Главный итог парламентских слушаний по проекту бюджета – ВСЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ.
8 ноября в областном парламенте состоялись публичные парламентские слушания по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов". Чего ждать и к чему готовиться области в период глобальной экономической и политической нестабильности в мире, какие отрасли промышленности поддержать, чтобы как можно меньше зависеть от внешних факторов, как отдавать многомиллиардные долги банкам – эти вопросы стали главными на состоявшемся форуме.
С докладом о прогнозе социально-экономического развития области на предстоящие годы выступил первый заместитель Губернатора области Леонид Иогман. Прогнозы ведущего экономиста области были в меру оптимистичны – экономика области как составная часть экономики России глубоко интегрирована в глобальную экономику, которая все еще остается в зоне нестабильности. Неустойчивы цены на нефть и металлы. На этом фоне антикризисные программы, реализуемые в ведущих экономиках мира, еще не проявились в полной мере. Результат от их реализации еще не наступил или остается пока незначительным. Между тем экономические прогнозы осложняются нестабильностью в еврозоне, проблемами Греции, Испании, Португалии, Ирландии. По словам Леонида Иогмана, на этом фоне в 2011 году Вологодская область закрепила тенденции восстановления экономики и практически по всем показателям вышла на уровень докризисного 2008 года. Показательно, что с 2010 года экономика Вологодской области начала движение вверх по такому важному показателю, как объем промышленной продукции на душу населения.
Позитивную динамику обеспечивают все основные виды промышленной деятельности – в металлургии, после тяжелого 2009 года, темпы роста в 2011 году составил 7% к 2010 году. Улучшаются позиции в машиностроительном комплексе, увеличивает объемы подшипниковый завод, нашел свою нишу на рынке вологодский СКДМ. Что касается лесопромышленного комплекса, то можно говорить о том, что сформировался устойчивый, развивающийся кластер экономики. Леонид Иогман подробно остановился на каждой отрасли экономики. По мнению первого заместителя Губернатора, практически везде есть перспективы для роста и развития отраслей.
Комментируя для СМИ тезисы своего выступления, Леонид Иогман отметил, что на фоне минусов мировой экономики у нас есть один неоспоримый плюс - в Вологодской области накоплен опыт и знания для того, чтобы противостоять дальнейшим негативным тенденциям:
«Наши компании умеют работать на глобальных рынках и в условиях неопределенности. Те, кто умеет, и в эти непростые времена получает хорошие результаты. Хорошие темпы развития показывает текстильная промышленность, отличные темпы показывает химическая промышленность. И здесь тоже вопрос базы – ведь химическая отрасль сама по себе большая. Она входит в так называемый газо-химический кластер. Это драйвер роста! Драйвером роста стал и малый бизнес, а в перспективе должны стать агропромышленный комплекс и пищевая промышленность. Очень часто меня спрашивают-не пора ли покупать впрок макароны? Нет! Не пора. В течение следующего года совершенно точно».
При этом Леонид Иогман отметил, что в следующем году каждый процент роста экономики области будет даваться все напряженнее. По окончании доклада первый заместитель Губернатора ответил на ряд вопросов депутатов.
С представлением проекта бюджета области на на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов выступил начальник департамента финансов области, первый заместитель Губернатора Сергей Тугарин, который напомнил, что бюджет на следующий год формировался с учетом сложной экономической обстановки. На структуру расходов бюджета и формирование его доходной части повлияли такие факторы, как изменение межбюджетных отношений на федеральном уровне, задача увеличения заработной платы всех бюджетников области на 15%, а учительских зарплат - до среднего уровня в экономике региона, необходимость создания регионального дорожного фонда и одновременно погашения огромного государственного долга, сумма которого на конец 2012г. составит более 26,6 млрд. рублей. При этом дефицит бюджета составит более 14% , а это предельно допустимый размер. Сергей Тугарин напомнил об основных макроэкономических показателях главного финансового документа области:
бюджет области на 2012 год характеризуют:
объем доходов в сумме 34 577 738,4 тыс. рублей;
объем расходов в сумме 39 007 691,3 тыс. рублей;
дефицит областного бюджета в сумме 4 429 952 ,9 тыс. рублей, или 14,7 % от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.
По окончании доклада Сергей Тугарин ответил на вопросы участников слушаний, уточнил позицию Правительства области по вопросам повышения зарплат в дошкольных учреждениях, работникам бюджетной сферы, формирования дорожного фонда.
Председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев проинформировал участников слушаний о том, что ко дню слушаний в комитет поступили заключения по результатам рассмотрения проекта бюджета области на следующий год от Контрольно-счетной платы области, комитетов Законодательного Собрания области, прокуратуры области, управления Министерства юстиции по Вологодской области, муниципальных образований области. По словам Алексея Канаева, представленные материалы позволяют выработать мнение о законопроекте и дать его оценку, пожалуй главная из которых состоит в том, что представленный бюджет очень сложен с точки зрения его сбалансированности. На это значительное влияние оказало повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в текущем году, изменение в распределении полномочий между федеральным и областным бюджетами, изменение нормативов зачисления доходов между уровнями бюджетной системы, создание региональных дорожных фондов в условиях, когда темпы роста собственных доходов ниже темпов роста расходных обязательств. Алексей Канаев, в частности, отметил:
«За прошедший год было принято много важных и несомненно правильных, социально-значимых решений. Это привело к увеличению расходных обязательств областного бюджета, в том числе постоянно действующих социальных обязательств, включая заработную плату бюджетников.
В этой связи бюджет на 2012 год сформирован фактически с предельным дефицитом. Планируется в следующем году и дальше осуществлять заимствования. Только с 2013 года предлагается начать сокращение государственного долга и отдавать кредиты, которые заимствовались с 2009 года.
Возвращаясь назад можно вспомнить, что при формировании бюджета на 2011 год был применен аналогичный подход: бюджет на 2011 год был принят с дефицитом, погашение кредитов планировалось начать с 2012 года. Представленный сегодня бюджет показывает, что данная задача по погашению дефицита отложена еще на один год.
Вопрос высокого долга областного бюджета является самым главным риском бюджетной системы. Поэтому основная задача бюджетной политики на предстоящий период – это умелое управление государственным долгом, поддержание его на безопасном уровне и обеспечение сбалансированности областного бюджета в среднесрочной перспективе.
Важной особенностью областного бюджета является его социальная направленность, что не дает возможности в будущем безболезненно снизить уровень финансирования расходов областного бюджета. Поэтому, по нашему мнению, необходимо продолжать работу по трем ключевым направлениям - повышение эффективности расходов, увеличение собственных доходов, контроль за эффективностью и результативностью бюджетных расходов».
Остановившись подробно на вопросе повышения эффективности расходов областного бюджета Алексей Канаев отметил, что за последние годы проделана колоссальная работа по сокращению неэффективных расходов, по совершенствованию структуры органов государственного и муниципального управления, внедрению новых принципов управления бюджетом. Предложенный бюджет также планомерно продолжает решение этих задач, продолжается внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
По результатам рассмотрения проекта закона области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на слушаниях выступила председатель Контрольно-счетной палаты Вологодской области Елена Немцова. Председатель КСП уделила особое внимание теме повышения эффективности расходов областного бюджета и, в частности, отметила:
«В условиях недостаточности доходной базы и необходимости сохранения социальной направленности бюджета области следует уделить особое внимание повышению качества управления бюджетным процессом на областном и муниципальном уровнях. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
По мнению Контрольно-счетной палаты, финансовый контроль на каждом уровне должен стать еще более действенным и ориентированным на предупреждение финансовых нарушений. Тем более, что в следующем году ряд муниципальных образований будут бездотационными».
По словам Елены Немцовой, в представленном законопроекте в недостаточной степени реализована задача по совершенствованию программно-целевого принципа планирования. Доля программного финансирования в общем объеме расходов областного бюджета снижается с 21,4% – в 2011 году до 15,8% – в 2014 году.
На слушания были приглашены не только представители законодательной и исполнительной ветвей власти области, но и общественные организации, инициативные группы граждан. Представитель одной из таких инициативных групп – по строительству путепровода через железнодорожные пути в Лукьяново - Алексей Бредников потребовал от исполнительной власти решения этого вопроса.
Заслушав основные доклады, участники слушаний обменялись мнениями о перспективах развития области на предстоящие годы и о направлениях бюджетной политики.
Председатель постоянного комитета ЗСО по экономической политике и собственности Евгений Коротков:
Ситуация очень сложная. Я выступал всегда, чтобы стимулировать экономику. Социальные гарантии – это очень хорошо. Но мне кажется, что мы сильно увлеклись поддержкой социальной сферы и в какой-то момент может получиться так, что эти социальные программы будут тормозить экономическое развитие региона. Нам придется у будущих поколений забирать то, что мы сейчас отдаем, поскольку в развитие не будут вкладываться деньги.
Прогноз по развитию области, который предлагает правительство, говорит о том, что экономический рост будет происходить, в основном, за счет внешних факторов, роста цен, а не инвестиций в экономику. Но цены могут измениться. Нужно подумать, что необходимо сделать, чтоб поднять рост. Ни в коем случае нельзя лишать льгот предприятия, которые развиваются. Это может закончиться тем, что предприятия перестанут инвестировать, будут уходить в другие регионы, выводить деньги вместо того, чтобы развиваться.
Второй фактор. В регионе есть огромные объекты капитального строительства, которые финансируются из областного бюджета. Не смотря на то, что бюджет дефицитный по максимуму, необходимо продолжать финансировать те объекты, которые будут работать на развитие будущего. Поэтому необходимо еще раз пересмотреть всю программу финансирования объектов капитального строительства.
Руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании области Николай Жаравин:
Я оцениваю областной бюджет как сегодняшнюю погоду. Он у меня энтузиазма и большого оптимизма не вызывает. Во-первых, сокращается доходная часть бюджета по сравнению с бюджетом текущего года. В то же время увеличивается расходная часть. Растет дефицит и растет государственный долг Вологодской области почти на два миллиарда рублей. Во-вторых, из 14 основных распорядителей бюджетных средств расходы снижаются по десяти. Поэтому мне не очень понятен тот оптимизм, с которым первый заместитель губернатора рассказывал о прогнозе социально-экономического развития области. Потомучто за этими цифрами мировой макроэкономики не видно действий Правительства Вологодской области. Что оно будет делать в 2012 году для того, чтобы не на 3% наш валовый региональный продукт вырос, а больше. Думать о перспективе необходимо даже не сегодня, а 2-3 года назад, когда начали выходить из кризиса. Я вполне согласен с заключением общественной палаты, что это не прогноз социально-экономического развития, а механический набор показателей, который никак не увязан с целями и задачами развития региона на ближайшие годы.
Хорошо если до первого чтения Правительство еще раз вернется к тем замечаниям, которые сегодня были высказаны, и внесет какие-то коррективы и в сам прогноз, и в проект бюджета на 2012 год.
Меня беспокоит снижение по капитальным вложениям. Только за счет дорожного фонда мы держим высокие уровни расходов. В два раза снижается поддержка сельского хозяйства. И неизвестно, будет ли поддержка аграрного комплекса из федерального бюджета. Мне также абсолютно непонятно, почему в два раза снижаются расходы на физическую культуру.
Депутат Сергей Пахарев:
В 2012 году бюджет области будет испытывать серьезные трудности. Проблемы текущего, 2011 года переходят в следующий. Что касается работы нашего комитета по культуре, образованию и здравоохранению то мы поддерживаем проект бюджета. Но отмечаем вопросы, которые необходимо решить. В связи с тем, что здравоохранение, начиная с 2012 года, переходит к полномочиям субъектов федерации, нашим комитетом вносится шесть предложений.
Кроме того мы вносим предложение увеличить на 15 % заработную плату всех педагогических работников, не только учителей. Хотелось, чтобы речь шла об общем объеме заработной платы, а не только стимулирующем фонде. Но, исходя из реалий времени, пока повышение на 15 % коснется только стимулирующего фонда оплаты труда.
Если говорить о тех разделах бюджета, которыми я доволен, то это возобновление деятельности дорожного фонда и его финансирование. Это будет очень серьезное вложение.
Руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Сергей Каргинов:
Бюджет предлагается опять с дефицитом в четыре миллиарда, внутренний долг увеличивается до 26 миллиардов рублей, помощь федерального правительства минимальная – и мы опять уходим в долги. Говорят, что будем жить лучше, а следующий год наступает – и мы опять живем хуже. Надо сегодня честно и открыто сказать: «Давайте мы затянем пояса, а не будем перед выборами раздавать обещания и деньги, и после этого сделаем нормальный профицитный бюджет». Этого никто не хочет. Наращиваются социальные расходы, наращивается задолженность. И все это мы будем расхлебывать в 2012, 13 и 14 годах. Поэтому мы не будем поддерживать такой бюджет. Уменьшаются расходы на ЖКХ, образование, многие другие статьи – это не наша позиция. Такой бюджет нельзя принимать.
Должно быть перераспределение между региональными уровнями бюджета. Сегодня Москва жирует, забирает основные доходы и от налогов, и от нефти, и от газа. А как мы выйдем на профицитный бюджет, если грядет новый кризис? Европа начинает тонуть. Им обещают триллион долларов, забыв про русский север. Дайте нам эти деньги, мы выберемся из кризиса, выполним все социальные обязательства, поднимем экономику, а потом будем помогать Европе. Весь 20-й век мы кому-то помогаем, забывая о себе. Эту практику необходимо прекращать.
Председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Николай Архипов:
Бюджет Российской Федерации в целом сформирован на 53 % за счет природных ресурсов.
В Вологодской области мощная бюрократическая база. Есть восемь крупных строительных компаний, которые сегодня должны работать на полную мощность. Но не могут, а ходят по кругу для того, чтобы получить разрешение на добычу полезных ископаемых в части гравийно-песчаных смесей. Доходит дело до судов, которые они выигрывают. Но дальше бюрократическая машина направляет их в Северо-Западный федеральный округ, и от этого наш бюджет теряет миллионы рублей. Я считаю, что должно произойти изменение нормативно-правовой базы на уровне всей страны.
Что касается бюджета области в части охраны окружающей среды, то средств выделяется довольно мало. Если в 2011 году на проблемы экологии было направлено 242 миллиона рублей, то в 2012 году – всего 166 миллионов, то есть на 31 % меньше. Конечно, экологическая обстановка в вологодской области достаточно спокойная, но это пока. Как бы нам не пришлось из-за природных катаклизмов тратить большие средства, к которым мы можем быть не готовы. Это 24 плотины, которые нам достались в наследство от СССР. В области 142 скотомогильника, из которых 42 – язвенных. Средств на поддержание этих объектов в нормальном состоянии не выделено ни копейки. Это может закончиться очень большими неприятностями.
Я считаю, что необходимо находить источники финансирования. В первую очередь, за счет лесных ресурсов, увеличения доли переработки леса в области хотя бы до 75 %.
Председатель постоянного комитета по социальной политике Наталия Рябова:
Хочу отметить, что представленный вариант проекта бюджета свою социальную направленность сохраняет. К примеру, в полном объеме заложены деньги на субсидии по оплате услуг ЖКХ льготным категориям граждан. Первое место в структуре расходов бюджета занимают расходы на финансирование социальной сферы. Практически 70%. Но не все так прекрасно. Сегодня в Законодательное Собрание идет большое количество обращений женщин, имеющих большое количество детей. Они обращаются об индексации ежемесячного детского пособия, которое не увеличивалось много лет и составляет 150 рублей. Наш комитет свои предложения по исправлению этой ситуации представил. Много обращений идет и по вопросу обеспечения жильем молодых семей. Средств, заложенных в бюджете на эти цели, явно недостаточно.
Председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев:
Этот бюджет можно назвать «бюджетом социальных обязательств». Порядка 80-90% всех расходов - это, по большому счету, социальные обязательства, это финансирование таких значимых отраслей, как образование, здравоохранение. Действительно многое будет делаться в ущерб капитальному строительству. Но это традиционный уже подход к формированию бюджета, когда мы берем за основу умеренно-оптимистичный прогноз развития экономической ситуации, с тем, чтобы при появлении дополнительных доходов можно было расширить программу капитального строительства. Сегодня потенциал получения дополнительных доходов, экономического роста значительно ограничен. Необходимо искать резервы в расходной части и прежде всего повышать эффективность бюджетных расходов.
Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании области Геннадий Хрипель:
Особенности предложенного нам бюджета заключаются в весьма существенном снижении и доходной, и расходной частей. Очень большая неопределенность в прогнозах экономической ситуации. Совершенно правильно, что за основу мы взяли умеренно-оптимистичный вариант развития событий. Есть и положительные моменты в бюджете – это сбалансированность бюджетов муниципальных образований и на сто процентов закрываются все социальные обязательства. Вводится новая программа по строительству и реконструкции детских садов. Но конечно заложена там очень маленькая сумма – в пределах 160 или 190 миллионов рублей.
Заместитель главы Усть-Кубинского муниципального района Сергей Фомичев:
Как будет жить область, так и будет жить район. Замечательно, что реализуются крупные экономические проекты, обеспечивающие диверсификацию экономики. Это пример и для районов. Мы на своем уровне идем по такому же пути. Исходя из наших прогнозов, следующий год будет напряженным. К уровню текущего года увеличение финансирования района не произойдет. Но мы смотрим, какие программы можно сократить. Будем работать с долгами по налоговым платежам, по имуществу, которое у нас есть, будем реализовывать земельные участки.
Рекомендации парламентских слушаний лягут в основу решения депутатов при рассмотрении бюджета области на предстоящей сессии ЗСО.
Пресс-служба Законодательного Собрания области.