Постановление Законодательного собрания области 27 июня 2018 года № 288
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения закона области
от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи,
материнства, отцовства и детства в Вологодской области"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко

г. Вологда
27 июня 2018 года
№ 288



Утверждены
постановлением
Законодательного Собрания области
от 27.06.2018 № 288

Результаты
мониторинга правоприменения закона области
от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи,
материнства, отцовства и детства в Вологодской области"
(в части прав опекунов (попечителей) и подопечных)

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (с изменениями, внесенными законами области от 6 июля 2015 года № 3711-ОЗ, от 8 октября 2015 года № 3739-ОЗ, от 25 декабря 2015 года № 3844-ОЗ, от 11 января 2016 года № 3854-ОЗ, от 23 июня 2016 года № 3969-ОЗ, от 29 июня 2016 года № 3986-ОЗ, от 28 декабря 2016 года № 4082-ОЗ, от 23 января 2017 года № 4093-ОЗ, от 4 июля 2017 года № 4170-ОЗ, от 10 октября 2017 года № 4208-ОЗ, от 14 декабря 2017 года № 4255-ОЗ, от 14 декабря 2017 года № 4254-ОЗ, от 14 декабря 2017 года № 4257-ОЗ, от 28 декабря 2017 года № 4263-ОЗ, от 3 апреля 2018 года № 4316-ОЗ) (далее также - закон области № 3602-ОЗ, закон области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", закон области) в части прав опекунов (попечителей) и подопечных.

Исполнители мониторинга:

ответственный за проведение мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике (далее – постоянный комитет);

правовое управление Законодательного Собрания области (далее – правовое управление).

Период проведения мониторинга – первое полугодие 2018 года.

Краткая характеристика предмета правого регулирования (в части прав опекунов (попечителей) и подопечных): законом области № 3602-ОЗ определены меры социальной поддержки, предоставляемые опекунам (попечителям), принявшим детей под опеку (попечительство), гарантии прав подопечных, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа указанных категорий, регулируются вопросы выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), лиц из числа детей указанных категорий, а также детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство), устанавливаются размеры вознаграждения приемным родителям.

Основания проведения мониторинга – план мероприятий Законодательного Собрания области, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 27 декабря 2017 года № 643.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 3602-ОЗ в указанной части федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области № 3602-ОЗ в указанной части планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 3602-ОЗ в указанной части с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

II. Сведения о мероприятиях, проведенных постоянным комитетом
в процессе мониторинга

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением проведен анализ закона области № 3602-ОЗ на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы охраны семьи, материнства, отцовства и детства, в части прав опекунов (попечителей) и подопечных (далее также – указанная часть).

2. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы об информации:

Губернатору области – о практике применения и реализации на территории области закона области № 3602-ОЗ в указанной части; о проблемах, возникающих у органов исполнительной власти области при его реализации; о наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации закона области № 3602-ОЗ в указанной части; о количестве и содержании обращений опекунов (попечителей) по вопросам разъяснения норм закона области № 3602-ОЗ в указанной части, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании (если такие имеются); о количестве жалоб опекунов (попечителей) и подопечных на нарушение прав, предусмотренных законом области, в том числе статьями 10, 12, 18 (статистические данные за период действия закона области, сущность жалоб, результаты рассмотрения); об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части;

в прокуратуру Вологодской области – о выявленных фактах нарушения прав опекунов (попечителей) и подопечных при реализации закона области № 3602-ОЗ в указанной части; об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части;

в управление Минюста России по Вологодской области – о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области, о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части;

в Северо-западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – о проведении независимой научной экспертизы закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" в части прав опекунов (попечителей) и подопечных; об имеющихся предложениях по совершенствованию законодательства в данной сфере в указанной части;

уполномоченному по правам человека в Вологодской области – о проблемах, возникающих при реализации закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", в части прав опекунов (попечителей) и подопечных; об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части;

уполномоченному при Губернаторе Вологодской области по правам ребенка – о проблемах, возникающих при реализации закона области № 3602-ОЗ, в части прав опекунов (попечителей) и подопечных; об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части.

3. Информация, связанная с мониторингом закона области № 3602-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.

III. Обобщение информации, полученной в результате мониторинга

1. Анализ закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" в части прав опекунов (попечителей) и подопечных

Законом области № 3602-ОЗ определены меры социальной поддержки опекунов (попечителей) в виде:

1) ежемесячного пособия на ребенка (ст. 10);

2) ежемесячного пособия семьям, воспитывающим детей, больных целиакией (ст. 12);

3) обеспечения новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода в соответствии с Перечнем средств ухода, утверждаемым Правительством области (ст. 18);

4) компенсации стоимости путевок и стоимости проезда ребенка к месту санаторно-курортного лечения (отдыха) и обратно (ст. 20);

5) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях, в том числе в приемных семьях, детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство) (ст. 21);

6) вознаграждения приемным родителям (ст. 26);

7) ежемесячного пособия на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, в размере 1000 рублей на каждого ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, до достижения им возраста 18 лет (ст. 32).

1. Ежемесячное пособие на ребенка

Согласно статье 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 10 закона области № 3602-ОЗ право на получение ежемесячного пособия на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), проживающий на территории Вологодской области, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет):

1) в малоимущих семьях;

2) независимо от дохода в семьях, если одинокий родитель (усыновитель, опекун, попечитель) воспитывает ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным.

Ежемесячное пособие на ребенка устанавливается в размере 150 рублей. Указанное пособие выплачивается с учетом районных коэффициентов, установленных на территории Вологодской области.

2. Ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей, больных целиакией

В настоящее время на федеральном уровне социальную поддержку (бесплатный набор безглютеновых продуктов) имеют дети-инвалиды с диагнозом "целиакия" (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 № 1 "Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи").

Между тем предоставления мер социальной поддержки детям, страдающим заболеванием "целиакия", но не имеющим статуса ребенок-инвалид, на федеральном уровне не предусмотрено.

В нашей области начиная с 1 июля 2007 года семьям, воспитывающим детей, больных целиакией, предоставляется право на получение ежемесячного пособия в размере 1200 рублей (первоначально положение о таком пособии содержалось в статье 151 закона области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области"). В настоящее время в статье 12 закона области № 3602-ОЗ закреплено, что право на получение ежемесячного пособия в размере 1200 рублей на ребенка, больного целиакией, имеет один из совместно проживающих с ним родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющий место жительства или временно проживающий на территории Вологодской области и не имеющий места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

3. Обеспечение новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода

Согласно пункту 2 статьи 18 закона области № 3602-ОЗ гарантии прав детей на охрану здоровья и социальную защиту обеспечиваются путем предоставления новорожденным детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, средств ухода в соответствии с Перечнем средств ухода, утверждаемым Правительством области. Средства ухода предоставляются одному из совместно проживающих с ребенком родителей (усыновителей, опекунов), имеющему место жительства или временно проживающему на территории Вологодской области и не имеющему места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

4. Компенсации стоимости путевок и стоимости проезда ребенка к месту санаторно-курортного лечения (отдыха) и обратно

Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что в случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях реализации указанных норм в статью 20 закона области № 3602-ОЗ были внесены соответствующие изменения, согласно которым к полномочиям Правительства области было отнесено установление размера компенсации и порядка ее предоставления.

5. Денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях, в том числе в приемных семьях, детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство)

В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

В Вологодской области размер денежных средств на содержание детей-сирот составляет 10 105 рублей.

6. Вознаграждение приемным родителям

Согласно статье 26 закона области № 3602-ОЗ приемным родителям (родителю), проживающим на территории Вологодской области, ежемесячно выплачивается вознаграждение в следующих размерах:

1) в приемной семье, взявшей на воспитание не более трех детей, оставшихся без попечения родителей, - 4798 рублей за каждого приемного ребенка;

2) в приемной семье, взявшей на воспитание более трех детей, оставшихся без попечения родителей, - 6398 рублей за четвертого и каждого следующего приемного ребенка;

3) в приемной семье, взявшей на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - 7997 рублей за каждого такого ребенка.

Выплата вознаграждения производится с учетом районных коэффициентов, установленных на территории Вологодской области.

7. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным

Согласно статье 32 закона области № 3602-ОЗ ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, в установленном размере 1000 рублей на каждого ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, до достижения им возраста 18 лет назначается:

1) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) в малоимущих семьях;

2) одинокому родителю (усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным;

3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), который не работает в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, ребенком, являющимся ВИЧ-инфицированным.

2. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с охраной семьи, материнства, отцовства и детства в части прав опекунов (попечителей) и подопечных

1. Ежемесячное пособие на ребенка

В большинстве субъектов Российской Федерации опекунам (попечителям) предоставлено право на получение пособия на ребенка. В представленной ниже таблице приводятся данные по отдельным регионам. Как и в нашей области, в таких регионах, как Московская область, Республика Адыгея, Алтайский край, Архангельская область, Республика Башкортостан, Воронежская область, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Костромская область, Красноярский край, Курская, Липецкая, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Самарская области, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Ярославская область, пособие на ребенка не назначается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Субъект РФ

Право на пособие у опекунов (попечителей)

"+" – да

"-" нет

Размер пособия ежемесячно


1

2

3

Московская область

+

до полутора лет – 2228 рублей;

от полутора до трех лет – 4248 рублей;

от трех до семи лет – 1115 рублей;

от семи лет и старше – 558 рублей

Республика Адыгея

+

115 рублей

Республика Алтай

+

78 рублей

Амурская область

+

248,91 рубля

Алтайский край

+

155 рублей

Архангельская область

+

в районах Крайнего Севера – в размере 162,40 рубля; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере 139,20 рубля

Астраханская область

-

216 рублей

Республика Башкортостан

+

225 рублей

Белгородская область

-

290 рублей

Республика Бурятия

+

100 рублей

Владимирская область

+

433 рублей

Воронежская область

+

257,4 рубля

Республика Дагестан

+

100 рублей

Еврейская автономная область

+

120 рублей

Забайкальский край

+

120 рублей

Ивановская область

+

236 рублей

Республика Ингушетия

+

100 рублей

Иркутская область

+

205 рублей

Республика Калмыкия

+

200 рублей

Калининградская область

+

250 рублей

Кабардино-Балкарская Республика

+

70 рублей

Калужская область

+

200 рублей

Камчатский край

+

150 рублей

Карачаево-Черкесская Республика

+

70 рублей

Республика Карелия

+

162 рубля

Кемеровская область

+

270 рублей

Кировская область

+

176 рублей

Костромская область

+

100 рублей

Краснодарский край

+

181 рубль

Красноярский край

+

250 рублей

г. Севастополь

+

500 рублей

Курганская область

+

259 рублей

Курская область

+

110 рублей

Липецкая область

+

242 рубля

Магаданская область

+

150 рублей

Республика Марий Эл

+

135 рублей

Республика Мордовия

+

120 рублей

Мурманская область

+

215 рублей

Ненецкий автономный округ

+

556 рублей

Новосибирская область

+

160 рублей

Оренбургская область

+

300 рублей

Орловская область

+

200 рублей

Пензенская область

+

290 рублей

Пермский край

+

70 рублей

Псковская область

+

225 рублей

Ростовская область

+

200 рублей

Рязанская область

+

200 рублей в месяц – семьям со среднедушевым доходом до 2000 рублей включительно; 165,99 рубля в месяц – семьям со среднедушевым доходом свыше 2000 рублей

Самарская область

+

200 рублей

Саратовская область

+

225 рублей

Республика Саха (Якутия)

+

на ребенка, проживающего в семье со среднедушевым доходом, величина которого не превышает 0,3 величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по зонам Республики Саха (Якутия), - в размере 1 346 рублей (при районном коэффициенте 1,7) и в размере 1 584 рубля (при районном коэффициенте 2,0);

на ребенка, проживающего в семье со среднедушевым доходом, величина которого превышает 0,3 величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по зонам Республики Саха (Якутия), - в размере 1 035 рублей (при районном коэффициенте 1,7) и в размере 1 218 рублей (при районном коэффициенте 2,0)

Сахалинская область

+

410 рублей

Свердловская область

опекуну или попечителю ребенка, происхождение которого от конкретного лица (отцовство) не установлено

600 рублей

Республика Северная Осетия-Алания

+

150 рублей

Смоленская область

+

700 рублей в квартал

Ставропольский край

+

350 рублей

Тамбовская область

+

158 рублей

Республика Татарстан

+

164 рубля

Тверская область

+

125 рублей

Томская область

+

126 рублей

Тульская область

+

300 рублей

Республика Тыва

+

127 рублей

Удмуртская Республика

+

199 рублей

Ульяновская область

+

200 рублей

Хабаровский край

+

300 рублей

Республика Хакасия

+

169 рублей

Ханты-Мансийский автономный округ Югры

+

300 рублей

Чеченская Республика

+

200 рублей

Чувашская Республика

+

на детей до 2 лет – 920 рублей,
от 2 до 18 лет – 167 рублей










Чукотский автономный округ

+

со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет - 500 рублей;

от полутора лет до достижения ребенком возраста трех лет - 750 рублей;

от трех лет до достижения ребенком возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) - 500 рублей

Ямало-Ненецкий автономный округ

+

на ребенка в возрасте до 3 лет - 500 рублей в месяц;

на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет - 300 рублей в месяц;

на ребенка в возрасте от 7 до 16 (18) лет - 200 рублей в месяц

Ярославская область

+

размер ежемесячного пособия на ребенка, включая ежемесячную выплату на дополнительное питание детям в возрасте до 3 лет, составляет:

в возрасте до 3 лет - 770 рублей;

в возрасте от 3 до 18 лет - 520 рублей

2. Ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей, больных целиакией

В отдельных субъектах Российской Федерации также предоставляются меры социальной поддержки лицам, страдающим заболеванием "целиакия".

Так, в Ленинградской области право на ежегодную выплату в размере 24 380 рублей предоставляется до достижения ребенком, страдающим целиакией, возраста 18 лет. Указанная выплата ежегодно индексируется;

в Волгоградской области установлено пособие на приобретение продуктов питания детям, больным целиакией, в размере 1 500 рублей в месяц;

в Новосибирской области – 583 рубля в месяц на питание;

в Свердловской области – ежеквартальное обеспечение детей, больных целиакией, специализированными продуктами лечебного питания без глютена.

3. Обеспечение новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода

По результатам анализа законодательства субъектов Российской Федерации правовым управлением подобной меры поддержки в регионах не выявлено.

4. Компенсация стоимости путевок и стоимости проезда ребенка к месту санаторно-курортного лечения (отдыха) и обратно

В законах большинства субъектов РФ (в Московской, Ленинградской, Архангельской, Владимирской, Калининградской, Кемеровской, Мурманской, Псковской, Саратовской, Свердловской, Тульской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Тыва, Ульяновской области и др.) также были внесены подобные изменения с отнесением вышеуказанных полномочий к компетенции органов исполнительной государственной власти субъектов РФ.

Размеры предоставляемой компенсации в регионах являются различными, так например:

в Республике Бурятия – компенсация производится в размере понесенных затрат, но не превышающем 40 000 рублей;

во Владимирской области – компенсация стоимости путевок и проезда в организации отдыха детей и их оздоровления производится в размере 80 % от произведенных расходов на приобретение путевки, проезд к месту отдыха и обратно в сумме не более 8 000 рублей; выплата компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные организации и проезда к месту лечения и обратно производится в размере 80 % от произведенных расходов на приобретение путевки, проезда к месту лечения и обратно в сумме не более 24 000 рублей;

в Мурманской области – 9 000 рублей.

5. Денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях, в том числе в приемных семьях, детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство)

В представленной таблице приводится информация о размерах денежных средств, предоставляемых на содержание детей-сирот, в отдельных регионах.

Регион

Размер денежных средств


1

2

Московская область

Ежегодно устанавливается Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума для детей в городе Москве

Республика Адыгея

Устанавливается в размере прожиточного минимума для детей, установленного в Республике Адыгея за II квартал года, предшествующего текущему финансовому году

Республика Алтай

4 000 рублей

Алтайский край

9 434 рубля в месяц

Амурская область

6 819 рублей на ребенка, проживающего в южных районах Дальнего Востока;

7 516 рублей - на каждого ребенка, проживающего в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера

Архангельская область

До 7 лет – 7 757 рублей;

на детей в возрасте от 7 до 18 лет – 9 811 рублей





Астраханская область

Содержание не достигшего 10-летнего возраста ребенка – в сумме 7 343 рубля;

на содержание ребенка, достигшего 10-летнего возраста, – в сумме 8 811,6 рубля;

на содержание ребенка с ограниченными возможностями здоровья – в сумме 8 811,6 рубля.

Республика Бурятия

4 000 рублей

Воронежская область

4 000 рублей в месяц. Размер опекунского пособия увеличивается на 25 % на подопечного ребенка (детей), проживающих в сельской местности

Владимирская область

На ребенка школьного возраста: в первый и седьмой год обеспечения – 8 745 рублей, во второй и восьмой – 6 379 рублей, в третий и девятый – 8 346 рублей, в четвертый и десятый – 6 466 рублей, в пятый и одиннадцатый – 8 391 рубль, в шестой – 6 615 рублей;

На ребенка дошкольного возраста: в первый и шестой год обеспечения – 6 265 рублей, во второй – 6 153 рубля, в третий – 6 153 рубля, в четвертый – 6 153 рубля, в пятый и седьмой – 6 153 рубля.

На детей-инвалидов размеры денежных средств, указанные выше, увеличиваются в полтора раза

Республика Дагестан

Размер денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, взявших детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в расчете на одного ребенка в месяц составляет 7000 рублей

Ивановская область

4 793 рубля

Республика Ингушетия

Для детей от рождения до 7 лет – 4 580 рублей; от 7 до 14 лет – 4 614 рублей; для детей от 14 до 18 лет – 4 637 рублей

Иркутская область

5 200 рублей

Кабардино-Балкарская Республика

5 000 рублей

Калининградская область

В возрасте до 12 лет:

- 7 000 рублей – на ребенка, не получающего пенсию;

- 5 500 рублей – на ребенка, получающего пенсию;

в возрасте от 12 до 18 лет:

- 8 000 рублей – на ребенка, не получающего пенсию;

- 6 500 рублей – на ребенка, получающего пенсию

Республика Калмыкия

Размер ежемесячной денежной выплаты составляет 10 000 (десять тысяч) рублей на содержание каждого ребенка. Размер ежемесячной денежной выплаты на содержание каждого ребенка-инвалида составляет 15 000 рублей

Карачаево-Черкесская Республика

2 307 рублей на подопечного ребенка в возрасте от 0 до 6 лет и 2992 рубля на подопечного ребенка в возрасте от 6 до 18 лет

Камчатский край

От 12 до 18 месяцев – 16 318 рублей;

от 18 месяцев до 3 лет – 16 102 рубля;

от 3 до 7 лет – 17 457 рублей;

от 7 до 11 лет – 22 706 рублей;

от 11 до 18 лет – 24 185 рублей

Республика Карелия

7 718 рублей

Кировская область

На ребенка в возрасте от рождения до 7 лет – 6 391 рубль; от 7 до 18 лет (в том числе до 1 сентября года окончания ребенком общеобразовательной организации) – 6 613 рубля

Севастополь

Размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), не может быть ниже величины прожиточного минимума для детей в городе Севастополе на момент обращения

Краснодарский край

На ребенка в возрасте до 3 лет – 5 410 рублей, от 3 до 7 лет – 5 530 рублей, от 7 до 18 лет – 6 160 рублей

Республика Коми

Северная природно-климатическая зона: от рождения до 3 лет – в размере 4 320 рублей; от 3 до 6 лет – в размере 4 549 рублей; от 6 до 12 лет – в размере 5 691 рубль; от 12 до 18 лет – в размере 6 098 рублей.

Южная природно-климатическая зона: от рождения до 3 лет – в размере 4 320 рублей; от 3 до 6 лет – в размере 4 320 рублей; от 6 до 12 лет – в размере 5 116 рублей; от 12 до 18 лет – в размере 5 482 рубля

Оренбургская область

5 732 рубля

Орловская область

5 038 рублей

Пензенская область

От 0 до 3 лет – 10 120 рублей;

от 3 до 7 лет – 10 020 рублей;

от 7 до 11 лет – 12 490 рублей;

от 11 до 18 лет – 13 430 рублей.

Приморский край

5 645 рублей

Ростовская область

9 836 рублей в месяц на каждого подопечного. Для подопечного, имеющего установленную инвалидность, размер ежемесячного денежного содержания увеличивается на 25 % и подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения

Тюменская область

12 000 рублей в месяц на содержание одного ребенка дошкольного возраста; 12 500 рублей в месяц на содержание одного ребенка школьного возраста

Хабаровский край

4 000 рублей

Челябинская область

7 556 рублей

Чеченская Республика

11 700 рублей

Ямало-Ненецкий автономный округ

Для дошкольного возраста (от 0 до 7 лет) – 16 266 рублей; для школьного возраста (от 7 до 18 лет) - 16 612 рублей

В ряде регионов (Оренбургской, Орловской областях, Приморском крае, Хабаровском крае, Челябинской области, Чеченской Республике и др.) установлен механизм индексации размеров денежных средств на содержание детей-сирот.

6. Вознаграждение приемным родителям

Проанализированы законы субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в части вознаграждения приемным родителям.

В Ленинградской области размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям зависит от количества принятых на воспитание детей и состава семьи.

Количест-во детей

Размер ежемесячного вознаграждения при наличии единственного родителя
(при отсутствии второго родителя) (тысяч рублей)

Размер ежемесячного вознаграждения каждому родителю при наличии двух родителей (тысяч рублей)

1

12,0

6,0

2

15,0

7,5

3

18,0

9,0

4

21,0

10,5

5

24,0

12,0

6

27,0

13,5

7

30,0

15,0

8 и более

33,0

16,5

За каждого взятого на воспитание ребенка в возрасте до трех лет, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида дополнительно выплачивается ежемесячная денежная сумма в размере прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Ленинградской области для трудоспособного населения на первый квартал текущего года.

В Санкт-Петербурге размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям зависит от количества принятых на воспитание детей и рассчитывается исходя из базовых единиц.

В Калиниградской области ежемесячное вознаграждение приемному родителю и патронатному воспитателю выплачивается в размере 6 000 рублей при воспитании одного ребенка, в размере 3 500 рублей – за воспитание каждого последующего ребенка. За повышенную сложность при воспитании ребенка-инвалида, ребенка с девиантным поведением предусмотрена доплата в размере 50 %.

В Республике Карелия за воспитание каждого ребенка приемному родителю выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3 733 рубля, за воспитание ребенка-инвалида приемному родителю производится доплата в размере 25 % от установленного ежемесячного вознаграждения. Ежемесячное вознаграждение и доплата за воспитание ребенка-инвалида производятся с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В Республике Коми приемным родителям (родителю) выплачивается вознаграждение в размере 2 950 рублей в месяц на каждого приемного ребенка, за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста либо имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, выплачивается надбавка к вознаграждению в размере 1 298 рублей в месяц. Выплата вознаграждения осуществляется с применением предельных размеров районных коэффициентов. Предусмотрен механизм индексации вознаграждения.

В Мурманской области вознаграждение приемным родителям за воспитание каждого приемного ребенка установлено в размере 14 400 рублей в месяц, за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья указанный размер вознаграждения увеличивается на 50 %. Размер ежемесячного вознаграждения подлежит индексации.

В Ненецком автономном округе приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 4 777 рублей; за воспитание каждого ребенка, не достигшего возраста трех лет и (или) имеющего ограниченные возможности здоровья, размер ежемесячного вознаграждения увеличивается на 20 %. На размер ежемесячного вознаграждения начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью.

В Новгородской области законом от 27.03.2015 № 749-ОЗ "О вознаграждении, причитающемся приемному родителю" размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, определяется договором о приемной семье согласно нормативу финансирования, установленному областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В Архангельской области вознаграждение за труд приемных родителей выплачивается ежемесячно в размере 3 866 рублей с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью. За воспитание каждого ребенка, не достигшего возраста трех лет и (или) имеющего ограниченные возможности здоровья, размер ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей увеличивается на 20 %. Размер вознаграждения индексируется в соответствии с областным законом об областном бюджете. В 2015-2016 годах размер ежемесячного вознаграждения составлял 4 274 рубля, с 2018 года – 4 445 рублей.

В Псковской области денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (единственному приемному родителю), устанавливается в размере 5 334 рубля в месяц за воспитание каждого приемного ребенка. За воспитание каждого ребенка в возрасте до трех лет, ребенка, имеющего отклонения в развитии, или ребенка-инвалида размер денежного вознаграждения увеличивается на 25 %, а при наличии двух и более указанных оснований – на 50 %.

В случае достижения совершеннолетия ребенком, находящимся в приемной семье и продолжающим обучение в образовательной организации по очной форме обучения, денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (единственному приемному родителю), выплачивается до окончания указанным лицом образовательной организации, включая месяц окончания учебного года, но не более чем до достижения возраста 23 лет.

В проанализированных законах размер вознаграждения установлен из расчета на 1 ребенка и не зависит от количества приемных родителей, лишь в Ленинградской области размер ежемесячного вознаграждения установлен каждому родителю при наличии двух родителей, размер вознаграждения удваивается при наличии единственного родителя (отсутствии второго родителя).

7. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным

В Московской области ежемесячное пособие установлено в размере 7 901 рубль.

В Рязанской области – 250 рублей, если семья имеет одного ребенка-инвалида или ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным; 320 рублей, если семья имеет двух и более детей-инвалидов или детей, являющихся ВИЧ-инфицированными.

В Калининградской области размер ежемесячного пособия на ребенка-инвалида составляет 2000 рублей.

В Кировской области – 1 108 рублей в месяц.

В Магаданской области – 8 000 рублей в месяц, однако пособие не назначается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Магаданской области порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);

В Свердловской области – 1 169 рублей в месяц.

В Тамбовской области – 1 500 рублей в месяц.

3. Обзор судебной практики по объекту мониторинга

Изучив судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, правовое управление отмечает следующее.

Предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации были отдельные положения нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Определением Верховного Суда от 11 мая 2011 года № 5-Г11-73 оставлено без изменения решение Московского городского суда от 2 марта 2011 года, которым удовлетворено заявление граждан Иванова О.А. и Ивановой Е.Н. о признании недействующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП "Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка".

Ивановы обратились в суд с заявлением о признании отдельных положений недействующими, ссылаясь на их противоречие статьям 3 и 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и части 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 03.11.2004 № 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", в которых отсутствует требование о наличии регистрации по месту жительства у ребенка как условие назначения пособия, а также на противоречие абзацу 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку они ставят реализацию законного права на дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми в зависимость от наличия регистрации по месту жительства ребенка.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала на следующее. Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается в том числе и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона Москвы от 3 ноября 2004 года № 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" действие данной нормы распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в г. Москве. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Проанализировав приведенные нормы, а также положения статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", суд пришел к выводу о том, что регистрация не входит в понятие "место жительства", не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В связи с изложенным обоснованным является вывод суда о противоречии федеральному законодательству, приведенному выше, оспариваемых положений, предусматривающих наличие регистрации ребенка по месту жительства в г. Москве в качестве обязательного условия для назначения и получения ежемесячного пособия на ребенка.

2. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 12.04.2017 № 67-АПГ17-5 оставлено без изменения решение Новосибирского областного суда от 5 декабря 2016 года, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Новосибирской области от 17.11.2006 № 53-ОЗ "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством".

Гражданка Гуляихина А.Е., являющаяся опекуном детей-сирот, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений вышеуказанного Закона Новосибирской области как противоречащих предписаниям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и статье 148 Семейного кодекса Российской Федерации.

Заявление мотивировано тем, что обжалуемые нормы нарушают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, так как денежные средства (на ребенка в возрасте до шести лет – 3 500 рублей; на ребенка в возрасте от шести до восемнадцати лет – 4 160 рублей) не соответствуют фактическим затратам на приобретение необходимых товаров.

Решением Новосибирского областного суда от 5 декабря 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения суда, отмечая следующее.

До 1 января 2005 года выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения – с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленных законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации.

На основании абзаца третьего части 2 статьи 153 указанного Закона при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

На момент принятия оспариваемого Закона по сравнению с 31 декабря 2004 года совокупный объем финансирования выплат на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и установленный размер выплат денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка не уменьшены, а увеличены, что подтверждается законами Новосибирской области об областном бюджете на 2004, 2005, 2006, 2016 годы.

4. Информация о практике применения закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" в части прав опекунов (попечителей) и подопечных

В Вологодской области полномочия в сфере социальной защиты населения, включая социальную поддержку и социальное обслуживание различных категорий граждан, по организации и осуществлению опеки и попечительства, по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) реализует Департамент социальной защиты населения области (далее также – Департамент) (постановление Правительства области от 4 июля 2011 года № 791 (ред. от 26 февраля 2018 года) "Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения Вологодской области").

В информации Департамента социальной защиты населения области, подготовленной по запросу постоянного комитета, отмечается, что статьей 10 закона области № 3602-ОЗ установлено ежемесячное пособие на ребенка, которое выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), проживающих на территории Вологодской области, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет).

Ежемесячное пособие на ребенка не назначается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

По состоянию на 20 февраля 2018 года ежемесячное пособие на ребенка выплачивается 5 опекунам, не имеющим права на денежное содержание за счет средств областного бюджета в связи с установлением опеки по заявлению родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

В соответствии со статьей 12 закона области № 3602-ОЗ семьям, воспитывающим детей, больных целиакией, выплачивается ежемесячное пособие в размере 1200 рублей. Право на пособие имеет один из совместно проживающих с ребенком родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей). В настоящее время опекунов (попечителей, приемных родителей) в числе получателей пособия нет.

Пунктом 2 части 1 статьи 18 закона области № 3602-ОЗ предусмотрено обеспечение новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода. Право на получение средств ухода имеют мать или отец ребенка, а при их отсутствии – усыновитель, опекун. Предоставление средств ухода осуществляется уполномоченными органи­зациями социального обслуживания области. Учет количества опекунов (попечителей, приемных родителей) в числе получателей данной меры социальной поддержки не ведется. В 2017 году средствами ухода обеспечены 2645 новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проблем при реализации закона области № 3602-ОЗ в части прав опекунов (попечителей) и подопечных, предусмотренных статьями 10, 12, 18 указанного закона, у Департамента социальной защиты населения области не возникало.

Прокуратура Вологодской области в запрошенной информации отмечает, что ею на регулярной основе проводятся проверки исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отмечено, что повышенное внимание уделяется вопросу обеспечения гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на охрану здоровья.

Так, в 2017 году прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядки проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также последующего оказания им бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.

В ходе данной проверки выявлены такие нарушения закона, как необеспечение полноты охвата диспансеризацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспечение проведения осмотров и исследований детей в соответствии с установленным законом перечнем, невыполнение рекомендаций, полученных по результатам их диспансеризации, ненадлежащая организация медицинского обслуживания в организациях для детей-сирот, недостоверность сведений, внесенных в медицинскую документацию.

Установлены факты, когда диспансеризация детей рассматриваемой категории проводилась специалистами, не имеющими необходимого образования, не прошедшими специального обучения. Выявлен ряд нарушений установленного законом порядка составления календарного плана проведения диспансеризации детей-сирот.

Городскими и районными прокурорами установлены многочисленные факты неполноты заполнения медицинскими работниками документации по диспансеризации детей-сирот, ее неинформативности, отсутствия добровольного согласия несовершеннолетних (законных представителей) на медицинское вмешательство, невручения им по завершении диспансеризации соответствующих карт.

По всем выявленным нарушениям закона приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Нарушений статей 10, 12 закона области № 3602-ОЗ органами прокуратуры области не выявлялось.

Одновременно прокуратура Вологодской области сообщает, что формами государственной статистической отчетности сведения о количестве нарушений прав опекунов (попечителей) и подопечных на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с региональным законодательством, не предусмотрены.

В своей информации Северо-западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (далее – МГЮА) сообщает, что закон области № 3602-ОЗ соответствует основным положениям Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в нем учтены в том числе последние изменения федерального законодательства о гарантиях прав детей на отдых и оздоровление. Статьей 12 закона области установлены дополнительные меры социальной защиты детей, больных целиакией, в виде ежемесячного пособия в размере 1 200 рублей, которое финансируется за счет бюджета области и выполняет дополнительную социальную поддержку семей, где есть дети, страдающие целиакией.

МГЮА высказывает ряд замечаний.

1. В законе области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" не нашли отражения положения о номинальном счете, открываемом опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, и контроле за расходованием средств с данного счета опекуном, попечителем, приемным родителем.

2. Нормы статьи 10 закона области № 3602-ОЗ полностью соответствуют требованиям федерального законодательства, однако размер пособия на ребенка в малоимущих семьях, установленный в размере 150 рублей, является недопустимым, так как указанная сумма в современный период не может улучшить положение ребенка и семьи в целом.

3. Нормы статьи 18 закона области № 3602-ОЗ не противоречат нормам федерального законодательства, однако размеры пособия на ребенка в современный период установлены в крайне низком размере, чем не достигается цель материальной поддержки семей, имеющих детей.

Уполномоченный по правам человека в Вологодской области сообщает, что в его адрес не поступало обращений граждан, выполняющих обязанности опекунов (попечителей), связанных с реализацией закона области № 3602-ОЗ. Считает, что действующий закон области в достаточной мере регулирует вопросы, связанные с обеспечением социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей в семье. Вопросов относительно правоприменения положений закона области в практике уполномоченного по правам человека в Вологодской области не возникало.

О наличии (отсутствии) факторов, снижающих
эффективность реализации закона области № 3602-ОЗ
в части прав опекунов (попечителей) и подопечных

Указанных факторов Департаментом социальной защиты населения области не выявлено.

МГЮА указывает на крайне низкую практику применения норм статьи 37 закона области № 3602-ОЗ, регулирующих правоотношения по получению несовершеннолетними, признанными потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, социальной поддержки в виде квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами, предоставление которой осуществляется за счет средств областного бюджета.

МГЮА отмечает, что по информации Адвокатской палаты Вологодской области в предыдущие годы случаи участия адвокатов в качестве представителей несовершеннолетних, признанных потерпевшими в уголовном судопроизводстве в соответствии с законом области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", не превышали 1-2 раз в год. В отдельные годы не было зафиксировано ни одного случая такого участия.

По мнению МГЮА, данное обстоятельство обусловлено рядом факторов, среди которых основными являются следующие:

- достаточно сложный порядок обращения за такой помощью, включая процедуру подачи заявления со значительным числом прилагаемых документов;

- слабая информированность населения о наличии указанного права, недостаточное количество информации об указанном праве, размещаемой на информационных стендах в органах предварительного расследования;

- отсутствие обязанности со стороны должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, разъяснять самому несовершеннолетнему потерпевшему или его законному представителю право на социальную поддержку в виде квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами бесплатно.

Как показал опрос должностных лиц органов предварительного расследования, значительное их число вообще не знает о рассматриваемой статье, поскольку уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации не содержит аналогичной нормы.

О количестве и содержании обращений опекунов (попечителей)
по вопросам разъяснения закона области № 3602-ОЗ
в указанной части, в том числе в связи с имеющимися коллизиями
и пробелами в правовом регулировании

Обращений опекунов (попечителей) по вопросу разъяснения закона области № 3602-ОЗ в части прав опекунов (попечителей) и подопечных, предусмотренных статьями 10, 12, 18 указанного закона, в Департамент социальной защиты населения области не поступало.

О количестве жалоб опекунов (попечителей) и подопечных
на нарушение прав, предусмотренных законом области № 3602-ОЗ,
в том числе статьями 10, 12, 18

Жалоб опекунов (попечителей) и подопечных на нарушение прав, предусмотренных статьями 10, 12, 18 закона области № 3602-ОЗ, в Департамент социальной защиты населения области не поступало.

5. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области в части прав опекунов (попечителей) и подопечных

У Департамента социальной защиты населения области предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования закона области № 3602-ОЗ в части опекунов (попечителей) и подопечных, предусмотренных статьями 10, 12, 18 закона области, отсутствуют.

У прокуратуры Вологодской области предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части отсутствуют.

МГЮА предлагает:

- детально установить меры контроля за деятельностью опекунов и попечителей (как в отношении несовершеннолетних, так и недееспособных и ограниченных в дееспособности), а именно – контроля за надлежащим выполнением ими прав и обязанностей опекунов и попечителей, за надлежащим расходованием денежных средств и реализацией имущественных прав подопечных;

- увеличить размеры пособий на детей.

Уполномоченный по правам человека в Вологодской области предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере в указанной части не имеет.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление) указывает на то, что по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы закона области № 3602-ОЗ коррупциогенных факторов не выявлено, закон области не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Однако Управление считает, что формулировка статьи 18 закона области № 3602-ОЗ может привести к нарушению прав новорожденных на обеспечение средствами ухода, поскольку содержит условие об отсутствии у опекуна места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации в качестве обязательного.

Правовое управление считает необходимым:

в целях соблюдения требований статьи 16 Федерального закона № 81-ФЗ установить в статье 10 закона области норму, предусматривающую индексацию размера пособия на ребенка;

в целях исключения возможного нарушения прав новорожденных уточнить формулировку абзаца второго пункта 2 статьи 18 закона области № 3602-ОЗ, предусматривающего в качестве обязательного условия обеспечения новорожденного средствами ухода отсутствие у опекуна места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

6. Информация о выявленных проблемах правового регулирования

Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 закона области № 3602-ОЗ гарантией прав детей на охрану здоровья и социальную защиту является, в частности, обеспечение новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами ухода в соответствии с Перечнем средств ухода, утверждаемым Правительством области. При этом средства ухода предоставляются одному из совместно проживающих с ребенком родителей (усыновителей, опекунов), имеющему место жительства или временно проживающему на территории Вологодской области и не имеющему места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

В представленной формулировке норма права, содержащаяся в пункте 2 части 1 статьи 18 закона области, ограничивает право на обеспечение средствами ухода тех новорожденных, опекуны которых имеют место жительства в ином субъекте Российской Федерации. В то же время возможна ситуация, когда лицо, намеревающееся стать опекуном новорожденного ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, имеет место жительства на территории другого субъекта Российской Федерации и прибыло в Вологодскую область для оформления опекунства.

Представляется нецелесообразным указывать в качестве обязательного условия обеспечения новорожденного ребенка средствами ухода отсутствие у опекуна места жительства в другом субъекте Российской Федерации, так как при существующей формулировке право новорожденного, гарантированное ему статьей 18 закона области, ставится в зависимость от места жительства опекуна, что может привести к нарушению прав новорожденного.

IV. Предложения по результатам проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга постоянный комитет считает необходимым:

1) подготовить проект закона области, предусматривающий внесение изменений в статью 18 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" в части исключения положения об отсутствии у опекуна места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, указанного в качестве обязательного условия обеспечения новорожденного средствами ухода;

2) предложить управлению МВД России по Вологодской области рассмотреть вопрос об усилении разъяснительной работы среди сотрудников в целях повышения уровня информированности населения о наличии у несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, права на получение социальной поддержки в виде квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами, предоставление которой осуществляется за счет средств областного бюджета (статья 37 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства");

3) подготовить проект закона области, предусматривающий внесение изменения в статью 10 закона области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" в части установления норм об индексации ежемесячного пособия на ребенка, а также проработать вопрос об индексации вознаграждения приемным родителям (статья 26).


Возврат к списку

Рекомендовать материал