|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ
"Об административных правонарушениях в Вологодской области"
в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах.
Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко
г. Вологда
21 июня 2017 года
№ 291
Утверждены
постановлением
Законодательного Собрания
области от 21.06.2017 № 291
Результаты мониторинга
правоприменения закона Вологодской области от 8 декабря
2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях
в Вологодской области" в части административной
ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (далее также – закон области № 2429-ОЗ) в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах.
Исполнители мониторинга:
ответственный за проведение мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет);
правовое управление Законодательного Собрания области (далее – правовое управление).
Период проведения мониторинга – первое полугодие 2017 года.
Краткая характеристика предмета правого регулирования.
Статьей 34 закона области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (далее – закон области № 3602-ОЗ) установлены ограничения нахождения детей в ночное время в общественных местах.
Статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ, возложены на членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 1.17, отнесено к компетенции мировых судей, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 1.17, – к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основания проведения мониторинга – план мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2017 года, утвержденный постановлением Законодательного Собрания области от 28 декабря 2016 года № 772.
Цели проведения мониторинга:
проверка соответствия закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах федеральному законодательству;
оценка соответствия нормативных положений закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах планируемому результату правового регулирования;
анализ практики применения закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах с целью дальнейшего совершенствования законодательства.
Мониторинг проводился в соответствии с Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988, с учетом методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.
II. Сведения о мероприятиях, проведенных
постоянным комитетом в процессе мониторинга
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.
1. Совместно с правовым управлением проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации, регулирующих установление административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах.
2. Совместно с правовым управлением проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.
3. При проведении мониторинга постоянным комитетом направлены письма и запросы:
в прокуратуру Вологодской области – о предоставлении имеющейся информации о реализации закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах, а также о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;
Губернатору Вологодской области – о реализации на территории области закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах, а также о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;
в Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области – о рассмотрении мировыми судьями Вологодской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ;
в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований области – о реализации на территории области закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах, а также о предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений в данной сфере;
в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области – о проведении повторной правовой экспертизы закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах.
4. Информация, связанная с мониторингом закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.
III. Обобщение информации, полученной в результате мониторинга
1. Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) установлено, что:
- ночное время – это время с 22 часов до 6 часов по местному времени;
- не допускается нахождение в ночное время детей без сопровождения взрослых в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах.
В соответствии со статьей 141 Федерального закона № 124-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе:
- устанавливать меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
- определять с учетом культурных и иных местных традиций общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
- сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах.
В соответствии со статьей 34 закона области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (далее также – закон области № 3602-ОЗ):
- не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время:
в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, стадионах и иных спортивных сооружениях, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на автомобильных и железных дорогах, вокзалах, пристанях, автостанциях, аэропортах, остановках общественного транспорта, автозаправочных станциях, платных автостоянках, автомойках, а также территориях, прилегающих к гаражам в гаражных и гаражно-строительных кооперативах, в помещениях общего пользования в многоквартирных домах (лифты, колясочные, межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры), в кинотеатрах, дворцах и домах культуры, клубах, на концертных площадках, розничных рынках, водных объектах общего пользования, береговых полосах водных объектов общего пользования, пляжах, объектах промышленного и сельскохозяйственного назначения;
на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции;
в иных общественных местах, устанавливаемых в соответствии со статьей 35 закона области № 3602-ОЗ. При этом для оценки предложений об определении иных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в соответствии с положениями статьи 35 закона области № 3602-ОЗ создаются областная экспертная комиссия и муниципальные экспертные комиссии в муниципальных районах и городских округах;
- допускается пребывание детей в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время на вокзалах, в транспортных средствах общего пользования, в общественных местах в случае их следования к месту учебы (и обратно) или лечения (и обратно) при наличии проездных документов (билетов);
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на вышеуказанных объектах, а также родители (лица, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, обязаны обеспечивать соблюдение установленных ограничений.
Статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах:
- в соответствии с частью 1 указанной статьи несоблюдение юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требований к обеспечению мер по ограничению нахождения детей в возрасте до 16 лет с 22 часов до 6 часов, в возрасте от 16 до 18 лет - с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, установленных частью 1 статьи 34 закона области № 3602-ОЗ или муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с указанным законом области, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- в соответствии с частью 2 указанной статьи несоблюдение родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, требований к обеспечению мер по ограничению нахождения детей в возрасте до 16 лет с 22 часов до 6 часов, в возрасте от 16 до 18 лет - с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, установленных частью 1 статьи 34 закона области № 3602-ОЗ или муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с указанным законом области, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ, возложены на членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 1 части 2 статьи 9.1 закона области № 2429-ОЗ).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 1.17, отнесено к компетенции мировых судей, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 1.17, – к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, постоянный комитет отмечает следующее.
Учитывая, что нормы статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ вступили в силу в 2009 году, в настоящее время в субъектах Российской Федерации приняты и действуют региональные законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также предусматривающие административную ответственность за несоблюдение установленных требований.
2.1. Установление мер по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в отдельных регионах осуществляется с учетом предусмотренных федеральным законодателем критериев, а именно – с сокращением с учетом сезонных, климатических и иных условий ночного времени, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения взрослых, а также снижением возраста детей:
в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Тыва в ночное время для всех возрастных групп несовершеннолетних с 22 до 6 часов местного времени;
в Ленинградской, Брянской областях, Ненецком автономном округе, Республике Татарстан – с 22 до 6 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно или с 23 до 6 часов в период с 1 июня по 31 августа включительно;
в Псковской области – в период с 1 сентября по 31 мая – время с 22 до 6 часов местного времени; в период с 1 июня по 31 августа – время с 24 до 6 часов местного времени;
в Амурской, Архангельской, Кировской, Оренбургской областях, Республике Калмыкия, Красноярском крае – с 23 до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно и время с 22 до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно;
в Республике Башкортостан – с 22 часов (с 1 мая по 30 сентября –
с 24 часов) до 6 часов местного времени;
в Республике Бурятия – с 22 часов до 6 часов местного времени, в период с 25 мая по 1 сентября – с 23 часов до 6 часов местного времени;
в Иркутской области – с 22 до 6 часов местного времени в период
с 1 октября по 31 марта; с 23 часов до 6 часов местного времени в период
с 1 апреля по 30 сентября;
в Калининградской области – с 24 часов до 6 часов местного времени;
в Республике Карелия – для детей в возрасте до 16 лет с 22 до 6 часов, а в летнее время (с 1 июня по 31 августа) – с 23 до 6 часов и детей в возрасте от 16 до 18 лет с 23 до 6 часов, а в летнее время (с 1 июня по 31 августа) – с 24 до 6 часов;
в Кемеровской области – с 1 мая по 31 августа – с 23 часов до 6 часов,
с 1 сентября по 30 апреля – с 22 часов до 6 часов: в общественных местах – до достижения возраста 16 лет; на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, – до достижения возраста 18 лет;
в Курганской области – с 1 октября по 31 марта с 22 до 6 часов местного времени, с 1 апреля по 30 сентября с 23 до 5 часов местного времени;
в Липецкой области и Ставропольском крае – детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, с 22 до 6 часов местного времени, а с 1 июня по 31 августа – с 23 до 6 часов;
в Омской области – с 23 до 6 часов местного времени с 1 апреля по 31 октября;
в Республике Саха (Якутия) – в летний период (период с 1 июня по 31 августа) с 23 до 6 часов по местному времени, в остальное время года – с 22 до 6 часов по местному времени;
в Тамбовской области – с 22 до 6 часов местного времени, а в период с 1 мая по 31 августа – с 23 до 6 часов местного времени;
в Тверской области – детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, с 23 часов до 6 часов местного времени;
в Удмуртской Республике – в период с 1 октября по 30 апреля с 22 часов до 6 часов местного времени; в период с 1 мая по 30 сентября – с 23 часов до 6 часов местного времени;
в Чеченской Республике – детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, с 22 до 6 часов;
в Ямало-Ненецком автономном округе – с 1 апреля по 31 августа установлено сокращенное ночное время с 23 до 6 часов местного времени, в период с 1 сентября по 31 марта ночным считается время с 22 до 6 часов местного времени.
2.2. В ряде субъектов Российской Федерации дополнительно к установленным Федеральным законом № 124-ФЗ определены общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения взрослых, например, в Тамбовской области – места массового пребывания и отдыха граждан (дворы, детские и спортивные площадки, лесопарковые зоны); кладбища, строительные площадки и др.
Вместе с тем в отдельных региональных законах содержатся положения о том, в каких случаях допускается пребывание детей в ночное время без сопровождения взрослых:
- в Республике Карелия допускается пребывание детей в возрасте от 16 до 18 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время на вокзалах, в транспортных средствах общего пользования, в общественных местах в случае их следования к месту учебы (и обратно) или лечения (и обратно) при наличии проездных документов (билетов);
- в Ненецком автономном округе ограничения по нахождению детей в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, не применяются:
1) в ночь с 31 декабря на 1 января;
2) во время проведения последних звонков и выпускных балов в образовательных организациях среднего общего образования и среднего профессионального образования в отношении выпускников указанных учреждений;
3) во время проведения праздничных мероприятий, организуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа.
2.3. В большинстве регионов административная ответственность за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах предусмотрена как в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и в отношении родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Однако в отдельных субъектах устанавливается административная ответственность только в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В таблице представлена информация о регулировании этого вопроса в отдельных субъектах Российской Федерации:
Субъект РФ |
Ответственность юр. лиц и
|
Санкции |
Ответственность родителей (лиц, их заменяющих) |
Санкции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Саратовская область
|
в отношении лиц, не достигших
|
штраф на должностных лиц – от 3 000
на юридических лиц – от 7 000
|
в отношении лиц,
|
штраф от 500 до 1 000 рублей |
Краснояр-ский край |
в отношении детей,
|
штраф на должностных лиц – от 1 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц – от 5 000 до 15 000 рублей
|
в отношении детей,
|
штраф от 200 до 500 рублей |
Орловская область |
в отношении лиц, не достигших
|
штраф на должностных лиц – от 3 000
на юридических лиц – от 15 000 до 30 000 рублей |
не установлена |
нет |
Мурманская область |
в отношении лиц, не достигших
в отношении лиц
|
штраф на должностных лиц – от 4000
на юридических лиц – от 11 000 до 25 000 рублей;
штраф на должностных лиц – от 3 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц –
|
в отношении лиц,
|
штраф только лицам, осу-ществляющим мероприятия
штраф только лицам, осу-ществляющим мероприятия
|
Краснодар-ский край |
|
штраф на должностных лиц – в размере от 2 500 рублей до 5 000 рублей;
на юридических лиц –
|
|
штраф
|
Курганская область |
в отношении лиц, не достигших
|
штраф на должностных лиц – от 2 000 до 3 000 рублей;
на юридических лиц –
повторно
штраф на должностных лиц – от 4 000 до 6 000 рублей;
на юридических лиц –
|
в отношении лиц,
|
штраф
повторно
штраф
|
Республика Карелия |
в отношении лиц, не достигших
|
штраф на должностных лиц –
на юридических лиц –
|
в отношении лиц,
|
предупрежде-ние или штраф в размере
на лиц, осуществляю-щих меропри-ятия с участием детей, –
|
Республика Калмыкия
|
в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет
|
штраф
на юридическое лицо –
|
не установлена |
нет |
Калинин-градская область |
|
штраф на лиц, осуществляю-щих предпри-нимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц –
|
|
штраф
|
Псковская область |
в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет
|
штраф
|
в отношении лиц,
|
штраф 500 рублей |
Тамбовская область |
в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет
|
штраф
|
в отношении лиц,
|
штраф от 100 до 500 рублей |
Республика Татарстан |
|
штраф
на юридических лиц –
повторно
на должностных лиц –
|
|
предупрежде-ние или штраф от 500 до 1 000 рублей;
повторно
|
Республика Тыва |
в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет
|
штраф на должностных лиц –
на юридических лиц – от 30 000
|
в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет |
предупрежде-ние или штраф от 500 до 1 000 рублей |
Нижего-родская область |
в отношении лиц, не достигших возраста 16 лет
|
на должностных лиц в размере
на юридических лиц – от 5 000 рублей до 20 000 рублей |
в отношении лиц,
|
предупрежде-ние или штраф от 100
|
Республика Хакасия |
в отношении лиц, не достигших возраста 16 лет
|
штраф
на юридичес-ких лиц –
|
в отношении лиц, не достигших возраста 16 лет
|
на лиц, осуществля-ющих меро-приятия
|
3. Судебная практика.
В 2009-2011 годах все субъекты Российской Федерации приняли законы, устанавливающие административную ответственность родителей и других лиц за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
Однако Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях от 2 ноября 2011 года № 1-Г11-26, от 13 марта 2013 года № 64-АПГ13-1 и от 20 августа 2014 года № 74-АПГ14-7 признал недействующими положения законодательства субъектов Российской Федерации об установлении административной ответственности за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда, указав при этом, что административная ответственность родителей уже предусмотрена статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Информация о практике применения закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах.
По информации от 22.02.2017 № ИХ.01-2153/17, представленной первым заместителем Губернатора области А.В. Кольцовым, комитетом гражданской защиты и социальной безопасности области осуществляется ежеквартальный мониторинг исполнения закона области № 2429-ОЗ, регламентирующего вопросы пребывания несовершеннолетних в общественных местах в вечернее и ночное время.
По итогам 2016 года в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов (далее также – комиссии) поступило на рассмотрение 140 материалов по части 2 статьи 1.16 закона области и 2 255 материалов по части 2 статьи 1.17 закона области (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 53 и 2 471 соответственно). Число лиц, привлеченных к административной ответственности, – 2350. Из них привлечено повторно – 531. Наиболее высокий показатель повторности в г. Вологде (31,4 %), Грязовецком (30,3 %) и Шекснинском (25,7 %) муниципальных районах, что указывает на недостаточность проводимых индивидуально-профилактических мероприятий с подростками и их родителями.
В 2016 году вынесено 973 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа и 1 377 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения.
Количество прекращенных дел составило 60 (из них: по сроку давности – 9, за отсутствием состава/события – 17, по статье 2.9 КоАП РФ – 12).
Всего члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов области приняли участие в 573 рейдах. Наибольшее количество рейдов проведено комиссиями Тарногского (55), Кирилловского (47), Междуреченского (44), Белозерского (36) муниципальных районов.
Кроме того, члены комиссий приняли участие в выступлениях на собраниях/совещаниях – 462 (АППГ – 429), выступали с информацией в СМИ – 230 (АППГ – 134), провели 4 748 индивидуальных бесед с родителями и детьми (АППГ – 4665). Данный показатель ежегодно растет, что свидетельствует о понимании членами комиссий важности проведения индивидуальной работы с несовершеннолетними и их семьями.
Количество несовершеннолетних, выявленных в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых, составило 2 284 человека (АППГ – 2 491), из них 833 выявлены с 23.00 до 24.00, 759 – после 24.00, 692 – с 22.00 до 23. Основное место выявления – улицы (2 159 несовершеннолетних). Основную возрастную категорию выявляемых несовершеннолетних составляют подростки от 16 до 18 лет (996). Большая часть несовершеннолетних – школьники (1 666) и обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (467).
Комплекс проведенных в 2016 году мероприятий способствовал стабилизации преступности несовершеннолетних. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 10,2 % (с 1 110 до 997). Удельный вес подростковых преступлений в общей структуре преступности региона уменьшился с 7,4 % до 6,7 %. Вместе с тем в 6 муниципальных образованиях, где произошло уменьшение количества дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 1.17 закона области, увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, в Тотемском районе количество административных дел по части 2 статьи 1.17 закона области сократилось более чем в 4 раза, при этом количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 100 % (с 14 до 28).
Согласно информации, поступившей из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов области:
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Вологды в 2015 году рассмотрено 1 192 административных материала за нарушение "комендантского часа". К административной ответственности привлечены 1 153 законных представителя, из них повторно – 332.
В 2016 году комиссией рассмотрено 1 000 протоколов, к административной ответственности привлечены 973 законных представителя, из них повторно – 317. Около 7 % от всего количества рассмотренных дел – это материалы, когда подростки задержаны в сопровождении совершеннолетних родственников либо близких друзей родителей (законных представителей);
- норма закона области № 2429-ОЗ о "комендантском часе" в г. Череповце является действующей, применяемой. Сотрудники УМВД России по г. Череповцу выявляют несовершеннолетних детей в ночное время в общественных местах, материалы направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города Череповца, члены которой в свою очередь составляют протоколы. Так, комиссией в 2016 году составлено 378 протоколов, соответственно 378 законных представителей несовершеннолетних привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ (в 2015 году – 203);
- в 2016 году в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Бабушкинского муниципального района поступило 13 административных материалов, составленных по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ. По результатам их рассмотрения 13 родителей привлечены комиссией к административной ответственности, назначены наказания: в виде штрафа – 4, в виде предупреждения 9. Повторно привлеченных за указанный период нет. Большинство выявленных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет являются учащимися образовательных учреждений, выявлены после 23 часов с улиц сел и деревень района;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Великоустюгского муниципального района отмечает, что в результате действующих ограничений несовершеннолетних в ночное время в общественных местах Великого Устюга и муниципального района стало значительно меньше, что способствует их безопасности от внешних факторов, сокращению количества правонарушений и преступлений, а также сокращению количества преступлений в отношении несовершеннолетних;
- члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Верховажского муниципального района в 2016 году составили 13 административных материалов по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ, все они были рассмотрены этой же комиссией. По всем рассмотренным делам нарушители привлечены к административной ответственности – 1 штраф (при повторном правонарушении), 12 предупреждений. Все выявленные несовершеннолетние находились в ночное время на улице, 6 человек – учащиеся школы, 7 – учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образования;
- в 2015 году комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Вожегодского муниципального района выявила 17 фактов нахождения детей в ночное время в общественных местах, в 2016 году – 29 фактов, в 1 квартале 2017 года – 6 фактов. Во всех случаях уполномоченными лицами составлены административные протоколы на законных представителей несовершеннолетних, материалы рассмотрены на заседаниях комиссии;
- в 2016 году в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Вологодского муниципального района из органов внутренних дел поступило 78 материалов проверки по факту нарушения комендантского часа несовершеннолетними. Специалисты комиссии по делам несовершеннолетних составили 66 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 1.17 закона № 2429-ОЗ.
Всего было привлечено к административной ответственности 67 (в том числе один протокол перешел с 2015 года) законных представителей:
1) в отношении 17 вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа;
2) в отношении 50 вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения;
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Грязовецкого муниципального района в 2016 году в отношении родителей составлено 66 протоколов об административных правонарушениях по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ. Из них: привлечено к административной ответственности 66 родителей (законных представителей), вынесено постановлений по назначению административного наказания в виде штрафа – 15, в виде предупреждения – 51.
Количество несовершеннолетних, выявленных в ночное время в общественных местах:
1) по времени: до 23 часов – 10 детей, с 23 до 24 часов – 24 ребенка, после 24 часов – 32 ребенка;
2) по месту выявления – во всех случаях несовершеннолетние находились в ночное время на улице;
3) по возрасту: до 14 лет – 3 ребенка, до 16 лет – 26 детей, от 16 до 18 лет – 37 детей;
4) по категориям: школьники – 30 детей, учащиеся и студенты колледжей, лицеев, профессиональных училищ – 16 детей, студенты образовательных организаций среднего и высшего образования – 11 детей, работающие – 9 детей;
5) из общего количества несовершеннолетних (66), выявленных в ночное время в общественных местах, 23 ребенка состоит на учете в органах внутренних дел;
- за 2016 год комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Кадуйского муниципального района привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах 11 законных представителей. За 1 квартал 2017 года к административной ответственности по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ привлечено 2 законных представителя.
В 2016 году на территории Кадуйского муниципального района в рамках профилактической акции "Ночной город" комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Кадуйского муниципального района совместно с ОМВД России по Кадуйскому району, управлением образования Кадуйского муниципального района, специалистами районной газеты АНО РИК "Наше время", молодежным объединением "Ассоциация лидеров", родителями обучающихся в образовательных организациях района проведены 12 рейдов по выявлению несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 22 часов до 6 часов и от 16 до 18 лет с 23 часов до 6 часов в общественных местах без сопровождения законных представителей (с. Никольское, п. ДОЗ, п. Кадуй, п. Хохлово, д. Маза, д. Малая Рукавицкая);
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кичменгско-Городецкого муниципального района в 2015 году рассмотрела 24 административных материала по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ, назначено наказание в виде предупреждения – 17, в виде административного штрафа – 7. В 2016 году за такие же правонарушения было привлечено к административной ответственности – 16 законных представителей несовершеннолетних, назначено наказание в виде предупреждения – 12, административного штрафа – 4.
Количество несовершеннолетних, выявленных в ночное время в общественных местах:
1) по времени:
в 2015 году: с 23 до 24 часов – 10 детей, после 24 часов – 14 детей;
в 2016 году: до 23 часов – 1 ребенок, с 23 до 24 часов – 6 детей, после 24 часов – 9 детей;
2) по месту выявления – во всех случаях несовершеннолетние находились в ночное время на улице;
3) по возрасту: все дети – от 16 до 18 лет;
4) по категориям: преимущественно – школьники, особенно в каникулярный период;
5) 10 % общего количества несовершеннолетних, выявленных в ночное время в общественных местах, состоит на учете в органах внутренних дел;
- за 2016 год комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Никольского муниципального района привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах 48 законных представителей, за аналогичный период прошлого года – 54;
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Нюксенского муниципального района в 2016 году к административной ответственности по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ привлечено 16 человек;
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Тарногского муниципального района в 2015 году рассмотрено 8 административных материалов по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ, в 2016 году – 20 административных материалов. Разница в количестве материалов связана с повышением активизации работы по данному направлению, количеством межведомственных выездов. Отмечается рост административных материалов в отношении родителей, чьи дети уехали на обучение в Вологду, вследствие ослабления родительского контроля над несовершеннолетними;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Усть-Кубинского муниципального района отмечает эффективность действия закона области № 2429-ОЗ в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах на территории района. Членами комиссии проводится информационная кампания по разъяснению гражданам положений указанного закона области путем проведения бесед с родителями, выступлений в коллективах, в школах на родительских собраниях, с привлечением средств массовой информации. Ежемесячно члены комиссии совместно с сотрудниками МО МВД России "Сокольский" осуществляют проверку мест концентрации и досуга несовершеннолетних с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. По выявленным материалам составляются протоколы, которые рассматриваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Усть-Кубинского муниципального района. В 2015 году было составлено 8 протоколов, в 2016 – 10, из них 6 – на родителей (законных представителей) студентов, проживающих в городах по месту обучения;
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Устюженского муниципального района в 2016 году составлено и рассмотрено 9 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ, по всем рассмотренным делам вынесены постановления о назначении административного наказания, в том числе: в виде предупреждения – 4, в виде штрафа – 5 на общую сумму 5 030 рублей;
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Харовского муниципального района за 2016 год составлено и рассмотрено 36 административных материалов за нарушение части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ. Из 36 рассмотренных административных дел: по 35 назначено административное наказание в виде предупреждения, по 1 – в виде штрафа в сумме 1 000 рублей за повторное совершение правонарушения.
Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ, в основном совершаются несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет в ночное время после 23 часов.
Количество несовершеннолетних, выявленных в общественных местах:
- в возрасте до 14 лет составило 5 детей: трое из них выявлены в период с 23 до 24 часов, двое - до 23 часов;
- в возрасте от 14 до 16 лет составило 8 детей: 7 из них – в период с 23 до 24 часов, один – после 24 часов;
- в возрасте от 16 до 18 лет составило 23 человека: из них 10 – в период с 23 до 24 часов, 9 – после 24 часов;
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Череповецкого муниципального района в 2015 году выявлено 37 безнадзорных несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 1.17 закона № 2429-ОЗ 54 законных представителя; в 2016 году выявлено 35 безнадзорных несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 1.17 закона № 2429-ОЗ 35 законных представителей.
По данным Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области, за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года мировыми судьями области рассмотрено 22 дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ. По 18 делам правонарушители признаны виновными, им были назначены наказания в виде административного штрафа в размерах 3 000 рублей и 5 000 рублей. По одному делу вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по двум делам производство прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В одном случае по делу вынесено постановление об освобождении лица, совершившего правонарушение, от ответственности в связи с малозначительностью деяния, с учетом всех обстоятельств дела и личности правонарушителя, виновному лицу было объявлено устное замечание.
Предложений по совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования у мировых судей области не имеется.
По данным управления Минюста России по Вологодской области противоречий федеральному законодательству и коррупциогенных факторов в законе области № 2429-ОЗ не выявлено, предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования вопроса по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах, информации о практики применения закона области не имеется.
По информации прокуратуры Вологодской области, количество несовершеннолетних, выявленных в 2016 году в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых, составило 2 284 человека
(АППГ – 2 491), из них 1 680 детей выявлены сотрудниками органов внутренних дел, остальные – работниками иных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
692 ребенка были обнаружены в период с 22 до 23 часов, 833 - с 23 до 24 часов, 759 – после 24 часов. 2 159 детей выявлено на улицах.
Основную возрастную категорию выявленных несовершеннолетних составляют подростки от 16 до 18 лет – 996. Большая часть несовершеннолетних являются школьниками – 1 666 либо студентами профессиональных образовательных организаций – 467.
В 2016 году в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов поступило на рассмотрение 2 255 (АППГ – 2 471) материалов об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ. Число лиц, привлеченных к административной ответственности, – 2 350 (АППГ – 2 462). Из них привлечено повторно – 531 (22,5 %).
Наиболее высокий показатель повторности наблюдался в г. Вологде (31,4 %), Грязовецком (30,3 %) и Шекснинском (25,7 %) муниципальных районах.
Комиссиями вынесено 973 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа (АППГ – 943) и 1 377 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения
(АППГ – 1519).
В связи с истечением срока привлечения к административной ответственности прекращено производство по 9 делам об административном правонарушении, предусмотренном по части 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ.
Производство по 17 делам вышеуказанной категории прекращено в связи с отсутствием состава либо события правонарушения, 12 лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 1.17 закона области № 2429-ОЗ, освобождены комиссиями от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
В 2016 году органами прокуратуры области нарушений требований законодательства в сфере ограничения нахождения детей в ночное время в общественных местах не выявлено.
Комплекс проведенных субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий способствовал стабилизации в 2016 году ситуации с преступностью несовершеннолетних и в отношении них.
Так, число зарегистрированных в 2016 году преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 37,5 % (с 1 860 до 1 162), в том числе насильственного характера на 21,3 % (с 778 до 612).
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 10,2 % (с 1 110 до 997). Удельный вес подростковых преступлений в общей структуре преступности региона уменьшился с 7,4 % до 6,7 %. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось со 133 до 109, что свидетельствует об эффективности реализации на территории области вышеуказанного законодательства.
IV. Информация о выявленных проблемах правового
регулирования ограничения нахождения детей в ночное время
в общественных местах на территории области
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов области в городе Череповце, Бабушкинском, Вологодском и Кичменгско-Городецком муниципальных районах отмечают, что в ходе правоприменения закона области № 2429-ОЗ в части привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах возникали сложности по составлению административных протоколов членами комиссии. Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав работают в комиссиях не на постоянной основе, имеют трудовую занятость, заседания комиссии посещают с разрешения работодателей, не владея при этом профессиональными навыками производства административных дел, сбора доказательной базы и опроса свидетелей, что в результате затрудняет работу комиссии при возбуждении и последующем рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Несмотря на закрепление за комиссиями по делам несовершеннолетних и защиты их прав полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, большая часть работы по подготовке материалов для составления протокола осуществляется сотрудниками полиции, особенно в вечернее и ночное время. Учитывая отсутствие аппаратов комиссий, низкий уровень профессионализма в сфере административного делопроизводства, а также необходимость немедленного составления протокола на месте совершения административного правонарушения, целесообразнее было бы передать полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.17 закона области № 2429-ОЗ, органам внутренних дел в рамках действия соответствующего соглашения.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Вологды и Харовского муниципального района отмечают, что на сегодняшний день действующее законодательство допускает нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время с 22 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – с 23 часов в общественных местах только в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих (опекунов, попечителей, приемных родителей). Однако из практики рассмотрения административных материалов за нарушение "комендантского часа" следует, что иногда несовершеннолетние граждане находятся в ночное время в общественных местах в сопровождении совершеннолетних родственников (бабушек, дедушек, братьев и сестер родителей), которые не являются их законными представителями, но обеспечивают сопровождение детей, например, встречают после занятий, тренировок, провожают из гостей, принимают участие в вечерних мероприятиях. Нередки случаи, когда родители, в том числе в силу трудовой занятости, уезжая за пределы города, оставляют несовершеннолетних детей на попечение бабушек, дедушек, иных родственников.
В случае обнаружения ребенка в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, сотрудники органов внутренних дел, обязаны доставить его родителям, лицам, их заменяющим, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств – в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения подростка, что может повлечь нанесение ребенку психологической травмы.
Вместе с тем статьями 55, 67 Семейного кодекса Российской Федерации за ребенком закреплено право на общение с родственниками и право родственников на общение с ребенком. Семейное законодательство Российской Федерации не содержит запрета на временное нахождение ребенка с другими, кроме родителей, родственниками, в том числе без присутствия родителей, и без специального юридического признания их лицами, заменяющими родителей.
Из опыта ряда регионов РФ по исполнению ст.14.1 Федерального закона № 124-ФЗ следует, что при подготовке региональных правовых актов по установлению "комендантского часа" учтены вышеуказанные примеры, в связи с чем законами Московской области от 14.12.2009 № 148/2009-ОЗ, Тамбовской области от 09.11.2009 № 576-З, Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС, Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14, Ленинградской области от 12.07.2011 № 53-оз, Воронежской области от 03.06.2013 № 87-ОЗ, Приморского края от 29.12.2004 № 217-КЗ, Удмуртской республики от 18.10.2011 № 59-РЗ, Амурской области от 11.03.2010 № 316-ОЗ допускается нахождение несовершеннолетних граждан в ночное время в общественных местах в сопровождении не только родителей (лиц, их заменяющих), но и близких совершеннолетних родственников, включая совершеннолетних братьев и сестер, дедушек, бабушек, братьев и сестер родителей или иных лиц, сопровождающих подростков по поручению их родителей.
Несмотря на законодательное урегулирование данного вопроса в ряде регионов, а также отсутствие информации о судебной практике, постоянный комитет отмечает, что расширение перечня лиц, которым может быть предоставлено право сопровождать несовершеннолетнего в ночное время, противоречит целям правового регулирования административной ответственности в части привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов иных лиц, кроме законных представителей (родителей, лиц, их заменяющих).
V. Предложения по результатам проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга правоприменения закона области 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за несоблюдение требований по ограничению нахождения детей в ночное время в общественных местах постоянный комитет по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, проанализировав информацию, поступившую из комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав муниципальных районов, учитывая, что соглашение с Министерством внутренних дел России о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законом области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", передаваемых МВД России, Вологодской областью пока не заключено, предлагает обратиться через Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу необходимости наделения должностных лиц полиции полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.