Публичные слушания по вопросу исполнения областного бюджета за 2010 год
    Деятельность    Информационные материалы    Материалы публичных слушаний, круглых столов, совещаний


/upload/medialibrary/252/2521217c24166cc1dd14e39dd7e49fe0.jpg26 мая в Законодательном Собрании области состоялись открытые парламентские слушания, посвященные вопросу исполнения областного бюджета за 2010 год. Напомним, что на ежегодных слушаниях об исполнении бюджета, которые проходят в соответствии с законом области «О бюджетном процессе в Вологодской области», выявляются сильные и слабые стороны исполненного бюджета, дается оценка степени эффективности расходования бюджетных средств в экономике и социальной сфере.

С обзорным докладом об экономической ситуации в мире и о перспективах экономики нашей области перед депутатами выступил первый заместитель Губернатора области Леонид Иогман, отметив следующее:

/upload/medialibrary/0e5/0e571844b01062766750ae579e855551.jpg«Для Вологодской области 2010 год стал годом стабилизации в регионе. Область сделала ставку на экономику предложения, перенос усилия с управления спросом на стимулирование совокупного предложения и активизацию производства и занятости. Вектор принимаемых решений был направлен не на спасение отдельных экономических агентов, как было в 2009 году, а на поддержание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности. Практически во всех секторах экономики и жилищного строительства итоговые показатели оказались оптимистичнее показателей 2009 года и оптимистичнее прогнозов... Особенно важен рост инвестиций и потребительского спроса. Также серьезный прирост отмечен в промышленности области.

Что привело к таким результатам?

На мировом уровне - это выздоровление глобальной экономики.

Но многое было сделано и на уровне региона.

Это и грамотный менеджмент вологодских компаний, сумевших реализовать мгновенные безошибочные маркетинговые ходы.

И реализация органами исполнительной и законодательной власти антикризисных программ, которые позволили создать опорные инструменты для посткризисного развития.

Основные экономические показатели 2010 года говорят о том, что кризис теряет свою силу. Индекс производства в промышленности составил 111%. Причем, увеличение объемов производства характерно для всех основных отраслей. От 103% в химическом производстве до 134,2% в производстве машин и оборудования.

Развитие промышленного производства невозможно без роста инвестиций. Поэтому в качестве приоритета номер один и главного условия успешного социально-экономического развития региона мы рассматриваем существенную активизацию инвестиционной политики.

Вопросы сохранения стабильной ситуации на рынке труда оставались актуальными и в 2010 году.

В рамках мероприятий по содействию занятости населения решались такие ключевые задачи, как сохранение квалифицированного кадрового потенциала предприятий, переобучение высвобождаемых работников, социальная защита безработных, помощь выпускникам вузов и средних учебных заведений в поиске работы, в создании собственного дела.

Численность безработных сократилась в 1,5 раза - с 24,5 тысяч по состоянию на начало 2010 года до 16 тысяч на конец года. Соответственно уровень безработицы снизился с 3,7 до 2,4%.

Выровнялся по сравнению с 2009 годом тренд уровня благосостояния населения.

Среднедушевой денежный доход населения области в 2010 году увеличился относительно 2009 года в номинальном выражении на 14%, в реальном – на 7,6%.

В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась до 17,2%. Среднемесячная заработная плата - основная составляющая в доходах населения - составила 18,5 тыс. рублей с ростом к 2009 году в номинальном выражении на 11,4%, в реальном - на 5,1%.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основной задачей социально-экономического развития области в 2010 году был выход из острой фазы кризиса. Общими усилиями с этой задачей мы справились».

/upload/medialibrary/5b6/5b675158f2b2a07f785aa625da5ba5eb.jpgПри обсуждении доклада прозвучали и «неудобные» вопросы. Так депутат Михаил Суров напомнил, какой ценой была достигнута относительная стабильность в 2010 году. По словам депутата, объем государственного долга области на 1 января 2011 года составил 18,5 миллиарда рублей и увеличился за отчетный период на 8,5 миллиарда рублей. «Не слишком ли высокую цену мы заплатили за стабильность?» - задал вопрос депутат.

На вопрос ответил первый вице-губернатор области Николай Костыгов:

«По большому счету, кто-нибудь почувствовал в Вологодской области, что был кризис? Нет. Без этих займов было не обойтись для того, чтобы исполнить все свои социальные обязательства, чтобы прожить без потрясений. Да, отдавать придется, что мы и начали уже делать».

/upload/medialibrary/71c/71c8b625919e5ff9f57c106431ca143e.jpgС докладом об исполнении бюджета 2010 года выступил начальник департамента финансов, первый заместитель Губернатора области Сергей Тугарин, который напомнил макроэкономические показатели исполненного бюджета: в 2010 году областной бюджет по доходам исполнен в сумме 36,1 млрд. рублей, или на 98,9 процента к годовым назначениям, по расходам в сумме 43,1 млрд. рублей, или 96,9 процента от утвержденных назначений. Дефицит областного бюджета в 2010 году составил 7,0 млрд. рублей. В 2010 году в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 25,8 млрд. рублей. За счет поступлений собственных доходов в 2010 году осуществлен возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение 2009 года, в связи с чем исполнение годовых бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета составило за 2010 год 98,5 процента. За исключением возврата остатков субсидий, субвенций, исполнение собственных доходов областного бюджета составило 100,3%. По сравнению с 2009 годом налоговые и неналоговые доходы увеличились на 6,8 млрд. рублей, или на 35,9 процента. Темп роста налоговых поступлений в бюджет области в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 39,7 процента, что выше, чем по субъектам Северо-Западного федерального округа.

/upload/medialibrary/e3c/e3c9b686e9c5566ef71badf7fd030af9.jpgПредседатель профильного комитета ЗСО по бюджету и налогам Алексей Канаев довел до депутатов итог глубокого анализа исполнения бюджета области, проведенного в Законодательном Собрании:

«В целом в 2010 году наблюдались позитивные тенденции развития отраслей экономики. Год стал переходным от кризисного времени к нормальному развитию экономики области. По данным статистики, в области наблюдается умеренный рост по всем основным экономическим показателям.

В результате налоговые и неналоговые доходы увеличились по сравнению с 2009 годом более чем на 6,8 млрд. рублей. Была сохранена социальная направленность расходов областного бюджета. Меры, принятые Правительством области и Законодательным Собранием, позволили удержать на достигнутом до кризиса уровне социальные выплаты, полностью обеспечить выполнение всех государственных обязательств в рамках возможностей областного бюджета. Нельзя не отметить, что в 2010 году увеличился объем бюджетных инвестиций по сравнению с 2009 годом в 1,6 раза. В целом можно признать удовлетворительной работу органов исполнительной власти по исполнению бюджета.

Несомненно, бюджетное законодательство должно быть направлено на создание условий для повышения эффективности расходов. В то же время выводы Контрольно-счетной палаты свидетельствуют о том, что эффективность использования бюджетных средств в 2010 году рядом главных распорядителей бюджетных средств была не очень высокой.

Контрольно-счетная палата области в 2010 году выявила нарушения на сумму более 1,1 миллиарда рублей. Учитывая, что общий объем проверенных средств составил 7,8 миллиарда (то есть 14% проверенных средств использовались с нарушениями), то цифра эта, конечно, вызывает тревогу. Департамент финансов области выявил нарушений еще почти на 500 миллионов рублей. Конечно, большая часть нарушений связана не со злоупотреблениями, а с ошибками и недостаточной эффективностью использования бюджетных ассигнований. Правительством практически исключено нецелевое использование средств – а это наказуемое, вплоть до уголовного преследования, нарушение».

Так же депутат сообщил, что в рамках проверок по контролю за размещением заказов в 2010 году проверено 1639 процедур. Из них в 1142 случаях или в 70 процентах выявлены нарушения законодательства. Учитывая объем средств, направляемых на закупки, правительству необходимо усилить работу в данном направлении, а Законодательному Собранию при формировании поручений Контрольно-счетной палате предусмотреть соответствующие контрольные мероприятия.

Среди недостатков исполненного бюджета была отмечена множественность его корректировок. В 2010 году изменения в бюджет вносились 8 раз! По мнению депутатов, это ведет к снижению эффективности исполнения бюджета и этот фактор необходимо минимизировать в будущей работе.

«В целом же, – подчеркнул Алексей Канаев, - депутаты постоянного комитета по бюджету и налогам положительно оценивают работу правительства области по исполнению областного бюджета за 2010 год. Отмечаем, что цели и задачи, которые были поставлены перед правительством области, успешно реализованы».

/upload/medialibrary/725/7255fa2dac01975d7f7356689c4ebdf0.jpgВ ходе слушаний было отмечено, что в настоящее время в областном законодательстве недостаточно подробно прописаны нормы в части оценки эффективности целевых программ. Несмотря на то, что законом о бюджетном процессе предусмотрено предоставление вместе с годовым отчетом информации об исполнении целевых программ, фактически представляется информация, в которой сравнивается факт расходов с плановыми назначениями. По мнению депутатов, все обозначенные слабые места исполненного бюджета обязательно должны быть учтены при формировании бюджета следующего года.

По итогам работы публичных слушаний своим мнением об исполнении бюджета 2010 года поделился председатель Законодательного Собрания области Николай Тихомиров:

/upload/medialibrary/0fc/0fcc38930931c3f06649cbeeb4c1b960.jpg«Когда мы принимали бюджет 2010 года, было очень непросто, и здесь хочу сказать добрые слова в адрес правительства области, Губернатора. Для того, чтобы сформировать бюджет 2010 года, нужно было приложить немало усилий и мудрости, сгладить кризисные явления и риски. На мой взгляд, это удалось сделать. Сегодня звучали вопросы – почему был допущен такой размер государственного долга? Да, можно было бы иметь долг и меньше, но для этого надо было прекратить все строительство и не выделять в целом никаких средств на развитие. Был выбран другой путь – мы пошли на заимствования, но обеспечили развитие всех отраслей экономики. Сегодня же однозначно прослеживается тенденция роста экономики».

Председатель постоянного комитета ЗСО по бюджету и налогам Алексей Канаев дополнил к уже сказанному:

/upload/medialibrary/4c0/4c0ba9b970ab94aa4f66d66fd4131053.jpg«Любой отчет - это прежде всего повод подвести итоги - что сделано хорошего, и, прежде всего, посмотреть, что именно нуждается в улучшении. И в данном случае мы смотрим, а что же в бюджетном процессе можно откорректировать. Постоянно возрастает актуальность повышения эффективности бюджетных расходов. Нам удалось практически ликвидировать вопросы, связанные с целевым использованием бюджетных средств. Сегодня такие факты редки. Есть вопросы эффективности. Но эффективность - это критерий во многом экспертный. Каковы критерии эффективности? Это возможность достичь заданного результата с наименьшими ресурсами или за те же самые деньги и средства и получить лучший результат. Сегодня одна из наших задач - разработать формализованные методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. Инструменты программно-целевого исполнения необходимо внедрять, и как можно скорее».

Депутат Сергей Каргинов высказал свое мнение:

/upload/medialibrary/12b/12b62a98aa6651a49b5ee793df5e6662.jpg«2010 год был годом испытаний и с экономической, и с экологической точек зрения. Вспомним, сколько было пожаров! Мы поддержали бюджет 2010 года, и поясню почему. В трудные моменты страна должна консолидироваться. Если мы побежим в разные стороны, ничего у нас не получится. Но к сожалению эта наша консолидация периодически нарушалась федеральными чиновниками. Мы говорили – дайте нам федеральные дешевые кредиты, а в ответ слышали – возьмите у нас вот столько-то кредитов, но еще занимайте в коммерческих банках. В итоге обслуживание долга Вологодской области сегодня обходится в сумму порядка 600 миллионов рублей, и мы не находим деньги на реализацию социальных проектов. Долг Вологодской области вырос до 18 с лишним миллиардов рублей. Это 72% от собственных доходов. Переложите это на бюджет своей семьи и вы поймете, что это критический уровень. Здесь надо делать выводы и ЛДПР предлагает более эффективно использовать и имущество, которое находится области, и решать вопрос земли. Земли много, но ни молодежь, ни другие желающие не могут получить ее бесплатно, чтобы построить дом».

Депутат Законодательного Собрания Александр Мишуринский так обозначил свою позицию по обсуждаемому вопросу:

«Бюджет 2010 года был трудный, непростой, однако был избран правильный курс на социальную направленность бюджета. С этой принципиальной позицией выступала партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В 2010 году областной бюджет очень серьезно помог районам – плюсом почти 23% к уровню 2009 года, что дало возможность районам исполнить все свои обязательства».

Обсудив отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год и заключение Контрольно-счетной палаты области, участники публичных слушаний отметили, что бюджетная и налоговая политика в 2010 году была направлена на укрепление доходной базы областного бюджета, выполнение социальных обязательств области, обеспечение сбалансированности областного бюджета, а также на создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и в сфере государственных услуг, на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Бюджетные обязательства, принятые законом области "Об областном бюджете на 2010 год", в целом исполнены. Исполнение бюджета по отдельным видам расходов ниже запланированных показателей объясняется в основном использованием не в полном объеме средств, выделенных из федерального бюджета.

Областной бюджет в 2010 году сохранил свою социальную направленность. Приоритетами расходов являлась выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и социальные выплаты гражданам.

На финансирование отраслей национальной экономики и на жилищно-коммунальное хозяйство из областного бюджета в 2010 году направлено 6,8 млрд. рублей или 16 процентов от общих расходов областного бюджета.

По итогам (в проекте решения) состоявшихся слушаний депутатам Законодательного Собрания области рекомендовано принять закон Вологодской области "Об исполнении областного бюджета за 2010 год", а правительству области, в частности, утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечить необходимые меры по долгосрочной сбалансированности областного и местных бюджетов.

Пресс-служба Законодательного Собрания области


Возврат к списку

Рекомендовать материал