Постановление Законодательного собрания области от 18.06.2021 № 256
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения закона области
от 1 марта 2012 года № 2714-ОЗ "О мерах поддержки отдельных
категорий граждан в области содействия занятости населения"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 1 марта 2012 года № 2714-ОЗ "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения".




Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко

г. Вологда
18 июня 2021 года
№ 256


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Законодательного Собрания области
от 18.06.2021 № 256

Результаты мониторинга правоприменения закона области
от 1 марта 2012 года № 2714-ОЗ "О мерах поддержки отдельных
категорий граждан в области содействия занятости населения"

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон области от 1 марта 2012 года № 2714-ОЗ "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения" (с изменениями, внесенными законами области от 29 июня 2012 года № 2799-ОЗ, от 13 декабря 2012 года № 2927-ОЗ, от 6 октября 2013 года № 3158-ОЗ, от 4 ноября 2014 года № 3461-ОЗ, от 28 декабря 2017 года № 4263-ОЗ, от 8 ноября 2018 года № 4435-ОЗ, от 8 апреля 2019 года № 4524-ОЗ, от 24 декабря 2019 года № 4627-ОЗ, от 30 июня 2020 года № 4737-ОЗ, от 30 июня 2020 года № 4739-ОЗ, от 5 апреля 2021 года № 4872-ОЗ) (далее также - закон области № 2714-ОЗ, закон области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения", закон области).

Исполнители мониторинга:

ответственный за проведение мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике (далее - постоянный комитет);

правовое управление Законодательного Собрания области (далее - правовое управление).

Период проведения мониторинга - первое полугодие 2021 года.

Краткая характеристика предмета правого регулирования: законом области № 2714-ОЗ установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях реализации отдельных положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон РФ № 1032-1), а также дополнительные меры, не предусмотренные федеральным законодательством.

Основания проведения мониторинга – план мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2021 года, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 23 декабря 2020 года № 512.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 2714-ОЗ федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области № 2714-ОЗ планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 2714-ОЗ с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

II. Сведения о мероприятиях, проведенных постоянным комитетом
в процессе мониторинга

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением проведен анализ закона области № 2714-ОЗ на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в области содействия занятости населения.

2. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы об информации:

Губернатору области – о практике применения и реализации на территории области закона области № 2714-ОЗ, о проблемах, возникающих у органов исполнительной власти области при его реализации, о наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации закона области № 2714-ОЗ; о количестве и содержании обращений граждан по вопросам разъяснения норм закона области № 2714-ОЗ, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании (если такие имеются), о количестве жалоб граждан на нарушение прав на получение мер поддержки, предусмотренных законом области № 2714-ОЗ (статистические данные за период действия закона области, сущность жалоб, результаты рассмотрения), об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в прокуратуру Вологодской области – о количестве и сущности заявлений (жалоб), связанных с реализацией закона области № 2714-ОЗ, а также о результатах рассмотрения таких заявлений (жалоб); об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в управление Минюста России по Вологодской области – о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области, о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в Северо-западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – о проведении независимой научной экспертизы закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения", об имеющихся предложениях по совершенствованию законодательства в данной сфере;

уполномоченному по правам человека в Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения", об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в Общественную палату Вологодской области – о предложениях по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере объекта мониторинга;

в Молодежный парламент Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области № 2714-ОЗ (в случае наличия такой информации), о предложениях по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

3. Информация, связанная с мониторингом закона области № 2714-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета по социальной политике.

III. Обобщение информации, полученной в результате мониторинга

1. Анализ закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения"

Законом области № 2714-ОЗ установлены меры поддержки, а также условия их предоставления отдельным категориям граждан в области содействия занятости населения.

1. Статьей 1 закона области № 2714-ОЗ гражданам, признанным безработными в порядке, установленном Законом РФ № 1032-1, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, предоставляются:

1) единовременная финансовая помощь при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 70 000 рублей (до 12 июля 2020 года помощь осуществлялась в размере 58 800 рублей) (далее - единовременная финансовая помощь при государственной регистрации).

Указанный вид помощи предоставляется гражданину при условии предоставления бизнес-проекта, требования к которому определяются Правительством области;

2) единовременная финансовая помощь на подготовку документов для государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере фактических расходов, подтвержденных документами (далее - единовременная финансовая помощь на подготовку документов).

Данный вид помощи предоставляется для возмещения расходов на:

- оплату государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;

- оплату за совершение нотариальных действий при государственной
регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;

- оплату услуг правового характера (в том числе консультационные юридические услуги);

- оплату услуг технического характера (в том числе услуги по изготовлению копий документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства);

- оплату услуг по изготовлению печатей, штампов.

Вышеназванные виды финансовой помощи были установлены законом области № 2714-ОЗ в целях реализации положений пункта 2 статьи 7.1.1 Закона РФ № 1032-1, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Вышеуказанные полномочия разграничены законом области от 22 ноября 2011 года № 2686-ОЗ "О разграничении полномочий в области содействия занятости населения между органами государственной власти", в связи с чем установление размера и условий предоставления единовременной финансовой помощи указанным категориям граждан отнесено к полномочиям Законодательного Собрания области, а определение порядка предоставления такой помощи - к полномочиям Правительства области.

2. Статьей 2 закона области № 2714-ОЗ установлена финансовая поддержка гражданам, признанным в установленном порядке безработными, женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность (далее - финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение).

Финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение включает:

1) оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно, в том числе оплату услуг по продаже проездных документов и расходов за пользование в железнодорожном транспорте постельными принадлежностями, - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда;

2) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту обучения и обратно;

3) оплату найма жилого помещения на время обучения (за исключением случаев, когда гражданину предоставляется бесплатное жилое помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки, при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей в сутки.

Данные меры поддержки были установлены в целях реализации положений статьи 23 Закона РФ № 1032-1, которой определены вышеуказанные категории граждан и виды финансовой помощи, предоставляемой им. При этом федеральный законодатель установил, что порядок предоставления финансовой поддержки, а также ее размеры устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные полномочия в Вологодской области разграничены законом области № 2686-ОЗ. Установление размеров финансовой помощи указанным категориям граждан отнесено к полномочиям Законодательного Собрания области, а установление порядка предоставления - к полномочиям органов исполнительной государственной власти области в области содействия занятости населения.

3. В статьях 3 и 4 закона области № 2714-ОЗ определены размеры и условия предоставления финансовой поддержки, предоставляемой безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости как для временного трудоустройства, так и на новое место жительства.

Финансовая поддержка, оказываемая безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению органов службы занятости согласно статье 3 (далее - финансовая поддержка при переезде), и финансовая поддержка, оказываемая безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению органов службы занятости согласно статье 4 (далее – финансовая поддержка при переселении), установлены в целях реализации положений статьи 22.1 Закона РФ № 1032-1.

Финансовая поддержка при переезде гражданам, указанным в статье 3 указанного закона, аналогична финансовой поддержке, установленной для граждан, указанных в статье 2 закона области № 2714-ОЗ.

В соответствии со статьей 22.1 Закона РФ № 1032-1 безработным гражданам и членам их семьи при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:

1) оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;

2) суточные расходы за время следования к новому месту жительства;

3) единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.

В статье 4 закона области № 2714-ОЗ финансовая поддержка при переселении, включающая оплату стоимости проезда, оплату стоимости провоза имущества, суточные расходы, аналогична установленной в статье 3 закона области № 2714-ОЗ. Размер единовременного пособия для безработных граждан и каждого члена его семьи составляет 500 рублей.

4. В статье 4.1 закона области № 2714-ОЗ установлена финансовая поддержка гражданам Российской Федерации, переселившимся до 1 июля 2020 года в Вологодскую область из других субъектов Российской Федерации для постоянного проживания с целью трудоустройства по востребованным специальностям (профессиям) или осуществления предпринимательской деятельности по видам экономической деятельности в соответствии с перечнем специальностей (профессий) и видов экономической деятельности, утверждаемым органом исполнительной государственной власти области (далее – финансовая поддержка при переселении в Вологодскую область).

В статье 4.2 закона области № 2714-ОЗ установлена единовременная выплата, предоставляемая гражданам Российской Федерации, переселившимся из других субъектов Российской Федерации после 1 апреля 2019 года для постоянного проживания на территории Вологодской области с целью трудоустройства или осуществления предпринимательской деятельности, при получении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с законом области от 28 декабря 2018 года № 4476-ОЗ "Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (далее - единовременная выплата при переселении в Вологодскую область при получении земельного участка).

5. Статьей 24 Закона РФ № 1032-1, регулирующей вопросы организации общественных работ, определено, что в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

Статьей 5 закона области установлена материальная поддержка безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства (далее - материальная поддержка).

В частности, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период участия в общественных работах или временного трудоустройства, а также несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах оказывается материальная поддержка в размере 850 рублей в месяц с применением районного коэффициента, установленного на территории Вологодской области.

Несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства оказывается материальная поддержка в размере 1 500 рублей в месяц с применением районного коэффициента, установленного на территории Вологодской области.

2. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации,

регулирующего вопросы предоставления мер поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения

1. Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации, единовременная финансовая помощь на подготовку документов

По данным справочно-правовой системы Консультант-плюс по состоянию на март 2021 года, регулирование вопросов предоставления единовременной финансовой помощи гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, в регионах осуществляется следующим образом:

1) большинство субъектов Российской Федерации условия, размер, порядок предоставления вышеуказанных видов финансовой помощи определяют в нормативных правовых актах органов исполнительной государственной власти (г. Москва, Московская, Ленинградская области, Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Хакасия, Карелия, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Крым, Тыва, г. Севастополь, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский края, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Костромская, Кировская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская области и др.). В Липецкой области эти положения закреплены в законе;

2) размеры финансовой помощи указанным категориям граждан (в зависимости от финансовых возможностей регионов) различаются.

Так, например, размер финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам установлен:

в Московской области, в Республиках Адыгея, Дагестан, Башкортостан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Коми – в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

в Республике Алтай – в размере 9 – кратной максимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации;

в Липецкой области - в виде компенсации расходов, понесенных гражданами на приобретение оборудования, основных средств, товарно-материальных ценностей, получение лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений, на основании документов, подтверждающих указанные расходы, но не более размера годового максимального пособия по безработице;

в Ленинградской области – в сумме 192 000 рублей. При создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан – дополнительно в размере 96 000 рублей за каждое рабочее место;

в Республике Бурятия – 114 000 рублей на расходы, прописанные в бизнес-плане или технико-экономическом обосновании избранного вида деятельности;

в Карачаево-Черкесской Республике – в размере 58 800 рублей;

в Республике Крым – в размере 100 000 рублей;

в Республике Карелия – в размере 250 000 рублей – на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, или крестьянского (фермерского) хозяйства, или единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью, или единственного учредителя акционерного общества в сфере растениеводства, животноводства, рыбоводства, лесоводства, лесозаготовок, обрабатывающего производства (за исключением ремонта и монтажа машин и оборудования), строительства зданий, строительства инженерных сооружений, а также в сфере осуществления деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания, в иных сферах экономической деятельности – в размере 200 000 рублей;

в Республике Марий Эл – в размере не более 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, при этом в размере не более 18-кратной максимальной величины пособия по безработице в случае открытия собственного дела в рамках сфер деятельности: "растениеводство", "животноводство", "растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)", "предоставление услуг в области растениеводства, садоводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг", "рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях";

в Республике Татарстан – в размере 145 100 рублей при условии вложения гражданином на указанные цели собственных средств в размере не менее пяти процентов от суммы средств, предусмотренных для реализации бизнес-плана, а в случае создания (учреждения) двумя и более гражданами юридического лица – соответственно каждым из них в указанном размере;

в Республике Мордовия – в размере 98 000 рублей;

Камчатский край – в размере 88 200 рублей, в частности:

- участникам из числа инвалидов, одиноких, многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет и не состоящих в трудовых отношениях с работодателями, – в размере 132 300 рублей;

- участникам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающим на территории Камчатского края, – в размере 132 300 рублей;

- участникам, проживающим по месту жительства в сельской местности и принявшим решение о создании собственного бизнеса в отрасли сельского хозяйства, – в размере 132 300 рублей;

3) единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В регионах в основном определен перечень расходов, на которые предоставляется единовременная финансовая помощь, по аналогии с перечнем, определенным в законе Вологодской области № 2714-ОЗ. В основном в субъектах Российской Федерации компенсация предоставляется в размере фактически понесенных расходов. Однако в отдельных субъектах Российской Федерации размер компенсации ограничен.

Так, например:

в Липецкой области компенсация расходов производится на основании документов, подтверждающих указанные расходы, но не более размера минимальной величины пособия по безработице;

в Республике Калмыкия – не выше 2-кратной минимальной величины пособия по безработице;

в Московской области – не более 10 200,00 рублей;

в Ленинградской областине более максимальной величины пособия по безработице;

в Республике Карелия – не свыше 1 000 рублей;

в Республике Коми – не более 5 000 рублей;

в Республике Татарстан – не более 2 000 рублей.

2. Финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение

В большинстве регионов порядок и размеры предоставления финансовой поддержки при направлении на профессиональное обучение определены в нормативных правовых актах органов исполнительной государственной власти. Размеры финансовой поддержки (по оплате найма жилого помещения) и суточных расходов в ряде регионов (Новгородской, Нижегородской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Мурманской, Ростовской, Сахалинской, Томской, Смоленской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Республике Марий Эл, Республике Крым, Республике Мордовия, Пермском крае, Амурской области) аналогичны установленным в законе области № 2714-ОЗ.

В Республике Саха (Якутия) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно предусмотрены в размере 170 рублей в сутки;

в Республике Татарстан расходы по оплате найма жилого помещения на время обучения безработного гражданина установлены в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 950 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, – 12 рублей в сутки.

3. Финансовая поддержка при переселении

В других регионах единовременное пособие для безработных граждан и каждого члена его семьи установлено в следующих размерах:

в Московской области, Республике Карелия - в размере максимальной величины пособия по безработице, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

в Ленинградской области – в размере 10-кратной максимальной величины пособия по безработице, установленной в Российской Федерации;

в Республике Дагестан, в Пермском крае, Ивановской, Архангельской, Челябинской областях – в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице;

в Республике Калмыкия – один минимальный размер пособия по безработице;

в г. Севастополь, Тюменской, Иркутской областях – 500 рублей;

в Республике Мордовия – 3 000 рублей;

в Забайкальском крае – минимальная величина пособия по безработице, увеличенная на районный коэффициент;

в Калужской области – 1 000 рублей при переселении в муниципальные образования "городской округ", "городское поселение" и в размере 5 тыс. рублей безработному гражданину и каждому члену его семьи при переселении в муниципальное образование "сельское поселение";

в Республике Крым – в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, каждому члену его семьи – в размере 500 рублей;

в Псковской области40 000 рублей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства к работодателям, которые участвуют в реализации инвестиционных проектов, признанных стратегическими в соответствии с Законом области от 12 октября 2005 года № 473-ОЗ "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области".

4. Финансовая поддержка при переселении в Вологодскую область, единовременная выплата при переселении в Вологодскую область при получении земельного участка

Информация о предоставлении подобных мер поддержки гражданам в иных регионах отсутствует.

5. Материальная поддержка

В отдельных регионах также предусмотрена материальная поддержка несовершеннолетним гражданам в период временного трудоустройства.

Так, например, в период временного трудоустройства размер материальной поддержки:

в г. Москве – рассчитывается пропорционально отработанному времени, включая периоды временной нетрудоспособности. При условии отработки полного месячного баланса рабочего времени он не должен превышать 80 % от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в городе Москве;

в Ленинградской, Липецкой, Омской областях – полуторакратная минимальная величина пособия по безработице в месяц за фактическое количество дней участия во временном трудоустройстве;

в Красноярском крае, Ивановской области – минимальная величина пособия по безработице, увеличенная на размер районного коэффициента;

в Приморском крае – 1 800 рублей;

в Иркутской области – 2 400 рублей исходя из фактического количества дней участия во временном трудоустройстве в календарном исчислении, включая период временной нетрудоспособности;

в Новосибирской области1 105 рублей;

в Республике Бурятия 2 250 рублей.

Безработным гражданам в период участия в общественных работах материальная поддержка предоставляется:

в Ленинградской области, Красноярском крае – в размере двукратной минимальной величины пособия по безработице в месяц за фактическое количество дней участия в общественных работах;

в Приморском крае – 2 040 рублей;

в Липецкой области – в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице;

в Новосибирской области – 3 315 рублей;

в Омской области – в полуторном размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

3. Обзор судебной практики по объекту мониторинга

По результатам мониторинга судебной практики в части предоставления мер социальной поддержки безработным гражданам отмечается следующее.

Определением Верховного Суда от 31 октября 2012 года № 74-АПГ12-15 оставлено без изменения решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта "в" пункта 5.12.1 Положения о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года № 659.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года № 659 утверждено Положение о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.

Согласно подпункту "в" пункта 5.12.1 Положения безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению центров занятости оказывается финансовая поддержка, включающая расходы, связанные с оплатой найма жилого помещения на время пребывания в другой местности, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение, в размере до 550 руб. в сутки, но не более 3 месяцев.

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта "в" пункта 5.12.1 указанного Положения в части слов "но не более 3 месяцев", полагая, что он противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", по смыслу которого расходы, связанные с проживанием в другой местности в период временного трудоустройства, подлежат оплате за весь период работы.

Суд обоснованно не усмотрел противоречия оспариваемой нормы подпункту 3 пункта 2 статьи 22.1 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", правильно указав, что эта норма Федерального закона, предусматривая оказание безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства финансовой поддержки, включающей оплату найма жилого помещения, является общей нормой. Вместе с тем федеральный законодатель определил, что конкретные размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Определение срока финансовой поддержки, по мнению суда, является регламентацией порядка и условий предоставления финансовой поддержки безработным гражданам.

Иных судебных актов об оспаривании соответствующих норм законов субъектов Российской Федерации не выявлено.

4. Информация о практике применения закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения"

Согласно информации Департамента труда и занятости населения области (далее – Департамент) в соответствии с законом области № 2714-ОЗ:

единовременная финансовая помощь при государственной регистрации предоставлена 899 гражданам, из них: в 2012 году 409 гражданам; в 2013 году 183 гражданам; в 2014 году 68 гражданам; в 2015 году 43 гражданам; в 2016 году 43 гражданам; в 2017 году 41 гражданину; в 2018 году 41 гражданину; в 2019 году 55 гражданам; в истекшем периоде 2020 года 16 гражданам;

единовременная финансовая помощь на подготовку документов предоставлена 838 гражданам, из них: в 2012 году 381 гражданину; в 2013 году 179 гражданам; в 2014 году 71 гражданину; в 2015 году 4 2 гражданам; в 2016 году 40 гражданам; в 2017 году 40 гражданам; в 2018 году 40 гражданам; в 2019 году 35 гражданам; в истекшем периоде 2020 года 10 гражданам.

Проблемы при предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации и единовременной финансовой помощи на подготовку документов отсутствуют, правовое регулирование достаточно.

Известная Департаменту судебная практика по указанным мерам поддержки заключается в следующем. Данные меры поддержки предоставляются подведомственным Департаменту учреждением - центром занятости населения. Центр занятости населения обращается в суд в случае необходимости взыскания с граждан денежных средств, которые не были возвращены ими добровольно.

Так, например, Центр занятости населения обращается в суд с исками о взыскании денежных средств в связи с тем, что гражданами, которым была предоставлена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации, в нарушение заключенных договоров не представлены копии документов, подтверждающих целевое расходование средств в соответствии с бизнес-планами в срок, установленный договорами. Иски Центра занятости населения удовлетворены (решение Вологодского городского суда от 7 апреля 2016 года по делу № 2-5105/2016, решение Вологодского районного суда от 14 декабря 2016 года по делу № 2-2151/2016, решение Вологодского городского суда от 4 апреля 2017 года по делу № 2-1846/2017, решение Вологодского районного суда от 30 июня 2016 года по делу № 2-1293/2016);

финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение оказана 205 безработным гражданам, из них: в 2012 году 1 гражданину; в 2013 году 68 гражданам; в 2014 году 17 гражданам; в 2015 году 17 гражданам; в 2016 году 3 гражданам; в 2017 году 16 гражданам; в 2018 году 30 гражданам; в 2019 году 41 гражданину; в истекшем периоде 2020 года 12 гражданам;

финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение оказана 2 женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в 2013 году. В другие периоды женщины за финансовой поддержкой не обращались;

финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение оказана 1 незанятому гражданину, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости или страховая пенсия по старости и который стремится возобновить трудовую деятельность, в 2019 году.

Проблемы при оказании финансовой поддержки при направлении на профессиональное обучение отсутствуют, правовое регулирование достаточно, судебная практика отсутствует;

финансовая поддержка при переезде оказана 27 гражданам, из них: в 2012 году 1 гражданину; в 2014 году 1 гражданину; в 2015 году 3 гражданам; в 2016 году 3 гражданам; в 2017 году 7 гражданам; в 2018 году 5 гражданам; в 2019 году 5 гражданам; в истекшем периоде 2020 года 2 гражданам.

Проблемы при оказании финансовой поддержки при переезде отсутствуют, правовое регулирование достаточно, судебная практика отсутствует;

финансовая поддержка при переселении оказана 4 гражданам, из них: в 2013 году 2 гражданам; в 2015 году 1 гражданину; в 2018 году 1 гражданину.

Проблемы при оказании финансовой поддержки при переселении отсутствуют, правовое регулирование достаточно, судебная практика отсутствует;

финансовая поддержка при переселении в Вологодскую область предоставлена 101 гражданину, в составе переехавших семей - 216 лицам, из них: в 2019 году 71 гражданину (в составе семей 145 лицам); в истекшем периоде 2020 года 30 гражданам (в составе семей 71 лицам).

По данному виду поддержки Департамент принимал участие в следующих судебных разбирательствах.

Так, гражданином Я. были представлены документы для получения финансовой поддержки, предусмотренной законом области № 2714-ОЗ, на себя и членов своей семьи.

По результатам рассмотрения представленных документов приказом Департамента от 5 сентября 2019 года № 461 принято решение предоставить Я. финансовую поддержку в виде возмещения расходов на оплату стоимости проезда, стоимости провоза имущества к новому месту проживания и суточных расходов в размере 10 421,3 рублей (десять тысяч четыреста двадцать один рубль тридцать копеек) (без суточных расходов на супругу и дочь и без оплаты расходов на проезд супруги и дочери).

Я. не согласен с принятым решением, обратился с соответствующим обращением в Департамент.

Департамент подготовил ответ на обращение Я., в котором объяснил следующее.

Финансовая поддержка, предусмотренная законом области № 2714-ОЗ, предоставляется гражданам Российской Федерации при переселении из других субъектов Российской Федерации. Дата переселения из других субъектов Российской Федерации в Вологодскую область определяется на основании документов, подтверждающих проживание на территории Вологодской области.

В соответствии с представленными Я. документами его супруга с 19 августа 2014 года зарегистрирована по определенному адресу на территории Вологодской области в г. Череповце, а его дочь с 29 августа 2018 года зарегистрирована по определенному адресу на территории Вологодской области в г. Череповце. Информация о регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания на территории Архангельской области супруги и дочери не представлена. В связи с чем факт переселения супруги и дочери из Архангельской области в Вологодскую область в рамках действия закона области № 2714-ОЗ отсутствует. Соответственно, у супруги и дочери отсутствует право на получение финансовой поддержки при переселении из других субъектов Российской Федерации в Вологодскую область.

Департамент также предложил Я. обжаловать принятое решение Департамента в судебном порядке.

Решением Вологодского городского суда от 11 ноября 2019 года по делу № 2-10046/2019 исковые требования Я. к Департаменту удовлетворены.

Апелляционным определением Вологодского областного суда от 24 января 2020 года по делу № 33-351/2020 указанное решение Вологодского городского суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Департамента без удовлетворения.

В соответствии с решением суда Департамент предоставил Я. финансовую поддержку при переселении в Вологодскую область на членов семьи.

После чего Я. обратился в суд с заявлением о взыскании с Департамента судебных расходов, понесенных им при рассмотрении гражданского дела № 2-10046/2019. Заявление Я. удовлетворено частично (определение Вологодского городского суда от 19 марта 2020 года по делу № 13-817/2020).

Также Департаментом рассмотрено заявление А. в суд об установлении факта проживания на территории Вологодской области, подготовлен отзыв.

В отзыве на заявление Департамент отметил, что одним из условий, определенных законом области № 2714-ОЗ, при котором гражданин может реализовать свое право на получение финансовой поддержки в виде единовременного пособия, является обращение гражданина за такой поддержкой не позднее восемнадцати месяцев после переселения при учете проживания на территории Вологодской области не менее девяти месяцев.

Определено, что дата переселения из других субъектов Российской Федерации в Вологодскую область определяется на основании документов, подтверждающих проживание на территории Вологодской области. Так, в соответствии с Порядком предоставления финансовой поддержки в виде единовременного пособия, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 2 апреля 2012 года № 294 "О реализации закона области "О мерах поддержки отдельных категорий граждан в области содействия занятости населения", документом, подтверждающим проживание на территории Вологодской области, является документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (месту пребывания) заявителя.

В соответствии с копией свидетельства о регистрации по месту пребывания, приложенной к заявлению А. в суд, А. зарегистрирован по месту пребывания на территории Вологодской области с 19 ноября 2019 года, то есть по состоянию на февраль месяц 2020 года срок проживания А. на территории Вологодской области составляет менее чем девять месяцев. Следовательно, в феврале 2020 года А. право на получение финансовой поддержки в виде единовременного пособия не имел. Рассмотрение вопроса об удовлетворении заявления Департамент оставил на усмотрение суда.

Решением Вологодского городского суда от 11 февраля 2020 года по делу № 2-1747/2020 заявленное А. требование удовлетворено.

После чего А. обратился в Департамент с необходимым пакетом документов для предоставления финансовой поддержки при переселении в Вологодскую область. Департаментом принято решение о предоставлении А. указанной поддержки;

единовременная выплата при переселении в Вологодскую область при получении земельного участка не предоставлялась (граждане не обращались), в связи с чем практика применения закона области № 2714-ОЗ в части предоставления данной выплаты отсутствует.

В общественных работах приняли участие 21987 граждан, из них: в 2012 году 4835 граждан; в 2013 году 3182 гражданина; в 2014 году 2381 гражданин; в 2015 году 2302 гражданина; в 2016 году 2139 граждан; в 2017 году 1433 гражданина; в 2018 году 1126 граждан; в 2019 году 1076 граждан; в истекшем периоде 2020 года 3977 граждан;

материальная поддержка оказана 34152 несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства в свободное от учебы время, из них: в 2012 году 8264 гражданам; в 2013 году 3112 гражданам; в 2014 году 2384 гражданам; в 2015 году 2763 гражданам; в 2016 году 2946 гражданам; в 2017 году 3026 гражданам; в 2018 году 4911 гражданам; в 2019 году 4909 гражданам; в истекшем периоде 2020 года 1837 гражданам;

материальная поддержка оказана 1821 безработным гражданам в период временного трудоустройства, из них: в 2012 году 347 гражданам; в 2013 году 198 гражданам; в 2014 году 176 гражданам; в 2015 году 199 гражданам; в 2016 году 209 гражданам; в 2017 году 207 гражданам; в 2018 году 200 гражданам; в 2019 году 207 гражданам; в истекшем периоде 2020 года 106 гражданам.

Проблемы при оказании материальной поддержки отсутствуют, правовое регулирование достаточно, судебная практика отсутствует.

Прокуратура Вологодской области отмечает, что сведений о выявленных органами прокуратуры области в ходе надзорной деятельности нарушениях закона области № 2714-ОЗ, проблемах его реализации не имеется. Жалобы по вопросам реализации закона области № 2714-ОЗ в органах прокуратуры области в 2018-2020 гг. не рассматривались.

Северо-западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (далее – МГЮА) считает положительным, что законом области № 2714-ОЗ предусмотрен широкий перечень дополнительных целевых мер социальной поддержки для граждан, испытывающих сложности в трудоустройстве, большинство из которых предоставляются в денежной форме и устанавливаются в достаточно высоких размерах, в т.ч. в ряде случаев соизмеримых с прожиточным минимумом.

Вместе с тем МГЮА отмечает, что отдельные меры поддержки предусмотрены в крайне низких размерах, например, на период трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет или их участия в общественных работах в качестве дополнительной материальной поддержки установлены выплаты в размере 1500 рублей и 850 рублей в месяц соответственно. МГЮА полагает, что в настоящее время при наличии бюджетных возможностей такие размеры нуждаются в пересмотре, поскольку дополнительные меры поддержки позволяют не только приобщить молодежь к труду, но и будут способствовать росту их заинтересованности в развитии предпринимательства на территории Вологодской области, а также будут направлены на решение проблемы "оттока" молодежи из нашего региона.

Уполномоченный по правам человека в Вологодской области сообщает, что по состоянию на 15.10.2020 г. в его адрес в сфере труда и занятости поступило 8 обращений, а также на телефон "горячей линии" по данной тематике обратилось 17 граждан.

В основном, жители области обращались за содействием в получении пособия по безработице, финансовой поддержки из бюджета. В период введения ограничительных мер граждане сообщали о трудностях в получении статуса безработного: затребование справок, которые невозможно получить у работодателя из-за введенных ограничений; отсутствие технической возможности зарегистрироваться онлайн; невозможность получить статус безработного, имеющим статус индивидуального предпринимателя, несмотря на остановку их работы; маленький размер получаемых выплат. По вопросам нарушения трудовых прав граждане сообщали о понуждении со стороны работодателя к увольнению по собственному желанию, об уходе в отпуск за свой счет, об отказе работодателей выплачивать заработную плату во время карантина.

Обращений, связанных с проблемами реализации закона области № 2714-ОЗ, в его адрес не поступало.

Считает, что действующий закон области № 2714-ОЗ в достаточной мере регулирует вопросы, связанные с предоставлением мер поддержки отдельным категориям граждан в сфере содействия занятости населения, вопросов относительно правоприменения положений закона № 2714-ОЗ в практике Уполномоченного по правам человека в Вологодской области не возникало.

О количестве и содержании обращений граждан по вопросам разъяснения закона области № 2714-ОЗ, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании

Обращений граждан по вопросам разъяснения и реализации закона облас­ти № 2714-ОЗ в Департамент труда и занятости населения области, прокуратуру Вологодской области, Уполномоченному по правам человека в Вологодской области не поступало.

5. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере предоставления мер поддержки отдельным категориям граждан в области содействия занятости населения в Вологодской области

У Департамента труда и занятости населения области, прокуратуры Вологодской области, Уполномоченного по правам человека в Вологодской области предложения по совершенствованию правового регулирования закона области № 2714-ОЗ отсутствуют.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление) указывает на то, что по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы закона области № 2714-ОЗ коррупциогенных факторов не выявлено; закон области не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, Управление полагает, что в данном случае принимаемые нормативные акты Вологодской области должны способствовать достижению максимального социального эффекта оказания такой поддержки.

Управление предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в данной сфере не имеет.

IV. Предложения по результатам проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области № 2714-ОЗ постоянный комитет отмечает следующее.

Закон области № 2714-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации

В ходе проведения мониторинга правоприменения закона области положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено. Все положения закона области реализуются в полном объеме.

Закон области № 2714-ОЗ не дублирует иные нормативные правовые акты, не содержит норм, допускающих возможность неоднозначного толкования и применения.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены.

Постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике считает возможным совместно с Правительством области продолжить работу над дальнейшим совершенствованием регионального законодательства, регулирующего предоставление мер поддержки отдельным категориям граждан в области содействия занятости населения в Вологодской области.

Возврат к списку

Рекомендовать материал