|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения закона области от 8 мая 2013 года № 3046-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 8 мая 2013 года № 3046-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области".
Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко
г. Вологда
27 декабря 2017 года
№ 637
Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 27.12.2017 № 637
Результаты
мониторинга правоприменения закона области
от 8 мая 2013 года № 3046-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области
и о внесении изменений в отдельные законы области"
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон области от 8 мая 2013 года № 3046-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области" (далее – закон области № 3046-ОЗ).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по экономической политике и собственности (далее – постоянный комитет).
Цели мониторинга:
проведение комплексного изучения правового регулирования инвестиционной деятельности на территории Вологодской области;
выявление пробелов, противоречий в правовом регулировании;
проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов реализации закона области № 3046-ОЗ с целью дальнейшего совершенствования законодательства.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2017 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 21 июня 2017 года № 313.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере регулирования инвестиционной деятельности.
2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов в сфере регулирования инвестиционной деятельности.
3. Правительством Вологодской области проведен сбор и анализ информации о реализации закона области № 3046-ОЗ.
4. Информация, связанная с мониторингом правоприменения закона области № 3046-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.
5. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе реализации закона области № 3046-ОЗ, и предложены пути их решения.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере регулирования инвестиционной деятельности
1.1. Органы государственной власти всех регионов России заинтересованы в активизации инвестиционной деятельности на своих территориях в целях обеспечения роста экономики региона, что способствует повышению уровня жизни населения. Каждый регион осуществляет правовое стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии со своей спецификой и традициями, но объединяющим началом служат нормы федерального законодательства.
Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ) определены правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также установлены гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Согласно статье 7 Федерального закона № 39-ФЗ субъекты инвестиционной деятельности обязаны, помимо прочего, осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Подавляющим большинством субъектов Российской Федерации в настоящее время приняты законы, регулирующие инвестиционную деятельность, осуществляемую в форме капитальных вложений.
В 13 регионах Российской Федерации приняты законы, посвященные инвестициям, осуществляемым именно в форме капитальных вложений (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Новосибирская, Тульская, Оренбургская, Костромская, Вологодская области, Еврейская АО, Ненецкий АО).
По предметам правового регулирования законы названных субъектов Российской Федерации можно разделить следующим образом:
законами Ивановской, Тульской, Новосибирской областей, Ненецкого АО урегулированы отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений;
законами Оренбургской и Костромской областей урегулированы правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
предметом правового регулирования законов Еврейской автономной области, Владимирской области и Республики Хакасия являются формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также условия их предоставления;
законом Республики Башкортостан определены меры, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
закон Калининградской области устанавливает виды государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Закон Республики Марий Эл, аналогично закону области № 3046-ОЗ, определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
В законах указанных субъектов Российской Федерации используются следующие формы и методы:
предоставление налоговых льгот (Вологодская, Тульская, Новосибирская, Оренбургская, Костромская, Владимирская, Ивановская области; республики Марий Эл, Башкортостан, Хакасия, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ);
предоставление залогового обеспечения (Вологодская, Оренбургская, Костромская, Ивановская области);
предоставление инвестиционного налогового кредита (Вологодская и Костромская области, Ненецкий автономный округ);
осуществление информационной и организационной поддержки (Вологодская, Тульская, Оренбургская, Костромская, Ивановская области, Республика Марий Эл, Ненецкий автономный округ);
предоставление бюджетных ассигнований инвестиционных фондов (Вологодская, Оренбургская, Костромская, Владимирская области, республики Марий Эл и Хакасия, Ненецкий автономный округ);
предоставление бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов (Вологодская, Тульская, Новосибирская, Костромская области, Республика Хакасия, Ненецкий автономный округ);
оказание содействия в подборе и (или) предоставлении земельных участков для размещения объектов инвестиционной деятельности (Тульская область);
предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов (Вологодская, Тульская и Ивановская области);
предоставление концессий инвесторам по итогам конкурсов (Тульская область, Республика Марий Эл);
представление инвестиционных проектов на российских и международных выставках, ярмарках, форумах и иных мероприятиях (Тульская область);
предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по аренде имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности (республики Марий Эл и Хакасия, Оренбургская, Костромская области, Ненецкий автономный округ);
реализация инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства (Республика Марий Эл);
заключение с инвесторами инвестиционных соглашений (Республика Марий Эл);
создание промышленных зон, обеспеченных необходимыми инженерными коммуникациями, и индустриальных парков (Республика Марий Эл);
предоставление государственных гарантий (Вологодская, Новосибирская, Оренбургская, Костромская, Владимирская, Ивановская области, Республика Хакасия, Еврейская автономная область);
предоставление грантов субъектам инвестиционной деятельности на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности (Оренбургская область);
создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности (Республика Башкортостан);
развитие лизинговой деятельности (Республика Башкортостан);
создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов (Республика Башкортостан);
компенсация части затрат по приобретению предметов лизинга (Республика Башкортостан);
возмещение (субсидирование) за счет средств регионального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях (Ивановская и Калининградская области, Еврейская автономная область);
сопровождение приоритетных инвестиционных проектов (Калининградская область);
снижение ставки налога на прибыль организаций (Еврейская автономная область);
выпуск облигационных займов и (или) гарантированных целевых займов (Ненецкий автономный округ);
вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъекта РФ (Ненецкий автономный округ);
предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами (Ненецкий автономный округ).
1.2. В отношении судебной практики следует отметить следующее. Вопрос о соответствии законов субъектов РФ Федеральному закону № 39-ФЗ дважды являлся предметом рассмотрения Верховного Суда РФ.
В 2014 году Прокурором Республики Саха (Якутия) были обжалованы положения отдельных статей закона Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 года 1221-з № 1337-IV "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)" по причине превышения субъектом нормотворческой компетенции Республики Саха (Якутия) и несоблюдения при установлении правового регулирования принципа правовой определенности.
А именно, в соответствии со статьей 5 названного закона Республики Саха (Якутия) (в редакции, действовавшей до вступления в силу определения ВС РФ) инвесторы обязаны, помимо прочего, осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Как указал Верховный Суд РФ, исключение органами власти субъекта Российской Федерации из системы регуляторов правовых актов органов местного самоуправления в области инвестиционной деятельности вступает в противоречие с требованиями Федерального закона № 39-ФЗ, где имеется указание федерального законодателя на осуществление инвесторами инвестиционной деятельности в том числе в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (определение от 26 февраля 2014 года № 74-АПГ14-1).
В настоящее время указанная норма закона Республики Саха (Якутия) приведена в соответствие с федеральным законодательством.
Кроме того, в 2015 году Верховным Судом РФ рассматривалось дело о несоответствии положений закона Алтайского края от 3 апреля 2014 года № 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" федеральному законодательству. А именно, рассматривался вопрос о правомерности закрепления в законодательстве Алтайского края иного по сравнению с федеральным определения субъектов инвестиционной деятельности.
В своем определении от 29 апреля 2015 года № 51-АПГ15-4 Верховный Суд РФ указал, помимо прочего, что регулирование общих положений, в том числе понятий, раскрывающих суть инвестиционной деятельности, а также прав и обязанностей субъектов инвестиционной деятельности, является прерогативой федерального законодателя. В связи с чем понятия, сформулированные в Федеральном законе № 39-ФЗ, имеют универсальное значение, распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, обязательны к исполнению всеми субъектами отношений в области инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, и не предполагают подтверждения правовыми актами субъекта Российской Федерации. В настоящее время указанный закон Алтайского края также приведен в соответствие с федеральным законодательством.
2. Состояние законодательства Вологодской области
в сфере регулирования инвестиционной деятельности
В целях оптимизации инвестиционного климата в 2013 году был принят пакет законодательных актов, основополагающий среди которых – закон области № 3046-ОЗ.
В развитие закона области № 3046-ОЗ были приняты:
закон области от 2 апреля 2013 года № 3022-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы области о налогах";
закон области от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ "Об инвестиционном налоговом кредите";
закон области от 10 июля 2013 года № 3122-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Вологодской области".
Предметом правового регулирования закона области № 3046-ОЗ являются формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области.
Согласно статье 3 закона области № 3046-ОЗ к таким формам и методам относятся:
1) разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств областного бюджета;
2) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий;
3) выпуск облигационных займов области;
4) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных объектов, находящихся в собственности области;
5) предоставление субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, налоговых льгот;
6) предоставление субъектам инвестиционной деятельности залогового обеспечения;
7) предоставление инвестиционного налогового кредита;
8) осуществление информационной и организационной поддержки деятельности по развитию инвестиционного потенциала области и привлечению инвестиций в экономику области;
9) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Вологодской области;
10) предоставление бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;
11) создание некоммерческих организаций по привлечению инвестиций, работе с инвесторами, сопровождению инвестиционных проектов по принципу единого окна.
В законе области № 3046-ОЗ введены следующие понятия:
межмуниципальный инвестиционный проект (статья 4);
приоритетный инвестиционный проект (статья 5);
масштабный инвестиционный проект (статья 51).
Кроме этого в законе области № 3046-ОЗ используется понятие инвестиционного проекта, которое применяется в том значении, в каком оно определено Федеральным законом № 39-ФЗ.
Субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, предусмотрено предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
В части 1 статьи 5 закона области № 3046-ОЗ под приоритетным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов (далее – перечень), реализуемый на территории области по стратегически важному для развития области либо муниципального района или городского округа области виду экономической деятельности.
Закон области № 3046-ОЗ выделяет 4 группы субъектов инвестиционной деятельности, которые реализуют приоритетный инвестиционный проект:
1) осуществляющий стратегически важный для развития области вид экономической деятельности и зарегистрированный на территории области не более чем за три года на дату подачи заявки о включении в перечень (за исключением созданных путем реорганизации), которым приобретены или будут приобретены основные средства, ранее не бывшие в употреблении (эксплуатации), общей стоимостью более 100 миллионов рублей;
2) осуществляющий стратегически важный для развития муниципального района или городского округа области вид экономической деятельности и зарегистрированный на территории области не более чем за три года на дату подачи заявки о включении в перечень (за исключением созданных путем реорганизации), которым приобретены или будут приобретены основные средства, ранее не бывшие в употреблении (эксплуатации), общей стоимостью менее 100 миллионов рублей;
3) осуществляющий стратегически важный для развития области вид экономической деятельности, которым осуществляется (будет осуществлена) модернизация (реконструкция) основных средств организации, увеличивающая остаточную стоимость модернизируемых (реконструированных) основных средств организации не менее чем на 30 процентов и не менее чем на 100 миллионов рублей, и (или) которым осуществляется (будет осуществлено) строительство новых производственных объектов на территории области стоимостью не менее 100 миллионов рублей;
4) осуществляющий стратегически важный для развития области вид экономической деятельности и зарегистрированный на территории области в качестве юридического лица, которым осуществляется (будет осуществлено) строительство новых производственных объектов на территории области стоимостью не менее 30 миллиардов рублей.
Нормы статьи 5 закона области № 3046-ОЗ содержат обязательные условия для включения инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности в перечень.
Обязательными условиями для включения в перечень являются:
1) размер среднемесячной заработной платы работников не ниже размера среднемесячной заработной платы работников по соответствующему виду экономической деятельности в области за последний утвержденный Федеральной службой государственной статистики год;
2) отсутствие задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок отбора инвестиционных проектов для включения в перечень, основания и порядок исключения инвестиционных проектов из перечня утверждаются Правительством области.
Для субъектов инвестиционной деятельности, планирующих к реализации инвестиционный проект с объемом инвестиций менее 100 миллионов рублей, предусмотрен упрощенный отбор. Отбор заключается в проверке уполномоченным органом (Департамент экономического развития Вологодской области) указанных субъектов на соответствие условиям, установленным частью 3 статьи 5 закона области № 3046-ОЗ (размер среднемесячной заработной платы; отсутствие задолженности в бюджет).
Решение о включении инвестиционного проекта в перечень принимается Правительством области.
Указанной категории субъектов инвестиционной деятельности представляется налоговая льгота в размере 100 % суммы налога на имущество организаций, исчисленной по основным средствам, предусмотренным инвестиционным соглашением, после постановки основных средств на баланс. Срок предоставления налоговой льготы 1 год.
Для субъектов инвестиционной деятельности, планирующих к реализации инвестиционный проект с объемом инвестиций более 100 миллионов рублей, необходимо пройти стандартную процедуру отбора.
Решение о включении инвестиционного проекта в перечень принимается Правительством области на основании заключений отраслевых органов власти и рекомендации Инвестиционного совета при Губернаторе области.
Налоговые льготы, предоставляемые указанной категории субъектов инвестиционной деятельности, представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Налоговая льгота |
Юридическое лицо, зарегистрированное
|
Юридическое лицо | |
осуществляющее модернизацию (реконструкцию) основных средств |
осуществляющее строительство новых производственных объектов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Налог
|
налоговая льгота в размере 100 % суммы налога на имущество организаций, исчис-ленной по основным средствам после их постановки на баланс, в первые три года предоставления налоговой льготы и 50 % суммы налога на имущество организаций в четвертый и пятый годы |
- налоговая льгота в размере 100 % суммы налога на имущество организаций в отношении модер-низированных (реконструирован-ных) основных средств при коэффициенте инвестиционных вложений от 0,9; - снижение ставки налога на имущество до 1,5 % при коэф-фициенте инвестиционных вложе-ний от 0,3 до 0,6; - снижение ставки налога на имущество до 1 % при коэф-фициенте инвестиционных вложе-ний от 0,6 до 0,9 |
налоговая льгота в размере 100 % суммы налога на имущество органи-заций в отношении построенных новых производственных объектов |
Срок
|
3 года - если общая стоимость основных средств составляет свыше 100 млн. рублей и до 500 млн. рублей включительно; 4 года - если общая стоимость основных средств составляет свыше 500 млн. рублей и до 1 млрд. рублей включительно; 5 лет - если общая стоимость основных средств составляет свыше 1 млрд. рублей |
2 года |
2 года | |
2. |
Транспорт-ный налог |
освобождение от уплаты транспортного налога в отношении поставленных на баланс и зарегистрированных транспортных средств, предусмотренных инвестиционным соглаше-нием |
нет |
нет |
Срок
|
3 года - если общая стоимость основных средств, включая транспортные средства, составляет свыше 100 млн. рублей и до 500 млн. рублей включительно; 4 года - если общая стоимость основных средств составляет свыше 500 млн. рублей и до 1 млрд. рублей включительно; 5 лет - если общая стоимость основных средств составляет свыше 1 млрд. рублей |
|
| |
3. |
Налог
|
снижена ставка налога на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, до 13,5 % |
нет |
нет |
Срок
|
3 года - если общая стоимость основных средств, предусмотренная инвестиционным соглашением, составляет свыше 100 млн. рублей и до 500 млн. рублей включительно; 4 года - в случае, если общая стоимость основных средств составляет свыше 500 млн. рублей и до 1 млрд. рублей включительно; 5 лет - в случае, если общая стоимость основных средств составляет свыше 1 млрд. рублей |
|
|
11 1 |
В статье 51 закона области № 3046-ОЗ под масштабным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, планируемый к реализации на территории области и одобренный Инвестиционным советом при Губернаторе области.
Кроме этого, для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов инвестиционный проект должен соответствовать одной из 4 групп критериев:
1) реализация масштабного инвестиционного проекта осуществляется по стратегически важному для развития области виду экономической деятельности и предполагает строительство и (или) реконструкцию объектов на территории области с суммарным объемом капитальных вложений более 100 миллионов рублей и (или) созданием более 100 рабочих мест с размером среднемесячной заработной платы работников не ниже размера среднемесячной заработной платы работников по соответствующему виду экономической деятельности в области за последний утвержденный Федеральной службой государственной статистики год;
2) реализация масштабного инвестиционного проекта осуществляется по направлению деятельности, связанной с управлением, созданием, развитием и эксплуатацией индустриального (промышленного) парка, и предусматривает размещение на территории индустриального (промышленного) парка не менее трех резидентов, планирующих к реализации инвестиционные проекты с суммарным объемом капитальных вложений не менее 1 миллиарда рублей;
3) реализация масштабного инвестиционного проекта предусматривает обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее 500 квадратных метров;
4) реализация масштабного инвестиционного проекта осуществляется в границах территории опережающего социально-экономического развития по виду экономической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития, и предполагает строительство новых объектов на территории опережающего социально-экономического развития с объемом капитальных вложений не менее 5 млн. рублей в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития и создание не менее 20 рабочих мест в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
Распоряжением Губернатора области определяется юридическое лицо, имеющее право получить земельный участок в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта. Порядок рассмотрения масштабных инвестиционных проектов утверждается Правительством области.
Последними поправками в закон области № 3046-ОЗ в ноябре 2017 года в целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрено создание некоммерческих организаций по привлечению инвестиций, работе с инвесторами, сопровождению инвестиционных проектов по принципу единого окна.
В настоящее время инвестиционные проекты реализуются инициаторами, органами власти и местного самоуправления самостоятельно, без систематизации, оценки жизнеспособности проектов. Многие бизнес-идеи не проходят в предпроекную стадию, остаются без реализации. Инициаторы инвестиционных проектов зачастую не знают про возможные формы и меры поддержки, содействия в реализации инвестиционных проектов.
Деятельность создаваемого АНО "Инвестиционное агентство Вологодской области" будет осуществляться бесплатно и направлена на популяризацию инвестиционной активности на всех возможных площадках и в первую очередь в муниципальных образованиях области, координирование деятельности инвестиционных управляющих, обеспечение взаимодействия с инвесторами в режиме "одного окна", наполнение и обеспечение функционирования инвестиционного интернет-портала Вологодской области.
В целях исполнения закона области № 3046-ОЗ приняты следующие нормативные правовые акты области:
постановление Правительства области от 23 декабря 2013 года № 1362 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств областного бюджета";
постановление Правительства области от 26 декабря 2013 года № 1377 "О Порядке проведения отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий области";
постановление Правительства области от 16 декабря 2013 года № 1310 "О Порядке проведения мониторинга инвестиционного проекта, в целях реализации которого предоставлена государственная гарантия области";
постановление Правительства области от 29 мая 2017 года № 464 "Об утверждении Порядка принятия решений об использовании объекта (объектов) залогового фонда области в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты";
постановление Правительства области от 1 июля 2013 года № 657 "Об утверждении Порядка принятия решений об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита";
постановление Правительства области от 24 февраля 2014 года № 144 "Об утверждении Порядка осуществления информационной и организационной поддержки деятельности по развитию инвестиционного потенциала области и привлечению инвестиций в экономику области";
постановление Правительства области от 19 мая 2014 года № 407 "О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Вологодской области";
постановление Правительства области от 28 октября 2013 года № 1114 "О Порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов";
постановление Правительства области от 23 декабря 2013 года № 1364 "О порядке заключения инвестиционного соглашения";
постановление Правительства области от 11 сентября 2017 года № 813 "О Порядке отнесения видов экономической деятельности к стратегически важным для развития области, муниципальных районов и городских округов области";
постановление Правительства области от 7 ноября 2013 года № 1141 "Об утверждении стратегически важных для развития области и муниципальных районов области видов экономической деятельности";
постановление Правительства области от 16 декабря 2013 года № 1322 "О перечне приоритетных инвестиционных проектов";
постановление Правительства области 24 августа 2015 года № 703 "О Порядке рассмотрения масштабных инвестиционных проектов".
3. Информация о практике применения закона области № 3046-ОЗ
Значимость реализации инвестиционных проектов на территории региона неоспорима. Для успешного осуществления инвестиционной деятельности необходимо развитие инвестиционного климата, который напрямую зависит от правового регулирования, системы налогообложения, мер стимулирования и ряда других факторов.
По данным Национального Рейтингового Агентства (НРА), которое осуществляет свою деятельность с 2002 года и является одним из ведущих независимых рейтинговых агентств России, Вологодская область в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации по итогам 2017 года заняла 44 место. Для сравнения – по итогам 2016 года область занимала 59 место.
По Северо-Западному федеральному округу Вологодская область заняла пятое место, уступив городу Санкт-Петербургу, Ленинградской, Калининградской и Мурманской областям.
Лидируют в общероссийском рейтинге инвестиционной привлекательности города Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Республика Татарстан, Ленинградская, Белгородская и Тюменская области, а также Ненецкий автономный округ. Регионы-аутсайдеры – это Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, город Севастополь, Республика Крым, Ивановская область, Чечня, Северная Осетия, Ингушетия, Калмыкия и Тыва.
Национальное Рейтинговое Агентство оценивает инвестиционную привлекательность регионов по таким ключевым параметрам, как бюджетная устойчивость, институциональная среда, производство, развитие внутреннего рынка и инфраструктуры, трудовые и природные ресурсы и энергоемкость.
По данным Агентства стратегических инициатив, которое также оценивает инвестиционную привлекательность регионов, Вологодская область заняла 36 строчку рейтинга. За год позиции области улучшились на 12 пунктов.
На первом месте оказалась Республика Татарстан, на втором – Чувашская Республика, на третьем – город Москва. В числе самых привлекательных для инвесторов регионов также город Санкт-Петербург, Краснодарский край, Костромская, Тюменская, Ростовская, Ивановская области, Республика Мордовия.
Рейтинг учитывает показатели по следующим направлениям: регуляторная и институциональная среда, институты для бизнеса, доступность ресурсов и качество инфраструктуры, эффективность поддержки малого предпринимательства.
Переходя к закону области № 3046-ОЗ, необходимо отметить, что наиболее распространенной финансовой формой поддержки инвестиционной деятельности является предоставление субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, налоговых льгот.
В период действия закона области № 3046-ОЗ и проведения настоящего мониторинга, с мая 2013 года по ноябрь 2017 года, признаны приоритетными и включены в перечень следующие инвестиционные проекты:
в 2013 году:
"Строительство комплекса зданий фабрики по производству детского питания в г. Вологда" (ООО "Нестле Россия") – включен в перечень 16 декабря 2013 года, исключен 22 мая 2017 года, причина – окончание срока предоставления налоговых льгот;
в 2014 году:
"Строительство фабрики по выпуску деревянных окон" (ООО "Древмаш") – включен в перечень 14 апреля 2014 года, исключен 14 декабря 2015 года, причина – невыполнение субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный проект, обязанностей, предусмотренных инвестиционным соглашением;
"Реконструкция производства" (ООО "Харовсклеспром") – включен в перечень 14 апреля 2014 года;
"Реконструкция и модернизация производства по выпуску консервированных продуктов из дикорастущих, садовых плодов и ягод" (ООО "Вологодский комбинат пищевых продуктов леса") – включен в перечень 28 августа 2014 года;
"Строительство животноводческого комплекса на 2000 голов коров" (ЗАО Племзавод "Заря") – включен в перечень 28 августа 2014 года;
"Организация бумажной фабрики № 2" (ООО "Сухонский ЦБК") – включен в перечень 28 августа 2014 года, исключен 24 февраля 2015 года, причина – принятие субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный проект, решения об отказе от предоставления налоговых льгот;
"Строительство энергоблока № 4 Череповецкой ГРЭС на базе парогазовой технологии (ПГУ-420)" (ООО "ОГК Инвестпроект") – включен в перечень 19 декабря 2014 года, исключен 28 декабря 2015 года, причина – невыполнение субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный проект, обязанностей, предусмотренных инвестиционным соглашением;
"Организация производства сыра Фета" (ОАО "Северное Молоко") – включен в перечень 19 декабря 2014 года;
в 2015 году:
"Строительство новых мощностей удобрений" (АО "ФосАгро-Череповец") – включен в перечень 18 мая 2015 года;
"Техническое перевооружение ОРУ-220 кВ филиала ПАО "ОГК-2" -Череповецкая ГРЭС" (ПАО "ОГК-2" - Череповецкая ГРЭС) – включен в перечень 14 декабря 2015 года;
"Строительство завода по производству высокоточных подшипников" (ООО "УК "РП-Групп") – включен в перечень 28 декабря 2015 года; исключен 14 августа 2017 года, причина – принятие субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный проект, решения об отказе от предоставления налоговых льгот;
в 2017 году:
"ППП. ЦПМ-3. Комплекс покрытий металла (АНГЦ и АПП)" (ПАО "Северсталь") – включен в перечень 17 июля 2017 года;
"СП.КС. Установка печь-ковш № 2" (ПАО "Северсталь") – включен в перечень 17 июля 2017 года;
"Увеличение объема производства сухих хвойных пиломатериалов на действующем лесопильном заводе АО "Белозерский леспромхоз" в пос. Нижняя Мондома до 100 тыс. куб. м" (АО "Белозерский леспромхоз") – включен в перечень 24 июля 2017 года;
"Строительство нового современного лесопильного завода по выпуску сухих хвойных пиломатериалов экспортного качества производительностью 100 тыс. куб. м в год в д. Верегонец Белозерского района Вологодской области" (ООО "Белозерсклес") – включен в перечень 23 октября 2017 года.
В итоге за период с мая 2013 года по ноябрь 2017 года в перечень было включено 15 инвестиционных проектов, в том числе в 2013 году – 1 инвестиционный проект, в 2014 году – 7, в 2015 году – 3, в 2017 году – 4.
Кроме того, приоритетный инвестиционный проект может быть исключен из перечня в соответствии с решением Правительства области об исключении приоритетного проекта из перечня.
Приоритетный инвестиционный проект подлежит исключению из перечня по следующим основаниям:
невыполнение субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный проект, обязанностей, предусмотренных инвестиционным соглашением;
окончание срока предоставления налоговых льгот;
принятие субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный инвестиционный проект, решения об отказе от предоставления налоговых льгот либо о прекращении реализации приоритетного инвестиционного проекта;
прекращение реализации приоритетного инвестиционного проекта (в связи с предстоящей ликвидацией юридического лица или внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица);
отказ субъекта инвестиционной деятельности, реализующего приоритетный инвестиционный проект, от подписания проекта инвестиционного соглашения, направленного Департаментом экономического развития области.
За указанный период были исключены из перечня 5 инвестиционных проектов.
Таким образом, в настоящее время в перечне находится 10 приоритетных инвестиционных проектов.
Динамика ежегодных налоговых поступлений от субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, и динамика ежегодного размера налоговых льгот, предоставленных указанным субъектам, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 пол. 2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сумма фактически предоставлен-ных налоговых льгот, млн. руб. |
0,00 |
17,35 |
23,35 |
14,55 |
5,2 |
Сумма налоговых поступлений, млн. руб. |
42,18 |
132,41 |
1 852,09 |
3 569,59 |
2034,1 |
Одним из новых направлений региональной поддержки с 2015 года стало предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов юридическим лицам для реализации масштабных инвестиционных проектов (10 проектов получили данный статус, в том числе 2 проекта – в 2015 году, 4 – в 2016 году, 4 – в 2017 году).
За государственной поддержкой в форме государственной гарантии области обратились два предприятия - Государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" и ООО "Вологодская ягода".
В 2013 году указанным юридическим лицам государственные гарантии области предоставлены:
Государственному энергетическому, энергоснабжающему и электрораспределительному предприятию Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" № 1 – на сумму 150 млн. рублей (от 5 апреля 2013 года);
ООО "Вологодская ягода" № 2 – на сумму 800,0 млн. рублей (от 9 декабря 2013 года).
В настоящее время обязательства по кредитным договорам, обеспеченные указанными государственными гарантиями области, принципалами выполнены в полном объеме.
В качестве еще одной финансовой формы государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов.
На создание индустриального парка "Шексна" в 2006-2017 годах из областного бюджета были выделены средства в сумме 2 016,7 млн. рублей, в том числе за период с 2013 года по ноябрь 2017 года – 458,0 млн. рублей.
Общий объем финансирования инвестиционного проекта "Индустриальный парк "Череповец" составляет 875,3 млн. рублей, в том числе средства некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" – 809,9 млн. рублей, средства областного бюджета - 21,3 млн. рублей, средства г. Череповца – 44,1 млн. рублей.
В период с 2016 года по ноябрь 2017 года профинансировано работ на сумму 723,6 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда – 660,9 млн. рублей, за счет средств областного бюджета – 21,3 млн. рублей, за счет средств г. Череповца – 41,4 млн. рублей.
Не используются в Вологодской области такие формы финансовой государственной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление залогового обеспечения и инвестиционного налогового кредита. Выпуск государственных облигационных займов области Правительством области не осуществлялся.
Нефинансовая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности включает в себя осуществление информационной и организационной поддержки деятельности по развитию инвестиционного потенциала области и привлечению инвестиций в экономику области, в том числе формирование консультативно-совещательных органов в целях подготовки рекомендаций и предложений по решению организационных, финансовых, технических и правовых вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с постановлением Правительства области от 24 февраля 2014 года № 144 "Об утверждении Порядка осуществления информационной и организационной поддержки деятельности по развитию инвестиционного потенциала области и привлечению инвестиций в экономику области" за период с 2014 года по ноябрь 2017 года заключено 25 соглашений о сотрудничестве и протоколов о намерениях между Правительством Вологодской области и субъектами инвестиционной деятельности.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области № 3046-ОЗ постоянный комитет отмечает следующее.
Закон области № 3046-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
В ходе проведения мониторинга правоприменения закона области противоречий федеральному законодательству не выявлено. Закон области № 3046-ОЗ не дублирует иные нормативные правовые акты, не содержит норм, допускающих возможность неоднозначного толкования и применения.
Закон области № 3046-ОЗ реализуется на территории Вологодской области, но ввиду отсутствия финансовых возможностей отдельные его нормы не получили широкого распространения на практике.
В рамках реализации закона области № 3046-ОЗ не используются такие формы финансовой государственной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление инвестиционного налогового кредита, залогового обеспечения, бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Вологодской области.
Не получило распространение со стороны субъектов инвестиционной деятельности предоставление налоговых льгот на реализацию приоритетных инвестиционных проектов общей стоимостью менее 100 миллионов рублей. Указанных проектов, включенных в перечень за период с мая 2013 года по ноябрь 2017 года, не имеется.
Всего с мая 2013 года по ноябрь 2017 года в перечень было включено 15 инвестиционных проектов, в том числе в 2013 году – 1 инвестиционный проект, в 2014 году – 7, в 2015 году – 3, в 2017 году – 4. За указанный период были исключены из перечня по различным причинам 5 инвестиционных проектов.
В настоящее время в перечне находится 10 приоритетных инвестиционных проектов.
На основании вышеизложенного постоянный комитет считает целесообразным следующее.
1. Принять информацию о результатах мониторинга правоприменения закона области от 8 мая 2013 года № 3046-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области" к сведению.
2. Рекомендовать Правительству области рассмотреть возможность предоставления инвестиционного налогового кредита, залогового обеспечения, бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Вологодской области как форм финансовой государственной поддержки инвестиционных проектов.
3. Провести в первом квартале 2018 года тематическое заседание постоянного комитета с участием депутатов постоянного комитета Законодательного Собрания области по бюджету и налогам, представителей Правительства области, Контрольно-счетной палаты области по вопросу эффективности предоставления налоговых льгот, предоставленных субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты.
4. Совместно с Правительством области рассмотреть возможность расширения перечня приоритетных инвестиционных проектов посредством изменения требований к инвестиционным проектам и критериям их отбора.