|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения
закона области от 26 января 2006 года № 1408-ОЗ
"Об утверждении проектов зон санитарной охраны водозаборов"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона области от 26 января 2006 года № 1408-ОЗ "Об утверждении проектов зон санитарной охраны водозаборов".
Председатель Законодательного
Собрания области Г.Е. Шевцов
Вологда
24 июня 2015 года
№ 448
Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 24.06.2015 № 448
Результаты мониторинга правоприменения закона области
от 26 января 2006 года № 1408-ОЗ "Об утверждении проектов
зон санитарной охраны водозаборов"
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон Вологодской области от 26 января 2006 года № 1408-ОЗ "Об утверждении проектов зон санитарной охраны водозаборов" (далее также – Закон области).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по экологии и природопользованию (далее – постоянный комитет).
Цели мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по рассмотрению и утверждению проектов зон санитарной охраны водозаборов на территории Вологодской области, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
В рамках проведения мониторинга постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:
1) совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведены анализ законодательства Вологодской области и других субъектов Российской Федерации, оценка эффективности действия Закона области;
2) совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга;
3) проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга;
4) выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
по регулированию отношений по утверждению проектов зон
санитарной охраны водозаборов
Специальных законов субъектов Российской Федерации, имеющих столь узкий предмет правового регулирования, как Закон области, не выявлено. В ряде регионов в законах о разграничении полномочий в соответствующих сферах к компетенции органов исполнительной государственной власти отнесено установление границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (Архангельская, Воронежская, Новосибирская, Свердловская области, Пермский край, республики Татарстан, Тыва, Крым, Чувашская, Башкортостан).
Однако большинство субъектов нормативными правовыми актами как высшего исполнительного органа государственной власти, так и органов исполнительной власти утвердили проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, либо приняли порядки об их утверждении.
Учитывая, что законов субъектов РФ, имеющих аналогичный закону области предмет правового регулирования, не имеется, не выявлено и судебных актов об оспаривании соответствующих норм законов субъектов РФ.
Вместе с тем имеется судебная практика по делам о признании недействующими нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти субъектов РФ.
Например, определение Верховного Суда РФ от 28.08.2013№ 2-АПГ13-3 "Об изменении решения Вологодского областного суда от 13.05.2013 о признании недействующим постановления Правительства Вологодской области от 27.01.2009 № 58 "Об утверждении проекта зон санитарной охраны поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (внеплощадное питьевое водоснабжение г. Череповца из реки Шексны. V этап. Том 4)" в части указания о признании его недействующим со дня принятия.
В указанном определении со ссылкой на конкретную норму статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что в силу прямого предписания закона проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, судом констатируется, что именно федеральным законом установлено, что установление границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Состояние законодательства Вологодской области
по регулированию отношений по утверждению проектов зон
санитарной охраны водозаборов
Закон Вологодской области "Об утверждении проектов зон санитарной охраны водозаборов" был принят 26 января 2006 года (постановление Законодательного Собрания области от 25 января 2006 года № 5, опубликован в областной газете "Красный Север" № 13 от 31 января 2006 года).
Закон области содержит две статьи. Статья 1 закрепляет за органами исполнительной государственной власти области рассмотрение и утверждение проектов зон санитарной охраны водозаборов. Порядок рассмотрения и утверждения проектов зон санитарной охраны водозаборов определяется Правительством области.
Статья 2 определяет, что Закон области действует до принятия соответствующего нормативного правового акта на уровне Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры положения Закона области фактически дублируют нормы федерального законодательства, содержащиеся в части 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и по своей сути являются воспроизведением положений федерального законодательства, вследствие чего данный акт не может рассматриваться в качестве правовой основы по регулированию правоотношений, возникающих при утверждении проектов зон санитарной охраны.
Аналогичный вывод содержится и в экспертном заключении управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области.
Необходимо также отметить, что срок действия Закона области связан с принятием соответствующего нормативного правового акта на уровне Российской Федерации. О каком нормативном правовом акте идет речь, не указано, что может рассматриваться как неопределенность в правовом регулировании соответствующих правоотношений.
3. Информация о правоприменительной практике закона области
"Об утверждении проектов зон санитарной охраны водозаборов"
В целях реализации Закона области было принято постановление Правительства Вологодской области от 17.05.2006 № 478 (в ред. от 25.06.2012) "О Порядке рассмотрения и утверждения проектов зон санитарной охраны водозаборов на территории Вологодской области" (вместе с Порядком рассмотрения и утверждения проектов зон санитарной охраны водозаборов на территории Вологодской области).
Информации о количестве утвержденных проектов зон санитарной охраны водозаборов на территории Вологодской области Правительством области не представлено.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга постоянный комитет отмечает следующее.
1. Закон области был принят в период действия Водного кодекса Российской Федерации 1995г., в котором использовалось понятие "водозабор". Действующее водное законодательство использует понятие "использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения". В этой части название Закона области и понятия, используемые в нем, не соответствуют действующему федеральному законодательству.
2. Положения Закона области фактически дублируют нормы федерального законодательства, содержащиеся в части 4 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ, и по своей сути являются воспроизведением положений федерального законодательства, вследствие чего данный акт не может рассматриваться в качестве правовой основы по регулированию правоотношений, возникающих при утверждении проектов зон санитарной охраны.
3. В субъектах Российской Федерации законы, аналогичные Закону области, отсутствуют. Данные отношения регулируются в основном на уровне нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая выявленные в ходе мониторинга несовершенства правового регулирования по утверждению проектов зон санитарной охраны водозаборов, постоянный комитет Законодательного Собрания области по экологии и природопользованию считает целесообразным признать утратившим силу закон области от 26 января 2006 года № 1408-ОЗ "Об утверждении проектов зон санитарной охраны водозаборов".