|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения закона
Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения
на территории Вологодской области"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области".
Председатель Законодательного
Собрания области Г.Е. Шевцов
Вологда
24 июня 2015 года
№ 472
Утверждено
постановлением
Законодательного Собрания
области от 24.06.2015 № 472
Результаты
мониторинга правоприменения закона Вологодской области
от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области"
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (далее также – Закон области).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее также – постоянный комитет).
Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2015 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 24 декабря 2014 года № 985.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия.
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.
3. Проведен анализ и сбор информации о возникающих проблемах правоприменения Закона области.
4. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании постоянного комитета по аграрному комплексу и продовольствию.
5. Подготовлены предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.
III. Проведение мониторинга
Состояние законодательства Вологодской области
в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Закон Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" принят в соответствии с полномочиями Вологодской области как субъекта Российской Федерации, предусмотренными статьей 72 Конституции Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Федеральный закон) и статьей 44 Устава Вологодской области.
Согласно указанному Федеральному закону к правовому регулированию нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации относятся следующие вопросы:
установление случаев преимущественного права муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
приватизация земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
установление предельных размеров и требований к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
установление случаев предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, гражданам и юридическим лицам в аренду или в собственность на возмездной либо безвозмездной основе;
опубликование в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обязательной информации о земельных участках и долях в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
установление цены на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые приобретаются сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, а также случаи бесплатного предоставления им вышеуказанных земель;
порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы;
предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков;
установление коэффициентов, необходимых для определения единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, в целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности.
Таким образом, закон Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и не противоречит федеральному законодательству. Правовые нормы закона согласуются с законодательными актами Вологодской области, коллизий правовых норм не установлено.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области по результатам проведения экспертизы Закона области также отмечает, что противоречий его норм действующему федеральному законодательству и коррупциогенных факторов не выявлено.
В то же время депутаты постоянного комитета Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию отмечают, что не все полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации, реализованы в Вологодской области.
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также – Федеральный закон № 101-ФЗ) участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами. При этом условия определения единым способом размеров земельных долей определены статьей 15 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 101-ФЗ при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, установленные субъектами Российской Федерации.
Специалисты правового управления Законодательного Собрания области отмечают, что согласно письму Министерства развития сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июня 2011 года № 15-15/343 "О порядке определения размера земельной доли" субъекты Российской Федерации должны установить коэффициенты, необходимые для определения единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокос, пастбища). Правовым управлением также установлено, что в 6 субъектах Российской Федерации рассматриваемые коэффициенты установлены нормативными правовыми актами высших органов исполнительной власти субъектов (Волгоградская, Иркутская, Костромская, Новгородская, Свердловская, Тюменская области). Исходя из вышеизложенного, предлагается отнести к компетенции Правительства области установление коэффициентов, необходимых для определения единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий.
Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
в сфере разграничения полномочий в области ветеринарии
между органами государственной власти области
В ходе мониторинга закона Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" также проанализированы нормативные правовые акты 85 субъектов Российской Федерации, регламентирующие сходные правоотношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга за последние пять лет.
Во всех 85 субъектах Российской Федерации приняты аналогичные законы, регламентирующие правоотношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. В 29 субъектах Российской Федерации приняты и действуют единые законы, регулирующие все земельные отношения в том или ином регионе (Астраханская, Воронежская, Калининградская, Липецкая, Мурманская, Омская области и т.д.). В остальных регионах Российской Федерации установлены отдельные законодательные акты, регулирующие оборот сельскохозяйственных земель.
Из особенностей аналогичных норм законов субъектов Российской Федерации можно выделить различные подходы к установлению предельных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и требования к их местоположению.
Например, законом Республики Карелия от 30 декабря 2003 года
№ 740-ЗРК "О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, установлен отдельно в каждом муниципальном районе, который варьируется от 95 гектаров до 2550 гектаров. В Тюменской области тот же размер общей площади сельскохозяйственных угодий не может быть более 50 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального района в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков, а в Республике Мордовия он равен 75 процентам.
Проведенный анализ также показал, что к особенностям законодательства субъектов Российской Федерации в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения можно отнести установление минимального размера образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который составляет от 0,1 гектара до 60 гектаров.
В отличие от закона Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" в Калужской области законом от 3 июля 2003 года № 234-ОЗ "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области" установлены минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и предельные (максимальный и минимальный) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемые для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В Вологодской области указанные размеры устанавливаются отдельным законом области. Кроме того, указанным законом установлены минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, например, для садоводства – 0,04 гектара, для огородничества – 0,02 гектара, для животноводства – 0,15 гектара.
Законом Кемеровской области от 18 декабря 2003 года № 65-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области" размеры предоставляемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения зависят от цели использования земельного участка. Например, для производства зерна минимальный размер земельного участка составляет 300 гектаров; для иных сельскохозяйственных целей – 1 гектар.
При изучении судебной практики Верховного Суда оспаривание норм Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и законодательства субъектов Российской Федерации не выявлено.
Информация
об исполнении уполномоченным органом исполнительной
государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области,
и земельных отношений полномочий, предусмотренных законом Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения
на территории Вологодской области", возникающих проблемах
правоприменения закона и выявляемых нарушениях его реализации
Статьей 2 Закона области определены полномочия уполномоченного органа исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений. В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874 таким органом является Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее – Департамент).
В рамках реализации полномочий по преимущественному праву покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Департаментом в 2014 году рассмотрено 684 извещения о намерении продать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Наиболее активно предлагались земельные участки в Вологодском, Череповецком, Белозерском, Тотемском и Грязовецком муниципальных районах.
По результатам заседаний Правительства области по земельным участкам, в отношении которых принято решение об отказе в приобретении таких участков в собственность области, всем гражданам было направлено 170 письменных отказов в приобретении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В течение 2015 года в рамках реализации полномочий по обращению в суд с заявлением о понуждении к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 101-ФЗ Департаментом рассмотрено три уведомления о нарушении требований статьи 3 (права иностранных граждан на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения) указанного Федерального закона.
В отношении одного земельного участка иностранным гражданином самостоятельно принято решение об отчуждении находящегося в его собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Извещение о намерении продажи данного земельного участка находится на рассмотрении в Департаменте. В отношении двух иностранных граждан-собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения Департамент обратился в суд с исковым заявлением. В отношении одного собственника состоялось судебное заседание. Суд принял решение об удовлетворении исковых требований Департамента.
В рамках мониторинга осуществления предусмотренных Федеральным законом мероприятий по признанию права собственности на невостребованные земельные доли Департаментом осуществляется сбор и анализ информации органов местного самоуправления поселений с периодичностью раз в полугодие.
По состоянию на 1 января 2015 года в рамках реализации органами местного самоуправления Федерального закона № 101-ФЗ 143 поселениям (из 254 поселений области) направлены исковые заявления в суд о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. В 142 поселениях признано право муниципальной собственности на земельные доли общей площадью 123 488,05 гектара. Указанный показатель по состоянию на 1 января 2014 года составлял 115 811,1 гектара.
В 17 поселениях проведены общие собрания участников долевой собственности по вопросу о предложениях относительно проекта межевания земельных участков. В 6 поселениях проведены общие собрания участников долевой собственности по вопросу об утверждении проектов межевания земельных участков, содержащих сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства приобрели земельные доли, находящиеся в муниципальной собственности, общей площадью 5 858,58 гектара.
Органы местного самоуправления поселений и городских округов по месту расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, наделены рядом полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе полномочиями по подготовке проектов межевания земельных участков и выполнению кадастровых работ по образованию земельных участков в счет поступающих в судебном порядке в муниципальную собственность невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 1 января 2015 года в счет земельных долей, поступивших в муниципальную собственность, образовано 342 земельных участка общей площадью 4327,59 гектара.
В настоящее время в ряде муниципальных образований земельные участки в счет земельных долей не выделены. Распорядиться этими земельными долями без образования земельных участков в счет земельных долей поселения не могут, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ орган местного самоуправления вправе продать земельную долю только в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности.
Основной проблемой реализации данных мероприятий является отсутствие у поселений денежных средств на проведение кадастровых работ с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
Решением указанной проблемы может стать проведение мероприятий по установлению границ земельных участков посредством проведения комплексных кадастровых работ, выполняемых в порядке, установленном главой 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Указанным Федеральным законом предусмотрен механизм, в соответствии с которым кадастровые работы проводятся в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов. Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Прокуратурой Вологодской области в рамках осуществления контроля за соблюдением федерального и областного законодательства в период 2013-2015 годов проводились проверки исполнения законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которых выявлены следующие нарушения:
- превышение полномочий органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов. Например, прокурором Вытегорского района 12 августа 2013 года вынесены протесты на решения Представительного Собрания Вытегорского муниципального района от 19 января 2006 года № 259 "Об организации выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, для муниципальных нужд Вытегорского муниципального района, связанных со строительством", от 19 января 2006 года № 257 "Об организации изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд Вытегорского муниципального района, связанных со строительством". В Вашкинском муниципальном районе прокуратурой района было установлено, что постановлением главы Вашкинского муниципального района от 14 октября 2002 года № 375 "О разрешении администрациям Пиксимовского, Пореченского, Покровского, Киснемского, Ивановского, Коневского сельсоветов использования земельных участков под полигоны (свалки) твердых отходов" неправомерно (с превышением полномочий) определены земельные участки, в том числе категории сельскохозяйственного назначения, для размещения полигонов твердых бытовых отходов на территории сельских поселений;
- несоответствие положений нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, действующему федеральному и региональному законодательству;
- несоблюдение требований действующего федерального и регионального законодательства при выдаче разрешений на строительство на землях сельскохозяйственного назначения. Например, администрацией Бабушкинского муниципального района 25 июля 2014 года выдано разрешение на строительство площадки для компостирования отходов администрации Тимановского сельского поселения. Согласно межевому плану земельный участок, предназначенный для строительства указанной площадки, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначен для сельскохозяйственного производства. При этом перевод данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения осуществлен распоряжением Департамента имущественных отношений области только 4 сентября 2014 года. Таким образом, разрешение на строительство выдано в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- факты самовольного занятия земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения. Например, такой факт выявлен прокуратурой Сямженского района. Лицо, допустившее указанное правонарушение, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области привлечено к административной ответственности.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга закона Вологодской области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым рекомендовать Правительству Вологодской области:
1) рассмотреть вопрос о целесообразности принятия в Вологодской области нормативного правового акта, устанавливающего коэффициенты, необходимые для определения единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в целях реализации полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
2) предусмотреть в законе области "Об областном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" ассигнования на проведение кадастровых работ сельскими поселениями с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет;
3) рассмотреть возможность разработки комплекса мер по усилению контроля за принимаемыми, в том числе органами местного самоуправления, нормативными правовыми актами в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения.