Постановление Законодательного собрания области от 27.12.2023 № 550
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О результатах мониторинга правоприменения закона области
от 5 февраля 2009 года № 1955-ОЗ "О библиотечном
обслуживании населения в Вологодской области"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 5 февраля 2009 года № 1955-ОЗ "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области".

Председатель Законодательного Собрания области А.Н. Луценко


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Законодательного Собрания области
от 27 декабря 2023 года № 550

Результаты мониторинга правоприменения закона области
от 5 февраля 2009 года № 1955-ОЗ "О библиотечном обслуживании
населения в Вологодской области"

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон области от 5 февраля 2009 года № 1955-ОЗ "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области" (с изменениями, внесенными законами области от 4 мая 2010 года № 2292-ОЗ, от 10 декабря 2014 года № 3528-ОЗ, от 16 марта 2015 года № 3599-ОЗ, от 5 июня 2023 года № 5382-ОЗ) (далее также – закон области № 1955-ОЗ, закон области "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области", закон области).

Исполнители мониторинга:

ответственный за проведение мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению (далее – постоянный комитет);

правовое управление Законодательного Собрания области (далее – правовое управление).

Период проведения мониторинга – первое полугодие 2023 года.

Краткая характеристика предмета правового регулирования: закон области № 1955-ОЗ регулирует правоотношения, связанные с организацией библиотечного обслуживания населения на территории Вологодской области государственными областными библиотеками.

Основания проведения мониторинга – план мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2023 года, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 22 декабря 2022 года № 580.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 1955-ОЗ федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области
№ 1955-ОЗ планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 1955-ОЗ с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

II. Сведения о мероприятиях, проведенных постоянным комитетом
в процессе мониторинга

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением проведен анализ закона области № 1955-ОЗ на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере библиотечного обслуживания населения.

2. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы об информации:

Губернатору области – о практике применения и реализации на территории области закона области № 1955-ОЗ, о проблемах, возникающих у исполнительных органов области при его реализации, о наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации закона области № 1955-ОЗ; о количестве и содержании обращений граждан по вопросам разъяснения норм закона области № 1955-ОЗ, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании (если такие имеются), о количестве жалоб граждан на нарушение прав на библиотечное обслуживание, предусмотренных законом области № 1955-ОЗ (статистические данные за период действия закона области, сущность жалоб, результаты рассмотрения), об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в прокуратуру Вологодской области – о количестве и сущности заявлений (жалоб), связанных с реализацией закона области № 1955-ОЗ, а также о результатах рассмотрения таких заявлений (жалоб); об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в управление Министерства юстиции России по Вологодской области – о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области № 1955-ОЗ, о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в Северо-западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – о проведении независимой научной экспертизы закона области № 1955-ОЗ, об имеющихся предложениях по совершенствованию законодательства в данной сфере;

в Общественную палату Вологодской области – о предложениях по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере объекта мониторинга;

в Молодежный парламент Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области № 1955-ОЗ (в случае наличия такой информации), о предложениях по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

главам муниципальных округов, руководителям администраций районов Вологодской области – о практике применения и реализации на территории округа (района) закона области № 1955-ОЗ, о проблемах, возникающих при его реализации, о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

3. Информация, связанная с мониторингом закона области № 1955-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению.

III. Проведение мониторинга

1. Анализ федерального законодательства
в сфере библиотечного обслуживания

В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции РФ).

Основополагающими нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, которые непосредственно регулируют библиотечную деятельность, являются: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 года № 3612-1 (далее – Основы законодательства Российской Федерации о культуре), Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ), приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 марта 2022 года № 395 "Об утверждении порядка межбиблиотечного взаимодействия".

Положениями статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, подпункта 38 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.

В субъектах Российской Федерации в целях реализации положений федерального законодательства приняты нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.

2. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации
по вопросам организации библиотечного обслуживания населения
библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования
и обеспечения сохранности их библиотечных фондов

Правовое регулирование в сфере библиотечного обслуживания, согласно проведенному анализу, в субъектах Российской Федерации осуществляется следующим образом:

1) в отдельных субъектах Российской Федерации (в республиках Бурятия, Дагестан, Крым, Хакасия, в Алтайском крае, Амурской, Архангельской, Иркутской, Московской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тульской областях) приняты региональные законы, предметом регулирования которых являются правоотношения в сфере организации библиотечного обслуживания населения. В основном, в указанных законах содержатся положения, предусматривающие: определение понятий, используемых в законе, либо указание на то, что применяемые в законе понятия используются в значениях, определенных федеральным законодательством; разграничиваются полномочия органов государственной власти в сфере библиотечного обслуживания; установлены нормы по упорядочению сети библиотек.

Дополнительно в отдельных регионах законодательно установлены, например:

в республиках Дагестан, Крым, Хакасия – права пользователей библиотек, права особых групп пользователей библиотек, обязанности и права библиотек; условия сохранения и использования библиотечных фондов; правила учета, хранения и отчуждения фондов библиотек;

в Алтайском крае – положения о формах государственной поддержки развития библиотечного дела; о выплатах стимулирующего характера работникам государственных библиотек Республики Алтай (надбавка за осуществление ими методических и координационных функций по отношению к другим библиотекам; надбавка за стаж непрерывной работы в сфере библиотечного дела в размере 10 процентов оклада (должностного оклада) за первые пять лет и 10 процентов через каждые последующие пять лет, но не более 40 процентов);

в Амурской области – полномочия органов местного самоуправления;

в Архангельской области – отсылочные нормы о мерах социальной поддержки работников государственных библиотек области и муниципальных библиотек; о библиотечном краеведении; о библиотечно-информационной сети области;

2) в таких субъектах Российской Федерации, как республики Ингушетия, Коми, Удмуртская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Новгородская, Томская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, действуют законы, регулирующие одновременно вопросы организации библиотечного обслуживания и вопросы об обязательном экземпляре документов. Причем в отдельных регионах действуют законы с наименованием "Об обязательном экземпляре документов", содержащие положения об организации библиотечного обслуживания населения;

3) в республиках Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Костромской, Курской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Саратовской, Тюменской, Челябинской областях, Ненецком автономном округе положения об организации библиотечного обслуживания населения включены в региональный закон о культуре;

4) в отдельных регионах (Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тверской областях) в законе о культуре, а также в законе о правительстве субъекта Российской Федерации к полномочиям правительства отнесены вопросы организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.

По данным справочно-правовой системы Консультант-плюс, судебных решений в части обжалования нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих вопросы в сфере организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов, не имеется.

3. Анализ законодательства Вологодской области
по вопросам организации библиотечного обслуживания населения
библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования
и обеспечения сохранности их библиотечных фондов
(по материалам экспертного заключения правового управления
Законодательного Собрания Вологодской области,
Минюста России по Вологодской области)

В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона № 78-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Постоянно действующим органом государственной власти области, согласно части 11 статьи 42 Устава Вологодской области, является Законодательное Собрание области.

Законодательное Собрание Вологодской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 44 Устава Вологодской области).

Законодательное Собрание Вологодской области принимает нормативные правовые акты в формах закона, постановления (часть 1 статьи 3 закона Вологодской области от 5 июля 2012 года № 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области").

Следовательно, закон области принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Вологодской области.

Закон области "О библиотечном обслуживании населения Вологодской области" принят 5 февраля 2009 года (постановление Законодательного Собрания области от 28 января 2009 года № 64), опубликован в газете "Красный Север" от 10.02.2009 № 14 в установленный законом срок.

За период действия в закон области были внесены четыре изменения в 2010, 2014, 2015, 2023 годах.

Предметом регулирования закона области являются правоотношения, связанные с организацией библиотечного обслуживания населения на территории Вологодской области государственными областными библиотеками.

Закон области № 1955-ОЗ включает в себя следующие положения:

основные понятия, используемые в законе области (статья 2);

обеспечение прав граждан на библиотечное обслуживание (статья 3);

полномочия органов государственной власти области в сфере библиотечного обслуживания (статья 4);

государственные областные библиотеки (статья 5);

финансовое обеспечение государственных областных библиотек (статья 6).

По результатам анализа положений закона области № 1955-ОЗ, проведенного правовым управлением Законодательного Собрания области, отмечено следующее:

статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, подпунктом 38 части 1 статьи 44 Федерального закона № 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов не только организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, но и комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.

В связи с изложенным в законе области № 1955-ОЗ необходимо предусмотреть урегулирование вопросов, связанных с организацией комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов государственных областных библиотек.

В абзаце третьем статьи 2 закона области № 1955-ОЗ после слов "организует взаимоиспользование библиотечных ресурсов" требуется дополнить словами ", в том числе осуществляет функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивает ведение сводного каталога,", что будет соответствовать положениям части 2 статьи 20 Федерального закона № 78-ФЗ.

По тексту закона области № 1955-ОЗ формулировку "органом исполнительной государственной власти области" требуется привести в соответствие с нормами Федерального закона № 414-ФЗ.

В ходе проведения правовой экспертизы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области выявлено несоответствие норм данного нормативного правового акта федеральному законодательству.

Предметом регулирования закона области являются правоотношения, связанные с организацией библиотечного обслуживания населения на территории Вологодской области государственными областными библиотеками (статья 1 закона области № 1955-ОЗ). Абзацем вторым части 1 статьи 3 закона области № 1955-ОЗ предусмотрено, что право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием сети государственных областных и муниципальных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания. В соответствии с частью 3 статьи 4 закона области № 1955-ОЗ органы исполнительной государственной власти области в сфере библиотечного обслуживания вправе участвовать в организации комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек, учредителями которых являются органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов области. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 78-ФЗ в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Российской Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления, не входят в систему государственных библиотек, являются самостоятельным видом библиотек, и включение их в закон области, регулирующий правоотношения, связанные с организацией библиотечного обслуживания населения государственными областными библиотеками, противоречит федеральному законодательству.

Абзацем третьим части 1 статьи 4 закона области № 1955-ОЗ к полномочиям Законодательного Собрания области в сфере библиотечного обслуживания отнесено утверждение ассигнований областного бюджета, направляемых на финансирование государственных программ области, предусматривающих мероприятия по развитию библиотечного дела. Абзацем вторым части 2 статьи 4 закона области № 1955-ОЗ предусмотрено, что разработка, утверждение и реализация государственных программ области, предусматривающих мероприятия по развитию библиотечного дела, финансируемых за счет средств областного бюджета, в порядке, установленном действующим законодательством, являются полномочием органов исполнительной государственной власти области в сфере библиотечного обслуживания. Как следует из абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона № 78-ФЗ, библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят не только организация библиотечного обслуживания пользователей библиотек, но и другие вопросы (например, подготовка кадров работников библиотек), не относящиеся к предмету правового регулирования закона области.

Таким образом, абзац третий части 1, абзац второй части 2 статьи 4 закона области № 1955-ОЗ, в которых мероприятия по развитию библиотечного дела отнесены к сфере библиотечного обслуживания, приняты без учета требований федерального законодательства.

Нуждаются в приведении в соответствие с федеральным законодательством и абзац второй части 1 статьи 2, абзац первый части 2 и часть 3 статьи 4 закона области № 1955-ОЗ, в которых указываются органы исполнительной государственной власти, а не исполнительные органы, как того требует статья 4 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы не выявлены.

Форма нормативного правового акта соответствует правилам юридической техники.

4. Информация о правоприменительной практике закона области
№ 1955-ОЗ (по информации Правительства области)

Закон области от 5 февраля 2009 года № 1955-О3 "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области" регламентирует деятельность:

БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина";

БУК ВО "Вологодская областная детская библиотека";

БУК ВО "Вологодская областная специальная библиотека для слепых".

Реализация закона области № 1955-ОЗ
БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина"

По состоянию на 1 января 2023 года в единой базе данных пользователей библиотеки зарегистрировано 10 386 читателей.

Сохраняется тенденция роста числа удаленных пользователей, предпочитающих обращаться к ресурсам библиотеки через ее представительства в Интернете (1 027 000 + 1 402 77 к показателю 2021 года).

Студенты и учащиеся очных форм обучения, в том числе общеобразовательных форм, составляют 46,9 % от общего числа пользователей; специалисты и научные работники составляют 29,3 %; другие категории пользователей (рабочие, пенсионеры, безработные, др.) составляют 23,8 %.

Число посещений библиотеки (в стационаре и вне его) в 2022 году составило 234 085. В удаленном режиме (через сеть Интернет) было зафиксировано 1 814 319 визитов.

За истекший период 2023 года: число реальных посещений – 85 276, число виртуальных посещений (через сеть Интернет) – 557 385.

Библиотека предлагает пользователям широкий спектр электронных услуг: предоставление информации о наличии в фонде конкретных документов, в том числе через Электронный каталог библиотеки, Сводный электронный каталог библиотек Вологодской области; доступ к полным текстам книг и статей через Электронную библиотеку, в которой на 1 января 2023 года представлено 21 940 документов; действует система онлайн-продления взятых на дом документов и предварительного заказа книг; работают виртуальная справочная служба и онлайн-консультации.

По состоянию на 1 апреля 2023 года объем библиотечного фонда составляет 1 319 026 экз. всех видов документов.

Пользователям библиотеки в 2022 году был выдан 1 081 351 документ. Высокий показатель книговыдачи достигнут за счет значительного числа обращений к электронным полнотекстовым ресурсам: в 2022 году виртуальная книговыдача составила 632 415 документов (58,5 % от общего объема).

За 4 месяца 2023 года книговыдача составила 430 536 экз., в том числе 287 709 экз. (66,8 %) – оцифрованные источники из фондов библиотеки, представленные на сайте в Электронной библиотеке.

В 2022 году проведено 1 151 мероприятие (в том числе 71 – в онлайн-формате) с участием более 52 тыс. человек (в том числе онлайн – почти 9 тысяч). Ежедневно проводилось в среднем 4 мероприятия, число участников одного мероприятия составило в среднем 45 человек.

За истекший период 2023 года проведено более 400 мероприятий с участием более 16 тыс. человек.

Диапазон проводимых мероприятий широк: от локальных встреч до региональных проектов и участия во всероссийских и международных акциях.

Библиотека на своих площадках организует работу различных клубов, кружков, творческих объединений, языковых сообществ. В 2022 году 3,8 тыс. посещений связаны с деятельностью 18 таких читательских объединений.

Обслуживание удаленных пользователей библиотека осуществляет через систему межбиблиотечного абонемента и электронную доставку документов (МБА и ЭДД).

К услугам МБА и ЭДД библиотеки в 2022 году обратились 102 абонента, в том числе 83 муниципальные библиотеки, библиотеки культурных и образовательных учреждений города Вологды, прочие библиотеки Вологодской области и 19 библиотек из других регионов России. К услуге "электронная доставка документов" (ЭДД) обратились 45 библиотек. Было выдано 9 314 экз. документов, в том числе 400 электронных документов.

В 1-м квартале 2023 года услугами МБА воспользовались 45 библиотек области и 8 библиотек из других регионов, выдано 3 096 документов.

Также библиотека развивает систему мобильного библиотечного обслуживания населения через осуществление проекта "Мобильная библиотека" с использованием комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), комплекса информационно-библиотечного обслуживания, разработанного на базе автомобиля.

В 2022 году выезды КИБО осуществлялись в муниципальные библиотеки Вологодского, Грязовецкого, Харовского, Шекснинского и Сокольского районов. Каждый выезд КИБО сопровождался выдачей комплектов книг, общая книговыдача составила 774 экземпляра, число посещений – 224.

Библиотека организует обслуживание читателей с использованием библиотечных пунктов, надомного обслуживания маломобильных групп граждан.

В 2022 году действовало 3 пункта выдачи книг, организованные
в БУ СЗ ВО "Фармация", БУЗ ВО "Вологодская городская больница № 1", ГУ Управлении Пенсионного фонда РФ по Вологодской области. Зафиксировано 1 320 посещений, книговыдача составила 7 589 экземпляров. В 2023 году эти показатели составили 450 посещений, 770 книговыдач.

Для обслуживания пользователей, которые не могут самостоятельно посетить библиотеку в силу определенных заболеваний или преклонного возраста, используется надомный абонемент. Сотрудники осуществляют подбор литературы, оповещают читателей по телефону о посещении на дому. Категорией, пользующейся особым вниманием в обслуживании, являются читатели с ограниченными возможностями здоровья и престарелые одинокие люди. В течение года осуществлялось надомное обслуживание 22 человек. Посещение осуществляется 2 раза в месяц. Общее число посещений составило 277, книговыдача 1 013. В 1-м квартале 2023 года сделано 70 посещений на дому, выдан 281 документ.

Помимо библиотечного обслуживания, библиотека организует для маломобильных жителей города индивидуальные занятия на дому по компьютерной грамотности. В минувшем году проведено 54 занятия для 11 вологжан, которые по состоянию здоровья не могут приходить в компьютерный класс библиотеки. В 1-м квартале 2023 года на дому проведено 12 занятий.

В целях обеспечения доступа пользователей к фондам крупнейших библиотек России и своевременного выполнения заказов через систему МБА и ЭДД библиотека сотрудничает с федеральными библиотеками и работает на договорной основе с Российской национальной библиотекой (РНБ), является участником Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН). В 2022 году пользователями было получено 306 документов, отсутствующих в фонде областной библиотеки, в их числе 74 электронные копии. В 2023 году отправлен 71 заказ в другие библиотеки России, получено 57 документов.

В настоящее время в библиотеке имеются такие специальные элементы инфраструктуры, как пандус для колясочников; вертикальные подъемники; туалет со специальным сантехническим оснащением для посетителей-инвалидов; визуальная навигация по помещениям библиотеки для людей с ослабленным зрением. Официальный сайт библиотеки адаптирован для людей с ослабленным зрением.

Сотрудники библиотеки на регулярной основе проводят культурно-просветительские мероприятия для данной категории читателей. Библиотека работает в тесном контакте с АУ СО ВО "Вологодский психоневрологический интернат № 1", Вологодской городской и Вологодской районной организациями общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", с Вологодской городской общественной организацией инвалидов "Союз-Чернобыль". В 2022 году заключено соглашение о сотрудничестве с АУ СО ВО ПНИ "Сосновая Роща", на стадии заключения соглашение с ВРО "Всероссийское общество слепых".

При предоставлении платных услуг предусмотрены льготы для лиц с инвалидностью.

Жалоб на нарушение прав на библиотечное обслуживание за период действия закона области от 5 февраля 2009 года № 1955-03 БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина" не поступало.

По данным социологического исследования "Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Вологодской области", в 2021 году БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина" получила итоговую оценку по 5 критериям "Открытость и доступность информации об организации", "Комфортность условий предоставления услуг", "Доступность услуг для инвалидов", "Доброжелательность, вежливость работников организации", "Удовлетворенность условиями оказания услуг" – 98,55 балла из 100.

Реализация закона области № 1955-ОЗ
БУК ВО "Вологодская областная детская библиотека"

Библиотека располагает универсальным организованным фондом объемом 169 163 экземпляра, из них 163 070 экземпляров книг и журналов, 5 874 экземпляра – электронные издания, аудиокниги, обучающие диски.

В 2022 году библиотека оказала услуги 15 150 пользователям, выдано 216 918 экземпляров документов на различных видах носителей. Читатели библиотеки – дети до 18 лет, молодежь от 18 до 25 лет, руководители детского чтения (педагоги, работники детских садов, преподаватели вузов, родители).

Сотрудники библиотеки занимаются продвижением сайта, размещают на нем видеоресурсы, виртуальные выставки и игровой контент, ресурс "Вологодские писатели – детям" востребован школьниками, учителями, библиотекарями, родителями. Количество виртуальных читателей увеличилось на 14 386 единиц.

В 2022 году фонд библиотеки пополнился на 4 162 экземпляра.

В 2022 году проведено анкетирование получателей услуг библиотеки (150 человек). Эффективность и качество массовой работы находятся на постоянном контроле: отслеживается востребованность мероприятий, внедряются новые формы работы. В 2022 году – это пешеходные экскурсии. Дети и родители – активные участники интернет-игр. Количество участников массовых мероприятий постоянно растет, в 2021 году составило 43 679 человек, в 2022 году – 61 637 человек, что больше на 17 958 человек.

В 2022 году сотрудники учреждения продолжили работать по авторским программам (для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста). Мероприятия в рамках программ проводятся для организованных групп детей в образовательных учреждениях города Вологды и для всех желающих на площадке библиотеки.

В 2022 году была продолжена работа по обслуживанию абонентов по заказам читателей области. Услугами МБА воспользовались 49 абонентов, из них 48 коллективных, 1 индивидуальный. Выдано 1 338 экз., из них 230 экз. из фонда на физических носителях (книг), 1 108 копий документов.

Внестационарное библиотечное обслуживание является одним из актуальных направлений библиотечной деятельности.

В 2022 году услугами Мобильной библиотеки воспользовались 19 муниципальных образований (Бабаевский, Белозерский, Вашкинский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Грязовецкий, Кадуйский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Харовский, Чагодощенский, Шекснинский районы, городской округ г. Вологда) Вологодской области (6 детских филиалов, 10 детских отделов, 29 сельских филиалов, 5 детских библиотек и 3 филиала МБУК "ЦБС г. Вологды").

Количество обращений библиотек муниципальных районов области, воспользовавшихся фондом внутрисистемного книгообмена, 110. Общая книговыдача из фонда библиотеки составила 14 889 экземпляров книг (в 2021 г. – 14 977 экз.).

Здание библиотеки частично доступно для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения. Сайт библиотеки имеет версию для слабовидящих.

По данным социологического исследования "Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Вологодской области", в 2021 году БУК ВО "Вологодская областная детская библиотека" получила итоговую оценку по 5 критериям "Открытость и доступность информации об организации", "Комфортность условий предоставления услуг", "Доступность услуг для инвалидов", "Доброжелательность, вежливость работников организации", "Удовлетворенность условиями оказания услуг" – 91,12 балла из 100.

Реализация закона области № 1955-ОЗ
БУК ВО "Вологодская областная специальная библиотека для слепых"

Библиотека осуществляет библиотечное обслуживание инвалидов всех категорий, проживающих в городе Вологде и во всех муниципальных образованиях Вологодской области, и жителей микрорайона Заречье, проводит мероприятия по социокультурной реабилитации и досуговой деятельности.

Благодаря работе сотрудников библиотеки по привлечению читателей и раскрытию фонда через библиотечные мероприятия показатель посещения библиотеки за 2022 год составил 10 631 единицу, за 1-й квартал 2023 года данный показатель составил 2 525 единиц.

За 2022 год в библиотеке было зарегистрировано 3 346 пользователей, за 1-й квартал 2023 года количество новых пользователей составило 1 377 человек.

В 2022 году проведено 112 мероприятий.

В библиотеке обслуживаются дети разных возрастных групп, а также родители и педагоги.

За 2022 год проведено 69 мероприятий для детей, их посетило 1 669 человек.

Библиотеку активно посещают члены региональной организации Всероссийского общества слепых. Всего для инвалидов по зрению проведено 21 мероприятие.

Библиотека осуществляет методическое консультирование сотрудников библиотек области по вопросам работы с людьми, имеющими инвалидность. Ежегодно сотрудники библиотеки проводят семинары, консультации и круглые столы в муниципальных библиотеках области.

Сотрудники библиотеки издают различные методические пособия и издания для людей, читающих шрифтом Брайля. В 2022 год выпущено 5 таких изданий.

Фонд библиотеки в 2022 году насчитывал 81 427 экземпляров литературы различных форматов. Доля книг специальных форматов составляет 72,7 %, или 59 203 единицы. В 1-м квартале 2023 года фонд библиотеки составил 80 863 экземпляра.

Книговыдача пользователям абонемента, читального зала и обособленного подразделения, а также пользователям, проживающим в районах области, за 2022 год составила 50 607 экземпляров, за 1-й квартал 2023 года данный показатель составил 13 336 единиц.

В 2022 году в библиотеке продолжена работа с электронной базой аппаратно-программно-защищенных цифровых аудиокниг с криптозащитой. Сотрудники библиотеки через специальную программу записывают с жесткого диска книги читателям на флеш-карту. Читателям с инвалидностью по зрению записано 323 аудиокниги с крипто-защитой из электронной базы.

В рамках предоставления субсидии на иные цели в 2022 году в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии в целях реализации отдельных мероприятий, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету, по модернизации библиотек в части комплектования книжных фондов, приобретены цифровые аппаратно-программно-защищенные "говорящие" книги на флеш-картах, плоскопечатные взрослые и детские книги. Приобретено 1 426 таких книг различных форматов.

Получать книги из фонда библиотеки читатели могут непосредственно в здании библиотеки (на абонементе, в читальном зале или в обособленном подразделении), а также через сеть нестационарного обслуживания: пункты выдачи книг в районах области, заочный и надомный абонемент.

Библиотека предоставляет книги из своего фонда для 25 пунктов выдачи, расположенных в районах области. 1 пункт выдачи открыт в местной организации Всероссийского общества слепых в г. Соколе, 24 – в муниципальных библиотеках области. Всего читателям пунктов выдачи в 2022 году выслано 8 505 экземпляров книг, за 1-й квартал 2023 года – 1 977 экземпляров.

Сотрудники библиотеки каждый месяц выезжают в город Сокол для выдачи книг инвалидам по зрению. За 2022 год было сделано 12 выездов, 168 посещений читателями пункта выдачи, выдано 3936 экземпляров книг, проведено 4 культурных мероприятия. В 1-м квартале 2023 года было совершено 3 выезда в город Сокол, читателям выдан 1 151 экземпляр книг.

Заочным абонементом пользуются люди с ограниченными возможностями, которые не могут брать книги в библиотечных пунктах из-за отдаленности проживания. Каждому читателю заочного абонемента книги подбираются индивидуально с учетом его интересов и запросов. Пересылка книг осуществляется по почте бесплатно. Контингент пользователей заочного абонемента составляют в основном люди преклонного возраста, живущие в небольших городах и поселках. Для них заочный абонемент – единственная возможность познакомиться с книгами специальных форматов для слепых и слабовидящих. В 2022 году услугами заочного абонемента пользовались 40 читателей, которым было выслано 235 посылок, содержащих 5 571 экземпляр книг.

Для читателей заочного абонемента высылаются изданные сотрудниками библиотеки библиографические пособия новых поступлений. Ведется индивидуальное информирование пользователей заочного абонемента библиотеки по интересующим темам.

Сотрудником по надомному абонементу обслуживаются одиноко проживающие инвалиды города Вологды, не имеющие возможности посещать библиотеку в силу преклонного возраста или состояния здоровья. Сотрудники библиотеки в 2022 году доставили книги читателям с инвалидностью 297 раз. Книговыдача читателям надомного абонемента составила 3 553 экземпляра в 2022 году, в 1-м квартале 2023 года выдано 778 экземпляров.

В здании библиотеки созданы условия доступности для маломобильных групп населения. Входная группа оборудована пандусом и кнопкой вызова персонала. Дверное полотно прозрачное на высоту коляски, убраны пороги, расширены дверные проемы во всех функциональных помещениях библиотеки. В библиотеке имеется сменная коляска для передвижения людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Стеллажи в книжном фонде расставлены на ширину, обеспечивающую беспрепятственный проезд коляски. На путях перемещения оборудованы направляющие поручни, на полу имеется плитка контрастного цвета.

Навигация по библиотеке выполнена в виде тактильных табличек на дверях, напечатанных шрифтом Брайля. Для слабовидящих читателей на путях перемещения имеется контрастное цветовой оформление.

Сотрудники библиотеки ежегодно проходят обучение и актуализируют знания по работе с людьми, имеющими инвалидность.

В читальном зале библиотеки в г. Вологде, а также в обособленном подразделении в г. Череповце оборудовано рабочее место для инвалида по зрению, включающее стационарное увеличительное устройство TOPAZ, читающую машину SARA, компьютер с установленной программой экранного озвучивания Jaws.

В рамках предоставления субсидий в 2022 году из бюджета Вологодской области на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации отдельных мероприятий, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету, на реализацию мероприятий в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, приобретено оборудование для инвалидов – видеоувеличитель портативный электронный "Ruby HD" и устройство для печати тактильной графики "PIAF".

В книге отзывов в читальном зале библиотеки в 2022 году оставлено 62 благодарственные записи.

Коллективу библиотеки была вручена благодарность БУ СО ВО "Территориальный центр помощи семье и детям" за организацию мероприятий для детей группы дневного пребывания "Гармония".

Коллективу библиотеки был вручен диплом участника Международного фестиваля "Эстафета доброты – 2022", объявленного Санкт-Петербургской государственной библиотекой для слепых и слабовидящих.

За 1-й квартал 2023 года в книге отзывов оставлено 13 благодарственных записей.

По данным социологического исследования "Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Вологодской области", в 2021 году БУК ВО "Вологодская областная специальная библиотека для слепых" получила итоговую оценку по 5 критериям "Открытость и доступность информации об организации", "Комфортность условий предоставления услуг", "Доступность услуг для инвалидов", "Доброжелательность, вежливость работников организации", "Удовлетворенность условиями оказания услуг" – 96,71 балла из 100.

Факторов, снижающих эффективность реализации закона области "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области", не выявлено.

Обращений граждан по вопросам разъяснения и реализации закона области № 1955-ОЗ, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и проблемами в правовом регулировании, в Правительство области не поступало.

Жалоб граждан на нарушение прав на библиотечное обслуживание, предусмотренных законом области № 1955-ОЗ, в Правительство области не поступало.

5. Информация о выявленных проблемах правового регулирования
и предложения по совершенствованию нормативного правового
регулирования в сфере библиотечного обслуживания населения
Вологодской области (по материалам Минюста России
по Вологодской области, прокуратуры Вологодской области,
Общественной палаты Вологодской области,
Северо-Западного института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В наименовании закона области № 1955-ОЗ выявлено нарушение.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 78-ФЗ право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности;

путем предоставления доступа к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" (далее – Национальная электронная библиотека) в соответствии со статьей 18.1 указанного Федерального закона.

Таким образом, право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается не только библиотечным обслуживанием населения государственными библиотеками.

Следовательно, наименование закона Вологодской области "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области" шире его содержания, поскольку данным законом регулируются только те правоотношения, которые связаны с организацией библиотечного обслуживания населения на территории Вологодской области государственными областными библиотеками (статья 1 закона области).

Вместе с тем, право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается многообразием видов библиотек.

На территории Вологодской области в этой сфере активно задействованы муниципальные библиотеки, однако они не включены в предмет регулирования закона области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 608-р утверждена Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года.

В план мероприятий по реализации Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1828-р, включены следующие мероприятия, исполнителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- разработка и утверждение региональных и ведомственных проектов (планов) по развитию и модернизации библиотек, в том числе в части комплектования, сохранности фондов, усовершенствования материально-технической базы (совместно с федеральными органами исполнительной власти);

- актуализация действующих и разработка новых образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов библиотек (совместно с Минкультуры России, Минобрнауки России, организациями, которым предоставляется право ведения реестра (оператора);

- расширение целевого обучения специалистов по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры "Библиотечно-информационная деятельность" (на территориях субъектов Российской Федерации) (совместно с Минкультуры России);

- разработка комплекса мер по профессиональной ориентации старшеклассников и привлечению в профессию молодых специалистов с трудоустройством их в библиотеки (совместно с Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруда России);

- проведение профессиональных конкурсов и смотров в целях выявления лучших организационно-управленческих маркетинговых и технологических инноваций, внедренных библиотеками (совместно с Минкультуры России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минцифры России, Минздравом России, Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);

- формирование Банка лучших практик в сфере развития библиотечного дела (совместно с Минкультуры России);

- реализация совместных проектов взаимообмена актуальными практиками и новаторскими технологиями библиотечной работы (совместно с Минкультуры России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минцифры России, Минздравом России, Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);

- формирование сети региональных центров консервации и реставрации, их материальное и ресурсное обеспечение, усиление федеральной поддержки региональных центров по работе с книжными памятниками (совместно с Минкультуры России);

- формирование единой системы методического обеспечения деятельности библиотек (совместно с Минкультуры России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минцифры России, Минздравом России, Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти).

Указанные вопросы не находят отражения в законе области.

В связи с необходимостью корректировки закона области Управлением Минюста по Вологодской области предложено создать рабочую группу с участием представителей Законодательного Собрания Вологодской области, Управления Минюста России по Вологодской области, Государственно-правового департамента Правительства Вологодской области, прокуратуры Вологодской области, Межведомственного совета по развитию библиотечного дела в Вологодской области.

В информации Общественной палаты Вологодской области отмечена достаточность регулирования правоотношений, связанных с организацией библиотечного обслуживания населения на территории Вологодской области, предложений по совершенствованию не представлено.

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) отмечает необходимость корректировки наименования закона, формулировки статьи 1. Предложено актуализировать положения закона области № 1955-ОЗ:

- важным представляется определение понятия "библиотечное обслуживание" (или "библиотечно-информационное обслуживание"), закрепление принципов организации библиотечного обслуживания, а также вопросов стандартизации библиотечного обслуживания населения в Вологодской области, формулирование целей и задач государственной региональной политики в сфере библиотечного обслуживания, основных направлений развития библиотечного обслуживания населения в Вологодской области;

- правильным видится правовое структурирование библиотечно-информационной сети Вологодской области не только за счет государственных областных библиотек, но и библиотек иных форм собственности, что соответствует положениям Федерального закона № 78-ФЗ, который обеспечение права граждан на библиотечное обслуживание связывает с созданием не только государственной, но и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации;

- актуальным представляется закрепление форм информатизации и цифровизации библиотечного дела в государственных и муниципальных библиотеках Вологодской области, а также форм общественного участия в системе библиотечно-информационного обслуживания населения Вологодской области.

Прокуратурой Вологодской области предложено создать на базе центральной библиотеки области единой централизованной базы библиотечного фонда, содержащей сведения о документах, которые запрещены к распространению среди несовершеннолетних.

IV. Результаты мониторинга

По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области № 1955-ОЗ "О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области" постоянный комитет отмечает следующее.

Закон области № 1955-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации. Положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, не выявлено. Закон области не дублирует иные нормативные правовые акты, не содержит норм, допускающих возможность неоднозначного толкования и применения. По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены.

Все положения закона области реализуются в полном объеме.

Учитывая поступившие предложения, постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению считает целесообразным совместно с Правительством области, исполнительными органами области, прокуратурой области и территориальными органами федеральных органов власти продолжить работу над совершенствованием регионального законодательства, регулирующего вопросы библиотечного обслуживания населения в Вологодской области.

Возврат к списку

Рекомендовать материал