УРОКИ ДЕМОКРАТИИЗаконодательному Собранию области исполнилось 15 лет. Эти годы войдут в историю области, как годы становления, развития и возмужания представительной власти на Вологодчине. Формированию этого представительного органа законодательной
    События    УРОКИ ДЕМОКРАТИИЗаконодательному Собранию области исполнилось 15 лет. Эти годы войдут в историю области, как годы становления, развития и возмужания представительной власти на Вологодчине. Формированию этого представительного органа законодательной

  Н.В.Тихомиров
председатель Законодательного
Собрания Вологодской области

 

УРОКИ  ДЕМОКРАТИИ

http://vologdazso.ru/upload/medialibrary/904/90476655a618f9ae41e5c836848da17b.jpgЗаконодательному Собранию области исполнилось 15 лет. Эти годы войдут в историю области, как годы становления, развития и возмужания представительной власти  на Вологодчине.  Формированию этого  представительного органа законодательной власти   предшествовало   принятие   Конституции   РФ   12 декабря  1993 года,  положившей начало новому этапу в  истории российского парламентаризма.  

Вологодчина наравне с другими республиками, краями, областями, городами федерального значения и автономными образованиями стала равноправным субъектом Российской Федерации.  Область   получила право на свой Устав, законодательство и бюджет. В Конституции 1993 года были  четко закреплены два основных принципа: разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также   право осуществления государственной власти в субъектах РФ через образуемые  субъектами  органы государственной власти.

Таким образом, основной закон страны  закрепил  невиданное ранее для российских территорий право  самостоятельно, от имени своего населения, осуществлять государственную власть на местах.

Вот почему первостепенной задачей стало формирование совершенно нового органа государственной власти области, который бы не только  возродил представительные функции, упраздненного в октябре 1993 года Вологодского областного Совета народных депутатов, но и от имени  народа, осуществлял бы законодательные функции.

УРОК 1.  ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ НАРОДА

 

В   непростое, переломное   время  формировалась областная законодательная ветвь власти. Социальный накал усугублялся  тем, что  старая, советская экономическая модель была разрушена до основания, новая создавалась с трудом, в основном, как говорят историки, путем «дикой» приватизации. Нормой жизни стало такое явление как бартер, многомесячная задержка зарплат, пенсий, пособий.  Пенсионеры и бюджетники были поставлены на грань выживания. Все это  выливалось в откровенное недоверие, а подчас и враждебное отношение граждан  к власти.  Пикеты и демонстрации, митинги и забастовки  стали  неотъемлемой чертой того времени.  Депутатам   по сути заново предстояло завоевать признание и доверие населения.

Противостояние мнений по выходу из политического и экономического коллапса в полной мере отразилось в программных заявлениях  кандидатов, которые шли в представительную власть с искренним желанием помочь людям   сделать власть по-настоящему народной. Это было время трибунов,  ораторов,  романтиков, пожелавших изменить всё и сразу.

На этом фоне 31 марта 1994 года состоялась первая сессия Законодательного Собрания Вологодской области.  

Это было большое достижение демократии. 

Социальный состав депутатов первого созыва отражал интересы самых различных слоев общества: были крепкие хозяйственники, директора предприятий, руководители представительных органов власти, врач и даже предприниматель.    Начинали с нуля. Ручка, блокнот, телефон – вот и вся оргтехника. Но в маленьких и тесных кабинетах рождались интересные жизнеспособные законопроекты.

Первым председателем Законодательного Собрания области на альтернативной основе  был избран опытный юрист Геннадий Тимофеевич Хрипель.  Он руководил областным парламентом с 1994 по 1995г.г. и  с 1996-2001г.г. В период с 1995 по 1996г.г. Законодательное Собрание возглавлял Гурий Васильевич Судаков, в настоящее время он профессор ВГПУ, доктор филологии.  С 2001 года действующий председатель Законодательного Собрания области Николай Васильевич  Тихомиров.

УРОК 2.    Рыночной экономике – новые законы

Первый областной закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области» был принят  23 июня 1994г. К концу 1994 года был подготовлен перечень основных нормативных актов. Однако, нормативная база хронически отставала от быстро меняющейся жизни.

Старые законы тормозили переход на рыночные рельсы, новые законы рождались медленно. Стало очевидным - для более оперативной разработки и   принятия   необходимых экономике правовых норм нужно увеличить количество депутатов и организовать их работу на постоянной основе. Это была первая задача. Вторая, не менее важная, - обеспечить преемственность в законотворческой работе, а политические баталии в депутатской среде ввести в конструктивное русло. Во многом эти задачи удалось решить с принятием  в сентябре 1995 года  Устава области – региональной Конституции.   После долгих  споров и  согласований депутатам удалось сформулировать и закрепить в Уставе   принципы  политических, экономических и социальных преобразований в Вологодской области на годы вперед, а так же   заложить основы  взаимодействия всех ветвей власти. 

В соответствии с    Уставом     25 февраля 1996 года на Вологодчине   состоялись довыборы в Законодательное Собрание области, в  результате которых,  в областной парламент пришли  еще 15 депутатов.

Хороший темп законотворческой работе  задали череповецкие   депутаты.  Благодаря их активности и профессиональному опыту, наработанному в органах власти, вопросы поддержки региональной экономики вышли на первый план. 

Замечу, что одним из первых законов принятых в то сложное время, стал    закон «О повышении оплаты труда работникам бюджетной сферы». И в дальнейшем вопросы оплаты труда бюджетников   всегда были  в центре внимания народных избранников.             

 

                          УРОК 3.   ИСКУССТВО ДИПЛОМАТИИ

 

Отмечу, что с первых недель работы нового областного законодательного органа власти депутатам пришлось учиться сложной дипломатии  выстраиванию отношений с исполнительным органом власти  - администрацией области. Главной причиной возникших в то время разногласий стало различное толкование принципов взаимоотношений государственных органов власти, закрепленных Конституцией Российской Федерации 1993 г . Ни одна из ветвей власти не могла превалировать над другой. И хотя  депутаты   придерживались различных политических взглядов, они  единодушно отстаивали позицию на самостоятельность Законодательного Собрания. Его право быть юридическим лицом, иметь аппарат сотрудников, обладать своей компетенцией и материально-технической базой.  Противостояние равноправных ветвей власти исполнительной и законодательной тормозило развитие области, заводило в тупик.

В марте  1996 года Президент РФ Б. Ельцин своим Указом назначает и.о. Губернатора области мэра Череповца Вячеслава Позгалёва. А в октябре 1996 года в ходе прямых всеобщих выборов вологжане большинством голосов избирают Вячеслава Позгалева своим Губернатором.

Начался новый период в истории областного парламентаризма -  конструктивного сотрудничества равноправных ветвей власти, которое строилось на основе взаимного уважения и доверия.

 

     УРОК 4.   ЗАКОНАМ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - ЗЕЛЁНУЮ УЛИЦУ

 

  Истекшие 15 лет законотворческой деятельности нескольких поколений народных избранников привели к созданию современной  законодательной базы, которая обеспечила динамичное развитие Вологодчины на годы вперед. Область успешно преодолела тяжелое для экономики страны и регионов время 90-х, начали возрождаться ее промышленность, традиционные самобытные отрасли производства, постепенно окрепли  позиции малого бизнеса, заметно оживилось жилищное строительство,  улучшилось положение дел в агропромышленном  комплексе.

  Законодательное обеспечение государственной деятельности в сфере социальной политики всегда являлось предметом особого внимания депутатов Законодательного Собрания. Достаточно сказать, что только за период 2004-2008 годов областная нормативно - правовая база пополнилась в общей сложности более чем 180 законами социальной направленности. В рамках социальной реформы по замене натуральных льгот денежными выплатами в 2005 году Законодательным Собранием принят  закон области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», предоставивший комплекс мер государственной поддержки областным ветеранам, участникам боевых действий, сельской интеллигенции.

Дополнительные льготы отдельным категориям граждан установлены законами области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте».

Серьезные изменения в законодательстве, регулирующем меры государственной поддержки незащищенных категорий граждан, произошли в 2006 году. В полтора-два раза возросли с 1 января 2007 года пособия на детей из малоимущих семей и на детей-инвалидов, пособия творческим работникам.   В 2007 году с 10 до 18 рублей   в день увеличен размер расходов областного бюджета на питание школьников из многодетных и малообеспеченных семей,   в 2009 году эта сумма составила уже 25 рублей. Возросли выплаты вологжанам за особые заслуги перед областью. Стипендия студентам и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области повышена  в   2006 года до 315 рублей, а с  2008 года до 400 рублей.

  С удовлетворением воспринят вологжанами закон области «Об учреждении государственной награды Вологодской области – медали «Медаль материнства», которым установлены  единовременные выплаты многодетным матерям в размерах от 10 до 20 тысяч рублей при награждении «Медалью материнства» 1, 2, 3 степени.  А согласно принятому в 2007 году  закону области «Об установлении праздничного дня Вологодской области – Дня отца» такое же пособие стали получать одинокие отцы, воспитывающие без матери пять и более детей.

В 2007 году меры государственной поддержки, предоставляемые наименее защищенным категориям вологжан законом области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», также распространены на категорию так называемых «детей войны».   Дополнительную поддержку получили реабилитированные и граждане, пострадавшие от политических репрессий, которым предоставлено право на получение компенсации расходов по оплате проезда один раз в год по территории Российской Федерации. В 2008 году в интересах вологжан, проживающих в коммунальных квартирах, льгота в виде ежемесячной оплаты в размере 50 процентов занимаемой жилой площади распространена на приходящуюся на нее часть площади вспомогательных помещений.

По многочисленным обращениям жителей отдаленных районов и сел области законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области» в 2007 году ветеранам-пенсионерам было предоставлено право бесплатного проезда общественным автомобильным транспортом на внутриобластных межрайонных маршрутах. Однако по причине осложнившейся экономической ситуации в 2008 году депутаты вынуждены были принять решение о замене этой нормы на право льготного 50-ти процентного тарифа по оплате этих транспортных услуг.

  Одним из первых   в России областной парламент начал работу по созданию системы законодательного регулирования процессов становления и развития местного самоуправления. На год раньше федерального законодателя,  в  1994  году,  областными  депутатами  был  принят    закон «О местном самоуправлении в Вологодской области».

С принятием этого закона начался процесс дальнейшего совершенствования сферы муниципального права. В настоящее время сформирован целый пакет областных законов по реализации в полном объеме на территории Вологодской области  требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Регулярно депутаты вносят  изменения в  областной закон   «Об оплате труда работников бюджетной сферы области» с целью   повышения заработной платы, а также увеличения размеров доплат за стаж работы и иных стимулирующих, компенсационных выплат педагогическим и медицинским работникам, работникам библиотек, областных музеев, учреждений социальной защиты, дошкольных образовательных, архивных учреждений и   иным категориям работников, занятым в бюджетной сфере.   Дважды за последнее время производилось увеличение размеров тарифных ставок работникам бюджетной сферы: с 1 сентября 2007г. на 15%процентов,   с 1 февраля 2008 г . еще на 14%.

  В настоящее время Вологодская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуется     пилотный   проект по повышению качества услуг в сфере здравоохранения. Одно из направлений проекта - реформирование системы оплаты труда медиков.  С этой целью  в  2008 году принят закон области «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области».

УРОК 5.  ОБЛАСТНОЙ ПАРЛАМЕНТ, КАК ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

За пятнадцать лет существенно расширились полномочия и роль Законодательного Собрания, где как в зеркале отражаются  политические настроения в обществе. Сегодня в  областном парламенте работают представители различных политических партий,   поддержанных избирателями на выборах в марте 2007 года.  Подавляющее число мест в областном парламенте получила партия «Единая Россия»,  по два мандата  у  КПРФ, АПР и ЛДПР.  Четыре депутата прошли   от  партии «Справедливая Россия».   Со временем представители партий   образовали  в Законодательном Собрании свои политические фракции.

  Сегодня   региональные депутаты получили право по представлению Президента РФ наделять полномочиями высшее должностное лицо области, а также избирать своего представителя в Совете Федерации. В 2007 году депутаты реализовали данное законодателем право. Так,  4 апреля 2007 года по итогам тайного голосования членом Совета Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации от Законодательного Собрания области был избран Герой России Ю. Л.  Воробьев. 21 июня 2007 года на 167 сессии Законодательного Собрания депутаты наделили В.Е. Позгалева  полномочиями Губернатора области сроком на 5 лет.

Растет состязательность политических партий,  крепнет авторитет общественных объединений граждан.  Все это налагает особую ответственность на политиков, ведь в недалеком будущем партия,  победившая на выборах,  сможет выдвигать  своих  кандидатов  на пост Губернатора области. Эти новеллы в выборном законодательстве  будут способствовать поддержанию демократических традиций в регионе, развитию гражданского общества.

УРОК 6.  ИСПЫТАНИЕ КРИЗИСОМ

С серьезными испытаниями столкнулась область, как и в целом страна  в конце 2008 года. В условиях финансового кризиса и экономического спада началась проверка на прочность не только реального сектора экономики, но и  существующего областного законодательства. Правительством области под руководством Губернатора области,  Законодательным Собранием  в кратчайшие сроки был принят   комплекс антикризисных мероприятий, создана система оперативного, в том числе, законодательного реагирования на  быстро меняющуюся ситуацию.

Замечу, что несмотря на снижение доходной части бюджета, Законодательное Собрание не приняло ни одного закона по отмене ранее взятых социальных обязательств.  На 2009 год пролонгированы в прежнем размере ежемесячные денежные выплаты для областных льготников, выплаты социальных пособий  и единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. По инициативе депутатов в два раза увеличиваются расходы на бесплатное питание школьников из многодетных и малообеспеченных семей. Ни один человек не должен чувствовать себя забытым и заброшенным  наедине со своими проблемами.

Мы рассчитываем, что благодаря оперативно принятым мерам на областном уровне,  помощи, которую Вологодчина получает из федерального центра  удастся обеспечить устойчивую работу предприятий, поддержать малый и средний бизнес, сохранить рабочие места и создать новые, а главное, не допустить резкого падения уровня жизни вологжан. Чрезвычайно важно сегодня продолжить федеральное финансирование всех целевых программ,  направленных на развитие инфраструктуры - транпортной сети,  жилищного строительства, объектов коммунального хозяйства. Ведь кризис не вечен, и когда начнется подъем  экономики, инвесторы придут в регионы с наиболее развитой инфраструктурой.  Еще в прошлом году по всем объектам совместного финансирования область брала на себя половину расходов. Сегодня такие объемы не потянуть. Возможности регионов в реализации федеральных целевых программ резко снизились. Недавно на заседании Совета  законодателей в Кремле   я  передал в Совет Федерации наше   предложение   снизить долю участия  регионов в федеральных проектах  до 5%.   Надеюсь,   позиция вологодских депутатов найдет понимание, равно как и наше предложение по установлению  мер антимонопольного регулирования роста цен на ГСМ в период сезонных полевых работ   в текущем году.

Мы понимаем, что сегодня обе ветви власти –  исполнительная и законодательная - несут взаимную ответственность за принимаемые решения, за социальное самочувствие в обществе. Нельзя использовать временные трудности для получения политических дивидендов.  Уверен, что депутаты независимо от партийной принадлежности, объединят усилия для выполнения антикризисной программы,  обеспечат стабильную  и конструктивную работу областного парламента.

                              УРОК 7. СОХРАНИТЬ ДОВЕРИЕ НАРОДА

  Не могу не сказать, что в Законодательном Собрании ценится роль предшественников, сохраняются принципы преемственности, принципиальности в отстаивании интересов населения, заложенные еще в бытность депутатов первых созывов.

Решать актуальные  вопросы, разбираться в самых сложных юридических тонкостях депутатам помогают профессионалы высокого класса   - работники аппарата областного парламента. В постоянных контактах со специалистами различных департаментов Правительства области оттачиваются формулировки будущих законов, учитываются интересы всех социальных групп.

Депутаты убеждены – власть должна быть предельно открытой и доступной для   граждан. Особое значение в областном парламенте придают популяризации принимаемых решений, разъяснению  подчас сложных норм законов. С этой целью создан официальный Интернет-сайт Законодательного Собрания области, информационная насыщенность которого не раз отмечалась в Совете Федерации. Многогранна деятельность депутатов Законодательного Собрания области. Только законотворчеством она не ограничивается. Областные парламентарии не сидят на месте,   всегда находятся в центре  общественной жизни, в водовороте событий.

Согласитесь, современную политическую жизнь Вологодчины уже невозможно представить без Законодательного Собрания, прошедшего за 15 лет длительный путь развития от первых выборов до профессионального исполнения своих полномочий.

  Уверен, что и в последующие годы депутатский корпус сделает все для дальнейшего  совершенствования областной законодательной базы в интересах вологжан, обеспечения социально-экономической и политической стабильности в области.

                                                                                     Наталья Столярова

Статья  опубликована  в газете «Красный Север» 31 марта 2009г.

 

09.04.2009  года


© Законодательное Собрание Вологодской области
При использовании информации ссылка на источник обязательна

Количество просмотров: 2275

RSS
Рекомендовать материал




Подписаться на рассылку