Уважаемый Николай Васильевич!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания области!
2009 год стал для Вологодской области настоящим периодом испытаний и проверки на прочность.
Проверки на профессионализм и компетентность, на способность оперативно решать вопросы жизнедеятельности области, на деловое, свободное от глубоких противоречий взаимодействие всех ветвей власти.
Кризисные явления, пик которых был отмечен в 2009 году, внесли свои коррективы в сложившийся за период стабильного развития, формат деятельности органов власти всех уровней, бизнеса и общественных институтов.
Требовалось оперативное принятие решений по целому блоку возникающих проблем с учетом меняющейся ситуации.
Для смягчения последствий мирового кризиса, имеющего системный характер и охватывающего практически все сферы деятельности, в области была сформирована многоуровневая антикризисная система управления.
Мы отстроили систему антикризисного реагирования, предусмотрели целый комплекс мер, чтобы минимизировать последствия кризиса для вологжан, не допустить резкого снижения жизненного уровня, чтобы наша экономика без особых потерь прошла через этот период.
К реализации антикризисных мер активно подключились все структуры Правительства и органов исполнительной власти области, депутатский корпус, муниципальные образования, бизнес-сообщество.
Были обозначены шесть ключевых направлений, шесть линий противодействия кризису:
· оптимизация бюджетных расходов;
· обеспечение устойчивого функционирования энергосистемы и коммунальных инфраструктур;
· обеспечение продовольственной безопасности;
· поддержка реального сектора экономики;
· развитие системы инфраструктур;
· стабилизация ситуации на рынке труда.
Оперативное взаимодействие Правительства и Законодательного Собрания области по этим фундаментальным направлениям позволило нам удержать ситуацию под контролем, не допустить серьезных потрясений, обеспечить стабильную экономическую и социальную обстановку.
В рамках законодательного обеспечения антикризисной программы в 2009 году было принято 262 закона области, а также порядка тысячи постановлений Законодательного Собрания области по различным вопросам.
Позитивную роль сыграло четкое соблюдение требований бюджетного законодательства. В установленные срокиприняты законы области, в том числе об областном бюджете, внесены соответствующие изменения в законы «О бюджетном процессе в Вологодской области», а также «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области» и «О нормативах расходных потребностей», направленные на укрепление финансово-экономических основ местного самоуправления.
Мы вместе с вами, уважаемые депутаты, своевременно скорректировали бюджет.
Бюджет – это инструмент двойного назначения. Через управление бюджетом мы с вами призваны, как и раньше, решать две важнейшие задачи.
Во-первых, обеспечивать условия для развития экономики и социальной сферы.
Во-вторых, поддерживать незащищенную часть граждан.
Цели нашей бюджетной политики оставались неизменными.
Но изменившаяся финансовая и экономическая ситуация в мире и в стране потребовала от нас особой гибкости в планировании доходов и расходов областной казны.
Был установлен жесткий контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, что позволило выявить и заморозить не первоочередные расходы и сохранить все социальные обязательства перед населением. В результате экономический эффект от проведения данных мероприятий составил 8,4 млрд. рублей.
При этом принципиально важное значение имело неукоснительное выполнение всех государственных полномочий и обязательств в области социальной защиты населения.
В этой связи совместными усилиями Правительства области и Законодательного Собрания развивалось региональное законодательство в сфере оказания мер государственной социальной поддержки населения. Так, внесены изменения и дополнения в законы области «О социальном обслуживании населения в Вологодской области», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», «О государственной социальной помощи в Вологодской области» и др.
Благодаря нашим совместным усилиям в 2009 году более 40 тыс. семей была оказана социальная поддержка на сумму свыше 100 млн. рублей.
В преддверии 65-летия Победы были приняты важные законодательные решения, направленные на реализацию Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В нашей области числятся 707 ветеранов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. Все они уже обеспечены жильем.
Продолжается работа по обеспечению жильем ветеранов войны, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. По состоянию на 28 июня 2010 года общая численность данной категории граждан составляет порядка 2 тысяч человек. В настоящее время 1179 ветеранам войны переведены федеральные средства на именной блокированный счет, 848 квартир уже приобретены.
Несмотря на все финансовые сложности, мы не допустили сбоев в работе энергетики и коммунальных служб. С этой целью оказывалось содействие предприятиям топливно-энергетического комплекса в получении кредитных линий в коммерческих банках.
Надо сказать, что система жилищно-коммунального хозяйства доказала свою состоятельность - в условиях холодной зимы ни один жизненно-важный объект не был «разморожен».
Что касается продовольственной безопасности.
Нам удалось не допустить ажиотажного спроса на продукты питания, в торговых компаниях был обеспечен расширенный ассортиментный ряд товаров.
Мы максимально использовали все необходимые рычаги для стабилизации цен на продовольствие, реализовав для этого целый комплекс решений. И главным звеном в этом направлении стала ярмарочная торговля.
Кроме того, изменениями в закон области «О розничных рынках на территории Вологодской области» вы, уважаемые депутаты, расширили перечень полномочий Правительства области в части установления порядка предоставления торговых мест на универсальном рынке для продажи гражданами сельскохозяйственной продукции.
Врезультате - производители получили прямой доступ к потребителю, а что самое главное – цены на продукты питания были снижены.
Обеспечение продовольственной безопасности напрямую зависит от развития сельского хозяйства. В 2009 году ситуация в сельском хозяйстве была достаточно сложной. В значительной мере это было обусловлено тем, что сельхозпроизводителям пришлось отвлекать значительную часть финансовых средств для возврата основного долга по инвестиционным кредитам, полученным в рамках нацпроекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства.
Вместе с тем, за счет государственной поддержки, привлечения собственных и заемных средств, сельхозпредприятия продолжали вести работу по технической и технологической модернизации производства.
Тесное сотрудничество двух ветвей власти – законодательной и исполнительной - позитивно сказалось на разработке и принятии нормативных документов, обеспечивающих нормальную деятельность реального сектора экономики.
В результате оперативного принятия ряда важнейших решений в сфере налогового законодательства мы с вами, уважаемые депутаты, удержали реальный сектор от состояния экономического «штопора».
Антикризисный «пакет» поддержки производителей включал в себя широкий набор инструментов.
В первую очередь, это снижение налоговой нагрузки.
Для налогоплательщиков, занятых в социально-значимых отраслях, снижена до 5% ставка по упрощенной системе налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей введена упрощенная система налогообложения на основе патента.
Для стимулирования роста инвестиций сохранены налоговые льготы.
Юридическим лицам предоставлена возможность реструктуризации задолженности по региональным налогам, пеням и штрафам, образовавшейся по состоянию на 1 апреля 2009 года.
Во-вторых, в качестве бюджетных механизмов поддержки мы использовали предоставление субсидий сельскому хозяйству, компенсировали часть затрат по уплате процентов по кредитам предприятиям агропромышленного комплекса, текстильного производства, а также малого и среднего предпринимательства.
В-третьих, был расширен доступ предприятий к финансовым ресурсам через предоставление госгарантий, рекомендации банкам по приоритетному кредитованию предприятий.
Немаловажное значение имели также и помощь предприятиям в поиске рынков сбыта продукции, и госзакупки, а также содействие в решении вопросов бесперебойного электро-, тепло- и газоснабжения.
Всем известно, что строительная отрасль одна из первых ощутила на себе удар кризиса. Банки практически перестали выдавать кредиты, а граждане стали меньше тратить на жилье свои сбережения.
Безусловно, существенная поддержка оказана со стороны Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. У нас появилась возможность восстановить изрядно «потрепанный» жилищный фонд. Это и мероприятия по расселению аварийных жилых домов и капитальный ремонт многоквартирных домов.
По переселению семей заключены договоры на приобретение 314 квартир (16,5 тыс.кв. метров). По состоянию на 1 января 2010 года 206 квартир переданы в муниципальную собственность, улучшили жилищные условия 78 семей (227 человек).
В областную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов включены 574 дома из 54 муниципальных образований области. Запланированные работы во всех многоквартирных жилых домах завершены. В результате улучшили условия проживания 45,3 тыс. человек.
Несмотря на значительные бюджетные ограничения 2009 года, мы вкладывали средства в инфраструктуру, поддерживая тем самым строительный сектор.
В социальной сфере введены школы, детские сады, амбулаторно-поликлинические учреждения, спортивные залы, плавательный бассейн, центр здоровья и детского спорта.
Среди приоритетных – инфраструктурные проекты в электроэнергетике: введены в эксплуатацию газотурбинная установка на ОАО «Вологодский оптико-механический завод» и Красавинская газотурбинная теплоэлектроцентраль. Идет реализация проектов на Вологодской ТЭЦ, Череповецкой ГРЭС, в сетевом хозяйстве.
Продолжается строительство объектов транспортной инфраструктуры, проводятся работы по прокладке волоконно-оптического кабеля, реализуется Программа газификации.
В индустриальном парке «Шексна» за счет средств областного бюджета осуществлялось и будет продолжено софинансирование инфраструктурного обеспечения площадки.
В настоящее время пакет инфраструктур первого этапа освоения индустриального парка уже сформирован, что позволяет принимать в качестве резидентов высокотехнологичные компании, такие, как «Трубопрофильный завод – Шексна».
Продолжалась инвестиционная деятельность и на большинстве предприятий - вводились новые мощности, осуществлялась модернизация оборудования.
Приоритетное внимание в условиях кризиса уделялось рынку труда.
Главные опасения и тревоги вологжан были связаны с угрозой потерять работу.
В этой ситуации необходимо было действовать на опережение, создать условия для сохранения рабочих мест, получения новых профессий или открытия собственного бизнеса.
На финансирование мероприятий областной Программы содействия занятости населения было направлено 647,3 млн. рублей, в том числе 30 млн. рублей - из областного бюджета.
Участниками Программы в 2009 году стали 59 тысяч граждан, задействованных во временных и общественных работах, проходивших опережающее профессиональное обучение, открывших собственное дело.
В результате нам удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда и с пикового значения в мае 2009 года – 29,2 тыс.человек, снизить численность безработных к концу 2009 года до 24 тысяч, в настоящий момент она еще ниже – 20,6 тыс.человек.
Совместно с вами, уважаемые депутаты, мы сформировали прочную законодательную базу государственной поддержки малого предпринимательства. Снижена налоговая нагрузка, развивается инфраструктура содействия предпринимательской деятельности, разработаны льготные режимы аренды.
И в решении этих вопросов мы с вами были солидарны.
Проблемы дальнейшего устойчивого развития субъектов малого предпринимательства мы регулярно обсуждали на заседаниях антикризисной межведомственной комиссии. В январе 2009 года в оперативном режиме мы приняли долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы». И предложенные нами объемы финансирования были поддержаны депутатским корпусом при внесении изменений в областной бюджет.
На реализацию программы развития малого бизнеса из областного бюджета было выделено 66,4 млн. рублей. Кроме областного финансирования, получены федеральные ассигнования в размере 208,8 млн. рублей (с учетом докапитализации Гарантийного фонда).
Среди наиболее важных «денежных» мер поддержки малого бизнеса можно назвать два направления - выделение грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела (300 тыс.рублей) и предоставление субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам.
Развиваются такие направления поддержки субъектов малого бизнеса как Гарантийный фонд (обеспечение исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства), система микрофинансирования (предоставление займов на возвратной основе), а также организация обучения созданию и ведению собственного дела.
Реализуются механизмы имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства:
- на 30% снижены ставки арендной платы за пользованием имуществом, находящимся в областной собственности;
- сформирован и утвержден перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (в перечень вошли 487 объектов недвижимости площадью более 35 тыс.кв.м).
Крайне важно, что центр поддержки малого бизнеса постепенно смещается в районы. Мы открыли в муниципалитетах уже 7 дополнительных офисов бизнес-инкубатора, чтобы непосредственно на местах методически помогать предпринимателям.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что все эти меры поддержки реально сработали. В сфере малого и среднего предпринимательства в 2009 году создано более 4 тысяч новых рабочих мест.
Приоритетным направлением деятельности Правительства области остаются вопросы развития социальной сферы.
Последовательно совершенствовалась областная нормативная база в сфере образования, вопросы реформирования которой оставались в центре внимания и Правительства области, и депутатов Законодательного Собрания.
Введение нормативного подушевого финансирования в системе образования с 1 января 2009 года, а также предстоящий переход на образовательные стандарты – т.е. новые требования к условиям организации учебного процесса, все это потребовало серьезной работы по оптимизации штатных расписаний и сети общеобразовательных учреждений.
В этой связи совместно с органами местного самоуправления разработана и утверждена постановлением Правительства области программа «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Вологодской области на 2010 год». В настоящее время подготовлена аналогичная программа на 2011-2013 годы.
В результате реализации программы должна повыситься экономическая эффективность функционирования общеобразовательных учреждений.
Модернизация образования - это суть президентской инициативы «Наша новая школа». А начинается она с модернизации самой школы. Выстроить модель «Новой школы» невозможно без интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. С целью инновационного развития школьной инфраструктуры в области активно продолжается реализация проекта «Цифровая школа XXI века». Данный проект уже внедрен на базе 6-ти общеобразовательных учреждений - гг.Череповца, Вологды, Великого Устюга, Шекснинского и Усть-Кубинского районов.
Продолжена работа над формированием нового содержания профессионального образования. Совместно с представителями профильных предприятий учреждения образования области разработали в 2009 году проекты новых стандартов профессионального образования по 14 профессиям, по которым начнется обучение с 2010-2011 гг. Это гарантия того, что в подготовке кадров будут учтены требования бизнеса к уровню квалификации выпускников.
Наряду с образованием ключевой фактор повышения качества жизни вологжан - модернизация системы здравоохранения.
О здравоохранении и его состоянии люди, прежде всего, судят по тому, как их принимают и как помогают в конкретном фельдшерском пункте, поликлинике, больнице.
В этой сфере есть 3 важные задачи: это оказание квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Второе – это профилактика. Третье – диспансеризация и регулярный медицинский контроль за пациентами.
Благодаря реализации нацпроекта «Здоровье» в прошлом году обследовано с профилактической целью более 220 тыс.человек, на наследственную патологию - 11 тысяч новорожденных. Дополнительная диспансеризация, оказание высокотехнологичной помощи, проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на вредных и опасных производствах – все это значимые направления, реализуемые учреждениями здравоохранения для сохранения здоровья вологжан.
В итоге - смертность населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась почти на 1 процент. И что особенно важно, уменьшилась смертность населения от наиболее распространенных причин: несчастных случаев, отравлений и травм, новообразований, болезней системы кровообращения.
В 2009 году мы с вами завершили работу по реформированию системы оплаты труда в сфере здравоохранения, внесли изменения в закон области «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области».
Как результат - все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения переведены на отраслевую систему оплаты труда, ориентированную на стимулирование работников с учетом качества выполняемой работы. При этом гарантированная часть заработной платы у работников осталась не ниже уровня 2008 года.
Не остались без внимания, как Правительства области, так и депутатов Законодательного Собрания области вопросы сферы культуры.
В рамках государственной поддержки данных направлений приняты новые законы области «О государственных грантах Вологодской области в сфере культуры», а также «О библиотечном деле в Вологодской области».
Важной задачей развития нашего общества является снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность государственных органов, повседневную жизнь граждан.
В рамках формирования законодательной основы антикоррупционной деятельности органов власти принят основополагающий закон области
«О противодействии коррупции в Вологодской области». Утверждено положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области.
Уважаемые депутаты!
Главным результатом года, на мой взгляд, является то, что мы устояли в борьбе с «глобальной стихией», не рассыпались ни политически, ни экономически, что научились находить выход из сложных ситуаций кризиса, что самые худшие прогнозы не сбылись.
Совершенно очевидно: пик кризиса пройден без масштабных потерь и, в первую очередь, на основе мобилизации органов власти всех уровней, трудовых коллективов предприятий и организаций, бизнес-сообщества, правоохранительных органов и совместной слаженной работы в новых, жестких условиях.
Финансово-экономическая нестабильность не спровоцировала негативных социальных настроений, не привела к драматическим поворотам. И, конечно же, особая роль в этом принадлежит депутатскому корпусу.
Наша совместная работа определяется содержательностью и честностью законотворческого диалога. Дискуссии, критика, споры - и неизбежны, и необходимы. Взаимная ответственность, готовность слушать и слышать друг друга - принципиальные качества взаимоотношений Правительства области с Законодательным Собранием.
Общность позиций помогает нам совместными усилиями сохранять социально-экономическое равновесие и создавать прочную основу для достижения стратегических целей.
Хочу поблагодарить депутатов за активную позицию и профессиональные решения в выработке ключевых направлений преодоления кризисных явлений.
В этой связи особенно важно, чтобы мы всегда чувствовали поддержку и понимание того, что мы делаем со стороны населения – это самое главное в нашей работе.
Призываю всех «жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех».
Так сказал великий русский философ Николай Фёдоров.
Спасибо за внимание!