23 мая в Законодательном Собрании области состоялись публичные депутатские слушания по проекту годового отчета об исполнении областного бюджета за 2007 год. Напомним, что по бюджетному законодательству проведение открытых слушаний является обязательным условием перед подготовкой бюджета области на следующий год. Накануне публичных слушаний проект закона области «Об исполнении областного бюджета за 2007 год» был внимательно рассмотрен в большинстве постоянных комитетов областного парламента, получены заключения Контрольно-счетной палаты и экспертно-правового управления Законодательного Собрания области.
Уже на этом уровне рассмотрения депутаты дали свою оценку эффективности освоения бюджетных средств. Принципиальных замечаний по исполнению бюджета высказано не было.
Открывая работу слушаний, заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Владимир Сверчков отметил, что основная задача на сегодня внимательно проанализировать все плюсы и минусы бюджета 2007 года, с тем, чтобы учесть их в главном финансовом документе следующего года.
С основным докладом на слушаниях выступил первый заместитель Губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов Сергей Тугарин, который подчеркнул, что основные направления бюджетной и налоговой политики, принятые при формировании бюджета на 2007 год выполнены. В области обеспечена социально-экономическая стабильность, приняты меры по повышению благосостояния граждан. Сергей Тугарин отметил, что исполнение областного бюджета происходило на фоне позитивного развития экономики. В области продолжился рост промышленного производства. Объем ВРП достиг почти 245 млрд. рублей и превысил запланированный уровень на 27 %. За истекший финансовый год произведено промышленной продукции на сумму 319 млрд. рублей. Основной вклад в развитие экономики области внесли предприятия металлургической и химической отраслей. Объем инвестиций в основной капитал в 2007 составил 75 млрд. рублей. Средняя заработная плата в области за прошлый год в реальном выражении выросла почти на 11% и превысила 13 тыс. рублей. По основным бюджетным отраслям средняя зарплата составила: в образовании - 7900 рублей, здравоохранении - 9433 рубля, культуре - 8160 рублей. Область занимает четвёртое место среди российских регионов по уровню бюджетной обеспеченности в расчете на каждого жителя. Более пятисот тысяч вологжан в 2007 году в той или иной степени были охвачены различными формами социальной защиты за счёт средств областного бюджета.
В целом доходы областного бюджета в 2007 году составили - 31503245, 6 тыс. рублей, расходы -32268478, 0 тыс. рублей. Дефицит областного бюджета сократился с 15% до 2,7% и составил 765,2 млн. рублей. В течение 2007 года депутаты четырежды вносили поправки в доходную и расходную части бюджета. Таким образом уточненный областной бюджет был перевыполнен по доходам на 1 млрд. 352 млн. рублей или на 4.5%, а по расходам недовыполнен на 731 млн. руб. или на 2.2%.
В своем докладе Сергей Тугарин подробно остановился на вопросе исполнения бюджетных обязательств по каждому из стратегически важных направлений – промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, капитальное строительство, образование и здравоохранение, исполнение областных целевых программ, межбюджетные отношения.
Открывая прения, заместитель председателя Законодательного Собрания области Владимир Сверчков отметил принципиальный момент:
« Можно констатировать, что все основные макроэкономические показатели, которые были запланированы при рассмотрении проекта бюджета, в течение года были перевыполнены.
Мы четыре раза в 2007 году вносили существенные поправки по доходам и расходам областного бюджета, причём последние поправки были внесены буквально в декабре 2007 года, то есть в последний месяц финансового года.
В этой связи все же еще раз хочется отметить, что несмотря на все объективные сложности и объективную структуру экономики, необходимо совершенствовать методики прогнозирования макроэкономических показателей, на которых строится бюджет. Тем более, что современные требования организации бюджетного процесса ставят перед нами задачи по переходу на среднесрочное трехлетнее бюджетное планирование. Поэтому качество оценки, как доходов, так и расходов областного бюджета должно существенно возрасти».
Владимир Сверчков также обратил внимание участников слушаний на проблему межбюджетных отношений, в частности, на вопросе увеличения нормативов расходных потребностей. По мнению депутата, в целом предложения районов по увеличению нормативов объективны. И ежегодно такое увеличение происходит.
«Однако, – отметил Владимир Сверчков, - когда мы проводим анализ принятых местных бюджетов, можно сделать вывод, что отдельные органы местного самоуправления выбирают другие приоритеты в распределении средств. Часто снимаются средства с социальных статей расходов и направляются на содержание аппарата управления. И хотя формально нарушения закона в данном случае нет, по нашему мнению, недопустимо чтобы в местных бюджетах расходы на жизнеобеспечение были ниже, чем установлено нормативами».
На слушаниях было отмечено, что расходы областного бюджета требуют оптимизации. За «социальный» бюджет 2007 года пришлось заплатить сокращением финансирования капитального строительства. Была обозначена тревожная тенденция. В 2007 году, в отличие от предыдущих лет, расходы прирастали более быстрыми темпами, чем доходы. За счет средств регионального бюджета была увеличена заработная плата работникам бюджетной сферы, введены стимулирующие доплаты работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры, установлен более высокий минимальный размер оплаты труда, введен 10 процентный уровень оплаты жилья и коммунальных услуг от совокупного дохода семьи, проиндексированы социальные выплаты. Все эти меры были адекватны вызовам времени по обеспечению социальной стабильности в области.
По вопросу исполнения областного бюджета за 2007 год высказались и руководители фракций областного парламента присутствовавшие на слушаниях. Председатель фракции «Единая Россия» Игорь Журавлев подчеркнул:
«Сегодняшний разговор не для того, чтобы мы в восьмой раз услышали цифры, которые уже семь раз слышали. А для того, чтобы сделать правильный выбор в планировании бюджета 2009 года, куда нам надо приложить свои усилия, для того, чтобы по хозяйски расходовать средства. Надо больше работать с муниципальными образованиями. Убежден, что 360 муниципальных образований, которые сегодня существуют в области - это очень много и их смело можно укрупнять. Это улучшит управляемость и оптимизирует расходы на их содержание».
Руководитель фракции Аграрной партии России в областном парламенте Анатолий Хапов с удовлетворением подчеркнул:
«В рамках бюджета 2007 года практически все запланированные мероприятия по сельскому хозяйству были выполнены».
По результатам работы участники парламентских слушаний рекомендовали депутатам Законодательного Собрания Вологодской области принять на очередной сессии закон Вологодской области "Об исполнении областного бюджета за 2007 год". Исполнительной ветви власти участники слушаний предложили поработать над совершенствованием методики прогнозирования показателей областного бюджета, а так же принять меры к тому, чтобы в 2008 году обеспечить полное и своевременное использование ассигнований областного бюджета.
Пресс-служба Законодательного Собрания области