Постановление Законодательного собрания области от 20 сентября 2017 года № 403
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения
закона области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ
"О специальном жилом доме для одиноких престарелых"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко



г. Вологда
20 сентября 2017 года
№ 403



Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 20.09.2017 № 403

Результаты
мониторинга правоприменения закона области
от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых"

I. Общие положения

Объект мониторинга - закон области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" (далее также - закон области № 1409-ОЗ, закон № 1409-ОЗ).

Исполнители мониторинга:

ответственный за проведение мониторинга - постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике (далее - постоянный комитет);

правовое управление Законодательного Собрания области (далее - правовое управление).

Период проведения мониторинга - первое полугодие 2017 года.

Краткая характеристика предмета правого регулирования:

закон области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" принят в целях повышения качества жизни и создания необходимых условий для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде посредством обеспечения их жилыми помещениями в специальных жилых домах с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг.

Основание проведения мониторинга - план мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2017 года, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 28 декабря 2016 года № 772.

Цели проведения мониторинга:

проверка соответствия закона области № 1409-ОЗ федеральному законодательству;

оценка соответствия нормативных положений закона области № 1409-ОЗ планируемому результату правового регулирования;

анализ практики применения закона области № 1409-ОЗ с целью дальнейшего совершенствования законодательства.

Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

II. Сведения о мероприятиях, проведенных постоянным комитетом
в процессе мониторинга

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением:

проведен анализ закона области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" (в редакции закона Вологодской области от 6 апреля 2015 года № 3621-ОЗ) на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в том числе: обеспечения гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; соблюдения пределов компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; наличия коррупциогенных факторов; полноты в правовом регулировании общественных отношений; наличия неоправданного дублирования норм в областном законодательстве; наличия коллизий норм права;

проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего сходные правоотношения;

проведен анализ судебной практики за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года по правоотношениям, урегулированным законом области.

2. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы об информации:

Губернатору области – о практике применения и реализации на территории области вышеуказанного закона области, о проблемах, возникающих у органов исполнительной государственной власти области и подведомственных им учреждений при его реализации, о наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации данного закона области; о количестве и содержании обращений общественных организаций, граждан по вопросам разъяснения норм данного закона области, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании; о количестве заявлений (жалоб) граждан, общественных организаций, связанных с реализацией закона области, об отказе в предоставлении жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких престарелых, об отказе в замене жилого помещения, предусмотренной статьей 5 закона области, о ненадлежащем предоставлении жилищно-коммунальных, социально-бытовых или медицинских услуг, а также о результатах рассмотрения указанных заявлений (жалоб); о количестве специальных жилых домов для одиноких престарелых, находящихся в собственности области, с указанием места нахождения дома, а также о численности лиц, проживающих в специальных жилых домах для одиноких престарелых, в разрезе каждого дома по состоянию на 1 апреля 2017 года; о числе граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специальных жилых домах специализированного жилищного фонда области по состоянию на 1 апреля 2017 года; о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования в данной сфере;

главам муниципальных образований области – о функционировании после 11 февраля 2006 года (даты вступления в силу закона области) на территории муниципального образования специального жилого дома для одиноких престарелых, относящегося к муниципальному жилищному фонду (если да, то в течение какого периода); о востребованности специального жилого дома одинокими престарелыми жителями муниципального образования; о численности граждан, проживавших в этом доме, в разрезе по годам функционирования дома; о численности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специальном жилом доме муниципального жилищного фонда, в разрезе по годам функционирования дома; о дате и причине ликвидации специального жилого дома; об обращениях жителей муниципального образования, общественных организаций с заявлениями (жалобами) в администрацию муниципального образования на нарушение прав граждан после ликвидации специального жилого дома муниципального жилищного фонда; о планах на создание специального жилого дома для одиноких престарелых за счет средств бюджета муниципального образования; об имеющихся предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования в данной сфере;

прокурору Вологодской области - о количестве заявлений (жалоб) граждан, общественных организаций, связанных с реализацией закона области, в том числе об отказе в предоставлении жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких престарелых, об отказе в замене жилого помещения, предусмотренной статьей 5 закона области, о ненадлежащем предоставлении жилищно-коммунальных, социально-бытовых или медицинских услуг, а также о результатах рассмотрения указанных заявлений (жалоб); о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в Общественную палату Вологодской области - о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере;

в управление Минюста России по Вологодской области - о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз закона области № 1409-ОЗ, о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

3. Информация, связанная с мониторингом закона области № 1409-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.

III. Проведение мониторинга

1. Анализ закона области от 26.01.2006 года № 1409-ОЗ
"О специальном жилом доме для одиноких престарелых"

В настоящее время на федеральном уровне не дается определения понятия "специальный жилой дом". Статьей 1 закона области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" определено, что специальный жилой дом относится к жилым помещениям в домах системы социального обслуживания специализированного жилищного фонда.

Вопросы, связанные с правовым статусом жилых помещений специализированного жилищного фонда, их предоставлением и пользованием, определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Обстоятельства, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании, определены в статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". При этом указанной статьей предусмотрено право субъектов РФ определять нормативными правовыми актами и иные обстоятельства, признанные ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. Статьей 2 закона области от 5 декабря 2014 года № 3493-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Вологодской области" определено, что к иным обстоятельствам, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, помимо установленных статьей 15 Федерального закона № 442-ФЗ, относится отсутствие условий для реализации основных жизненных потребностей граждан, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, которые являются одиноко проживающими (не имеют других лиц, зарегистрированных с ними по месту их жительства) в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой населенный пункт). Наличие этих обстоятельств является основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в специальном жилом доме для одиноких престарелых.

На основании статьи 107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 закона области от 22 апреля 2005 года № 1260-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Вологодской области в сфере жилищных отношений" установление порядка и условий предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями гражданам, предусмотренным статьей 96 ЖК РФ, относится к полномочиям Законодательного Собрания Вологодской области.

В настоящее время в Вологодской области приняты нормативные правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения. Так, статьей 14 закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" определено, что право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда области в домах системы социального обслуживания имеют:

1) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;

2) одинокие граждане пожилого возраста, а также одинокие пожилые супружеские пары, достигшие пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), нуждающиеся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей и сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, которые являются одиноко проживающими (не имеют других лиц, зарегистрированных с ними по месту их жительства) в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой населенный пункт).

Законом области № 1409-ОЗ определены: категории граждан, которым предоставляются жилые помещения в специальном жилом доме (ст. 1); требования к специальному жилому дому (ст. 2); порядок и условия предоставления жилого помещения в специальном жилом доме (ст. 3); порядок оплаты жилья и коммунальных услуг (ст. 4); порядок предоставления нанимателю жилого помещения взамен занимаемого жилого помещения (ст. 5); предоставление медицинских и социально-бытовых услуг гражданам, проживающим в специальном жилом доме (ст. 6).

2. Состояние законодательства субъектов

Российской Федерации по вопросу регулирования правоотношений,

связанных с предоставлением жилых помещений в специальном жилом доме для одиноких граждан

Специальные дома для престарелых входят в номенклатуру организаций социального обслуживания в Ленинградской области, Республике Адыгея, Алтайском крае, Республике Бурятия, Владимирской и Ивановской областях, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Калининградской и Калужской областях, Республике Карелия и др.

В регионах приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в том числе в жилых помещениях специализированного жилищного фонда субъекта РФ. В частности, в Амурской, Брянской, Ивановской, Волгоградской, Воронежской областях, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, Республике Карелия, Кемеровской, Кировской, Костромской областях, Краснодарском крае, Республике Коми и других определение порядка и условий предоставления таких жилых помещений регулируется законом.

В региональных нормативных правовых актах содержатся положения, определяющие круг лиц, которым предоставляются жилые помещения в домах социального обслуживания специализированного жилищного фонда субъекта РФ.

Так, например, в Ленинградской, Амурской, Ивановской областях указывается, что данные виды жилых помещений предоставляются одиноким гражданам пожилого возраста и одиноким супружеским парам, достигшим возраста, установленного законодательством (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), которые не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации), и инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, являющимся нанимателями (членами семьи нанимателя) или собственниками (членами семьи собственника) жилых помещений, совместно с которыми проживают дети и (или) иные члены семьи, в случае если их проживание в занимаемых жилых помещениях признается невозможным, нуждающимся в создании условий для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, и инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

В законах Алтайского края, Архангельской, Астраханской областей содержатся нормы, дублирующие положения статьи 96 ЖК РФ, т.е. указывается, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

В Кабардино-Балкарской Республике жилые помещения в домах системы социального обслуживания предоставляются одиноким гражданам, супружеским парам из числа граждан пенсионного возраста, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающимся в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг.

В законе города Москвы предусматривается, что предоставление таких жилых помещений осуществляется отдельным категориям одиноких пожилых граждан при условии передачи гражданами принадлежащего им на праве собственности жилья городу Москве.

В законах отдельных регионов содержатся и иные положения:

1) о норме предоставления жилого помещения в домах социального обслуживания. Например, в законах Воронежской, Калининградской, Ростовской областей указывается, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на одного человека для одиноко проживающих граждан. Супругам предоставляются изолированные жилые помещения из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на каждого члена семьи. В Республике Калмыкия - не менее 7 квадратных метров жилой площади на одного человека.

В нашей области в соответствии с постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723 "Об управлении и распоряжении жилищным фондом области" жилые помещения в специальных жилых домах предоставляются по норме предоставления 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение в специальном жилом доме может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза;

2) об ограничениях в предоставлении жилых помещений в домах социального обслуживания. Например, в Ивановской области такие помещения не предоставляются гражданам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;

3) о требованиях к жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения. Например, в Калининградской области указывается, что такие жилые помещения должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. В домах системы социального обслуживания оборудуются помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

Изучение судебной практики Верховного Суда Российской Федерации показало, что судебных актов об оспаривании соответствующих норм законов субъектов РФ не выявлено.

3. Состояние законодательства Вологодской области

в сфере предоставления жилых помещений в специальном
жилом доме для одиноких граждан (по материалам экспертного заключения управления Минюста РФ по Вологодской области, прокуратуры Вологодской области)

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими указанную сферу общественных отношений, являются:

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания".

При проведении правовой экспертизы закона области № 1409-ОЗ использовалось письмо Минсоцзащиты России от 11.04.1994 № 1-1132-18 "О Примерном положении о специальном доме для одиноких престарелых".

Требования необходимости урегулирования правоотношений в названном законе области соблюдены.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом.

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме (статья 19 Федерального закона № 442-ФЗ).

Приказом Минтруда России от 17.04.2014 № 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания" утверждена примерная номенклатура организаций социального обслуживания, которой к организациям, осуществляющим стационарное социальное обслуживание, отнесен специальный дом для одиноких престарелых.

Следовательно, закон Вологодской области от 26.01.2006 № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" принят в пределах компетенции Законодательного Собрания области.

Закон № 1409-ОЗ принят в целях повышения качества жизни и создания необходимых условий для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде посредством обеспечения их жилыми помещениями в специальных жилых домах с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В ходе проведения правовой экспертизы закона № 1409-ОЗ выявлено несоответствие его федеральному законодательству.

Статьей 1 закона № 1409-ОЗ установлено, что специальный жилой дом относится к жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда.

В статье 3 закона № 1409-ОЗ установлено, что порядок предоставления жилого помещения в специальном жилом доме устанавливается в отношении муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан (статья 92 ЖК РФ).

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании (статья 96 ЖК РФ).

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (статья 107 ЖК РФ).

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено вопроса местного значения (статьи 14,15,16) по определению порядка предоставления жилых помещений в специальном доме для одиноких престарелых, также отдельные государственные полномочия по установлению названного порядка не переданы муниципальным образованиям Вологодской области.

Таким образом, в статье 3 закона № 1409-ОЗ выявлено несоответствие его федеральному законодательству.

Оформление указанного закона области соответствует правилам юридической техники.

Вместе с тем, в законе № 1409-ОЗ используется термин "специальный жилой дом для одиноких престарелых", в то время как в примерной номенклатуре организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Минтруда России от 17.04.2014 № 258н, используется термин "специальный дом для одиноких престарелых".

В первоначальной редакции закон № 1409-ОЗ опубликован в областной газете "Красный Север" № 13 от 31.01.2006, срок опубликования соблюден.

Управление Минюста РФ по Вологодской области предлагает привести положения закона Вологодской области от 26.01.2006 № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" в соответствие с федеральным законодательством.

Положения части 2 статьи 3 указанного закона области реализуют полномочия субъекта Российской Федерации, предоставленные статьей 107 Жилищного кодекса Российской Федерации, но данная норма уже установлена законом Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (статья 14). Кроме того, в закон Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" также можно включить положения статьи 5 закона № 1409-ОЗ, определяющие порядок предоставления нанимателю жилого помещения в специальном доме для одиноких престарелых взамен ранее занимаемого жилого помещения.

Положения статьи 1 закона № 1409-ОЗ реализуют полномочия субъекта Российской Федерации по установлению иных обстоятельств, наличие которых позволяет признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (статья 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"). Данная норма также прописана в законе Вологодской области от 05.12.2014 № 3493-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Вологодской области".

Статьей 2 закона № 1409-ОЗ определены требования к специальному жилому дому для одиноких престарелых, действующие до принятия соответствующего нормативного акта на федеральном уровне. Вместе с тем статьей 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право (а не обязанность) осуществлять собственное правовое регулирование в ситуации правового пробела на федеральном уровне. Кроме того, названные требования более логично было бы прописать в законе Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области".

Статьи 4 и 6 закона № 1409-ОЗ содержат отсылочные нормы.

Таким образом, нормы указанного закона области либо дублируются иными законами Вологодской области, либо носят отсылочный характер.

В связи с этим управление Минюста РФ по Вологодской области полагает возможным рассмотреть вопрос о целесообразности принятия отдельного нормативного правового акта на территории Вологодской области в сфере предоставления социальных услуг в социальной организации - специальный дом для одиноких престарелых.

Прокуратурой области проведен мониторинг правоприменения закона Вологодской области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых". В целях совершенствования законодательства прокуратура области предлагает внести изменения в часть 2 статьи 1 указанного закона области, исключив условие об отсутствии других лиц, зарегистрированных совместно с одиноко проживающими гражданами по месту их жительства, которое, исходя из положений данного нормативного правового акта, является необходимым требованием для определения указанной категории граждан.

4. Информация о практике применения закона области

(по информации Правительства области)

Закон области от 26.01.2006 № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" принят в целях повышения качества жизни и создания необходимых условий для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде посредством обеспечения их жилыми помещениями в специальных жилых домах с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг.

Функции по организации социального обслуживания граждан, в том числе пожилых граждан, проживающих в специальных жилых домах, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и принятыми в целях его реализации нормативными правовыми актами выполняет Департамент социальной защиты населения области. Порядок предоставления социального обслуживания утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 5 декабря 2014 года № 1090.

Социальные услуги предоставляются в соответствии с перечнем социальных услуг, установленным законом области от 1 декабря 2014 года № 3492-ОЗ "О перечне социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Вологодской области". Организации социального обслуживания области предоставляют пожилым гражданам социально-педагогические услуги (формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организация досуга, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг (обучение навыкам компьютерной грамотности), а также оказывают содействие в получении мер социальной поддержки, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат.

Положение об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723 (далее - Положение), регулирует вопросы, связанные с предоставлением Департаментом строительства области жилых помещений в специальных жилых домах для одиноких престарелых специализированного жилищного фонда области. Согласно указанному Положению подведомственное Департаменту строительства области учреждение БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" осуществляет функции, связанные с управлением, распоряжением, эксплуатацией, содержанием и ремонтом государственного жилищного фонда области, в том числе организует содержание и ремонт временно свободных объектов жилищного фонда области.

Ежегодно органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им учреждениями проводится мониторинг нуждаемости пожилых граждан, проживающих в специальных домах, в социальном обслуживании. Так, за счет освобожденных жилых помещений в специальных жилых домах обеспечивается порядка 90 одиноких престарелых граждан в год.

В связи с увеличением физического износа специальных жилых домов для обеспечения нормальных и безопасных условий проживания в большинстве освобожденных жилых помещений необходимо проведение текущего ремонта. Учитывая, что средняя стоимость ремонта жилого помещения составляет порядка 50 тыс. руб. (минимальная необходимая потребность областного бюджета на осуществление ремонта жилых помещений в специальных жилых домах для одиноких престарелых), общая потребность составляет более 2 500,0 тыс. руб. в год (около 50 жилых помещений).

Следует отметить, что объем субсидий, выделяемый БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для осуществления своих обязательств, в том числе по проведению текущего ремонта свободных жилых помещений, недостаточен, что на сегодняшний день является основным фактором, снижающим эффективность реализации закона № 1409-ОЗ.

За время осуществления своих полномочий с 2010 года в БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" поступило 429 обращений граждан и общественных организаций по вопросам принятия на учет нуждающихся, о перечне документов, необходимых для принятия на учет нуждающихся, о предоставлении жилого помещения в специальном жилом доме и получении жилого помещения вне очереди.

В течение 2014-2017 годов Департаментом строительства области рассмотрено порядка 30 обращений граждан по аналогичным вопросам.

Содержание обращений от граждан, помимо общих разъяснений, включает в себя отдельные просьбы (ходатайства). Так, неоднократно поступали обращения от граждан, проживающих в комнатах с подселением, о возможности замены занимаемого в специальном жилом доме жилого помещения в связи с нарушением межличностных отношений с соседями. Согласно действующему законодательству данное основание не является достаточным для замены занимаемых жилых помещений. В качестве разрешения сложившейся ситуации Департаментом строительства области предлагается гражданам рассмотреть вопрос о предоставлении жилых помещений в специальных жилых домах, расположенных на территории других населенных пунктов области (при наличии свободных).

Кроме того, Департаментом строительства области в своих ответах на обращения граждан довольно часто указывается на отличие норм предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда от норм, касающихся предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Жилищный кодекс Российской Федерации и закон № 1409-ОЗ не ставят возможность предоставления жилых помещений в специальном жилом доме для одиноких престарелых специализированного жилищного фонда (включая принятие на учет нуждающихся) в зависимость от нуждаемости и малоимущности одиноких престарелых граждан.

БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз", осуществляющим принятие заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в специальном жилом доме для одиноких престарелых специализированного жилищного фонда, с 2010 года получено 1645 заявлений, по результатам рассмотрения которых:

- 1096 граждан принято на учет нуждающихся;

- 549 гражданам отказано в принятии на учет.

Всего за указанный период заключено 766 договоров найма.

В предоставлении жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких престарелых специализированного жилищного фонда было отказано четырем гражданам, из них один человек в результате переоформления пакета документов заселен в специальный жилой дом.

За вышеуказанный период БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" также рассмотрено 36 заявлений и соответствующих документов о предоставлении жилого помещения взамен занимаемого, из них:

- 29 человек переселены в жилые помещения, соответствующие норме предоставления и состоянию их здоровья;

- 4 человека направлены в стационарные учреждения социального обслуживания либо умерли;

- 2 человека не смогли подобрать подходящих по площади жилых помещений;

- 1 гражданину отказано.

По вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг от жителей специальных жилых домов в адрес БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" с 2010 года поступило 216 жалоб. Все поступившие жалобы рассматриваются своевременно совместно с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, обслуживающими жилые дома.

Жалоб, связанных с ненадлежащим предоставлением социально-бытовых и медицинских услуг, в адрес органов исполнительной государственной власти области и подведомственных им учреждений не поступало.

№ п/п

Муниципальный район, местонахождение

Количество проживающих граждан

Количество

граждан, состоящих
на учете


1

2

3

4

1.

Бабаевский район,

с. Борисово-Судское, ул. Заводская, д. 26

22

нет

2.

Вашкинский район,

с. Липин Бор, ул. Первомайская, д. 26

25

4

3.

Великоустюгский район,

г. В. Устюг, ул. 2-я Пролетарская, д. 32

38

нет

4.

Вытегорский район,
г. Вытегра, Советский пр., д. 70

32

11

5.

Грязовецкий район,

г. Грязовец, ул. Студенческая, д. 23

60

7 (1 пара)

6.

Кадуйский район,

п. Кадуй, ул. Энтузиастов, д. 44

71

13 (3 пары)

7.

Кадуйский район,

п. Хохлово, ул. Ленина, д. 3

26

2

8.

Междуреченский район,

с. Шуйское, ул. Октябрьская, д. 47

14

нет

9.

Никольский район,

г. Никольск, ул. Заводская, д. 7

19.

нет

10.

Усть-Кубинский район,

с. Устье, ул. Мелиораторов, д. 3

27

3

11.

Устюженский район,

г. Устюжна, ул. К.Маркса, д. 28

41

4

12.

Харовский район,

г. Харовск, ул. Энергетиков, д. 17

37

2

13.

Харовский район,

г. Харовск, ул. Ворошилова, д. 6

32

14.

Харовский район,

д. Арзубиха, д. 90

14

нет

15.

Чагодощенский район,

п. Борисово, ул. Октябрьская, д. 32

22

0

16.

Чагодощенский район,

с. Покровское, ул. Молодежная, д. 103

26

2

17.

16

Череповецкий район,

с. Воскресенское, д. 175

33

нет

18.

г. Череповец,

ул. Городецкая, д. 14

65

12 (1 пара)

19.

с. Молочное,

ул. Парковая, д. 9а

221

122 (21 пара)

20.

г. Вологда,

ул. Беляева, д. 24-а

41

49 (4 пары)

21.

г. Вологда,

ул. К. Маркса, д. 42

45

ИТОГО: 21 дом

911

231 (30 пар)

Законом № 1409-ОЗ жилые помещения в специальном жилом доме предоставляются пожилым гражданам, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию. Однако в течение срока проживания некоторые из пожилых граждан в силу возраста и состояния здоровья теряют указанные способности и нуждаются в надомном социальном обслуживании либо в постоянном постороннем уходе. В таких случаях гражданину предоставляется надомное обслуживание либо оказывается содействие в оформлении документов для определения в стационарную организацию социального обслуживания области.

При этом направление в стационарные организации социального обслуживания осуществляется по желанию гражданина, утратившего способность к самообслуживанию, либо его законного представителя (в случае признания гражданина в установленном порядке недееспособным). В случае отсутствия согласия таких граждан они остаются проживать в специальных жилых домах, что, как правило, приводит к нарушению ими общественного порядка в связи со злоупотреблением спиртными напитками и агрессивным поведением, нарушению санитарно-гигиенических норм и правил в местах общего пользования в специальных домах и прочее.

В связи с изложенным было бы целесообразно при наличии противопоказаний к проживанию в специальном жилом доме для одиноких престарелых предусмотреть нормативными правовыми актами перевод граждан в стационарную организацию социального обслуживания области без учета согласия таких граждан.

IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ "О специальном жилом доме для одиноких престарелых" постоянный комитет по социальной политике отмечает следующее.

17

Закон области № 1409-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены.

Принято решение совместно с Правительством области продолжить работу над дальнейшим совершенствованием регионального законодательства, регулирующего деятельность специальных жилых домов для одиноких престарелых, путем подготовки соответствующих законопроектов.


Возврат к списку

Рекомендовать материал