Публичные слушания на тему: "О финансовой политике Вологодской области в 2011 году и мерах, принимаемых Правительством области в 2012 году по обеспечению сбалансированности областного бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов"
    Деятельность    Информационные материалы    Материалы публичных слушаний, круглых столов, совещаний


/upload/medialibrary/868/8680add153535259a7c4904ca4d44c5d.JPGПредседатель ЗСО Георгий Шевцов о состоявшихся парламентских слушаниях: «Необходимо сокращать расходы, не позволять нерациональные траты и начинать по-настоящему зарабатывать деньги».

Для того, чтобы выйти из сложной экономической ситуации, в области нужно, по сути, создавать экономику нового типа, нужно развивать производство, привлекать частные инвестиции и повышать собираемость налогов – таков главный вывод состоявшихся сегодня в ЗСО парламентских слушаний.

Заявленная тема "О финансовой политике Вологодской области в 2011 году и мерах, принимаемых Правительством области в 2012 году по обеспечению сбалансированности областного бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов" была призвана ответить, по сути, на несколько основных вопросов – как должна развиваться область в условиях финансовой напряженности, какими расходными статьями бюджета можно пожертвовать, а какими нельзя и самое главное – как выходить из ситуации, когда огромная часть доходов бюджета уходит на обслуживание кредитов в банках?

/upload/medialibrary/d05/d0507f562bc2d22aa9020a89a3032671.JPGЗаместитель Губернатора области, начальник департамента финансов Сергей Тугарин рассказал о финансовой политике Вологодской области в 2011 году и мерах, принимаемых Правительством области в 2012 году по обеспечению сбалансированности областного бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов. По окончании доклада депутаты задали ряд вопросов.

В ходе слушаний была высказана мысль о том, что причины современной сложной экономической ситуации были заложены еще в кризисе 2008-2009 годов, когда были задействованы все механизмы поддержки экономики, начиная от предоставления налоговых льгот и государственных гарантий, реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда и так далее. Эти процессы происходили на фоне снижения доходной базы областного бюджета. Действительно, область сохранила все принятые социальные обязательства, но ценой значительных займов. Начиная с 2009 года, нарастало напряжение в бюджетных отношениях, высокими темпами рос государственный долг области. По результатам оценки Министерства финансов РФ область вошла в число регионов с низким качеством управления региональными финансами.

/upload/medialibrary/3b1/3b1198973e8a2ab310451b850c41c081.JPGПредседатель постоянного комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев считает, что пришло время решительных мер:

«Кардинального изменения бюджетной политики в последнее время не происходит, – отметил Алексей Канаев. - Не было предложено понятных механизмов по сбалансированности бюджетной системы. Решение проблем с бюджетным дефицитом откладывалось. Позвольте вам напомнить, что при принятии бюджета на 2011 год мы планировали начать сокращать дефицит с 2012 года, но бюджет 2012 года вновь предусмотрен с дефицитом, а задача по сокращению дефицита отложена на 2013 год. Мы видим, что кризис обострил проблемы бюджетной сферы, которые копились годами, а для их преодоления потребуется переосмысление подходов по управлению бюджетным процессом.

Сегодняшние слушания должны определить пути выхода из сложившейся ситуации, положить начало разработке новой повестки бюджетной политики.

Для достижения максимального эффекта необходимо прилагать усилия по трем ключевым направлениям. Увеличение собственной доходной базы, сокращению расходов бюджетов и повышению эффективности бюджетных расходов. Только их совместное использование даст нужный эффект».

Алексей Канаев предложил, прежде всего, сконцентрироваться на повышении эффективности бюджетных расходов. Эффективным инструментом может стать переход на программный бюджет. Сейчас доля программных расходов в областном бюджете составляет около 17 процентов и практически не меняется за последние годы. Для примера, в республике Карелия в 2010 году доля таких расходов составила более 90%, в Ярославской области – 65,4%, Калужской области – 53,3%.

Вместе с тем, использование программного метода с точки зрения эффективности является более обоснованным: формулируются цели, разрабатываются мероприятия, определяются измеримые результаты, которые планируется достичь. По мнению Алексей Канаева, необходимо переводить на программный принцип около 70 процентов расходов бюджета.

/upload/medialibrary/eae/eae1bfed1cd0f654cde6647ca4325181.JPGПредседатель Общественной палаты Вологодской области Владимир Ильин при разработке бюджета предложил шире использовать научный потенциал:

«В области очень много специалистов, в том числе и в сфере финансов. И нам следует на ранних стадиях разработки бюджета привлекать этих людей. Тогда обсуждения будут более эффективными. При тяжелом финансовом положении проводить слушания раз в год недостаточно. Необходимо профессионально обсуждать каждую цифру бюджета. Что касается стратегии развития региона, то необходим новый стратегический, максимально подробный план развития. Депутатам необходимо активизировать работу по созданию рабочей группы для совместных обсуждений подобных проектов».

/upload/medialibrary/9a4/9a4d54c670f468164e3a68589095d558.JPGДепутат Николай Жаравин обратил внимание: «Необходимо определить конкретные показатели эффективного расходования бюджетных средств, чтобы наши разговоры носили конкретный характер».

Заместитель председателя Законодательного Собрания области Виктор Вавилов высказал свои сомнения:

«Мы для привлечения инвестиций и увеличения доходной базы бюджета собираемся создать определенные так называемые территории и уменьшить количество дотационных районов. Если мы, обозначив одну площадку в Шексне, хотим пополнить бюджет, то я сомневаюсь, что где-то в Верховажском районе пополнится бюджет».

/upload/medialibrary/f74/f741058425b5997ec58a6593555f421c.JPGПредседатель постоянного комитета по экономической политике и собственности Евгений Коротков заострил внимание на путях решения проблемы:

«Госдолг довольно большой. Но это цена социальных бюджетов. Те области, которые формировали социальные бюджеты за счет федеральных денег, вышли из кризиса достаточно благополучно. А те, кто делали это за счет внутренних источников, как Вологодская область, все оказались в сложной ситуации. Сегодня возникает большой соблазн закручивать гайки, лишать льгот, но ведь без экономики ничего не сделать. Мы расходуем только те деньги, которые создали за счет прибавочной стоимости. Неправильные расходы можно поправить, изменить. Но одномоментно все финансовые проблемы не решить. Я бы хотел обратить внимание Правительства, прежде всего, на то, как мы будем поднимать экономику. Давайте помнить о том, что бизнес приходит только туда, где он может получить отдачу. Давайте будем работать на будущее».

/upload/medialibrary/e48/e48848880aa109236bf87c280fd28e10.JPGПредседатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Михаил Ставровский подчеркнул:

«Мы должны спокойно воспринять тот факт, что все время ориентироваться на нереальные сверхвысокие доходы не стоит. И металлургия, и химия – это отрасли, которые подвержены колебаниям более всего. И в 2010 и в 2011 годах металлурги и химики заплатили налоги. Только они стали меньше в пять раз. Но они по налогам рассчитываются полностью. Наша главная задача сегодня – заниматься диверсификацией экономики. Для этого понадобится очень много инструментов. Но мы сегодня несем ответственность за ту социальную политику, которую и правительство области и депутаты взяли на себя. И долги, которые мы сегодня имеем – это наша плата относительному спокойствию в области. Не будет этого спокойствия – не будет экономики. Сегодня мы должны сделать все, чтобы с долгами рассчитаться».

В результате работы слушаний депутаты приняли за основу ряд рекомендаций, в которых предложили Правительству области, в частности обеспечить в кратчайшие сроки разработку и представление в Законодательное Собрание области программы, направленной на обеспечение сбалансированности областного бюджета и на обеспечение экономически безопасного уровня государственного долга области;

- обеспечить финансирование через программно-целевой метод не менее 70 процентов расходов областного бюджета;

- создать на сайте Правительства области единый информационный ресурс, содержащий информацию по долгосрочным и ведомственным целевым программам, и обеспечить актуальность размещаемой информации. В свою очередь депутаты областного парламента намерены усилить контроль Законодательного Собрания за результатом реализации долгосрочных целевых программ.

/upload/medialibrary/367/367c3f26502c44074e98d27871f7b921.jpgПодводя итог парламентских слушаний, председатель Законодательного Собрания Георгий Шевцов отметил:

«Целью состоявшихся слушаний было ответить на два вопроса – кто виноват и что делать, учитывая сложную экономическую ситуацию в области. Мы услышали, что виноват всемирный экономический кризис и узнали об основных намерениях, планах Правительства по поэтапному выходу из долговой кабалы.

Прежде всего, необходимо сокращать расходы, не позволять нерациональных трат и начинать по-настоящему зарабатывать деньги. И конечно, необходимо улучшать собираемость налогов. У нас немало предпринимателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, продолжают выдавать зарплату в конвертах, и, таким образом, уходят от налогов. Поэтому налоговое администрирование стоит на повестке дня как никогда остро. Мы ждем, что в ближайшее время Правительство области разработает конкретные меры по выходу из этой сложной ситуации. Дальше будем думать о том, как двигаться вперед ».

Пресс-служба Законодательного Собрания области


Возврат к списку

Рекомендовать материал