Публичные парламентские слушания по прогнозу социально-экономического развития области и бюджету области на 2011 и плановый периоды 2012-2013 годов состоялись в Законодательном Собрании области
    События    Публичные парламентские слушания по прогнозу социально-экономического развития области и бюджету области на 2011 и плановый периоды 2012-2013 годов состоялись в Законодательном Собрании области
/upload/medialibrary/556/556cbb8f8c4a7b8a80659defbd838b69.jpgПубличные парламентские  слушания по прогнозу социально-экономического развития  области и бюджету области на 2011 и плановый периоды 2012-2013 годов  состоялись в Законодательном Собрании  области  17 ноября. В слушаниях приняли участие депутаты различных уровней, члены Правительства области, руководители областных и  федеральных  структур исполнительных органов власти, представители профсоюзов, Общественной палаты,  СМИ. С каким экономическим потенциалом  область выходит из финансового кризиса, как  обеспечить развитие экономики, какие долги придется выплачивать области в среднесрочной перспективе? Эти и другие вопросы были подняты  в ходе  открытых публичных парламентских слушаний.  

С докладом прогнозных тенденций развития области и программе социально-экономического развития области на 2011-2013 годы выступил  начальник  департамента экономики, первый заместитель Губернатора области Леонид Иогман, /upload/medialibrary/e73/e73716f5288e00bd8946d4b6d6e9f873.jpgкоторый отметил принципиальный момент: «Наша область, как и другие регионы России, прошла пик кризиса. Прошла не без потерь.  Но в чем-то мы стали сильнее. Мы научились предвидеть, планировать, управлять в новых экономических и политических условиях. В результате активной реализации комплекса антикризисных мер и изменения ситуации на мировых рынках можно говорить о смещении вектора нашей политики с антикризисного на стабилизационный.  

Основным фактором экономического роста в области стало восстановление ситуации в секторах, наиболее пострадавших от кризиса - это, прежде всего, обрабатывающая промышленность, ориентированная на инвестиционный спрос. Тем не менее, последствия глобальной рецессии еще не ликвидированы полностью. Мы продолжаем жить в режиме жесткой экономии, и сохраняем консервативный подход в бюджетной политике. Ситуация достаточно не стабильна как в России, так и в мировой экономике. Лихорадит фондовые и валютные рынки, вплоть до так называемых «девальвационных войн». В ряде стран верх берет «национальный эгоизм», они пытаются специально ослабить курс своей валюты по отношению к валютам торговых партнёров. До сих пор не восстановился рынок недвижимости. Да, есть некоторое оживление спроса, но, тем не менее, до полного восстановления еще далеко. Ожидать в ближайшей перспективе возращения былого инвестиционного ажиотажа, легких и доступных кредитов, а также нового расцвета ипотеки, сверхприбылей, высоких бонусов и прочих факторов, подогревающих платежеспособный спрос, вряд ли приходится. Аномально жаркое лето привело к определенной нестабильности на продовольственном рынке. Но это вовсе не значит, что нужно запасаться гречкой, солью, мукой. Мы сами порой нагнетаем искусственный ажиотаж на рынке продовольствия, вспоминая годы тотального дефицита. У нас нет паники. Есть уверенность в своих действиях. Восьмистороннее межотраслевое соглашение о взаимодействии на продовольственном рынке области призвано стабилизировать цены на социально значимые товары». 

Леонид Иогман  акцентировал внимание участников слушаний на новом, трехлетнем подходе к формированию бюджета области: «Сегодня мы с вами впервые рассматриваем документ с горизонтом планирования 3 года. И не в формате «что будет?», а в формате «что делать?». 

Первый заместитель Губернатора  рассказал и о целях на среднесрочную перспективу, главные из которых - создание потенциала для будущего развития на основе диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики области, развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения,  совершенствование системы управления.  

Леонид Иогман подробно рассказал участникам слушаний о том, какие объекты будут строиться в области, как они будут обеспечены энергией,  какой будет  от них экономическая и социальная отдача. Остановился Леонид Иогман и на вопросах социальной политики, модернизации здравоохранения.  

Депутаты поблагодарили докладчика за  обстоятельные ответы и  задали ряд вопросов. Так Геннадий Хрипель обратил внимание на то, что  представленная программа развития  не подкреплена финансами и не соответствует представленному бюджету. Геннадий Хрипель высказал мнение о том, что название «Программа посткризисного восстановления экономики и консервации социальной сферы» более точно соответствовала бы ее содержанию.  Слово «развитие», по мнению депутата, не отражает ее сути.  Леонид Иогман пояснил:  «Представленная программа действительно носит скорее стабилизационный характер». /upload/medialibrary/4b6/4b63ed48d9c07316c37bfffa97aca1e2.jpgДепутат Людмила Ячеистова попросила объяснить, почему в прогнозе 2012 года заложены показатели по валовому внутреннему продукту ниже уровня 2010-2011 годов? В то же время оборот розничной торговли  по прогнозу  увеличится. Почему в целом таким провальным выглядит 2012 год? – спросила Людмила Ячеистова. «На самом деле прогнозы по 2012 году совсем не провальные. Они достаточно амбициозны, – пояснил Леонид Иогман. – Они выше, чем по стране. Да, кризис ударил по нам больно, но Вологодская область как входила, так и входит в десятку российских регионов по такому важному показателю как  объем промышленной продукции на душу населения».  

/upload/medialibrary/b31/b3148d4bab61bd7675cfe8d852ecda4b.jpgВ ходе состоявшихся слушаний  был заслушан доклад начальника департамента финансов Правительства области, первого заместителя Губернатора области Сергея Тугарина,   который  ознакомил  аудиторию  с проектом закона  области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».  

Подробно характеризуя основные параметры бюджета, Сергей   Тугарин отметил, что главный финансовый документ носит стабилизационный характер. Безусловно, будут выполнены взятые публичные обязательства, обеспечены выплаты зарплат бюджетникам. В то же время говорить об индексации зарплат пока рано.  Сергей Тугарин познакомил участников слушаний с макроэкономическими показателями бюджета, подробно рассказал как и когда будут выплачиваться проценты по взятым областью кредитам.  

/upload/medialibrary/72e/72e7438fab6173df0a3fbab366596ad1.jpgПозицию  депутатов   по предложенному   законопроекту   изложил  заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатель профильного комитета по бюджету и налогам Владимир Сверчков.  В своем докладе Владимир Сверчков, в частности, отметил: «Один из основных приоритетов бюджета - это безусловное выполнение социальных обязательств перед жителями области. По нашей оценке бюджет основан на очень консервативном прогнозе развития экономики области. Собственные доходы областного бюджета в трехлетнем бюджете заложены с умеренным ростом. Консолидированный бюджет достигнет уровня докризисного 2008 года в номинальном выражении только к 2013 году. Если говорить про доходы в реальном выражении, то они составят около 80 процентов от докризисного уровня. Напомню, что при значительном снижении доходов в 2009 и 2010 годах расходы областного бюджета остались фактически на докризисном уровне. Это было обеспечено за счет привлечения бюджетных кредитов и кредитов банков. Проект бюджета на 2011 год также предусматривает дефицит, объем заимствований будет расти. 

Проблему погашения долга предлагается отложить на 2012 год, поэтому параметры бюджета планового периода вызывают некоторую озабоченность. С 2012 года проект бюджета предусматривает резкое сокращение расходов. Так называемый профицит бюджета будет направлен на погашение государственного долга. Сокращение расходов в плановом периоде негативно скажется не только на инвестиционных расходах областного бюджета, но и будет болезненным для социальной сферы.  

Поэтому в процессе исполнения бюджета в 2011 году следует  сосредоточиться на решении следующих задач.  

Наиболее важное значение приобретет задача наполнения доходной части. Необходимо активизировать работу по сокращению недоимки и оптимизации льгот по региональным налогам, а также  на улучшении администрирования  неналоговых доходов. Как раз об этом нам постоянно напоминает Общественная палата. Предлагаем Правительству области продолжить осуществлять взаимодействие с федеральными органами власти по привлечению дополнительной финансовой помощи.  Основные показатели  экономики позволяют надеяться, что область будет развиваться в соответствии с  более оптимистичным сценарием, и в течение года и планового периода мы получим дополнительные доходы, не предусмотренные настоящим проектом».  

/upload/medialibrary/09a/09ab959a6dd68da72381a78ebe18cc7b.jpgВ слушаниях приняли участие представители муниципальных образований области. Депутат Череповецкой городской думы Юрий Кузин высказал свое мнение о том, что с развитием малого бизнеса решать проблемы наполняемости бюджета области будет проще: «Потенциал малого бизнеса не раскрыт полностью. А вместе с тем есть возможности для развития инвестиционных проектов. Насколько могут быть увеличены поступления в бюджеты области, городов - это вопрос планирования, оценки. Должны быть четкие целевые программы для предпринимателей. Уверен, что успех в бизнесе неизбежно отразится на социальном благополучии и  наполняемости бюджетов».   

В ходе слушаний свое мнение о проекте трехлетнего бюджета высказали депутаты Законодательного Собрания области, представители Общественной палаты. Лейтмотивом выступлений стало  повышение эффективности использования бюджетных средств и неукоснительное исполнение социальных обязательств.  

Результатом работы слушаний стали рекомендации, в которых отмечено, что в основу бюджетной и налоговой политики на 2011 – 2013 годы положены стратегические цели, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития  Вологодской области на период до 2020 года. Проект закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен с использованием умеренно-оптимистичного варианта прогноза развития экономики, базирующегося на относительно консервативных оценках внешних условий, включая устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть.  

В рекомедациях отмечено, что с 2011 года Вологодская область будет  получать дотацию из федерального бюджета и перестает быть регионом «донором». Сумма дотации в 2011 году составит 737,9 млн. рублей, в 2012 и 2013 годах  соответственно составит 359,1 млн. рублей и 163,2 млн. рублей. Удельный вес дотации в расходах консолидированного бюджета в 2011 году составит менее 2 процентов. Включение области в состав дотационных субъектов на приведет к принципиальным изменениям в организации бюджетного процесса - отметили участники слушаний.  

Государственный долг на 1 января 2011 года составит 19 млрд. рублей, на 1 января 2012 года увеличится до 21 млрд. рублей. К 1 января 2014 года снизится до 13 млрд. рублей. При этом на 1 января 2014 года задолженность перед банками планируется в сумме 9 млрд. рублей, по кредитам из федерального бюджета – 1 млрд. рублей, по гарантиям –  3 млрд. рублей. Несмотря на профицит областного бюджета и сокращение расходов областного бюджета к 2014 году сохранится достаточно высокий уровень заимствования в банках. 

Собственные доходы местных бюджетов будут увеличиваться. По прогнозу департамента финансов области, в 2011 году налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов составят 10,5 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с оценкой объема доходов 2010 года на 0,9 млрд. рублей, или на 9,4 процента. Объем дотации местным бюджетам составит 3,5 млрд. рублей и сохранится на уровне 2010 года. Несмотря на благоприятную динамику поступления налоговых и неналоговых доходов,  местные бюджеты по-прежнему остаются дотационными.  

Участники слушаний поддержали концепцию проекта закона области «Об областном бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» и предложили, в частности, Правительству области: 

    утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов, проводить политику по снижению государственного долга области и оптимизации его структуры; 
    рассмотреть возможность первоочередного погашения кредитов банков и реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по привлеченным кредитам; 
    принять меры по сокращению задолженности по уплате налогов и сборов.  

Участники слушаний рекомендовали органам местного самоуправления усилить контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств. 

  

 

Пресс-служба Законодательного Собрания области 

 

 

17.11.2010  года


© Законодательное Собрание Вологодской области
При использовании информации ссылка на источник обязательна

Количество просмотров: 3849

RSS
Рекомендовать материал




Подписаться на рассылку