Постановление Законодательного собрания области от 24 сентября 2014 года № 566
    Деятельность    Нормативная правовая база    Результаты мониторинга правоприменения нормативных правовых актов ЗСО


http://vologdazso.ru/db/legal_base/the-results-of-the-monitoring-npa/gerb.jpg



ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



О результатах мониторинга практики применения закона области
от 12 апреля 2010 года № 2263-ОЗ "О порядке предоставления мер
социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах"
и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
и закона области от 6 апреля 2009 года № 1985-ОЗ "О наделении
органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан"
в части наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов
и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших)
инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей,
имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся

в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года

Законодательное Собрание области постановляет:

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики применения закона области от 12 апреля 2010 года № 2263-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и закона области от 6 апреля 2009 года № 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Председатель Законодательного

Собрания области Г.Е. Шевцов

Вологда

24 сентября 2014 года

№ 566


Утверждены
постановлением
Законодательного
Собрания области
от 24.09.2014 № 566


Результаты мониторинга практики применения закона области
от 12 апреля 2010 года № 2263-ОЗ "О порядке предоставления
мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан в соответствии с федеральными законами
"О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" и закона области от 6 апреля 2009 года № 1985-ОЗ
"О наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан" в части наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов
боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов
и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий до 1 января 2005 года

I. Общие положения

Объект мониторинга:

закон области от 12 апреля 2010 года № 2263-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также – закон области № 2263-ОЗ);

закон области от 6 апреля 2009 года № 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (далее также – закон области № 1985-ОЗ).

Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по социальной политике (далее – постоянный комитет).

Цель мониторинга закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью его дальнейшего совершенствования.

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2014 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2014 года № 994.

Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Проведен сбор и анализ информации о реализации закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ Правительством Вологодской области.

4. При проведении мониторинга постоянным комитетом запрошена следующая информация:

во всех муниципальных образованиях области - о практике применения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, проблемах, возникающих при их реализации; количестве отказов граждан от получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; обращениях (предложениях, заявлениях, жалобах) граждан, связанных с применением закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений законов области и нарушениями единообразия их применения; наличии (отсутствии) факторов, снижающих эффективность реализации закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ; имеющихся предложениях по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

в прокуратуре Вологодской области - о реализации областного законодательства по теме мониторинга (в т.ч. о соблюдении (нарушении) права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; наличии (отсутствии) неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействий) органов власти; обращениях граждан, связанных с применением закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ; принятых мерах прокурорского реагирования), а также полноте правового регулирования рассматриваемых общественных отношений и предложениях по их совершенствованию;

в Общественной палате Вологодской области - об эффективности законодательства области по теме проводимого мониторинга, а также имеющихся проблемах в практике применения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, предложениях по совершенствованию соответствующего нормативно-правового регулирования;

в Молодежном парламенте Вологодской области - о практике применения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, предложениях по совершенствованию законодательства.

5. Соответствующий запрос по теме мониторинга направлен уполномоченному по правам человека в Вологодской области О.А. Димони.

6. В рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенного 6 ноября 2013 года, в управление Минюста России по Вологодской области направлен запрос о проведении правовой и антикоррупционной экспертизы закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, кроме этого запрошено мнение о наличии (отсутствии) норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления.

7. Информация, связанная с мониторингом закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.

8. На заседаниях постоянного комитета заслушаны представители администрации города Вологды по теме мониторинга.

9. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, и предложены пути их решения.

III. Проведение мониторинга

1. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации

по регулированию отношений по обеспечению жильем отдельных

категорий граждан, установленных федеральными законами

"О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации"

В соответствии с пунктами "ж" и "к" Конституции Российской Федерации жилищное законодательство и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Основными федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемую сферу общественных отношений, являются:

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями);

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с последующими изменениями).

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, из числа:

- инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

- ветеранов боевых действий;

- членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;

- инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

При этом федеральный законодатель определил, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем должны быть установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации по состоянию на май 2014 года, постоянный комитет отмечает следующее.

1. Вопросы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в субъектах РФ регулируются либо законодательными органами государственной власти, либо исполнительными органами государственной власти путем принятия соответственно региональных законов либо иных региональных нормативных правовых актов.

2. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан осуществляется в следующих формах:

1) в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма (в 23 регионах - Республике Карелия, Архангельской, Ленинградской, Белгородской, Ивановской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской областях, Чукотском автономном округе, Республике Алтай, Республике Тыва, Кемеровской области, Красноярском крае, Новосибирской, Омской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Башкортостан, Чувашской Республике).

При этом по заявлению граждан может быть предоставлена вместо жилья единовременная денежная выплата (или безвозмездная субсидия, социальная выплата - используются различные наименования этой выплаты в субъектах РФ);

2) в виде только единовременной денежной выплаты (безвозмездной субсидии, социальной выплаты и другие варианты наименования) - в 57 субъектах РФ (Республике Коми, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, городе Санкт-Петербурге, Вологодской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Тверской, Тульской, Ярославской областях, городе Москве, Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской областях, Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Иркутской, Томской, Курганской, Тюменской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Нижегородской, Оренбургской областях, Пермском крае, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Ставропольском крае);

3) по 5 субъектам Российской Федерации (Ненецкий автономный округ, Астраханская область, Республика Татарстан, Республика Крым, город федерального значения Севастополь) информации не имеется.

В большинстве субъектов Российской Федерации определены цели использования единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на строительство или приобретение жилого помещения, в том числе с использованием формулировок в тексте нормативных правовых актов, таких как:

строительство индивидуального жилого дома - в Республике Карелия, Ярославской области, Брянской области, Магаданской области;

приобретение не только жилого помещения, но и доли жилого помещения - в Республике Карелия, Новгородской области;

приобретение жилого помещения (доли жилого помещения) при долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома - в Республике Карелии, Мурманской области;

приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) - в Республике Коми, Воронежской области;

приобретение жилого помещения в собственность на первичном или вторичном рынке жилья у физических и юридических лиц (Рязанская область, Ростовская область, Камчатский край, Хабаровский край, Тюменская область, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания).

Вместе с тем в ряде регионов определены дополнительно и иные цели использования ЕДВ, например:

- погашение кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилого помещения (Республика Карелия, Краснодарский край);

- использование единовременной денежной выплаты в качестве платежа по договору долевого строительства жилья, в том числе и при централизованном привлечении средств федерального бюджета для строительства жилья для ветеранов и инвалидов (Мурманская область);

- оплата паевого взноса членом жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива в целях получения в собственность жилого помещения после завершения его строительства на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области при условии выполнения работ по строительству многоквартирного дома в размере не менее 70 % (город Санкт-Петербург);

- оплата работ, услуг и (или) материалов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (Приморский край);

- погашение долга и (или) уплата процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на строительство или приобретение жилого помещения (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательства по которым возникли до наступления права на получение единовременной денежной выплаты (Приморский край);

- оплата договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома (Хабаровский край);

- приобретение жилого помещения по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома (Удмуртская Республика).

В некоторых субъектах Российской Федерации содержатся дополнительные требования при использовании единовременной денежной выплаты:

в Ленинградской области по заявлению граждан может быть предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, но при условии, что:

а) гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в государственном или муниципальном жилищных фондах, по договорам социального найма, принимается обязательство о расторжении указанных договоров и освобождении занимаемых жилых помещений;

б) гражданами, проживающими в жилых помещениях, принадлежащих им и (или) членам их семей на праве собственности и не имеющих обременения, принимается обязательство о безвозмездной передаче этих жилых помещений по договорам органу местного самоуправления.

В случае непредставления обязательства о безвозмездной передаче гражданами жилых помещений, принадлежащих им и (или) членам их семей на праве собственности, размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ленинградской области и разницы между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии со статьей 4 областного закона, и общей площадью жилых помещений, принадлежащих гражданам и (или) членам их семей на праве собственности;

в городе Санкт-Петербурге, Курской области, Смоленской области, Приморском крае, Республике Башкортостан приобретаемое получателем единовременной денежной выплаты жилое помещение должно находиться на территории соответствующего региона;

в Республике Коми, городе Санкт-Петербурге, Псковской области, Оренбургской области, в Карачаево-Черкесской Республике граждане вправе использовать единовременную денежную выплату на строительство жилого помещения с полной степенью отделки при участии в достройке многоквартирного дома высокой степени готовности (не менее 70 %). В Республике Марий Эл - возможно заключать договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома со степенью готовности не менее 80 %.

Относительно порядка предоставления единовременной денежной выплаты гражданам в субъектах РФ следует отметить, что в каждом регионе определен свой собственный порядок, предполагающий совершение определенных последовательных действий как уполномоченных органов, осуществляющих выдачу единовременной денежной выплаты, так и граждан (ведение списка, представление перечня документов, установление сроков и т.д.). В большинстве субъектов РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Постоянным комитетом проанализирована судебная практика по вопросу предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в отношении законов субъектов Российской Федерации за последние три года (с 2011 года).

Из анализа рассмотренной судебной практики следует, что приведение законов области № 2263-ОЗ и № 1985-ОЗ в соответствие с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации не требуется.

2. Состояние законодательства Вологодской области

в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан,
установленных федеральными законами "О ветеранах" и
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации" в Вологодской области приняты и действуют следующие нормативные правовые акты в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан:

закон области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ "О регулировании от­дельных жилищных отношений в Вологодской области" (с последующими изменениями);

закон области от 12 апреля 2010 года № 2263-ОЗ "О порядке предостав­ления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных катего­рий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

закон области от 6 апреля 2009 года № 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федераль­ными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации" (с последующими изменениями);

постановление Правительства области от 22 июня 2009 года № 945 "О порядке предоставления органами местного самоуправления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер со­циальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защи­те инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает субъектам Российской Федера­ции полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В Вологодской области в целях реализации переданных полномочий принят закон области от 12 апреля 2010 года № 2263-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в первоначальной редакции нормативный правовой акт опубликован в газете "Красный Север" № 41 от 17.04.2010, срок его официального опубликования соблюден).

До принятия закона области № 2263-ОЗ форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде предоставления им жилищных субсидий на приобретение жилых помещений была определена постановлением Правительства области от 22 июня 2009 года № 945.

Таким образом, с принятием закона области № 2263-ОЗ вопросы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", стали урегулированы на законодательном уровне.

Со дня вступления в силу закона области № 2263-ОЗ по настоящее время изменения в него вносились 1 раз.

В 2013 году законом области от 28 января 2013 года № 2971-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (нормативный правовой акт опубликован в газете "Красный Север" № 15 от 29.01.2013, срок опубликования соблюден) внесены изменения в статьи 2 и 3 закона области № 2263-ОЗ в целях приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства.

Закон области № 2263-ОЗ определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета следующих категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":

инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противо­пожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";

ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в случае выселения из зани­маемых ими служебных жилых помещений;

члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;

инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно статье 2 закона области № 2263-ОЗ формой предоставления мер соци­альной поддержки по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан является предоставление им единовременной денежной выплаты на строитель­ство или приобретение жилого помещения (далее – единовременная денежная выплата).

Согласно положениям статьи 3 закона области № 2263-ОЗ единовременная денежная выплата может быть использована на:

- строительство жилого помещения, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома;

- приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, по договору мены.

Построенное или приобретенное гражданином жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Граждане вправе приобрести жилое помещение по стоимости, превышающей размер предоставляемой единовременной денежной выплаты, за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Соответственно граждане Вологодской области, получившие единовременную денежную выплату, вправе использовать ее на строительство или приобретение указанных видов жилых помещений.

Также законом области № 2263-ОЗ установлено, что предоставление единовременных денежных выплат осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области в случае наделения данных органов законом области соответствующими полномочиями.

Порядок подачи заявлений о предоставлении единовременных денежных выплат, перечень документов, подлежащих представлению, срок принятия решений по заявлениям граждан, их информирования о принятых решениях, а также порядок и сроки перечисления единовременных денежных выплат установлен постановлением Правительства области от 22 июня 2009 года № 945.

По обращению постоянного комитета управление Минюста России по Вологодской области провело повторную правовую и антикоррупционную экспертизы закона области № 2263-ОЗ.

Согласно экспертному заключению управления Минюста России по Вологодской области от 22.04.2014 № 5 закон области № 2263-ОЗ принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Требования необходимости и достаточности акта для урегулирования общественных отношений соблюдены. Форма и текст соответствуют правилам юридической техники, коррупциогенные факторы не выявлены.

Также правовым управлением Законодательного Собрания области проведена антикоррупционная экспертиза закона области № 2263-ОЗ. Коррупциогенные факторы не выявлены, замечания юридико-технического характера не выявлены.

Согласно п. 12 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части одиннадцатой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки вышеназванным категориям граждан.

В настоящее время органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законом области № 1985-ОЗ.

Закон области от 6 апреля 2009 года № 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" в первоначальной редакции опубликован в газете "Красный Север" № 39 от 11.04.2019, срок официального опубликования соблюден.

Со дня вступления в силу закона области № 1985-ОЗ по настоящее время изменения в него вносились 1 раз. В 2013 году законом области от 18 октября 2013 года № 3179-ОЗ (нормативный правовой акт опубликован в газете "Красный Север" № 196 от 22.10.2013, срок опубликования соблюден) в новой редакции изложены статьи 4, 5, 6, 9, а также закон области № 1985-ОЗ дополнен статьей 9.1 "Отмена муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления местного самоуправления отдельных государственных полномочий, и приостановление их действия".

В отношении вышеуказанных категорий граждан органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия по:

предоставлению единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья на одного человека - 18 кв. метров;

сбору и проверке документов, необходимых для получения субвенции на реализацию передаваемых полномочий;

распределению средств федерального бюджета между категориями граждан, установленными федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

формированию списка граждан вышеуказанных категорий.

Приложение к закону области № 1985-ОЗ содержит методику распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Согласно экспертному заключению управления Минюста России по Вологодской области от 22.04.2014 № 6 закон области № 1985-ОЗ принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, не содержит положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Требования необходимости и достаточности акта для урегулирования общественных отношений соблюдены. Форма и текст соответствуют правилам юридической техники, коррупциогенные факторы не выявлены.

Также правовым управлением Законодательного Собрания области проведена антикоррупционная экспертиза закона области № 1985-ОЗ. Коррупциогенные факторы не выявлены, замечания юридико-технического характера не выявлены.

По результатам проведения оценки полноты и достаточности содержания рассматриваемых нормативных правовых актов установлено, что правовое регулирование представлено в полной мере, коллизии в применении нор­мативных правовых актов отсутствуют.

В указанной сфере приняты необходимые нормативные правовые акты регионального уровня, регулирующие процедуры предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан.

3. Информация о практике применения

закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ

В соответствии с Порядком предоставления органами местного самоуправления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер со­циальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защи­те инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства области от 22 июня 2009 года № 945, сводные по области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, формирует Департамент социальной защиты населения области ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

В Вологодской области по состоянию на 1 сентября 2013 года общая численность инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, а также инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся до 1 января 2005 года, составляет 1451 человек.

Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, по состоянию на 1 сентября 2013 года содержит информацию об:

инвалидах боевых действий – 9 человек;

ветеранах боевых действий – 381 человек;

членах семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий – 11 человек;

инвалидах и семьях, имеющих детей-инвалидов, - 1050.

Данные категории граждан обеспечиваются жильем только за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на строитель­ство или приобретение жилых помещений из расчета 18 кв. метров общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, устанавливаемой ежеквартально Министерством регионального развития Российской Федерации для Вологодской области.

В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 182/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2014 года" средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Вологодской области утверждена в размере 34 410 рублей.

Таким образом в I квартале 2014 года размер единовременной денежной выплаты составил 619 380 рублей (18 кв.м. х 34 410 рублей).

Постоянный комитет отмечает, что размер указанной выплаты крайне недостаточен.

Единовременная денежная выплата в вышеуказанном разме­ре не позволяет гражданам с учетом их имущественного поло­жения приобрести жилое помещение, что вынуждает их отказываться от получения единовременной денежной выплаты.

Так, например, в г. Вологде в 2013 году представлено 19 письменных отказов (первые из которых поставлены на учет в период с 1984 по 1994 годы), 15 человек не дали ответа.

В период с 2009 по 2013 годы отказы граждан от получения единовременной денежной выплаты также имели место в г. Череповце (98 человек), в муниципальных районах области: Белозерском (2 человека), Грязовецком (6 человек), Тотемском (ежегодно отказывается от получения выплаты один инвалид).

Кроме этого, в г. Череповце за период с 2009 по 2013 годы 13 инвалидов не смогли реализовать денежные средства в связи с истечением срока действия свидетельств о праве на получение единовременной денежной выплаты. Подобные примеры имеются в Белозерском муниципальном районе.

Постоянный комитет приходит к выводу, что такие ситуации делают закре­пленную меру государственной поддержки неэффективной.

Изучив информацию, поступившую из муниципальных образований области, постоянный комитет отмечает, что в большинстве случаев единовременная денежная выплата используется гражданами на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи. За период 2010-2013 годов единовременную денежную выплату реализовали по договору купли-продажи граждане в Белозерском, Великоустюгском, Верховажском, Вожегодском, Вытегорском, Грязовецком, Кадуйском, Кирилловском, Кичменгско-Городецком, Междуреченском, Нюксенском, Сокольском, Сямженском, Тарногском, Тотемском, Усть-Кубинском, Чагодощенском, Череповецком, Шекснинском муниципальных районах. В основном приобретают квартиры. Один ветеран боевых действий приобрел в собственность дом в Белозерском муниципальном районе.

Использование единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения имеет единичные случаи. За период 2010-2013 годов улучшили свои жилищные условия по договору участия в долевом строительстве в Великоустюгском муниципальном районе 2 человека, в Грязовецком муниципальном районе - 1 человек, в Сокольском муниципальном районе - 1 человек.

На обеспечение жильем вышеуказаных категорий граждан из федерального бюджета ежегодно выделяются средства в размере 4 % от общей потребности в средствах. На обеспечение жильем требуется порядка 1,0 млрд. рублей.

В 2012 году на именные блокированные счета 70 граждан перечислены средства федерального бюджета в сумме 40,327 млн. рублей.

В 2013 году в областной бюджет поступили федеральные средства в объеме 42,58 млн. рублей на обеспечение жилыми помещениями ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (без разделения на категории), что позволило предоставить единовременные денежные выплаты 71 гражданину указанных категорий.

В 2014 году Вологодской области предусмотрено выделение 40,08 млн. рублей на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанных категорий граждан.

Таким образом постоянный комитет отмечает, что в жилищной сфере сохраняются негативные явления:

ежегодно улучшают свои жилищные условия не более не более 70 человек;

очередь состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сокращается медленно.

Первые очередники состоят на учете нуждающихся более 30 лет. Например, в г. Вологде граждане состоят на учете с 1984 года, в Грязовецком районе дата постановки на учет инвалида, претендующего на предоставление единовременной денежной выплаты, являющегося первым в очереди, – 19 февраля 1990 года, в Кадуйском районе признаны нуждающимися с 1992 года, в Кирилловском районе с 1995 года.

Объемы бюджетных средств, требуемых для надлежащего осуществления полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ежегодно отражаются Правительством области в заявке в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с п. 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614, однако лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета на эти цели являются недостаточными.

Соответственно основной проблемой, по мнению постоянного комитета, которая не позволяет эффективно реализовать закон области № 2263-ОЗ, является крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета на обеспечение жильем вышеуказанных категорий граждан, вставших на учет до 1 января 2005 год.

Такое же мнение высказывают органы местного самоуправления муниципальных образований области.

Разрешение подобных ситуаций постоянный комитет видит в увеличении размера финансирования из федерального бюджета с одновременным увеличением нормы общей площади жилья с 18 до 36 кв. м (по аналогии с ветеранами Великой Отечественной войны), исходя из которой определяется объем передаваемых субъектам Рос­сийской Федерации средств.

Аналогичные предложения высказаны Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, Департаментом имущественных отношений администрации города Вологды, жилищным управлением мэрии города Череповца, а также уполномоченным по правам человека в Вологодской области.

Согласно информации о реализации Правительством области закона области № 2263-ОЗ при практическом применении закона области № 2263-ОЗ сложилась ситуация, когда граждане из числа ветеранов боевых дей­ствий настаивали на предоставлении мер социальной поддержки в иной форме, а именно в форме предоставления жилого помещения по договору социаль­ного найма. В предоставлении такой формы мер социальной поддержки гражданам отказывалось со ссылкой на пункт 6 статьи 232 Федерального закона "О ветеранах" (форма мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации) и закон области № 2263-ОЗ. Вместе с тем, при обращении граждан в суды с требованием о предостав­лении жилого помещения по договору социального найма судебная практика складывается в пользу граждан.

В отношении Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства области вынесены судебные постановления по искам четырех ветеранов боевых действий, обязывающие Департамент пре­доставить гражданам благоустроенные жилые помещения за счет средств федерального бюджета по установленным законодательством нормам предоставления на одного человека (18 кв. м) в порядке очередности лиц данной категории - ветеранов боевых действий.

Позиция судов сводится к тому, что при изменении законодательства го­сударство вправе было менять механизм обеспечения жильем указанной кате­гории граждан, но объем государственной помощи уменьшаться при этом не должен; иное свидетельствует об одностороннем отказе государством в нару­шение статей 59 и 37 Конституции Российской Федерации; предоставляемая государством в настоящее время субсидия на приобретение жилого помещения не эквивалентна стоимости жилого помещения.

Таким образом суды отказались от применения в рассматриваемых спо­рах действующей редакции Федерального закона "О ветеранах" в части обес­печения жильем категории граждан "ветераны боевых действий" и применили ранее действовавшие нормы. Фактически суды применили в одном и том же правоотношении норму в различных редак­циях: в части сути и содержания права ветеранов боевых действий на жилое помещение - в редакции от 24 июня 2004 года, а в части механизма реализации данного права - в действующей редакции.

На основании вступивших в законную силу решений судов выдаются исполнительные листы и судебными приставами возбуждаются исполнительные производства. Согласно разъяснениям судебных приставов жилые помещения должны предоставляться за счет средств федерального бюджета в порядке очередности для данной категории граждан.

При­нимая во внимание ситуации отказов ветеранов боевых действий от получения единовременных денежных вы­плат и их требования предоставить жилое помещение по договору социального найма, которые удовлетворяются судами, не исключено, что в дальнейшем бу­дут иметь место факты обращения в суд с указанными требованиями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Анализ обращений граждан, поступивших на рассмотрение в органы исполнительной государственной власти области, по вопросам разъяснения и применения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ (в т.ч. в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений законов области, нарушениями единообразия их применения) свидетельствует, что в основном граждане (инвалиды и ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов) обращаются:

с вопросами о разъяснении порядка обеспечения жильем;

об уточнении номера очереди и сроков предоставления единовремен­ной денежной выплаты;

с жалобами о недостаточном финансировании из федерального бюджета.

Изучая практику правоприменения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, постоянный комитет отметил неполноту правового регулирования, коллизию правовых норм, отсутствие единообразной практики применения нормативных правовых актов федерального законодательства в рассматриваемой сфере, что выражается в следующем.

1. Частью шестой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанная норма содержит формулировку "может быть", что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, устанавливающего для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Такая формулировка позволяет по усмотрению органа, предоставляющего жилое помещение, решать вопрос о возможности увеличения общей площади жилого помещения.

2. Согласно части третьей статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещени­ем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом для одной и той же категории граждан в зависимости от даты принятия на учет (до 1 января 2005 года или после этой даты) федераль­ным законодателем установлен различный механизм реализации права на жи­лище.

Кроме того, с 1 января 2005 года указанные граждане приобретают и реализуют это право на общих основаниях, т.е. как малоимущие, поскольку ни Федеральный закон "О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации", ни Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривают специального порядка обес­печения жильем инвалидов. Фактически указанные граждане не предусматриваются как отдельная категория, при принятии на учет они должны быть признаны малоимущими и им должно предоставляться жилое помещение муниципального жилищного фонда. На получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они претендовать не вправе.

Учитывая изложенное, постоянный комитет отмечает, что анализ практики применения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ показал необходимость внесения изменений в федеральное законодательство.

Постоянным комитетом проанализирована поступившая из прокуратуры Вологодской области информация о проведенном мониторинге правоприменения закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ. В ходе проведения указанного мониторинга прокуратурой области были отмечены следующие факты.

Прокурорами выявляются многочисленные нарушения при постановке граждан на учет: перечень документов не соответствует перечню, установленному действующим законодательством; постановка на учет при отсутствии в нуждаемости в жилом помещении и др.

В 2013 году органами прокуратуры были выявлены нарушения в деятельности межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений при признании жилого помещения пригодным для проживания (Устюженский район, Никольский район); нарушения порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в т.ч. отсутствует надлежащий учет и регистрация заявлений граждан о постановке на учет, гражданам по результатам рассмотрения их заявлений не направлялись решения о принятии или об отказе в принятии на учет (Вашкинский район).

При выявлении нарушений органами прокуратуры принимались исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Так, к примеру, восстановлены нарушенные права гражданки, являющейся матерью военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей, которая обратилась с жалобой на действия должностных лиц муниципального образования об отказе ей в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Прокуратурой области высказана просьба рассмотреть возможность правового регулирования вопросов обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не попадающих в перечень лиц, которым может быть предоставлено жилье в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом Российской Федерации № 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (например, при наличии статуса ветеранов Великой Отечественной войны, но работающих в тылу (колхозах, совхозах и т.п.).

Постоянный комитет отмечает, что в течение 2013 года и первого квартала 2014 года обращения граждан по вопросам обеспечения жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, а также инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, поступали в адрес уполномоченного по правам человека в Вологодской области (далее - Уполномоченный).

Так, за указанный период к Уполномоченному от граждан поступило 23 обращения, из них: ветераны боевых действий и члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий - 6; инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, -17.

Граждане указанных категорий обращались к Уполномоченному:

с жалобами на необоснованное исключение из очереди граждан, нуждающихся в получении жилья, и из списка ветеранов боевых действий – 2;

с жалобами на длительное непредоставление мер государственной поддержки - 7, в том числе по 3 обращениям права граждан на получение данной меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма признаны в судебном порядке;

по вопросам разъяснения порядка обеспечения жильем, уточнения номера очереди и сроков предоставления единовременной денежной выплаты - 14.

При рассмотрении обращений Уполномоченным проведено 7 проверок, из них 2 совместно с прокуратурой области. По результатам проверок выявлен 1 факт незаконного снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения из списка ветеранов боевых действий. Иных фактов нарушения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан со стороны органов местного самоуправления области из числа обратившихся к Уполномоченному не установлено.

Поступившие в адрес Уполномоченного обращения граждан свидетельствуют о затягивании решения проблем обеспечения жильем указанных категорий граждан.

Постоянным комитетом проанализирована информация, поступившая из муниципальных образований области, в части обращений граждан в связи с реализацией закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ.

Устные и письменные обращения граждан поступают в адрес органов местного самоуправления по вопросам сроков предоставления единовременной денежной выплаты (Вытегорский, Сокольский, Тотемский муниципальные районы); номера очереди в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (Грязовецкий муниципальный район); порядка выдачи и предоставления единовременной денежной выплаты (Грязовецкий, Череповецкий, Шекснинский муниципальные районы); длительного непредоставления единовременной денежной выплаты (Кадуйский муниципальный район).

По обращениям граждан органами местного самоуправления даются соответствующие разъяснения, проводится информирование граждан в форме консультирования (г. Череповец, Белозерский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Тарногский, Шекснинский муниципальные районы), оказывается помощь в сборе необходимых документов (Белозерский муниципальный район).

В целом, изучив поступившую в постоянный комитет информацию органов государственной власти, органов местного самоуправления по обращениям граждан в связи с реализацией закона области № 2263-ОЗ и закона области № 1985-ОЗ, постоянный комитет приходит к выводу о том, что наиболее актуальным у граждан остается вопрос о сроках предоставления единовременной денежной выплаты на строитель­ство или приобретение жилых помещений.

IV. Результаты проведения мониторинга

В связи с вышеизложенным, а также учитывая выявленные в ходе мониторинга несовершенства федерального законодательства в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан, постоянный комитет считает необходимым обратиться к федеральным органам государственной власти с предложениями:

1) о возможности увеличения размера финансирования из федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защи­те инвалидов в Российской Федерации" с одновременным увеличением нормы общей площади жилья с 18 до 36 кв. м, исходя из которой определяется объем передаваемых субъектам Рос­сийской Федерации средств (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации);

2) обеспечения инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Кроме этого, постоянный комитет предлагает вопрос "Об обеспечении жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" вынести на обсуждение постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по социальной политике.


Возврат к списку

Рекомендовать материал