15 июня в Законодательном Собрании области состоялись открытые парламентские слушания, посвященные вопросу исполнения областного бюджета за 2009 год. Ежегодно, в соответствии с законом о бюджетном процессе, рассматривая отчет Правительства об исполнении главного финансового документа, депутаты дают свою оценку степени эффективности расходования бюджетных средств в экономике и социальной сфере. Сильные и слабые стороны исполненного бюджета учитываются при формировании проекта бюджета следующего года, становятся определяющими в приоритетах бюджетной политики.
С докладом об основных показателях исполненного бюджета перед депутатами выступил первый заместитель Губернатора области, начальник департамента финансов Сергей Тугарин, который отметил основополагающий момент – несмотря на крайне сложную финансовую ситуацию, на огромное недополучение доходов в 2009 году, степень прочности экономики области оказалась такова, что были в полной мере выполнены взятые социальные обязательства. Решающую роль сыграли разработанные Правительством области и одобренные депутатами оперативные антикризисные меры, благодаря которым удалось избежать массовой безработицы и невыплат зарплат. Большую положительную роль сыграла и оптимизация бюджетных расходов - экономический эффект от проведения оптимизации бюджетных расходов составил 1,5 млрд. рублей, а общий эффект от реализации программы оценивается в сумме 9 млрд. рублей.
«В конце 2008 года и начале 2009 года ситуация с бюджетом действительно была очень сложной, – отметил Сергей Тугарин. - Это были самые трудные месяцы экономического кризиса, когда падали практически все экономические показатели: объем промышленного производства снизился на 28%, экспортная цена на металл более чем на 40 %, и одновременно увеличивалась безработица, а отсутствие ликвидности банковского сектора усугубили ситуацию в экономике. Мы встретили кризис, имея за плечами почти десять лет экономического роста. Экономика области динамично развивалась. Объем инвестиций ежегодно увеличивался и достиг величины в 382 млрд. рублей. Реальные доходы населения увеличились в 2,4 раза. Финансовый сектор и промышленность, социальная сфера стали гораздо более эффективными и устойчивыми. Для преодоления последствий финансового кризиса в области была разработана и реализовывалась антикризисная программа. На меры по стабилизации рынка труда было направлено 650 млн. рублей. На особый контроль были поставлены вопросы выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы и отраслей экономики» .
Сергей Тугарин подробно остановился на каждом из основных параметров исполненного бюджета, ответил на вопросы депутатов.
Исполнение главного финансового документа области внимательно изучалось в профильном комитете по бюджету и налогам Законодательного Собрания. Заместитель председателя областного парламента, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Владимир Сверчков выступил перед депутатами с оценкой исполнения бюджета.
Владимир Сверчков напомнил, что в 2009 году впервые был принят первый трехлетний бюджет. Проект был внесен в Законодательное Собрание в октябре 2008 года и базировался на достаточно оптимистичных прогнозах развития экономики. Но уже к моменту принятия бюджета стало понятно, что предложенные параметры выполнить невозможно. Ситуация была неопределенной, не было уточненных экономических прогнозов ни по России, ни по области.
В этих непростых условиях депутатами было принято решение утвердить внесенный бюджет с предложенными параметрами. При этом в закон была введена статья, которая определяла общие направления расходов бюджета, а Правительству области были предоставлены исключительные права по определению приоритетов расходования бюджетных ассигнований в рамках бюджета. С таким бюджетом область жила полгода. В то же время предпринимались экстренные меры, направленные на стабилизацию финансовой системы. Девять раз вносились изменения в закон о бюджете.
Практически бюджет был переориентирован на преодоление последствий кризиса, но при этом была сохранена его социальная направленность, обеспечены в полном объёме все социальные выплаты. Вместе с тем, из-за неопределенности пришлось вернуться к планированию бюджета на один год.
В своем выступлении Владимир Сверчков отметил, что в 2009 году Законодательное Собрание области приняло законопроекты, направленные на снижение налоговой нагрузки. Практически были задействованы все рычаги, разрешенные федеральным законодательством. В то же время при исполнении областного бюджета в значительной мере были сокращены расходы на капитальное строительство, капитальные ремонты и приобретение оборудования. «Объективно это произошло потому, что мы расставили правильные приоритеты и отдали предпочтение социальной сфере. Однако полагаю, что в долгосрочной перспективе такой подход приведет к значительным рискам для бюджетной системы» - отметил Владимир Сверчков.
В ходе слушаний депутаты высказали для СМИ свое мнение об исполнении бюджета по ряду направлений.
Заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатель постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Владимир Буланов отметил, что для сельского хозяйства области 2009 год стал годом испытаний на прочность: «В аграрном секторе экономики области мы недополучили прибылей примерно в миллиард рублей. В значительной степени мы не смогли увеличить зарплату в отрасли и инвестировать в сельское хозяйство. Нам придется еще не один год восстанавливаться для того, чтобы вернуться на прежние позиции. И в целом по России потери ощутимые - на 24 миллиарда рублей сельское хозяйство получило меньше прибылей, чем в 2008 году. На этом фоне закономерно, что федеральный бюджет выделяет средства для компенсации потерь. И особо хочу отметить, что сегодня эти средства приходят своевременно. Раньше мы их получали в конце года, а в этом году уже сегодня эти средства начинают работать в агропромышленном комплексе области» .
Председатель постоянного комитета по вопросам местного самоуправления Александр Цымбалов отметил: «Что касается межбюджетных отношений, то параметры этой статьи бюджета были сохранены на уровне 2008 года. Это говорит о том, что муниципалитеты в основном имели возможность выполнить все переданные им полномочия с уровня федерального и с уровня субъекта федерации. Если говорить о параметрах бюджета текущего года, то конечно же бюджет очень непростой. Сейчас ведется жаркая дискуссия на предмет того, правильно ли были определены приоритеты в распределении дополнительных доходов. По моему мнению, в распределении дополнительных доходов предусмотрено все, о чем ставили вопрос главы органов местного самоуправления. Если тенденции по росту доходов сохранятся, то на конец года мы выйдем с неплохими показателями в части финансирования всех расходных обязательств, которые были гарантированы в законе о бюджете области на 2010 год» .
После всестороннего обсуждения участники парламентских слушаний приняли решение рекомендовать депутатам Законодательного Собрания поддержать законопроект «Об исполнении областного бюджета за 2009 год». Среди рекомендаций в адрес исполнительной власти и органов финансового контроля прозвучало пожелание продолжить работу по контролю за целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета и продолжить внедрение программно-целевых методов планирования расходов областного бюджета.
Пресс-служба Законодательного Собрания области.
16.06.2010 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 2603 |