Постановление Законодательного собрания области от 21 июня 2017 года № 309
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения
закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель
или земельных участков из одной категории в другую"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".


Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко


г. Вологда
21 июня 2017 года
№ 309




Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 21.06.2017 № 309

Результаты
мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2017 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 28 декабря 2016 года № 772.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

2. Проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Проведен анализ и сбор информации о возникающих проблемах правоприменения Закона области.

4. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию.

III. Проведение мониторинга
Состояние законодательства Вологодской области в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

В соответствии с пунктами "г", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, природопользование и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции РФ).

Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе:

земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;

земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 1 статьи 15).

Частью 2 статьи 15 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что в иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Законом Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, а также отнесение их к определенной категории земель осуществляются органом исполнительной государственной власти области в отношении:

земель или земельных участков, необходимых для областных нужд;

земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель;

земель особо охраняемых территорий и объектов областного значения или земельных участков в составе таких земель.

В иных случаях полномочия по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение к определенной категории земель осуществляют органы местного самоуправления.

По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз указанного закона области управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, прокуратурой Вологодской области коррупциогенные факторы и противоречия федеральному законодательству не выявлены.

Что касается судебной практики, следует отметить, что судебных решений об оспаривании установленного субъектами Российской Федерации правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую не найдено. Обращения в суд с основном касаются либо предоставления отдельных земельных участков в пользование юридических лиц, либо оспаривания изменения границ муниципальных образований (Определения Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 года №11-Г07-5, от 11 июля 2007 года №11-Г07-15, от 14 октября 2016 года № 305-КГ16-13047).

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков
из одной категории в другую

В различных субъектах Российской Федерации вопрос отнесения полномочия по переводу земель, государственная собственность на которые не разграничена, из одной категории в другую к компетенции определенного уровня решается по-разному.

В большинстве регионов России полномочие по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Кемеровская, Мурманская области, Республики Бурятия, Карачаево-Черкесия, Мордовия и другие).

В некоторых субъектах Российской Федерации полномочия по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю осуществляются как органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.

К данной группе субъектов Российской Федерации относится и Вологодская область. Субъектом Российской Федерации выделяются наиболее значимые категории земель, решение вопроса о переводе которых из одной категории в другую оставляется за органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, решение же вопроса о переводе иных категорий земель делегируется органам местного самоуправления.

Также такая схема правового регулирования характерна для Республики Башкортостан, Удмуртской республики, Московской, Курганской областей, Приморского края.

При этом следует отметить, что в большинстве случаев субъекты Российской Федерации относят к своей компетенции решение вопроса о переводе из одной категории в другую именно земель сельскохозяйственного назначения. Вопросы перевода иных категорий земель передаются органам местного самоуправления.

Например, пунктом 3 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 22 июня 2005 года № 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности или в муниципальной собственности, осуществляется Правительством Ленинградской области.

Законом Волгоградской области от 28 июля 2006 года № 1266-ОД "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Волгоградской области" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Волгоградской области отнесены:

1) принятие решений, связанных с отнесением земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, государственная собственность на которые не разграничена;

2) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении:

земель, находящихся в собственности Волгоградской области;

земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;

земель иных категорий, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель промышленности, государственная собственность на которые не разграничена и земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения).

В ряде субъектов Российской Федерации (Челябинская область, Республика Коми, Марий Эл, Красноярский край и др.), наоборот, определены категории земель, решение вопроса о переводе которых в иные категории отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в отношении остальных категорий земель решение принимается органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации. Чаще всего к компетенции органов местного самоуправления относят решение вопроса о переводе из одной категории в другую земель запаса.

Особо следует отметить закон Республики Алтай от 8 июня 2015 года № 20-РЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую категорию до разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Алтай", согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков из одной категории в другую категорию на территории Республики Алтай осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов в Республике Алтай.

Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации, в отличие от Вологодской области, законами о разграничении полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую помимо определения компетенции соответствующих органов установлены: основания для принятия решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, содержание ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, состав документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и утверждены основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (областной закон Ленинградской области от 22 июня 2005 года № 51-оз, закон Удмуртской Республики от 20 декабря 2005 года № 65-РЗ).

В Вологодской области принято постановление Правительства Вологодской области от 30 мая 2005 года № 556 "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, в земли других категорий и составе прилагаемых к нему документов".



Информация
о реализации закона Вологодской области от 24 марта

2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области

при переводе земель или земельных участков из одной категории

в другую", возникающих проблемах правоприменения закона

и выявляемых нарушениях его реализации

В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (далее – Департамент), утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874, Департаментом принимаются правовые акты о переводе земельных участков из одной категории в другую, в том числе в отношении земель или земельных участков, необходимых для областных нужд, земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, земель особо охраняемых территорий и объектов областного значения или земельных участков в составе таких земель в соответствии с законом Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Информация о принятых Департаментом решениях по переводу земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, из одной категории в другую представлена в нижеследующей таблице:


п/п

Категории земель

Площадь земельных участков

за 2015 год

за 2016 год

за январь-июнь

2017 года


1

2

3

4

5

1.

Перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности
(в отношении земельных участков, необходимых для областных нужд)

0

Кирилловский район - 559 кв. м

Великоустюгский район -

4 993 кв м

Белозерский район - 20 кв. м

2.

Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности (по ходатай-ствам)

Шекснинский район -
31 262 кв. м

Тотемский район - 51 кв. м

Череповецкий район -
149 975 кв. м

7

Тарногский район -
9 270 кв. м

Бабушкинский район -
10 000 кв. м

Никольский район - 27 908 кв. м

Вологодский район - 10 107 кв. м

Великоустюгский район - 1 968 кв. м

Вытегорский район - 5 121 кв. м

Верховажский район
- 48 794 кв. м

Сямженский район - 12 134 кв. м

Харовский район -
28 013 кв. м

Грязовецкий район - 17 587 кв. м

Междуреченский район - 197 кв. м

Кирилловский район -
50 216 кв. м

Нюксенский район - 5 000 кв. м

Чагодощенский
район - 494 кв. м

Сямженский район - 51 000 кв. м

Бабаевский район - 858 кв. м

Шекснинский район - 153 058 кв. м

Никольский район - 25 928 кв. м

Грязовецкий район - 1 305 кв. м

Усть-Кубинский район - 18 кв. м

Великоустюгский район -74 949 кв. м

Верховажский
район -

26 391 кв. м

Вологодский район -

36 695 кв. м

Вытегорский район - 3 870 кв. м

Череповецкий район -

22 193 кв. м

Междуреченский район - 3 000 кв. м

Сокольский район – 58 кв. м

Тотемский район - 10 917 кв. м

Кирилловский район -
110 000 кв. м

Вологодский район -
7 800 кв. м

Шекснинский район - 1 153 кв. м

Череповецкий район - 20 750 кв. м

Нюксенский район - 21 кв. м.

Тотемский район - 12 кв. м

Междуреченский район - 28 кв. м

Тарногский район - 8 450 кв. м

3.

Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов областного значения

447 000 кв. м (Череповецкий район)

0

0

В анализируемом периоде за 2015-2017 годы Департаментом имущественных отношений области наибольшее количество решений принято о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Общая площадь земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, за указанный период составляет 971 403 кв.м, в том числе: по ходатайствам – 965 831 кв. м, или 99,43 % от общего количества переведенных участков, для областных нужд – 5 572 кв.м, или 0,57 % от общего количества переведенных участков.

Общее количество принятых Департаментом имущественных отношений области правовых актов о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую составило более 60, в том числе 41 из них - о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.


Что касается реализации полномочий по переводу земельных участков из одной категории в другую муниципальными районами Вологодской области, то согласно полученной информации от администраций Сокольского, Усть-Кубинского, Кадуйского, Тотемского, Тарногского, Кирилловского, Междуреченского, Вытегорского, Кичменгско-Городецкого, Нюксенского, Грязовецкого и Шекснинского муниципальных районов области проблем в правоприменении закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не имеется.

В органы местного самоуправления, также как и в Департамент имущественных отношений области, ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую в основном поступают по вопросу перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Наиболее значительное количество обращений о переводе земельных участков из одной категории в другую поступило за 2015-2017 годы в органы местного самоуправления Сокольского (переведено 25 земельных участков общей площадью 615 493 кв.м), Грязовецкого (переведено 25 земельных участков), Никольского (перевод осуществлен в отношении 11 земельных участков общей площадью 98 256 кв.м) и Тарногского муниципальных районов области (перевод осуществлен в отношении 31 земельного участка общей площадью 92 800 кв.м).

В Кадуйском муниципальном районе по ходатайствам заинтересованных лиц в 2015-2017 годах осуществлен перевод 7 земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 369 051 кв.м.

Главы Никольского и Верховажского муниципальных районов области отмечают, что в связи с процессами преобразования поселений, объединением территорий у многих муниципальных образований в настоящее время нет генеральных планов, что препятствует реализации полномочий по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую.

Отсутствие генеральных планов и правил землепользования застройки у муниципальных образований области повлечет за собой запрет с 1 января 2018 года на принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также иных мероприятий в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность выделения финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.


IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым:

1) информацию о результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" принять к сведению;

2) рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность выделения финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.


Возврат к списку

Рекомендовать материал