Видео:
Публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2011 год прошли в Законодательном Собрании области.
Участие в мероприятии приняли члены Правительства области, представители органов местного самоуправления, общественных организаций.
С докладом об экономической ситуации по итогам 2011 года выступил заместитель Губернатора области, начальник департамента финансов Сергей Тугарин. Он отметил, что объем валового регионального продукта в 2011 году оценивается в объеме 291,6 млрд. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 7 процентов. Наблюдалось также улучшение ситуации на рынке труда, росли реальные доходы населения. Среднемесячная заработная плата за 2011 год составила 20674 рублей, замедлился рост цен на товары и услуги населению.
Областной бюджет по доходам в 2011 году был исполнен в сумме 39,3 млрд. рублей, или 99,4 процента к годовым назначениям. Дефицит областного бюджета в 2011 году составил 7,2 млрд. рублей.
Расходы областного бюджета составили в 2011 году 46,5 миллиардов рублей, что на 7 процентов выше уровня 2010 года. Приоритетами расходования бюджетных средств являлись выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, социальные выплаты гражданам, а также расходы, связанные с системой жизнеобеспечения населения области. В финале своего выступления Сергей Тугарин подчеркнул, что в целом расходы областного бюджета в 2011 году были исполнены. Но, вместе с тем не достаточно активно проводилась политика по сдерживанию роста бюджетных расходов и обеспечению мер по сбалансированности областного бюджета.
Так, на 1 января 2012 года размер государственного областного долга составил 25,8 миллиардов рублей. Отношение объема государственного областного долга к годовому объему налоговых и неналоговых доходов области достигло критического значения – 89%.
Свои замечания по итогам доклада заместителя Губернатора выразили депутаты Законодательного Собрания области.
Алексей Канаев, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам: «Мы стараемся извлечь уроки из того, как исполнялся основной финансовый закон Вологодской области. Можно сказать, что 2011 год имел как свои плюсы, так и свои минусы. Что касается плюсов. Во-первых, мы проверили сведения, представленные Правительством области на достоверность. Они абсолютно совпадают с реальностью. Второе: отмечались и позитивные моменты в части роста валового регионально продукта, в части развитии экономики. Мы видим, что постепенно экономика в 2011 году преодолевала те последствия кризиса, которые были в 2009 году. К сожалению, мы не достигаем тех цифр, которые были в 2008 году, но позитивные тенденции есть.
Что касается минусов, наверное, ключевой минус – это то, что в 2011 году, несмотря на планы, не удалось существенно сократить дефицит бюджета и государственный долг регионального бюджета. Мы вошли в 2012 год со всеми проблемами, со всеми сложностями его исполнения.
Из минусов можно отметить то, что не в полной мере произошел переход на программно-целевой метод исполнения бюджета, когда бюджетный рубль идет вслед за программами по достижению определенных целей, когда есть измеримые показатели, которых чиновники должны добиться, достичь. В обратном случае, должен пересматривается вопрос о финансировании, и как следствие ставится вопрос и о персональной ответственности чиновника за реализацию той или иной программы. Переход на эти принципы, к сожалению, не произошел. Я думаю, что вся эта работа впереди – на 2012, 2013 и 2014 годы».
Евгений Коротков, председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности: «Необходимо обратить внимание на стратегию развития экономики. У нас в области нет инвестиционной базы. Результатов работы так называемых долгосрочных инвестиций также практически нет. При работе с потенциальными инвесторами необходимо учесть целый спектр важнейших составляющих. Есть отличный опыт работы корпораций в соседних регионах, и этот опыт можно использовать. Пора инвестировать экономику не на словах, а на деле».
Антон Гримов, член постоянного комитета по бюджету и налогам:
«Нужно отметить тот факт, что более 50% наших займов произведено в коммерческих банках. Это одни из самых дорогих кредитов из всех возможных займов для бюджета. Необходимо, чтобы Правительство максимально увеличило работу в федеральном центре, в Министерстве финансов Российской Федерации. Если мы привлекаем средства, то они должны быть максимально дешевыми и на максимально длительный срок».
Александра Баданина, председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению: « Безусловно, в 2011 году есть ряд достижений, но хотелось бы отметить следующее. Необходимо внести изменения в закон области «О нормативах расходных потребностей» на текущее содержание сферы дошкольного образования.Рекомендуем также исполнить протокольную запись об увеличении фонда оплаты труда работникам дошкольных образовательных учреждений на 15%;
Рекомендовать также повысить размер базовых окладов работников учреждений образования, особенно дошкольного, культуры, здравоохранения. Базовые оклады работников данных сфер на сегодняшний день ниже прожиточного минимума. В связи с этим возникает жесткий кадровый дефицит в сфере дошкольного образования, в детских садах не хватает воспитателей, младшего персонала – нянечек. В учреждениях здравоохранения - медицинских сестер, фельдшеров и врачей-специалистов в узких областях».
Николай Жаравин, заместитель председателя постоянного комитета по экономической политике и собственности: «В порядке рекомендации я бы отметил, что необходимо ужесточить контроль за выполнением муниципальными образованиями расходов, выделенных им по нормативам расходных потребностей, а также контролировать целевое расходование данных средств».
По итогам слушаний Правительству области было рекомендовано обеспечить необходимые меры по долгосрочной сбалансированности областного и местных бюджетов, продолжить работу по улучшению делового инвестиционного климата на территории области, принять действенные меры по переходу на программный бюджет и программно-целевые принципы управления; принять меры к обеспечению устойчивого роста налоговых поступлений, повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, повышению качества управления государственными финансами и усилению контроля за использованием бюджетных средств, принять меры по сокращению кредиторской задолженности.
Пресс-служба Законодательного Собрания