Постановление Законодательного собрания области от 26 декабря 2018 года № 580
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 26 февраля 2004 года № 1000-ОЗ
"О государственной политике области в сфере сохранения
и восстановления традиционной народной культуры
Вологодской области"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 26 февраля 2004 года № 1000-ОЗ "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко


г. Вологда
26 декабря 2018 года
№ 580



Утверждены
постановлением Законодательного
Собрания области
от 26.12.2018 № 580

Результаты

мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 26 февраля 2004 года № 1000-ОЗ
"О государственной политике области в сфере сохранения
и восстановления традиционной народной культуры
Вологодской области"

I. Общие положения

Объект мониторинга правоприменения (далее – мониторинг) – закон Вологодской области от 26 февраля 2004 года № 1000-ОЗ "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области" (с изменениями, внесенными законами области от 28 апреля 2008 года № 1783-ОЗ, от 20 октября 2008 года № 1877-ОЗ) (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга – осуществление анализа действующих положений Закона области с целью его дальнейшего совершенствования.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области.

В рамках проведения мониторинга осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации по вопросу государственной политики в сфере сохранения традиционной народной культуры, оценка эффективности действия Закона области.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Запрошена соответствующая информация в Правительстве области, прокуратуре области, управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области.

4. 28 сентября 2017 года проведено расширенное заседание постоянного комитета на тему "О реализации закона области "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области", а также заседание постоянного комитета по итогам мониторинга.

5. Выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в вышеназванной области по результатам мониторинга.

III. Проведение мониторинга

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам государственной политики в сфере сохранения
и восстановления традиционной народной культуры

1. Согласно пунктам "д" и "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 20 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" установлено право народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.

Анализ нормативных правовых актов субъектов РФ по теме мониторинга показал, что законодательство в данной сфере неоднородно.

Законы субъектов приняты только в двух субъектах Российской Федерации – в Вологодской области и Краснодарском крае.

Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1264-КЗ "О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае" (далее – Закон Краснодарского края) принят несколько позже Закона области.

Следует отметить, что, несмотря на общий предмет регулирования, Закон Краснодарского края несколько иначе решает сходные вопросы по сравнению с Законом области. Так, например, само определение традиционной народной культуры в Законе Краснодарского края включает в себя совокупность присущих социальной группе отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных ценностей и признаков, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества, которая охватывает образ жизни, устные традиции и формы выражения, включая нормы и правила общения, поведения, верования, обычаи, обряды, празднества, фольклор, традиционные ремесла, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство, исполнительские искусства, а также связанные с ними инструменты, предметы быта, артефакты, произведения народного творчества.

Спецификой Закона Краснодарского края является также понятие "носитель традиций народной культуры", под которым понимается физическое лицо (группа физических лиц, в том числе семья), обладающее уникальными знаниями, умениями и навыками в области фольклора, обычаев, обрядов, празднеств, художественных промыслов, ремесел, исполнительского и декоративно-прикладного искусства в области традиционной народной культуры.

Основные направления государственной политики в области сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае отличны от аналогичных направлений, определенных в Законе области, и включают в себя:

стимулирование и поддержку творческой деятельности носителей традиций народной культуры;

создание условий гражданам и юридическим лицам для занятий художественными ремеслами и промыслами, другими видами творчества в сфере традиционной народной культуры;

развитие сети государственных организаций, осуществляющих деятельность в области традиционной народной культуры;

стимулирование развития сети и поддержку муниципальных и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в области традиционной народной культуры;

содействие формированию рынка культурных индустрий и туризма в области традиционной народной культуры;

сотрудничество с общественными и религиозными объединениями, Кубанским войсковым казачьим обществом в области традиционной народной культуры.

Кроме того, Законом Краснодарского края гарантируется протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и развития традиционной народной культуры посредством реализации мер ее защиты.

Формы государственной поддержки, установленные Законом Краснодарского края, также несколько отличаются от аналогичных форм, предусмотренных Законом области.

Обоими законами предусматриваются такие формы поддержки, как финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, а также разработка, утверждение и реализация целевых программ по сохранению и развитию традиционной народной культуры.

Кроме того, Законом Краснодарского края предусматриваются следующие формы государственной поддержки:

поддержка инициатив граждан и негосударственных организаций в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае, включающая долевое финансирование проектов в решении задач сохранения и развития старожильческой традиционной народной культуры, а также оказание материальной поддержки организациям культуры и физическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере традиционной народной культуры;

поддержка государственных организаций профессионального искусства в области традиционной народной культуры в Краснодарском крае, включающая в себя бюджетное финансирование основной уставной деятельности этих организаций, бюджетное финансирование целевых социально-творческих заказов (постановка новых номеров и программ, праздничных концертных программ, участие в государственных праздничных мероприятиях, проведение фестивалей, конкурсов или участие в них, организация гастролей творческих коллективов в России и за рубежом, художественных выставок, иных мероприятий и акций), бюджетное целевое финансирование проектов, имеющих общественно значимый результат, долевое бюджетное финансирование инициативных проектов;

стимулирование негосударственных вложений в сохранение и развитие традиционной народной культуры в Краснодарском крае;

содействие развитию культурной индустрии и туризма в области традиционной народной культуры, включающее поддержку некоммерческих организаций в области художественных промыслов, традиционных ремесел и декоративно-прикладного искусства, предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям в области художественных промыслов, традиционных ремесел и декоративно-прикладного искусства в безвозмездное пользование или льготную аренду помещений для мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческо-производственной деятельности, предоставление государственным и муниципальным учреждениям, оказывающим туристские услуги в сфере традиционной народной культуры, земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также недвижимых объектов культурного наследия в безвозмездное пользование;

дополнительные льготы организациям культуры, признанным особо ценными объектами культурного достояния Краснодарского края в сфере традиционной народной культуры.

Целая глава Закона Краснодарского края посвящена стимулированию и поддержке творческой деятельности в области традиционной народной культуры.

В остальных субъектах Российской Федерации можно выделить несколько направлений политики в области традиционной народной культуры.

Во многих регионах России действуют комплексные программы, направленные на развитие традиционной культуры народов России (например, в республиках Бурятия, Калмыкия, Коми, Иркутской и Тульской областях).

Также в некоторых субъектах Российской Федерации созданы центры традиционной культуры народов России (например, в Республике Дагестан, Алтайском крае).

В Белгородской области действует постановление от 23 сентября 1999 года № 531 "О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества в области", меры которого направлены на:

трудоустройство и обеспечение достойных условий труда для мастеров народного прикладного творчества;

поддержку и развитие действующих, восстановление утраченных коллективов художественной самодеятельности;

обеспечение условий для равномерного развития видов художественной самодеятельности;

вовлечение в творческую деятельность всех слоев населения.

Особое внимание указанным постановлением предлагается обратить на возрождение местных музыкальных, певческих традиций, художественного декоративно-прикладного творчества.

В Рязанской области с 2008 года учреждена премия "За вклад в развитие и сохранение традиционной народной культуры Рязанской области", которая присуждается руководителям коллективов народного творчества (фольклорных ансамблей, народных хоров, ансамблей песни и танца, ансамблей народного танца, оркестров, ансамблей народных инструментов), солистам творческих коллективов (исполнителям народной песни, народной музыки), мастерам народного декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, преподавателям по видам народных искусств за выдающиеся творческие достижения в деле сохранения и развития народных художественных традиций, а также за активную просветительскую и педагогическую деятельность, направленную на освоение элементов народной культуры и передачу творческих навыков подрастающему поколению. Размер премии составляет 30 000 рублей, премия носит персональный характер и присуждается одному соискателю не более одного раза в пять лет (постановление Рязанской областной Думы от 5 декабря 2007 года № 804-IV РОД).

В 2011 году Правительством Ростовской области утверждено постановление "О ежегодных разовых выплатах ветеранам сцены, мастерам народной культуры, ветеранам кинематографии", которым предусматриваются следующие виды выплат:

ежегодные разовые выплаты Губернатора Ростовской области ветеранам сцены за многолетнюю плодотворную творческую деятельность, личный вклад в развитие культуры и искусства Дона;

ежегодные разовые выплаты мастерам народной культуры, руководителям фольклорных коллективов, ансамблей народной песни, танца, народной музыки, отдельным исполнителям - мастерам народного творчества, мастерам традиционных ремесел;

ежегодные разовые выплаты Губернатора Ростовской области ветеранам кинематографии за многолетнюю плодотворную творческую деятельность, личный вклад в развитие отечественной кинематографии.

2. В отношении судебной практики следует отметить, что содержание судебных решений по вопросам, связанным с традиционной народной культурой, в большинстве своем сводится к искам об оспаривании прав отдельных лиц на объекты недвижимости, отнесенные к объектам культуры или расположенные вблизи объектов культуры.

2. Состояние законодательства Вологодской области
по вопросу государственной политики в сфере сохранения
и восстановления традиционной народной культуры

Закон области "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области" принят 26 февраля 2004 года (постановление Законодательного Собрания области от 18 февраля 2004 года № 78, опубликован в областной газете "Красный Север" № 42 2 марта 2004 года). За весь период действия в Закон области были внесены два изменения в 2008 году.

Закон области включает в себя следующие положения:

1) основные понятия, используемые в законе области;

2) основные направления государственной политики области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры, к которым отнесены:

координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;

поддержка деятельности по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры;

охрана, обеспечение целостности и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах и библиотеках;

мониторинг состояния традиционной народной культуры;

создание условий для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;

научно-методическое обеспечение в области сохранения и восстановления традиционной народной культуры;

развитие законодательства в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;

популяризация традиционной народной культуры;

3) формы государственной поддержки традиционной народной культуры, в том числе:

стимулирование и поддержка творческой деятельности граждан, являющихся носителями материальных и духовных традиций народной культуры;

финансирование мероприятий по сохранению, восстановлению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, находящихся в государственной собственности;

разработка, утверждение и реализация за счет средств областного бюджета целевых программ по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры;

организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;

сохранение сети организаций, ориентирующихся в своей деятельности на поддержку традиционной народной культуры, развитие их материально-технической базы;

привлечение средств массовой информации к освещению деятельности в сфере традиционной народной культуры;

4) определены органы государственной власти области, осуществляющие государственное управление в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры, – Правительство области и орган исполнительной государственной власти области, специально уполномоченный в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;

5) порядок информирования населения о мероприятиях в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры.

В экспертном заключении управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области содержится вывод о том, что Закон области не противоречит федеральному законодательству.

Вместе с тем предложено скорректировать положения статьи 2 Закона области, определяющей основные направления государственной политики в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры, в части координации деятельности органов местного самоуправления в данной сфере.

3. Информация о правоприменительной практике Закона области

Важнейшим результатом системной многолетней работы органа исполнительной государственной власти области, специально уполномоченного в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры, и органов местного самоуправления области стало создание в регионе сети специализированных учреждений, решающих задачи сохранения и возвращения в современную жизнь культурного наследия: центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел, центров истории и культуры, школ традиционной народной культуры.

По состоянию на 1 июля 2017 года в Вологодской области сеть специализированных учреждений – центров традиционной народной культуры, центров ремесел и промыслов, центров истории и культуры – состоит из 16 юридических лиц (19 сетевых единиц). Полномочия по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества исполняются в 13 муниципальных районах области, в 2 городских поселениях (Харовск и Никольск) и городском округе Вологда. Координацию деятельности муниципальных учреждений, включая методическое и научное руководство, осуществляет бюджетное учреждение культуры Вологодской области "Центр народной культуры". Центры традиционной народной культуры активно ведут работу по пяти основным направлениям деятельности: научно-исследовательское, информационно-методическое, опытно-экспериментальное, современное практическое, этнотуристическое. В центрах традиционной народной культуры, домах ремесел развиваются следующие виды ремесленных направлений: традиционное ткачество, вязание крючком и на спицах, роспись по дереву/бересте, берестоплетение, ивоплетение, травоплетение, ручная вышивка, обработка дерева, кружевоплетение, гончарное ремесло, керамика, текстильная кукла, плетение традиционных поясов, пошив народного костюма, металлообработка, лоскутное шитье, плетение из соломки.

Поддержка деятельности учреждений культуры, занимающихся сохранением традиционной народной культуры, осуществляется посредством выделения субсидий и грантов.

В рамках реализации закона Вологодской области от 27 февраля 2009 года № 1968-ОЗ "О государственных грантах Вологодской области в сфере культуры" ежегодно осуществляется поддержка учреждений культуры посредством предоставления грантов 3 видов, включая 2 гранта в размере 150 тысяч рублей каждый, для финансирования проектов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в сфере музейного и библиотечного дела, традиционной народной культуры и образования.

В целях реализации Указа Президента от 28.07.2012 № 1062 "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников" ежегодно с 2013 года проводится конкурс на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений, и их работниками. Премии в размере 100,0 тыс. рублей учреждению и 50,0 тыс. рублей работнику предоставляются на конкурсной основе. В рамках конкурса в течение 2013-2017 годов победителями стали 5 учреждений и 7 работников центров традиционной народной культуры.

С 2017 года в соответствии с постановлением Губернатора Вологодской области от 21.03.2017 № 66 "О Межрегиональном фольклорном фестивале "Деревня - душа России" осуществляется процедура конкурсного отбора среди муниципальных образований области, сохраняющих традиционную народную культуру, на право проведения Фестиваля в следующем году.

Проведение имиджевых мероприятий в сфере традиционной народной культуры дает возможность представить уникальное культурное наследие Вологодчины, сохранившиеся традиции, многообразие брендов, инвестиционные и туристские возможности, позволяет привлечь внимание к проблеме сохранения и восстановления традиционного уклада жизни русской деревни, способствует духовно-нравственному воспитанию, популяризации отраслей сельского хозяйства, упрочению социального статуса сельского населения.

В целях всестороннего информирования населения материалы о проводимых мероприятиях, услугах учреждений регулярно размещаются на официальных сайтах учреждений, органов местного самоуправления, в социальных сетях, на областном интернет-портале "Культура в Вологодской области", официальном сайте Департамента культуры и туризма области. Также в структуре центров традиционной культуры функционируют информационные (туристско-информационные) отделы. В ряде муниципальных образований области данные функции выполняют информационно-ресурсные центры.

В Вологодской области сложилась система непрерывного образования в сфере народной культуры. Обучение по направлениям "Декоративно-прикладное искусство" и "Фольклор" осуществляется в детских школах искусств. В учреждениях среднего профессионального образования сферы "Культура" реализуются образовательные программы по специальностям "Сольное и хоровое народное пение" и "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (Вологодский областной колледж искусств (в 2016-2017 учебном году обучалось 18 студентов) и Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина (в 2016-2017 учебном году обучалось 17 студентов)). По окончании обучения по специальности "Сольное и хоровое народное пение" присваивается квалификация "Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива".

Вологодский государственный педагогический университет (в настоящее время - структурное подразделение ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет") осуществляет подготовку кадров для учреждений культуры и образования Вологодской области.

Подготовку и переподготовку кадров для работы в муниципальных учреждениях культуры в регионе осуществляют три образовательных учреждения среднего профессионального образования: БПОУ ВО "Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина", БПОУ ВО "Вологодский областной колледж искусств", БПОУ ВО "Вологодский областной колледж культуры и туризма".

Отдельное направление традиционной народной культуры – поддержка самобытной вепсской культуры как части культурного потенциала региона.

Учреждения культуры проводят значительную работу по выявлению, изучению, сохранению и популяризации объектов нематериального культурного наследия Вологодской области.

С целью изучения и сохранения традиционной народной культуры создан Централизованный фонд фольклорно-этнографических материалов, который насчитывает более 3,4 тыс. единиц хранения, количество объектов нематериального культурного наследия, стоящих на учете в Централизованном фонде фольклорно-этнографических материалов, составляет порядка 66,7 тыс. объектов. В информационной базе данных (электронном каталоге) по жанрам народного творчества, любительского искусства, традиционной народной культуры содержится порядка 15,0 тыс. объектов в общедоступной версии. Ежегодно данные ресурсы пополняются.

Собранные коллекции предметов народного быта и искусства в большинстве центров не поставлены на научный учет, не сделано их первичное описание и фотофиксация. Ситуация усугубляется тем, что коллекции собраны не только центрами, за развитием которых ведется постоянное наблюдение, но и другими учреждениями культуры и образования. В муниципальных домах культуры созданы и создаются комнаты и уголки народного быта, в которых собраны предметы старины, в том числе имеющие художественную и культурную ценность. Учет этих предметов и контроль за их хранением и использованием никем не осуществляется, что ведет к риску их утраты.

В системе образования поддержка деятельности по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры организуется посредством реализации образовательных программ по традиционной народной культуре, организации воспитательной работы, системы областных мероприятий с обучающимися, организации исследовательской деятельности.

В образовательных учреждениях области образовательные программы по традиционной народной культуре реализуются в системе общего и дополнительного образования. В общеобразовательных учреждениях системно реализуется программа "Истоковедение", развивающая духовно-нравственную основу образования через учебный курс "Истоки", и программа "Воспитание на социокультурном опыте". Программа "Истоковедение" предусматривает знакомство с традициями культуры как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях области реализуются программы дополнительного образования по традиционной культуре по следующим направлениям: музыкальный и устно-поэтический фольклор, традиционные ремесла, теоретическое изучение традиций народной культуры, исследовательская деятельность в сфере традиционной народной культуры. Дополнительные образовательные программы по изучению традиций народной культуры (этнографии) успешно реализуются в Хохловской СОШ Кадуйского района (дополнительная образовательная программа "Народоведение" с 7 по 11 классы).

В программах внеурочной деятельности общеобразовательных школ также включено изучение традиционной народной культуры. С 2012 года успешно внедряется в школах области программа внеурочной деятельности для начальной школы "Круглый год". Программа обеспечена комплектом методических материалов (методические рекомендации по проведению занятий, электронная хрестоматия, дидактические материалы). Программа транслируется педагогам через электронные ресурсы, серию семинаров, индивидуальное консультирование. В учреждениях дополнительного образования изучение традиционной культуры ведется по следующим направлениям: традиционные ремесла, музыкальный фольклор, теоретическое изучение народной культуры, исследовательская деятельность. Во многих учреждениях дополнительного образования применяется комплексный подход в изучении традиционной культуры, когда обучающиеся имеют возможность освоения нескольких программ (музыкальный фольклор, традиционные ремесла, этнография).

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях области обеспечивает успешное проведение детских исследований (поисковых, проектных, экспериментальных); формирует интерес к традиционной культуре как объекту научного исследования; осуществляет коммуникацию взрослых и детей на основе общности профессиональных этнографических интересов; создает условия для развития индивидуальных склонностей детей в соответствии с потребностями личности.

С 1 января 2017 года осуществляет свою деятельность новое учреждение дополнительного образования детей БОУ ДО ВО "Центр образования, оздоровления детей и развития туризма "Корабелы Прионежья". Цель его создания - открытие центра федерального уровня по гражданско­патриотическому воспитанию, научно-техническому творчеству и образовательному туризму, развитию научно-исследовательской работы по изучению и сохранению этнокультурного наследия - деревянного судостроения Русского Севера.

Научно-методическое сопровождение процесса сохранения и восстановления традиционной народной культуры в сфере образования обеспечивают областные учреждения: БОУ ДО ВО "Школа традиционной народной культуры", АОУ ДО ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования".

По информации прокуратуры Вологодской области обращения, связанные с реализацией Закона области, не рассматривались, нарушения действующего законодательства в данной сфере не выявлялись. Предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере сохранения, восстановления традиционной народной культуры области не имеется.

4. Информация о выявленных проблемах правового регулирования

За 14-летний период действия Закона области появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на состояние традиционной народной культуры области.

Согласно информации Департамента культуры и туризма области, в настоящее время коллекции, находящиеся на хранении в учреждениях культуры и образования, собранные в период с 2001 по 2013 годы в рамках исполнения областных целевых программ по традиционной народной культуре, не защищены от утраты, поскольку нормативно не определен их статус. В Законе области отсутствует правовая основа для сохранения фондовых материалов нематериального культурного наследия Вологодской области, объекты нематериального культурного наследия не ставятся на государственный или муниципальный учеты аналогично предметам музейного фонда. В этой связи предлагается законодательно закрепить создание фондов фольклорно-этнографических материалов; порядок постановки материалов на государственный и/или муниципальный учет; определить полномочия органов власти области и организаций по обеспечению сохранения фондовых материалов.

В ходе расширенного заседания постоянного комитета на тему "О реализации закона области "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области" были отмечены следующие проблемы в сфере сохранения традиционной народной культуры:

в реализации государственной политики в данной сфере применяется преимущественно ведомственный подход;

действующая система форм государственной поддержки традиционной народной культуры области не обеспечивает ее развитие;

отсутствуют меры по сохранению нематериального культурного наследия области;

острой остается кадровая проблема в данной сфере: снижается число специалистов, имеющих профессиональное образование, действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов не обеспечивает существующие потребности отрасли.

Особое внимание уделено вопросу необходимости законодательного закрепления положений, направленных на приобщение детей и подростков в рамках дошкольного, общего и дополнительного образования к народной традиционной культуре в целях ее сохранения и преемственности.

Действующая редакция Закона области также не содержит положений о разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере традиционной народной культуры, сохранении нематериальных объектов традиционной народной культуры области, актуализации и популяризации традиционной народной культуры области.

Кроме того, требуется актуализировать понятийный аппарат Закона области, направления государственной политики области в сфере традиционной народной культуры, расширить формы государственной поддержки традиционной народной культуры области, определить меры для обеспечения взаимодействия отраслей культуры и образования в сфере традиционной народной культуры.

IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам мониторинга постоянный комитет считает необходимым разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания области проект закона области "О традиционной народной культуре Вологодской области".


Возврат к списку

Рекомендовать материал