Постановление Законодательного собрания области от 27 декабря 2017 года № 640
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения
закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ
"Об обращении с отходами производства и потребления
на территории Вологодской области"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко


г. Вологда
27 декабря 2017 года
№ 640




Утверждены

постановлением Законодательного Собрания области

от 27.12.2017 № 640

Результаты мониторинга правоприменения

закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ

"Об обращении с отходами производства и потребления

на территории Вологодской области"

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" (далее также – закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по экологии и природопользованию (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2017 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 21 июня 2017 года № 313.

В рамках проведения мониторинга постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации, дана оценка эффективности действия закона области.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

4. По предложению постоянного комитета на 14-й сессии Законодательного Собрания области в рамках "правительственного часа" заслушана информация Правительства области на тему "О реализации на территории области законодательства в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".

5. Выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в вышеназванной области по результатам мониторинга.

III. Проведение мониторинга

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
по регулированию отношений в сфере организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий

областного и местного значения на территории области

По данным информационно-справочной системы КонсультантПлюс, законы, регулирующие вопросы обращения с отходами производства и потребления, приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации, но подход к правовому регулированию данных отношений не является единым для всех регионов.

Законы некоторых субъектов Российской Федерации сводятся только к разграничению полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ), и имеют соответствующие наименования (Амурская, Ленинградская, Калужская, Костромская, Кемеровская, Смоленская, Новосибирская, Астраханская области, Республики Карелия, Мордовия и Ненецкий автономный округ).

В ряде регионов законы имеют довольно широкий предмет правового регулирования, часто используется дублирование норм федерального законодательства. Это Республика Башкортостан, Брянская и Владимирская области, Краснодарский край. Законы указанных субъектов содержат нормы, относящиеся к полномочиям федерального законодателя: порядок перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в области обращения с отходами, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, требования к разработке и реализации государственной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, требования к территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В Астраханской области и Красноярском крае имеются специальные законы, устанавливающие перечни разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов. Но в большинстве субъектов Российской Федерации законы, регулирующие вопросы обращения с отходами, предоставляют указанное полномочие органам исполнительной государственной власти.

В силу статьи 246 Закона № 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В большинстве субъектов Российской Федерации законы, регулирующие вопросы обращения с отходами, предоставляют указанное полномочие органам исполнительной государственной власти.

Однако в Ивановской, Волгоградской и Челябинской областях данный вопрос урегулирован законом.

Например, закон Ивановской области предусматривает, что "соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области в области обращения с твердыми коммунальными отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами должно содержать:

описание предмета соглашения;

описание границы зоны деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Ивановской области;

порядок обеспечения региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

порядок исполнения региональным оператором своих обязательств в отношениях с собственниками твердых коммунальных отходов;

порядок исполнения региональным оператором своих обязательств в отношениях с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;

права и обязанности сторон соглашения;

срок действия соглашения;

порядок контроля за деятельностью регионального оператора;

ответственность сторон соглашения;

условия и порядок изменения, прекращения, расторжения соглашения;

порядок разрешения споров.".

Закон № 89-ФЗ предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления следующими полномочиями: по регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (статья 249) и по утверждению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (статья 2410).

В Оренбургской области региональным законом органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по утверждению предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также по утверждению производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Случаев наделения органов местного самоуправления полномочиями по утверждению нормативов накопления твердых коммунальных отходов не выявлено.

В силу статьи 20 Закона № 89-ФЗ "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

В законах ряда субъектов Российской Федерации установлено понятие регионального кадастра отходов: Владимирская, Архангельская, Омская, Калининградская области, Алтайский край, Приморский край.

Законом Архангельской области региональный кадастр отходов определяется как государственная информационная система, содержащая систематизированный и обновляемый свод данных, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Этим законом определены задачи кадастра отходов: сбор, накопление, систематизация и анализ данных в сфере обращения с отходами, выявление закономерностей в сфере обращения с отходами для разработки природоохранных мероприятий, обеспечение информацией в сфере обращения с отходами органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, граждан и организаций.

Большинство региональных законов, также как и закон области, относят к компетенции органов исполнительной государственной власти субъекта РФ урегулирование указанных вопросов в рамках установления порядка ведения регионального кадастра отходов.

Определения Верховного Суда РФ, предметом рассмотрения которых были законы субъектов РФ:

от 06.03.2013 № 83-АПГ13-2 "Об оставлении без изменения решения Брянского областного суда от 04.12.2012, которым удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Брянской области от 11.05.2006 № 29-З "Об отходах производства и потребления";

от 24.03.2010 № 86-Г10-8 "Об отмене решения Владимирского областного суда от 11.12.2009 и удовлетворении заявления о признании частично недействующей ст. 5 Закона Владимирской области "Об отходах производства и потребления во Владимирской области" от 09.10.2007 № 130-ОЗ;

от 27.06.2007 № 7-Г07-7 "Об оставлении без изменения решения Ивановского областного суда от 27.03.2007, которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Ивановской области "О признании утратившим силу Закона Ивановской области "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Ивановской области" от 14.07.2005 № 106-ОЗ.

Перечисленная судебная практика не является актуальной для анализа действующей редакции закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области". Актуальных актов судебной практики по рассматриваемой теме не выявлено.

2. Состояние законодательства Вологодской области
по регулированию отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области

Закон области "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" был принят 2 декабря 2008 года (постановление Законодательного Собрания области от 26 ноября 2008 года № 992, опубликован в областной газете "Красный Север" № 144 от 6 декабря 2008 года).

Закон области носит комплексный характер и включает следующие положения:

– основные понятия, используемые в законе области;

– полномочия Законодательного Собрания области;

– полномочия органов исполнительной государственной власти области, к которым относятся:

участие в проведении на территории области государственной политики в области обращения с отходами;

принятие нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности регионального оператора, контроль за их исполнением;

разработка, утверждение и реализация региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

согласование региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

утверждение перечня отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами и подлежащих обязательной утилизации;

ведение регионального кадастра отходов;

утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов;

определение в программе социально-экономического развития области прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственной программы оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);

регулирование деятельности регионального оператора, за исключением установления порядка проведения конкурсного отбора регионального оператора;

установление содержания и порядка заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти области и региональным оператором;

установление условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

согласование территориальной схемы обращения с отходами с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти;

– основные принципы обращения с отходами;

– права и обязанности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы;

– обращение с отходами на территориях садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан и гаражных потребительских кооперативов (нормы утрачивают силу с 01.01.2019);

– требования к обращению с отходами, являющимися вторичными материальными ресурсами

Согласно информации, полученной постоянным комитетом из управления Министерства юстиции по Вологодской области, правового управления Законодательного Собрания области, коррупциогенные факторы и противоречия закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" федеральному законодательству не выявлены.

3. Информация о правоприменительной практике закона области
"Об обращении с отходами производства и потребления

на территории Вологодской области"

За период действия закона области приняты следующие нормативные правовые акты:

постановление Правительства области от 26.06.2017 № 557 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории области";

постановление Правительства области от 10.07.2017 № 612 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области" (ред. от 27.11.2017);

приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 28.04.2015 № 186 "Об утверждении перечня отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами и подлежащих обязательной утилизации";

приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 11.08.2016 № 487 "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Вологодской области";

приказ Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области от 29.12.2016 № 174 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области" (ред. от 15.11.2017).

IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" постоянный комитет Законодательного Собрания области по экологии и природопользованию отмечает, что проблем в правоприменении данного закона области не выявлено.

Учитывая предложение Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области в части исключения из закона области норм, регулирующих отношения по использованию отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, депутатами постоянного комитета разрабатывается соответствующий законопроект.

На основании вышеизложенного постоянный комитет считает целесообразным принять информацию о результатах мониторинга правоприменения закона области от 2 декабря 2008 года № 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" к сведению.


Возврат к списку

Рекомендовать материал