фондов составляет 80%. Государственное финансирование учреждений НПО и СПО не превышает 12% от запланированных средств.

Слабой является степень участия работодателей в решении проблем НПО и СПО, несовершенна система договоров о социальном партнерстве между предприятиями-работодателями и образовательными учреждениями. Не создана нормативно-правовая база для создания базовых предприятий, прохождения производственной практики, закрепления выпускников на производстве.

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/e24/e24aaf1927a01bd06498fb308cb1e7ac.jpgВ тоже время в условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а профессиональные образовательные учреждения только бюджетополучателями.

Государственно-общественное участие в управлении профессиональным образованием оказывает слабое влияние на оценку качества образования, формирование и реализацию социального заказа на подготовку кадров.

Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом реальной потребности профессий на рынке труда.

В общественном сознании снижается ценность и социальная значимость рабочих профессий, статуса трудовых династий рабочих, крайне низким остаётся имидж рабочего труда.

 

По итогам работы депутатам был предложен проект РЕШЕНИЯ:

 

1.          Постоянному комитету по образованию, культуре и здравоохранению подготовить обращения:

в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о необходимости принятия федерального закона «О начальном и среднем профессиональном образовании», «О социальной рекламе»;

в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на 1 год для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования для высокотехнологичных производств и агропромышленного комплекса, заключивших договоры с работодателями;

в Правительство Российской Федерации:

1) о включении в приоритетный национальный проект «Образование» системы начального и среднего профессионального образования в части поддержки развития материально-технической базы учреждений, государственной поддержки подготовки мастеров производственного обучения, установления ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя и куратора группы в учреждениях НПО и СПО;

2) о необходимости подготовки ежегодного доклада о выполнении Комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года, утвержденного 22.06.2006 года  Председателем Правительства РФ, и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 28.11.2006 № 1643-р.

 

2. Постоянному комитету по бюджету и налогам подготовить:

1) обращения в Правительство Российской Федерации по вопросам:http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/87d/87d0d4794cd43989e9a7cc148d83d0e0.jpg

- предоставления права налогоплательщику при исчислении налога на прибыль организаций уменьшать налоговую базу на сумму перечисленных средств учреждениям системы начального и среднего образования;

- освобождения от налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от коммерческой деятельности;

2) проект федерального закона "О внесении изменений в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий освобождение от земельного налога учреждений системы начального и среднего профессионального образования.

 

3. Постоянным комитетам Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению, по экономической политике и собственности, по агропромышленному комплексу и продовольствию:

  рассмотреть вопрос о внесении изменений в закон области от 16.01.2007 года № 1553-ОЗ «О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области» (в части дополнения положениями о базовом предприятии и о производственной практике, о механизме реализации системы многоканального финансирования учреждений НПО и СПО, о привлечении ресурсов работодателей в повышение качества профессиональной подготовки выпускников, создание механизма государственно-частного партнерства при подготовке кадров).

 

4.     Обратиться к Губернатору области с предложениями:

 

- увеличения финансирования подпрограмм «Учебник» и «Развитие начального и среднего профессионального образования» ОЦП «Развитие системы образования Вологодской области на 2007-2010 годы» в 2008-2009 годах не менее чем на 40 процентов;

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/11c/11cc26037081dbe598e80b63ac56b426.jpg- разработать с привлечением научных организаций и принять Концепцию и межведомственную областную целевую программу «Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для различных отраслей экономики Вологодской области на 2010-2015 годы», предусматривающую  проведение структурно-содержательной оптимизации сети, мобилизацию внутренних и внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, кадровых, интеллектуальных и др.);

- оптимизировать сеть учреждений с учётом потребностей рынка труда в подготовке рабочих и специалистов определённых профессий на основе прогнозных оценок с целью постепенного перехода к договорной системе подготовки кадров для конкретных работодателей;

- привлечь отраслевые ассоциации работодателей к разработке государственных образовательных стандартов по новым профессиям и специальностям, отвечающим задачам развития экономики, квалификационных требований к профессиям, по которым ведётся подготовка в учреждениях профессионального образования;

- подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ   проект федерального закона «О профессиях и профессиональных квалификациях»;

- разработать механизм участия отраслевых департаментов и работодателей в создании единой базы данных о потребности в рабочих профессиях и специальностях по отраслям экономики области и отдельных организаций;

- разработать кратко- и среднесрочные прогнозы потребности организаций в квалифицированных кадрах;

- создать в отраслевых департаментах и муниципальных районах и городских округах с участием ассоциаций работодателей, органов по труду и занятости Советы содействия подготовке рабочих кадров и специалистов;

- создать Совет под руководством первого вице-губернатора области для координации работы вышеназванных Советов и в целом координации работы по подготовке рабочих кадров и специалистов системы начального и среднего профессионального образования;

- при разработке новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях установить стимулирующие выплаты за профориентацию учащихся на рабочие профессии, учитывать при оценке эффективности образовательного учреждения соблюдение установленного процента учащихся, поступивших в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, предусмотреть критерии стимулирования за  эффективную деятельность общеобразовательных школ и классных руководителей по профориентационной работе учащихся и выпускников для получения рабочей профессии;

- рассмотреть возможность увеличения оплаты труда инженерно-педагогических работников учреждений (возможно поэтапное увеличение по отраслям экономики);

- рассмотреть возможность ежегодного проведения конкурса среди СМИ на лучшее освещение профориентационной работы в учреждениях образования области, организациях различных отраслей экономики.

 

5.    Обратиться к региональному объединению работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области» и к ассоциациям работодателей с предложениями:

- создать условия для трудоустройства и закрепления выпускников системы начального и среднего профессионального образования в отраслях экономики;

- разработать механизмы использования материально-технической базы работодателей для повышения квалификации и переквалификации взрослого населения, в том числе миграционного;

- воссоздать системы наставничества с активным привлечением в эту работу высококвалифицированных рабочих и специалистов с оплатой их труда.

 

 

 

 

 

Пресс-служба Законодательного Собрания области.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

03.04.2008  года


© Законодательное Собрание Вологодской области
При использовании информации ссылка на источник обязательна

Количество просмотров: 2500

RSS
Рекомендовать материал




Интернет-приемная

Подписаться на рассылку