Журнал ПАРЛАМЕНТСКИЙ ДИАЛОГ № 7 - page 9

Однакопоначалу сильномешалопротивостояниеисполни-
тельнойи законодательнойветвейвласти. Клюбымнашимдей-
ствиямПравительствообластиотносилось крайненастороженно.
Я заручилсяподдержкойвсех 12депутатовпарламента.Мы
провелинесколькорабочих встречив конце1994 годаподписа-
лидоговоро созданииАссоциации. Изначальнорегионамдаже
неполучалось вместе собраться. Озвучишьдату, приедут три
области, с нимииразговариваешь, потомещепятьподъезжают.
Долго, доосени,шелорганизационныйпроцесс. ТакАссоциацию
Северо-Западаи создали. Намойвзгляд, признаниемправиль-
ностивыбранногонамипутиявляется то, что когдапозже стали
создаватьсяфедеральныеокруга, в составСеверо-Западного
Президент РФвключилименно терегионы, которыевходилив
нашуАссоциацию.
—Помимо экономической нестабильности в то время
шла и нешуточная политическая борьба. Какую роль в
этом отношении сыгралаАссоциация?
—Естественно, происходили серьезныеизмененияивпо-
литическом устройстве страны. В ходедискуссии становилось
понятно, чтопроизойдетдецентрализация госуправления—
регионыполучат права субъектовРФ, будет введеноместное
самоуправление, а значит к этому тоженужнобыло готовиться,
разрабатыватьдокументыдлявсех ветвейвласти.
ЯотВологодскойобластив качестве экспертапринимал
участиевподготовкепроектаФедеративногодоговора. (Состоит
из трёх самостоятельныхдоговороворазграничениипредметов
веденияиполномочийвнутри странымеждуфедеральнымии
органамивласти субъектов. Конституция1993 годаобъявилао
верховенстве своихнормнаднормамиФедеративногодогово-
ра, ноодновременноподтвердилаегодействие, чтопозволяет
считатьРФфедеративным государством конституционно-дого-
ворного типа—от ред.).
Приэтомспециалистынесразупришликмыслио том, что
необходимодатьравныеправавсемрегионам. ВКонституцион-
номСовещании (образованномПрезидентомРФдляразработки
проектановойКонституцииРФ) однистоялизаассиметричную
Конституцию, считаячтореспубликамнадоотдатьвсеправа,
возможностьиметьсвоезаконодательство, акраяиобластиихли-
шить. Амыотстаивалиравенствовсехсубъектов. Витогебольшин-
ствопобедило, ивКонституциис техпорзакреплено, чтониукого
нетпреимуществ. Такимобразом,мынастоялинасвоем. Однако
врезультатепереднамивсталановаясерьезнаязадача. Ведьв
СоветскомСоюзебылисоюзныеиреспубликанскиезаконы (РСФСР,
УкраинскойСССР), понимижилирегионы. Теперьженеобходимо
былосоздаватьсвоирегиональныезаконы.
—Как удалось создать весь этот огромный законода-
тельный пласт?
—В товремянебылонужноговзаимодействиямеждуфе-
деральнымирегиональным уровнями. Нередкобывало так, что
Федеральнаявластьпринимает закон, при этомдобавляя, что50
правительственных актов кнему выйдут в течение года.Мыждем
в течениедолгихмесяцев, ноничегонепроисходитинаступает
тупиковая ситуация. ТогдабылопредложеноввестивКонсти-
туцию следующуюновацию: в случаеесли какое-тоположение
неотрегулированофедеральным законодательством, регион
имеет правопринять свойнормативныйправовойакт, чтобы
восполнитьпробел.Мыполучилиправоработатьнаопережение.
Оценивпредстощийобъем законодательнойработы, сделали
вывод—надообъединяться. Обычноеслирегионывзялись за
законодательство, товсеразрабатывают разные темы.Мы, на-
пример, первымиподготовили закономестном самоуправлении,
другие—одепутатах.Можнообменятьсянаработками, чтопо-
зволяет неизобретать велосипед каждомупоодиночке. И когда
Ассоциация заработала, сталонамноголегче.
Ещеодним существеннымплюсомобъединения стало то,
чтонекоторыерегионыобладалибогатымопытом. Так, внаш
составвошлиреспубликиКомииКарелия, которые зналиосновы
законотворчества. Кроме того, вАссоциациювошел город со-
юзного значения—Санкт-Петербург, где тоже ужебылнакоплен
богатый законодательныйопыт.
—Какую реальную пользу принеслаАссоциация?
—В1994 годумыначалиработу, к1996—окрепли, создали
комитеты. Решать всевопросы гораздолегче, когда знаешь
людейлично.
Мырасчитывали, что такиеассоциациибудут созданыпо
всейРоссии. Авенцом этогодолженбыл статьСовет парламент-
ских ассоциацийвСоветеФедерации. С1996по1998 годмыво
всеинстанции, в том числеПрезиденту страныБорису Ельцину,
отправлялиписьма спросьбойподтолкнутьостальныерегионы
на создание такихжеорганизаций. Новответ была тишина. В
1998 годупроходило заседаниеАссоциациивСанкт-Петербурге,
внемотместногоЗаконодательного собрания участвовалСергей
Миронов.Мыв тотмомент ужеподготовили текст обращения со
своеобразным ультиматумом, в котором говорилось, чторазна
федеральном уровне этаинициативанеподдерживается, томы
будем создавать всероссийскуюассоциациюнанашей, Севе-
ро-Западнойоснове. СпустянекотороевремяСергейМиронов
возглавилСоветФедерации, где создалСовет законодателей,
ааналогичныеассоциации сталипоявлятьсяповсей стране. И
сейчас тамработает структура, курирующая этивопросы.Мы
предлагали также, чтобыПрезидент выступал спосланиямине
толькопередФедеральнымСобранием, ноипередрегиональны-
ми законодателями. И этанашаидея, хотяи запоздало, нобыла
внедрена— глава государствадваили трираза ужевстречался
сдепутатами субъектов.
—Какие инициативыПАСЗР, Геннадий Тимофеевич, Вы
считаете самыми нужнымии важными?
—Однимиз самыхмудрых решенийябыназвалвыходна
международный уровень.
Так, мыначалиактивно сотрудничатьпрактически совсеми
международнымипарламентскимиорганизацимиСеверо-За-
падаЕвропы. В современной стратегииРоссииосвоенияАрктики
такое сотрудничествопойдет напользу.
—Что быВы пожелали своим коллегам?
—Последнийраз яездилна заседаниеАссоциациине-
скольколет назад. Уменябыла задача убедить коллегиниции-
роватьпередПравительствомРоссийскойФедерациипринятие
программыразвитияСеверо-Западногорегиона. Соответству-
ющиенаработкибыли сделаныещеврамках экономической
ассоциации. Считаю, что сегодня это самаяперспективная часть
страны. Стабильныйвполитическомпланеокруг, которыйимеет
большой экономическийпотенциал, необходимыеприродные
и энергетическиересурсы.Жаль, что этапрограммапока таки
не увидела свет. Былобы хорошовдохнуть внееновуюжизнь
общими усилиями.
Парламентский диалог
9
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...48
Powered by FlippingBook