«Власть на местах, главы местного самоуправления, не говоря уже о главах сельских поселений, просто-напросто Водный кодекс никогда не читали. В конечном счете, страдают простые люди», - такие слова председателя постоянного комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания области Николая Архипова прозвучали 19 октября на открытии парламентских слушаний, посвященных введению в действие нового Водного кодекса.
Содержание нового Кодекса, который вступит в силу с 1 января 2007 года, горячо обсуждают юристы, экологи, специалисты надзорных органов, ученые. Так, академик Львов называет 25 причин, по которым нормы Водного кодекса не могут быть реализованы в 2007 году. Действительно не решены вопросы приватизации водоемов, озер и островов. Вместе с тем, введение в действие Кодекса подразумевает, что такие вопросы на местах решены. Также все специалисты сходятся во мнении, что новый Водный кодекс повысит ответственность предприятий и граждан за пользование водными объектами.
В нашей области реализацией Водного кодекса будет, в числе прочих, заниматься и Двинско-Печерское бассейное управление. Начальник отдела водных ресурсов управления Александр Завгородний считает, что новый кодекс принципиально отличается от старого:
«Если действующий Водный кодекс был основан на принципе сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды, то новая редакция Кодекса подразумевает главный принцип - значимость водных объектов как основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется на основе представления о водном объекте, как составной части окружающей среды», - отметил Александр Завгородний.
Руководитель управления Росприроднадзора по Вологодской области Андрей Дмитриевский отметил тревожную тенденцию - не зная положений Водного кодекса, в муниципалитетах продолжают выделять земли под строительство и даже под производственную деятельность в водоохранных зонах:
«Сегодня в ГУЮ регистрируют жилой дом, построенный в прибрежно-защитной полосе без проведения предварительной экспертизы. Да, новый Кодекс содержит статьи, позволяющие строительство рядом с водными объектами, но должны быть приняты меры по защите водоемов от загрязнения. Однако процедуры определения достаточности этих мер на сегодня нет» .
В прошлом году широкий резонанс получили действия судебных приставов, которые, исполняя решение суда, снесли часть дачного кооператива «Екатерининские валы» на берегу Истринского водохранилища в Подмосковье.
« Возможно ли у нас в области такое развитие событий?» – в первую очередь поинтересовались журналисты на пресс-конференции, которая состоялась в перерыве работы слушаний. Отвечая на этот вопрос, председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Николай Архипов в частности подчеркнул:
«Цель открытых парламентских слушаний и состоит в том, чтобы разъяснить населению области, руководителям предприятий, предпринимателям, главам администраций районов и сельских поселений, что из себя представляет Водный кодекс и, в том числе, что делать со строениями, которые уже сегодня построены по берегам рек и озер. На этот счет у нас есть разъяснение прокуратуры. Если дома построены по берегам рек до 1989 года, то есть до вступления в силу первого Водного кодекса, то такие дома сносу не подлежат. Если же отдельный дом или дачный кооператив построен в водоохранной зоне без соответствующих разрешений, то будет рассматриваться вопрос о приведении этой недопустимой ситуации в соответствие с новым Водным кодексом. Судьбу строений, возведенных без необходимых согласований, должен будет определить суд» .
«Владельцы крупных земельных участков и построек по берегам рек и озер - это, как правило, люди высокопоставленные или просто очень богатые. Хватит ли политической воли и мускулов обязать их снести незаконные постройки?» – прозвучал вопрос журналиста.
«Политической воли хватит. Закон одинаков для всех, – подчеркнул в ответе Николай Архипов, – нам необходимо учить население сверху донизу».
Участниками открытых слушаний был принят за основу проект рекомендаций, в которых предложили:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие:
– федерального закона «Специальный технический регламент «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;
– федерального закона «Общий технический регламент «О водоотведении»;
Правительству Российской Федерации:
– ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Водного кодекса Российской Федерации (перечень прилагается);
– установить критерии отнесения водных объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю;
– ускорить разработку и утверждение порядков, предусмотренных статьями 48-49 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»:
установления рыбоохранных зон,
образования рыбохозяйственных заповедных зон,
согласования документации, обосновывающей деятельность при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания.
Участники публичных депутатских слушаний рекомендовали:
Законодательному Собранию Вологодской области:
– провести парламентские слушания по проекту подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Вологодской области» в рамках национального проекта «Жилье» на 2002-2010 годы;
д епартаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области:
– провести комплекс организационных мероприятий по внедрению современных технологий по очистке и обеззараживанию природных и сточных вод;
главам муниципальных образований Вологодской области:
– предусмотреть мероприятия по ремонту, реконструкции и строительству систем ливневой канализации, обеспечению очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в водоемы в черте населенных пунктов;
– запретить отвод земельных участков во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения под объекты, деятельность которых может повлечь загрязнение данных источников;
– принять меры по организации работ по обустройству зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
хозяйствующим субъектам – водопользователям:
– принять незамедлительные меры по прекращению сброса в водоемы не- очищенных и необеззараженных сточных вод, организации производственного лабораторного контроля за качеством сточных вод.
Пресс-служба
Законодательного Собрания области