|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения закона области
от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области".
Исполняющий обязанности
председателя Законодательного
Собрания области А.В. Канаев
г. Вологда
23 декабря 2015 года
№ 919
Утверждены
постановлением Законодательного
Собрания области
от 23.12.2015 № 919
Результаты мониторинга правоприменения
закона области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ
"О государственной социальной помощи в Вологодской области"
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" (далее также – закон области № 1236-ОЗ).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике (далее – постоянный комитет).
Цели мониторинга:
проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, указанным в законе области № 1236-ОЗ;
проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью дальнейшего совершенствования законодательства.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 24 декабря 2014 года № 985.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере оказания государственной социальной помощи населению.
2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.
3. Проведен сбор и анализ информации о реализации закона области № 1236-ОЗ Правительством Вологодской области.
4. При проведении мониторинга постоянным комитетом запрошена следующая информация:
во всех муниципальных образованиях области - о практике применения закона области № 1236-ОЗ и проблемах, возникающих при его реализации, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании; о предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования оказания государственной социальной помощи;
в прокуратуре Вологодской области – о реализации областного законодательства по теме мониторинга (в т.ч. о соблюдении (нарушении) прав оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, указанным в законе области № 1236-ОЗ; о принятых мерах прокурорского реагирования), а также полноте правового регулирования рассматриваемых общественных отношений и предложениях по их совершенствованию;
в Общественной палате Вологодской области – об эффективности законодательства области по теме проводимого мониторинга, а также имеющихся проблемах в практике применения закона области № 1236-ОЗ, предложениях по совершенствованию соответствующего нормативно-правового регулирования;
в Молодежном парламенте Вологодской области – о практике применения закона области № 1236-ОЗ, предложениях по совершенствованию законодательства.
5. В рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенного 6 ноября 2013 года, в управление Минюста России по Вологодской области направлен запрос о проведении правовой и антикоррупционной экспертизы закона области № 1236-ОЗ.
6. Информация, связанная с мониторингом правоприменения закона области № 1236-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.
7. На заседании постоянного комитета заслушан отчет Контрольно-счетной палаты Вологодской области по теме мониторинга.
8. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения закона области № 1236-ОЗ, и предложены пути их решения.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства субъектов
Российской Федерации по регулированию отношений по оказанию
государственной социальной помощи
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).
Полномочия Российской Федерации определены в статье 4 Федерального закона № 178-ФЗ. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
1. Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта:
1) малоимущим семьям;
2) малоимущим одиноко проживающим гражданам;
3) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
4) иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом № 178-ФЗ, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом.
2. Разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Из изложенного следует, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, при этом круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, уже определен Федеральным законом № 178-ФЗ.
Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2015 года, постоянный комитет отмечает следующее.
В большинстве субъектов Российской Федерации действуют законы о государственной социальной помощи населению (Республики Карелия, Коми, Архангельская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, города Санкт-Петербург, Брянская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Липецкая, Московская, Орловская, Тамбовская, Тверская, Тульская области, Республики Адыгея, Калмыкия, Краснодарский край, Волгоградская область, Приморский край, Амурская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, республики Алтай, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Иркутская, Кемеровская, Томская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Республика Башкортостан, Пензенская область, Пермский край, Саратовская, Ульяновская области, Ставропольский край и др.).
В Белгородской, Ярославской, Омской областях вопросы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан регулируются кодексом, имеющим силу закона. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в виде постановлений, согласно которым предоставляется дополнительная помощь отдельным категориям граждан (Калининградская, Рязанская, Смоленская, Астраханская области, Республики Марий Эл, Мордовия).
В основном, в регионах Российской Федерации право на получение государственной социальной помощи в нормативных правовых актах формулируется по аналогии со статьей 7 Федерального закона № 178-ФЗ, согласно которой "получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации".
Между тем в ряде регионов, руководствуясь положениями статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ предусмотрели оказание государственной социальной помощи помимо малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и иным категориям лиц.
Так, в Магаданской, Орловской, Ленинградской, Томской областях, Республике Алтай, Приморском крае, Республике Калмыкия, Саратовской, Свердловской областях установлено, что государственная социальная помощь предоставляется:
- реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
- иным категориям граждан, предусмотренным статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и другие);
в Ивановской, Костромской областях – реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
в Псковской области – инвалидам, страдающим хронической почечной недостаточностью, проходящим гемодиализ в учреждениях здравоохранения;
в Астраханской области:
- лицам без определенного места жительства по месту пребывания в учреждениях социального обслуживания населения, расположенных на территории Астраханской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Астраханской области для соответствующих социально-демографических групп населения и действующего на момент обращения за государственной социальной помощью;
- семьям, имеющим детей-инвалидов;
в Московской области:
- семьям, состоящим из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающими гражданами, являющимися пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;
- семьям, состоящим из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения;
в Воронежской области:
- реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
- лицам, понесшим материальный ущерб в связи с чрезвычайной ситуацией (пожар, стихийное бедствие), повлекшей повреждение жилого помещения;
- лицам, понесшим материальный ущерб в связи с чрезвычайной ситуацией, повлекшей утрату (разрушение) жилого помещения;
- лицам, понесшим материальный ущерб в результате тяжелого заболевания, приведшего к необходимости использования дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, лекарственных препаратов;
- лицам, больным тяжелыми заболеваниями, в случае необходимости их выезда за пределы Воронежской области для получения высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, не оказываемой на территории Воронежской области (оплата проезда к месту лечения и обратно);
в Пермском крае:
- лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны;
- реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
в Республике Татарстан – фактически проживающим на территории Республики Татарстан гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Республики Татарстан, признанным беженцами, либо получившим временное убежище на территории Российской Федерации либо разрешение на временное проживание;
в Тульской области:
- реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
- пенсионерам, проживающим на территории Тульской области, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста
18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В Архангельской области в первоочередном порядке предоставляется государственная социальная помощь при наличии в малоимущей семье социально уязвимых категорий граждан или принадлежности малоимущего одиноко проживающего гражданина к этим категориям. К социально уязвимым категориям граждан относятся:
1) дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
2) неработающие инвалиды I и II групп;
3) дети из неполных семей;
4) неработающие беременные женщины;
5) женщины, воспитывающие детей в возрасте до полутора лет;
6) трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 18 лет, престарелыми гражданами старше 80 лет;
7) одинокие пенсионеры старше 70 лет и одинокие супружеские пары, в которых каждый из супругов достиг возраста старше 70 лет.
Во многих регионах страны установлена государственная социальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
На территории Вологодской области на основании статьи 51 закона области № 1236-ОЗ данный вид помощи оказывается гражданам в следующих случаях:
1) наличие обстоятельств, нарушающих безопасные условия проживания, а также представляющих угрозу жизни или здоровью гражданина;
2) газификация жилого помещения, являющегося единственным для гражданина, при вводе в эксплуатацию в населенном пункте распределительных газовых сетей – на частичную оплату расходов по газификации;
3) отсутствие денежных средств на нужды жизнеобеспечения, возникшее в результате обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность гражданина (его семьи), которые он (его семья) не может преодолеть самостоятельно.
В субъектах Российской Федерации наблюдается различное толкование понятия "трудная жизненная ситуация". При этом некоторые регионы используют понятие "экстремальная ситуация".
Например:
в Ярославской области определено, что граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – граждане, в жизни которых наступили обстоятельства, которые они не могут преодолеть самостоятельно. К указанным обстоятельствам относятся инвалидность, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность (беспризорность), малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, ущерб здоровью, необходимость применения дорогостоящего лечения, ущерб имуществу в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий;
в Тверской области – объективные обстоятельства, явившиеся причиной утраты средств к существованию или повлекшие невозможность самостоятельного обеспечения минимальных жизненных потребностей;
в Мурманской области – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно;
в Новгородской области к трудной жизненной ситуации относятся инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество; переселение на постоянное место жительства в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей; задолженность по выплате заработной платы свыше трех месяцев; наличие заболевания, влекущего за собой необходимость проведения гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Новгородской области; утрата, повреждение жилья и домашнего имущества в связи с пожаром; одновременное рождение трех и более детей; необходимость ремонта (замены) внутридомового газового оборудования в домовладениях и внутриквартирного газового оборудования;
в Республике Тыва экстремальная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно;
в Ханты–Мансийском автономном округе экстремальная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одиноко проживающего гражданина, возникшая по независящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.
В Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" было дано определение понятия "трудная жизненная ситуация".
Под трудной жизненной ситуацией понималась ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Отдельные субъекты Российской Федерации (например, Московская, Сахалинская области и др.) используют именно это определение понятия "трудная жизненная ситуация" в своих нормативных правовых актах для оказания гражданам государственной социальной помощи.
С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) Федеральный закон № 195-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2015 года. При этом в Федеральном законе № 442-ФЗ определение понятия "трудная жизненная ситуация" отсутствует.
Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раскрывающее содержание данного понятия, применяемого в указанном Федеральном законе. Под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Перечень указанных обстоятельств установлен в статье 15 Федерального закона № 442-ФЗ, к ним относятся:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
В нашей области размер и вид (денежные выплаты и (или) натуральная помощь) единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, определяются в каждом конкретном случае в зависимости от среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), нуждаемости в помощи, возможностей самообеспечения и самостоятельного выхода из сложившейся ситуации (постановление Правительства области от 31 января 2011 года № 54).
Согласно статье 12 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи (топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов натуральной помощи).
В большинстве регионов самым распространенным видом предоставления государственной социальной помощи являются денежные выплаты.
Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации предусматривают государственную социальную помощь как в виде денежных выплат, так и натуральной помощи (в Республиках Адыгея, Дагестан, Архангельской области, Республике Калмыкия, Кемеровской области, Республиках Коми, Карелия, Костромской, Магаданской областях, Ненецком автономном округе, Новгородской, Омской областях, Приморском крае, Псковской области, Ставропольском крае, Тамбовской, Тверской областях).
Размеры государственной социальной помощи устанавливаются в регионах в зависимости от экономических и финансовых возможностей. При этом некоторые регионы определяют размеры государственной социальной помощи в конкретной сумме (например, в Ленинградской, Иркутской областях, Республике Калмыкия, Костромской области, Ненецком автономном округе, Псковской, Сахалинской областях и др.).
В отдельных субъектах Российской Федерации размеры государственной социальной помощи устанавливаются в виде "разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи" (Московская область, Республики Адыгея, Алтай, Архангельская область, Республика Башкортостан, Брянская и Еврейская автономная области, Республика Коми, Липецкая, Мурманская, Саратовская области, Ставропольский край, Тульская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ярославская область и др.).
Некоторые регионы устанавливают минимальный и максимальный размеры государственной социальной помощи, например:
в Орловской области минимальный размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам для поддержания жизненного уровня – 500 рублей; суммарный размер в течение года – не более 6 000 рублей;
в Воронежской области для малоимущего одиноко проживающего гражданина – 1 000 рублей в месяц в течение одного квартала, но не более 3 000 рублей в год.
В Тверской, Тульской, Свердловской областях, Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе предусмотрена индексация размеров государственной социальной помощи.
Размеры государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта, в регионах также различны в связи с финансовыми возможностями регионов и приведены в нижеследующей таблице.
№ п/п |
Субъект Российской Федерации |
Размер выплаты |
1 |
2 |
3 |
1. |
Московская область |
Не более 60 000 рублей в год |
2. |
Ленинградская область |
Единовременная денежная выплата и (или) субсидия на погашение задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере, определенном социальным контрактом, но не более 50 000 рублей на семью по одному социальному контракту; ежемесячное социальное пособие в размере 3 000 рублей на одного человека; натуральная помощь, эквивалентная
|
3.
|
Республика Адыгея |
20 000 рублей – при уровне бедности малоимущего одиноко проживающего гражданина (малоимущей семьи) (дефиците среднедушевого дохода малоимущей семьи или дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина относительно прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина)
35 000 рублей – при уровне бедности малоимущего одиноко проживающего гражданина (малоимущей семьи) от 30 % до 70 %; 50 000 рублей – при уровне бедности малоимущего одиноко проживающего гражданина (малоимущей семьи) свыше 70% |
4. |
Архангельская область |
не более 25 000 рублей в год |
5. |
Астраханская область |
Единовременная денежная выплата на развитие личного подсобного хозяйства предоставляется однократно в размере 50 000 рублей; Единовременная денежная выплата семьям, имеющим детей-инвалидов, на расходы, связанные с лечением детей-инвалидов за пределами Астраханской области и приобретением лекарственных средств, по факту приобретения или лечения; 3 500 рублей – в случае если срок пребывания в специализированной медицинской организации составил до 2 недель; 5 000 рублей – в случае если срок пребывания в специализированной медицинской организации составил от 2 недель до 1 месяца; |
1 |
2 |
3 |
|
|
7 000 рублей – в случае если срок пребывания в специализированной медицинской организации составил более 1 месяца или с повторным сроком пребывания в течение 12 месяцев; возмещение стоимости лекарственных средств производится в сумме фактических затрат, но не более 7 000 рублей. |
6. |
Волгоградская область |
Максимальный размер на семью: в 2015 году – 37 500 рублей; в 2016 году – 40 000 рублей |
7. |
Воронежская область |
Не более 15 000 рублей в год |
8. |
Еврейская автономная область |
Предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной выплаты: размер единовременной денежной выплаты не может превышать 30 000 рублей; размер ежемесячной денежной выплаты составляет 5 000 рублей на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, но не должен превышать 30 000 рублей в месяц на малоимущую семью |
9. |
Иркутская область |
Размер устанавливается в социальном контракте в пределах разницы между величиной прожиточного минимума для семьи (величиной прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) и среднедушевым доходом малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) |
10. |
Калининградская область |
100 000 рублей |
11. |
Калужская область |
Размер (единовременно не более одного раза в пять лет) не может превышать 50 000 рублей – для ведения получателем личного подсобного хозяйства и 100 000 рублей – на осуществление получателем предпринимательской деятельности |
12. |
Карачаево-Черкесская Республика |
Не более 50000 рублей |
13. |
Костромская область |
Один раз в три года в виде ежемесячного социального пособия в размере 1 000 рублей на каждого члена малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, контракт заключается на срок от 3 месяцев до 1 года |
14. |
Краснодарский край |
Размер ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта не может быть ниже 7 500 рублей в месяц. Размер единовременной выплаты не может превышать 90 000 рублей. |
15. |
Курская область |
30 000 рублей |
1 |
2 |
3 |
16. |
Липецкая область |
В виде единовременного или ежемесячного социального пособия. Единовременное социальное пособие устанавливается в размере 25 000 рублей и предоставляется на реализацию одного из мероприятий: ведение личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячное социальное пособие устанавливается в размере 1 000 рублей на каждого члена семьи, но не более 3 000 рублей и предоставляется на реализацию одного из мероприятий, направленных на: поиск работы; прохождение профессиональной подготовки или переподготовки |
17. |
Мурманская область |
Максимальный размер ежемесячной выплаты с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, не может превышать 30 000 рублей на семью |
18. |
Новгородская область |
Не более 50 000 рублей |
19. |
Пензенская область |
20 000 рублей |
20. |
Псковская область |
30 000 рублей |
21. |
Рязанская область |
Не более 50 000 рублей |
22. |
Саратовская область |
Размер ежемесячной государственной социальной помощи на основании социального контракта не может быть менее 500 рублей и более 2000 рублей в месяц. Размер единовременной государственной социальной помощи на основании социального контракта не может быть менее 5000 рублей и более 24000 рублей |
23. |
Республика Саха (Якутия) |
Оказание государственной социальной помощи многодетным и приемным семьям для приобретения транспортного средства на основе социального контракта является целевым, осуществляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 540 000 (пятьсот сорок тысяч) рублей путем перечисления на расчетный счет продавца (поставщика) транспортного средства |
24. |
Сахалинская область |
Размер ежемесячной денежной выплаты не может быть ниже 5 000 рублей и выше 20 000 рублей на малоимущую семью или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Срок контракта от 3 месяцев до 1 года |
25. |
Свердловская область |
Не более 30 000 рублей |
26. |
Смоленская область |
Максимальный размер единовременной выплаты не более 50 000 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты составляет не более 3 000 рублей в месяц |
1 |
2 |
3 |
27. |
Ставропольский край |
Не более 50 000 рублей |
28. |
Тверская область |
Для ведения личного подсобного хозяйства семье, одиноко проживающему гражданину в размере до 30 000 рублей в зависимости от мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации |
29. |
Республика Татарстан |
Размер единовременной выплаты не может превышать для малоимущего одиноко проживающего гражданина 30 000 рублей, для малоимущей семьи – 40 000 рублей |
30. |
Томская область |
Размер социального пособия определяется: 1) в размере фактической потребности в денежных средствах в объеме, требуемом для реализации программы социальной адаптации в целях преодоления трудной жизненной ситуации, но не более трехкратной величины прожиточного минимума на душу населения, действующей в Томской области на момент оказания помощи; 2) в размере фактической потребности в денежных средствах в объеме, требуемом для реализации программы социальной адаптации в целях развития личного подсобного хозяйства по одному или нескольким направлениям, но не более 35 000 рублей |
31. |
Республика Хакасия |
минимальный размер – 5 000 рублей, максимальный – 50 000 рублей. |
Как следует из статей 5 и 8 Федерального закона № 178-ФЗ, порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В большинстве регионов вопросы назначения и выплаты государственной социальной помощи делегированы законами субъектов РФ органам исполнительной государственной власти (Московская, Ленинградская области, Республика Адыгея, Архангельская, Астраханская, Владимирская, Воронежская, Кемеровская, Кировская области, республики Башкортостан и Ингушетия, Забайкальский, Краснодарский и Пермский край и др.).
В части 9 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В основном в субъектах Российской Федерации данное полномочие региональными законами отнесено к компетенции органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми приняты соответствующие порядки (в Ленинградской области, республиках Адыгея, Алтай, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Московской, Костромской областях, Краснодарском крае, Республике Калмыкия и др.).
Постоянным комитетом проанализирована судебная практика по вопросу оказания государственной социальной помощи начиная с 2008 года. Из анализа судебной практики следует, что приведение закона области № 1236-ОЗ в соответствие с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации не требуется.
2. Состояние законодательства Вологодской области
в сфере оказания государственной социальной помощи
Закон области № 1236-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ и устанавливает условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и семьям (одиноко проживающим гражданам), находящимся в трудной жизненной ситуации.
Основные принципы, которые определены законом области № 1236-ОЗ, – адресность и дифференциация видов и размеров помощи в зависимости от нуждаемости, материального положения семьи или одиноко проживающего гражданина.
Во исполнение закона области Правительством области приняты акты, регулирующие размер и порядок оказания государственной социальной помощи, а именно:
постановление Правительства области от 15 ноября 2010 года № 1300 "Об установлении размера ежеквартального социального пособия, а также минимальных и максимальных размеров социального пособия на основании социального контракта и единовременной материальной помощи" (далее – Постановление № 1300);
постановление Правительства области от 31 января 2011 года № 54 "О размерах, порядке и условиях предоставления единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
В соответствии с положениями закона области № 1236-ОЗ на территории области государственная социальная помощь предоставляется в следующих видах:
1. Социальное пособие на основании социального контракта.
Предоставляется малоимущим семьям в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Указанный вид помощи введен законом области от 4 июля 2013 года № 3104-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О государственной социальной помощи в Вологодской области", принятым во исполнение Федерального закона
от 25 декабря 2012 года № 258-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Минимальный размер социального пособия на основании социального контракта в месяц – 300 рублей на малоимущую семью или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Максимальный размер социального пособия на основании социального контракта в месяц – 3 000 рублей на малоимущую семью или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Ежеквартальное социальное пособие.
Предоставляется при наличии одного из следующих условий:
инвалидность у обоих неработающих родителей (одного родителя – в неполных семьях) в семьях, имеющих детей в возрасте до 18 лет (в размере до 200 рублей на каждого неработающего родителя и ребенка до 18 лет);
инвалидность у обоих неработающих супругов в одиноких супружеских парах (в размере до 200 рублей на каждого неработающего супруга);
наличие детей у лица, не достигшего возраста совершеннолетия (в размере до 600 рублей на каждого ребенка и несовершеннолетнего родителя);
инвалидность у одиноких неработающих граждан (в размере до 300 рублей);
отсутствие трудовой занятости у лиц, относящихся к отдельным категориям (ветеранов труда, реабилитированных, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда Вологодской области, тружеников тыла и др.) (размер пособия составляет до 300 рублей на каждого из указанных лиц).
3. Единовременная материальная помощь.
Предоставляется малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) при условии острой нуждаемости в материальной помощи разового характера на удовлетворение минимальных потребностей (в форме денежной выплаты и (или) натуральной помощи). Назначение и выплата данного вида помощи осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
Размер помощи составляет от 300 рублей до 10 тысяч рублей на семью.
Законом области № 1236-ОЗ предусмотрено также предоставление единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе гражданам, не являющимся малоимущими).
Единовременная материальная помощь семьям (одиноко проживающим гражданам), находящимся в трудной жизненной ситуации, назначается и выплачивается как органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя, так и Департаментом социальной защиты населения области (далее также – Департамент) – в зависимости от наличия определенных законом области № 1236-ОЗ обстоятельств, вызвавших трудную жизненную ситуацию у граждан.
Минимальный размер такой помощи составляет 300 рублей. Максимальный размер при предоставлении данного вида помощи органами социальной защиты населения по месту жительства составляет 25 тысяч рублей, а Департаментом – в размере не более стократной величины прожиточного минимума, установленного Правительством области из расчета на душу населения.
Размер и вид государственной социальной помощи в соответствии с действующим законодательством определяется с учетом индивидуальной нуждаемости, для выявления которой органами социальной защиты населения по месту жительства составляется акт обследования материально-бытового положения семьи заявителя с выездом по месту его проживания. Акт содержит сведения о заявителе и членах его семьи, жилищных условиях, возможностях самообеспечения, предоставляемых мерах социальной поддержки, описание трудной жизненной ситуации, рекомендации для выхода из данной ситуации, размер среднедушевого дохода семьи. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи принимается органами социальной защиты населения области с учетом мнения специально созданных межведомственных комиссий, включающих представителей органов (организаций) образования, здравоохранения, занятости и т.д.
Расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
В части 5 статьи 5 закона области № 1236-ОЗ также закреплено, что мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится в порядке, установленном органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения области.
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 14 марта 2014 года № 104 утвержден Порядок мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
По обращению постоянного комитета управление Минюста России по Вологодской области провело повторную правовую и антикоррупционную экспертизы закона области № 1236-ОЗ.
Согласно экспертному заключению управления Минюста России по Вологодской области от 02.04.2015 № 35/02-1764 закон области № 1236-ОЗ не содержит положений, противоречащих федеральному законодательству.
Коррупциогенных факторов в законе области № 1236-ОЗ не выявлено.
По результатам проведения оценки полноты и достаточности содержания рассматриваемого нормативного правового акта установлено, что правовое регулирование представлено в полной мере.
В указанной сфере приняты необходимые нормативные правовые акты регионального уровня, регулирующие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи.
Прокуратура Вологодской области предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования по теме мониторинга не имеет.
Правовое управление Законодательного Собрания области обращает внимание на следующее.
В статье 5 закона области № 1236-ОЗ содержатся положения о том, что для определения нуждаемости заявителя в государственной социальной помощи, ее вида и размера специалисты органа социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя проводят обследование материально-бытового положения семьи (одиноко проживающего гражданина), по результатам которого составляется акт.
В то же время ни в тексте закона области № 1236-ОЗ, ни в иных нормативных правовых актах области не содержится определения понятия "нуждаемость". В этой связи, как отмечает в заключении правовое управление, не понятно, по каким критериям специалисты органа социальной защиты населения области определяют необходимость заявителя в получении государственной социальной помощи.
На этот пробел в законе области обратила внимание и Контрольно-счетная палата в отчете от 14.02.2014 о проведенном контрольном мероприятии на тему "Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на оказание государственной социальной помощи в соответствии с законом области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области".
Так, согласно указанному отчету, Контрольно-счетной палатой области рекомендовано Департаменту социальной защиты населения области инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты области в части определения понятий "нуждающиеся" и "степень нуждаемости", применяемых при расчете объема субвенций муниципальным образованиям области и предоставлении государственной социальной помощи.
В целях совершенствования правового регулирования в закон области № 1236-ОЗ на 47-й сессии Законодательного Собрания области внесены соответствующие изменения.
3. Информация о практике применения закона области № 1236-ОЗ
Ежегодно государственную социальную помощь в Вологодской области получают около 40 тыс. нуждающихся семей (одиноко проживающих граждан).
Социальное пособие на основании социального контракта предоставляется в Вологодской области со второго полугодия 2013 года. В 2014 году указанный вид помощи получили 3 930 малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) на общую сумму 64,58 млн. рублей.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которая предусматривает обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации).
Среди семей (одиноко проживающих граждан), социальный контракт с которыми был завершен в 2014 году, 93 % выполнили мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, и преодолели трудную жизненную ситуацию. Остальные 7 % семей, заключивших контракты, не смогли выйти из трудной жизненной ситуации, в основном, по объективным причинам (из-за смерти заявителей; произошедшего пожара; отсутствия работы на месте, где проживает заявитель; отсутствия прибыли от личного подсобного хозяйства; из-за невозможности выхода на работу в связи с частыми заболеваниями ребенка и др.). Вместе с тем в 3 случаях заявители не выполнили условия социального контракта по субъективным причинам, и выплата социальных пособий им была прекращена.
Государственную социальную помощь в виде ежеквартального социального пособия в 2014 году получили 369 граждан на общую сумму 0,6 млн. рублей.
Государственную социальную помощь в виде единовременной материальной помощи в 2014 году получили 27548 нуждающихся семей (одиноко проживающих граждан) на общую сумму 63,26 млн. рублей, в том числе 4228 семей (одиноко проживающих граждан) получили помощь в виде продуктовых наборов на сумму 3,9 млн. рублей.
Законом области предусмотрено также предоставление единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе, не являющимся малоимущими). В 2014 году данный вид помощи получили 5499 семей (одиноко проживающих граждан) на общую сумму 27,88 млн. рублей. Преимущественно за получением единовременной материальной помощи обращались семьи (одиноко проживающие граждане), находящиеся в трудной жизненной ситуации в связи с необходимостью затрат на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, оплату лечения в случаях, когда предоставление медицинской помощи бесплатно для заявителя невозможно, а также пострадавшие от пожара.
Прокуратура области сообщает, что жалоб и обращений в прокуратуру области по вопросу применения закона области № 1236-ОЗ не поступало.
Молодежным парламентом области был проведен опрос жителей 26 муниципальных районов области, городов Вологды и Череповца по теме мониторинга. Согласно информации Молодежного парламента области всего в анкетировании приняло участие 335 человек. Большинство опрошенных – семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации: многодетные семьи; семьи с ребенком-инвалидом; семьи, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума.
46 % опрошенных (163 чел.) обращаются в учреждения социальной защиты редко, 49 % (172 чел.) часто пользуются социальной помощью, 4 % (16 чел.) не обращались за помощью.
Большинство респондентов – 48 % (161 чел.) – пользуются единовременной социальной помощью, социальное пособие на основании социального контракта получают 31 % от числа опрошенных (103 чел.), ежеквартальное социальное пособие – 21 % (71 чел.).
Размер материальной помощи считают достаточным только 15 % анкетируемых (53 чел.), 85 % от числа лиц, участвовавших в опросе (282 чел.), отмечают недостаточность размера материальной помощи для решения трудной жизненной ситуации, в которой находится семья или одиноко проживающий гражданин.
С отказом в выдаче необходимой материальной помощи столкнулись 27 % респондентов (92 чел.), из них 16 % (62 чел.) было предложено обратиться с заявлением о получении государственной социальной помощи в следующем месяце. Специалисты учреждений социальной защиты населения объяснили это недостаточностью финансирования, большой очередью за получением материальной помощи, а также правом пользоваться услугой только один раз в месяц.
О своих правах, предусмотренных законом области № 1236-ОЗ, не знают 82 % от числа опрашиваемых.
Таким образом, как отмечает Молодежный парламент, на территории большинства муниципальных образований области существует низкая информированность населения о своих правах, предусмотренных законом области № 1236-ОЗ. Также Молодежный парламент обращает внимание, что размеры материальной помощи являются недостаточными для решения вопроса о выходе из трудной жизненной ситуации.
Согласно представленной информации по теме мониторинга органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области существует необходимость увеличения годовых лимитов финансирования на государственную социальную помощь, а также увеличения размеров ежеквартального социального пособия.
Также от органов местного самоуправления поступили предложения по установлению периодичности оказания малоимущим семьям, одиноко проживающим гражданам государственной социальной помощи.
Объем бюджетных средств, предусмотренных на оказание государственной социальной помощи, не увеличивался с 2012 года, и составляет
157 тыс. рублей ежегодно.
В то же время направления расходования средств, предусмотренных на государственную социальную помощь, увеличиваются.
Так, при приостановлении действия закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" было принято решение оказывать государственную социальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на оплату проезда в областные учреждения здравоохранения.
Размер ежеквартального социального пособия не увеличивался
с 2006 года и составляет:
- 200 рублей на каждого неработающего родителя и ребенка до 18 лет при наличии инвалидности у обоих неработающих родителей (одного родителя – в неполных семьях) в семьях, имеющих детей в возрасте до 18 лет;
- 200 рублей на каждого неработающего супруга при наличии инвалидности у обоих неработающих супругов в одиноких супружеских парах;
- до 600 рублей на каждого ребенка и несовершеннолетнего родителя при наличии детей у лица, не достигшего возраста совершеннолетия;
- до 300 рублей при наличии инвалидности у одиноких неработающих граждан;
- до 300 рублей при отсутствии трудовой занятости у лиц, относящихся к отдельным категориям (ветеранов труда, реабилитированных, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда Вологодской области, тружеников тыла и др.).
Соответственно одной из проблем, по мнению постоянного комитета, не позволяющей эффективно реализовать закон области № 1236-ОЗ, является недостаточное финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи и низкий размер ежеквартального социального пособия.
Такое же мнение высказывают органы местного самоуправления муниципальных образований области.
Разрешение подобной ситуации постоянный комитет видит в увеличении финансирования расходов на оказание государственной социальной помощи и увеличении размера ежеквартального социального пособия.
Изучая практику правоприменения закона области № 1236-ОЗ, постоянный комитет отметил низкий уровень информирования граждан о возможности получения государственной социальной помощи.
Исходя из представленной информации Молодежного парламента, Контрольно-счетной палаты области и проанализировав предложения органов местного самоуправления муниципальных образований области, постоянный комитет отмечает низкий уровень подготовки специалистов органов и учреждений социальной защиты населения муниципальных образований области, ответственных за назначение и выплату государственной социальной помощи.
IV. Результаты проведения мониторинга
Учитывая выявленные в ходе мониторинга проблемы в реализации закона области № 1236-ОЗ, постоянный комитет считает необходимым обратиться в Правительство Вологодской области с предложениями:
1) о возможности увеличения размера финансирования из областного бюджета расходов на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
2) о возможности увеличения размера ежеквартального социального пособия;
3) о проведении обучающих мероприятий и методического сопровождения специалистов органов и учреждений социальной защиты населения муниципальных образований области, ответственных за назначение и выплату государственной социальной помощи;
4) об усилении обеспечения информационной доступности граждан о праве на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, путем размещения соответствующей информации на стендах в органах и учреждениях социальной защиты населения, образования и здравоохранения, на официальных сайтах указанных органов и учреждений, а также путем взаимодействия с общественными организациями.