|
|
|
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О Результатах мониторинга практики применения
закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ
"Об административных правонарушениях
в Вологодской области" в части административной
ответственности за нарушение нормативных правовых
актов области в сфере оборота древесины
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые Результаты мониторинга практики применения закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов области в сфере оборота древесины.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
области А.Н. Сивков
Вологда
11 декабря 2013 года
№ 930постановлением
Законодательного Собрания области
от 11.12.2013 № 930
Результаты
проведения мониторинга практики применения закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ
"Об административных правонарушениях в Вологодской
области" в части административной ответственности
за нарушение нормативных правовых актов
области в сфере оборота древесины
I. Общие положения
Объект мониторинга – закон Вологодской области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов области в сфере оборота древесины (статья 3.10 закона области) (далее – Закон области).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет).
Цель мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по установлению административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов области в сфере оборота древесины, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии
с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2013 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 26 июня 2013 года № 550.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации об административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов в сфере оборота древесины и оценка эффективности действия Закона области.
2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.
3. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения Закона области, и предложены пути их решения.
4. Принято участие в семинаре-конференции "Учет заготовленной древесины и контроль за оборотом круглых лесоматериалов. Региональный опыт" (в рамках Международной выставки "Российский лес").
5. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.
6. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства субъектов
Российской Федерации об административной
ответственности за нарушение нормативных
правовых актов в сфере оборота древесины
В ряде субъектов Российской Федерации сформировано региональное законодательство об административных правонарушениях, содержащее нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов в сфере оборота древесины.
Как правило, это регионы, характерной особенностью которых является наличие значительного потенциала природных ресурсов (большой площади земель лесного фонда), а также сложная экологическая ситуация, сложившаяся в результате незаконной заготовки, транспортировки, переработки, реализации и экспорта древесины. В связи с этим проблема борьбы с нарушениями в области охраны окружающей среды в этих регионах приобрела первостепенное значение.
К таким регионам относятся: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Забайкальский край, Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Ивановская область, Иркутская область, Новгородская область, Тверская область, Томская область (см. сравнительную таблицу законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности в сфере оборота древесины согласно приложению 1 к настоящим Результатам).
В законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по теме мониторинга объектами административно-юрисдикционной защиты являются требования к пунктам приема и отгрузки древесины, включая ведение соответствующей документации, а также требования по обеспечению наличия необходимых документов в транспортном средстве, перевозящем древесину, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Принятие в регионах вышеуказанных законов в целях упорядочения деятельности пунктов приема и отгрузки древесины при продолжающихся длительное время незаконных масштабных вырубках леса является реализацией публично-административных полномочий субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды и контролю за обращением древесины на своей территории, а также составной частью принимаемых на федеральном и региональном уровнях комплексных мер по сохранению лесов от уничтожения, по их эффективному использованию, обеспечению экологической безопасности и охраны лесов, недопущению нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду. Предусмотренные в данных законах правила приема, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на действующих в регионах пунктах приема и отгрузки древесины позволяют осуществлять контроль за древесными ресурсами и пресекать их теневой оборот.
В соответствии с пунктами "б", "в", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации использования, охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению их охраны, защиты и воспроизводства, осуществлению государственного лесного контроля и надзора (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Относительно правовых оснований установления субъектами административной ответственности за нарушение дополнительных требований в сфере оборота древесины (требования к пунктам приема и отгрузки древесины) необходимо отметить следующее.
Предметы ведения и полномочий в области законодательства об административных правонарушениях разграничены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также Федеральным законом № 184-ФЗ.
К ведению Российской Федерации в данной сфере согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ отнесено установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В силу ст. 1.3.1 КоАП РФ субъектам Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях предоставлено право устанавливать путем принятия соответствующих законов административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных нормативными правовыми актами указанных публично-правовых образований, а также актами органов местного самоуправления.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение установленных в специальных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации дополнительных требований в сфере оборота древесины (требований к пунктам приема и отгрузки древесины), органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, перечень должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, т.е. осуществлено правовое регулирование в пределах ведения субъекта Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве санкции за совершение административных правонарушений по теме мониторинга региональными законами предусматривается штраф.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере оборота древесины в регионах, как правило, наделеныдолжностные лица органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), либо экологический надзор, а рассмотрение дел отнесено к компетенции соответствующих органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо мировых судей.
На основании статьи 3 Закона о полиции полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Статьей 1.2 КоАП РФ к задачам законодательства об административных правонарушениях отнесена, в том числе охрана общественного порядка и общественной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанных норм Закона о полиции и КоАП РФ, а также исходя из того, что административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полиция вправе составлять протоколы обадминистративных правонарушениях, руководствуясь при этом требованиями закона субъекта Российской Федерации, установившими в пределах полномочий субъекта Российской Федерации ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный прядок и общественную безопасность. Следовательно, возможность составления сотрудниками органов внутренних дел (полиции) протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, не относящихся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, не согласуется с положениями законодательства Российской Федерации, в т.ч. установленными частью 2 статьи 3 Закона о полиции.
Постоянным комитетом проанализирована судебная практика Верховного суда Российской Федерации по оспариванию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность в сфере оборота древесины.
Так, определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2011 № 66-Г11-25 было оставлено в силе решение Иркутского областного суда, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащими законодательству и недействующими Закона Иркутской области от 18 октября 2010 года № 93-ОЗ "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области" и Закона Иркутской области от 24 декабря 2010 года № 136-ОЗ "Об административной ответственности в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области".
Суд пришел к выводу, что административная ответственность установлена по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не урегулированному федеральным законодательством, в пределах ведения субъекта Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и основания для признания названного Закона противоречащим федеральному законодательству отсутствуют.
Принятие региональных законов, регулирующих отдельные отношения в сфере оборота древесины, а также законов, устанавливающих соответствующую административную ответственность, способствует снижению количества незаконных рубок в вышеуказанных субъектах Российской Федерации.
В качестве примера эффективного правоприменения регионального законодательства по теме мониторинга следует привести опыт Архангельской области.
На территории Архангельской области принят и действует областной закон от 24 июня 2009 года № 38-4-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области" (далее - областной закон от 24 июня 2009 года №38-4-ОЗ).
Этот закон направлен на создание системы учета и контроля в сфере оборота древесины на территории Архангельской области с целью пресечения нелегального оборота древесины.
Действие областного закона от 24 июля 2009 года № 38-4-ОЗ на территории Архангельской области привело к положительным результатам. Многие малые лесопильные производства, работающие нелегально, либо прекратили свою деятельность, либо легализовались. В связи с этим увеличились налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В некоторых наиболее проблемных муниципальных районах Архангельской области, например в Плесецком муниципальном районе, значительно сократилось количество незаконных рубок лесных насаждений.
На всей территории Архангельской области сократилось количество случаев, когда по дорогам общего пользования на автотранспортных средствах перевозилась древесина без правоустанавливающих документов.
Анализ данных за 2011 и 2012 годы по сравнению с 2009 и 2010 годом показал снижение в Архангельской области случаев незаконной заготовки древесины более чем в два раза.
Показатель |
Ед. |
Годы | |||
|
измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество |
число |
693 |
628 |
314 |
359 |
незаконной рубки |
случаев |
|
|
|
|
Помимо изложенного за 2011 и 2012 годы было проведено 79 плановых проверок лесопильных производств и досмотрено более тысячи транспортных средств, перевозящих древесину. По результатам указанных проверок составлено 227 административных протоколов и наложено штрафов на сумму 2,6 млн. рублей.
Кроме того, по мнению постоянного комитета, одним из факторов, позволяющим в Архангельской области более эффективно реализовывать цели областного закона от 24 июня 2009 года №38-4-ОЗ, является наличие закрепленного механизма контроля за выполнением требований закона в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" постановлением Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 305-пп утвержден Административный регламент исполнения министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований, установленных областным законом от 24 июня 2009 года № 38-4-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области".
Органами государственной власти Архангельской области продолжается дальнейшее совершенствование соответствующего нормативного правового регулирования, направленное на повышение эффективности мероприятий, проводимых в рамках предотвращения незаконного оборота древесины на территории Архангельской области.
Так, на рассмотрении Архангельского областного Собрания депутатов находится проект закона области "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области".
Законопроектом предусмотрены следующие изменения в областной закон от 24 июля 2009 года № 38-4-ОЗ:
1) предоставление всеми участниками оборота древесины, в том числе субъектами среднего и малого предпринимательства, декларации о принятой, переработанной и отгруженной древесине по форме, усыновленной областным законом от 24 июля 2009 года № 38-4-ОЗ.
Указанные сведения будут составлять основу автоматизированной информационной системы оборота древесины Архангельской области и позволят правоохранительным и контролирующим органам оказывать реальное и существенное противодействие поступлению на внутренний и внешний рынки древесины неизвестного происхождения и ее обороту.
Декларация будет представляться в уполномоченный исполнительной орган государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений не позднее десятого числа месяца, следующего за декларируемым;
2) внедрение в практику деятельности информационной базы заготовленной, переработанной древесины, доступной для всех заинтересованных правоохранительных и контролирующих органов.
В течение 2011 года на территории Архангельской области в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 505 проводился эксперимент по созданию и использованию информационной базы данных по учету древесины.
В эксперименте также принимали участие Управление МВД России по Архангельской области, УФНС России по Архангельской области, а также иные заинтересованные органы государственной власти Архангельской области.
Целью эксперимента являлось изучение возможности создания региональной системы, которая позволила бы полностью контролировать движение древесины с места рубки (лесного участка) до пункта ее конечной переработки (лесозавод, деревообрабатывающий комбинат).
По результатам эксперимента в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации были направлены предложения по совершенствованию системы контроля законности происхождения и реализации круглых лесоматериалов, которые вошли в основу федеральной системы государственного регулирования оборота древесины.
На основе данных эксперимента в феврале 2012 года Правительством Архангельской области был подготовлен Паспорт проекта "Автоматизированная информационная система "Управление лесным хозяйством Архангельской области".
Разработка и внедрение данного проекта по предварительным данным займет от шести до девяти месяцев.
Информационная система оборота древесины будет содержать сведения:
1) о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих обработку и (или) передачу иным лицам древесины;
2) о договорах аренды лесных участков;
3) о договорах купли-продажи лесных насаждений;
4) о праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
5) о лесных декларациях;
6) об отчетах лиц, осуществляющих использование лесов;
7) о договорах продажи (поставки) древесины;
8) о декларациях о принятой, переработанной и отгруженной древесине;
9) об объемах древесины, проданных на внутреннем рынке или вывезенных с территории Архангельской области.
По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать повышению эффективности контроля за оборотом древесины на территории Архангельской области и позволит оказать реальное и существенное противодействие нелегальным заготовкам древесины и ее обороту.
Указанные выше положения проекта закона Архангельской области в полной мере отвечают проводимой в Российской Федерации политике по сохранению и защите лесных насаждений.
Так, 7 мая 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета о повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными поручениями Правительству Российской Федерации необходимо:
1) внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие:
увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере природопользования до одного года со дня совершения правонарушения
усиление уголовной и административной ответственности за нарушение правил заготовки древесины, незаконную рубку, уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также установление уголовной и административной ответственности за оборот незаконно заготовленной древесины;
2) в срок до 1 февраля 2014 года разработать и ввести в действие единую государственную информационную систему учета заготовки древесины и оборота круглых лесоматериалов.
В этой связи необходимо отметить, что 25 января 2012 года в Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации на заседании межведомственной комиссии был заслушан доклад Министерства лесного хозяйства Республики Башкирия об эффекте системы по учету круглых лесоматериалов - "Автоматизированный учет круглых лесоматериалов, лесных участков и насаждений".
Благодаря данной системе мобильные группы лесного патруля могут останавливать транспортные средства и проверять груз с помощью специальной базы. У инспекторов ГИБДД имеются нетбуки с выходом в интернет, что позволяет определять законность происхождения перевозимой древесины в режиме он-лайн. Автомобиль перед транспортировкой леса регистрируется и заносится в базу. Если в ней нет сведений о грузе, патруль может задержать грузовик для выяснения обстоятельств даже на несколько суток.
Сотрудники ГИБДД при проверке документов у водителей также могут получить информацию о происхождении древесины через диспетчерский пункт министерства, который работает круглосуточно.
Благодаря введению в действие указанной системы число незаконных вырубок на территории Республики Башкортостан с 2008 по 2012 годы сократилось вдвое, а объем нелегально срубленной древесины - в 3,4 раза.
Аналогичный опыт в настоящее время перенимают в Тверской, Томской и Свердловской областях. Активно ведется работа по введению в действие такой системы в Приморском крае.
Также следует отметить, что Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона "О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому предусматривается создание общефедеральной Единой государственной автоматизированной информационной системы оборота круглых лесоматериалов. Основу такой системы будут составлять соответствующие системы субъектов Российской Федерации.
2. Состояние законодательства Вологодской области
об административной ответственности за нарушение
нормативных правовых актов в сфере оборота древесины
В целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования,выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с таким природным ресурсом как лес, сохранения и восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду органы государственной власти Вологодской области осуществили собственное правовое регулирование путем принятия:
закона области от 03.10.2012 № 2859-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области" (далее - Закон области № 2859-ОЗ) (принят постановлением Законодательного Собрания области от 26.09.2012 № 520, опубликован в областной газете "Красный Север" № 190, 09.10.2012, вступил в силу с 1 ноября 2012 года);
закона области от 28.09.2012 № 2839-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (принят постановлением Законодательного Собрания области от 26.09.2012 № 528, опубликован в областной газете "Красный Север" № 188, 06.10.2012, вступил в силу с 1 ноября 2012 года).
Со дня вступления в силу указанных законов области по настоящее время изменения в них не вносились.
Вологодская область является одним из крупнейших регионов России по объему лесопользования. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2011 год, по объемам заготовки древесины Вологодская область занимала первое место в Северо-Западном федеральном округе (31,1 % от общего объема по округу) и второе место по России (10 % от общего объема по России).
Принятие Закона области № 2859-ОЗ было направлено на создание системы учета и контроля в сфере оборота древесины на территории Вологодской области с целью пресечения нелегального оборота древесины, легализации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перерабатывающих незаконно заготовленную древесину.
Согласно преамбуле к Закону области № 2859-ОЗ указанный правовой акт в целях осуществления надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования устанавливает требования к пунктам приема, хранения, переработки и отгрузки древесины, определяет порядок приема и учета древесины, а также устанавливает требования к перевозке древесины на территории Вологодской области.
Согласно установленным в статье 3 Закона области № 2859-ОЗ требованиям к пункту приема, хранения, переработки и отгрузки древесины (далее –пункт приема древесины) на владельца пункта приема древесины возложена обязанность по оборудованию в доступном для обозрения месте информационного стенда, на котором должна быть размещена следующая информация:
1) наименование и место нахождения юридического лица, номер контактного телефона или фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона индивидуального предпринимателя, являющихся владельцами пунктов приема древесины;
2) режим работы пункта приема древесины;
3) копия документа (приказ, распоряжение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся владельцами пунктов приема древесины) о назначении лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины.
1) акты сдачи-приемки древесины;
2) журналы учета древесины (журнал учета приема древесины, журнал учета приема собственной древесины, журнал учета переработанной древесины, журнал учета отгруженной древесины, журнал учета отгрузки собственной древесины).
В статье 6 Закона области № 2859-ОЗ установлена обязанность владельца пункта приема древесины ежемесячного составления и представления в уполномоченный орган исполнительной власти (Департамент лесного комплекса Вологодской области) отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине.
Согласно статье 7 Закона области № 2859-ОЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся перевозчиками древесины, обязаны обеспечить наличие в каждом транспортном средстве, перевозящем древесину, документов, предусмотренных статьей 4 настоящего закона области.
В рамках полномочий субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях осуществлено установление:
1) административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (подп.39 п.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ; п.1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ);
2) перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ (п.6 ч.1 ст. 1.3.1 КоАП РФ; ч.6 ст.28.3 КоАП РФ);
3) подведомственности дел об административных правонарушениях субъектам региональной подсистемы органов административной юрисдикции (п.3 ч.1 ст. 1.3.1 КоАП РФ; ч.2 ст.22.1 КоАП РФ).
Указанной статьей административная ответственность предусмотрена за:
несоблюдение установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины требований о составлении и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти области отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине или внесение в отчет о принятой, переработанной и отгруженной древесине недостоверных и (или) неполных сведений (совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей);
неисполнение перевозчиком древесины установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины обязанностей по обеспечению наличия документов в транспортном средстве, перевозящем древесину (совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 06.11.2012 № 1450 (опубликован в областной газете "Красный Север", № 216, 17.11.2012) утвержден Перечень должностных лиц Департамента лесного комплекса области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушения областного законодательства. В этот перечень включены:
а) начальник Департамента - главный государственный лесной инспектор Вологодской области;
б) заместители начальника Департамента, начальник управления организации государственного лесного контроля и надзора, начальник управления правовой и кадровой работы, председатель комитета по лесному хозяйству, заместитель председателя комитета по лесному хозяйству, начальник отдела государственного лесного контроля и надзора, начальник отдела организации государственных лесничеств, начальник контрольно-аналитического отдела, начальник отдела правовой и административной работы - заместители главного государственного лесного инспектора Вологодской области;
в) консультанты отдела государственного лесного контроля и надзора, отдела организации государственных лесничеств, контрольно-аналитического отдела, отдела правовой и административной работы - старшие государственные лесные инспектора Вологодской области;
г) главные, ведущие специалисты отдела организации государственных лесничеств, контрольно-аналитического отдела, отдела правовой и административной работы - заместители старшего государственного лесного инспектора Вологодской области;
д) специалисты 1 разряда, специалисты 2 разряда отдела организации государственных лесничеств, контрольно-аналитического отдела, отдела правовой и административной работы - государственные лесные инспектора Вологодской области;
е) начальники районных отделов - государственных лесничеств - лесничие, старшие государственные лесные инспектора лесничеств;
ж) заместители начальников, главные специалисты, ведущие специалисты районных отделов - государственных лесничеств - заместители старших государственных лесных инспекторов лесничеств;
з) старшие специалисты 1 разряда и старшие специалисты 2 разряда районных отделов - государственных лесничеств - государственные лесные инспектора лесничеств.
3. Подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.10 Закона области, субъектам региональной подсистемы органов административной юрисдикции установлена статьей 8.1 Закона области, согласно которой рассмотрение указанных дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции мировых судей.
По обращению постоянного комитета в рамках Соглашения между Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенным 26 марта 2013 года, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело повторные правовую и антикоррупционную экспертизы следующих нормативных правовых актов:
закон Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-03 "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
закон Вологодской области от 03.10.2012 № 2859-03 "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области";
Постоянным комитетом совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен сравнительный анализ норм вышеуказанных региональных законов с соответствующим нормативным правовым регулированием Вологодской области.
В этой связи отмечаются наиболее явные отличия законодательства других регионов от законодательства Вологодской области в данной сфере:
1) законы многих субъектов РФ, в которых имеется правовое регулирование по теме мониторинга, предусматривают обязательность постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины в региональном органе исполнительной власти. При этом за неисполнение требований о постановке пункта на учет устанавливается административная ответственность.
Закон области № 2859-ОЗ и Постановление Правительства Вологодской области от 06.11.2012 № 1324 "О реализации закона области от 3 октября 2012 года № 2859-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области" не предусматривают процедуру постановки на учет пунктов приема, хранения, переработки и отгрузки древесины. В связи с этим и соответствующий состав административного правонарушения в Законе области отсутствует;
2) региональными законами в сфере оборота древесины установлены требования к приему древесины. При этом, законы об административных правонарушениях предусматривают ответственность либо за нарушение порядка приема и учета древесины (Республики Башкортостан, Тверская область, Красноярский край, Архангельская область), либо за несоблюдение требований о наличии документов, необходимых при приемке древесины (республика Бурятия, Иркутская область).
Кроме того, в законе области № 2859-ОЗ в статьях 4 и 5 установлены порядок приема и порядок учета древесины.
В связи с этим, в статье 3.10 Закона области № 2429-ОЗ правильно было бы предусмотреть административную ответственность за нарушение требований именно к порядку приема (учета), а не требований к приему (учету), либо за нарушение порядка приема (учета) древесины.
В настоящее время часть 1 статьи 3.10 Закона области устанавливает ответственность за нарушение требований к учету древесины.
3) частью 3 статьи 3 Закона области № 2859-ОЗ предусматривается, что в случае, если владельцами пункта приема древесины являются несколько юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, учет древесины в соответствии с настоящим законом области каждым владельцем пункта приема древесины ведется раздельно.
Указанная статья 3 устанавливает требования к пунктам приема древесины, а вышеуказанная норма части 3 направлена на регулирование порядка учета древесины.
В связи с чем, постоянный комитет полагает целесообразным перенести ее в статью 5 Закона области № 2859-ОЗ "Порядок учета древесины в пункте приема древесины", в целях дальнейшей правильной квалификации соответствующих правонарушений;
4) статьей 3.10 Закона области установлена административная ответственность за:
несоблюдение установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины требований о составлении и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти области отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине или внесение в отчет о принятой, переработанной и отгруженной древесине недостоверных и (или) неполных сведений;
Данные положения Закона области не в полной мере соответствуют общеправовому критерию формальной определенности в связи с тем, что отсылают к целому роду правил и норм, а не к конкретной статье (конкретным статьям).
В связи с изложенным полагаем необходимым внести изменения в статью 3.10 Закона области в части конкретизации материального основания административной ответственности за нарушение (несоблюдение) установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины требований (обязанностей).
Федеральными органами государственной власти неоднократно предпринимались попытки законодательно урегулировать вопросы оборота круглых лесоматериалов. Еще в 2010 году Рослесхозом был подготовлен проект федерального закона "О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который активно обсуждался в профессиональном экспертном сообществе, но так и не был внесен в Государственную Думу.
В настоящее время Правительством Российской Федерации предприняты активные попытки решения этого вопроса другим способом.
На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 168903-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования учета заготовленной древесины), внесенный депутатами Государственной Думы ФС РФВ.И. Кашиным, И.И. Никитчуком, В.И. Кашиным, И.И. Никитчуком, А.И. Фокиным, Л.А. Огулем, А.Б. Василенко, Б.В. Иванюженковым, В.М. Мархаевым, А.Е. Бобраковым, М.Л. Шаккумом.
Постановлением Государственной Думы от 02.07.2013 № 2644-6 ГД указанный законопроект принят в первом чтении.
Правительством Российской Федерации подготовлен пакет существенных поправок к законопроекту по сути полностью меняющих его текст и направленных на реализацию в этом законопроекте концептуальных положений вышеуказанного проекта федерального закона, подготовленного Рослесхозом.
Так, поправками предлагается внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и КоАП РФ, предусматривающие введение требований к учету, перевозке и реализации круглых лесоматериалов, декларированию сделок с ними, маркировке круглых лесоматериалов из дуба, бука или ясеня, и изъятию круглых лесоматериалов, перевозимых с нарушениями. Поправки также предусматривают создание специализированной федеральной информационной системы - ЕГАИС "Круглые лесоматериалы", которая должна обеспечить сбор и анализ информации о сделках с круглыми лесоматериалами.
непредставление или нарушение установленных сроков представления декларации о сделках с круглыми лесоматериалами;
непредставление или несвоевременное предоставлений сведений в единую государственную автоматизированную информационную систему "Круглые лесоматериалы";
нарушение порядка учета круглых лесоматериалов;
нарушение требований лесного законодательства об обязательной маркировке круглых лесоматериалов из дуба, бука и ясеня;
нарушение требований лесного законодательства о сделках с круглыми лесоматериалами в части перевозки круглых лесоматериалов.
В случае принятия вышеуказанного проекта федерального закона с учетом поправок, предложенных Правительством Российской Федерации, законодательство Вологодской области, регулирующее вопросы оборота круглых лесоматериалов, а также нормы, устанавливающие соответствующую административную ответственность, будут подлежать признанию утратившими силу.
3. Информация о правоприменительной практике закона области
"Об административных правонарушениях в Вологодской области"
в части административной ответственности за нарушение
нормативных правовых актов области в сфере оборота
древесины (статья 3.10 Закона области)
Закон области № 2859-ОЗ и статья 3.10 Закона области вступили в силу с 1 ноября 2012 года.
В течение ноября-декабря 2012 года Департаментом лесного комплекса области было организовано проведение информационно-разъяснительной работы о новых требованиях законодательства и установленной ответственности среди предпринимателей, осуществляющих на территории области деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины. Работа по осуществлению проверок соблюдения Закона области № 2859-ОЗ фактически началась в 2013 году. За девять месяцев 2013 года специалистами Департамента лесного комплекса области выявлен 81 факт нарушений требований Закона области, из них: нарушение требований к пунктам приема, хранения, переработки и отгрузки древесины и к учету на пунктах приема, хранения, переработки и отгрузки древесины - 21 факт, несоблюдение установленных требований о составлении и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти области отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине или внесение в отчет о принятой, переработанной и отгруженной древесине недостоверных и (или) неполных сведений - 29 фактов, неисполнение перевозчиком древесины обязанностей по обеспечению наличия документов в транспортном средстве, перевозящем древесину - 31 факт.
По всем фактам нарушений составлены протоколы об административных правонарушениях (1 – в отношении юридического лица, 49 – в отношении должностных лиц, 31 – в отношении граждан) и направлены мировым судьям для рассмотрения. По результатам рассмотрения 61 лицо привлечено к административной ответственности (постановления вступили в законную силу). Всего наложено штрафов на сумму 1260 тыс.руб.
Закон области №2859-ОЗ был разработан в целях контроля за легальностью осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами деятельности по закупке, переработке и продаже древесины, и как следствие - сокращения количества незаконных рубок и ущерба, ими причиняемого. Требования, установленные Законом области № 2859-ОЗ, и ответственность за их несоблюдение являются частью комплексных мер, принимаемых органами государственной власти по декриминализации лесной отрасли. Информация о применении Закона области № 2859-ОЗ и статьи 3.10 Закона области обсуждается также на еженедельных заседаниях межведомственной рабочей группы по реализации "особого режима" на территории Бабушкинского муниципального района.
Постоянным комитетом также проанализирована поступившая из прокуратуры области информация о проведенном мониторинге правопримененияЗакона области № 2859-ОЗ. В ходе проведения указанного мониторинга органами прокуратуры были выявлены следующие пробелы и несовершенства правового регулирования.
Анализ практики применения Закона области № 2859-ОЗ показал необходимость закрепления в Законе области № 2859-ОЗ процедуры постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины в исполнительном органе государственной власти, что позволит осуществлять полный контроль за оборотом древесины, планировать соответствующие проверки уполномоченными органами (аналогичное предложение содержится также в информации правового управления Законодательного Собрания области по результатам анализа законодательства субъектов Российской Федерации в части установления административной ответственности за правонарушения в сфере оборота древесины).
Частью 3 статьи 4 Закона области № 2859-ОЗ предусмотрено, что при сдаче древесины, заготовленной в соответствии с договором аренды лесного участка, помимо документов, указанных в части 2 настоящей статьи, лицо, сдающее древесину, должно предъявить копию лесной декларации.
Предлагается дополнить перечень документов, указав: "копию лесной декларации (с приложениями) и с отметкой о ее принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим лесной участок, договор аренды лесного участка".
Также следует устранить пробел и закрепить в Законе области № 2859-ОЗ перечень документов, которые необходимо предъявлять при сдаче древесины, заготовленной на лесном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования: акт о предоставлении лесного участка на право постоянного (бессрочного) пользования, лесная декларация (с приложениями) и с отметкой о ее принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим лесной участок.
Кроме того, необходимо урегулировать вопрос, касающийся учета древесины в случае, если владелец пункта приема и отгрузки древесины является одновременно и собственником сдаваемой древесины (лесозаготовителем).
Основной проблемой, по мнению прокуратуры области, с которым согласен постоянный комитет, не позволяющей эффективно реализовать цели принятия закона области, является отсутствие закрепленного механизма контроля за выполнением требований Закона области № 2859-ОЗ в соответствии с действующим законодательством.
Необходимость правовой регламентации соответствующего механизма контроля также усматривается из проведенного анализа информации, поступившей из муниципальных районов области.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга к основным проблемам, не позволяющим в полной мере эффективно реализовывать областное законодательство в сфере оборота древесины, по мнению постоянного комитета, относятся следующие:
отсутствие в Законе области № 2859-ОЗ закрепленной процедуры постановки на учет в уполномоченном органе исполнительной власти пунктов приема, хранения, переработки и отгрузки древесины;
отсутствие в Законе области № 2859-ОЗ закрепленного механизма контроля за выполнением требований закона в соответствии с действующим законодательством.
В связи с изложенным, а также учитывая выявленные в ходе мониторинга несовершенства регионального правового регулирования в сфере оборота древесины и административной ответственности за нарушения требований, установленных областным законодательством в сфере оборота древесины, постоянный комитет полагает необходимым:
1. подготовить проект закона области "О внесении изменений в статью 3.10 закона области "Об административных правонарушениях в Вологодской области", в части:
установления административной ответственности за нарушение требований к порядку приема древесины на пунктах приема, хранения, переработки и отгрузки древесины;
уточнения диспозиции части 1 (установление административной ответственности за нарушение требований именно к порядку приема (учета) древесины, а не требований к приему (учету), либо за нарушение порядка приема (учета) древесины;
конкретизации материального основания административной ответственности за нарушение (несоблюдение) установленных нормативными правовыми актами области в сфере оборота древесины требований (обязанностей);
2. предложить постоянному комитету Законодательного Собрания области по экономической политике и собственности рассмотреть вопросы:
о закреплении в Законе области № 2859-ОЗ процедуры постановки на учет в уполномоченном органе исполнительной власти пунктов приема, хранения, переработки и отгрузки древесины;
о закреплении в Законе области № 2859-ОЗ (других нормативных правовых актах области) механизма контроля за выполнением требований закона в соответствии с действующим законодательством;
об уточнении перечня документов, предусмотренных в статье 4 Закона области № 2859-ОЗ, предъявляемых лицом, сдающим древесину, указав "копию лесной декларации (с приложениями) и с отметкой о ее принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим лесной участок, договор аренды лесного участка";
о закреплении в Законе области № 2859-ОЗ перечня документов, которые необходимо предъявлять при сдаче древесины, заготовленной на лесном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования: акт о предоставлении лесного участка на право постоянного (бессрочного) пользования, лесная декларация (с приложениями) и с отметкой о ее принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим лесной участок;
правового регулирования в Законе области № 2859-ОЗ отношений, касающихся учета древесины в случае, если владелец пункта приема и отгрузки древесины является одновременно и собственником сдаваемой древесины (лесозаготовителем).
Приложение 1
к Результатам проведения мониторинга практики применения закона области
от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ
"Об административных правонарушениях в Вологодской области" в части административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов области в сфере оборота древесины
Сравнительная таблица законодательства субъектов Российской Федерации
об административной ответственности в сфере оборота древесины
№ п/п |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Состав административного правонарушения |
Санкция (вид и размер административного наказания) |
Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях |
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Амурская область |
1. Неисполнение требований закона области о наличии в пункте приема и отгрузки древесины книги учета поступившей (принятой) и отгруженной древесины, книги покупок и продаж древесины, приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженной древесины |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. |
от имени специально уполномоченного органа области, осуществляющего государственное управление в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов: 1) главный государственный лесной инспектор в Амурской области, его заместители; 2) старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и их заместители. |
главный государственный лесной инспектор
|
2. Неисполнение требований закона области по ведению книги учета поступившей (принятой) и отгруженной древесины, книги покупок и продаж древесины, приемо-сдаточных актов, по внесению сведений в книгу учета приемо-сдаточных актов, в журнал регистрации отгруженной древесины, а также внесение недостоверных сведений в указанные документы |
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. | ||||
2. |
Архангельская область |
1. Нарушение требований, установленных статьями 3-6 областного закона
|
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
|
Мировые судьи
|
должностные лица исполнительного органа государственной власти Архангельской области, уполномоченного на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)
|
2. Неисполнение перевозчиком древесины установленных статьей 7 областного закона от 24 июня 2009 года № 38-4-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области" обязанностей по обеспечению наличия документов в транспортном средстве, перевозящем древесину, если за это не установлена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч
| ||||
3. |
Республика Башкортостан |
1. Нарушение установленных Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 449-з "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Башкортостан" требований к организации приема и отгрузки древесины, порядка приема и учета принимаемой древесины, требований к организации учета приема (поступления), передачи (вывоза) древесины, порядка оформления документов при обращении с древесиной |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
|
от имени органа, исполнительной власти Республики Башкортостан в области лесного хозяйства: руководитель органа и его заместители, а также руководители структурных подразделений органа и их заместители.
|
должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
|
2. Перевозка древесины без документов, предусмотренных Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 449-з "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Башкортостан", |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч
| ||||
4. |
Республика Бурятия |
1. Несоблюдение установленных Законом Республики Бурятия "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" требований о наличии документов, необходимых при приемке древесины, на пункте приема и отгрузки древесины - |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот тысяч рублей |
мировые судьи
|
руководитель, его заместители, начальники отделов, заместители начальников отделов, государственные гражданские служащие Республики Бурятия ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты" уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, в пределах их компетенции; руководитель, его заместители, начальники отделов, заместители начальников отделов, государственные гражданские служащие Республики Бурятия ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты", а также лесничие уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) (в части административных правонарушений, совершенных на землях лесного фонда), в пределах их компетенции; сотрудники полиции в пределах своей компетенции (только по час-ти 3). |
2. Нарушение установленного Законом Республики Бурятия "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" порядка ведения документов учета древесины на пункте приема и отгрузки древесины, а также сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации по учету древесины - |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот тысяч рублей.
|
| |||
3. Несоблюдение установленных Законом Республики Бурятия "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" требований о наличии документов, необходимых при транспортировке древесины, -
|
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот тысяч рублей. | ||||
4. Несоблюдение установленных Законом Республики Бурятия "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия" требований по обязательной постановке пункта приема и отгрузки древесины на учет в исполнительном органе государственной власти Республики Бурятия, уполномоченном Правительством Республики Бурятия, -
|
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот тысяч рублей.
| ||||
5. |
Забайкальский край |
1. Неисполнение требований закона Забайкальского края о представлении документов в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Забайкальского края для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет или внесение заведомо недостоверных сведений в документы, необходимые для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет в уполномоченном органе государственной власти Забайкальского края, |
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. |
Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, наделенный полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора |
должностные лица исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, наделенного полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора, |
2. Неисполнение требований закона Забайкальского края о наличии на пункте приема и отгрузки древесины документов учета принятой и отгруженной древесины -
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц -
| ||||
3. Неисполнение требований закона Забайкальского края по внесению сведений в документы учета принятой и отгруженной древесины, а также внесение недостоверных сведений в указанные документы - |
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. | ||||
|
|
4. Неисполнение требований закона Забайкальского края о составлении на пункте приема и отгрузки древесины и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти Забайкальского края ежемесячной отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине или внесение в отчетность о принятой, переработанной и отгруженной древесине недостоверных и (или) неполных сведений |
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
|
|
|
5. Неисполнение требований закона Забайкальского края о наличии документов, необходимых при транспортировке древесины, |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. |
Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений |
должностные лица исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, осуществляющего функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений | ||
6. |
Ивановская область |
1. Нарушение требования к пунктам приема и отгрузки древесины, установленного частью 1 статьи 2 Закона Ивановской области "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Ивановской области", |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей. |
Мировые судьи
|
должностные лица исполнительного органа государственной власти Ивановской области, осуществляющего управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений: начальник управления, начальник отдела, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела, к вопросам ведения которых отнесено осуществление федерального государственного лесного надзора; должностное лицо, замещающее должность государственной гражданской службы Ивановской области с наименованием "государственный инспектор", "старший государственный инспектор"; |
2. Нарушение требований к порядку приема и учета принятой и отгружаемой древесины на пунктах приема и отгрузки древесины, установленных постановлением Правительства Ивановской области, - |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей. | ||||
3. Нарушение требований к наличию документов, необходимых при транспортировке древесины, установленных статьей 4 Закона Ивановской области "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Ивановской области", если за это Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена административная ответственность, |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей. | ||||
7. |
Иркутская область |
1. Неисполнение требований Закона Иркутской области "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области" от 18 октября 2010 года № 93-ОЗ (далее - Закон области) о постановке пункта приема и отгрузки древесины на учет в исполнительном органе государственной власти Иркутской области, уполномоченном Правительством Иркутской области (далее - уполномоченный орган исполнительной власти), |
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
|
Мировые судьи
|
должностные лица исполнительных органов государственной власти Иркутской области в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них нормативными правовыми актами Губернатора Иркутской области или Правительства Иркутской области; должностные лица органов внутренних дел (полиции) |
|
|
2. Внесение заведомо недостоверных сведений в документы, представляемые в уполномоченный орган исполнительной власти при постановке пункта приема и отгрузки древесины на учет, -
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. |
|
|
3. Неисполнение требований Закона области о наличии на пункте приема и отгрузки древесины документов учета древесины, информации и документации, предусмотренных статьей 2 Закона области, -
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. | ||||
4. Неисполнение требований Закона области по внесению сведений в документы учета принятой и отгруженной древесины, а также внесение заведомо недостоверных сведений в указанные документы -
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. | ||||
5. Неисполнение требований Закона области о представлении в уполномоченный орган исполнительной власти ежемесячной декларации о принятой, переработанной и отгруженной древесине с копиями приемо-сдаточных актов -
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. | ||||
6. Представление в уполномоченный орган исполнительной власти ежемесячной декларации о принятой, переработанной и отгруженной древесине
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. | ||||
7. Неисполнение требований Закона области о наличии документов, необходимых при транспортировке древесины, -
|
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. | ||||
8. Нецелевое использование древесины, выразившееся в продаже или приобретении древесины, заготовленной на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, или древесины, заготовленной в исключительных случаях на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, и (или) отгрузке указанной древесины |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических | ||||
|
|
с одновременным отчуждением, и (или) отгрузке древесины без ее отчуждения лицу, которое не является собственником или уполномоченным им в соответствии с федеральным законодательством лицом, сдавшим древесину на пункт приема и отгрузки на переработку, и (или) хранение, и (или) транспортировку, - |
лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. |
|
|
9. Неисполнение требований Закона области о хранении на пункте приема и отгрузки древесины документов, предусмотренных статьей 4 Закона области, -
|
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. | ||||
8. |
Красноярский край |
1. Нарушение требования обязательной постановки на учет пункта приема и отгрузки древесины в органе исполнительной власти Красноярского края, оказывающем государственные услуги и управляющем государственным имуществом в области лесных отношений, установленного Законом края "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края", - |
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц -
|
от имени органа исполнительной власти края, осуществляющего региональный государственный экологический надзор: руководитель органа, его заместители, начальники отделов
|
должностные лица органа исполнительной власти края, осуществляющие региональный государственный экологический надзор |
2. Непредставление и несвоевременное представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием и отгрузку древесины, отчета о принятой и отгруженной древесине, предусмотренного пунктом 7 статьи 2 Закона края "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края", - |
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц -
| ||||
3. Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием и отгрузку древесины, порядка приема и учета принятой древесины и (или) порядка учета отгружаемой древесины, установленных Законом края "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края", - |
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч
| ||||
4. Транспортировка древесины без документов, предусмотренных Законом края "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края", -
|
влечет наложение административного штрафа на граждан - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. | ||||
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 - 5 настоящей статьи, -
|
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч
| ||||
9. |
Новгородская область |
Нарушение требований организации деятельности приема и отгрузки древесины на территории Новгородской области -
|
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. |
Мировые судьи
|
должностные лица территориальных органов МВД России по Новгородской области
|
10. |
Тверская область |
Несоблюдение перевозчиком или отправителем древесины при транспортировке древесины на территории Тверской области требований по обеспечению водителя транспортного средства или лица, сопровождающего груз, документами, установленными законом Тверской области, - |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений
|
должностные лица уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений, должностные лица подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений государственных учреждений, осуществляющих в соответствии с федеральным законодательством федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах; должностные лица органов внутренних дел (полиции) (только за несоблюдение требований по обеспечению водителя транспортного средства или лица, сопровождающего груз, документами) |
Несоблюдение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями требований к организации приема и отгрузки древесины, а равно нарушение порядка приема и учета принимаемой древесины, а также порядка учета отчуждаемой древесины, установленных нормативными правовыми актами Тверской области, |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
| ||||
11. |
Томская
|
1. Неисполнение требований Закона Томской области "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области" о постановке пункта приема и отгрузки древесины на учет в исполнительном органе государственной власти Томской области, определенном Губернатором Томской области (далее - уполномоченный орган) |
влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридическое лицо - двести тысяч рублей.
|
Административные комиссии |
должностные лица исполнительных органов государственной власти Томской области, уполномоченные на составление протоколов об административных правонарушениях Губернатором Томской области |
2. Неисполнение требований Закона Томской области "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области" о наличии в пункте приема и отгрузки древесины документов учета принятой и отгруженной древесины, а равно не внесение сведений в документы учета принятой и отгруженной древесины или внесение заведомо недостоверных сведений в указанные документы |
влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере
| ||||
3. Неисполнение требований Закона Томской области "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области" о представлении в уполномоченный орган ежемесячного отчета о принятой и отгруженной древесине с копиями приемо-сдаточных актов, а равно представление в уполномоченный орган ежемесячного отчета о принятой и отгруженной древесине с копиями приемо-сдаточных актов, содержащих заведомо недостоверные сведения о принятой и отгруженной древесине |
влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
| ||||
4. Неисполнение требований Закона Томской области "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области" о наличии документов, необходимых при перевозке древесины, -
|
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностное лицо - от сорока тысяч
| ||||
5. Неисполнение требований Закона Томской области "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области" о наличии на пункте приема и отгрузки древесины копии свидетельства о постановке на учет в уполномоченном органе - |
влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. | ||||
12. |
Хабаровский край |
Неисполнение обязанности по постановке пункта приема и отгрузки древесины и лиц, осуществляющих деятельность по приему и отгрузке древесины, на учет в уполномоченном Правительством края органе исполнительной власти края - |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. |
от имени специально уполномоченного органа исполнительной власти края по осуществлению государственного контроля за оборотом древесины государственные инспекторы края по осуществлению контроля за оборотом древесины.
|
государственные инспекторы края по осуществлению контроля за оборотом древесины
|
Отсутствие на пункте приема и отгрузки древесины журнала учета приема древесины -
|
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
| ||||
Отсутствие на пункте приема и отгрузки древесины журнала учета переработки древесины -
|
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. | ||||
Отсутствие на пункте приема и отгрузки древесины журнала учета отгрузки древесины - |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
| ||||
Невнесение сведений в журнал учета приема древесины, а равно внесение недостоверных сведений в указанный журнал на пункте приема и отгрузки древесины -
|
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
| ||||
Невнесение сведений в журнал учета переработки древесины, а равно внесение недостоверных сведений в указанный журнал на пункте приема и отгрузки древесины |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
| ||||
Невнесение сведений в журнал учета отгрузки древесины, а равно внесение недостоверных сведений в указанный журнал на пункте приема и отгрузки древесины - |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
| ||||
Отсутствие на пункте приема и отгрузки древесины в доступном для обозрения месте информации, установленной краевым законом, - |
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
|
|
| Приложение 2
к Результатам проведения мониторинга практики применения закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных право- нарушениях в Вологодской области" в части административ- ной ответственности за нарушение нормативных правовых актов области в сфере оборота древесины | ||
Информация о правоприменительной практике
на территории Вологодской области статьи 3.10 закона области от 8 декабря 2010 года № 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" в рамках реализации закона области от 03.10.2012 № 2859-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской области" за январь-сентябрь 2013 года (по данным Департамента лесного комплекса Вологодской области) | ||||
|
|
|
|
|
№
п/п | Наименование показателя | За отчетный период | Итого с начала года | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Сведения о проведенных проверках |
|
| |
1,1 | Проведено проверок, всего | 1 | 29 | |
| в том числе: |
|
| |
1.1.1 | проведено проверок специалистами лесничества | 0 | 8 | |
1.1.2 | проведено проверок с иными контролирующими органами | 1 | 21 | |
2. | Сведения о принятых мерах |
|
| |
2.1. | Составлено протоколов, всего | 8 | 81 | |
2.1.1 | на юридических лиц | 0 | 1 | |
2.1.2 | на должностных лиц | 8 | 49 | |
2.1.3 | на граждан | 0 | 31 | |
| в том числе по: |
|
| |
2.1.4 | ч. 1 ст. 3.10 | 2 | 21 | |
2.1.5 | на юридических лиц | 0 | 0 | |
2.1.6 | на должностных лиц | 2 | 21 | |
2.1.7 | ч. 2 ст. 3.10 | 6 | 29 | |
2.1.8 | на юридических лиц | 0 | 1 | |
2.1.9 | на должностных лиц | 6 | 28 | |
2.1.10 | ч. 3 ст. 3.10 | 0 | 31 | |
2.1.11 | на юридических лиц | 0 | 0 | |
2.1.12 | на должностных лиц | 0 | 0 | |
2.1.13 | на граждан | 0 | 31 | |
2.2. | Привлечено лиц, всего | 0 | 61 | |
2.2.1 | юридических лиц | 0 | 1 | |
2.2.2 | должностных лиц | 0 | 30 | |
2.2.3 | граждан | 0 | 30 | |
| в том числе по: |
|
| |
2.2.4 | ч. 1 ст. 3.10 | 0 | 14 | |
2.2.5 | юридических лиц | 0 | 0 | |
2.2.6 | должностных лиц | 0 | 14 | |
2.2.7 | ч. 2 ст. 3.10 | 0 | 17 | |
2.2.8 | юридических лиц | 0 | 1 | |
2.2.9 | должностных лиц | 0 | 16 | |
2.2.10 | ч. 3 ст. 3.10 | 0 | 30 | |
2.2.11 | юридических лиц | 0 | 0 | |
2.2.12 | должностных лиц | 0 | 0 | |
2.2.13 | граждан | 0 | 30 | |
2.3. | Наложено административных штрафов, всего (тыс. руб.) | 0 | 1260 | |
2.3.1 | на юридических лиц | 0 | 100 | |
2.3.2 | на должностных лиц | 0 | 1040 | |
2.3.3 | на граждан | 0 | 120 | |
| в том числе по: |
|
| |
2.3.4 | ч. 1 ст. 3.10 | 0 | 560 | |
2.3.5 | на юридических лиц | 0 | 0 | |
2.3.6 | на должностных лиц | 0 | 560 | |
2.3.7 | ч. 2 ст. 3.10 | 0 | 580 | |
2.3.8 | на юридических лиц | 0 | 100 | |
2.3.9 | на должностных лиц | 0 | 480 | |
2.3.10 | ч. 3 ст. 3.10 | 0 | 120 | |
2.3.11 | на юридических лиц | 0 | 0 | |
2.3.12 | на должностных лиц | 0 | 0 | |
2.3.13 | на граждан | 0 | 120 | |
2.4. | Взыскано административных штрафов, всего (тыс. руб.) | 80,49566 | 810,54566 | |
2.4.1 | с юридических лиц | 0 | 0 | |
2.4.2 | с должностных лиц | 76,49566 | 706,54566 | |
2.4.3 | с граждан | 4 | 104 | |
| в том числе по: |
|
| |
2.4.4 | ч. 1 ст. 3.10 | 46,49566 | 376,54566 | |
2.4.5 | с юридических лиц | 0 | 0 | |
2.4.6 | с должностных лиц | 46,49566 | 376,54566 | |
2.4.7 | ч. 2 ст. 3.10 | 30 | 330 | |
2.4.8 | с юридических лиц | 0 | 0 | |
2.4.9 | с должностных лиц | 30 | 330 | |
2.4.10 | ч. 3 ст. 3.10 | 4 | 104 | |
2.4.11 | с юридических лиц | 0 | 0 | |
2.4.12 | с должностных лиц | 0 | 0 | |
2.4.13 | с граждан | 4 | 104 |