26 мая в Законодательном Собрании области состоялись открытые парламентские слушания, посвященные вопросу исполнения областного бюджета за 2008 год. Ежегодно рассматривая отчет Правительства об исполнении бюджета, депутаты дают свою оценку степени эффективности расходования бюджетных средств в экономике и социальной сфере. Сильные и слабые стороны исполненного бюджета, как правило, учитываются при формировании проекта бюджета следующего года.
С докладом об основных показателях исполненного бюджета перед депутатами выступила заместитель начальника департамента финансов Вологодской области Валентина Артамонова. Прежде всего, она подчеркнула принципиальный момент - основные направления бюджетной и налоговой политики, принятые при формировании бюджета на 2008 год, выполнены. Вместе с тем, по словам Валентины Артамоновой, 2008 год сложился неоднозначно в плане социально-экономического развития области. По итогам девяти месяцев наблюдались достаточно высокие результаты в экономике и социальной сфере, но уже с октября стали проявляться кризисные явления в реальном секторе экономики.
В первую очередь это коснулось металлургической и химической промышленности. На эти отрасли приходится 72% производимой в области продукции, 92% прибыли. За январь-сентябрь 2008 года индекс производства в металлургии составил 103%. За октябрь-декабрь выпуск продукции сократился на 44%. За 2008 год производство в металлургии оказалось ниже уровня 2007 года на 8%.
Снижение спроса со стороны основных потребителей привело к сокращению цен на черные металлы. Экспортные цены на черные металлы в декабре по сравнению с августом упали в 2 раза.
В химической промышленности падение производства началось в ноябре. За январь-октябрь индекс производства составил 105%. В ноябре по сравнению с октябрем производство сократилось в 2,4 раза. По итогам 2008 года в химическом производстве зафиксирован минус на 5% к уровню 2007 года. С октября-ноября снижались цены на минеральные удобрения. За 4-ый квартал экспортные цены упали в 3,5 раза, цены на внутреннем рынке – в 2 раза.
Тем не менее, высокие темпы роста экономики в начале года позволили достичь роста основных бюджетообразующих показателей к предыдущему году и принятому прогнозу социально-экономического развития области.
Валентина Артамонова обратила внимание депутатов на то, что фонд оплаты труда по области за 2008 год составил 88 млрд.рублей и вырос к уровню 2007 года на 22%. Среднемесячная заработная плата по области в целом составила 15892 рубля. Область вошла в число 22 регионов России с наиболее высоким уровнем оплаты труда. Темп роста заработной платы в 2008 году превысил темп роста индекса потребительских цен, что привело к увеличению ее в реальном выражении на 6%.
В 2008 году область внесла и значительный вклад в федеральный бюджет. Так, на территории области во все уровни бюджетов было мобилизовано 73,6 млрд. рублей налогов, сборов и других обязательных платежей, из которых 37 % направлено в федеральный бюджет.
В консолидированный бюджет области поступило налоговых и неналоговых доходов 45,8 млрд. рублей. И по сравнению с уровнем 2007 года собственные доходы возросли на 10 млрд. руб. или на 28%. Достаточно сказать, что в 2008 году область вошла в десяток регионов страны, имеющих наилучшую собираемость налогов (занимает 6 место). Уровень недоимки на протяжении 2007 – 2008 годов составил 2% от сбора налогов.
Валентина Артамонова подробно рассказала депутатам о структуре расходов по основным направлениям бюджета, уделив особое внимание сферам здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Она подчеркнула, что в 2008 году областной бюджет сохранил социальную направленность. Почти 70% бюджетных средств были направлены на финансирование мероприятий в области социальной сферы и на поддержку бюджетов муниципальных образований. За счет средств областной казны с 1 февраля 2008 года на 14% была повышена заработная плата бюджетникам.
Завершая свое выступление, заместитель начальника департамента финансов области обратилась к депутатам:
«Впереди у нас нелегкая работа по удержанию экономических и социальных позиций в условиях кризиса. Надеюсь на дальнейшее конструктивное сотрудничество» .
В ходе слушаний депутаты имели возможность уточнить параметры исполненного бюджета и дать свои рекомендации Правительству области по более эффективному расходованию бюджетных средств. Депутат Николай Жаравин обратил внимание представителей финансового блока Правительства и депутатов на неточный прогноз основных параметров бюджета, который был допущен при формировании главного финансового документа области. В течение года доходная часть бюджета выросла на 12 миллиардов рублей. Депутаты восемь раз вносили поправки в бюджет. Николай Жаравин с тревогой говорил о растущей кредиторской задолженности бюджета, а соответственно и объема государственного долга.
Депутат Александр Цымбалов подчеркнул, что сбалансированная бюджетная полтика, проводимая Правительством области, позволила Вологодской области раньше всех принять нормативы расходных потребностей на исполнение полномочий, переданных федерацией. Вместе с тем, депутат пожелал департаменту финансов совершенствовать межбюджетные отношения, чтобы побуждать органы местного самоуправления к пополнению бюджетов территорий и бороться с иждивенчеством. Обратил внимание депутат и на необходимость повышения эффективности каждого бюджетного рубля. Это, по его мнению, должно стать основным критерием оценки деятельности главы на предстоящих в октябре выборах в органы местного самоуправления.
Депутат от «Единой России» Наталия Рябова проанализировала, как выполнялись социальные обязательства бюджета в плане обеспечения жильем молодых семей, сирот, ветеранов:
«Свои обязательства областной бюджет выполнил и перевыполнил, а вот из федерального центра средств поступило недостаточно. Поэтому сегодня в очереди на получение жилья стоят 463 сироты и более тысячи молодых семей» . Депутат предложила Правительству уделить этому вопросу больше внимания.
Накануне слушаний отчет Правительства области об исполнении бюджета был внимательно изучен в профильном комитете ЗСО по бюджету и налогам. Председатель постоянного комитета Владимир Сверчков напомнил участникам открытых слушаний:
«Формирование областного бюджета на 2008 год осуществлялось в соответствии с основными направлениями налоговой и бюджетной политики области на 2008 год и среднесрочную перспективу до 2010 года. Именно в 2008 году в Вологодской области был реализован переход на среднесрочное бюджетное планирование. Сам закон о бюджете был составлен сроком на один год в соответствии с требованиями закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области», с осуществлением планирования показателей областного бюджета на 2008 год на основе среднесрочного финансового плана на 2008 – 2010 годы. Основные параметры областного бюджета за 2008 год исполнены: доходы - на 102 процента к уточненным плановым показателям, расходы – на 99 процентов от годовых назначений.
В течение 2008 года изменения в закон области «Об областном бюджете на 2008 год» вносились восемь раз, при этом в шести случаях поправки изменяли основные показатели областного бюджета по доходам и расходам.
Общая сумма поправок в сторону увеличения доходной базы областного бюджета составила 11,9 млрд. рублей. Расходы на социальную сферу в областном бюджете 2008 года составили более 50%. В процессе исполнения областного бюджета в 2008 году значительная часть средств была направлена на поддержку сельского хозяйства. Объем финансирования этой отрасли в 2008 году составил 6,11 процента расходной части областного бюджета, или 2,4 млрд. рублей. Профинансированы следующие целевые программы: Развитие молочного животноводства в Вологодской области, Развитие льняного комплекса в Вологодской области, а также выделены средства на приобретение горюче-смазочных материалов в целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей во время проведения посевных и уборочных работ. В 2008 году в области было реализовано 28 областных целевых программ, которые направлены на решение ключевых вопросов развития области и оказание поддержки населению нашего региона. В течение 2008 года на исполнение областных целевых программ были направлены средства в сумме 4,7 млрд. рублей, что составляет 12,2 процента от общего объема расходов областного бюджета, и что больше по сравнению с 2007 годом на 1,5 млрд. рублей, или на 46,8 процента» .
В завершение своего доклада об исполнении бюджета Владимир Сверчков подчеркнул, что «итоги исполнения областного бюджета за 2008 год, несомненно, позитивные. Комитет поддерживает законопроект в целом» .
В ходе слушаний было отмечено особо, что в бюджете 2008 года были сохранены четкие приоритеты – исполнение в полном объеме принятых социальных обязательств и расходов, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения населения (расчеты за потребленные бюджетными учреждениями энергоресурсы, питание, медикаменты и другое).
Свое мнение об эффективности исполнения бюджета 2008 года высказали и руководители фракций областного парламента:
Людмила Ячеистова (фракция «Единая Россия»)
Полагаю, что долго еще не будет у нас такого бюджета, каким был бюджет 2008 года. Напомню, что в четвертом квартале 2008 года, когда уже начинались трудности и стал проявляться кризис, было принято непопулярное решение - для создания резервного фонда на 10% сократить финансирование отраслей, которые финансируются за счет областного бюджета. Эти 10% были взяты, прежде всего, из фонда оплаты труда. Звучала и критика, но время показало, что это было совершенно правильное решение, благодаря которому в начале 2009 года ни одна бюджетная отрасль не почувствовала задержек или невыплат заработной платы. За счет этого нам удалось сохранить систему выплат и объемы выплат заработной платы в тяжелом первом квартале 2009 года.
Геннадий Хрипель (фракция «Справедливая Россия»)
2008 год в финансовом отношении был весьма успешным. Просто прекрасные были показатели по исполнению бюджета, его наполняемости. И это на фоне сравнительно щадящей инфляции – чуть более 14%. Были исполнены все параметры бюджета. Единственное провальное, на мой взгляд, направление - это сборы по транспортному налогу. Но в связи с передачей этого налога на местный уровень есть все основания полагать, что собираемость его увеличится. Вместе с тем, очевидно, что сохраняется основной недостаток - значительный объем перечисления средств муниципальным образованиям в конце года. 24% субсидий было перечислено в декабре. Так же перечисляются деньги и из федерального бюджета. То есть муниципальные образования поставлены в ситуацию, когда любой ценой и быстро надо освоить значительные суммы. Конечно, речь об эффективном использовании средств уже не идет. Возникают приписки и другие манипуляции, в том числе и нецелевое использование средств. Это, конечно, очень плохо. На исполнение бюджета наложил свой отпечаток переход на отраслевую систему оплаты труда в здравоохранении и образовании. Хорошая была идея, но финансовый кризис внес свои коррективы, и в результате картина получилась, прямо скажем, некрасивая. Упала заработная плата у многих учителей и врачей. И по-прежнему не происходит никаких подвижек в борьбе с бедностью. Ситуация даже ухудшается. При инфляции более 14% рост заработной платы в 6,3%! Это повод серьезно задуматься. Ну и отмечу, что из года в год Контрольно-счетная палата отмечает неэффективное расходование бюджетных средств. Почти каждая проверка выявляет такие факты.
Сегодня у нас есть резервы. Нам надо добиться, чтобы каждый рубль использовался эффективно, повысить собираемость налогов.
Сергей Каргинов (фракция «ЛДПР»)
Параметры бюджета 2008 года были достаточно высоки. Вспомним бюджет 2005 года – 13 миллиардов. В 2006 – 26 миллиардов. А в 2008 – целых 39 миллиардов! Поэтому очевидно, что несмотря на провальный по доходам четвертый квартал 2008 года, год был неплохой. Исполненный бюджет был социально ориентирован. Много средств направлялось на социальные нужды. Несколько меньше - на капитальные вложения и инвестиции. Этот подход стал причиной сегодняшних проблем, когда денег стало значительно меньше, а обязательства остались в полном объеме. Что сегодня вызывает неудовлетворение? Наш регион практически на протяжении 10 лет был донором, то есть мы постоянно отдавали деньги в федерацию, а сегодня, для стабилизации экономической ситуации, нам не дают денег. С огромным трудом выбиваются кредиты, дотации, субсидии. Считаю, что это несправедливо. Москва, сидя на огромных деньгах, не дает средства регионам, даже в виде кредитов. Ведь для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы, регионы вынуждены обращаться в коммерческие банки. А это просто разорительно.
Николай Жаравин (фракция «КПРФ»)
Что бы мы ни говорили, бюджет уже исполнен и ничего изменить уже нельзя. Вопрос в том, сумеем ли мы дать оценку Правительству области в том, как оно распорядилось огромными средствами, которые были заложены в бюджет 2008 года. Мы считаем, что распорядилось не совсем эффективно. Не были выполнены многие обязательства, которые были взяты нами в сфере образования, здравоохранения и строительства. Фактически мы сорвали перевод системы здравоохранения на новую систему оплаты труда. Бюджет оказался не готов и к переводу системы образования на новую систему оплаты труда. Много вопросов вызвало неэффективное расходование бюджетных средств в четвертом квартале 2008 года, когда всем стало ясно, что кризис пришел и к нам.
***
Участники слушаний рекомендовали депутатам Законодательного Собрания области на 192-й сессии принять закон области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год», а Правительству области, в частности, совершенствовать методики прогнозирования показателей областного бюджета и принять меры по сокращению расходов на содержание органов исполнительной государственной власти и государственных учреждений.
Пресс-служба Законодательного Собрания области