Постановление Законодательного собрания области от 18 октября 2017 года № 459
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 2 июля 2008 года № 1813-ОЗ
"Об установлении размеров и порядка обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области,
работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 2 июля 2008 года № 1813-ОЗ "Об установлении размеров и порядка обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко

г. Вологда

18 октября 2017 года

№ 459



Приложение
к постановлению Законодательного Собрания области
от 18.10.2017 № 459

Результаты
проведения мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 2 июля 2008 года № 1813-ОЗ
"Об установлении размеров и порядка обязательного страхования медицинских, фармацевтических
и иных работников учреждений здравоохранения,
находящихся в ведении Вологодской области,
работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью"

I. Общие положения

Объект мониторинга правоприменения (далее – мониторинг) – закон области от 2 июля 2008 года № 1813-ОЗ "Об установлении размеров и порядка обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью" (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга Закона области – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга – осуществление анализа действующих положений Закона области с целью его дальнейшего совершенствования.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области.

В процессе проведения мониторинга осуществлены следующие мероприятия:

1. Проведены анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации по вопросу обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственных учреждений здравоохранения, оценка эффективности действия Закона области.

2. Проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Запрошена соответствующая информация в Правительстве области, прокуратуре области, управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области.

4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

III. Проведение мониторинга

В соответствии с пунктом 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное страхование предусмотрено в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Также в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" закреплено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

До 1 января 2012 года статьей 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных 22.07.1993 года (далее – Основы законодательства), предусматривалось, что размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2012 года Основы законодательства утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ОЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), в котором норма об обязательном страховании жизни и здоровья медицинских и иных работников, занятых на работах, связанных с угрозой их жизни и здоровью, отсутствует.

Таким образом, в настоящее время ни в Гражданском кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах не содержится положений об обязательности страхования медицинских, фармацевтических работников и иных работников учреждений здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью.

Вместе с тем необходимо отметить, что до настоящего времени продолжает действовать Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 года № 191, которым утвержден перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников.

Законом области, принятым в период действия Основ законодательства, вменялось в обязанность органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить размер и порядок обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
в сфере страхования медицинских, фармацевтических работников
и иных работников здравоохранения, работа которых связана
с угрозой их жизни и здоровью

Регулирование отношений в части страхования медицинских, фармацевтических работников и иных работников учреждений здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в регионах осуществляется следующим образом.

Во многих субъектах Российской Федерации продолжают действовать нормативные правовые акты, принятые во исполнение статьи 64 Основ законодательства, то есть сохраняются нормы об обязательном страховании медицинских, фармацевтических работников и иных работников учреждений здравоохранения. При этом регулирование этих вопросов в отдельных субъектах Российской Федерации осуществляется региональными законами (во Владимирской, Волгоградской, Оренбургской, Рязанской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Краснодарском крае, городе Севастополе), а в отдельных регионах - постановлениями органов исполнительной государственной власти (в Воронежской, Нижегородской, Новосибирской областях, Республике Дагестан, Забайкальском крае, Еврейской автономной области, Карачаево-Черкесской Республике, в республиках Марий Эл и Мордовия, Хабаровском крае, Чувашской Республике, Ненецком автономном округе и др.).

В то же время в ряде регионов (в Смоленской области, Пермском крае, Удмуртской Республике, Камчатском крае) нормативные правовые акты по данному вопросу признаны утратившими силу.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по страхованию медицинских, фармацевтических работников и иных работников учреждений здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, содержат положения, аналогичные предусмотренным в Законе области об объектах и субъектах обязательного страхования; о видах страховых случаев.

Размеры страховых сумм, подлежащих выплате выгодоприобретателям при наступлении страховых случаев, в регионах различны и установлены в фиксированных суммах (приведены в таблице).

таблица

субъект РФ

в случае
гибели (смерти)

в случае уста­новления инва­лидности
1 группы

в случае установления инвалидности
2 группы

в случае установления инвалидности
3 группы

1

2

3

4

5

Вологодская область

25 окладов (должностных окладов, тарифных ставок)

10 окладов

7 окладов

5 окладов

Республика

Бурятия

50 000 руб.

25 000 руб.

20 000 руб.

15 000 руб.

Ленинградская

область

60 000 руб.

45 000 руб.

30 000 руб.

15 000 руб.

Республика Дагестан

60 000 руб.

30 000 руб.

24 000 руб.

18 000 руб.

Забайкальский край

30 000 руб.

25 000 руб.

20 000 руб.

15 000 руб.

Камчатский

край

30 000 руб.

25 000 руб.

20 000 руб.

15 000 руб.

Карачаево-Черкесская Республика

60 000 руб.

45 000 руб.

30 000 руб.

15 000 руб.

Кировская область

40 000 руб.

30 000 руб.

20 000 руб.

12 000 руб.

Нижегородская область

100 000 руб.

75 000 руб.

50 000 руб.

25 000 руб.

Новосибирская

область

60 000 руб.

45 000 руб.

30 000 руб.

15 000 руб.

Оренбургская область

60 000 руб.

45 000 руб.

30 000 руб.

15 000 руб.

Хабаровский край

50 000 руб.

30 000 руб.

30 000 руб.

30 000 руб.

Чувашская Республика

50 000 руб.

25 000 руб.

20 000 руб.

15 000 руб.

Актуальных актов судебной практики по рассматриваемой теме не выявлено.

2. Состояние законодательства Вологодской области
в сфере обязательного страхования медицинских, фармацевтических работников и иных работников здравоохранения,
работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

Закон области вступил в силу с 15 июля 2008 года. На протяжении действия Закона области в него вносились изменения три раза.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 28.07.2008 № 1445.

В экспертном заключении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области содержится вывод о том, что Закон области не противоречит федеральному законодательству.

3. Информация о правоприменительной практике Закона области

Количество работников, подлежащих обязательному страхованию в 2015 году, составляло 8525 человек, фактически застраховано 2462 человека.

Количество работников, подлежащих обязательному страхованию в 2016 году, составляло 8518 человек, фактически застрахованы 2771 человек.

В соответствии со статьей 7 Закона области финансирование мероприятий, предусмотренных Законом области, производится за счет средств областного бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

В 2015 году на обязательное страхование было направлено из областного бюджета 87 986,89 руб., из средств обязательного медицинского страхования – 363 435,26 руб., за счет средств от приносящей доход деятельности – 176 512,2 рубля.

В 2016 году на данные цели было направлено из областного бюджета 106 222,17 руб., из средств обязательного медицинского страхования – 346 667,15 руб., за счет средств от приносящей доход деятельности – 81 602,86 рубля.

При реализации Закона области учреждениями здравоохранения облас­ти было отмечено следующее. В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, цена контракта, как правило, является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий заключенного контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В связи с чем при изменении должностных окладов работников возникали сложности с внесением изменений в заключенный со страховой организацией контракт.

IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга закона Вологодской области "Об установлении размеров и порядка обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью" постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению считает необходимым:

1. Информацию о результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области "Об установлении размеров и порядка обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью" принять к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность установления размеров страховых выплат в твердых денежных суммах.

p459rmp


Возврат к списку

Рекомендовать материал