|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга практики применения закона
Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ
"Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного
назначения в Вологодской области"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики применения закона Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области".
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
области В.В. Вавилов
Вологда
25 декабря 2013 года
№ 983
Утверждено
постановлением
Законодательного Собрания области
от 25.12.2013 № 983
Результаты
мониторинга практики применения закона Вологодской
области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ
"Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области"
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" (далее также – Закон области, закон области № 1294-ОЗ).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее – постоянный комитет).
Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере правового регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2013 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 26 июня 2013 года № 550.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
2. Проведен сбор и анализ информации о выполнении Правительством Вологодской области закрепленных в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения полномочий.
3. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения Закона области, и предложены пути их решения.
4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.
5. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.
III. Проведение мониторинга
Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Мониторинг регионального законодательства по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения показывает, что аналогичные законы приняты в 32 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Вологодской области. Примерно в 8 субъектах Российской Федерации законы в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения были приняты, но в настоящее время признаны утратившими силу.
Среди законов субъектов Российской Федерации постоянный комитет выделил те законы, в которых устанавливается собственное правовое регулирование по тем или иным вопросам.
Например, в законе Брянской области от 29 декабря 2010 года № 113-З "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области" предусмотрен паспорт плодородия земельного участка, который характеризует уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка. Такой паспорт оформляется на основе результатов проведения почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований.
Статьей 7 Закона Воронежской области от 25 февраля 2010 года № 7-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области" отдельной статьей предусматриваются направления государственной (областной) поддержки деятельности в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, основные из них следующие:
1) содействие проведению агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения;
2) содействие внесению научно обоснованных доз минеральных и органических удобрений;
3) содействие осуществлению химической мелиорации почв;
4) реконструкция и восстановление оросительных систем;
5) строительство противоэрозионных сооружений;
6) создание защитных лесных насаждений.
В законе Волгоградской области от 16 мая 2012 года № 52-ОД "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области" определены права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В частности, статьей 5 указанного закона установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять, рационально использовать земли сельскохозяйственного назначения и обеспечивать воспроизводство их плодородия;
соблюдать при использовании своих земельных участков требования экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов;
не допускать загрязнения, захламления, деградации, понижения плодородия почв и ухудшения экологической обстановки на своих земельных участках;
обеспечивать в процессе сельскохозяйственного производства установленный режим пользования мелиорированными землями и другими землями с особыми условиями пользования;
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
представлять в уполномоченный орган сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать в установленном порядке уполномоченный орган о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять предписания специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
содержать эксплуатируемые мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения;
принимать меры по очистке своих земельных участков от загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимые значения, а также по ликвидации биологических объектов, нарушающих фитосанитарное состояние этих земельных участков;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Волгоградской области.
Законом Ленинградской области от 12.07.1999 № 41-оз "О плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" установлены такие обязанности собственников, владельцев, пользователей (в том числе арендаторов) земель сельскохозяйственного назначения:
- рационально использовать земли;
- обеспечивать установленный режим пользования мелиорированными землями и другими землями с особыми условиями пользования;
- исключать любое химическое, механическое и биологическое воздействие, приводящее к снижению плодородия и ухудшению фитосанитарного состояния земель;
- не применять экологически опасные удобрения, мелиоранты и химические средства защиты растений от болезней и вредителей;
- представлять в установленном порядке в соответствующие государственные органы экологический паспорт предприятия, сведения о дозах и видах, способах внесения или применения органических и минеральных удобрений и средств защиты посевных площадей и величине получаемого биологического урожая;
- содействовать проведению специализированных обследований земель сельскохозяйственного назначения уполномоченными государственными органами;
- не нарушать права других собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель на использование плодородия при осуществлении на своих землях хозяйственной деятельности;
- в случае обнаружения на территории земель сельскохозяйственного назначения контролируемых загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые значения, принимать меры по очистке земель от этих загрязнений.
Аналогичные обязанности содержатся в законах об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Ивановской, Калининградской, Кировской, Ярославской областей (Законе Ивановской области от 17.06.2008 № 66-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; Законе Калининградской области от 21.05.1999 № 128
"Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Калининградской области"; Законе Кировской области от 30.06.2003 № 172-ЗО "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Кировской области на основе биологизации земледелия"; Законе Ярославской области от 03.07.2002 № 53-з "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ярославской области").
В целом, представленные в законах субъектов Российской Федерации обязанности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения вытекают из обязанностей, установленных статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и Земельным кодексом Российской Федерации.
Закон Волгоградской области от 16 мая 2012 года № 52-ОД "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области" интересен еще и тем, что в нем закрепляются положения, устанавливающие:
- основные формы государственной поддержки деятельности по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- порядок и основные направления проведения научно-исследователь-ских и проектных работ в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- обязанность Правительства Волгоградской области представлять в Волгоградскую областную Думу ежегодный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, государственном регулировании и государственной поддержке в сфере воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- для предотвращения развития и устранения процессов деградации земель сельскохозяйственного назначения, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий, предусматривающие консервацию этих земель с изъятием их из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебных решений по оспариванию норм Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, не выявлено.
Состояние законодательства Вологодской области в сфере
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения
и анализ его соответствия федеральному законодательству
Закон Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" принят в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Постоянный комитет прежде всего обращает внимание, что конкретных положений, которые должны быть урегулированы законом субъекта Российской Федерации, в Федеральном законе от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не содержится.
Между тем правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что установлено статьями 3 и 5 Федерального закона
от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". В частности, могут быть установлены дополнительные обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения помимо предусмотренных в статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года
№ 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", что уже сделано сегодня во многих субъектах Российской Федерации, например, в Воронежской области (закон от 25.02.2010 № 7-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области"), Республике Дагестан (закон от 29.11.2007 № 58 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан"), Костромской области (закон от 22.06.2010 № 631-4-ЗКО "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области") и т.д.
Следует отметить, что в законе Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" дополнительных обязанностей собственников, арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.
Статьей 14 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривается государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения, которое подразумевает под собой установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Законы субъектов Российской Федерации в данной сфере в основном содержат отсылочную норму по государственному нормированию на законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Также в ряде субъектов Российской Федерации государственное нормирование выделено в отдельное полномочие органов исполнительной государственной власти. По мнению депутатов постоянного комитета, если дополнительных нормативов в субъекте Российской Федерации не предусмотрено, то выделять государственное нормирование в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в качестве полномочия и устанавливать отсылочную норму в законе области нецелесообразно.
Согласно статье 13 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", региональные целевые программы в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время данный вопрос полностью урегулирован Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 179 и 179.3 которого установлено, что государственные программы субъектов Российской Федерации и ведомственные целевые программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" необходимо уточнить терминологию, используемую в абзаце 4 статьи 5 закона Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области".
Последующим анализом указанного Закона области на соответствие положениям Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) выявлены следующие противоречия и нормы, создающие правовую неопределенность:
1) абзацем четвертым статьи 4 закона области № 1294-ОЗ установлено, что Законодательное Собрание области осуществляет иные полномочия в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и Правительства области. В данном случае представляется неправомерным определять полномочие Законодательного Собрания области по остаточному принципу, кроме того иных полномочий в законодательстве не содержится. В связи с этим, предлагается уточнить редакцию статьи 4 закона области № 1294-ОЗ;
2) статьей 5 закона области № 1294-ОЗ определяются полномочия Правительства области в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- Определение основных направлений государственной политики области по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Следует отметить, что не совсем корректно говорить о государственной политике регионального уровня, поскольку в рамках федерального государства региональные особенности государственной политики не могут претендовать на преобладающий объем в содержании и формах политики.
Соответственно определение основных направлений государственной политики должно осуществляться прежде всего на федеральном уровне. Субъектам Российской Федерации предоставлено право реализации мер государственной политики в той или иной сфере. Субъекты Российской Федерации не уполномочены федеральным законодателем на формирование собственной государственной политики. В данном случае речь должна идти о реализации государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
- Разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов области.
Данное полномочие не является исключительным и присущим только Правительству области, поэтому предлагается его исключить.
- Утверждение долгосрочных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, реализуемых за счет средств областного бюджета, и контроль за их исполнением.
Статьей 179 Бюджетного кодекса РФ установлены правовые основания для формирования государственных программ субъектов Российской Федерации, при этом понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ, исключены. Соответственно, данное положение требуется откорректировать.
- Осуществление государственной инвестиционной политики.
В соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 63 Устава Вологодской области к полномочиям Правительства области отнесено участие в проведении единой государственной политики в сфере финансов, инвестиций, ценообразования в области. Таким образом, установление такого полномочия в законе области № 1294-ОЗ является излишним.
- Обеспечение проведения сплошного и локального агроэкологического мониторинга (почвенно-агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования) земель сельскохозяйственного назначения;
- Обеспечение проведения противоэрозионных и мелиоративных работ, направленных на повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Данные полномочия опосредованно вытекают из основных направлений агрохимического обслуживания (статья 20 Федерального закона № 101-ФЗ), которое производится организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 25 Федерального закона № 101-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишь содействуют развитию агрохимического обслуживания посредством утверждения государственных заказчиков, которые размещают заказы на производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции, добычу торфа и производство продуктов его переработки, производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Из смысла ныне действующего Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также вступающего в силу с 2014 года Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждение государственных заказчиков является прерогативой Правительства области. Учитывая вышеизложенное, из анализа норм Федерального закона № 101-ФЗ данные полномочия опосредованно закреплены за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
- Проведение на территории области научно-технической политики по обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под государственной научно-технической политикой понимается составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Поэтому в данном случае речь может идти только о реализации государственной научно-технической политики по обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования.
Основные направления государственного регулирования деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования закреплены в статье 6 закона области № 1294-ОЗ. Между тем размещение в установленном порядке государственного заказа является спорным направлением. Представляется, что это скорее полномочие, которое не требует регламентации в нормах данного Закона области и урегулировано законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Деление законодательного акта на главы оправдано при большом объеме нормативных предписаний, когда требуется их систематизировать для упрощения пользования таким актом. Закон области № 1294-ОЗ, состоящий из 9 статей, разделен на 4 главы, что является нарушением законодательной техники. В связи с этим предлагается наименования глав исключить.
Информация о реализации Правительством Вологодской области
и органами местного самоуправления закона Вологодской области
от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области"
1. Проведение анализа изменения плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения за период 2011-2013 годы
В соответствии с Климатической доктриной, утвержденной Правительством Российской Федерации 17 декабря 2009 года, в перспективе в регионах Северо-Западного федерального округа расширяются возможности ведения сельскохозяйственного производства.
Одним из основных условий повышения урожайности сельскохозяйственных культур является рациональное и эффективное применение удобрений. В течение последних лет вынос питательных веществ из почвы не компенсируется внесением минеральных и органических удобрений, так как объемы внесения удобрений систематически сокращаются.
Баланс питательных веществ, тыс. тонн
Год |
Внесено питательных веществ |
Вынесено питательных веществ |
Баланс питательных веществ | |||
Россий-
|
Вологод-
|
Российская Федерация |
Вологод-
|
Российская Федерация |
Вологод-
| |
2008 |
4850 |
17,1 |
10700 |
25,7 |
-5850 |
-15,3 |
2009 |
4850 |
16,3 |
9800 |
24,9 |
-4950 |
-17,1 |
2010 |
4060 |
14,6 |
7200 |
23,2 |
-3120 |
-15,5 |
2011 |
4540 |
16,5 |
10800 |
25,4 |
-6260 |
-18,6 |
В 2012 году баланс питательных веществ в Вологодской области составил – (-11,9) тыс. тонн.
Объемы работ по повышению плодородия почв сельхозугодий
сельхозорганизациями области
Показатели |
Годы |
1990 г.
| ||||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||
Внесение органических удобрений | ||||||||||
Всего, тыс. тонн |
7770 |
3664 |
1653 |
920 |
931 |
857 |
870 |
8,9 | ||
На 1 га посева, тонн |
10,1 |
5,5 |
2,6 |
2,3 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
4,2 | ||
Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 % питательных веществ) | ||||||||||
Всего, тыс. тонн |
118,4 |
21,1 |
26,3 |
13,6 |
15,7 |
12,5 |
9,8 |
12,8 | ||
На га посева, кг д.в. |
144 |
32 |
42 |
34 |
42 |
34,3 |
25 |
5,7 | ||
Известкование кислых почв | ||||||||||
Всего, тыс. га |
108,0* |
8,8 |
4,7 |
1,4 |
0,8 |
0,1 |
0,3 |
360 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - в среднем за период 1986 –1990 годов.
За 1990-2013 годы общий объем вносимых органических удобрений сократился в 8,9 раза, минеральных удобрений – в 12,8 раза, в т.ч. на 1 га посева в 4,2 раза и 5,7 раза соответственно.
В среднем по области в 2013 году на 1 гектар посева сельхозяйственных культур было внесено 25 кг минеральных удобрений в действующем веществе. В хозяйствах Бабушкинского, Вожегодского, Вашкинского, Нюксенского районов минеральные удобрения в 2013 году не вносились вообще.
Начиная с 1970 года в области проводится мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологи-ческого обследования земель сельскохозяйственного назначения. Данные мероприятия выполняет ФГБУ ГЦАС "Вологодский" по пятигодичному циклу. Результаты исследования почв в 2013 году будут предоставлены в марте 2014 года.
В 2012 году проводилось агрохимическое обследование сельскохозяйственных угодий в Великоустюгском, Тарногском, Тотемском, Устюженском и Чагодощенском районах.
В целом по области изменение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения за период 2010-2012 годы наблюдается незначительное.
В соответствии с агрохимическими показателями в области 340 тыс. га, или 56,6 %, пахотных угодий имеют кислую реакцию почвенной среды и нуждаются в известковании, из них в первую очередь 170 тыс. га, или 28 %,
(рН менее 5,1). Средневзвешенный показатель подвижного фосфора уменьшился на 3 мг/кг по сравнению с 2010 годом и составил 132 мг/кг. В основном кислые и слабообеспеченные почвы подвижным фосфором преобладают в восточных районах области.
Кроме того, в Вологодской области более половины почв имеют слабую и среднюю обеспеченность обменным калием – 357 тыс. га, или 59 %.
2. Реализация долгосрочной целевой программы
"Сохранение и восстановление плодородия земель
сельскохозяйственного назначения в Вологодской
области на 2011-2013 годы"
В рамках реализации закона Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" на территории области действовала утвержденная Правительством области долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы". С 1 января 2013 года программа утратила силу.
Программой предусматривалось предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям на возмещение части затрат на проведение агрохимических работ, в том числе агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование, известкование, внесение минеральных удобрений и проведение мелиоративных мероприятий.
За период реализации долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы" сельскохозяйственным предприятиям и научным учреждениям области выделены денежные средства в сумме 126,1 млн. рублей, в том числе:
на приобретение минеральных удобрений в 2011 году – 79,1 млн. рублей; в 2012 году – 53,7 млн. рублей;
на агрохимическое обследование почв в 2011 году – 0,9 млн. рублей,
в 2012 году – 0,8 млн. рублей;
на известкование кислых почв в 2011 году – 4,6 млн. рублей; в 2012 году – 3,4 млн. рублей;
на проведение мелиоративных работ в 2012 году – 3,6 млн. рублей;
в 2011 году денежных средств не выделялось.
Мероприятия, предусмотренные вышеуказанной программой, с 2013 года включены в подпрограмму "Развитие подотрасли растениеводства Вологодской области на 2013-2020 годы" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 22.10.2012 № 1222.
В текущем году на реализацию основного мероприятия 1.1 "Повышение плодородия почв, мелиорации земель и вовлечение неиспользуемых земель сельхозугодий в сельскохозяйственный оборот средствами комплексной механизации" указанной подпрограммы предусмотрены расходы областного бюджета в объеме 83 млн. рублей, по состоянию на 1 октября 2013 года освоено 66,6 млн. рублей.
Увеличение объемов работ по сохранению плодородия почв сдерживается ежегодным ростом цен на минеральные удобрения. Так с 2006 года по 2012 год цены на сложные минеральные удобрения увеличились в 2,4 раза (2006 год – 6260 руб. без НДС; 2013 год – 14800 руб. без НДС), на азотные удобрения – в 2,8 раза (2006 год - 3400 руб. без НДС; 2013 год – 9400 руб. без НДС). При таком росте цен сельхозорганизации не имеют возможности закупать минеральные удобрения в полном объеме.
Приобретение минеральных удобрений в прошлые годы осуществлялось в основном за счет кредитных средств, полученных в Вологодском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
Сдерживающую роль внесения органических удобрений оказывает постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы. На проведение сельскохозяйственных работ текущего года сельскохозяйственные товаропроизводители области закупили 17,3 тыс. тонн дизельного топлива. Цена дизельного топлива с 15 апреля по 1 октября возросла с 32,2 до 34,4 тыс. рублей соответственно. Цена увеличилась на 6,8 % к уровню апреля текущего года, на 4,4 % к октябрю прошлого года.
В последние годы вследствие отсутствия финансовых средств сельскохозяйственными товаропроизводителями снижается проведение мелиоративных мероприятий. При постоянном уходе за мелиоративными системами и своевременном проведении ремонтно-эксплуатационных работ системы мелиорации могут служить достаточно долгое время (свыше 40 лет).
В соответствии с Удельными нормативами ежегодных эксплуатационных затрат по мелиоративным системам и сооружениям, разработанными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на эксплуатацию государственных мелиоративных систем Вологодской области необходимо ежегодное выделение финансовых средств из областного бюджета в размере не менее 19 млн. рублей, капитальный ремонт и реконструкцию – 21 млн. рублей.
Отсутствие финансирования привело к тому, что почти все мелиоративные системы нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции и культуртехнических работах по удалению древесно-кустарниковой растительности и камней на полях области. Поэтому в настоящее время идет постоянный процесс вывода мелиорированных земель из сельскохозяйственного оборота, наблюдается их вторичное заболачивание и зарастание кустарником.
С 2014 года на территории области будет действовать программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Вологодской области на 2014-2020 годы", разработанная в соответствии с концепцией федеральной программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы".
Целью данной программы является увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет повышения продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий. Проектом программы предусматривается финансирование затрат по ремонту областных мелиоративных систем, а также систем, находящихся в собственности сельхозяйственных организаций, и бесхозяйственных систем с дальнейшим оформлением их в собственность сельхозтоваропроизводителей.
В целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования Правительством области в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" утверждены соответствующие целевые показатели до 2020 года (количество внесенных минеральных удобрений, площадь известкования кислых почв и другие).
Для выполнения целевых показателей ответственным исполнителем госпрограммы - Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области - проводятся обучающие семинары, совещания с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций области с приглашением специалистов ФГБУ ГЦАС "Вологодский", ВГМХА
им. Верещагина.
Важную роль имеют научно-исследовательские работы по рациональному применению удобрений в условиях их дефицита, результаты исследований доводятся до сельхозтоваропроизводителей.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга постоянный комитет полагает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменений в закон области "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" и внести его на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области в 2014 году.