С докладом прогнозных тенденций развития области и программе социально-экономического развития области на 2011-2013 годы выступил начальник департамента экономики, первый заместитель Губернатора области Леонид Иогман, который отметил принципиальный момент: «Наша область, как и другие регионы России, прошла пик кризиса. Прошла не без потерь. Но в чем-то мы стали сильнее. Мы научились предвидеть, планировать, управлять в новых экономических и политических условиях. В результате активной реализации комплекса антикризисных мер и изменения ситуации на мировых рынках можно говорить о смещении вектора нашей политики с антикризисного на стабилизационный.
Основным фактором экономического роста в области стало восстановление ситуации в секторах, наиболее пострадавших от кризиса - это, прежде всего, обрабатывающая промышленность, ориентированная на инвестиционный спрос. Тем не менее, последствия глобальной рецессии еще не ликвидированы полностью. Мы продолжаем жить в режиме жесткой экономии, и сохраняем консервативный подход в бюджетной политике. Ситуация достаточно не стабильна как в России, так и в мировой экономике. Лихорадит фондовые и валютные рынки, вплоть до так называемых «девальвационных войн». В ряде стран верх берет «национальный эгоизм», они пытаются специально ослабить курс своей валюты по отношению к валютам торговых партнёров. До сих пор не восстановился рынок недвижимости. Да, есть некоторое оживление спроса, но, тем не менее, до полного восстановления еще далеко. Ожидать в ближайшей перспективе возращения былого инвестиционного ажиотажа, легких и доступных кредитов, а также нового расцвета ипотеки, сверхприбылей, высоких бонусов и прочих факторов, подогревающих платежеспособный спрос, вряд ли приходится. Аномально жаркое лето привело к определенной нестабильности на продовольственном рынке. Но это вовсе не значит, что нужно запасаться гречкой, солью, мукой. Мы сами порой нагнетаем искусственный ажиотаж на рынке продовольствия, вспоминая годы тотального дефицита. У нас нет паники. Есть уверенность в своих действиях. Восьмистороннее межотраслевое соглашение о взаимодействии на продовольственном рынке области призвано стабилизировать цены на социально значимые товары».
Леонид Иогман акцентировал внимание участников слушаний на новом, трехлетнем подходе к формированию бюджета области: «Сегодня мы с вами впервые рассматриваем документ с горизонтом планирования 3 года. И не в формате «что будет?», а в формате «что делать?».
Первый заместитель Губернатора рассказал и о целях на среднесрочную перспективу, главные из которых - создание потенциала для будущего развития на основе диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики области, развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения, совершенствование системы управления.
Леонид Иогман подробно рассказал участникам слушаний о том, какие объекты будут строиться в области, как они будут обеспечены энергией, какой будет от них экономическая и социальная отдача. Остановился Леонид Иогман и на вопросах социальной политики, модернизации здравоохранения.
Депутаты поблагодарили докладчика за обстоятельные ответы и задали ряд вопросов. Так Геннадий Хрипель обратил внимание на то, что представленная программа развития не подкреплена финансами и не соответствует представленному бюджету. Геннадий Хрипель высказал мнение о том, что название «Программа посткризисного восстановления экономики и консервации социальной сферы» более точно соответствовала бы ее содержанию. Слово «развитие», по мнению депутата, не отражает ее сути. Леонид Иогман пояснил: «Представленная программа действительно носит скорее стабилизационный характер». Депутат Людмила Ячеистова попросила объяснить, почему в прогнозе 2012 года заложены показатели по валовому внутреннему продукту ниже уровня 2010-2011 годов? В то же время оборот розничной торговли по прогнозу увеличится. Почему в целом таким провальным выглядит 2012 год? – спросила Людмила Ячеистова. «На самом деле прогнозы по 2012 году совсем не провальные. Они достаточно амбициозны, – пояснил Леонид Иогман. – Они выше, чем по стране. Да, кризис ударил по нам больно, но Вологодская область как входила, так и входит в десятку российских регионов по такому важному показателю как объем промышленной продукции на душу населения».
В ходе состоявшихся слушаний был заслушан доклад начальника департамента финансов Правительства области, первого заместителя Губернатора области Сергея Тугарина, который ознакомил аудиторию с проектом закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Подробно характеризуя основные параметры бюджета, Сергей Тугарин отметил, что главный финансовый документ носит стабилизационный характер. Безусловно, будут выполнены взятые публичные обязательства, обеспечены выплаты зарплат бюджетникам. В то же время говорить об индексации зарплат пока рано. Сергей Тугарин познакомил участников слушаний с макроэкономическими показателями бюджета, подробно рассказал как и когда будут выплачиваться проценты по взятым областью кредитам.
Позицию депутатов по предложенному законопроекту изложил заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатель профильного комитета по бюджету и налогам Владимир Сверчков. В своем докладе Владимир Сверчков, в частности, отметил: «Один из основных приоритетов бюджета - это безусловное выполнение социальных обязательств перед жителями области. По нашей оценке бюджет основан на очень консервативном прогнозе развития экономики области. Собственные доходы областного бюджета в трехлетнем бюджете заложены с умеренным ростом. Консолидированный бюджет достигнет уровня докризисного 2008 года в номинальном выражении только к 2013 году. Если говорить про доходы в реальном выражении, то они составят около 80 процентов от докризисного уровня. Напомню, что при значительном снижении доходов в 2009 и 2010 годах расходы областного бюджета остались фактически на докризисном уровне. Это было обеспечено за счет привлечения бюджетных кредитов и кредитов банков. Проект бюджета на 2011 год также предусматривает дефицит, объем заимствований будет расти.
Проблему погашения долга предлагается отложить на 2012 год, поэтому параметры бюджета планового периода вызывают некоторую озабоченность. С 2012 года проект бюджета предусматривает резкое сокращение расходов. Так называемый профицит бюджета будет направлен на погашение государственного долга. Сокращение расходов в плановом периоде негативно скажется не только на инвестиционных расходах областного бюджета, но и будет болезненным для социальной сферы.
Поэтому в процессе исполнения бюджета в 2011 году следует сосредоточиться на решении следующих задач.
Наиболее важное значение приобретет задача наполнения доходной части. Необходимо активизировать работу по сокращению недоимки и оптимизации льгот по региональным налогам, а также на улучшении администрирования неналоговых доходов. Как раз об этом нам постоянно напоминает Общественная палата. Предлагаем Правительству области продолжить осуществлять взаимодействие с федеральными органами власти по привлечению дополнительной финансовой помощи. Основные показатели экономики позволяют надеяться, что область будет развиваться в соответствии с более оптимистичным сценарием, и в течение года и планового периода мы получим дополнительные доходы, не предусмотренные настоящим проектом».
В слушаниях приняли участие представители муниципальных образований области. Депутат Череповецкой городской думы Юрий Кузин высказал свое мнение о том, что с развитием малого бизнеса решать проблемы наполняемости бюджета области будет проще: «Потенциал малого бизнеса не раскрыт полностью. А вместе с тем есть возможности для развития инвестиционных проектов. Насколько могут быть увеличены поступления в бюджеты области, городов - это вопрос планирования, оценки. Должны быть четкие целевые программы для предпринимателей. Уверен, что успех в бизнесе неизбежно отразится на социальном благополучии и наполняемости бюджетов».
В ходе слушаний свое мнение о проекте трехлетнего бюджета высказали депутаты Законодательного Собрания области, представители Общественной палаты. Лейтмотивом выступлений стало повышение эффективности использования бюджетных средств и неукоснительное исполнение социальных обязательств.
Результатом работы слушаний стали рекомендации, в которых отмечено, что в основу бюджетной и налоговой политики на 2011 – 2013 годы положены стратегические цели, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года. Проект закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен с использованием умеренно-оптимистичного варианта прогноза развития экономики, базирующегося на относительно консервативных оценках внешних условий, включая устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть.
В рекомедациях отмечено, что с 2011 года Вологодская область будет получать дотацию из федерального бюджета и перестает быть регионом «донором». Сумма дотации в 2011 году составит 737,9 млн. рублей, в 2012 и 2013 годах соответственно составит 359,1 млн. рублей и 163,2 млн. рублей. Удельный вес дотации в расходах консолидированного бюджета в 2011 году составит менее 2 процентов. Включение области в состав дотационных субъектов на приведет к принципиальным изменениям в организации бюджетного процесса - отметили участники слушаний.
Государственный долг на 1 января 2011 года составит 19 млрд. рублей, на 1 января 2012 года увеличится до 21 млрд. рублей. К 1 января 2014 года снизится до 13 млрд. рублей. При этом на 1 января 2014 года задолженность перед банками планируется в сумме 9 млрд. рублей, по кредитам из федерального бюджета – 1 млрд. рублей, по гарантиям – 3 млрд. рублей. Несмотря на профицит областного бюджета и сокращение расходов областного бюджета к 2014 году сохранится достаточно высокий уровень заимствования в банках.
Собственные доходы местных бюджетов будут увеличиваться. По прогнозу департамента финансов области, в 2011 году налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов составят 10,5 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с оценкой объема доходов 2010 года на 0,9 млрд. рублей, или на 9,4 процента. Объем дотации местным бюджетам составит 3,5 млрд. рублей и сохранится на уровне 2010 года. Несмотря на благоприятную динамику поступления налоговых и неналоговых доходов, местные бюджеты по-прежнему остаются дотационными.
Участники слушаний поддержали концепцию проекта закона области «Об областном бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» и предложили, в частности, Правительству области:
утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов, проводить политику по снижению государственного долга области и оптимизации его структуры;
рассмотреть возможность первоочередного погашения кредитов банков и реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по привлеченным кредитам;
принять меры по сокращению задолженности по уплате налогов и сборов.
Участники слушаний рекомендовали органам местного самоуправления усилить контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств.
Пресс-служба Законодательного Собрания области