Постановление Законодательного собрания области от 28.12.2016 № 770
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга правоприменения закона области
от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении
предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся
в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства".

Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко

г. Вологда

28 декабря 2016 года

№ 770





УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением

Законодательного Собрания области

от 28.12.2016 № 770

Результаты
мониторинга правоприменения закона Вологодской области

от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении
предельных (максимальных и минимальных) размеров
земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность из находящихся в государственной
или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства"

I. Общие положения

Объект мониторинга – закон области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства" (далее также – Закон области).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее также – постоянный комитет).

Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере правового регулирования установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2016 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 17 июня 2016 года № 436.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере государственной поддержки молодых специалистов агропромышленного комплекса.

2. Проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Проведен анализ и сбор информации о возникающих проблемах правоприменения Закона области.

4. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании постоянного комитета Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию.

III. Проведение мониторинга

Состояние законодательства Вологодской области в сфере
правового регулирования установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
из находящихся в государственной или муниципальной
собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства

Статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации до внесения в него изменений Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 марта 2015 года, было предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данное положение признано утратившим силу с 1 марта 2015 года.

При этом в переходных положениях Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, применяются установленные до вступления в силу указанного Федерального закона предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства.

В Вологодской области эти размеры установлены законом области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства", согласно которому максимальный размер земельного участка, который может быть предоставлен гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, не может превышать 0,30 гектара, для ведения животноводства – 10,0 гектара.

Минимальный размер земельного участка, который может быть предоставлен гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель: для ведения садоводства, огородничества и животноводства составляет 0,03 гектара, а для ведения дачного строительства – 0,15 гектара.

Кроме того Законом области, также как и Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено переходное положение о том, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, применяются до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки на территориях муниципальных образований области.

По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз Закона области управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области коррупциогенные факторы и противоречия федеральному законодательству не выявлены.

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества,
животноводства и дачного строительства

Субъекты Российской Федерации по-разному подходят к вопросу правового регулирования установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства.

В большинстве субъектов Российской Федерации законы области или отдельные положения, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры таких земельных участков, признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". К таким субъектам относятся: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ставропольский край, Алтайский край, Амурская, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Ярославская области и другие субъекты Российской Федерации.

В законе Республики Марий Эл предусмотрено применение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков (установленных утратившим силу законом Республики Марий Эл от 21 июня 2004 года № 18-З "О предельных размерах земельных участков на территории Республики Марий Эл") до утверждения правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. так же, как это предусмотрено Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В более чем 20 субъектах Российской Федерации, таких как Московская, Белгородская, Кировская, Новгородская, Псковская, Томская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Татарстан, Пермский край, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, установлены без так называемых переходных положений, что обусловлено, скорее всего, тем, что актом более высокой юридической силы - Федеральным законом № 171-ФЗ - положение, предусматривающее возможность применения предельных размеров земельных участков, закреплено на федеральном уровне (часть 20 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ).

В 15 субъектах Российской Федерации предусмотрены аналогичные Вологодской области положения о применении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, до утверждения правил землепользования и застройки на территориях муниципальных образований. К таким субъектам относятся: Ленинградская, Астраханская, Иркутская, Калининградская, Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Тверская, Тульская области, Республика Бурятия, Республика Коми, Краснодарский край, Хабаровский край.

Например, в Ленинградской области законом от 29 октября 2003 года № 83-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для целей образования и предоставления земельных участков гражданам в собственность для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ленинградской области устанавливаются применительно к тем муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 марта 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены.

В Тверской области в преамбуле к закону области определено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются в случаях, если органами местного самоуправления муниципальных образований в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке не утверждены правила землепользования и застройки.

По сути, все региональные законы основываются на положениях федерального законодательства. В тех случаях, когда в законах субъектов Российской Федерации не отражаются те положения, которые зафиксированы на федеральном уровне, нормы федерального законодательства действуют напрямую, независимо от их наличия или отсутствия в текстах законов субъектов Российской Федерации.

Размеры предоставления земельных участков гражданам для садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства в субъектах Российской Федерации также различны.

В некоторых субъектах Российской Федерации максимальные и минимальные размеры предоставляемых гражданам земельных участков в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства одинаковы вне зависимости от цели использования земельного участка (например, в Оренбургской области), в других наблюдается отсутствие различий между максимальными и минимальными размерами предоставляемого земельного участка, т.е. просто установлен единый размер (например, в Волгоградской области). В Курской области законом от 11 апреля 2007 года № 35-ЗКО максимальные и минимальные размеры предоставляемых гражданам земельных участков в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства установлены отдельно для территорий городских округов и отдельно для территорий поселений (см. таблицу).

Информация

о размерах земельных участков, предоставляемых
в соответствии с законодательством субъектов
Российской Федерации гражданам для садоводства,
огородничества, животноводства и дачного строительства

п/п

Наименование закона субъекта Российской Федерации

Максимальный размер земельного участка

Минимальный размер земельного участка


1

2

3

4

1.

Закон Ленинградской облас-ти от 29.10.2003 № 83-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предос-тавляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государст-венной или муниципальной собственности, и максималь-ном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться однов-ременно на праве собст-венности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство"

Для садоводства – 0,12 гектара;
для дачного строительства –
0,20 гектара;
для ведения
огородничества –
0,10 гектара;
для ведения животноводства –
5,0 гектара

Для садоводства – 0,05 гектара;
для дачного
строительства –
0,05 гектара;
для ведения огородничества –
0,01 гектара;
для ведения
животноводства –
0,01 гектара

2.

Закон Республики Адыгея от 07.06.2007 № 86 "О регу-лировании земельных отно-шений"

Для садоводства – 0,20 гектара;
для дачного
строительства –
0,10 гектара;
для ведения
огородничества –
0,20 гектара;
для ведения животноводства –
5,0 гектара

Для садоводства - 0,06 гектара;
для дачного
строительства –
0,06 гектара;
для ведения огородничества –
0,06 гектара;
для ведения животноводства –
1,0 гектара

3.

Закон Белгородской области от 12.12.2006 № 73 "О пре-дельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан"

Для садоводства –
0,1 гектара;
для дачного
строительства –
0,1 гектара;
для ведения огород-ничества –
0,15 гектара;
для ведения животноводства –
0,3 гектара

Для садоводства - 0,05 гектара;
для дачного
строительства –
0,04 гектара;
для ведения огородничества – 0,1 гектара;
для ведения животноводства –
0,1 гектара

4.

Закон Волгоградской области от 18.12.2002 № 769-ОД "О предельных размерах земельных участков, предос-тавляемых гражданам в соб-ственность на территории Волгоградской области"

Для садоводства – 0,15 гектара;
для дачного строительства –
0,15 гектара;
для ведения
огородничества –
0,15 гектара;
для ведения животноводства –
1,0 гектара

Для садоводства – 0,15 гектара;
для дачного строительства – 0,15 гектара;
для ведения огородничества –
0,15 гектара;
для ведения
животноводства –
1,0 гектара

5.

Закон Вологодской области от 03.12.2009 № 2157-ОЗ "Об установлении предель-ных (максимальных и мини-мальных) размеров земель-ных участков, предостав-ляемых гражданам в собст-венность из находящихся в государственной или муни-ципальной собственности земель для ведения садо-водства, огородничества, жи-вотноводства, дачного строи-тельства"

Для садоводства – 0,30 гектара;
для дачного строительства –
0,30 гектара;
для ведения огородничества –
0,30 гектара;
для ведения животноводства – 10,0 гектара

Для садоводства – 0,03 гектара;
для дачного строительства – 0,15 гектара;
для ведения огородничества – 0,03 гектара;
для ведения
животноводства –
0,03 гектара

6.

Закон Калужской области от 26.06.2003 № 220-ОЗ "О нормах предоставления зе-мельных участков граж-данам"

Для садоводства – 0,50 гектара;
для дачного строительства –
0,25 гектара;
для ведения огородничества –
1,0 гектар;
для ведения животноводства –
1,0 гектара

Для садоводства – 0,04 гектара;
для дачного строительства – 0,05 гектара;
для ведения огородничества – 0,02 гектара;
для ведения
животноводства –
0,15 гектара

7.

Закон Кировской области от 03.10.2002 № 98-ЗО "О пре-дельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Кировской области"

Для садоводства – 0,15 гектара;
для дачного строительства –
0,20 гектара;
для ведения огородничества –
0,15 гектара;
для ведения животноводства – 10,0 гектара

Для садоводства – 0,04 гектара;
для дачного строительства – 0,04 гектара;
для ведения огородничества – 0,02 гектара;
для ведения
животноводства –
2,0 гектара

8.

Закон Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ "О ре-гулировании некоторых воп-росов в области земельных отношений"

Для садоводства – 0,15 гектара;
для дачного строительства –
0,25 гектара;
для ведения огородничества –
0,10 гектара;
для ведения живот-новодства –
0,10 гектара

Для садоводства – 0,05 гектара;
для дачного строительства – 0,06 гектара;
для ведения огородничества – 0,02 гектара;
для ведения
животноводства – 0,02 гектара

9.

Закон Оренбургской области от 31.12.2002 № 459/79-III-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предос-тавляемых гражданам на территории Оренбургской области"

Для садоводства – 0,15 гектара;
для дачного строительства –
0,15 гектара;
для ведения огородничества –
0,15 гектара;
для ведения животноводства – 0,15 гектара

Для садоводства – 0,1 гектара;
для дачного строительства –
0,1 гектара;
для ведения огородничества – 0,1 гектара;
для ведения животноводства – 0,1 гектара

10.

Закон Курской области от 11.04.2007 № 35-ЗКО "О предельных размерах земельных участков, предос-тавляемых гражданам в Курской области"

1. На территории городского округа:

для садоводства – 0,06 гектара;
для огородничества - 0,06 гектара; для животноводства – 0,08 гектара;
для дачного строительства –
0,1 гектара.

2. На территории других поселений:

для садоводства –
0,3 гектара; для огородничества –
0,5 гектара; для животноводства –
0,5 гектара;
для дачного строительства –
0,15 гектара

1. На территории городского округа:

для садоводства – 0,02 гектара;
для огородничества – 0,02 гектара;
для живот-новодства –
0,02 гектара;
для дачного строительства – 0,04 гектара.

2. На территории других поселений:

для садоводства – 0,03 гектара;
для огородничества – 0,03 гектара;
для живот-новодства –
0,03 гектара;
для дачного строительства - 0,05 гектара

Информация

о реализации закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ
"Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность из находящихся в государственной
или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства"
, возникающих проблемах правоприменения Закона области
и выявляемых нарушениях его реализации.

В Вологодской области осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности возложено на Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области (далее - Комитет).

В связи с преобразованием муниципальных образований, проходившим в период 2013-2016 годов, в Вологодской области общее количество муниципальных образований сократилось с 283 до 218, или на 65.

В настоящее время в состав Вологодской области входят 2 городских округа, 26 муниципальных районов, 22 городских поселения и 169 сельских поселений.

По информации Комитета, по состоянию на 15 декабря 2016 года в 183 муниципальных образованиях области разработаны правила землепользования и застройки, из которых 176 утверждены.

Таким образом, в настоящее время правила землепользования и застройки не утверждены в 42 муниципальных образованиях области.

Комитетом проведена 181 внеплановая проверка правил землепользования и застройки муниципальных образований области на соответствие требованиям федерального законодательства. По результатам проведенных проверок Комитетом подготовлены 52 акта и предписания в органы местного самоуправления области по выявленным нарушениям градостроительного законодательства.

Для принятия мер по скорейшему устранению нарушений Комитетом принято решение о разработке типовой модели правил землепользования и застройки с учетом вступления в силу с 1 января 2017 года изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Актуальных актов судебной практики по теме мониторинга не выявлено.

По информации прокуратуры Вологодской области, по результатам анализа закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства" нарушений не установлено, жалоб и обращений по вопросам его правоприменения не поступало.

Депутаты постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию отмечают, что отсутствие генеральных планов и правил землепользования и застройки у муниципальных образований области повлечет за собой запрет с 1 июля 2017 года на принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также иных мероприятий в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Вологодской области в процессе исполнения областного бюджета на 2017 год рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

IV. Результаты проведения мониторинга

По результатам проведения мониторинга закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства" постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым:

1) информацию о результатах мониторинга правоприменения закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства" принять к сведению;

2) рекомендовать Правительству Вологодской области в процессе исполнения областного бюджета на 2017 год рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств вновь образованным муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.



Возврат к списку

Рекомендовать материал