Постановление Законодательного собрания области от 24 сентября 2014 года № 555
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга практики применения закона
области от 30 марта 2011 года № 2488-ОЗ "О единовременных
выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности"

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики применения закона области от 30 марта 2011 года № 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности".

Председатель Законодательного

Собрания области Г.Е. Шевцов

Вологда

24 сентября 2014 года

№ 555





УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением 
Законодательного 
Собрания области 
от 24.09.2014 № 555

Результаты

проведения мониторинга практики применения закона области от 30 марта 2011 года № 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам,
проживающим и работающим в сельской местности"

I. Общие положения

Объект мониторинга практики применения (далее – мониторинг) – закон Вологодской области от 30 марта 2011 года № 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" (далее – Закон области).

Субъект мониторинга Закона области – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению
(далее – постоянный комитет).

Цели мониторинга Закона области – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по установлению и предоставлению единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг проводился постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2014 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 994.

В процессе проведения мониторинга постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации по вопросу установления и предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. При проведении мониторинга запрошена следующая информация:

в Правительстве области – о практике применения и реализации Закона области на территории области;

в прокуратуре области – о поступающих в органы прокуратуры обращениях граждан и мерах прокурорского реагирования по Закону области, а также имеющихся замечаниях и предложениях по его совершенствованию;

в Общественной палате области – о поступающих обращениях граждан по Закону области, а также замечаниях и предложениях по его совершенствованию;

в Молодежном парламенте области – о замечаниях и предложениях по совершенствованию Закона области;

в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области – о проведении экспертизы на соответствие Закона области федеральному законодательству и отсутствие в нем коррупциогенных факторов.

4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.

5. Выработаны предложения по совершенствованию Закона области по результатам мониторинга.

III. Проведение мониторинга

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
в сфере дополнительного социального обеспечения врачей,
проживающих и работающих в сельской местности

Статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по состоянию на май 2014 года по данным справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" в части установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, следует отметить следующее.

Вышеуказанные вопросы в субъектах РФ регулируются либо законодательными органами государственной власти, либо исполнительными органами государственной власти в виде принятия соответственно региональных законов либо иных региональных нормативных правовых актов.

Применяемые в субъектах РФ меры социальной поддержки, направленные на привлечение медицинских работников в сельскую местность, можно условно разделить на следующие группы:

1. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) – предоставляются в достаточно большом количестве регионов, например, в республиках Алтай, Ингушетия
и Мордовия, Амурской, Иркутской, Курганской, Магаданской областях.

Предоставляются данные меры социальной поддержки в виде ежемесячной либо единовременной денежной выплаты (компенсации).

2. Меры социальной поддержки специалистам системы здравоохранения, оказываемые в виде единовременной денежной выплаты (пособия), – предоставляются помимо Вологодской также в Астраханской, Омской, Смоленской, Псковской, Саратовской, Тульской областях, республиках Дагестан, Бурятия и Карелия, Ханты-Мансийском автономном округе.

Размер предоставляемых врачам выплат достаточно вариативен:
от 50 000 рублей (например, в Астраханской области) и до 500 000 рублей (Смоленская область).

В большинстве субъектов РФ единовременные выплаты предусматриваются в рамках реализации государственных программ развития здравоохранения (республики Бурятия, Дагестан, Карелия, Псковская, Саратовская, Тульская области). Какой-либо дополнительной информации об условиях реализации данных мероприятий в СПС "КонсультантПлюс" в отношении данных регионов найти не удалось.

Например, программой модернизации здравоохранения республики Карелия на 2011-2016 годы (утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2011 года № 124р-П) запланировано предоставление единовременной компенсации в размере 20 000 рублей молодым врачам, отработавшим не менее одного года в сельской местности. Государственной программой Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2013 года) запланировано обеспечить выплатами ежегодно до 15 врачей по 250 000 рублей и до 10 средних медицинских работников – по 125 000 рублей каждому.

Вместе с тем, в отношении некоторых субъектов удалось найти более подробную информацию.

Так, например, постановлением Правительства Астраханской области от 11 августа 2010 года № 361-П утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, в соответствии с которым молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области в возрасте не старше 35 лет, получившим высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, имеющим диплом и сертификат специалиста и приступившим впервые к работе непосредственно после окончания образовательного учреждения либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и проживающим в городских, сельских поселениях и осуществляющим медицинскую или фармацевтическую деятельность в медицинских учреждениях, расположенных в городских, сельских поселениях, либо желающим переехать на постоянное место жительства в городское, сельское поселение для работы в этих медицинских учреждениях, в качестве мер социальной поддержки устанавливается единовременное пособие в размере:

50 000 рублей – молодому специалисту, получившему высшее медицинское или фармацевтическое образование;

30 000 рублей – молодому специалисту, получившему среднее медицинское или фармацевтическое образование.

При этом получатели мер социальной поддержки должны заключить
с медицинским учреждением трудовой договор на срок не менее 3 лет и приступить к медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

В случае расторжения трудового договора до истечения трехлетнего периода по инициативе молодого специалиста он обязан в срок не позднее 30 календарных дней после расторжения трудового договора произвести возврат средств, полученных им в виде мер социальной поддержки, в бюджет Астраханской области. Также установлено, что в случае отказа молодого специалиста возвратить средства, полученные им в виде мер социальной поддержки, в бюджет Астраханской области министерство здравоохранения Астраханской области осуществляет возврат в судебном порядке.

Статьей 38 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ установлены меры социальной поддержки молодых специалистов, впервые поступивших на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области, а именно установлено право на получение единовременных пособий молодым специалистам, впервые поступившим на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области, расположенные на территориях муниципальных районов Омской области, возраст которых не превышает 28 лет включительно, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование и заключившим с учреждением трудовой договор по полученной специальности на срок не менее трех лет. Размер пособий, а также порядок и условия их предоставления устанавливаются Губернатором Омской области, Правительством Омской области.

Стоит отметить, что указанной статьей 38 также установлено, что средства областного бюджета, предоставляемые молодым специалистам в виде пособий, подлежат возврату в следующих случаях:

1) обнаружения в течение трех лет после выплаты пособия:

недостоверных сведений в документах, представленных молодым специалистом в уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, наделенный полномочием по организации выплаты пособия молодым специалистам;

факта подложности вышеуказанных документов;

2) досрочного расторжения трудового договора, заключенного с молодым специалистом на срок не менее трех лет, расторжения в течение трех лет трудового договора, заключенного с молодым специалистом на неопределенный срок, по основаниям, предусмотренным:

частью 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации;

статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации (за исключением случаев установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора);

пунктами 3, 5-11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;

пунктами 1, 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации.

Государственной программой Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 674) установлен, помимо прочего, Порядок предоставления единовременного пособия на обустройство лицам с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием, завершившим послевузовское профессиональное обучение в интернатуре или ординатуре, и лицам со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием. Размер пособия – 165 996 рублей.

При этом пособие предоставляется получателю при соблюдении следующих условий:

наличие заявления на имя министра здравоохранения Самарской области о выплате пособия;

наличие диплома о высшем медицинском и (или) фармацевтическом образовании (для лиц с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием), наличие диплома о среднем медицинском и (или) фармацевтическом образовании, полученного в текущем году (для лиц со средним медицинским
и (или) фармацевтическим образованием);

наличие диплома о послевузовском профессиональном образовании, полученного в текущем году (для лиц с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием);

наличие сертификата специалиста по соответствующей специальности;

заключение трудового договора с учреждением по наиболее востребованной медицинской (фармацевтической) специальности;

заключение трехстороннего договора между учреждением, получателем и министерством.

Обязательными условиями договора являются:

обязательство получателя отработать в учреждении по медицинской или фармацевтической специальности не менее трех лет с даты заключения договора;

обязательство получателя возвратить выплаченную сумму в случае прекращения трудового договора до истечения трех лет;

обязательство министерства предоставить получателю пособие в течение 40 календарных дней, начиная с даты заключения договора;

обязательство учреждения о предоставлении министерству информации об исполнении получателем обязательств по договору.

В обязательный трехлетний срок работы получателя в учреждении включается время работы, выполняемой по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии
с трудовым договором, время нахождения в оплачиваемом основном и дополнительном отпусках, а также период временной нетрудоспособности (не более
1 календарного месяца в течение года).

В случае прекращения трудового договора до истечения трех лет выплаченное получателю пособие (вся сумма) подлежит возврату в бюджет Самарской области в срок не позднее даты расторжения трудового договора.

Выплаченное получателю пособие не подлежит возврату в случаях прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации Смоленской области от 30 января 2013 года № 33 был утвержден Порядок предоставления в 2013 году дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, в соответствии с которым в 2013 году была установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременного денежного пособия, в том числе в размере 500 000 рублей – для отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территориях сельских поселений Смоленской области.

Указанная мера социальной поддержки устанавливалась в отношении работников, окончивших в 2012 году обучение в клинической ординатуре (интернатуре), обучавшихся на основании договора между Департаментом Смоленской области по здравоохранению, выпускником медицинского образовательного учреждения высшего профессионального образования (работником), медицинским образовательным учреждением высшего профессионального образования и областным государственным учреждением здравоохранения (работодателем), принятых на работу в учреждение, являющееся стороной договора, по установленным Порядком должностям и заключивших в 2012 году трудовой договор с учреждением, при условии, что данная работа в учреждении являлась для них основной, осуществлялась в объеме полной ставки на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.

В Смоленской области, так же как и в Вологодской, установлены основания для возврата полученных в качестве мер социальной поддержки единовременных выплат.

Пунктом 9 указанного Порядка установлено, что денежные средства, полученные заявителем в виде пособия, подлежат возврату (взысканию) в областной бюджет при условиях, когда заявитель на дату расторжения трудового договора фактически отработал в учреждении менее трех лет со дня заключения трудового договора и при этом трудовой договор расторгается по следующим основаниям:

по инициативе заявителя;

по инициативе работодателя по основаниям, связанным с дисциплинарными взысканиями;

по соглашению сторон.

При этом в фактически отработанное в учреждении время не включаются следующие периоды:

нахождение заявителя в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора (трех) лет;

прохождение заявителем действительной военной службы (альтернативной гражданской службы);

обучение заявителя в клинической ординатуре (интернатуре).

В Ханты-Мансийском автономном округе на основании закона ХМАО-Югры от 26 июня 2012 года № 86-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" установлены ежемесячные и единовременные денежные выплаты отдельным медицинским (фармацевтическим) работникам, оказывающим:

первичную медико-санитарную помощь;

специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (за исключением осуществления санитарно-авиационной эвакуации) (далее – скорая медицинская помощь);

паллиативную медицинскую помощь.

При этом ежемесячные денежные выплаты предоставляются молодым специалистам-врачам (провизорам), впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, – в размере 3000 рублей в месяц.

Предоставляются указанные выплаты молодым специалистам в течение первых трех лет непрерывной работы в медицинских организациях, находящихся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.

Следует отметить, что аналогичные ежемесячные денежные выплаты установлены также и молодым специалистам из числа среднего медицинского (фармацевтического) персонала, впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, но в меньшем размере – 2500 рублей в месяц (предоставляются также
в течение первых трех лет непрерывной работы).

Под молодыми специалистами для целей предоставления указанных выплат понимаются граждане не старше 35 лет на дату трудоустройства, получившие высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование
в Российской Федерации, имеющие диплом установленного образца, а также сертификат специалиста.

Кроме того, молодым специалистам, впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на хозяйственное обустройство в размере 100 000 рублей, которая не учитывается при исчислении средней заработной платы.

Какие-либо основания для отказа в предоставлении указанных выплат или основания для возврата уже предоставленных выплат указанным законом ХМАО-Югры не установлены.

3. В ряде субъектов РФ предусмотрено одновременное предоставление медицинским работникам сельской местности нескольких мер социальной поддержки одновременно (и единовременных выплат, и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).

Такая система действует, например, в Ленинградской области – постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2013 года № 130 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат средним медицинским работникам" была установлена единовременная компенсационная выплата средним медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения среднего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, в размере 345 000 рублей (в том числе налог на доходы физических лиц) на каждого медицинского работника.

При этом законом Ленинградской области от 1 марта 2005 года № 13-ОЗ "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" установлено право медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ленинградской области, и муниципальных организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, на ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства Орловской области от 18 сентября 2012 года № 333 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам, трудоустроившимся в сельской местности, в центральных районных больницах, расположенных в городах, поселках городского типа и обслуживающих сельское население. Согласно указанному Положению молодым специалистам с высшим медицинским образованием, прибывшим в 2013-2020 годах на работу после подготовки в клинической интернатуре (ординатуре) в учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельской местности, а также в центральные районные больницы, расположенные в городах, поселках городского типа и обслуживающие сельское население, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

единовременная выплата в размере 100 000 рублей;

возмещение расходов за найм жилого помещения в течение одного года в размере фактически произведенных затрат, но не более пяти тысяч рублей ежемесячно.

В случае принятия решения о предоставлении единовременной выплаты между молодым специалистом, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и учреждением здравоохранения заключается трехсторонний договор, предусматривающий:

обязанность молодого специалиста в течение 3 лет работать по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством Российской Федерации для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с соответствующим учреждением здравоохранения;

порядок перечисления молодому специалисту средств единовременной выплаты в течение 30 календарных дней со дня заключения данного договора на счет, открытый молодым специалистом в кредитной организации;

обязанность молодого специалиста возвратить часть единовременной выплаты в случае прекращения трудового договора с соответствующим учреждением здравоохранения до истечения трехлетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному молодым специалистом периоду;

ответственность молодого специалиста за неисполнение обязанностей, предусмотренных данным договором, в том числе по возврату части единовременной выплаты.

Согласно закону Еврейской автономной области от 30 октября 2013 года № 390-ОЗ "О мерах по привлечению медицинских работников для работы в областных учреждениях здравоохранения и их закреплению" врачам, принятым на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в населенных пунктах Еврейской автономной области, в том числе и сельских (кроме города Биробиджана), предоставляются следующие меры поддержки:

врачам, имеющим высшую квалификационную категорию:

служебное жилое помещение (отдельная квартира);

единовременная выплата в размере 350 000 рублей;

врачам, имеющим первую квалификационную категорию:

служебное жилое помещение (отдельная квартира);

единовременная выплата в размере 250 000 рублей;

врачам, имеющим вторую квалификационную категорию и молодым специалистам:

служебное жилое помещение (отдельная квартира);

единовременная выплата в размере 132 000 рублей.

При этом в случае отсутствия служебного жилья врачам выплачивается ежемесячная денежная компенсация за найм жилья в размере 10 000 рублей, но не более суммы, указанной в договоре найма жилого помещения.

Кроме того, предоставленное врачу служебное жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда и приватизировано в порядке, предусмотренном Правительством области, при условии проживания медицинского работника в служебном жилом помещении не менее
10 лет со дня вступления в силу указанного закона.

Указанные меры поддержки предоставляются врачам при условии включения в трудовой договор положения о сроке обязательной отработки:

для всех врачей, поступивших на работу в областные учреждения здравоохранения, за исключением молодых специалистов, поступивших на работу в областные учреждения здравоохранения, находящиеся в сельской местности, – не менее пяти лет;

для иных лиц – не менее трех лет.

Врачи, не отработавшие указанный срок на момент расторжения трудового договора, обязаны вернуть всю сумму полученной единовременной выплаты.

Однако в случае приглашения на работу областным учреждением здравоохранения врача, отработавшего не менее двух третей указанного ранее срока (пять лет либо три года) в другом областном учреждении здравоохранения, по решению органа исполнительной власти области врач вправе не возвращать выплаченную единовременную выплату при расторжении трудового договора при условии включения в заключаемый трудовой договор обязательства отработать срок, равный или превышающий срок, который не отработан по прежнему трудовому договору.

4. В ряде субъектов РФ установлены различные стимулирующие выплаты для медицинских работников сельской местности.

Например, законом Сахалинской области от 25 сентября 2003 года
№ 425 "О дополнительных социальных гарантиях молодым специалистам медицинских организаций Сахалинской области" установлены ежемесячные надбавки молодым специалистам (врачам-специалистам и средним медицинским работникам), прибывшим на работу в медицинские организации, расположенные в сельских населенных пунктах муниципальных образований Сахалинской области, в размере 30 процентов от установленного оклада.

Постановлением Правительства Ярославской области от 29 апреля 2013 года № 461-п утверждена региональная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения государственных учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2013-2017 годы, которой предусмотрено такое мероприятие, как предоставление доплаты к заработной плате молодых врачей-специалистов в размере 2 000 рублей в месяц в течение первых трех лет работы после окончания высшего учебного заведения.

5. Ряд регионов России пошел по пути установления различного рода поощрений для медицинских специалистов, в том числе и работающих на селе.

Например, в Липецкой области установлена областная премия "Лучший молодой врач" (закон Липецкой области от 27 марта 2009 года № 255-ОЗ). Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 года
№ 141 утверждено положение о премиях Губернатора Ростовской области врачам областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которому Губернатор Ростовской области присуждает
9 ежегодных премий, в том числе и молодым специалистам.

6. Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 года № 1189 утверждена государственная программа Воронежской области "Развитие здравоохранения", которой помимо прочего предусматривается предоставление врачам, вновь прибывшим в сельскую местность для работы в государственных учреждениях здравоохранения, субсидии на приобретение жилого помещения.

Судебных решений по оспариванию законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения по дополнительному социальному обеспечению врачей, проживающих и работающих в сельской местности, не выявлено.

2. Состояние законодательства Вологодской области в сфере
дополнительного социального обеспечения врачей, проживающих
и работающих в сельской местности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в целях привлечения молодых специалистов (врачей)
в лечебные учреждения области и закрепления их в сельской местности в Вологодской области был принят закон области от 30 марта 2011 года № 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности".

В первоначальной редакции указанный закон области был опубликован в газете "Красный Север" № 59 от 6 апреля 2011 года и вступил в силу через
10 дней со дня его официального опубликования.

Законом области определены условия и порядок предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, а также размеры указанных выплат.

Право на единовременные выплаты получили врачи в возрасте до 30 лет, проживающие и работающие в сельской местности, закончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования после 1 января 2011 года и впервые поступившие на работу в муниципальные учреждения здравоохранения в течение года с даты окончания образовательного учреждения (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву), а также заключившие трудовой договор на неопределенный срок по основному месту работы.

Единовременные выплаты были установлены в следующих размерах:

в первый год работы – в размере 50 000 рублей;

во второй год работы – в размере 30 000 рублей;

в третий год работы – в размере 20 000 рублей.

Со дня вступления в силу по настоящее время в указанный закон области вносились изменения три раза.

В 2012 году законом области от 28 сентября 2012 года № 2841-ОЗ
"О внесении изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" право на единовременные выплаты распространено на врачей, поступивших на работу:

в учреждения здравоохранения, находившиеся по состоянию на 30 июня 2012 года в собственности муниципальных образований области;

в государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Вологодской области, созданные после 30 июня 2012 года.

Указанные изменения были внесены с учетом положений части 12 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу указанного Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года. В Вологодской области первое муниципальное учреждение здравоохранения было передано в собственность области с 1 июля 2012 года. С 1 января 2013 года на территории области муниципальные учреждения здравоохранения отсутствуют.

В 2013 году:

законом области от 5 июня 2013 года № 3081-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" в целях единообразного применения положений данной нормы уточнены требования к возрасту врача, имеющего право на единовременную выплату, а также установлен перечень оснований, освобождающих врача от возвращения единовременных выплат в областной бюджет при расторжении трудового договора по собственной инициативе;

законом области от 10 июля 2013 года № 3131-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" внесены изменения в связи
с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части приведения в соответствие с ним понятий образовательных организаций.

По обращению постоянного комитета в рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенного
26 марта 2013 года, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело правовую и антикоррупционную экспертизы закона Вологодской области от 30 марта 2011 года № 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности".

Согласно экспертному заключению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 14 мая 2014 года
№ 35/02-2829, указанный нормативный правовой акт не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Требования необходимости и достаточности акта для урегулирования общественных отношений соблюдены. Форма и текст соответствуют правилам юридической техники, коррупциогенные факторы не выявлены.

Вместе с тем в ходе проведенного постоянным комитетом анализа положений Закона области выявлено противоречие нормы абзаца 4 части 3 статьи 1 Закона области положениям федерального законодательства.

В соответствии с Законом области врач освобождается от возврата единовременных выплат в областной бюджет в связи с расторжением трудового договора по своей инициативе (по собственному желанию) в случае, если по заключению медицинской организации один из его родителей или супруг (супруга), которые являются инвалидами первой группы, либо ребенок-инвалид нуждаются в постоянном уходе.

Согласно статье 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В силу статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые, в частности, возложено установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года № 1013н.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года
№ 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 29, медико-социальная экспертиза включена в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. При этом указанным Положением установлено требование, которому должно соответствовать юридическое лицо (соискатель лицензии), намеренное осуществлять медико-социальную экспертизу – организационно-правовая форма юридического лица, установленная ст. 60 Закона об основах охраны здоровья граждан и ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, согласно приведенным нормам медико-социальная экспертиза проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

3. Информация о практике применения Закона области

В соответствии с Порядком предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства области от 30 мая 2011 года № 608 "Об утверждении Порядка предоставления единовременных выплат врачам, проживающим и работающим в сельской местности", предоставление единовременных выплат производится Департаментом здравоохранения области.

Единовременные выплаты врачам предоставляются ежегодно в течение трех лет работы в соответствии с договором по установленной форме при условии предоставления учреждением здравоохранения конкретного перечня документов.

Единовременные выплаты предоставляются врачам, проживающим и работающим в городских и сельских поселениях муниципальных районов области.

Согласно информации, представленной Правительством области,
за 2011-2014 годы реализации Закона области договоры о предоставлении единовременных выплат заключены с 52 врачами, приехавшими в сельскую местность на работу по специальности, в том числе в разрезе:

муниципальных образований:

Вашкинский район – 2 чел., Великоустюгский район – 7 чел., Вологодский район – 7 чел., Вытегорский район – 1 чел., Грязовецкий район – 5 чел., Кадуйский район – 2 чел., Кирилловский район – 1 чел., Кичм-Городецкий район – 4 чел., Междуреченский район – 1 чел., Никольский район – 4 чел., Нюксенский район – 2 чел., Сокольский район – 5 чел., Сямженский район –
2 чел., Тотемский район – 2 чел., Усть-Кубенский район – 2 чел., Устюженс-кий район – 3 чел., Харовский район – 2 человек;

врачебных специальностей:

"терапия" – 20 чел., "педиатрия" – 8 чел., "хирургия" – 6 чел., "акушерство и гинекология" – 6 чел., "анестезиология и реаниматология" – 2 чел., "неврология" – 2 чел., "стоматология" – 2 чел., "клиническая лабораторная диагностика" – 1 чел., "травматология и ортопедия" – 1 чел., "общая врачебная практика" – 1 чел., "офтальмология" – 1 чел., "рентгенология" – 1 чел., "неонатология" – 1 человек.

За период реализации Закона области в Департамент здравоохранения области поступило одно обращение по теме мониторинга (о возврате единовременной выплаты в связи с расторжением трудового договора по инициативе врача и его переездом из пос. Вохтога Грязовецкого района на новое место жительства в с. Молочное (г. Вологда).

Проблем в ходе реализации Закона области не выявлено.

Согласно полученным ответам из прокуратуры области, управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области информации о проблемах в практике применения Закона области и предложений по его совершенствованию не имеется; обращений граждан, связанных с применением Закона области, не поступало.

IV. Результаты проведения мониторинга

1. По результатам проведения мониторинга Закона области постоянным комитетом выявлен положительный эффект его правоприменения: действие Закона области способствует решению кадровой проблемы в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, в части укомплектования специалистами с высшим медицинским образованием.

2. По результатам проведения мониторинга постоянный комитет полагает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменения в статью 1 закона области "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" в части уточнения организации, уполномоченной выдавать заключения о нуждаемости инвалидов в постоянном уходе.


Возврат к списку

Рекомендовать материал