|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения
закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель
или земельных участков из одной категории в другую"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко
г. Вологда
21 июня 2017 года
№ 309
Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 21.06.2017 № 309
Результаты
мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также – Закон области).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее – постоянный комитет).
Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2017 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 28 декабря 2016 года № 772.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
2. Проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.
3. Проведен анализ и сбор информации о возникающих проблемах правоприменения Закона области.4. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию.
III. Проведение мониторинга
Состояние законодательства Вологодской области в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
В соответствии с пунктами "г", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, природопользование и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции РФ).
Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе:
земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;
земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 1 статьи 15).
Частью 2 статьи 15 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что в иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Законом Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, а также отнесение их к определенной категории земель осуществляются органом исполнительной государственной власти области в отношении:
земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель;
земель особо охраняемых территорий и объектов областного значения или земельных участков в составе таких земель.
В иных случаях полномочия по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение к определенной категории земель осуществляют органы местного самоуправления.
По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз указанного закона области управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, прокуратурой Вологодской области коррупциогенные факторы и противоречия федеральному законодательству не выявлены.
Что касается судебной практики, следует отметить, что судебных решений об оспаривании установленного субъектами Российской Федерации правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую не найдено. Обращения в суд с основном касаются либо предоставления отдельных земельных участков в пользование юридических лиц, либо оспаривания изменения границ муниципальных образований (Определения Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 года №11-Г07-5, от 11 июля 2007 года №11-Г07-15, от 14 октября 2016 года № 305-КГ16-13047).
Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
в сфере правового регулирования разграничения полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков
из одной категории в другую
В различных субъектах Российской Федерации вопрос отнесения полномочия по переводу земель, государственная собственность на которые не разграничена, из одной категории в другую к компетенции определенного уровня решается по-разному.
В большинстве регионов России полномочие по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Кемеровская, Мурманская области, Республики Бурятия, Карачаево-Черкесия, Мордовия и другие).
К данной группе субъектов Российской Федерации относится и Вологодская область. Субъектом Российской Федерации выделяются наиболее значимые категории земель, решение вопроса о переводе которых из одной категории в другую оставляется за органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, решение же вопроса о переводе иных категорий земель делегируется органам местного самоуправления.
Также такая схема правового регулирования характерна для Республики Башкортостан, Удмуртской республики, Московской, Курганской областей, Приморского края.
При этом следует отметить, что в большинстве случаев субъекты Российской Федерации относят к своей компетенции решение вопроса о переводе из одной категории в другую именно земель сельскохозяйственного назначения. Вопросы перевода иных категорий земель передаются органам местного самоуправления.
Например, пунктом 3 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 22 июня 2005 года № 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" установлено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности или в муниципальной собственности, осуществляется Правительством Ленинградской области.
Законом Волгоградской области от 28 июля 2006 года № 1266-ОД "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Волгоградской области" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Волгоградской области отнесены:
1) принятие решений, связанных с отнесением земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, государственная собственность на которые не разграничена;
2) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении:
земель, находящихся в собственности Волгоградской области;
земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
В ряде субъектов Российской Федерации (Челябинская область, Республика Коми, Марий Эл, Красноярский край и др.), наоборот, определены категории земель, решение вопроса о переводе которых в иные категории отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в отношении остальных категорий земель решение принимается органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации. Чаще всего к компетенции органов местного самоуправления относят решение вопроса о переводе из одной категории в другую земель запаса.
Особо следует отметить закон Республики Алтай от 8 июня 2015 года № 20-РЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую категорию до разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Алтай", согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков из одной категории в другую категорию на территории Республики Алтай осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов в Республике Алтай.
Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации, в отличие от Вологодской области, законами о разграничении полномочий органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую помимо определения компетенции соответствующих органов установлены: основания для принятия решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, содержание ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, состав документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и утверждены основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (областной закон Ленинградской области от 22 июня 2005 года № 51-оз, закон Удмуртской Республики от 20 декабря 2005 года № 65-РЗ).
В Вологодской области принято постановление Правительства Вологодской области от 30 мая 2005 года № 556 "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, в земли других категорий и составе прилагаемых к нему документов".
В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (далее – Департамент), утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874, Департаментом принимаются правовые акты о переводе земельных участков из одной категории в другую, в том числе в отношении земель или земельных участков, необходимых для областных нужд, земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, земель особо охраняемых территорий и объектов областного значения или земельных участков в составе таких земель в соответствии с законом Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Информация о принятых Департаментом решениях по переводу земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, из одной категории в другую представлена в нижеследующей таблице:
№
|
Категории земель |
Площадь земельных участков | ||
за 2015 год |
за 2016 год |
за январь-июнь 2017 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. |
Перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности
|
0 |
Кирилловский район - 559 кв. м Великоустюгский район - 4 993 кв м |
Белозерский район - 20 кв. м | |
2. |
Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности (по ходатай-ствам)
|
Шекснинский район -
Тотемский район - 51 кв. м Череповецкий район -
9 270 кв. м Бабушкинский район -
Никольский район - 27 908 кв. м Вологодский район - 10 107 кв. м Великоустюгский район - 1 968 кв. м Вытегорский район - 5 121 кв. м Верховажский район
Сямженский район - 12 134 кв. м Харовский район -
Грязовецкий район - 17 587 кв. м Междуреченский район - 197 кв. м Кирилловский район -
Нюксенский район - 5 000 кв. м Чагодощенский
|
Сямженский район - 51 000 кв. м Бабаевский район - 858 кв. м Шекснинский район - 153 058 кв. м
Никольский район - 25 928 кв. м Грязовецкий район - 1 305 кв. м Усть-Кубинский район - 18 кв. м Великоустюгский район -74 949 кв. м Верховажский
26 391 кв. м Вологодский район - 36 695 кв. м Вытегорский район - 3 870 кв. м Череповецкий район - 22 193 кв. м Междуреченский район - 3 000 кв. м Сокольский район – 58 кв. м Тотемский район - 10 917 кв. м Кирилловский район -
|
Вологодский район -
Шекснинский район - 1 153 кв. м Череповецкий район - 20 750 кв. м
Нюксенский район - 21 кв. м. Тотемский район - 12 кв. м Междуреченский район - 28 кв. м Тарногский район - 8 450 кв. м | |
3. |
Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов областного значения |
447 000 кв. м (Череповецкий район) |
0 |
0 |
В анализируемом периоде за 2015-2017 годы Департаментом имущественных отношений области наибольшее количество решений принято о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Общая площадь земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, за указанный период составляет 971 403 кв.м, в том числе: по ходатайствам – 965 831 кв. м, или 99,43 % от общего количества переведенных участков, для областных нужд – 5 572 кв.м, или 0,57 % от общего количества переведенных участков.
Общее количество принятых Департаментом имущественных отношений области правовых актов о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую составило более 60, в том числе 41 из них - о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
В органы местного самоуправления, также как и в Департамент имущественных отношений области, ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую в основном поступают по вопросу перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Наиболее значительное количество обращений о переводе земельных участков из одной категории в другую поступило за 2015-2017 годы в органы местного самоуправления Сокольского (переведено 25 земельных участков общей площадью 615 493 кв.м), Грязовецкого (переведено 25 земельных участков), Никольского (перевод осуществлен в отношении 11 земельных участков общей площадью 98 256 кв.м) и Тарногского муниципальных районов области (перевод осуществлен в отношении 31 земельного участка общей площадью 92 800 кв.м).
В Кадуйском муниципальном районе по ходатайствам заинтересованных лиц в 2015-2017 годах осуществлен перевод 7 земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 369 051 кв.м.
Главы Никольского и Верховажского муниципальных районов области отмечают, что в связи с процессами преобразования поселений, объединением территорий у многих муниципальных образований в настоящее время нет генеральных планов, что препятствует реализации полномочий по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую.
Отсутствие генеральных планов и правил землепользования застройки у муниципальных образований области повлечет за собой запрет с 1 января 2018 года на принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также иных мероприятий в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность выделения финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым:
1) информацию о результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ "О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" принять к сведению;
2) рекомендовать Правительству Вологодской области рассмотреть возможность выделения финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.